статья практико ориентированное обучение
Практико-ориентированный подход обучения в профессиональном образовании
Назарычева Надежда Фёдоровна
Практико-ориентированный подход обучения в профессиональном образовании
является формирование у обучающихся професиональных компетенций, практической работы, востребованной сегодня работодателями,а также формирование понимания того, где, как и для чего полученные компетенции применяются на практике. Квалификация обучающихся была и остаётся одним из главных конкурентных преимуществ любого учебного заведения. Сегодня в любом учебном заведении важно иметь инструменты и технологии развития навыков своих обучающихся,быстрого включения их в работу,адаптация их умений,к меняющимся условиям.
ориентированной модели подготовки квалифицированных рабочих кадров. Решение проблем находится не только в сфере профессионального образования, но и в создании отлаженного механизма взаимодействия техникума и реального производства. Поэтому в настоящее время актуальной для образовательной организации является реализация образовательных программ совместно с базовыми предприятиями через внедрение практико-
ориентированной модели подготовки квалифицированных рабочих кадров.
Долгосрочный практико-ориентированный проект «Растим чемпионов» «Растим чемпионов» или «По стопам Родиона Талигина» На протяжении многовековой истории хантыйский народ придавал большое значение физическому.
Информационно-практико-ориентированный проект «Скоро Новый год» Актуальность проекта Дети любят искать, сами находить. В этом их сила. А. Эйнштейн Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Информационный практико-ориентированный проект «Огород на подоконнике» Информационный (практико-ориентированный) проект: «Огород на подоконнике». Участники проекта:дети подготовительной к школе группы, родители.
Краткосрочный семейный, практико–ориентированный проект «Моя дружная семья» Современное общество нуждается в восстановлении традиционных семейных ценностей, пропаганде здорового образа жизни. Очень важно, в эпоху.
Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании Личностно- ориентированный подход в дошкольном образовании. Шесть часов утра. Начало рабочего дня. Я в ожидании своих воспитанников. В.
Познавательный практико-ориентированный проект «Безопасные дороги детства» Познавательный (практико-ориентированный) проект «Безопасные дороги детства» Составитель проекта: воспитатель Андронова Юлия Владимировна.
Практико-ориентированный проект «Наши куклы» Практико-ориенированный проект: «Наши куклы» Автор: Прасолова Галина Леонидовна-воспитатель 1 категории. Цель: Создать условия для изготовления.
Практико-ориентированный проект «Наш Авто ВАЗ» Технологическая карта педагогического проекта Название проекта «Наш Авто ВАЗ» Тип проекта практико-ориентированный Возраст детей 6-7 лет.
Информационно-практико-ориентированный проект «Хлеб всему голова» Не напрасно народ С давних пор и поныне Хлеб насущный зовет Самой первой святыней. Золотые слова Забывать мы не вправе: «Хлеб всему.
Практико-ориентированный проект для детей 5–7 лет «Семья» МБДОУ «Радуга» Снежненского сельского поселения Комсомольского муниципального района Хабаровского края ПРОЕКТ «СЕМЬЯ» Разработал:.
Доклад «Практико-ориентированный подход в обучении»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Федеральная служба исполнения наказаний
Федеральное казенное профессиональное обра з о в а т е ль н ое у ч р е ж де ни е № 190
ФКП образовательное учреждение № 190
___ _ ____________________________________________________ _ _______
Школа молодого педагога
« Практико-ориентированный подход в обучении: понятие и содержание »
Составитель: мастер производственного обучения В.А. Бокатанов
Практико-ориентированное обучение – это процесс освоения обучаемыми образовательной программы с целью формирования у них навыков практической деятельности за счёт выполнения ими практических задач.
Многие годы система образования была ориентирована на передачу знаний, благодаря которым они могли эффективно после окончания школы приобретать профессию, а в дальнейшем быть успешными на производстве.
В этом процессе образованию помогали производственные предприятия и научные организации. В настоящее время многие учебные заведения, лишились возможности получать навыки практической подготовки. В результате этого в России выпускники школ практически не владеют навыками производственной деятельности, а выпускники профессиональных учебных заведений не способны успешно разрабатывать и внедрять наукоёмкие технологии, реализовывать реальные бизнес-процессы.
Результатом практико-ориентированного подхода является выпускник учебного заведения, способный эффективно применять имеющиеся у него компетенции в практической деятельности.
Сущность практико-ориентированного обучения заключается в приобретении новых знаний и формировании практического опыта их использования при решении различных задач в профессиональной сфере.
Принципами организации практико-ориентированного обучения являются:
— мотивация учебного процесса;
— связь обучения с практикой;
— сознательность и активность учащихся и студентов.
2. Практико-ориентированное обучение в системе профессионального образования.
Современное производство нуждается в специалистах, способных приносить прибыль, реализовывать экономически выгодные проекты. Достаточно проблематично подготовить специалистов с такими качествами без обращения профессионального образования к практико-ориентированным технологиям обучения и воспитания студентов.
ФГОС нового поколения предусматривает усиление практического характера профессионального образования на всех его уровнях, соответствие его современным требованиям экономики, науки и общества.
Первый подход связывает практико-ориентированное обучение с формированием профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной и преддипломной практики (Ю. Ветров, Н. Клушина).
Второй подход, (авторы Т. Дмитриенко, П. Образцов) предполагает использование профессионально-ориентированных технологий обучения и методик моделирования будущей профессиональной деятельности.
Можно выделить четыре подхода к организации практико-ориентированного обучения:
1. Организация учебной, производственной и преддипломной практик студента с целью приобретения реальных профессиональных компетенций по профилю подготовки.
2. Внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов знаний, умений и навыков (опыта), обеспечивающих качественное выполнение профессиональных обязанностей по профилю подготовки.
3. Создание в учебном заведении инновационных форм профессиональной занятости студентов с целью решения ими реальных научно-практических и опытно-производственных работ в соответствии с профилем обучения.
4. Создание условий для приобретения знаний, умений и опыта при изучении учебных дисциплин с целью формирования у студента мотивированности и осознанной необходимости приобретения профессиональной компетенции в процессе всего времени обучения.
Как мы видим, невозможно процесс практико-ориентированного обучения реализовать исключительно в рамках практик.
Педагогический коллектив должен способствовать поэтапному формированию профессиональных компетенций личности студента во время аудиторных занятий. Работу нужно начинать с адаптации студентов к образовательному пространству, параллельно формируя у них понимание социальной значимости своей будущей профессии, проявление к ней устойчивого интереса.
Важно также использовать технологии и методы обучения, способствующие эффективному овладению профессиональными навыками. Только в этом случае студент будет готов к выполнению заданий на учебной и производственной практиках, получению и накоплению опыта профессиональной деятельности.
Актуально создание учебно-производственных лабораторий, научно-производственных площадок и др., позволяющих реализовать практико-ориентированное обучение в процессе выполнения студентами реальных задач по заказу предприятий и организаций.
«Практико-ориентированное обучение как эффективная форма обеспечения требований работодателей к уровню подготовки будущих специалистов»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
«Практико-ориентированное обучение как эффективная форма обеспечения требований работодателей к уровню подготовки будущих специалистов»
Мизева Жанна Анатольевна, преподаватель
ГПОУ «Прокопьевский транспортный техникум»
В статье рассматривается вопрос о практико-ориентированном подходе к обучению в образовательном учреждении, формировании профессиональных компетенций личности студента в соответствии с ФГОС СПО.
Ключевые слова: практико-ориентированное обучение, практико-ориентированный подход, студент, преподаватели;
Практико-ориентированное обучение – это процесс освоения обучаемыми образовательной программы с целью формирования у них навыков практической деятельности за счёт выполнения ими реальных практических задач. В основе практико-ориентированного обучения должно лежать оптимальное сочетание фундаментального образования и прикладной подготовки.
Практико-ориентированное обучение в системе профессионального образования – это процесс освоения студентами образовательной программы с целью формирования у студентов профессиональной компетенции за счёт выполнения ими реальных практических задач.
Постоянно изменяющиеся требования работодателей, вызванные появлением новых производственных технологий, требуют изменения содержания обучения в средних профессиональных заведениях. В этой связи образовательными учреждениями совместно с работодателями разрабатываются и корректируются набор требуемых профессиональных компетенций по подготовке будущих специалистов, вводятся новые дисциплины и программы подготовки студентов. Все это оказывает влияние на систему практической подготовки студентов, а внедрение современных образовательных и информационных технологий позволяет готовить конкурентоспособных и востребованных специалистов на рынке труда.
И зменения, которые происходят сегодня в системе профессионального образования, на правлены, в первую очередь, на приведение в соответствие квалификации выпускника требованиям рынка труда. Основным условием развития и модернизации профобразования является практико-ориентированный подход, применение которого в образовательном процессе направлено на формирование общих и профессиональных компетенций специалиста. Н а сегодняшний день состояние современной экономики требует от специалиста среднего звена профессиональных и личностных качеств, среди которых следует выделить системное мышление, экологическую, правовую, информационную, коммуникативную культуру, способность к осознанному анализу своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности, приобретению новых знаний, творческую активность и ответственность за выполняемую работу. Практико-ориентированный подход обеспечивает подготовку специалистов-практиков, работников среднего звена для всех отраслей экономики, повышение образовательного и культурного уровня личности. В основу практико-ориентированной технологии положено создание условий, в которых студент имеет возможность выявить и реализовать свой интерес к обучению. Происходит изменение роли преподавателя от транслятора знаний к позиции руководителя, менеджера, которому необходимо владеть всеми методами обучения, уметь организовать процесс освоения студентом профессиональных и общих компетенций. Студент осваивает различные формы учебной деятельности и делает изучение привычной, осознанной потребностью, необходимой для саморазвития и адаптации в обществе.
— формирование у студентов мотивации и готовности к овладению профессиональной деятельностью, начиная с момента поступления в техникум (введение в специальность, общепрофессиональные дисциплины, классные часы, и т.д.);
— обеспечение взаимосвязи всех направлений подготовки (теоретической, методической, практической) будущих специалистов по обслуживанию и ремонту автомобилей на основе компетентностного подхода с использованием современных педагогических технологий и активных методов обучения;
— тесная связь с работодателями при разработке междисциплинарных курсов профессиональных модулей, учет требований региональных особенностей районов;
— практико-ориентированная направленность обучения, позволяющая формировать умения и навыки, основанные на проблемных ситуация на СТО и АТП города (практические занятия по профессиональным модулям ПМ01- ПМ05);
— прохождение учебных практик и производственной практики по профилю специальности, преддипломной практики, позволяющих получить практические навыки при овладении специальности.
После окончания теоретических курсов, выполнения практических работ, прохождения учебных и производственных практик. При выполнении курсовых работ выявляется степень усвоения и осознанности усвоения знаний по всем разделам. Студенты учатся анализировать, выделять главное, формировать понимание важности вопроса и профессиональной ответственности, работать в команде. Студенты приступают к выполнению дипломных работ. При выполнении дипломной работы студенты выполняют часть работы, где необходимы знания, полученные в ПМ01- ПМ05 используя приобретенные знания.
На своих занятиях преподаватели профессионального цикла осуществляют через активные методы обучения, такие, как:
-деловые имитационные игры с созданием проблемности;
— решение практических профессиональных задач;
— экскурсии на АТП и СТО города;
— применение метода анализа конкретных ситуаций;
— разнообразные формы самостоятельной работы студентов (выполнение творческих работ, создание презентаций, исследовательская деятельность);
— участие в научно-практических конференциях;
Защита дипломных работ позволяет наиболее полно и с большим эффектом контролировать знания студентов, приобретенные на практических уроках и на уроках курсового проектирования,
Практико-ориентированное обучение является одним из эффективных инструментов формирования профессиональных компетенций и личностно-деятельностной подготовки студентов. Оно оказывает систематизирующее воздействие на процесс обучения и позволяет комплексно реализовать задачи теоретической и практической подготовки, творческого развития и воспитания специалиста, приобретения студентами навыков профессиональной работы. Таким образом, практико-ориентированность и диалог позволяют студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными на рынке труда.
1. Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий, Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12(20), 2012,www.sisp.nkras.ru
2. Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика, практика: Учебник для вузов. М., 2007
3. Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2011. – № 1 (0,6 п.л.).
4. Скамницкий А.А., Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании, М., 2006. – 247 с.
5. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. – 365 с.
Статья на тему «ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Министерство образования Нижегородской области
профессиональное образовательное учреждение
«Городецкий Губернский колледж»
Кострова Н.Н, преподаватель
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ СПО
Аннотация. В данной работе рассматривается вопрос о решении проблемы трудоустройства выпускников среднего профессионального звена.
Наиболее высокий жизненный уровень имеют не те страны, у которых имеются богатые природные ресурсы, а те, которые имеют передовые технологии и профессиональные кадры.
С разработкой и внедрением новых образовательных стандартов в системе среднего профессионального образования возникла необходимость пересмотра как содержания дисциплин и рабочих программ, так и методов и технологий, применяемых для формирования различных профессиональных компетенций
На сегодняшний день часть выпускников получивших образование не могут устроиться на работу по специальности. Практика трудоустройства в последние годы показывает, что работодатели при подборе специалистов заинтересованы в кадрах, уже имеющих помимо специального образования и опыт работы
На этом основании можно считать, что в профессиональной подготовке специалиста любого профиля острой является проблема усиления практической части (практико-ориентированной) обучения.
Основа практико-ориентированного подхода в образовании составляет рациональное сочетание фундаментального образования и профессиональной подготовки. Для перехода к профильному обучению необходимо реализовывать принципы личностно-ориентированного и практико-ориентированного образования.
Таким образом, можно добиться следующего:
— обеспечить углубленное изучение отдельных предметов;
— предоставление равноправного доступа к полноценному образованию самых разных категорий учащихся, учитывая их способности, наклонности, интересы;
— возможность расширить социализацию обучающихся и обеспечить преемственность между профессиональным и общим образованием.
В настоящее время, учитывая пожелания работодателей относительно знаний, умений, навыков студентов, которые должны быть готовы эффективно применять их в своей трудовой деятельности, соответствовать стандартам качества. Реализация практико-ориентированных подходов является одним из путей решения этой проблемы.
Такой подход в профессиональном обучении направлен на приближение образовательного учреждения к потребностям практики и жизни.
Традиционная система подготовки специалистов СПО не всегда строится на тесной взаимосвязи теоретического и производственного обучения, что, как правило, тесно связано с уровнем качества организации и проведения практики по профилю специальности.
В системе СПО можно выделить несколько направлений к практико-ориентированному образованию. С одной стороны практико-ориентированное образование связывают с организацией учебной, производственной и преддипломной практики студента с целью его погружения в профессиональную среду. С другой стороны, считается наиболее эффективным внедрение профессионально-ориентированных технологий обучения, способствующих формированию у студентов значимых для будущей профессиональной деятельности качеств личности, знаний, умений и навыков, обеспечивающих качественное выполнение функциональных обязанностей по избранной специальности.
Практико-ориентированный подход к обучению в образовательном учреждении должен применяться педагогическим коллективом с первых дней обучения и далее способствовать поэтапному формированию профессиональных компетенций личности студента.
Во-первых, студент адаптируется к образовательному процессу. У него формируются понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии.
Во-вторых, начинается укрепление и углубление профессиональных интересов студента при изучении специальных дисциплин, где студент не просто закрепляет основные теоретические положения, а учится прогнозировать, планировать, в диалоге раскрывать свои мнения и позиции по выбранному способу решения учебной задачи.
В-третьих, процесс знакомства с профессиональной деятельностью в период освоения профессиональных модулей и прохождения учебной, производственной практик, готовность к дифференцированной оценке уровня своего профессионализма. Кроме практической работы будущие специалисты знакомятся с реальными задачами производства, их постановкой, решением, документацией и презентацией.
А на последнем этапе студент может организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Создание процесса практико-ориентированного обучения даст возможность предельно точно приблизить содержание учебных дисциплин к будущей профессии, возможности построений целостного учебного процесса, создаст условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих работников.
Обществу нужна личность, способная решать нестандартные задачи в нестандартно сложившихся ситуациях, способная саморазвиваться, самообразовываться, способная успешно позиционировать себя на рынке труда, ориентированная на социально-значимые приоритеты.
Задача преподавателей сформировать у студентов практический опыт профессиональной деятельности на базе конкретной организации; освоить профессиональные и общие компетенции по виду профессиональной деятельности; проверить возможности самостоятельной работы будущих специалистов в условиях конкретной организации.
Таким образом, практико-ориентированность и диалог позволяют студентам приобрести необходимый минимум профессиональных умений и навыков, опыт организаторской работы, систему теоретических знаний, профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными.
Сегодня мы не можем не задуматься над тем, что ожидает наших выпускников. Но мы знаем, что будущее потребует от них огромного запаса знаний в области современных технологий. Подготовка выпускников к будущему заключается не только в плане «готовности работать», но и в освоении жизненно необходимых навыков так, как современные технологии все глубже проникают в нашу жизнь.
1. Байденко В.И. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) //Высшее образование в России. № 11. 2004.
2. Щукин М. Е. Психологические основы индивидуального подхода к учащимся в процессе производственного обучения. – М.: Педагогическое общество России, 2005. 197с.
3. Канаева Т.А., Профессиональное становление студентов СПО в контексте практико-ориентированных технологий, Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), №12(20), 2012.
4. Солянкина, Л.Е. Модель развития профессиональной компетентности в практико-ориентированной образовательной среде / Л.Е. Солянкина // Известия ВГПУ. – 2011. – № 1 (0,6 п.л.).
Практико-ориентированное обучение студентов, как основа формирования профессиональных компетенций
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Практико-ориентированное обучение студентов,
как основа формирования профессиональных компетенций
Методист ГБОУПО «ССК» Т.В.Мирошник
ФГОС предусматривает усиление прикладного, практического характера СПО, адекватность его современным требованиям экономики, науки и общественной жизни.
Несмотря на значимость практико-ориентированного обучения для современного профессионального образования, его содержание и формы еще не получили достаточной теоретической и методической разработки. В педагогической теории и практике недостаточно обоснованы сущностные характеристики профессионального становления будущих специалистов в образовательной среде учебного заведения, не существует соответствующей модели, реализация которой могла бы обеспечить возможность повышения качества подготовки специалистов в разных отраслях производства.
Создание практико-ориентированной образовательной среды учебного заведения, изучение ее влияния на становление, реализацию, раскрытие, самосовершенствование личности остается актуальной проблемой педагогики.
В системе профессионального образования преобладает традиционная форма обучения, к которой относят и лекционно-семинарско-зачетную систему (форму) обучения: сначала учебный материал преподносится лекционным методом, а затем прорабатывается (усваивается, применяется) на семинарских, практических и лабораторных занятиях, и результаты усвоения проверяются в форме зачетов или экзаменов.
Недостатки традиционной системы обучения: использование шаблонов в учебном процессе, единообразие; аудиторные занятия обеспечивают лишь первоначальное освоение материала, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания; ограниченные возможности развития самостоятельного, критического мышления; пассивность или видимость активности студентов, возможное отсутствие обратной связи, усредненный подход к оценке знаний студентов; отсутствие возможности индивидуального обучения.
Учитывая наличие определенных недостатков, присущих традиционным формам обучения, необходимо внедрять в учебный процесс новые формы обучения, отвечающие современным требованиям экономического, социального и политического развития России.
Практико-ориентированное обучение предполагает разумное сочетание фундаментального образования и профессионально-прикладной подготовки.
Существует три подхода в системе практико-ориентированного обучения.
Наиболее узкий подход связывает практико-ориентированное обучение с формированием профессионального опыта студентов при погружении их в профессиональную среду в ходе учебной, производственной практики .
Таким образом, для построения практико-ориентированного образования необходим новый, деятельностно-компетентностный подход.
Практика трудоустройства выпускников в последние годы показывает, что работодатели при подборе специалистов заинтересованы в кадрах, уже имеющих помимо специального образования и опыт работы. Поэтому сегодня молодые специалисты испытывают трудности конкуренции рынка труда и в адаптации к условиям деятельности. Профессиональное становление занимает еще несколько лет после окончания образовательного учреждения и требует дополнительных усилий от самих молодых специалистов и денежных затрат на переквалификацию от компаний, в которых они работают.
Для подготовки конкурентоспособных высококвалифицированных специалистов неважную роль играют активные и интерактивные формы и методы обучения. Системность знаний за счет использования современных образовательных технологий способствует более эффективному восприятию учебного материала. Поэтому основными формами и методами, являются:
метод проблемно-ориентированного обучения;
технология педагогического сотрудничества;
технологии коллективного взаимообучения;
технология проблемного обучения;
Осуществлять практико-ориентированное обучение можно с помощью применения деятельностных педагогических технологий, а также технологий интерактивного обучения, технологий компетентностного обучения, технологий модульного обучения, технологий саморегулируемого учения. Построение процесса практико-ориентированного обучения на базе данных технологий позволяет максимально приблизить содержание учебных дисциплин студентов к их будущей профессии, дает возможность проектировать целостный учебный процесс, а также помогает создавать условия для целенаправленного формирования конкурентоспособности будущих профессионалов.
Преимуществом применения деятельностных технологий является то, что они органично сочетаются с различными современными образовательными технологиями: ИКТ, игровые технологии (деловые и ретроспективные игры, интеллектуальные турниры), технология критического мышления, технология «Дебаты», технология исследовательской и проектной деятельности, что способствует формированию универсальных учебных действий.
Но существуют и проблемы, возникающие при внедрении практико- ориентированного обучения:
1) отсутствие полноты знаний специфики практико-ориентированного обучения и его компонентов;
2) сложность перехода от технологии передачи знаний к технологии организации обучения с приобретением опыта;
3) наличие учебно-методического обеспечения с учетом особенностей практико- ориентированного обучения;
4) использование и внедрение в образовательный процесс деятельностных технологий в практико-ориентированном обучении.
В образовательном процессе должны использоваться реальные рабочие задания. Это касается программы производственного обучения, производственной практики и теоретического цикла профессионального обучения. В теории и методике профессионального образования существуют понятия «карта-задание», «письменный инструктаж», «инструкционная карта», «производственная карта». Они использовались в 1970-1980-х годах, используются и в современной практике нашего колледжа.
Обязательно практико-оринтированная направленность должна присутствовать и в общеобразовательном цикле, особенно в профильных дисциплинах: математика, физика.