статуя уты в наумбургском соборе
Таинственное пламя Уты Балленштедтской
Из всех женщин в истории искусства
я хотел бы отужинать с Утой Наумбургской.
Умберто Эко
Рассказ у нас пойдет о людях, увековеченных в статуях в соборе, поэтому начнем-ка с собора.
Это собор в городе Наумбурге в земле Саксония-Ангальт в бывшей ГДР.
Тут я замечу, что для меня неизменной загадкой является то, что бывшая ГДР почему-то считается априори неинтересной и «советской». А тут же и великолепный Дрезден, и барочный Лейпциг, и вольный Штральзунд, и сказочные Кведлинбург и Вернигероде, не говоря уже о Саксонской Швейцарии, красивее которой я в Германии не видела из природы, наверное, ничего.
Давайте еще раз полюбуемся на Наумбургский собор:
Как они там оказались и что они там делают?
Эккехард II был третьим ребенком и вторым сыном своего отца, и маркграфом стал после смерти старшего брата Германа I, умершего бездетным. У Эккехарда и Уты детей тоже не было, так что на нем род Эккехардинеров и закончился (у Германа и Эккехарда было еще двое младших братьев, но у тех дети были только духовные: один стал архиепископом Зальцбурга, другой епископом Мейсена).
И тут мы подобрались к Уте.
Задолго до этого, в 1029 году, в Наумбурге началось строительство собора, в числе спонсоров которого были Эккехард и Ута. Кроме них, средства на строительство дали еще 10 знатных людей: граф Конрад (племянник Эккехарда), графиня Гепа (или Адельгейда I Кведлинбургская), граф Тимо Кистричский, граф Вильгельм Камбургский и Бренский, граф Сиццо Кефернбургский, граф Дитмар, Герман I и его жена Регелинда Польская, граф Дитрих Бренский и его жена Гербург.
И все они были увековечены в виде самых знаменитых раннеготических (а то и вообще готических) статуй.
Вот, кстати, Герман I и Регелинда:
А как прекрасна рука! Как ткань под ней сминается в складки! До Бернини еще. пока не скажу сколько лет!
Фото с Эккехардом с разных ракурсов тоже можно изучать бесконечно:
Маркграфиня Ута.
Собор Петра и Павла в городе Наумбурге (Германия) украшают знаменитые статуи маркграфа Эккехарда и маркграфини Уты. Очень похожие фигуры изобразил на боковых частях своего триптиха «Fiat Rex!» Н.К.Рерих в 1934 году. На одной из них – рыцарь в длинном красном плаще. На его синем щите золотом горит загадочный знак – три круга. Рыцарь опирается на меч. Слева от короля – женская фигура в длинном платье, поверх которого наброшен такой же красный плащ.
Та же женская фигура в красном плаще и на картине «Держательница Мира», которую Николай Рерих написал в 1933 году. На фоне белоснежных вершин, символа духовных восхождений, величественно стоит женщина. Судя по одеянию, незнакомка явно принадлежит к знатному средневековому роду. Ее голову венчает изящная корона, а одеяние волнами струится до пят, скрывая изящную фигуру. Одной рукой она приподнимает воротник плаща, а в другой держит таинственный ларец-ковчег, в котором хранился сокровенный талисман – Небесный Камень, Сокровище Мира. Известно, что картину «Держательница Мира» художник посвятил своей жене Елене Ивановне, изобразив её в облике легендарной Уты из Наумбурга.
Что же нам известно об этой прекрасной маркграфине? История сохранила о ней очень мало сведений, повествование об Уте встречаются только в документах, начиная с 13 и 14 веков. Впервые о ней упоминается в Наумбургском свидетельстве от 1249 года. Ута фон Балленштедт/ Майссен/ Наумбург родилась 1 января предположительно 1000 года. Ее родителями были маркграф Адальберт фон Балленштедт и Хидда, дочь графа Ходо I (965-993) Саксонского. Нам известна родина Утты – это живописный Гарц, красивейший горный уголок в Германии. Одно из главных семейных владений, Ашерслебен, окрестили «воротами к Гарцу». Это старейший город на этой земле. Другая усадьба, Балленштедт, долгое время оставалась небольшим поселением с крепостью. Как и положено, в крепости был выстроен дворец для большой семьи графа Адальберта.
Ута имела трёх братьев и одну сестру: Эсико – граф, основатель рода Асканиев, Дитрих – настоятель церкви в Балленштедте, Лудольф – монах монастыря Корвэй, Хацеха – настоятельница аббатства Гернроде.
Воспитание и образование юная графиня получила в одном из женских монастырей, расположенных вблизи семейных поместий. Предназначались они для представительниц высокой знати, играли роль не только религиозных центров, но и своего рода академий и университетов. В монастырях велось летописание, переписывались книги, создавались трактаты, собирались богатые библиотеки. Управлялись женские обители чаще всего принцессами. Ута много читала, прекрасно разбиралась в истории, любила музыку, хорошо играла на органе, знала лекарственные травы. Главное качество, которое прививали ей с детства – домовитость и почитание будущего супруга. Но, выйдя замуж, маркграфиня не ограничивалась только этим, она активно участвовала в делах мужа, разделяя с ним тяготы многотрудного правления. Она была очень хороша собой, очень женственна. Сохранились народные баллады про Уту, которые рассказывают о ее удивительном, неземном характере и приписывают ей чудодейственные качества личности. Рассказывают о связи Уты с Великой Матерью друидов Вальдегундой.
Брак Утты и Эккехарда остался бездетным. На этом браке окончился род Эккехардинов. После смерти своего супруга в 1046 году Ута в возрасте 46 лет ушла в монастырь аббатства Гернроде, которым управляла её сестра Хацеха, отказавшись от наследства мужа, которое частично перешло аббатству и кайзерше Агнес. Дата смерти Утты не установлена, известно лишь, что это произошло 23 октября.
Семья маркграфов Мейсенских основала и построила в стратегически удобном месте Наум отлично защищенную крепость, которая быстро обросла крестьянскими хозяйствами, и бедный люд со всех сторон потянулся под защиту сильных и справедливых господ. Так возник Наумбург, один из первых средневековых городов Германии.
Спустя два столетия, в XIII веке, благодарные жители Наумбурга увековечат память основателей города, установив в городском соборе Петра и Павла 12 удивительных по своей выразительности статуй знатных горожан. В западной части собора на высоте примерно три метра высятся фигуры маркграфа Эккехарда II и его прекрасной супруги Уты. Её лицо излучает чистоту и силу. На груди у маркграфини – шестиконечная звезда Давида с тремя окружностями на каждом луче. Сохранились сведения о том, что когда-то на статуе Уты были рунические знаки. Потом их кто-то стер. Сочетание древнейших символов на статуе Уты говорит о многом.
Руководил изготовлением изваяний мастер, имя которого хроники не сохранили. К нему приходили жители города и рассказывали о тех людях, портреты которых ему предстояло вытесать из камня. Постепенно мастер создавал их облики, вначале перед своим мысленным взором, затем в камне. Скульптуры казались живыми, и только лица Уты он никак не мог «увидеть». Тогда мастер поручил создать статую Уты своему ученику, посоветовав ему отправиться в путешествие, набраться впечатлений и заодно отвезти богатому феодалу эскиз его родового герба.
Ученик прибыл в замок, и разложил на столе перед хозяином свои работы, которые очень понравились господину и он велел позвать свою жену их посмотреть.
Когда в зал вошла женщина, ученик застыл, пораженный увиденным. Перед ним стояла молодая женщина редкой красоты и грации. Тело ее было окутано красным плащом с поднятым воротником. Во всем ее облике было что-то необычное и притягательное. Ученик смотрел на нее, запоминал рисунок лица, особенности жестов и понял – перед ним облик Уты, который он искал.
После того, как статуя Уты была изготовлена, ученик оставил мирскую жизнь и ушел в монастырь, став монахом, братом Экбертом. До самой смерти он хранил в сердце и боготворил прекрасный облик графини. Эту историю рассказывает книга «Ута и слепой» Зигфрида Бергера, написанная в 40-х годах ХХ века по историческому документу, найденному в монастыре.
Среди исследователей существует предположение, что подмастерье встречался с графиней Ротенбургской, которая жила в это же время недалеко от Наумбурга, и именно её прекрасный облик запечатлел в статуе Уты. Имя графини Ротенбургской нам хорошо известно благодаря удивительному событию из её жизни. Однажды вечером у городских ворот остановилась кавалькада всадников, проделавших долгий путь по дорогам Европы. Спасаясь от еврейских погромов в Испании, они бежали в Германию. Их предводитель, знаменитый раввин Мозес де Леона из Вальядолиды (1250-1307), известный своей ученостью и связями с тайными науками, попросил убежища у графини, которая, проявив неслыханное по тем страшным временам мужество, впустила беглецов и оставила их в своих владениях до тех пор, пока опасность не миновала. В благодарность за спасение раввин передал ей на дальнейшее хранение сокровенный Камень и кусок выделанной старинной кожи с особыми знаками на поверхности. Из этой кожи по приказу графини был изготовлен ларец для хранения Камня.
В легенде о Камне («Криптограммы Востока») говорится: «Храните Камень в ковчеге, привезенном из Ротенбурга. На нем четыре квадрата со знаком «М» в каждом. Явление будет ясно, когда Я произнесу: Путь четверых на Восток. Ничто не убавит Заповедь. Уступите сужденному часу. Соберу воинов Звезды Моей. Кому суждено познанное во времени, те соберутся. …» А вот что рассказывает об этом Елена Ивановна в своем письме от 18.11.35 г.: «… Ларец, упомянутый в легенде, относится к XIII столетию и по преданию он сделан из кожи, принадлежавшей самому Соломону. На коже имеется много алхимических символов. Знаменитый раввин Моисей де Леона, составитель Зохара, преследуемый испанцами во время гонения на евреев, нашел защиту в лице германской феодалки, допустившей его и гонимых в свои владения. В благодарность он подарил ей талисман и этот драгоценный кусок кожи. Феодалка приказала сделать из этой кожи ларец и хранила в нем полученный талисман…».
Прошло много столетий, но тайна Уты фон Балленштедт, так и не разгадана. Её жизнь обросла массой догадок и предположений, но и по сей день в Наумбургский собор приходят тысячи людей, чтобы полюбоваться статуей прекрасной и загадочной маркграфини.
Источник: “Женщины мира – деятельницы на мире культуры”, т.2
Эта часть — вставная глава к отчету о путешествии в Европу под названием «Осенний автомарафон»
Из интервью с Умбэрто Эко:
«Корреспондент: Не могли бы Вы сказать мне, какой образ можно считать проявлением абсолютной женской красоты?
Умберто Эко: Не могу ответить Вам на этот вопрос.
К. Тогда скажите, кого Вы находите более привлекательной: Венеру Милосскую или Мону Лизу?
У.Э. Я не пригласил бы на ужин ни ту, ни другую. Не знаю, нашлось бы у нас достаточно тем для разговора. Венера, на мой вкус, слишком мускулиста, а Мона Лиза могла бы оказаться трансвеститом. Если мне представилась бы возможность пойти на свидание с каким-нибудь женским персонажем из истории искусства, я бы выбрал маркграфинюУту из Наумбурга — статую, украшающую собор этого города.
К. Почему именно ее?
У.Э. Меня привлекает излучаемая ею грация, овал лица, взгляд, уходящий вдаль».
Наумбург – немецкий «Новгород» – во всем мире известен, прежде всего, благодаря своему собору.
Наумбургский собор, или Дом, как его называют, прославили скульптуры, установленные в западном хоре – это фигуры донаторов, маркграфов Наумбурга, пожертвовавших средства на строительство собора.
Кто такой донатор? В широком смысле – это даритель на строительство и украшение храма (кстати, у слова этот то же латинский корень, что и у слова «донор»). В знак благодарности донаторы часто изображались в средневековых соборах, иногда – с моделями храма в руках, иногда – склонившимися перед Христом, Девой Марией или святыми.
В Наумбургском соборе фигуры донаторов установлены в западной части в апсиде с высокими витражными стеклами.
Среди них самые знаменитые и заметные фигуры — маркграф Херман с супругой Реглиндис и маркграф Эккехарда II с супругой Утой.
Именно они изображены на входных билетах.
Скульптор расположил их напротив друг друга. Остальные донаторы изображены поодиночке.
Для понимания личностей изображенных в Наумбургском соборе донаторов надо обратиться к истории Германии ХI века.
В то время обособленные германские княжества входили в состав Священной Римской империи.
Ею правил император, избранный феодалами и коронованный в Риме.
Одно из феодальных германских княжеств принадлежало Эккехарду I, маркграфу Мейсенскому. Это был храбрый и безрассудный воин, которому было суждено погибнуть во время междуусобной войны: его предали, убили и обезглавили.
После него осталось два сына – старший Херман и младший, правивший после смерти отца и старшего брата под именем Эккехарда II. Император Генрих III так отзывался об этом своем вассале: «вернейший из верных».
Сначала Эккехард I заложил фундамент родовой крепости, а затем его сыновья продолжили строительство замка, получившего название Нового — Neuburg(впоследствии название трансформировалось в Наумбург). Как это обычно бывало, вокруг замка возник целый город — Наумбург, один из первых средневековых городов Германии.
Здесь интересно провести параллель с русским Новгородом, который также считается древнейшим городом на русских землях.
В немецком Новгороде сыновья Эккехарда I вкладывали значительные деньги в развитие города и собора, во многом потому, что надругательство над телом отца легло на семью тяжким позором. Братья основали величественный собор в Наумбурге, куда перенесли останки отца.
Спустя двести лет после их смерти жители Наумбурга решили увековечить память о маркграфах, участвовавших в создании Наумбургского собора, установив в западном хоре собора статуи из цветного песчаника(к тому времени число донаторов-маркграфов насчитывало двенадцать человек – по числу апостолов).
Трудно представить себе две более непохожие пары, чем маркграф Херман с супругой Реглиндис (или Реглиндой) и маркграф Эккехарда II с супругой Утой: ученикам в школе надо задавать сочинения-описания по этим скульптурным группам.
Действительно: безвольный, слабохарактерный, робкий даже на вид Херман – и могучий, решительный, волевой Эккехард.
Настолько же несхожи и жены братьев: смешливая, озорная, улыбчивая Реглиндис – ну просто полная противоположность задумчивой, аристократичной, погруженной в свой внутренний мир Уте.
Об этих женщинах известно не так уж много, но даже то, что известно, способно закружить голову от неожиданных связей, протянувшихся через века.
Так, Реглиндис — это дочь польского короля БолеславаI Храброго. У нее была сестра. Девушек по обычаю того времени выдали замуж: отец-продуман при помощи браков дочерей укреплял свое королевское положение. Реглиндис, как мы уже поняли, отправилась в Наумбург. А ее сестра – в Киевскую Русь! Она стала женой князя Святополка — второго сына великого князя Киевского Владимира, брата Ярослава Мудрого. К сожалению, исторические хроники не сохранили имени польской принцессы. А вот к имени ее мужа Святополка приклеился эпитет Окаянный: по мнению автора авторитетнейшей «Повести временных лет», именно Святополк Окаянный был повинен в смерти своих единокровных братьев Бориса и Глеба, которые после мученической смерти стали почитаемыми русскими святыми.
Теперь возвращаемся снова в наумбургский собор и смотрим на изображение маркграфиниУты.
О ней известно тоже не столь уж много: она была вторым ребенком в семье очень знатного рода, ее отец Адальбертбыл из династии Асканиев, ведущей свое происхождение даже не от Юлия Цезаря, а от его далеких предков. Юная Ута воспитывалась в монастыре, она получила превосходное по тем временам образование. Она была красива, женственна, домовита, добра и мудра. Мужу своему Ута была поддержкой и опорой, вот только, как говорят народные баллады, ее единственный ребенок умер в раннем детстве. Скончалась прекрасная маркграфиня в возрасте 42 лет.
Как говаривал один небезызвестный персонаж, вопросы крови – самые запутанные.
Из Асканийско-Анхальтского дома происходила принцесса София-Августа-Фредерика, в православном крещении — Екатерина Алексеевна, российская императрица Екатерина II. Следовательно, в крови представителей российского императорского дома течет кровь рода, к которому принадлежала и Ута.
Казалось бы, мы со всем разобрались: кто изображен и кто кому приходится.
А вот и нет!
И вот почему: скульптуры создавались спустя два века после жизни этих реальных исторических лиц, поэтому портретное сходство с прототипами весьма условно.
Имя талантливейшего скульптора, создавшего скульптуры маркграфов-донаторов, не сохранилось. Про него так и говорят: «Мастер из Наумбурга». Причем несмотря на то, что его произведения сохранились в соборах Амьена и Нуайона (он учился и одно время работал во Франции), в германских Метце и Майнце, он остался в веках именно как Наумбургский мастер, так как галерея донаторов – это не просто вершина его творчества, это вершина всего средневекового европейского искусства.
Есть легенды о том, что это даже не сам заслуженный мастер создал скульптурный портрет прекрасной Уты, а его молодой ученик, но тут мы вступаем совсем уж на зыбкую тропу предположений и догадок.
Кстати говоря, одна из загадок облика Уты – это ее необычная поза. Что держит женщина под складками своего плаща? Версий выдвинуто множество, одна фантастичнее другой: якобы в руках у маркграфини загадочный камень – «Сокровище Мира», который хранится в драгоценном ларце, обитом куском кожи с письменами, а этим пергаментом в свое время владел библейский царь Соломон. Или даже в порыве самых смелых предположений специалисты начинают утверждать, что Ута была одной из хранительниц Священного Грааля.
Образ германской маркграфини Уты вдохновил Николая Рериха на буквальное заимствование: в картине «Держательница Мира»(или «Камень несущая»)на фоне привычного рериховского пейзажа с горами и синевой изображена фигура женщины. Единственное ее отличие от Уты – это то, что рериховская героиня прямолинейно держит в руке ларец, а ларце — камень, дар великого учителя, владыки Шамбалы. Все, тайна ушла, прелесть улетучилась, мировая загадка низведена до философии гималайского мистицизма.
Эта картина была написана в 1933 году, но настоящая слава наумбургской Уты в Германии была впереди. А получилось все по принципу «Не было бы счастья, да несчастье помогло»:
«В 1921 году, один безработный наумбургский фотограф из-за недостатка заказов стал делать снимки в соборе, экспериментируя при различном освещении, при различных ракурсах. Особенно удался портрет Уты, выражающий достоинство, женственность и безупречность.
В 1937 году в Мюнхене открылась выставка «Выродившееся искусство», где среди 600 экспонатов, отражавших, по мнению устроителей, неприглядные и упаднические тенденции в современном искусстве, находилась одна единственная фотография средневековой скульптуры. Эта была Ута. Контраст был настолько разительным, что все зрители были единодушны в своих выводах: «Она преграда, защищающая от скверного и пошлого», «Она воплощение гордости и достоинства», «Она неземное излучение мощи и силы». Это только часть эпитетов, которые в те дни адресовали маркграфине немецкие газеты. С того момента в Германии начался культ Уты. Она стала идеалом немецкой женщины».
О том, что Ута – именно немецкая женщина, читаем у советского писателя Даниила Гранина в эссе «Прекрасная Ута». Его герой – солдат Великой Отечественной, в сорок четвертом году в Германии размышляет:
«Прекрасная Ута сидела у прялки в яблочном зале замка, ожидая своего Эккехарда, а может, и не ожидая, просто смотрела на лесистые горы, и проезжие рыцари и паломники любовались ее удивительной красотой. В зале горел камин. Туман скрывал маленькие городки, лежащие внизу, только острия соборов поднимались над молочным разливом тумана. Какой сейчас век? Как мне узнать, какой век? Это было не так-то просто, мы с этим замком словно заблудились в столетиях. Мы перемещались по оси времени вверх-вниз, скользили, как на лифте, по этажам истории — XV, XVII, XIX… и ничего не менялось ни в замке, ни в горах и даже в маленьком, лежащем внизу Лойтенберге. И все время на меня смотрело прекрасное лицо Уты и улыбалась скуластая, озорная ее сестра Реглинда, но сердце мое сжималось от страха, я боялся, что кто-нибудь из моих ребят или я сам бабахнем по этому собору и Ута разлетится в пыль. Потому что тогда, в сорок четвертом, никакая Ута на меня бы не подействовала. Я видел, как они разрушали пушкинские дворцы, обстреливали Эрмитаж».
Сейчас Ута из Наумбурга – истинно немецкая икона.
Еще об одной уникальной германской средневековой скульптуре можно почитать здесь
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Фотоальбом
—Поиск по дневнику
—Статистика
Держательница Мира и маркграфиня Ута из Наумбурга
Держательница Мира и маркграфиня Ута из Наумбурга
Н.К. Рерих. Держательница Мира
Держательница Мира и маркграфиня Ута из Наумбурга
В 1933 году Н.К.Рерих написал картину «Держательница Мира». На фоне неба и снежных вершин изображена прекрасная женщина. На плечах красный плащ, ниспадающий к ногам. На голове убор, напоминающий корону. В одной руке ларец. Другой рукой характерным жестом она придерживает высокий ворот плаща. Картину Николай Константинович посвятил своей жене, спутнице в путешествиях, верной сотруднице во всех начинаниях, «другине» Елене Ивановне Рерих.
И действительно, Николай Константинович на своём полотне воспроизвёл облик жены средневекового германского феодала с необычайным сходством. Поза, складки плаща, положение рук – всё как на наумбургской скульптуре. Обобщёны и стилизованы лишь украшения головного убора. Николай Константинович придал ему явно выраженную форму короны. Но есть и отличия. Маркграфиня в левой руке держит нечто, завёрнутое в край плаща. На картине Н.К.Рериха в руке Держательницы Мира – ларец.
Перенесемся в Германию ХI века. В ту пору феодальные германские княжества входили в состав только что образованной Священной Римской империи (962 г.), которой правил император, избираемый феодалами и коронуемый в Риме. Императорская власть была непрочной. Нередко феодалы обнажали меч против своего правителя, а Римский папа мог лишить его своего покровительства.
Одно из феодальных владений, расположенное на важном перекрестке дорог, принадлежало Эккехарду I, маркграфу Мейсенскому и его семье. Он был храбрый воин и славился своим необузданным нравом. После смерти короля Оттона III (1002г.) Эккехард был предательски убит и позорно обезглавлен недругами, как реальный претендент на высшую власть. Об этом событии подробно повествуют хроники.
Наумбург. Современная фотография
Братья Херман и Эккехард II продолжали отстраивать город. Именно они предложили перенести в Наумбург резиденцию епископа, которая находилась в старом замке в Цейтце, где не было возможности обеспечить достаточную безопасность. Резиденция епископа была перенесена во времена правления Конрада II. Шаг для того времени необычный, так как в случае предательства вероломный вассал мог бы захватить епископа в качестве заложника и выступить против законного правителя. Но Конрад II полностью доверял достойной династии Эккехардов.
Братья были бездетны. А убийство отца и надругательство над его телом легло на семью тяжелым позором. И потому братья вкладывали значительные средства в строительство аббатства в старой Иене и монастырской церкви в Наумбурге, куда перенесли останки трагически погибшего отца. Позже на месте церкви был основан собор (1255 – 1265 г.г.) Эти сведении почерпнуты нами из статьи О.Старовойтовой и её вариантах, опубликованных в других источниках.
Как свидетельствует универсальная электронная энциклопедия «Википедия», маркграфиня Ута, супруга Эккехарда II, вошла в мировую историю под именем Уты из Наумбурга. Её отец, маркграф Адальберт фон Балленштедт и мать Хидда, из знатного саксонского рода, кроме Уты, имели ещё четверых детей. Один из них, Эсико Балленштедт, стал основателем рода Асканиев, Дитрих – настоятелем церкви в Балленштедте, Лудольф – монахом в монастыре Корвэй, сестра Хацеха – настоятельницей аббатства в Гернроде. Родилась Ута в замке Балленштедт утром 1.1.1000 или 996 года. Играла на органе, заботилась о бедных и больных, знала лекарственные травы. Предполагают, что её брак с графом Эккехардом фон Майсен был вызван политическими интересами крупнейших германских родов. Брак был бездетным и на нём окончился род Эккехардинов. После смерти супруга в 1046 году имущество семьи, унаследованное Утой, перешло частично аббатству Гернроде, управляла которым сестра Хацеха, а другая часть – кайзерше Агнес.
Дата смерти Уты не известна. В соответствующих церковных книгах записано число 23 октября, а в графе «год» – пробел. Сопоставив эту запись с передачей имущества аббатству Гернроде, можно предположить, что после смерти мужа маркграфиня приняла монашество и исчезла из поля зрения светских хроник. Старовойтова О. в своей статье приводит цифру продолжительности жизни Уты 42 года. Т.е., возможно принятие монашеского сана ещё при жизни Эккехарда. Но, конечно, все приведённые сведения требуют дополнительных уточнений и исследований.
Сохранились народные баллады про Уту, которые рассказывают о ее добропорядочных чертах характера и приписывают ей благородные качества личности. В них же упоминается о том, что у нее был ребенок, умерший в раннем детстве. Судя по всему, она активно участвовала в делах мужа, разделяя с ним тяготы многотрудного правления.
Прошло 200 лет. Наступил век ХIII. Благодарные жители Наумбурга решили увековечить память о 12 маркграфах, пожертвовавших свои состояния на сооружение Наумбургского собора, установив в нём их статуи из цветного песчаника. Среди этих почётных граждан были и маркграф Херман с супругой Реглиндис и маркграф Эккехарда II с супругой Утой.
Ута и Эккехард II
Начались строительные работы.
В те годы в Испании жестоко преследовали евреев, среди которых были и просвещенные люди. Гонениям подвергался и знаменитый раввин Мозес де Леона из Вальядолиды (1250- 1307 г.г.), известный своей ученостью и связями с тайными науками. Многие годы своей жизни он положил на обработку текстов священной книги евреев «Зохар».
Как известно, древнее еврейское учение Каббала состоит из двух книг – «Книга Творения» и «Зохар». Первую приписывают отцу Аврааму, вторую – Симеону Бен Йохаю из Цфата, жившему около 2-х тыс. лет тому назад и убитому солдатами императора Адриана, пытавшемуся уничтожить религию единобожия.
Каббалисты тайно вывезли рукопись «Зохар» в Испанию и изучали ее в специальных тайных школах, о которых знали немногие. Мозес де Леона был одним из них.
Он собрал разрозненные древние тексты, сравнил их с халдейскими и сирийскими писаниями и написал к ним обширные комментарии, дошедшие до наших дней. В 1290 г. ему было дано Высшее Указание, Откровение, опубликовать свою работу, что он и сделал. Публикация сокровенного источника вызвала осуждение даже среди соратников – каббалистов. И конечно, инквизицией была объявлена настоящая охота на Мозеса де Леона. [2]
Доподлинно известно, что раввин владел легендарным Камнем, Сокровищем Мира, осколком главного тела, хранящегося в Твердыне Света. Об этом пишет Е.И.Рерих в своем письме от 18.11.1935 г. Рихарду Рудзитису. Преследуемый раввин бежал в Германию, и нашел защиту в лице графини Ротенбургской, которая приютила его в своих владениях. Она спасла его. В благодарность раввин передал ей на дальнейшее хранение сокровенный Камень и кусок выделанной старинной кожи с особыми знаками на поверхности. По преданию эта кожа принадлежала самому Соломону. Впоследствии графиня приказала сделать из этой кожи ларец для хранения драгоценного талисмана. [3, с.648-649]
А в это время в Наумбурге старая церковь, основанная еще Эккехардом II и его братом, достраивалась новым сооружением, называемым хором, который был выше и красивее старых построек. Именно в этом западном хоре предполагалось разместить те самые 12 каменных фигур уважаемых граждан, речь о которых шла выше. Руководил строительством и изготовлением скульптур мастер, имя которого хроники не сохранили. Безусловно, это был очень талантливый человек. К нему приходили жители города и рассказывали о тех людях, портреты которых ему предстояло вытесать из камня. Он записывал слова горожан в маленькую книжечку. Туда же записывал баллады об этих людях. Постепенно их облики вставали перед его мысленным взором. Затем он воплощал их в камне. |