статуи на исаакиевском соборе название и описание

Статуи на исаакиевском соборе название и описание

статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть фото статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть картинку статуи на исаакиевском соборе название и описание. Картинка про статуи на исаакиевском соборе название и описание. Фото статуи на исаакиевском соборе название и описание

статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть фото статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть картинку статуи на исаакиевском соборе название и описание. Картинка про статуи на исаакиевском соборе название и описание. Фото статуи на исаакиевском соборе название и описание

статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть фото статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть картинку статуи на исаакиевском соборе название и описание. Картинка про статуи на исаакиевском соборе название и описание. Фото статуи на исаакиевском соборе название и описание

статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть фото статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть картинку статуи на исаакиевском соборе название и описание. Картинка про статуи на исаакиевском соборе название и описание. Фото статуи на исаакиевском соборе название и описание

статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть фото статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть картинку статуи на исаакиевском соборе название и описание. Картинка про статуи на исаакиевском соборе название и описание. Фото статуи на исаакиевском соборе название и описание

статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть фото статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть картинку статуи на исаакиевском соборе название и описание. Картинка про статуи на исаакиевском соборе название и описание. Фото статуи на исаакиевском соборе название и описание

статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть фото статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть картинку статуи на исаакиевском соборе название и описание. Картинка про статуи на исаакиевском соборе название и описание. Фото статуи на исаакиевском соборе название и описание

Наружная скульптура

Монументально-декоративная скульптура создавалась не только для украшения храма, она подчеркивала в убранстве Исаакиевского собора единение православной церкви и российской монархии, почитание русских царей.

статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть фото статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть картинку статуи на исаакиевском соборе название и описание. Картинка про статуи на исаакиевском соборе название и описание. Фото статуи на исаакиевском соборе название и описание

Из-за значительной тяжести наружных скульптур наибольшую сложность представляло их крепление. Чтобы избежать опасности смещения массивных бронзовых горельефов, их заключили в мощную металлическую арматуру, закрепленную при помощи многочисленных штырей. Благодаря этому горельефы не опираются на карниз и не разрушают мраморную облицовку.

Портики собора оформлены рельефами и статуями апостолов, углы эффектно завершают фигуры ангелов со светильниками, на балюстраде главного купола – 24 статуи ангелов.

На северном фронтоне – горельеф «Воскресение Христа», на восточном – «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом», исполненные Ф. Лемером. С точки зрения синтеза скульптуры и архитектурных форм рельеф восточного портика наиболее удачен.

На фронтоне южного портика – горельеф И. П. Витали «Поклонение волхвов». В центре композиции – Дева Мария с Младенцем, по сторонам – волхвы с дарами. Голову царя Эфиопского и его слуги-арапчонка Витали ваял с натурщиков-абиссинцев, состоявших на службе при императорском дворе.

статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть фото статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть картинку статуи на исаакиевском соборе название и описание. Картинка про статуи на исаакиевском соборе название и описание. Фото статуи на исаакиевском соборе название и описание

Горельеф западного портика «Исаакий благословляет императора Феодосия» построен строго симметрично, спокойно по ритму. Здесь вместе с условно трактованными персонажами Витали создал реалистические образы, наделив их чертами своих современников. Так, в образах вельмож Виктора и Сатурнина передано портретное сходство с председателем Комиссии по строительству Исаакиевского собора князем П. М. Волконским и президентом Академии художеств А. Н. Олениным. В углу горельефа – скульптура О. Монферрана в античной тоге с моделью Исаакиевского собора в руках.

Горельефы фронтонов были отлиты из бронзы на литейном заводе Ч. Берда в 1842–1844 годах. Группы из трех и даже четырех фигур создавались одной отливкой.

По углам фронтонов установлены статуи апостолов работы И. П. Витали. На вершинах фронтонов – скульптуры четырех евангелистов с их символами: на западе Марк со львом, на юге Матфей с ангелом, на севере Иоанн с орлом и на востоке Лука с тельцом. Святые Петр, Павел и евангелист Иоанн на северном фронтоне выполнены методом гальванопластики, остальные девять фигур отлиты из бронзы.

статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть фото статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть картинку статуи на исаакиевском соборе название и описание. Картинка про статуи на исаакиевском соборе название и описание. Фото статуи на исаакиевском соборе название и описание

Выразительны группы ангелов со светильниками работы Витали, связывающие основной объем здания с барабаном и куполом. Они придают собору завершенность, а также позволяли эффектно иллюминировать храм в дни праздников, когда в светильниках зажигали смолу.

Ангелов наружного аттика отличает мягкая пластика. При горельефном решении этих статуй Витали удалось добиться их тесной связи со стенами собора. Одежда и крылья ангелов ненамного выступают от стен, в результате скульптура постепенно переходит к плоскости стены, и ангел смотрится как органичная архитектурная деталь.

Ангелы аттика и ангелы со светильниками выполнены методом гальванопластики и покрыты искусственной патиной.

статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть фото статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть картинку статуи на исаакиевском соборе название и описание. Картинка про статуи на исаакиевском соборе название и описание. Фото статуи на исаакиевском соборе название и описание

Рельефы в нишах стен южного и северного портиков – работа П. К. Клодта и А. В. Логановского. На севере «Несение креста» и «Оплакивание», на юге – «Избиение младенцев» и «Явление ангела пастырям», отлитые из бронзы в 1845–1847 годах.

На балюстраде главного купола – 24 бронзовых ангела, подчеркивающие стройность барабана и ритмическое членение купола, выполненные И. Германом в 1839 году.

Большие наружные двери Исаакиевского собора оформил И. П. Витали в 1841–1846 годах. Южные двери украшают рельефы «Спор Христа с фарисеями» и «Бегство в Египет». В центральной части створок – статуи Архистратига Михаила и св. Александра Невского.

статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть фото статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть картинку статуи на исаакиевском соборе название и описание. Картинка про статуи на исаакиевском соборе название и описание. Фото статуи на исаакиевском соборе название и описание

В нишах северных дверей представлены скульптурные изображения св. Исаакия Далматского и Николая Мирликийского. Вверху – рельефы «Се человек» и «Истязание Христа».

В художественном отношении наиболее интересны западные двери с прекрасным рельефом «Нагорная проповедь». На их створках – композиции «Воскрешение Лазаря» и «Исцеление расслабленного». В нишах – статуи апостолов Петра и Павла.

Обилие наружной скульптуры зрительно несколько перегружает фасады Исаакиевского собора, но вместе с тем придает им пышность и торжественность.

Источник

Статуи на исаакиевском соборе название и описание

статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть фото статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть картинку статуи на исаакиевском соборе название и описание. Картинка про статуи на исаакиевском соборе название и описание. Фото статуи на исаакиевском соборе название и описание

статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть фото статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть картинку статуи на исаакиевском соборе название и описание. Картинка про статуи на исаакиевском соборе название и описание. Фото статуи на исаакиевском соборе название и описание

статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть фото статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть картинку статуи на исаакиевском соборе название и описание. Картинка про статуи на исаакиевском соборе название и описание. Фото статуи на исаакиевском соборе название и описание

статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть фото статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть картинку статуи на исаакиевском соборе название и описание. Картинка про статуи на исаакиевском соборе название и описание. Фото статуи на исаакиевском соборе название и описание

статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть фото статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть картинку статуи на исаакиевском соборе название и описание. Картинка про статуи на исаакиевском соборе название и описание. Фото статуи на исаакиевском соборе название и описание

статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть фото статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть картинку статуи на исаакиевском соборе название и описание. Картинка про статуи на исаакиевском соборе название и описание. Фото статуи на исаакиевском соборе название и описание

статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть фото статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть картинку статуи на исаакиевском соборе название и описание. Картинка про статуи на исаакиевском соборе название и описание. Фото статуи на исаакиевском соборе название и описание

Внутренняя скульптура

Значительную роль в убранстве интерьера Исаакиевского собора играет скульптура. Здесь представлены апостолы, пророки, ангелы на сводах, в барабане купола и иконостасах. Особое место занимают работы И.П.Витали. В 1845-1850 годах он с помощниками Р.К.Залеманом и В.В.Беляевым оформлял своды храма.

Пример синтеза скульптуры, архитектуры и живописи – барабан главного купола, выполненный в традициях Возрождения. Его украшают живописные изображения апостолов, между которыми располагаются 12 статуй ангелов. Над ангелами – пилястры, образующие со скульптурой единую вертикаль. Такое решение подчеркивает легкость и цельность архитектурной композиции.

статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть фото статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть картинку статуи на исаакиевском соборе название и описание. Картинка про статуи на исаакиевском соборе название и описание. Фото статуи на исаакиевском соборе название и описание

Пророки на сводах в западной части храма, и ангелы в восточной части представлены в сложных динамических позах. Их пропорции учитывают восприятие снизу, в трактовке образов чувствуется влияние итальянского барокко XVIII века.

Исключительный интерес представляет убранство иконостасов, гармонично сочетающее живопись, мозаику и скульптуру.

Малые иконостасы венчают скульптурные группы Н.С.Пименова «Воскресение» в приделе св. Екатерины и «Преображение» в приделе св. Александра Невского. Они прекрасно сочетаются с архитектоникой иконостасов, удачно дополняют и завершают их.

статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть фото статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть картинку статуи на исаакиевском соборе название и описание. Картинка про статуи на исаакиевском соборе название и описание. Фото статуи на исаакиевском соборе название и описание

«Воскресение» состоит из пяти фигур. Логический и композиционный центр группы – Иисус Христос. Его правая рука поднята вверх, голова запрокинута, всей фигуре придана динамика. Мотив устремленности Господа ввысь поддержан удачным решением позы ангела слева, создающей впечатление необыкновенной легкости. Предлагая динамичное решение этой группы, Пименов все же остался верен традициям классицизма: у скульптуры устойчивая, четкая композиция. Ниже располагаются фигуры воинов, присутствовавших при воскресении Христа. Они зрительно уравновешивают группу, сложные ракурсы которой свидетельствуют о влиянии барочной итальянской скульптуры.

«Преображение» по решению композиционно близко «Воскресению». В центре фигура преображенного Иисуса Христа, слева и справа от Него – пророки, ниже – апостолы Иоанн и Петр. Фигура раскинувшего руки Господа кажется необыкновенно легкой и динамичной, пророки как бы парят в воздухе. Композиция носит остро эмоциональный характер: в образах апостолов Пименову удалось передать удивление, восторг и страх.

статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть фото статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть картинку статуи на исаакиевском соборе название и описание. Картинка про статуи на исаакиевском соборе название и описание. Фото статуи на исаакиевском соборе название и описание

В целом убранство малых иконостасов отличается красочностью, богатством отделочных материалов и совершенством исполнения.

Очень важную роль в пластическом убранстве интерьера играют три дубовые двери, украшенные многофигурными рельефами работы И.П.Витали. Северные врата посвящены свв. Исаакию Далматскому и Николаю Мирликийскому, на южных – сюжеты житий свв. Владимира Киевского и Александра Невского, на западных – апостолов Петра и Павла.

Над каждой дверью помещен рельеф, сюжет которого раскрывает смысл находящейся выше надписи. Надпись над северной дверью: «Кесарева Кесареви Божия Богови», под ней рельеф «Христос объясняет поданную Ему монету». Надпись над южной дверью гласит: «Исполни Слава Господня Храм», рельеф – «Торжество освящения Иерусалимского храма». Над западными вратами начертано: «Кресту Твоему поклоняемся», рельеф – «Воздвижение Честного Животворящего Креста».

Каждая створка двери разделена на четыре кессона с многофигурными композициями. Особое мастерство отличает исполнение рельефов западной двери: слева (сверху вниз) – «Призвание апостола Павла на пути в Дамаск», «Проповедь апостола Павла в Афинском ареопаге», «Апостол Павел перед царем Агриппой» и «Кончина апостола Павла». Очень динамична сцена проповеди: энергично спорящий человек в широком плаще и спокойно внимающий ему философ; напряженная фигура пожилого афинянина, полного раздумья, и в центре – фигура самого Павла, объединяющая композицию. Противопоставление мужества духовного грубой силе отражено в сцене казни апостола. В центре – опустившийся на колено Павел, в облике которого чувствуется спокойствие и смелость человека, верящего в свою правоту. Над ним палач занес секиру, еще мгновенье – и апостолу отсекут голову. Лица палача не видно, но вся его приземистая фигура выглядит зловеще. Равнодушно с трона взирает на казнь римский наместник. В углу рельефа – сочувствующие Павлу люди. Лепка персонажей предполагает руку опытного ваятеля, чувствуется, что это работа самого Витали.

Рельефы южных дверей исполнены неровно. Наиболее удачны композиции правой створки: «Победа Александра Невского над шведами», «Александр Невский отвергает предложение папского нунция о принятии католицизма», «Умирающий Александр Невский принимает монашеский сан» и «Петр I перевозит мощи Александра Невского в Петербург».

статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть фото статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть картинку статуи на исаакиевском соборе название и описание. Картинка про статуи на исаакиевском соборе название и описание. Фото статуи на исаакиевском соборе название и описание

На левой створке – фрагменты жития святого равноапостольного князя Владимира Киевского: «Философ проповедует князю Владимиру христианскую веру», «Князь Владимир принимает вернувшихся послов», «Крещение князя Владимира в Херсонесе» и «Крещение киевлян в Днепре».

Интересны рельефы северной двери: «Св. Исаакий Далматский и император Валент», «Спасение св. Исаакия Далматского ангелами», «Освобождение св. Исаакия из темницы» и «Св. Исаакий благословляет императора Феодосия»; «Посвящение св. Николая в иеродиаконы», «Св. Николай, открытый в тайном благодеянии», «Избрание св. Николая на архиепископский престол», «Николай Мирликийский изгоняет Ария с Первого Вселенского собора».

Кроме того, на всех внутренних дверях храма помещены многочисленные фигуры в нишах и бюсты в круглых медальонах. Витали с помощниками создали ряд образов, резко отличающихся от традиционных идеализированных изображений. Многие бюсты воспроизводят чьи-то конкретные черты. Скорее всего, их лепили с людей, встречавшихся в мастерских, на строительстве собора, на улицах Петербурга. Так, в облике великомученика Федора (северные двери) воплощен тип русского крестьянина: задумчивое скорбное лицо изрезано глубокими морщинами, борода всклочена, волосы резкими прядями ниспадают на лоб. У лиц великомучеников Дамиана и святой Нонны (северные двери) – типично славянские черты. Житейские горести исказили черты Нонны, но не смогли уничтожить выражение гордости и благородства.

статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть фото статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть картинку статуи на исаакиевском соборе название и описание. Картинка про статуи на исаакиевском соборе название и описание. Фото статуи на исаакиевском соборе название и описание

Скульптура на сводах, барабане купола и иконостасах выполнена из меди методом гальванопластики, впервые использованной в таком масштабе при строительстве Исаакиевского собора. Разработал метод русский профессор Б.С.Якоби. В емкость с

За счет сравнительно тонкого слоя меди гальванопластическая скульптура была достаточно легкой. Это позволило Монферрану уменьшить массу собора и ослабить неравномерность его осадки. Гальванопластические работы выполнялись на заводе герцога Лейхтенбергского в Петербурге. По предложению Монферрана скульптура сводов крепилась не к кирпичной кладке, а к специальным металлическим конструкциям, образующим декоративный внутренний свод. Это было новшеством в строительной практике того времени.

статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть фото статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть картинку статуи на исаакиевском соборе название и описание. Картинка про статуи на исаакиевском соборе название и описание. Фото статуи на исаакиевском соборе название и описание

Скульптура на дверях храма была отлита из бронзы и покрыта декоративной патиной. Более 350 произведений, созданных русскими скульпторами в Исаакиевском соборе, представляют собой уникальную коллекцию монументально-декоративной пластики XIX века.

Источник

Статуи на исаакиевском соборе название и описание

статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть фото статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть картинку статуи на исаакиевском соборе название и описание. Картинка про статуи на исаакиевском соборе название и описание. Фото статуи на исаакиевском соборе название и описание

статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть фото статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть картинку статуи на исаакиевском соборе название и описание. Картинка про статуи на исаакиевском соборе название и описание. Фото статуи на исаакиевском соборе название и описание

статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть фото статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть картинку статуи на исаакиевском соборе название и описание. Картинка про статуи на исаакиевском соборе название и описание. Фото статуи на исаакиевском соборе название и описание

статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть фото статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть картинку статуи на исаакиевском соборе название и описание. Картинка про статуи на исаакиевском соборе название и описание. Фото статуи на исаакиевском соборе название и описание

статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть фото статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть картинку статуи на исаакиевском соборе название и описание. Картинка про статуи на исаакиевском соборе название и описание. Фото статуи на исаакиевском соборе название и описание

статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть фото статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть картинку статуи на исаакиевском соборе название и описание. Картинка про статуи на исаакиевском соборе название и описание. Фото статуи на исаакиевском соборе название и описание

статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть фото статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть картинку статуи на исаакиевском соборе название и описание. Картинка про статуи на исаакиевском соборе название и описание. Фото статуи на исаакиевском соборе название и описание

Архитектура

Исаакиевский собор – выдающийся памятник русской архитектуры XIX века и одно из величайших в мире купольных сооружений, уступающее по размерам только соборам св. Петра в Риме, св. Павла в Лондоне и Санта Мария дель Фиоре во Флоренции. Высота Исаакиевского собора 101,5 м; длина 111,2 м; ширина 97,6 м.

Собор – одна из доминант Санкт-Петербурга и второе по высоте здание после Петропавловского собора. Его монументальный и величественный образ создает неповторимый акцент в городском силуэте и служит такой же визитной карточкой северной столицы, как шпиль собора Петропавловской крепости и золотой кораблик Адмиралтейства.

статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть фото статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть картинку статуи на исаакиевском соборе название и описание. Картинка про статуи на исаакиевском соборе название и описание. Фото статуи на исаакиевском соборе название и описание

Храм св. Исаакия Далматского принадлежит к числу самых больших, сложных и интересных сооружений, завершивших развитие классицизма – архитектурного стиля, господствовавшего в России во второй половине XVIII – начале XIX веков.

Время проектирования собора совпало с расцветом русского классицизма, для которого были характерны монументальность, величие, строгость пропорций, связь с окружающей застройкой. Архитекторы зачастую обращались к традициям античности, использовали мотивы Древних Греции и Рима, итальянского Возрождения. Однако к середине XIX века наблюдается постепенный упадок этого стиля, проявившийся в нарушении его чистоты и отказе от сохранения единства и цельности архитектурно-художественного образа, излишней декорировке, не связанной с конструктивными особенностями зданий. Эти черты обозначили начало эклектического направления в архитектуре, по времени совпавшего со строительством Исаакиевского собора. Поэтому в отдельных деталях его фасадов, и особенно в интерьере появляются черты эклектики.

Прообразом собора послужил разработанный еще в конце XVIII века тип центричного, квадратного в плане пятикупольного храма с фасадами, украшенными портиками. Сохранив традиционную схему, О. Монферран по-иному подошел к решению архитектурно-художественного убранства здания.

В плане Исаакиевский собор представляет собой слегка вытянутый по оси восток-запад прямоугольник, в средней части которого находится квадрат, выступающий из общего контура в северную и южную стороны. В результате такой планировки доминирующее значение приобрела средняя часть здания.

Само здание решено цельным, компактным объёмом, над которым поднимается высокий цилиндрический барабан, прорезанный арочными окнами и окруженный изящной колоннадой. Барабан увенчан золочёным куполом с легким восьмигранным световым фонариком.

По углам выступающего основного объема здания находятся четыре небольшие колокольни, удачно дополняющие силуэт храма. Их завершают легкие позолочённые главки, размер которых продиктован масштабом самих звонниц, поэтому они оказались намного меньше главного купола. Из-за пирамидальности построения собора создается ощущение динамичности и устремленности ввысь массивного барабана с главным куполом, а также связи всего здания с окружающим пространством.

Фасады украшены портиками с гранитными колоннами высотой 17 м и массой 114 т каждая. Установлены колонны на гранитных стилобатах, в которых расположены ведущие к храму ступени. Исаакиевский собор – единственный из памятников русского классицизма (за исключением Мраморного дворца А. Ринальди), в наружной отделке которого использованы полированные гранитные колонны и мрамор. Эффектное сочетание тёмно-красных колонн портиков, колоннады главного купола и цоколя здания с серой мраморной облицовкой стен и золочёными куполами придает всему сооружению парадный вид.

Поражают своим величием и благородством форм портики собора. Один шестнадцатиколонный портик обращен на север, к Неве и Медному всаднику, другой – к Исаакиевской площади. Таким образом, оба входа в храм оказались боковыми по отношению к алтарю, что обусловлено градостроительными особенностями. Алтарь храма снаружи отмечен восьмиколонным портиком, который симметрично повторяется с западной стороны.

Гладкие плоскости стен собора прорезаны большими арочными окнами с массивными наличниками и волютами наверху. Стремясь усилить впечатление грандиозности сооружения, О. Монферран непомерно увеличил размеры окон и дверей, что исказило представление об истинной величине храма. За исключением восточного фасада, три наружные двери гармонично увязаны с портиками, площадь каждой из них – 42 кв. м; высота створки – 6,8 м; масса створки – 9,7 т.

Треть всей плоскости стены занимает колоссальный по размерам аттик, который излишне преобладает над основным ордером. Его размеры были продиктованы восточным фасадом третьего Исаакиевского собора, освященная часть которого не подлежала разборке. О. Монферран несколько смягчил массивный аттик вертикальными членениями четырех звонниц и горизонтальным карнизом с модульонами в верхней части стен. Подчеркивают вертикальный характер главных членений здания пилястры, расположенные на углах.

Исаакиевский собор – высокий образец единства как монументального, так и декоративного искусства; его архитектура находится в непосредственной художественной взаимосвязи с живописью и скульптурой. Характер декоративного решения фасадов определяет, прежде всего, скульптура – один из самых распространенных видов изобразительного искусства первой трети XIX века, связанных с архитектурой.

статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть фото статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть картинку статуи на исаакиевском соборе название и описание. Картинка про статуи на исаакиевском соборе название и описание. Фото статуи на исаакиевском соборе название и описание

Расположение декоративной скульптуры соответствует основным членениям здания, объединяя отдельные архитектурные массы, зрительно смягчая переходы от одной части к другой, тем самым усиливая роль и значение отдельных элементов сооружения. Скульптурное убранство храма создавали известные ваятели того времени – И. Витали, И. Герман. П. Клодт, Л. Логановский, Ф. Лемер, Н. Пименов. Скульптурный декор не только обогащает облик здания, но и несет основную идейную и тематическую нагрузку, конкретизируя функциональное назначение храма. Такое обилие скульптуры в наружном убранстве было вызвано тем, что к середине XIX века изменилось представление о монументальности сооружения; иными становятся и способы выделения среди городских построек.

На смену строгости и благородной простоте зданий начала XIX века приходит стремление к помпезности, эффекту, что обуславливает усиление пластики стен, заполнение гладкого поля фронтона сложными по композиции барельефами, использование дорогих отделочных материалов. Все это в полной мере нашло отражение в наружном убранстве Исаакиевского собора и особенно ярко выразилось в интерьере храма.

Благодаря вертикальной направленности своей композиции Исаакиевский собор стал одной из доминант центральной части города, имеющей важное градостроительное значение. Здание храма органично вошло в ансамбль двух площадей – Исаакиевской и Сенатской (Декабристов), композиционно объединяя и определяя их облик.

Сенатская площадь создавалась еще в середине XVIII века, а завершилось ее формирование в первой половине следующего столетия. Широко раскрытая на Неву, эта площадь – часть художественного убранства неповторимых по красоте набережных.

Если для Сенатской площади Исаакиевский собор – последний аккорд, недостающее звено ансамбля, то для Исаакиевской он стал началом ее превращения в единый архитектурный организм. В центре площади – последняя работа О. Монферрана, памятник императору Николаю I, выполненный скульптором П. Клодтом.

Внутренняя планировка Исаакиевского собора характерна для православных культовых сооружений XVIII века. Интерьер площадью более 4 000 кв. м двумя рядами пилонов разделен на три нефа. В главном куполе, опирающемся на четыре массивных пилона, высота достигает 69 м, высота боковых нефов – 28 м. Входом в храм служат три большие двери с южной, северной и западной сторон здания.

статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть фото статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть картинку статуи на исаакиевском соборе название и описание. Картинка про статуи на исаакиевском соборе название и описание. Фото статуи на исаакиевском соборе название и описание

В восточной части – главный алтарь и иконостас, возвышающийся в уровень со сводами, подобно алтарным преградам древнерусских храмов. Стройный коринфский портик иконостаса из десяти малахитовых колонн поддерживает аттик, членения которого продолжают вертикальную направленность колонн и подчеркивают строгость его архитектуры. Перед иконостасом – солея, огражденная беломраморной балюстрадой с золочеными балясинами.

Три большие арки в иконостасе служат входами в алтарную часть храма. Центральную арку украшают две лазуритовые колонны и Царские врата, за которыми находится главный алтарь св. Исаакия Далматского. В алтарном окне – один из самых больших витражей в Европе площадью 28,5 кв. м, выполненный на Мюнхенской мануфактуре мастером Айнмиллером. Запрестольный образ Иисуса Христа отличается яркостью красок и глубиной цвета. Несмотря на то, что витраж – нехарактерная деталь убранства православного храма, в Исаакиевском соборе он органично вписывается в интерьер и придает алтарю неповторимый, торжественный вид.

Прорезая главный иконостас, боковые арки открывают для обозрения боковые приделы с малыми иконостасами. Левый неф ведет в придел св. Александра Невского, правый – в придел св. Екатерины.

В пышном декоре храма важное значение имеет оформление барабана главного купола. Выступающие из плоскости стен двенадцать статуй ангелов вместе с мраморными пилястрами образуют единую вертикаль и способствуют четкому членению барабана. Между скульптурами, выполненными способом гальванопластики, – живописные изображения двенадцати апостолов. Хорошо освещенные окнами барабана, позолоченные фигуры ангелов ярким пятном выделяются на фоне стен и вместе с живописью создают богатый декоративный эффект.

Внутренний декор собора венчает роспись плафона «Богоматерь во славе» площадью 816 кв. м, созданная выдающимся художником XIX века К. Брюлловым. Круговая композиция этого полотна продиктована архитектурой храма. Мягко и естественно перейти от архитектурных форм к живописным позволяет балюстрада, написанная по самому краю плафона. Она иллюзорно увеличивает антаблемент барабана, а свободный от изображений центр плафона вызывает ощущение глубины воздушного пространства и бесконечности небесного свода. Завершает композицию плафона главного купола созданная И.Дылевым скульптура голубя, парящего под сводом на высоте 86,5 м – символ Святого Духа. Она выполнена из меди, весит 84 кг, размах крыльев голубя 2,06 м. Сияние скульптуре придаёт слой серебра, нанесённый способом гальванопластики.

статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть фото статуи на исаакиевском соборе название и описание. Смотреть картинку статуи на исаакиевском соборе название и описание. Картинка про статуи на исаакиевском соборе название и описание. Фото статуи на исаакиевском соборе название и описание

Оформление барабана главного купола с точки зрения синтеза различных видов искусства – наиболее удачное в Исаакиевском соборе.

Важная особенность внутренней отделки собора – вызолоченные детали, литые бронзовые, с рельефным орнаментом, базы и капители колонн, медальоны, кессоны, гирлянды, а также ажурные золоченые люстры-паникадила массой около 3 т каждая. Всего на позолоту собора было израсходовано 300 кг золота, еще 100 кг – на золочение куполов.

Исаакиевский собор – яркий образец синтеза архитектуры с различными видами декоративно-прикладного искусства. Его многочисленные живописные картины, мозаики, скульптуры, эффектное сочетание цветного камня и позолоты создают богатую, насыщенную цветовую гамму.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *