статья об экскурсии в храм
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Именно поэтому, в ноябре для учащихся 5-6 классов МБ ОУ Ризоватовской СШ в рамках работы групповых занятиях «Вечные образы искусства» по духовно-нравственному воспитанию детей по инициативе священника Байковской церкви отца Сергия Горбачева была организована экскурсионная поездка по храмам Починковского района.
Ребята готовились к этой поездке: читали православную литературу, вспоминали, что знают о православии из учебного курса ОРКСЭ, который ведется в школах в 4 классе согласно учебному плану, расспрашивали родителей, учителей о Боге и церкви, готовили вопросы священникам. Маршрут был обговорен заранее: Никитино-Починки-Кочкурово-Байково. Путь от Ризоватова до Никитино не такой уж долгий, время в дороге пролетело быстро, и вот мы около храма.
Мне было очень приятно, что в душах детей увиденное нашло отклик: помочь! Это ли не воспитание главных душевных качеств в человеке: соучастия, сочувствия, сострадания. И я рада, что мои воспитанники соприкоснулись с этим чувством. Из Никитино мы отправились в Починковский храм Всех Святых, где нас тепло и радостно встретил благочинный Починковского округа протоиерей Евгений Захарченко. О встрече с ним заранее не договаривались, тем приятней было нам, что отец Евгений, оставив все свои хозяйственные дела, с огромной радостью и с каким-то умилением пообщался с ребятами. Он провел их по храму, рассказал об Иисусе Христе, о Богородице, объяснил как и кому нужно молиться, как поставить свечу, расспросил детей об их успехах, занятиях, увлечениях, предложил напоить чаем. Потом дети захотели поставить свечи о здравии своих близких. Нет ничего прекраснее лица ребенка, стоящего перед зажжённой свечой и с умилением шепчущего слова – пожелания любви и здоровья своим родным. Я смотрела на эти светлые, спокойные детские лица, в их полные любви глаза и думала: «Это ли не воспитание любви к ближнему?». А главное: они были счастливы в эту минуту от того, что дарили свое душевное тепло, свою любовь тем, кто им дорог.
Немного уставшие, но довольные, мы сели в автобус, чтобы ехать дальше по нашему маршруту. Я заметила, что дети как-то притихли, но не от усталости, а от того светлого чувства, которое наполняло их души. Я поняла: они довольны тем, что помолились за своих мам, пап, сестер и братьев. А потом в дороге один из них с сожалением произнес, что очень хотел бы приобрести икону «Прибавление ума». Про себя я пообещала моему ученику, что обязательно привезу ему эту икону. А одна из девчушек сказала, что в тот момент, когда ставила свечу за здоровье родных и близких, ей показалось, что все они находятся рядом с ней, и от этого на душе было тепло и радостно.
Так, делясь своими впечатлениями, мы не заметили, как приехали в с. Байковов в гости к отцу Сергию, который и был инициатором этой замечательной поездки. Он встретил детей в храме Святой Живоначальной Троицы, рассказал им об устройстве храма, побеседовал о таинствах христианских, познакомил с жизнью Сергия Радонежского, порадовался, что дети немало знают о православной вере, подарил всем магнитики с изображением Байковского храма. А потом мои шалунишки и непоседы тихо, серьезно, проникновенно помолились перед образами о здравии своем и своих родителей. Я надеюсь, что и дальше они будут так же сильно любить своих родителей и заботиться о них. Это и есть воплощение в жизнь еще одной Божьей заповеди: «Чти отца своего и мать свою». Отец Сергий пригласил детей в храм на богослужение, обещал и сам приехать в с. Ризоватово, разрешил сделать снимок на память.
Мы ехали домой под впечатлением от этих встреч, от увиденного и услышанного. Договорились, что в ближайшее время обязательно найдем возможность посетить храм Святой Живоначальной Троицы в с. Кочкурово.
Я смотрела на просветлевшие лица моих учеников и понимала, что каждый из них сегодня загорелся желанием стать лучше, добрее, что душа их наполнилась светом любви и тепла.
А разве что-то другое хотим мы увидеть в их глазах, в их сердцах? Значит, на пользу такие поездки и встречи. Значит, это и есть те добрые семена, которые дадут и всходы добрые. Очень хочется надеяться, что так и будет.
Вспоминаются слова нашего земляка – поэта А.А.Герасимова:
Отчёт об экскурсии в храм Пресвятой Богородицы
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ступинского муниципального района
об экскурсии в село Марьинское
(Организатор экскурсии: учитель начальных классов,
ОРКСЭ 4 б класса – Солохина Н.Е.)
16 января 2017 года состоялась экскурсия учащихся 4 б класса МБОУ «Татариновская СОШ» в храм Покрова Пресвятой Богородицы с. Марьинское. Данная экскурсия была проведена в рамках преподавания предмета Основы православной культуры (ОПК). Вместе с детьми храм посетила педагог начальных классов Солохина Н.Е., преподающая ОПК.
Ребят встретил отец Иоанн, который и провел экскурсию по храму.
Батюшка расспросил ребят, бывали ли они раньше в храме, с кем приходили, все ли носят крестики.
Двухэтажный Покровский храм был построен в 1904 г. на средства помещицы села Марьинское Екатерины Ильиной. До 1853 г. имением в Марьинском владел поручик Александр Стефанович Ильин и его жена Татьяна Ивановна. После их смерти имение наследовала дочь Екатерина Александровна. Получив наследство, она решила построить новый каменный храм, и в 1859 году обратилась с прошением к святителю Филарету Московскому, где, в частности писала: «Будучи наследницей имения, после моих умерших родителей, состоящего в Коломенском уезде, в селе Марьинском, где существует деревянная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы, я желаю в селе устроить на свое иждивение новую каменную церковь с тремя престолами по прилагаемому плану и фасаду неподалеку, в нескольких саженях от существующей Покровской церкви.
Получив благословение, Екатерина Александровна начала работы по строительству, но кроме возведения храма она решила увеличить приход Покровской церкви.
В 1994 г. храм был передан церковной общине. Регулярные богослужения начались с 1998 г. Был возведен центральный купол храма. Нижний этаж был обустроен для совершения богослужений, там были возведены два иконостаса для приделов в честь святителя Николая и благоверного князя Александра Невского.
Самые любопытные мальчишки и девчонки задавали батюшке вопросы.
— Чем отличается православный храм от других зданий и помещений, в чем особенность нашего храма, почему Христа называет Спасителем?
— Как пахнет ладан и зачем он нужен?
— Из каких частей состоит храм? и т.д.
С помощью отца Иоанна ребята узнали ответы на все эти вопросы.
Настоятель храма отец Иоанн рассказал детям о празднике Рождества Христова. Ребята узнали историю волхвов, шедших за прекрасной Рождественской звездой с дарами для Младенца Иисуса Христа и еще много интересного и познавательного. Внимательно слушали дети рассказ настоятеля и с интересом рассматривали большую праздничную икону и вертеп, где вокруг иконки уютно устроились испеченные барашки. Отец Иоанн говорил так же о необходимости жить в мире и дружбе, почитать и уважать своих родителей и учителей, поздравил всех с праздником и пожелал помощи Божией во всех добрых делах.
Затем отец Иоанн всем учащимся раздал свечи. В первую очередь хорошо поставить свечу в центре храма, где на аналоге (специальный столик с наклонной поверхностью) лежит икона праздника, а также к образу Спасителя, Божией Матери. Можно поставить свечу любому святому или святым во здравие своих родных и близких.
Для школьников это отличная возможность немного больше узнать о православной вере, познакомиться с храмом, познать азы христианской жизни.
И так, как наш батюшка очень любит детей угостил всех ребят шоколадками.
Ну и конечно общее фото на память!
Вот и закончилась наша экскурсия в храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы.
Статья по духовно-нравственному воспитанию «Экскурсия в Знаменский храм»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Экскурсия в Знаменский храм
Храм Знамения Богородицы
На земле Бориса и Глеба,
Колокольным звоном молиться
Призывая людей к небу.
Храм – голубенький островок,
В нашей жизни – кусочек неба.
Много к Богу разных дорог
Мне ж всегда стремиться к тебе бы…
Воспитанники Борисоглебской школы-интерната посетили церковь Знамения Пресвятой Богородицы чтобы: 1)встретиться с Митрофорным протоиереем о. Стефаном Домусчи и руководителем историко-архивного отдела Сергеем Викторовичем Шуваевым;
2)узнать историю становления храма; 3)приложиться к святыням. Руководитель историко-архивного отдела С.В. Шуваев поведал ребятам историю становления храма, которая началась с «Дела о строительстве церкви в Станичной слободе ». Государственные крестьяне г. Борисоглебска обратились в Верховный Синод с просьбой о постройке в их слободе каменной церкви. Они писали, что «… будучи прихожанами, имеющихся только двух церквей, лишаются возможности в праздничные дни слушать Богослужения по тесноте в этих церквях от жителей города, находясь постоянно вне церкви…» и согласились отдать свои земли и деньги под строительство храма.
Рассматривал прошение и давал благословение на строительство Знаменской церкви Тамбовский епископ Феофан. Он известен всему православному миру как Святитель Феофан Затворник.
В 1869 году Знаменский трехпрестольный храм был освящен в Станичной слободе г. Борисоглебска по благословению епископа Тамбовского и Шацкого Феодосия (Шаповаленко).
Рассказ Сергея Викторовича был интересен ещё тем, что он показал нам деталь иконостаса – ангелочка-херувимчика, которого сняли, когда начали реставрировать иконостас. На этом ангелочке с обратной стороны была надпись простым карандашом – письмо из прошлого. Там описывались события, которые волновали людей в то время: в 1905 году шла война с Японией, в городе происходили беспорядки. Лето стояло жаркое, дождей не было. Работы по установлению иконостаса проводились подрядчиком Григорием Трофимовичем Любвиным.
Также мы узнали много интересного о Знаменском храме из рассказа батюшки Стефана. Он рассказал о том, как проходили службы в этой церкви во времена богоборческого лихолетья. Церковь была одна в округе – и в праздничные дни люди так плотно стояли друг к другу, что невозможно было поднять руку, чтобы перекреститься. Был год, когда к нему на первой неделе Великого поста на исповедь пришло 1240 человек. Вера у людей была глубокая. Одна женщина приходила в храм на службу из другого конца города два раза в день. Автобусы тогда не ходили, и она пешком, в любую погоду, шла в церковь. За это Господь даровал ей исцеление и долголетие. Она дожила почти до восьмидесяти лет и не так давно умерла.
Ещё одна святыня – икона Божией Матери «Достойно Есть» афонского письма. С этой иконой связана интересная история, которая произошла 140 лет назад. В нашем городе свирепствовала холера. И в день умирало более двухсот человек. Перед этой иконой был отслужен водосвятный молебен. Молитва людей была услышана и болезнь ушла.
Знаменский храм – главный среди всех приходов г. Борисоглебска. В нём совершает богослужение епископ Борисоглебский и Бутурлиновский Сергий. Почётным клириком церкви Знамения является митрофорный протоиерей Стефан Михайлович Домусчи. Он заштатный священник и службу проводит по воскресным и праздничным дням.
В церковь часто привозят святыни: чудотворные иконы, мощи святых и т.д. На Пасхальной неделе сюда из Иерусалима доставляется Благодатный огонь.
Существует традиция: начинать крестные ходы в городе от Знаменского храма. Для Борисоглебского благочиния эти праздничные богослужения становятся великим торжеством.
После таких замечательных экскурсий дети поделились своими впечатлениями об увиденном и услышанном. Есть несколько трогательных детских сочинений и рисунков, в которых дети пишут, что им особенно запомнилось. Данилова Кристина «Особенно мне понравился образ Божьей Матушки «Отрада и Утешение». Я молилась перед ним. Как хорошо, что у нас в городе много храмов ». Урбанов Павел «А ещё в храме есть икона, которая спасла наш город от холеры. Называется она «Достойно Есть». Я просил Богородицу, чтобы она дала здоровье всем нам».
Цель нашего практического занятия – помочь ребёнку обрести веру православную и, как спасающую силу, и как фундамент, и как прочную основу жизни. Помочь создать храм духовного совершенства в своей душе.
Мы надеемся, что кто-нибудь начнёт свой путь духовного совершенства от церкви Знамения Пресвятой Богородицы.
КОУ ВО «Борисоглебской школы-интерната для детей с ОВЗ»
Духовно-нравственное воспитание в семье и школе. Воспоминания об экскурсии в православный храм
Дорогие друзья, мы рады вновь представить вам Нестеренко Татьяну Валентиновну, учителя православной культуры МОУ Красненская СОШ. Сегодня Татьяна Валентиновна в своей статье расскажет о духовно-нравственном воспитании в семье и школе.
Краткий комментарий к статье от Татьяны Валентиновны:
Полезного чтения…
«На душе тепло, хорошо, чисто…» Таким был ответ одного моего ученика на вопрос к классу: «Что вы почувствовали, когда подходили к храму?» Мы только что пришли с экскурсии из местного храма Святой Варвары Великомученицы и делились впечатлениями. На лице этого мальчика была улыбка, он гладил себя по груди. Я подумала: «Так на душе бывает всегда после посещения святого места. Так, вообще, должно быть всегда на душе человека, несмотря на все жизненные перипетии».
Замечу, особенно меня тронуло последнее слово — «чисто». Ребенок, который в храме бывает лишь изредка, так точно смог описать свое внутреннее состояние на тот момент! Дети по своей тонкой организации способны отличать «чистоту» от «грязи», искренность от фальши и т.д. Надо только вовремя подсказать им, какими понятиями следует жить, где черпать то светлое, чистое, доброе и прекрасное!
В этот день не все ребята побывали с нами в храме, дело в том, что некоторые родители не поддержали эту идею с экскурсией. Как много теряют в жизни дети, которым прививают лишь этические нормы поведения и упускают, на мой взгляд, самое главное! Здесь будет уместно вспомнить слова старца Паисия Святогорца: «Родители, которые рождают детей и дают им тело, должны, насколько возможно, содействовать и их духовному возрождению».
Современное падение нравов есть следствие оскудения духовной традиции в нашей жизни. Трагедия состоит в том, что из-под ног человека выбиты твердые основы нравственности и духовности. Поэтому бессильными становятся подчас и родители, и школа, и органы правосудия, которые не в состоянии уберечь детей и подростков от падения. В этих условиях учителя должны найти в себе силы, знания, мудрость, чтобы исполнять задачу нравственного воспитания детей.
Если мы хотим, чтобы у нас было достойное будущее, необходимо вернуться к тому, чем жил наш народ тысячу лет, усвоить душой высокие идеалы добра, красоты, любви к людям, к своему родному дому.
В русской православной культуре сложились замечательные традиции устроения дома и семьи. В основе этих традиций лежит Священное Писание, важнейшие явления русской культуры и события истории России.
Семья — важнейшее структурное образование общества и государства. Представьте себе деревню, здесь в каждом доме живет отдельная семья. Если это благочестивые и трудолюбивые люди, то эта деревня будет процветать, благоустраиваться, жить здесь легко и счастливо. В России до сих пор есть такие деревни, где хозяева, уходя из дома, не запирают на ключ жилище, бескорыстно помогают друг другу убирать урожай, ухаживают за больными соседями.
Но что будет с деревней, если хотя бы в некоторых домах живут хулиганы и лодыри, которые не хотят трудиться, не убирают за собой, портят колодцы, воруют, поджигают постройки? А если все так будут жить? Что будет в государстве, состоящем из таких селений?
Каждая религия учит устраивать семью по определенному порядку, по правилам, закрепляющим основы религиозного учения. Например, даже зародиться семья должна по промыслу Божьему. Во время экскурсии священник рассказывал детям об иконах, имеющихся в храме. Одна девочка (ученица пятого класса) запомнила, что чудотворная икона Божией Матери под названием «Феодоровская» помогает создать хорошую, крепкую семью, родить здоровых и красивых детей, она и поставила перед ней зажженную свечу. Находясь рядом, я спросила: «Ты что, хочешь выйти замуж?» Та ответила сразу и без ложного смущения: «Да». «Молодец, мыслит по-христиански!» — подумала я. Вопрос создания семьи никогда не перестает быть актуальным. В Православной России прошлых веков девушки и юноши молились о том, чтобы Господь помог им встретить любовь всей своей жизни, указал на будущего супруга или супругу. Христианский брак подразумевает скрепление его Таинством Венчания. Над головами жениха и невесты держат красивые венцы, все трудности и радости в жизни им предстоит теперь делить пополам. Вступая в союз, христиане выбирают себе не прислугу и не раба, не приятеля для развлечений, но спутника и сотрудника, с которым хотят прожить вместе в течение всей земной жизни в любви, верности и согласии и войти в жизнь вечную.
В церкви ребята много задавали вопросов настоятелю храма: чем живет и дышит православный храм, каковы его история, обряды, предметы обихода, кто такие христиане, о церковном пении, о невидимых ангелах, об участи души после смерти.
Многие вопросы, касающиеся христианского «служения своему ближнему», широко обсуждаются на наших внеклассных занятиях. Конечно, большое внимание уделяется темам: «Семья», «Отношение к родителям», «Добрые и злые дела человека», «Прощение», «Почитаемые христианские праздники», «О трудолюбии», «Избранные истории из Ветхого и Нового завета», «Чудеса Иисуса Христа», «Таинства Святой Церкви».
Большой опыт работы показывает, что эти занятия способствуют установлению духовной творческой атмосферы в классах, духовному совершенствованию учащихся, развитию совести, воспитанию у них благоразумных стремлений к добродетелям.
Мы, педагоги, конечно, не можем вместо родителей брать на себя задачу приобщения ребенка к церкви. То, что обязана дать малышу семья, никто, кроме нее, не даст в полной мере. Наша цель — просветительская. Передо мной стоит задача пробудить в детях интерес к православной культуре и этике, вызвать желание следовать таким понятиям, как любовь, доброта, честность. А родители на своем жизненном примере обязаны сделать так, чтобы, приходя домой после школы, ребята не видели разрыва между «теорией» и «практикой».
И не случайно, давая советы о том, как искать благодатного воздействия Церкви на детей, святитель Феофан делает оговорку, что неверие, небрежность, нечестие родителей могут лишить плода все усилия по воспитанию.
Обращаясь к православным истокам, мы всегда найдем ответ на любой вопрос. В русской культуре сложился определенный принцип жизни: во всем руководствоваться чувством меры. Пословица: «Которая рука по головке гладит, та и за вихор тянет» — говорит о родительской любви и ласке, неразлучной со строгостью. Детей в православных семьях принято принимать как дары от Бога. Их очень любили, но старались не баловать, растить в строгости, в трудолюбии, послушании родителям, не поощряли многословия (болтливости), а почитание Бога и святой Церкви было настолько естественным и прочным в русской культуре, что это составляло основу нравственного воспитания детей от рождения. Детей крестили в младенчестве, старались часто причащать, рано приучали к церковным службам, все дети понимали церковнославянский язык, богослужение, наизусть знали основные молитвы, Символ веры.
Когда экскурсия подошла к концу, никто не хотел уходить, священник раздал всем ребятам на память бумажные складни с изображением Спасителя, Богородицы и святителя Николая. Раньше такие иконы были в каждой избе, Прежде чем вселиться в новый дом, приглашали священника для освящения нового жилища. Иконы устраивали в переднем — самом видном углу, который назывался «красный угол», их бережно хранили и передавали из поколения в поколение. Во многих квартирах наших учеников тоже есть такие «красные углы», так что им будет куда поставить батюшкин подарок.
Внеклассное мероприятие Экскурсия в православный храм.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Русская православная церковь
Полномочный представитель Президента Российской Федерации в
Центральном федеральном округе
Министерство образования и науки Российской Федерации
Ежегодный Всероссийский конкурс в области педагогики, воспитания
и работы с детьми и молодёжью до 20 лет
«За нравственный подвиг учителя»
Муниципальное образовательное учреждение
«Сынковская средняя общеобразовательная школа »
Городской округ Подольск
Пыкина Оксана Валерьевна
учитель начальных классов
Название работы: «Православный храм»
Номинация «Лучшая методическая разработка по предмету ОРКСЭ»
С 1 сентября 2012 г. в учебный процесс образовательных школ Российской Федерации в соответствии с Поручением Президента России вводится новый предмет «Основы религиозных культур и светской этики». Новый учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» направлен на знакомство школьников с основами разных духовных и светских традиций многонациональной культуры России.
В настоящее время одной из форм утоления жажды знаний по истории и таинствам религии являются экскурсии в храмы. Но люди не знают обустройство храмов, как вести себя в храме. В образовательных учреждениях проведением экскурсий занимаются зачастую школьные учителя, многие из которых имеют отрывочные сведения о религии и не владеют методикой проведения экскурсий на религиозные темы. Это связано с тем, что пока еще нет широких возможностей где-либо с ней познакомиться, так как отсутствуют методические пособия и развитая система подготовки экскурсоводов, владеющих навыками проведения экскурсий на религиозные темы. Также зачастую образовательное учреждение не имеет возможности организовать экскурсию непосредственно в храм.
Актуальность данного урока-экскурсии в том, что наши дети имеют достаточно скудные знания о зарождении православной религии, ее истории, церковных праздниках, жизни и деятельности святых, обустройстве храмов, поэтому цель моей экскурсии – дать представление о назначении православного храма, его устройстве и разновидностях православных храмов. Задачи урока-экскурсии:
Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся.
Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Познакомить с понятием «храм – дом Божий».
Познакомить учащихся с назначением, внешним видом и устройством православного храма.
Формировать представление о его ценности как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей.
Урок – экскурсия проходит вскоре после обычного урока, на котором изучается устройство храма (Урок №14), чтобы учащиеся могли проявить на практике свои знания и умения. Данное мероприятие имеет исключительно культурологическую направленность и предназначено для визуализации пройденного на уроках материала. Как правило, экскурсия проводится вместе со священнослужителем, рассказ проводит представитель храма.
Урок-экскурсия разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлен на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Посещение культовых сооружений – особый вид деятельности, к проведению и подготовке которого нужно отнестись ответственно. Нужно поставить в известность родителей, (в нашей школе собираются согласия родителей на подобные мероприятия), администрацию школы, настоятеля храма. Возможно участие родителей в мероприятии. Перед посещением храма с учащимися проводится беседа о правилах поведения, уважительного отношения к мероприятию. Время экскурсии – 30-35 минут.
Тема урока : №14 Храм.
Урок, отражающий национально-региональные и этнокультурные особенности. Посещение православного храма в с. Сынково.
Тип урока : урок закрепления.
Педагогическая цель: создать условия для понимания учащимися особенностей устройства современного православного храма, его истории.
Предметные: углубление теоретических представлений об элементах православной культуры; практическое ознакомление с устройством православного храма; умения описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.
Личностные: способствовать формированию и развитию нравственных и эстетических качеств личности, уважительного отношения к истории родного села; уважительного отношения к культовым сооружениям.
Метапредметные: способствовать развитию речи учащихся, обогащению и усложнению словарного запаса; учить анализировать, сравнивать, обобщать и систематизировать понятия; способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся; способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к истории края.
Понятия урока: алтарь, царские врата, икона, иконостас, канун, поминание, благословение, церковно-славянский язык, колокола, богослужение, престольный праздник, регент, свеча, подсвечник, аналой, притвор.
Технологическая карта внеклассного урока-экскурсии «Православный храм»
Характеристика основных видов деятельности
Коллектив-ная /фронталь-ная беседа
Настройка учащихся к учебной деятельности на получение новых знаний; создание условия для мотивации учащихся к включению в учебный процесс.
-Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Сегодня мы отправимся на экскурсию в храм, который находится рядом с нашей школой, в нашем родном селе.
— Давайте вспомним о правилах дорожного движения.
— Ребята! Как нужно вести себя в храме?
Приветствуют учителя. Слушают учителя, вспоминают правила дорожного движения, правила поведения в храме.
Нужно вести себя спокойно, культурно, чтобы не мешать верующим. Так как для них – храм особое, святое место. Мальчики снимают головные уборы. Девочки, наоборот, должны иметь головной убор.
Личностные УУД Эмоциональный настрой на урок
Проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности
Познавательные УУД выдвижение предположений
Формулирование собственных ожиданий
Коммуникативные УУД Внимательное слушание педагога
Построение понятных для собеседника высказываний
Монолог с элементами беседы
Выявление места и причины затруднения и постановка цели деятельности; Подготовить учащихся к изучению нового материала.
— А теперь подумайте и ответьте на вопрос: какова цель нашего путешествия в храм?
— Кто из вас был в храме?
— Что такое храм? Храм – это особое, посвященное Богу здание, в котором собираются верующие для совершения богослужения.
— Какие православные храмы вы знаете?
Как называется храм, который мы посетим сегодня?
Вспомните, пожалуйста, с прошлого урока как называются основные элементы храма?
Слушают учителя, определяют цель путешествия в храм
Регулятивные УУД умеют определять цель и задачи урока на основе того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно
Формирование умения прогнозировать предстоящую работу;
Умение слушать в соответствии с целевой установкой, дополнять, уточнять высказанные мнения.
Отвечают на вопросы учителя, вспоминают материал прошлого урока, выполняют поставленную задачу
Коммуникативные УУД Взаимодействие с учителем во время опроса; участие в коллективном обсуждении проблем и принятии решений
Формирование умения слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения;
развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности.
Ответы на поставленные вопросы:
Цель сегодняшнего занятия – познакомиться с устройством храма, его историей.
Храм, который мы посетим именуется в честь праведного Николая.
Элементы храма: «алтарь», «иконостас», «иконы», «купол», «крест».
Б) Лекция экскурсово-да
Монолог с элементами беседы
Первые упоминания о храме относятся к1628 г. Тогда в Сынково находилась деревянная церковь Иоанна Богослова с приделом во имя святителя Николая. В 1899 г. были закончены работы по архитектурному проектированию здания, и в 1906 году ново построенный храм был торжественно освящен. В 2006 году при проведении реставрационных работ в алтаре храма под престолом была найдена известняковая плита с рельефным четырехконечным крестом и медной табличкой на ней, на которой было написано, что храм сей был сооружен при царствовании Благочестивейшего Императора Николая Александровича и Митрополите Московском и Коломенском Владимире в год от Рождества Христова 1900, 18 июня.
В 2006 году при проведении реставрационных работ в алтаре храма под престолом была найдена известняковая плита с рельефным четырехконечным крестом и медной табличкой на ней, на которой было написано, что храм сей был сооружен при царствовании Благочестивейшего Императора Николая Александровича и Митрополите Московском и Коломенском Владимире в год от Рождества Христова 1900, 18 июня. Настоятелем Храма Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова в наши дни являюсь я протоиерей Александр Харламов.
Открывается дверь, и мы оказываемся в Храме.
В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся. В настоящее время притвор сравнительно небольшой. Над притвором обычно строится колокольня. Здесь продают свечи, можно написать записки о здравии и об упокоении.
И вот мы в самом храме. Посмотрите, какая красота.
Что вы видите в центре?
Покатый столик с иконой праздника. Священник на него кладет Евангелие и крест или иконы во время службы.
В центре иконостаса – двери – Царские врата. (Через них выносят Евангелие – благую весть о Христе-Царе. Справа от Царских врат всегда икона Христа Спасителя, а слева – всегда икона Божией Матери.)
(см. видео в приложении)
Вот и подошла к концу экскурсия по православному храму.