статуя уты в наумбургском соборе

Таинственное пламя Уты Балленштедтской

Из всех женщин в истории искусства
я хотел бы отужинать с Утой Наумбургской.
Умберто Эко

Рассказ у нас пойдет о людях, увековеченных в статуях в соборе, поэтому начнем-ка с собора.

статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть фото статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть картинку статуя уты в наумбургском соборе. Картинка про статуя уты в наумбургском соборе. Фото статуя уты в наумбургском соборе

Это собор в городе Наумбурге в земле Саксония-Ангальт в бывшей ГДР.

Тут я замечу, что для меня неизменной загадкой является то, что бывшая ГДР почему-то считается априори неинтересной и «советской». А тут же и великолепный Дрезден, и барочный Лейпциг, и вольный Штральзунд, и сказочные Кведлинбург и Вернигероде, не говоря уже о Саксонской Швейцарии, красивее которой я в Германии не видела из природы, наверное, ничего.

Давайте еще раз полюбуемся на Наумбургский собор:

статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть фото статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть картинку статуя уты в наумбургском соборе. Картинка про статуя уты в наумбургском соборе. Фото статуя уты в наумбургском соборе

статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть фото статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть картинку статуя уты в наумбургском соборе. Картинка про статуя уты в наумбургском соборе. Фото статуя уты в наумбургском соборе

Как они там оказались и что они там делают?

Эккехард II был третьим ребенком и вторым сыном своего отца, и маркграфом стал после смерти старшего брата Германа I, умершего бездетным. У Эккехарда и Уты детей тоже не было, так что на нем род Эккехардинеров и закончился (у Германа и Эккехарда было еще двое младших братьев, но у тех дети были только духовные: один стал архиепископом Зальцбурга, другой епископом Мейсена).

И тут мы подобрались к Уте.

Задолго до этого, в 1029 году, в Наумбурге началось строительство собора, в числе спонсоров которого были Эккехард и Ута. Кроме них, средства на строительство дали еще 10 знатных людей: граф Конрад (племянник Эккехарда), графиня Гепа (или Адельгейда I Кведлинбургская), граф Тимо Кистричский, граф Вильгельм Камбургский и Бренский, граф Сиццо Кефернбургский, граф Дитмар, Герман I и его жена Регелинда Польская, граф Дитрих Бренский и его жена Гербург.

И все они были увековечены в виде самых знаменитых раннеготических (а то и вообще готических) статуй.

Вот, кстати, Герман I и Регелинда:

статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть фото статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть картинку статуя уты в наумбургском соборе. Картинка про статуя уты в наумбургском соборе. Фото статуя уты в наумбургском соборе

статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть фото статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть картинку статуя уты в наумбургском соборе. Картинка про статуя уты в наумбургском соборе. Фото статуя уты в наумбургском соборе

статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть фото статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть картинку статуя уты в наумбургском соборе. Картинка про статуя уты в наумбургском соборе. Фото статуя уты в наумбургском соборе

статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть фото статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть картинку статуя уты в наумбургском соборе. Картинка про статуя уты в наумбургском соборе. Фото статуя уты в наумбургском соборе

статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть фото статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть картинку статуя уты в наумбургском соборе. Картинка про статуя уты в наумбургском соборе. Фото статуя уты в наумбургском соборе

статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть фото статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть картинку статуя уты в наумбургском соборе. Картинка про статуя уты в наумбургском соборе. Фото статуя уты в наумбургском соборе

статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть фото статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть картинку статуя уты в наумбургском соборе. Картинка про статуя уты в наумбургском соборе. Фото статуя уты в наумбургском соборе

статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть фото статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть картинку статуя уты в наумбургском соборе. Картинка про статуя уты в наумбургском соборе. Фото статуя уты в наумбургском соборе

статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть фото статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть картинку статуя уты в наумбургском соборе. Картинка про статуя уты в наумбургском соборе. Фото статуя уты в наумбургском соборе

статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть фото статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть картинку статуя уты в наумбургском соборе. Картинка про статуя уты в наумбургском соборе. Фото статуя уты в наумбургском соборе

статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть фото статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть картинку статуя уты в наумбургском соборе. Картинка про статуя уты в наумбургском соборе. Фото статуя уты в наумбургском соборе

статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть фото статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть картинку статуя уты в наумбургском соборе. Картинка про статуя уты в наумбургском соборе. Фото статуя уты в наумбургском соборе

А как прекрасна рука! Как ткань под ней сминается в складки! До Бернини еще. пока не скажу сколько лет!

статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть фото статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть картинку статуя уты в наумбургском соборе. Картинка про статуя уты в наумбургском соборе. Фото статуя уты в наумбургском соборе

Фото с Эккехардом с разных ракурсов тоже можно изучать бесконечно:

статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть фото статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть картинку статуя уты в наумбургском соборе. Картинка про статуя уты в наумбургском соборе. Фото статуя уты в наумбургском соборе

статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть фото статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть картинку статуя уты в наумбургском соборе. Картинка про статуя уты в наумбургском соборе. Фото статуя уты в наумбургском соборе

статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть фото статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть картинку статуя уты в наумбургском соборе. Картинка про статуя уты в наумбургском соборе. Фото статуя уты в наумбургском соборе

статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть фото статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть картинку статуя уты в наумбургском соборе. Картинка про статуя уты в наумбургском соборе. Фото статуя уты в наумбургском соборе

статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть фото статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть картинку статуя уты в наумбургском соборе. Картинка про статуя уты в наумбургском соборе. Фото статуя уты в наумбургском соборе

Источник

Маркграфиня Ута.

статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть фото статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть картинку статуя уты в наумбургском соборе. Картинка про статуя уты в наумбургском соборе. Фото статуя уты в наумбургском соборе

Собор Петра и Павла в городе Наумбурге (Германия) украшают знаменитые статуи маркграфа Эккехарда и маркграфини Уты. Очень похожие фигуры изобразил на боковых частях своего триптиха «Fiat Rex!» Н.К.Рерих в 1934 году. На одной из них – рыцарь в длинном красном плаще. На его синем щите золотом горит загадочный знак – три круга. Рыцарь опирается на меч. Слева от короля – женская фигура в длинном платье, поверх которого наброшен такой же красный плащ.

Та же женская фигура в красном плаще и на картине «Держательница Мира», которую Николай Рерих написал в 1933 году. На фоне белоснежных вершин, символа духовных восхождений, величественно стоит женщина. Судя по одеянию, незнакомка явно принадлежит к знатному средневековому роду. Ее голову венчает изящная корона, а одеяние волнами струится до пят, скрывая изящную фигуру. Одной рукой она приподнимает воротник плаща, а в другой держит таинственный ларец-ковчег, в котором хранился сокровенный талисман – Небесный Камень, Сокровище Мира. Известно, что картину «Держательница Мира» художник посвятил своей жене Елене Ивановне, изобразив её в облике легендарной Уты из Наумбурга.

статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть фото статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть картинку статуя уты в наумбургском соборе. Картинка про статуя уты в наумбургском соборе. Фото статуя уты в наумбургском соборе

Что же нам известно об этой прекрасной маркграфине? История сохранила о ней очень мало сведений, повествование об Уте встречаются только в документах, начиная с 13 и 14 веков. Впервые о ней упоминается в Наумбургском свидетельстве от 1249 года. Ута фон Балленштедт/ Майссен/ Наумбург родилась 1 января предположительно 1000 года. Ее родителями были маркграф Адальберт фон Балленштедт и Хидда, дочь графа Ходо I (965-993) Саксонского. Нам известна родина Утты – это живописный Гарц, красивейший горный уголок в Германии. Одно из главных семейных владений, Ашерслебен, окрестили «воротами к Гарцу». Это старейший город на этой земле. Другая усадьба, Балленштедт, долгое время оставалась небольшим поселением с крепостью. Как и положено, в крепости был выстроен дворец для большой семьи графа Адальберта.

Ута имела трёх братьев и одну сестру: Эсико – граф, основатель рода Асканиев, Дитрих – настоятель церкви в Балленштедте, Лудольф – монах монастыря Корвэй, Хацеха – настоятельница аббатства Гернроде.

Воспитание и образование юная графиня получила в одном из женских монастырей, расположенных вблизи семейных поместий. Предназначались они для представительниц высокой знати, играли роль не только религиозных центров, но и своего рода академий и университетов. В монастырях велось летописание, переписывались книги, создавались трактаты, собирались богатые библиотеки. Управлялись женские обители чаще всего принцессами. Ута много читала, прекрасно разбиралась в истории, любила музыку, хорошо играла на органе, знала лекарственные травы. Главное качество, которое прививали ей с детства – домовитость и почитание будущего супруга. Но, выйдя замуж, маркграфиня не ограничивалась только этим, она активно участвовала в делах мужа, разделяя с ним тяготы многотрудного правления. Она была очень хороша собой, очень женственна. Сохранились народные баллады про Уту, которые рассказывают о ее удивительном, неземном характере и приписывают ей чудодейственные качества личности. Рассказывают о связи Уты с Великой Матерью друидов Вальдегундой.

Брак Утты и Эккехарда остался бездетным. На этом браке окончился род Эккехардинов. После смерти своего супруга в 1046 году Ута в возрасте 46 лет ушла в монастырь аббатства Гернроде, которым управляла её сестра Хацеха, отказавшись от наследства мужа, которое частично перешло аббатству и кайзерше Агнес. Дата смерти Утты не установлена, известно лишь, что это произошло 23 октября.

Семья маркграфов Мейсенских основала и построила в стратегически удобном месте Наум отлично защищенную крепость, которая быстро обросла крестьянскими хозяйствами, и бедный люд со всех сторон потянулся под защиту сильных и справедливых господ. Так возник Наумбург, один из первых средневековых городов Германии.

Спустя два столетия, в XIII веке, благодарные жители Наумбурга увековечат память основателей города, установив в городском соборе Петра и Павла 12 удивительных по своей выразительности статуй знатных горожан. В западной части собора на высоте примерно три метра высятся фигуры маркграфа Эккехарда II и его прекрасной супруги Уты. Её лицо излучает чистоту и силу. На груди у маркграфини – шестиконечная звезда Давида с тремя окружностями на каждом луче. Сохранились сведения о том, что когда-то на статуе Уты были рунические знаки. Потом их кто-то стер. Сочетание древнейших символов на статуе Уты говорит о многом.

Руководил изготовлением изваяний мастер, имя которого хроники не сохранили. К нему приходили жители города и рассказывали о тех людях, портреты которых ему предстояло вытесать из камня. Постепенно мастер создавал их облики, вначале перед своим мысленным взором, затем в камне. Скульптуры казались живыми, и только лица Уты он никак не мог «увидеть». Тогда мастер поручил создать статую Уты своему ученику, посоветовав ему отправиться в путешествие, набраться впечатлений и заодно отвезти богатому феодалу эскиз его родового герба.

Ученик прибыл в замок, и разложил на столе перед хозяином свои работы, которые очень понравились господину и он велел позвать свою жену их посмотреть.

Когда в зал вошла женщина, ученик застыл, пораженный увиденным. Перед ним стояла молодая женщина редкой красоты и грации. Тело ее было окутано красным плащом с поднятым воротником. Во всем ее облике было что-то необычное и притягательное. Ученик смотрел на нее, запоминал рисунок лица, особенности жестов и понял – перед ним облик Уты, который он искал.

После того, как статуя Уты была изготовлена, ученик оставил мирскую жизнь и ушел в монастырь, став монахом, братом Экбертом. До самой смерти он хранил в сердце и боготворил прекрасный облик графини. Эту историю рассказывает книга «Ута и слепой» Зигфрида Бергера, написанная в 40-х годах ХХ века по историческому документу, найденному в монастыре.

Среди исследователей существует предположение, что подмастерье встречался с графиней Ротенбургской, которая жила в это же время недалеко от Наумбурга, и именно её прекрасный облик запечатлел в статуе Уты. Имя графини Ротенбургской нам хорошо известно благодаря удивительному событию из её жизни. Однажды вечером у городских ворот остановилась кавалькада всадников, проделавших долгий путь по дорогам Европы. Спасаясь от еврейских погромов в Испании, они бежали в Германию. Их предводитель, знаменитый раввин Мозес де Леона из Вальядолиды (1250-1307), известный своей ученостью и связями с тайными науками, попросил убежища у графини, которая, проявив неслыханное по тем страшным временам мужество, впустила беглецов и оставила их в своих владениях до тех пор, пока опасность не миновала. В благодарность за спасение раввин передал ей на дальнейшее хранение сокровенный Камень и кусок выделанной старинной кожи с особыми знаками на поверхности. Из этой кожи по приказу графини был изготовлен ларец для хранения Камня.

В легенде о Камне («Криптограммы Востока») говорится: «Храните Камень в ковчеге, привезенном из Ротенбурга. На нем четыре квадрата со знаком «М» в каждом. Явление будет ясно, когда Я произнесу: Путь четверых на Восток. Ничто не убавит Заповедь. Уступите сужденному часу. Соберу воинов Звезды Моей. Кому суждено познанное во времени, те соберутся. …» А вот что рассказывает об этом Елена Ивановна в своем письме от 18.11.35 г.: «… Ларец, упомянутый в легенде, относится к XIII столетию и по преданию он сделан из кожи, принадлежавшей самому Соломону. На коже имеется много алхимических символов. Знаменитый раввин Моисей де Леона, составитель Зохара, преследуемый испанцами во время гонения на евреев, нашел защиту в лице германской феодалки, допустившей его и гонимых в свои владения. В благодарность он подарил ей талисман и этот драгоценный кусок кожи. Феодалка приказала сделать из этой кожи ларец и хранила в нем полученный талисман…».

Прошло много столетий, но тайна Уты фон Балленштедт, так и не разгадана. Её жизнь обросла массой догадок и предположений, но и по сей день в Наумбургский собор приходят тысячи людей, чтобы полюбоваться статуей прекрасной и загадочной маркграфини.

Источник: “Женщины мира – деятельницы на мире культуры”, т.2

Источник

Эта часть — вставная глава к отчету о путешествии в Европу под названием «Осенний автомарафон»

Из интервью с Умбэрто Эко:

«Корреспондент: Не могли бы Вы сказать мне, какой образ можно считать проявлением абсолютной женской красоты?
Умберто Эко: Не могу ответить Вам на этот вопрос.
К. Тогда скажите, кого Вы находите более привлекательной: Венеру Милосскую или Мону Лизу?
У.Э. Я не пригласил бы на ужин ни ту, ни другую. Не знаю, нашлось бы у нас достаточно тем для разговора. Венера, на мой вкус, слишком мускулиста, а Мона Лиза могла бы оказаться трансвеститом. Если мне представилась бы возможность пойти на свидание с каким-нибудь женским персонажем из истории искусства, я бы выбрал маркграфинюУту из Наумбурга — статую, украшающую собор этого города.
К. Почему именно ее?
У.Э. Меня привлекает излучаемая ею грация, овал лица, взгляд, уходящий вдаль»
.

статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть фото статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть картинку статуя уты в наумбургском соборе. Картинка про статуя уты в наумбургском соборе. Фото статуя уты в наумбургском соборе

Наумбург – немецкий «Новгород» – во всем мире известен, прежде всего, благодаря своему собору.
статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть фото статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть картинку статуя уты в наумбургском соборе. Картинка про статуя уты в наумбургском соборе. Фото статуя уты в наумбургском соборе

Наумбургский собор, или Дом, как его называют, прославили скульптуры, установленные в западном хоре – это фигуры донаторов, маркграфов Наумбурга, пожертвовавших средства на строительство собора.

Кто такой донатор? В широком смысле – это даритель на строительство и украшение храма (кстати, у слова этот то же латинский корень, что и у слова «донор»). В знак благодарности донаторы часто изображались в средневековых соборах, иногда – с моделями храма в руках, иногда – склонившимися перед Христом, Девой Марией или святыми.

В Наумбургском соборе фигуры донаторов установлены в западной части в апсиде с высокими витражными стеклами.
статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть фото статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть картинку статуя уты в наумбургском соборе. Картинка про статуя уты в наумбургском соборе. Фото статуя уты в наумбургском соборе

Среди них самые знаменитые и заметные фигуры — маркграф Херман с супругой Реглиндис и маркграф Эккехарда II с супругой Утой.
Именно они изображены на входных билетах.
статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть фото статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть картинку статуя уты в наумбургском соборе. Картинка про статуя уты в наумбургском соборе. Фото статуя уты в наумбургском соборе

Скульптор расположил их напротив друг друга. Остальные донаторы изображены поодиночке.

Для понимания личностей изображенных в Наумбургском соборе донаторов надо обратиться к истории Германии ХI века.
В то время обособленные германские княжества входили в состав Священной Римской империи.
Ею правил император, избранный феодалами и коронованный в Риме.
Одно из феодальных германских княжеств принадлежало Эккехарду I, маркграфу Мейсенскому. Это был храбрый и безрассудный воин, которому было суждено погибнуть во время междуусобной войны: его предали, убили и обезглавили.
После него осталось два сына – старший Херман и младший, правивший после смерти отца и старшего брата под именем Эккехарда II. Император Генрих III так отзывался об этом своем вассале: «вернейший из верных».

Сначала Эккехард I заложил фундамент родовой крепости, а затем его сыновья продолжили строительство замка, получившего название Нового — Neuburg(впоследствии название трансформировалось в Наумбург). Как это обычно бывало, вокруг замка возник целый город — Наумбург, один из первых средневековых городов Германии.
Здесь интересно провести параллель с русским Новгородом, который также считается древнейшим городом на русских землях.

В немецком Новгороде сыновья Эккехарда I вкладывали значительные деньги в развитие города и собора, во многом потому, что надругательство над телом отца легло на семью тяжким позором. Братья основали величественный собор в Наумбурге, куда перенесли останки отца.
статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть фото статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть картинку статуя уты в наумбургском соборе. Картинка про статуя уты в наумбургском соборе. Фото статуя уты в наумбургском соборе

Спустя двести лет после их смерти жители Наумбурга решили увековечить память о маркграфах, участвовавших в создании Наумбургского собора, установив в западном хоре собора статуи из цветного песчаника(к тому времени число донаторов-маркграфов насчитывало двенадцать человек – по числу апостолов).
статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть фото статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть картинку статуя уты в наумбургском соборе. Картинка про статуя уты в наумбургском соборе. Фото статуя уты в наумбургском соборе

Трудно представить себе две более непохожие пары, чем маркграф Херман с супругой Реглиндис (или Реглиндой) и маркграф Эккехарда II с супругой Утой: ученикам в школе надо задавать сочинения-описания по этим скульптурным группам.
статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть фото статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть картинку статуя уты в наумбургском соборе. Картинка про статуя уты в наумбургском соборе. Фото статуя уты в наумбургском соборе

статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть фото статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть картинку статуя уты в наумбургском соборе. Картинка про статуя уты в наумбургском соборе. Фото статуя уты в наумбургском соборе

Действительно: безвольный, слабохарактерный, робкий даже на вид Херман – и могучий, решительный, волевой Эккехард.

Настолько же несхожи и жены братьев: смешливая, озорная, улыбчивая Реглиндис – ну просто полная противоположность задумчивой, аристократичной, погруженной в свой внутренний мир Уте.

Об этих женщинах известно не так уж много, но даже то, что известно, способно закружить голову от неожиданных связей, протянувшихся через века.

Так, Реглиндис — это дочь польского короля БолеславаI Храброго. У нее была сестра. Девушек по обычаю того времени выдали замуж: отец-продуман при помощи браков дочерей укреплял свое королевское положение. Реглиндис, как мы уже поняли, отправилась в Наумбург. А ее сестра – в Киевскую Русь! Она стала женой князя Святополка — второго сына великого князя Киевского Владимира, брата Ярослава Мудрого. К сожалению, исторические хроники не сохранили имени польской принцессы. А вот к имени ее мужа Святополка приклеился эпитет Окаянный: по мнению автора авторитетнейшей «Повести временных лет», именно Святополк Окаянный был повинен в смерти своих единокровных братьев Бориса и Глеба, которые после мученической смерти стали почитаемыми русскими святыми.

Теперь возвращаемся снова в наумбургский собор и смотрим на изображение маркграфиниУты.
О ней известно тоже не столь уж много: она была вторым ребенком в семье очень знатного рода, ее отец Адальбертбыл из династии Асканиев, ведущей свое происхождение даже не от Юлия Цезаря, а от его далеких предков. Юная Ута воспитывалась в монастыре, она получила превосходное по тем временам образование. Она была красива, женственна, домовита, добра и мудра. Мужу своему Ута была поддержкой и опорой, вот только, как говорят народные баллады, ее единственный ребенок умер в раннем детстве. Скончалась прекрасная маркграфиня в возрасте 42 лет.

статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть фото статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть картинку статуя уты в наумбургском соборе. Картинка про статуя уты в наумбургском соборе. Фото статуя уты в наумбургском соборе

Как говаривал один небезызвестный персонаж, вопросы крови – самые запутанные.

Из Асканийско-Анхальтского дома происходила принцесса София-Августа-Фредерика, в православном крещении — Екатерина Алексеевна, российская императрица Екатерина II. Следовательно, в крови представителей российского императорского дома течет кровь рода, к которому принадлежала и Ута.
статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть фото статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть картинку статуя уты в наумбургском соборе. Картинка про статуя уты в наумбургском соборе. Фото статуя уты в наумбургском соборе

Казалось бы, мы со всем разобрались: кто изображен и кто кому приходится.
А вот и нет!
И вот почему: скульптуры создавались спустя два века после жизни этих реальных исторических лиц, поэтому портретное сходство с прототипами весьма условно.

Имя талантливейшего скульптора, создавшего скульптуры маркграфов-донаторов, не сохранилось. Про него так и говорят: «Мастер из Наумбурга». Причем несмотря на то, что его произведения сохранились в соборах Амьена и Нуайона (он учился и одно время работал во Франции), в германских Метце и Майнце, он остался в веках именно как Наумбургский мастер, так как галерея донаторов – это не просто вершина его творчества, это вершина всего средневекового европейского искусства.

Есть легенды о том, что это даже не сам заслуженный мастер создал скульптурный портрет прекрасной Уты, а его молодой ученик, но тут мы вступаем совсем уж на зыбкую тропу предположений и догадок.

Кстати говоря, одна из загадок облика Уты – это ее необычная поза. Что держит женщина под складками своего плаща? Версий выдвинуто множество, одна фантастичнее другой: якобы в руках у маркграфини загадочный камень – «Сокровище Мира», который хранится в драгоценном ларце, обитом куском кожи с письменами, а этим пергаментом в свое время владел библейский царь Соломон. Или даже в порыве самых смелых предположений специалисты начинают утверждать, что Ута была одной из хранительниц Священного Грааля.

Образ германской маркграфини Уты вдохновил Николая Рериха на буквальное заимствование: в картине «Держательница Мира»(или «Камень несущая»)на фоне привычного рериховского пейзажа с горами и синевой изображена фигура женщины. Единственное ее отличие от Уты – это то, что рериховская героиня прямолинейно держит в руке ларец, а ларце — камень, дар великого учителя, владыки Шамбалы. Все, тайна ушла, прелесть улетучилась, мировая загадка низведена до философии гималайского мистицизма.

Эта картина была написана в 1933 году, но настоящая слава наумбургской Уты в Германии была впереди. А получилось все по принципу «Не было бы счастья, да несчастье помогло»:

«В 1921 году, один безработный наумбургский фотограф из-за недостатка заказов стал делать снимки в соборе, экспериментируя при различном освещении, при различных ракурсах. Особенно удался портрет Уты, выражающий достоинство, женственность и безупречность.
В 1937 году в Мюнхене открылась выставка «Выродившееся искусство», где среди 600 экспонатов, отражавших, по мнению устроителей, неприглядные и упаднические тенденции в современном искусстве, находилась одна единственная фотография средневековой скульптуры. Эта была Ута. Контраст был настолько разительным, что все зрители были единодушны в своих выводах: «Она преграда, защищающая от скверного и пошлого», «Она воплощение гордости и достоинства», «Она неземное излучение мощи и силы». Это только часть эпитетов, которые в те дни адресовали маркграфине немецкие газеты. С того момента в Германии начался культ Уты. Она стала идеалом немецкой женщины
».

О том, что Ута – именно немецкая женщина, читаем у советского писателя Даниила Гранина в эссе «Прекрасная Ута». Его герой – солдат Великой Отечественной, в сорок четвертом году в Германии размышляет:

«Прекрасная Ута сидела у прялки в яблочном зале замка, ожидая своего Эккехарда, а может, и не ожидая, просто смотрела на лесистые горы, и проезжие рыцари и паломники любовались ее удивительной красотой. В зале горел камин. Туман скрывал маленькие городки, лежащие внизу, только острия соборов поднимались над молочным разливом тумана. Какой сейчас век? Как мне узнать, какой век? Это было не так-то просто, мы с этим замком словно заблудились в столетиях. Мы перемещались по оси времени вверх-вниз, скользили, как на лифте, по этажам истории — XV, XVII, XIX… и ничего не менялось ни в замке, ни в горах и даже в маленьком, лежащем внизу Лойтенберге. И все время на меня смотрело прекрасное лицо Уты и улыбалась скуластая, озорная ее сестра Реглинда, но сердце мое сжималось от страха, я боялся, что кто-нибудь из моих ребят или я сам бабахнем по этому собору и Ута разлетится в пыль. Потому что тогда, в сорок четвертом, никакая Ута на меня бы не подействовала. Я видел, как они разрушали пушкинские дворцы, обстреливали Эрмитаж».

Сейчас Ута из Наумбурга – истинно немецкая икона.

Еще об одной уникальной германской средневековой скульптуре можно почитать здесь

Источник

LiveInternetLiveInternet

Рубрики

Музыка

Фотоальбом

Поиск по дневнику

Статистика

Держательница Мира и маркграфиня Ута из Наумбурга

Держательница Мира и маркграфиня Ута из Наумбурга

статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть фото статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть картинку статуя уты в наумбургском соборе. Картинка про статуя уты в наумбургском соборе. Фото статуя уты в наумбургском соборе

Н.К. Рерих. Держательница Мира

Держательница Мира и маркграфиня Ута из Наумбурга

В 1933 году Н.К.Рерих написал картину «Держательница Мира». На фоне неба и снежных вершин изображена прекрасная женщина. На плечах красный плащ, ниспадающий к ногам. На голове убор, напоминающий корону. В одной руке ларец. Другой рукой характерным жестом она придерживает высокий ворот плаща. Картину Николай Константинович посвятил своей жене, спутнице в путешествиях, верной сотруднице во всех начинаниях, «другине» Елене Ивановне Рерих.

И действительно, Николай Константинович на своём полотне воспроизвёл облик жены средневекового германского феодала с необычайным сходством. Поза, складки плаща, положение рук – всё как на наумбургской скульптуре. Обобщёны и стилизованы лишь украшения головного убора. Николай Константинович придал ему явно выраженную форму короны. Но есть и отличия. Маркграфиня в левой руке держит нечто, завёрнутое в край плаща. На картине Н.К.Рериха в руке Держательницы Мира – ларец.

Перенесемся в Германию ХI века. В ту пору феодальные германские княжества входили в состав только что образованной Священной Римской империи (962 г.), которой правил император, избираемый феодалами и коронуемый в Риме. Императорская власть была непрочной. Нередко феодалы обнажали меч против своего правителя, а Римский папа мог лишить его своего покровительства.

Одно из феодальных владений, расположенное на важном перекрестке дорог, принадлежало Эккехарду I, маркграфу Мейсенскому и его семье. Он был храбрый воин и славился своим необузданным нравом. После смерти короля Оттона III (1002г.) Эккехард был предательски убит и позорно обезглавлен недругами, как реальный претендент на высшую власть. Об этом событии подробно повествуют хроники.

статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть фото статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть картинку статуя уты в наумбургском соборе. Картинка про статуя уты в наумбургском соборе. Фото статуя уты в наумбургском соборе

Наумбург. Современная фотография

Братья Херман и Эккехард II продолжали отстраивать город. Именно они предложили перенести в Наумбург резиденцию епископа, которая находилась в старом замке в Цейтце, где не было возможности обеспечить достаточную безопасность. Резиденция епископа была перенесена во времена правления Конрада II. Шаг для того времени необычный, так как в случае предательства вероломный вассал мог бы захватить епископа в качестве заложника и выступить против законного правителя. Но Конрад II полностью доверял достойной династии Эккехардов.

Братья были бездетны. А убийство отца и надругательство над его телом легло на семью тяжелым позором. И потому братья вкладывали значительные средства в строительство аббатства в старой Иене и монастырской церкви в Наумбурге, куда перенесли останки трагически погибшего отца. Позже на месте церкви был основан собор (1255 – 1265 г.г.) Эти сведении почерпнуты нами из статьи О.Старовойтовой и её вариантах, опубликованных в других источниках.

Как свидетельствует универсальная электронная энциклопедия «Википедия», маркграфиня Ута, супруга Эккехарда II, вошла в мировую историю под именем Уты из Наумбурга. Её отец, маркграф Адальберт фон Балленштедт и мать Хидда, из знатного саксонского рода, кроме Уты, имели ещё четверых детей. Один из них, Эсико Балленштедт, стал основателем рода Асканиев, Дитрих – настоятелем церкви в Балленштедте, Лудольф – монахом в монастыре Корвэй, сестра Хацеха – настоятельницей аббатства в Гернроде. Родилась Ута в замке Балленштедт утром 1.1.1000 или 996 года. Играла на органе, заботилась о бедных и больных, знала лекарственные травы. Предполагают, что её брак с графом Эккехардом фон Майсен был вызван политическими интересами крупнейших германских родов. Брак был бездетным и на нём окончился род Эккехардинов. После смерти супруга в 1046 году имущество семьи, унаследованное Утой, перешло частично аббатству Гернроде, управляла которым сестра Хацеха, а другая часть – кайзерше Агнес.

Дата смерти Уты не известна. В соответствующих церковных книгах записано число 23 октября, а в графе «год» – пробел. Сопоставив эту запись с передачей имущества аббатству Гернроде, можно предположить, что после смерти мужа маркграфиня приняла монашество и исчезла из поля зрения светских хроник. Старовойтова О. в своей статье приводит цифру продолжительности жизни Уты 42 года. Т.е., возможно принятие монашеского сана ещё при жизни Эккехарда. Но, конечно, все приведённые сведения требуют дополнительных уточнений и исследований.

Сохранились народные баллады про Уту, которые рассказывают о ее добропорядочных чертах характера и приписывают ей благородные качества личности. В них же упоминается о том, что у нее был ребенок, умерший в раннем детстве. Судя по всему, она активно участвовала в делах мужа, разделяя с ним тяготы многотрудного правления.

Прошло 200 лет. Наступил век ХIII. Благодарные жители Наумбурга решили увековечить память о 12 маркграфах, пожертвовавших свои состояния на сооружение Наумбургского собора, установив в нём их статуи из цветного песчаника. Среди этих почётных граждан были и маркграф Херман с супругой Реглиндис и маркграф Эккехарда II с супругой Утой.

статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть фото статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть картинку статуя уты в наумбургском соборе. Картинка про статуя уты в наумбургском соборе. Фото статуя уты в наумбургском соборе

Ута и Эккехард II

Начались строительные работы.

В те годы в Испании жестоко преследовали евреев, среди которых были и просвещенные люди. Гонениям подвергался и знаменитый раввин Мозес де Леона из Вальядолиды (1250- 1307 г.г.), известный своей ученостью и связями с тайными науками. Многие годы своей жизни он положил на обработку текстов священной книги евреев «Зохар».

Как известно, древнее еврейское учение Каббала состоит из двух книг – «Книга Творения» и «Зохар». Первую приписывают отцу Аврааму, вторую – Симеону Бен Йохаю из Цфата, жившему около 2-х тыс. лет тому назад и убитому солдатами императора Адриана, пытавшемуся уничтожить религию единобожия.

Каббалисты тайно вывезли рукопись «Зохар» в Испанию и изучали ее в специальных тайных школах, о которых знали немногие. Мозес де Леона был одним из них.

Он собрал разрозненные древние тексты, сравнил их с халдейскими и сирийскими писаниями и написал к ним обширные комментарии, дошедшие до наших дней. В 1290 г. ему было дано Высшее Указание, Откровение, опубликовать свою работу, что он и сделал. Публикация сокровенного источника вызвала осуждение даже среди соратников – каббалистов. И конечно, инквизицией была объявлена настоящая охота на Мозеса де Леона. [2]

Доподлинно известно, что раввин владел легендарным Камнем, Сокровищем Мира, осколком главного тела, хранящегося в Твердыне Света. Об этом пишет Е.И.Рерих в своем письме от 18.11.1935 г. Рихарду Рудзитису. Преследуемый раввин бежал в Германию, и нашел защиту в лице графини Ротенбургской, которая приютила его в своих владениях. Она спасла его. В благодарность раввин передал ей на дальнейшее хранение сокровенный Камень и кусок выделанной старинной кожи с особыми знаками на поверхности. По преданию эта кожа принадлежала самому Соломону. Впоследствии графиня приказала сделать из этой кожи ларец для хранения драгоценного талисмана. [3, с.648-649]

статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть фото статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть картинку статуя уты в наумбургском соборе. Картинка про статуя уты в наумбургском соборе. Фото статуя уты в наумбургском соборе

Собор в Наумбурге. Галерея (западный хор)

У мастера были ученики. И только одному из них он поручил создать статую Уты, так как сам никак не мог «увидеть» ее лица, может быть потому, что уже был не молод. А ученику посоветовал отправиться в путешествие, набраться впечатлений и заодно отнести некоему богатому феодалу эскиз его родового герба.

Ученик прибыл в нужный замок, но хозяин оказался в отъезде. Пришлось его ожидать. Ученик не терял времени даром, много рисовал, делал наброски, показывал свои работы людям в замке и выслушивал похвалы в свой адрес. Видимо он был способным художником. Но вот вернулся граф. Ученик разложил перед ним на столе свои работы, которые понравились господину и он велел позвать свою жену, чтобы и она их осмотрела.

статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть фото статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть картинку статуя уты в наумбургском соборе. Картинка про статуя уты в наумбургском соборе. Фото статуя уты в наумбургском соборе

Статуя Уты. Фрагмент

В зал вошла хозяйка замка. Ученик обернулся на её голос и застыл, пораженный увиденным. Перед ним стояла молодая женщина редкой красоты и грации. Тело ее было окутано красным плащом с поднятым воротником. Во всем ее облике было что-то необычное и притягательное. Ученик смотрел на нее, запоминал рисунок лица, особенности жестов и понимал – перед ним облик Уты, который он искал.

По-особому сложилась дальнейшая судьба ученика. Он считал свое творение живым и одухотворённым. Ута и Святая Дева Мария в его сознании слились в единое целое. Он подолгу стоял коленопреклоненный перед прекрасной Утой, вдохновенно беседуя с ней.

Это было замечено окружающими и осуждено как идолопоклонство. Он и сам понимал, что ведет себя необычно, но иначе не мог. А дабы никогда не создать ничего лучше статуи Уты, он покалечил себе правую руку. Стал монахом, тяжело заболел, ухаживая за больными оспой, ослеп. Но слепота не тяготила его, так как он улавливал другими не слышимые звуки, беседовал с кем-то невидимым. Перед его слепым взором пролетали небесные существа Габри и Михель. И не раз к нему являлась Святая Дева Мария в разных обликах. Со временем он понял, что ему не следовало увечить себя. Ведь он художник, творец и мог бы создать еще много прекрасных образов красоты, так нужных людям.

В конце жизни, старый и слабый, он пришел в Наумбург и долго молился перед изображением Уты. Утром, обессиленного его отнесли в госпиталь монастыря Святого Георга, где он и скончался. Старого слепого монаха звали брат Экберт.

Эту историю повествует Зигфрид Бергер в своей книге «Ута и слепой». История основана на письме, написанном со слов Экберта и долгие годы хранящегося в монастыре. Бергер сохранил старинный эпистолярный стиль повествования. [4]

Ранее собор носил имя Святого Георга. Но впоследствии стал называться просто – Наумбургский Дом. Собор очень красив. Имя архитектора неизвестно.

Коротка человеческая память. О рассказанных нами средневековых персонажах потомки забыли на многие века. И, может быть, никогда бы и не вспомнили, если бы по странному стечению обстоятельств в начале ХХ века не возник в Германии необычайный интерес к облику Уты.

В 1921 году, один безработный наумбургский фотограф из-за недостатка заказов стал делать снимки в соборе, экспериментируя при различном освещении, при различных ракурсах. Особенно удался портрет Уты, выражающий достоинство, женственность и безупречность.

В 1937 году в Мюнхене открылась выставка «Выродившееся искусство», где среди 600 экспонатов, отражавших, по мнению устроителей, неприглядные и упаднические тенденции в современном искусстве, находилась одна единственная фотография средневековой скульптуры. Эта была Ута. Контраст был настолько разительным, что все зрители были единодушны в своих выводах: «Она преграда, защищающая от скверного и пошлого», «Она воплощение гордости и достоинства», «Она неземное излучение мощи и силы». Это только часть эпитетов, которые в те дни адресовали маркграфине немецкие газеты. С того момента в Германии начался культ Уты. Она стала идеалом немецкой женщины. Сегодня в Наумбургский Собор тянутся вереницы паломников, чтобы что-то узнать об Уте, лицезреть ее лик. Почти никто ничего о ней не знает, много догадок, вымыслов. Но интерес к ней не ослабевает.

Такова история маркграфа Эккехарда и его супруги Уты.

статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть фото статуя уты в наумбургском соборе. Смотреть картинку статуя уты в наумбургском соборе. Картинка про статуя уты в наумбургском соборе. Фото статуя уты в наумбургском соборе

Статуя Уты

Е.И.Рерих в письме, которое мы упоминали выше, говоря о легендах, связанных с Сокровищем Мира, приводит фразу из «Криптограмм Востока»: «При завершении цикла Сокровище и Ларец должны вернуться к феодалке». Не является ли эта фраза ключом к облику Держательницы Мира с ларцем в руке на картине Н.К.Рериха, наметившем перед нами в пространстве и времени невидимые связующие нити между людьми прошлых веков и недавних десятилетий, древними сказаниями и легендами, за которыми, как известно, также стоят конкретные исторические явления.

Ута, Эккехард, графиня Ротенбургская, Заповедная Страна, Камень, Ларец, сами Рерихи объединены, как звенья одной цепи, неизвестными нам причинно-следственными связями, смысл которых не сразу понятен. Но то, что они существуют – ясно непредубежденному сознанию.

Источники:

1. В.Е.Ларичев, Е.П.Маточкин. Рерих и Сибирь – Новосибирск, Новосибирское книжное издательство, 1993

2. О.Старовойтова. Подборка об Эккехарде и Уте. Сайт Ярославского Рериховского Общества. Литературный проект «Женщины на века».

3. Елена Ивановна Рерих. Письма. Том III. 1935 г. – М.: Международный Центр Рерихов, 2001

4. Раиса Эмих. Перевод книги Зигфирда Бергера «Ута и слепой». (Siegfried Berger, «Uta und der Blinde», Finsterwalde/Merseburg, Verl. Jörg Meyer, 1998) Опубликовано на форуме «Орифламма» на правах рукописи. http://www.proza.ru/2010/05/15/415

Рериховские Чтения в Государственном музее искусств имени Абылхана Кастеева, г. Алматы, Казахстан, январь 2005 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

А в это время в Наумбурге старая церковь, основанная еще Эккехардом II и его братом, достраивалась новым сооружением, называемым хором, который был выше и красивее старых построек. Именно в этом западном хоре предполагалось разместить те самые 12 каменных фигур уважаемых граждан, речь о которых шла выше. Руководил строительством и изготовлением скульптур мастер, имя которого хроники не сохранили. Безусловно, это был очень талантливый человек. К нему приходили жители города и рассказывали о тех людях, портреты которых ему предстояло вытесать из камня. Он записывал слова горожан в маленькую книжечку. Туда же записывал баллады об этих людях. Постепенно их облики вставали перед его мысленным взором. Затем он воплощал их в камне.