статья о проблемах дистанционного обучения
Проблемы дистанционного обучения и способы их решения
Учиться можно по-разному: в большой аудитории среди единомышленников, индивидуально с педагогом, дистанционно или даже самостоятельно, освоив специальные приемы из нашей онлайн-программы «Лучшие техники самообразования».
Среди перечисленных способов получения знаний дистанционное обучение занимает особое место. Оно обладает массой преимуществ и является отличной альтернативой классическим урокам, но также имеет свои особенности, которые могут поставить под угрозу успех всей задумки. В статье мы расскажем, почему будущее за дистанционным образованием, с какими проблемами могут столкнуться те, кто выбрал этот способ обучения, и как их преодолеть.
Преимущества и актуальность дистанционного обучения
Дистанционное обучение – это процесс получения знаний, при котором учитель и ученик физически не находятся в одном месте. То есть обучение осуществляется удаленно через Интернет посредством видеозвонков, онлайн-курсов или мобильных приложений.
Международный рынок электронного обучения растет колоссальными темпами: ожидается, что к 2025 году он достигнет отметки в 325 миллиардов долларов. Это вполне объяснимо, поскольку онлайн-обучение рентабельно, удобно и полезно для населения в целом. Одним из его основных преимуществ является то, что оно доступно каждому, цена на обучающие решения имеет тенденцию падать.
Удаленная учеба – идеальное решение не только для студентов, но и для сотрудников, которые хотят повысить квалификацию, а также для тех, кто по разным причинам не может совершать поездки в университет или школу. Возможность получать знания, не выходя из дома, делает процесс обучения комфортным, гибким и менее утомительным, например, потому, что не нужно тратить время на сборы в учебное заведение или преодоление пробок.
Еще одно неочевидное преимущество дистанционного обучения по сравнению с очным – это экологичность. Онлайн-занятия сокращают потребление энергии на 90%, а выбросы углекислого газа – более чем на 85%. Таким образом, электронное обучение является важным элементом борьбы с глобальным изменением климата.
В современном мире онлайн-обучение становится не просто удобством, а необходимостью. Из-за пандемии COVID-19 нахождение в закрытых помещениях группами превратилось в большую проблему, отчего во всем мире возникла потребность в социальном дистанцировании и принудительном карантине. По этой причине дистанционное обучение становится как никогда актуальным и вводится во всех образовательных учреждениях.
Проблемы дистанционного обучения и способы их решения
Необходимость и преимущества электронного обучения неоспоримы. Однако на практике как учащиеся, так и преподаватели сталкиваются с серьезными трудностями, которые мешают успешной учебе. Сейчас мы рассмотрим 6 наиболее распространенных проблем и предложим советы для их решения.
Проблема 1: сложности с адаптацией к онлайн-формату
Переход от традиционных занятий в классе к онлайн-формату делает процесс обучения совершенно другим. Если в обычном классе от учащихся ожидается пассивное слушание и конспектирование, то виртуальные дискуссии, работа с личным кабинетом и материалами в разных мультимедийных форматах требуют действий. Ученикам с «традиционным» складом ума бывает трудно адаптироваться к подобным переменам.
Рекомендации для преподавателей: заранее сообщите ученикам, что следует ожидать от онлайн-формата, объясните, сколько материала им предстоит освоить, каков подход к обучению и сколько времени в среднем займет одно занятие.
Опубликуйте ссылки на ресурсы, где учащиеся могут найти поддержку и снять эмоциональное напряжение, например, такие как горячая линия психологической помощи, сайты с различными медитативными и дыхательными практиками. Призывайте учеников делиться друг с другом советами и стратегиями, которые помогут адаптироваться к дистанционному обучению.
Рекомендации для учащихся: прежде всего, необходимо принять новые обстоятельства с открытым сердцем и разумом. Если вы испытываете сопротивление, признайте его и не вините себя. Помните, что любые перемены вызывают дискомфорт. Во-вторых, акцентируйте внимание на преимуществах электронного обучения: не нужно тратить время и деньги на транспорт, чтобы доехать до места учебы; есть возможность самостоятельно выбирать время для занятий; домашняя среда – менее стрессовая; дистанционное обучение дает возможность овладеть новыми навыками.
Проблема 2: низкая компьютерная грамотность
Отсутствие компьютерной грамотности является серьезной проблемой в современном мире, которая затронула как учащихся, так и преподавателей. Многие до сих пор не умеют работать с персональным компьютером (ПК) и стандартными офисными приложениями типа MS Word и PowerPoint. Даже среди опытных преподавателей и учеников может возникнуть непонимание инструментов дистанционного обучения, таких как образовательные онлайн-платформы, системы видеоконференцсвязи, различные приложения, связанные с общением и просмотром учебных материалов.
Тем не менее технологические навыки являются обязательными для успешного прохождения дистанционного обучения.
Рекомендации для преподавателей: образовательные учреждения должны обеспечить преподавателей и учащихся необходимыми материалами и ресурсами для повышения компьютерной грамотности. Например, можно создать соответствующую библиотеку видеоуроков. Такой ликбез должен быть доступен всегда, а не только в случае форс-мажора.
Если инструменты онлайн-обучения слишком сложны, их никто не захочет использовать, поэтому нужно выбирать мощные, но простые в работе образовательные площадки, которые будут понятны пользователям любого уровня подготовки.
Рекомендации для учащихся: базовые курсы компьютерной грамотности – это всегда хорошая идея. Наличие фундаментальных знаний о работе ПК и приложений даст возможность участвовать в онлайн-занятиях без стресса и потери времени.
Проблема 3: технические неполадки
Технические проблемы часто являются камнем преткновения при онлайн-обучении. Могут возникнуть проблемы совместимости обучающих платформ с операционными системами, браузерами или смартфонами, а низкая скорость Интернет-соединения – привести к пропускам онлайн-занятий или сложностям с загрузкой уроков в видеоформате. Все это усиливает разочарование учащихся и снижает вовлеченность в процесс обучения.
Рекомендации для преподавателей: публикуйте задания и проводите онлайн-занятия на тех образовательных платформах, к которым можно подключиться с разных устройств (компьютера, планшета, смартфона).
Создайте отдельный чат, форум, группу в соцсетях или веб-страницу с простой, исчерпывающей справочной информацией и разделом часто задаваемых вопросов, куда учащиеся могут обращаться в случае возникновения технических неполадок. Определите ответственного консультанта по вопросам технического характера, сделайте отдельный электронный ящик для запросов.
Рекомендации для учащихся: наличие современного компьютера и надежного Интернет-соединения является ключевым моментом при дистанционном обучении. Пользуйтесь услугами провайдера, который может предложить высокую скорость Интернета, а также узнайте телефон его службы технической поддержи, куда можно обращаться в случае сбоев.
Если у вас возникают технические проблемы с онлайн-платформой, на которой проходят занятия, свяжитесь с преподавателем. При появлении сообщений об ошибках делайте снимки экрана. Кроме того, не ждите до последней минуты, чтобы выполнить домашнюю работу. Давайте себе достаточно времени, чтобы из-за технических проблем не пропустить дедлайн.
Проблема 4: незнание основ тайм-менеджмента
Свобода, которую предлагает формат онлайн-обучения, часто усыпляет бдительность и вызывает ложное чувство безграничности времени. Дистанционное образование выдвигает более высокие требования к дисциплине и самоорганизации, чем его офлайн-аналог, хотя понимание этого еще не сформировалось. Неумелое управление временем может привести к серьезному отставанию от учебной программы и вызвать сильный стресс.
Рекомендации для всех: грамотный тайм-менеджмент – необходимый навык для онлайн-обучения. Вот несколько рекомендаций, которые помогут правильно распорядиться временем:
Помимо этого существует множество сервисов для планирования, которые позволят установить напоминания для ваших заданий, что очень пригодится в процессе обучения.
Проблема 5: слабая самомотивация
Отсутствие мотивации – общая проблема для всех типов учащихся. Онлайн-формат требует сильной дисциплины и целеустремленности, чтобы самостоятельно выполнять задания, оставаться заинтересованным и добиваться прогресса. Когда учащиеся не окружены одноклассниками и отсутствует физический контроль со стороны педагога, возникает соблазн отложить учебу на потом.
Рекомендации для преподавателей: ставьте перед учащимися конкретные и достижимые цели, чтобы они не чувствовали себя потерянными. В качестве мотивации используйте похвалу и вознаграждение. Например, можно завести виртуальную таблицу и отмечать в ней учеников, которые ответственно подходят к онлайн-обучению, либо в индивидуальном порядке отправлять по электронной почте положительные отзывы с использованием забавных видео, GIF-файлов и изображений.
Иногда даже самые мотивированные и вдохновленные ученики теряют интерес, если не видят энтузиазма учителя, поэтому ваша основная задача – демонстрировать свою страсть к предмету. Вдохновляйте учеников: делайте интересные лекции, устраивайте эмоциональные и увлекательные дискуссии, связывайте материал занятий с реальной жизнью.
Держите связь с родителями: напоминайте, какую работу должен выполнять их ребенок и в какой срок, сообщайте, если он нуждается в их помощи.
Рекомендации для учащихся: если хотите быть мотивированными и успешно справляться с дистанционным обучением, следуйте советам ниже:
Запишите свои краткосрочные и долгосрочные цели, обязательно делайте отметки об их выполнении. Расскажите близкому человеку о своих проблемах с мотивацией, попросите поддержки, например, в виде регулярных напоминаний вам об ответственности.
Наша онлайн-программа «Лучшие техники самообразования» также способна решить проблему с мотивацией, поскольку учит правильно ставить цели, справляться с ленью и прокрастинацией. За 5 недель вы узнаете о том, как применять различные техники активизации мышления, чтобы учиться быстрее, эффективнее и с воодушевлением.
Проблема 6: отсутствие социального взаимодействия
Находясь в классе, ученики имеют возможность общаться друг с другом и педагогом напрямую: мгновенно реагировать, делиться опытом, шутить и устанавливать невербальный контакт, укрепляя социальные навыки. Для многих коммуникация с единомышленниками – это важный ритуал, которого они лишаются, переходя на дистанционное обучение. Без компании друзей, шума в классе и личного контакта с педагогом ученики, обучающиеся удаленно, могут чувствовать себя изолированными. Этот психологический фактор негативно влияет на мотивацию и успеваемость.
Рекомендации для преподавателей: чтобы помочь ученикам преодолеть чувство изоляции, создайте блог или групповой чат для общения, а также побуждайте их задавать вопросы, помогать друг другу или дискутировать на заданные темы. Создать чувство общности в онлайн-среде, помогут следующие стратегии:
Покажите своим ученикам, что вы открыты для общения: спросите каждого, чем вы можете ему помочь, расскажите, как сами справляетесь с текущей ситуацией, будьте любезны, оценивая задания.
Рекомендации для учащихся: принимайте активное участие в онлайн-общении с другими учениками, делитесь информацией и мнением. Если вы понимаете, что не можете справиться с чувством одиночества и разобщенности, а делиться своими ощущениями вам сложно, попробуйте творческое самовыражение – это один из самых действенных способов регулировать нервную систему во время стресса: рисуйте, пойте, танцуйте, выплескивая непродуктивные чувства.
Мир меняется. Да, дистанционное обучение сильно отличается от традиционного, что порождает определенные проблемы. Но они преодолимы, нужно лишь перестать сопротивляться новому, изменить отношение к онлайн-формату и приобрести дополнительные технические навыки. Ведь очевидно, что электронное обучение открывает двери для благоприятных возможностей: научиться пользоваться гаджетами не только ради развлечения, стать гибкими, взять ответственность за свои знания в собственные руки, освоить новые стандарты – важнейшие из них.
Друзья, если вы столкнулись с трудностями, верьте, что справитесь с ними. Сосредоточьте внимание на своих целях – это отличный способ не сбиться с пути и достичь желаемого. Успехов!
7 основных проблем современного дистанционного обучения
Внедрение любого новшества сопровождается рядом сложностей. Несмотря на то, что дистанционное образование существует уже довольно длительное время, активно использоваться оно начало лишь в последние 5 лет. Притом некоторые страны столкнулись с новым способом обучения буквально в 2019-2020 учебном году в связи с острой необходимостью (коронавирусная пандемия).
Внедрение любого новшества сопровождается рядом сложностей. Несмотря на то, что дистанционное образование существует уже довольно длительное время, активно использоваться оно начало лишь в последние 5 лет. Притом некоторые страны столкнулись с новым способом обучения буквально в 2019-2020 учебном году в связи с острой необходимостью (коронавирусная пандемия).
В России дистанционное обучение до этого момента использовалось лишь в высших учебных заведениях в качестве «нового отделения», наравне с очным и заочным. Но в связи с серьезной эпидемиологической обстановкой «дистанционное взаимодействие» было установлено практически повсеместно: в школах, СУЗах и ВУЗах, на рабочих местах.
Давайте поговорим, кому все же подходит данный вид «образовательного взаимодействия» и с какими проблемами сталкиваются учащиеся, преподаватели и система образования в целом.
Особенности дистанционного образования в России
В настоящее время Интернет является неотъемлемой частью для каждого человека. Он позволяет не только общаться с людьми, невзирая на расстояние, но и учиться, работать в любом удобном месте.
Дистанционное обучение в России появилось около 10-15 лет назад с развитием Интернет-технологий, но более совершенную и современную форму оно обрело сравнительно недавно. Данный формат не предполагает посещения учебного учреждения, прохождение предметов преимущественно на самостоятельной (больше письменной) основе, слабый контакт между преподавателем и учащимся.
Что нужно для обучения в дистанционном формате?
При такой форме обучения между учащимися, педагогами нет живого общения. Все необходимые вопросы, нюансы они решают посредством виртуального контакта: онлайн-связь, чат, электронная почта, телефонные переговоры, скайп (видеосвязь) и пр.
Для школьников дистанционное обучение было организовано следующим образом: онлайн-урок (заранее записанный видеоурок или видеосвязь), где учитель разъясняет тему, показывает примеры решения задач и выдает домашнее задание. Далее учащемуся предстоит выполнить упражнения и выслать их на определенный адрес или выложить в определенную виртуальную папку. По статистике, сложнее всего пришлось учащимся начальных классов, которые еще слабо знакомы с компьютерными технологиями и необходимыми программами. Не менее сложно пришлось и старшеклассникам: освоение серьезных предметов (особенно углубленно) давалось непросто.
По результатам 2019-2020 года опытные педагоги отметили, для кого дистанционная форма обучения будет более приемлема:
Достоинства и недостатки дистанционного образования
Новшества всегда внедряются постепенно и сопровождаются выявлением слабых и сильных сторон. В дистанционном обучении также присутствуют как преимущества, так и изъяны.
Преимущества дистанционной формы обучения
К числу явных достоинств нового формата освоения учебной программы относят:
К числу очевидных недостатков онлайн-образования можно отметить:
Статья. Проблемы дистанционного обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Преподаватель Лахмаков Владимир Леонидович
Дистанционное обучение, образование, электронное обучение, система управления обучением.
Дистанционное и электронное обучение значительно развились в последний год. Это также связано с изменением образовательных требований, особенно для взрослых. Цель нашей статьи – показать преимущества и недостатки дистанционного обучения. Примеры нашего использования дистанционной формы обучения информатике описывают трудности, связанные с внедрением и реализацией этой формы обучения. Долгосрочные результаты показывают, что студенты, занимающиеся дистанционно, имеют значительно более низкие баллы в первые месяцы обучения, чем студенты очного периода обучения. Однако, в последующие месяцы обучения различия уменьшаются, и результаты студентов становятся сопоставимыми. В статье рассматриваются возможности повышения качества дистанционного обучения.
В последнее время все больше возрастает потребность в дистанционных и комбинированных формах обучения. В основном это связано с возросшими требованиями к образованию и необходимостью частых изменений в профессиональном образовании.
Проблема дистанционного обучения в наше время заключается в том, что большинство участников такого обучения не имеют практического опыта работы с этой формой обучения. Это приводит к худшим результатам для студентов обучающихся дистанционно. Студенты должны не только подготовить качественные учебные материалы, но и адаптировать свои собственные методы обучения. Получается, что дистанционное обучение дается студентам с трудом. Самая важная проблема заключается в умении студентов самостоятельно управлять своей учебой. Часть студентов не в состоянии правильно спланировать график обучения обучаясь дистанционно. Они часто начинают учиться лишь в конце семестра перед курсовым экзаменом, промежуточной аттестацией. Студенты проявляют желание успешно закончить учебный курс, и именно поэтому у них не хватает времени, чтобы выполнить все требования курса, и зачастую они терпят неудачу во всем процессе обучении. Следует признать, что первый семестр – самый проблемный период обучения. Есть много таких студентов, которые не выдерживают темпа самоподготовки и прерывают учебу в этот период. Одна из причин такого поведения – это неверная информация и неверное представление о дистанционном обучении.
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ НА КАФЕДРЕ ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ
Кафедра информатики и вычислительной техники московского университета впервые приступила к реализации дистанционной формы обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий еще в 2008 году, до периода так называемой «ковид-пандемии». Это было дистанционное обучение по прикладной информатике, в основном для слабослышащих студентов. Спрос на такую форму обучения возник со стороны средней школы-интерната для слабослышащих. В исследовании приняли участие десять студентов. Это были студенты со всей Москвы. Для обеспечения уникальных требований глухих студентов были использованы услуги сурдопереводчиков, которые принимали участие во всех учебных занятиях. Высокая требовательность к учебе, специфическая форма обучения и, прежде всего, недостаточная подготовка учащихся средней школы привели к тому, что только два студента завершили учебу.
Одновременно, заинтересованность в дистанционном обучении увеличилась среди студентов, не имеющих отклонений в здоровье.
Сегодня уже с уверенностью можно констатировать, что именно после такого, в дистанционном режиме, прохождения программы «Прикладная информатика», дистанционная форма обучения была добавлена в программу бакалавриата «Информатика», а также в последующую магистерскую программу «Информатика».
Каждый курс имеет учебные материалы в LMS Moodle (Система управления курсами, также известная как система управления обучением или виртуальная обучающая среда. Является аббревиатурой от Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment. Представляет собой свободное веб-приложение, предоставляющее возможность создавать сайты для онлайн-обучения), к которым имеют доступ студенты обучающиеся как заочно, так и очно. В дополнение к LMS, для каждого курса в семестре доступно от двух до пяти учебных консультаций. Их целью является оказание помощи студентам на дистанте, желающим проконсультироваться по неясным или достаточно сложным темам.
Нами были апробированы различные технологии и методики совершенствования дистанционных и комбинированных форм обучения. При внедрении дистанционного обучения возникла необходимость в том, чтобы преподаватели прошли курсы в обучении режиму дистанционного обучения. Никто из преподавателей не имел опыта в этой форме обучения.
Для повышения качества преподавания постепенно разрабатывались учебные материалы. Помимо учебных текстов и презентаций постепенно создавались видеозаписи лекций и семинаров и другие мультимедийные учебные материалы. MediaSite (https://mediasite.com/) использовался для записи видеолекций, в которых видео, снятое преподавателем, синхронизировалось со слайдами презентации. Студенты, занимающиеся дистанционно, ценят возможность проигрывать видео с лекций, семинаров или учебных пособий. Видеоматериалы учебных занятий помогают им лучше понять темы обучения.
Опыт проведения дистанционных занятий показывает, что очень важно мотивировать студентов к активной работе на постоянной основе. Студенты, которые постоянно работают в течение семестра, обычно имеют лучшие результаты. Непрерывная деятельность может быть обеспечена, например, путем оказания помощи регулярными самостоятельными заданиями, которые студенты должны разрабатывать и отчитываться перед преподавателем, например, один раз в 2-3 недели. Более длительный период между заданиями «по переписке», как показал наш опыт, оказался неэффективным.
Студенты самостоятельно учились только на первый взгляд, но многие из них просто забросили учебу. Поскольку они оставили выполнение своих заданий на зачетную неделю, то вскоре обнаружили, что не могут справиться со всеми заданиями.
Дистанционное обучение играет значительную роль в общении. Из-за минимального присутствия личного общения необходимо поддерживать и развивать другие средства коммуникации.
ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Тем не менее следует признать, что дистанционное обучение требует и от студентов и от преподавателей совершенно иного подхода, чем обычные дневные (очные) занятия. Как показывает практический опыт, это очень требовательная форма обучения.
1) студенты и многие преподаватели имели мало или вообще не имели опыта работы с этой формой обучения,
2) отдельные преподаватели полагали, что могут использовать те же педагогические и дидактические практики, что и при очном обучении,
3) дистанционное обучение требует от студентов высокой мотивации и способности эффективно распоряжаться временем,
4) требуется сложная и тщательная подготовка учебно-методических материалов,
5) необходимо наличие работающего технического инструментария (компьютер, ноутбук, смартфон и т.п.).
Как итог, следует сказать, что в отличие от очной формы обучения, необходимо обеспечить обширную подготовку к дистанционной и комбинированной формам обучения. Студенты должны иметь все учебные материалы, задания заочного / дистанционного характера, технически подготовленные системы управления, средства связи и так далее. Однако это требует от педагога и студента большой работы и технически, и методически, и дидактически.
Мы провели анкетирование среди студентов дистанционных форм обучения. И выяснили, что к наиболее распространенным преимуществам дистанционного обучения студенты относят:
1) возможность учиться во времени, которое студент определяет сам,
2) возможность индивидуально планировать режим работы и учебы,
3) не посещать учебное заведение ежедневно,
4) возможность обрабатывать и пересылать задания через Интернет.
Напротив, в качестве принципиальных недостатков и практических проблем дистанционного обучения студенты отмечали:
1) ограниченный личный контакт с преподавателем и другими студентами,
2) пропущенные классические лекции и семинары,
3) некачественное общение с некоторыми преподавателями,
4) самостоятельная работа иногда лишена той информации, которую студент записал бы во время своего очного посещения,
5) трудность правильной организации своего времени,
6) более значительная трудность в понимании некоторых терминов, чтобы сохранить мотивацию к учебе.
Многие студенты считали, что дистанционное обучение будет более комфортным и менее требовательным для студентов. Конечно, такая самонадеянность оказалась ошибочной.
Выпускники очной и дистанционной форм обучения должны обладать одинаковыми знаниями и навыками. Практически ни один студент не имел практического опыта дистанционного обучения до весны 2020.
Как видно из мониторинга дистанционного обучения, образовательные учреждения влияют на качество дистанционного обучения двумя основными факторами. Первый – это уровень дистанционных учебных программ и онлайн-курсов.
Второй – это способ и качество управления учебным процессом.
Еще одним фактором, влияющим на успех студентов обучающихся дистанционно, является их мотивация и самодисциплина. Дистанционная и комбинированная формы обучения придают этим факторам гораздо большее значение, чем на дневных занятиях, где обучающиеся находятся под непосредственным руководством преподавателя.
Существенной проблемой дистанционных и комбинированных форм обучения является способность студентов посвятить себя учебным делам. Определенное количество студентов не в состоянии правильно спланировать свою учебу в течение семестра. Часто бывает так, что уроки посещаются непосредственно перед зачетно-экзаменационным периодом. Поскольку ряд студентов посещают лишь предзачетные или предэкзаменационные несколько занятий, то у них не хватает времени, чтобы выполнить все задания, и они часто забрасывают учебу. Поэтому роль педагога, на которого возложена задача активизации студентов и побуждения их к постоянной учебной работе, значительна.
В каждом процессе обучения важна именно роль преподавателя. Преподаватель не только опосредует новые знания и навыки, но в основном ведет и направляет процесс обучения. Оказывает помощь студентам в решении проблем, их оценивание и общение с каждым обучающимся. Однако в дистанционной форме обучения эти роли должны быть значительно сокращены, особенно в том, что касается методов и форм работы преподавателя.
Роль преподавателя переходит от преподавания новых знаний преимущественно к управлению элементами учебного процесса. В условиях дистанционного обучения, преподаватель гораздо больше должен быть вовлечен в управление коммуникацией, оценивание работы студентов, поддержку их мотивации и руководство процессом обучения, а не сплошное объяснение нового учебного материала. Ряд педагогов, которые только начали свою педагогическую деятельность в дистанционной форме обучения, пытаются применить свой прежний, очный, опыт ведения уроков к дистанционному образованию.
Уже с самого начала внедрения дистанционного обучения было показано, что студенты, занимающиеся дистанционно испытывают большие трудности при прохождении отдельных предметов.
Однако, за счет повышения качества учебных материалов и самого обучения успешность студентов на «дистанте» повысилась, но все еще остается ниже, чем у студентов очной формы обучения.
Исходя из нашего опыта, мы пришли к тому, что преподавателю, время от времени, целесообразно самому проверять на себе роль студента в практическом курсе дистанционного электронного обучения.