статистика дистанционного обучения в россии 2020
Чему россияне учатся на онлайн-курсах
И сколько за это платят
По данным исследования «Юкассы» и «Нетологии», 8% российских интернет-пользователей учились чему-либо через интернет.
Еще 40% опрошенных не исключают, что будут получать дополнительное образование таким образом. В этой статье расскажем, зачем люди покупают онлайн-курсы, какие направления самые популярные и сколько денег тратят клиенты онлайн-школ.
Зачем покупают интернет-курсы
В 2019 году почти две трети россиян старше 18 лет, проживающих в крупных городах, проходили какое-либо дополнительное обучение. Правда, сюда входят все разновидности курсов — от повышения квалификации и получения новой профессии до занятий с репетитором и тренингов личностного роста.
По оценкам авторов исследования EdMarket Research, российский рынок онлайн-образования последние пять лет растет примерно на 20%: в 2016 году он оценивался в 20,7 млрд рублей, а к 2021 году достигнет 53,3 млрд. Причем это были докоронавирусные прогнозы. А когда компании начали переводить сотрудников на удаленку, количество пользователей интернет-курсов выросло в разы. Например, как рассказали Т—Ж в образовательной компании «Нетология», количество регистраций слушателей в марте и апреле 2020 года выросло в 3,6 раза по сравнению с январем и февралем.
на столько ежегодно растет российский рынок онлайн-образования
Всех, кто получает дополнительное образование — в том числе и в офлайне, — исследователи делят на две примерно равные группы. Около половины учащихся записываются на различные курсы, чтобы повысить квалификацию, получить новую профессию, открыть свой бизнес, — то есть имеют вполне прагматичные цели. Вторая большая группа — это те, кто учится не ради карьеры, а просто для удовольствия или расширения кругозора.
Как и чему учатся
Самые популярные направления дополнительного образования — те, что касаются повышения профессиональных навыков: их выбирают 17% всех студентов. Сюда относятся, например, курсы повышения квалификации на производстве, стажировки, получение сертификатов и допусков. На втором месте по популярности — творчество и хобби: 13%. Это, например, музыка, рисование, различные ремесла. На третьем — спорт и здоровье: 9%. Сюда же исследователи включают все, что связано с диетами и здоровым питанием.
Что касается конкретно онлайн-обучения, то, если верить EdMarket Research, крупнейшие сегменты рынка — иностранные языки, продажи и маркетинг, информационные технологии, дизайн.
Мы проанализировали запросы в Яндексе, связанные с онлайн-курсами и обучением, за октябрь 2020 года. Всего получилось почти 2 млн запросов. Самый популярный — изучение английского: 492,7 тысячи. Каждый четвертый интернет-пользователь, который интересовался курсами, хотел изучать именно иностранный язык. Кроме того, в пятерку популярных запросов попали курсы по математике, обучение маникюру, подготовка к ЕГЭ и курсы массажа.
По данным исследования российского рынка онлайн-образования, которое провел проект «Барометр», чаще всего дистанционные курсы длятся от одного до трех месяцев. Ситуация, когда пользователь бросает проходить купленный курс, — частое явление: до конца программы в среднем доходят всего 59% студентов.
Исследование российского рынка онлайн-образования, проект «Барометр»PDF, 1,4 МБ
Что касается формата обучения, то, по данным опроса, проведенного авторами EdMarket Research, наиболее популярны видеоуроки с сопровождением преподавателя в онлайн-режиме: им отдали предпочтение 37% респондентов. На втором месте — формат, когда ученик получает заранее записанную лекцию: 24%.
Сколько платят за онлайн-обучение
Средний чек за обучение в онлайне оценить тяжело: стоимость курсов даже по одному направлению может различаться в разы. Цена зависит от многих факторов: где именно человек учится — в маленькой школе или в интернет-академии, сколько длится курс, для новичка он или для повышения квалификации профессионала.
Авторы разных исследований пытались рассчитать затраты на оплату онлайн-курсов, но суммы везде сильно различаются. В исследовании «Барометра» средний чек по большинству учебных программ и онлайн-курсов не превышает 10 тысяч рублей, но авторы оговариваются, что все зависит от тематики, бренда школы и других факторов. Например, есть курсы и дороже 100 тысяч — их примерно 4% от общего числа образовательных продуктов у тех проектов, что попали в исследование.
По данным «Юкассы» и «Нетологии», в 2018 году средний чек колебался от 619 Р за услуги репетиторов до 9814 Р за курсы иностранных языков
Что влияет на цену онлайн-курса
Владелец курса строит бизнес-модель, где прописывает затраты на разработку, амортизацию, поддержку, маркетинг. Далее смотрит, при каком чеке и объеме продаж выйдет в прибыль — с учетом наценки. Например, при минимальном чеке мы можем выйти на безубыточность через пять лет, а увеличив цену на 200% — за год. В итоге выбираем подходящий сценарий. Его определяют не только наши хотелки, но и возможности целевой аудитории, предложения конкурентов, разогретость рынка.
Фильтров, которые влияют на цену, много. Но в конечном счете решение остается за владельцем продукта и той экономикой, какую он считает адекватной рынку.
Чтобы понять, адекватна ли стоимость курса, я советую выбрать программы от разных школ и обратить внимание на несколько критериев.
Основной спикер. Чем он известнее, тем дороже его время.
Объем курса в часах — сколько длится каждый из сравниваемых курсов. Чем дольше, тем дороже.
Наличие внутренних тренажеров, серверов, а также доступа к необходимому программному обеспечению — например Photoshop или JetBrains. Если доступ есть, это, скорее всего, тоже уже входит в стоимость курса.
Объем практики и наличие наставников — есть ли обратная связь по домашним заданиям, будут ли по итогам выполнены крупные проекты, которые можно потом включить в портфолио. Если проверку домашних заданий и круглосуточную поддержку студентов осуществляет большая команда, это тоже отразится на чеке.
Актуальность материалов. Проще всего открыть «Хедхантер» и посмотреть, какие требования предъявляют работодатели к специалисту, на которого вы учитесь. Чем больше компетенций дают на курсе, тем он будет дороже. Например, от программиста работодатель может ожидать знания алгоритмов, умения работать с базами данных. Этому тоже учат на некоторых курсах по программированию, но стоить такая программа будет дороже.
По моему опыту, то, в каком формате проходит курс — в записи или в режиме реального времени, — не так сильно влияет на цену. На первый взгляд, живые вебинары проводить дешевле, чем записывать в студии, а потом монтировать. Но заранее записанные лекции можно продавать без привязки к набору нового потока.
Портрет типичного ученика
Летом 2019 года исследовательская группа EdMarket Research опросила тысячу жителей российских городов с населением больше полумиллиона человек, которые учились или собирались учиться в ближайший год на платных онлайн-курсах дополнительного профессионального образования. В итоге получился портрет среднестатистического ученика, который хочет повысить квалификацию или освоить новую профессию.
Женщин среди учеников немного больше, чем мужчин: 53,5% в среднем по стране и 57,3% в Москве. Средний возраст взрослого слушателя онлайн-программ — 35 лет в столице и 33 года в регионах.
Образование новой реальности: итоги 2020 года для российского EdTech
По итогам 2020 года суммарная выручка топ-60 компаний рейтинга выросла более чем на 113% относительно предыдущего года, достигнув почти 34 млрд руб. Таким образом, участники рейтинга превысили ранее прогнозируемые для них 25 млрд руб. и теперь занимают более 60% российского рынка EdTech, который, согласно оценкам экспертов, равен 53–54 млрд руб.
«EdTech-рынок и до этого рос на 17–25% в год, а сейчас многие компании показали двух- и даже трехкратный рост за счет резкого перехода всего мира на удаленку, оставив, таким образом, позади прогнозные 40 млрд руб. по объему рынка в 2020 году», — отмечает Наталья Царевская-Дякина, генеральный директор EdTech-акселератора Ed2. Она прогнозирует, что в 2022 году объем рынка достигнет 60 млрд руб.
«Из-за карантина, перехода на удаленную работу и дистанционное образование EdTech привлек внимание множества новых пользователей, — говорит Евгений Лебедев, директор по маркетингу «Яндекс.Практикум». — Если в 2019 году доля тех, кто хоть раз пробовал учиться в онлайне, была около 30%, то сегодня это уже 60%. То есть весь рынок перешел на новую стадию, как было с рынком e-commerce лет десять назад».
Эксперты уверены, что рынок продолжит расти. Во-первых, образование становится старше. То есть если раньше большинство выпускников вузов забывали об учебе сразу после вручения им дипломов, то теперь знания и навыки нужно получать всю жизнь: сегмент взрослого образования — самый объемный и быстрорастущий. Во-вторых, растет спрос на новые знания и профессии, который не удовлетворяется базовым образованием. Например, работодателю уже сегодня нужны специалисты из новых областей, а их пока нигде не учат.
Цифровые приоритеты
Если для одних игроков массовый переход пользователей в онлайн стал стресс-тестом, то другим позволил вырваться в лидеры. В сумме число студентов школ из топ-10 рейтинга за год выросло в два раза и составило более 14 млн человек. Заметнее всего аудиторию расширили компании, специализирующиеся на цифровых профессиях. Как отмечают в «Нетологии-групп», вошедшей в своем сегменте в тройку лидеров, пик популярности онлайн-курсов пришелся на начало весны: только за март 2020-го аудитория компании выросла на 345%.
«В прошедшем году особенно отметилась потребность в кадрах, которые умеют работать с большими данными, интернетом вещей, дополненной и виртуальной реальностью, — отмечает Марианна Снигирева, исполнительный директор образовательной компании «Нетология». — Цифровая трансформация экономики также стимулирует востребованность бизнес-образования: компаниям нужны цифровые лидеры и управленцы, способные запускать и руководить сложными ИТ-продуктами».
Тем не менее по итогам года лидерство на рынке сохранила школа иностранных языков Skyeng, также возглавлявшая рейтинги 2018–2019 годов. Ей уступил онлайн-университет современных профессий Skillbox, который поднялся с четвертого на второе место. Замыкает тройку лидеров, как и в предыдущем году, образовательная платформа «Учи.ру».
В целом ресурсы, обучающие цифровым профессиям, продемонстрировали наибольший рост выручки за год — по сегменту она составила около 30% от общей суммы, которую заработали топ-60 в 2020 году. Этому не помешало даже то, что часть этих компаний замедлила рост к концу года.
Удаленный класс
Разумеется, в 2020 году рост показало и школьное образование, для которого наиболее успешным периодом традиционно стали второй и четвертый кварталы. Переход на полное дистанционное обучение заставил учителей и школьников искать альтернативу очному образованию.
«Мы видим, что интерес к обучению онлайн постоянно растет: в прошлом году аудитория «Фоксфорда» выросла более чем в два раза. Взрывной рост был в сегменте экстерната и домашней школы — в 2020 году к нам пришло в четыре раза больше учеников, чем в 2019-м, — рассказывает Андрей Сизов, исполнительный директор «Фоксфорда» (входит в «Нетологию-групп»). — Кроме того, мы видим большой потенциал роста в сегменте онлайн-обучения дошкольников и учеников начальной школы: мы протестировали некоторые новые продукты и форматы и увидели неподдельный интерес у аудитории».
Андрей Илингин, директор «ЯКласс» в России, отмечает, что за прошлый год выручка компании выросла в 2,4 раза, а число пользователей — в четыре раза. «Количество сессий на пользователя увеличилось на 69%, что показало возросшую важность цифровых ресурсов для образовательной системы», — уверен он.
Владельцы EdTech-платформ также отмечают интерес к школьному образованию со стороны стартапов. «Может создаться впечатление, что порог вхождения на рынок крайне низок: казалось бы, достаточно записать на камеру несколько лекций — и онлайн-курс готов. Однако в случае со школьным образованием организация дистанционного обучения представляется непростой задачей. Дело не только в технологиях, но и в строгих требованиях ФГОС (федеральных государственных образовательных стандартов. — РБК Тренды), а также в понимании, что методы обучения нужно трансформировать под используемые технологии», — говорит Павел Арсеньев, генеральный директор компании InternetUrok.ru.
Бизнес-лидеры
Ведущим игроком в сегменте бизнес-образования по-прежнему остается «Like Центр». С начала 2020 года компания стремительно наращивала выручку и показала максимальный прирост в четвертом квартале, практически в два раза увеличив показатель третьего квартала. Тем не менее в пятерку лидеров рейтинга компания так и не вошла. Аяз Шабутдинов, основатель «Like Центра», уверен, что будущее сегмента бизнес-образования — за гибридным форматом, когда часть программы реализована в онлайне, но при этом обязательно присутствует и офлайн-коммуникация.
При этом самая популярная бизнес-программа в мире — MBA — все активнее теряет позиции. «В этом году мы выявили падение спроса на основные наши продукты из линейки МВА. В сложившейся ситуации длительное обучение уже не так привлекает клиентов, — отмечают в City Business School. — Сейчас увеличился спрос на краткосрочные курсы и микрообучение конкретным навыкам и компетенциям, а также на обучение по модели подписки».
Корпорация знаний
Также рывок под конец года сделал сегмент корпоративного обучения. По словам Дмитрия Зацепина, директора образовательного бизнеса «Актион-МЦФЭР», четвертый квартал стал для компании самым успешным: люди осознали себя в новых реалиях, набрали обороты запущенные в прошлом году продукты по корпоративному образованию для среднего и крупного бизнеса.
Стремительный рост показали программы, позволяющие с нуля освоить новую профессию, отмечает Светлана Кравченко, руководитель «Контур.Школа». В 2020 году компания открыла два новых направления: для специалистов по охране труда и обучение интернет-маркетингу, которое прошли более 9 тыс. новых пользователей.
Заочная ставка
Завершили год с минусом всего три компании — Lingualeo, Modum Lab и Sikorsky Beauty Academy. Последняя, как школа, обучающая офлайн-профессиям в бьюти-сфере, так и не смогла полностью исправить ситуацию после затяжного падения во втором квартале 2020 года. Впрочем, у кризиса оказались и позитивные последствия. Клиенты, которые раньше были готовы получать практические навыки только очно, пересмотрели свои взгляды и начали тестировать новые для себя форматы. По словам генерального директора Sikorsky Beauty Academy Всеволода Бельченко, это позволило расширить аудиторию и активно развивать онлайн-направление.
Курсовая работа
Пандемия оказалась испытанием и для компаний, специализирующихся на разработке онлайн-курсов. Во втором квартале 2020 года многие игроки заявили об оттоке клиентов, которые сокращали бюджеты в условиях глобальной неопределенности.
«Все наши действующие и потенциальные клиенты были затронуты в той или иной степени кризисом, вызванным снижением покупательского спроса и эффектом пандемии, — отмечает Алексей Вагин, генеральный директор «Эквио». — Или бюджеты на закупки ИТ-решений были заморожены, или решение откладывалось ввиду неопределенности и неуверенности в своем будущем. Порядка 70% планируемых закупок в 2020 году были отложены до лучших времен и наступления ясности в вопросе восстановления нормальной экономической активности».
И тем не менее в четвертом квартале разработчикам удалось не только выровнять ситуацию, но и показать рост. В основном это связано с закрытием бюджетов в конце года. Также некоторые заказчики смогли адаптироваться в ситуации с пандемией, наладить работу и отказаться от очного обучения в пользу онлайна.
Прогнозы на 2021 год
1. Увеличится влияние государства
Большинство участников рейтинга поделились позитивными ожиданиями от 2021 года. Тем не менее рынок может существенно измениться с появлением законопроекта о просветительской деятельности.
«Дальше все будет зависеть от конкретных мер: мы можем столкнуться как с мягким регулированием, когда образовательным компаниям нужно будет только информировать власть о своей деятельности, так и с жестким, если это информирование превратится в согласование», — отмечает Дмитрий Крутов, генеральный директор и совладелец онлайн-университета Skillbox.
2. Потребитель станет требовательнее
Еще одним ожидаемым фактором станет увеличение требований к качеству образовательных услуг. Пользователь будет все строже оценивать сервис и требовать гарантий результата.
«Клиенты все больше рассматривают онлайн-образование как одну из ключевых инвестиций в своей жизни. Это серьезная профессиональная трансформация, которая затронет многие жизненные аспекты клиента», — говорят в SkillFactory.
«Ученики стали выбирать обучение не только по программе и преподавателям: большую роль теперь играет формат, удобство, экосистема и возможность построить собственную траекторию обучения, — отмечает Светлана Кравченко, руководитель «Контур.Школа».
По мнению Евгения Лебедева из «Яндекс.Практикума», теперь рынок сосредоточится на решении таких проблем, как удержание пользователей, коллаборативное обучение и техническая стабильность. «Пользователи уже не будут удивляться просто возможности «учиться откуда угодно». Это уже норма, — говорит Лебедев. — И вопросами, которые начнут задавать сервисам на рынке, станут: а где, собственно, сам сервис? как оценить качество обучения? какие гарантии результата я получаю? «Яндекс.Практикум» работает в том числе в США, где пользователи уже несколько лет задают эти вопросы, так как рынок более «взрослый». Мы уверены, что российский рынок онлайн-образования в 2021 году имеет все шансы прийти к этой взрослости».
3. Усилятся позиции крупнейших игроков
Крупные компании продолжат активно наращивать долю рынка, а маленьким участникам будет еще сложнее закрепиться.
«Монополизация рынка EdTech со стороны «стратегов» в русскоязычном сегменте будет активно продолжаться и в 2021-м, и в 2022 годах, что приведет к уходу со сцены тех, кто не успеет занять 50% и более доли рынка в своем сегменте или своей нише», — считают в онлайн-школе Puzzle English.
Рейтинг составлен при поддержке «Яндекс.Практикум», «Нетология-групп», SkillFactory, Puzzle English, «Контур.Школа», «Актион-МЦФЭР».
Алексей Соловьев, венчурный инвестор, основатель A.Partners:
«Я абсолютно уверен, что основным драйвером рынка будет рост существующих игроков. Тот темп роста, который показали топ-10 компаний в 2020 году, является неким отраслевым стандартом для крупных игроков, который продлится еще как минимум год. В этом смысле, например, двукратное увеличение размера бизнеса любой из платформ, занимающей топовую позицию в своей нише, приносит значительно больший вклад в увеличение всего размера рынка, чем появление новых игроков. Новые участники должны все равно пройти по определенной траектории роста — в первый-второй год существования компания не может показать выручку в миллиард рублей, должно пройти время, чтобы дойти до таких значений.
Мы по-прежнему будем видеть новые инвестиции в этом сегменте в двух категориях.
Первая: инвестиции на очень ранних стадиях в новые бизнес-модели либо в какой-то доселе отсутствующий на рынке мейнстрим, например экспорт российского EdTech. Примером таких сделок с точки зрения бизнес-модели являются инвестиции в Educate Online от клуба AngelsDeck, соучредителем которого я являюсь, а примером экспорта — инвестиция Сергея Солонина (сооснователь сервиса Qiwi. — РБК Тренды) в бразильскую EBAC Online.
Рынок онлайн-образования в 2020 году
Если коротко, рынок вырос в два раза по сравнению с 2019 годом. Во время карантина у людей появились время и возможности для самообразования. К тому же, в отпуск в этом году никто не поехал, поэтому летом люди продолжили учиться. Ну и в прошлом году рынок тоже стремительно рос.
Содержание
В цифрах
Конечно, качественную аналитику того, как ковид повлиял на рынок онлайн-образования, мы получим где-нибудь в августе следующего года. Но сейчас уже есть некоторые интересные предварительные цифры.
Проект EdMarket показывает, как вырос российский рынок онлайн-образования по сравнению с 2019 годом.
Заметьте, что в предыдущем году рынок стабильно рос.
В этом году рост продолжился ускоренными темпами. Посмотрите на взрывной рост в апреле.
И это этом 2019 год был переломным для российского рынка онлайн-образования: он вырос в 2,5 раза.
То есть, рост в 2020 году был предсказуем и ожидаем, но из-за ковида рынок растет быстрее.
В мире ситуация похожа:
По сравнению с тем, что ожидалось, рынок вырос на 16 %.
Какие ниши растут
Нет идеальной ниши, куда можно было бы зайти и гарантированно получить прибыль. Но некоторые ниши в образовании за время карантина выросли сильнее, чем другие. Это обучение профессиям, здоровье и фитнес.
С профессиями понятно — это вообще самое востребованное направление обучения в России. А здоровье и фитнес скорее всего выросли из-за карантина — людям было очень тоскливо сидеть дома, поэтому они увлеклись здоровым образом жизни.
Но если не обращать внимания на коронавирусные перекосы, в целом рынок онлайн-образования для взрослых в России выглядит вот так:
Больше всего денег вкладывают в иностранные языки, маркетинг, IT и дизайн. Но в этих нишах и самая высокая конкуренция. Непросто будет обогнать SkyEng, «Нетологию», Skillbox.
Кстати, на рынке есть удивительный перекос. Смотрите, как выглядит та же схема, но для всего дополнительного образования, не только онлайн, но и офлайн:
Самый важный, востребованный и дорогой сегмент в дополнительном образовании офлайн — это обучение квалифицированных рабочих: слесарей, токарей, лифтеров и т. п. В онлайне он не представлен совсем.
Проблема, конечно, в том, что там требуется личное обучение на примере. Но короткие курсы для развития отдельных навыков вполне могут быть проведены офлайн. Скорее всего, в ближайшее время обучение рабочим специальностям потихоньку начнет перемещаться в онлайн.
Еще одна недостаточно оцененная ниша — обучение финансовой грамотности и бухгалтерии. Скорее всего, в ближайшее время оно переместится в онлайн, потому что для этого нет вообще никаких препятствий.
В онлайне маловато школ по обучению творчеству, хотя в офлайне ниша востребована.
Кстати, еще схема о том, чего хотят студенты, когда выбирают курсы:
Кстати, мы говорили про обучение для взрослых, но есть еще детское образование.
Сейчас на рынке очень мало решений для дошкольного образования (туда входит подготовка к школе, иностранные языки, творчество и обучение молодых родителей).
При этом ниша востребованная. Такой перекос: 9 процентов в мире и меньше одного в России (ситуация в стране в целом вряд ли отличается от московской в лучшую сторону), показывает, что ниша будет востребована через пару лет. Общая емкость рынка частного дошкольного образования оценивается в 30 млрд. рублей. Какая часть этих денег приходится на онлайн пока непонятно. Но рынок стабильно растет.
Другая популярная ниша — дополнительное образование для школьников. Сюда входит подготовка к ЕГЭ, изучение школьных дисциплин, творческие занятия, развитие предпринимательских способностей и т. п.
Эта ниша традиционно популярна и она только растет.
Выводы
Все ниши в онлайн-образовании растут.
Самые перспективные из них:
Бесперспективные ниши
Как ни странно, таких нет. Рынок онлайн-образования по-хорошему сформировался в России только в прошлом году. Сейчас он растет, причем очень быстро. В любой нише можно найти своего студента.
Рынок такой новый, что многие ниши еще просто никто не пробовал выводить в онлайн.
Что нас ждет в ближайшие годы
Эксперты обещают, что через 10 лет рынок онлайн-образования будет выглядеть так:
В трендах образование для школьников, профессиональное образование и образование для пожилых людей.
К сожалению, мне не удалось найти обоснованные прогнозы по развитию российского рынка образования на ближайшее время, так что посмотрим только мировые.
В денежном отношении разные исследователи обещают рост рынка на 8—18 % в год. Причем до ковида прогнозы были намного пессимистичнее, чем сейчас.
Что говорят эксперты
Пока что самоизоляция положительно сказалась на нашем проекте. Мы наблюдаем двукратный рост числа заявок на все индивидуальные занятия.
Растет интенсивность обучения и трафик на сайте для корпоративных учеников — показатели выросли почти в два с половиной раза. Нам кажется, такой рост связан с тем, что взрослые тоже хотят провести это время с пользой и прокачать свои знания.
Изменения затронули не только нас: вся экономика попала в зону жесточайшей волатильности. Никто не знает, что будет с EdTech-индустрией. Образование в кризис всегда растет, но падение платежеспособности клиентов — препятствие для развития. Остается только гадать, как эти две тенденции будут влиять друг на друга.
Этой весной ученикам школ и вузов пришлось экстренно переходить в онлайн, но с аудиторией дополнительного образования таких резких изменений не произошло — поэтому сильных отклонений от прогнозируемого роста пользователей или финансовых показателей мы не увидели. Студенты действительно стали больше времени уделять обучению, активность выросла в полтора раза.
За время карантина и самоизоляции наши студенты посмотрели более 1 млн уроков, а преподаватели проверили больше 200 тыс. домашних заданий, (90% менее чем за 24 часа). Нагрузка была очень высокой.
В 2020 можно ждать двукратного роста рынка EdTech, поскольку из-за пандемии индустрия сильно ускорила свое развитие. Если в этом году мы планировали запустить от 200 до 250 новых продуктов, то сейчас обсуждается вопрос об увеличении до 400 и больше.
Эпидемия дала всей отрасли мощный импульс: индустрия выросла не только количественно, но и качественно. Всем участникам пришлось экстренно создавать новые продукты и модернизировать решения. Это привело к тому, что уровень EdTech-проектов заметно вырос, игроки уделяют особенное внимание качеству своих продуктов и сервисов — иначе есть риск потерять аудиторию.
EdTech уже сделал огромный рывок вперед: с переходом на дистанционный формат появились новые продукты и игроки, в разы расширилась аудитория — и это все не может не отразиться на объеме рынка. К концу года он почти наверняка будет выше прогнозируемого.
Эпидемия дала всей отрасли мощный импульс: индустрия выросла не только количественно, но и качественно. Всем участникам пришлось экстренно создавать новые продукты и модернизировать решения. Это привело к тому, что уровень EdTech-проектов заметно вырос, игроки уделяют особенное внимание качеству своих продуктов и сервисов — иначе есть риск потерять аудиторию.
EdTech уже сделал огромный рывок вперед: с переходом на дистанционный формат появились новые продукты и игроки, в разы расширилась аудитория — и это все не может не отразиться на объеме рынка. К концу года он почти наверняка будет выше прогнозируемого.
Тренды, которые станут популярны в ближайшее время
Микрообучение. Это популярный тренд в образовании, который в России пока не очень известен.
Суть в том, что весь материал разбивается на небольшие единицы, которые можно изучить за 3–5 минут. В конце пользователь сдает небольшой тест. Так информация усваивается легко и быстро.
Искусственный интеллект. Позволяет сделать обучение индивидуальным для каждого ученика. ИИ может все, начиная с тестирования начального уровня студента, заканчивая созданием для него персонального образовательного контента.
Мобильное обучение. Весь контент адаптирован для изучения на мобильных устройствах.
Трудоустройство выпускников. Все чаще выпускники хотят получить не только профессию, но и работу после обучения.
Геймификация. Не так давно считалось, что геймификация совершит переворот в образовании. Но оказалось, что пользователи гораздо консервативнее, чем считалось, и предпочитают традиционное обучение. Но геймификация отлично работает в детском образовании.
Проектное обучение. Набирает популярность обучение не абстрактными лекциями, а работой над конкретным проектом, в результате которого студент получает все знания на практике.
У рынка EdTech все хорошо. И сейчас все хорошо, как никогда. Если думаете над собственным образовательным стартапом, не думайте, а действуйте.
Если вы ищете работу в сфере онлайн-образования или вам нужен специалист для вашего онлайн-курса или школы, переходите по ссылке, чтобы разместить резюме или вакансию и воспользоваться всеми преимуществами платформы.