статистика дистанционного обучения в мире

Анализ мирового рынка дистанционного образования

статистика дистанционного обучения в мире. Смотреть фото статистика дистанционного обучения в мире. Смотреть картинку статистика дистанционного обучения в мире. Картинка про статистика дистанционного обучения в мире. Фото статистика дистанционного обучения в мире

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 11.10.2015 2015-10-11

Статья просмотрена: 7023 раза

Библиографическое описание:

Батаев, А. В. Анализ мирового рынка дистанционного образования / А. В. Батаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 20 (100). — С. 205-208. — URL: https://moluch.ru/archive/100/22587/ (дата обращения: 13.11.2021).

Первые попытки внедрения технологий дистанционного обучения в странах Западной Европы и США были предприняты в 60-х годах двадцатого века.

Первый в мире университет дистанционного образования — Открытый Университет — был создан в Великобритании, его лично курировал премьер-министр Гарольд Уилсон, при участии которого были разработаны учебные планы, программы, учебно-методические пособия и образовательные технологии. Учредителем университета выступила сама королева, а ректором был назначен спикер палаты общин.

В настоящее время в Англии, которая является лидером по уровню информатизации и по степени распространения дистанционного образования (ДО) среди стран Европейского союза, основной упор на рынке онлайнового обучения делается не на внутренние ресурсы, а на привлечение иностранных студентов. В 2003 году был запущен веб-проект UkeU, который был рассчитан на то, что 80 % всех слушателей будет приходиться на зарубежных пользователей.

Открытый Университет более чем за сорок лет своего существования стал самым крупным и занял место мирового лидера в дистанционном обучении. На сегодняшний день в более чем 400 учебных центрах обучаются свыше 200 тыс. человек, а всего с момента основания университета более трех миллионов человек получили образование по программам дистанционного обучения. [1], [2], [3], [4]

Во Франции в 1969 году был создан центр дистанционного обучения (CEND), в котором в наше время насчитывается свыше 8 тысяч сотрудников, среди которых более 5,5 тысяч являются штатными сотрудниками. В центре насчитывается свыше трех тысяч курсов разной направленности и тематики, на которых обучаются порядка 400 тысяч слушателей. [1], [2], [3], [4]

В 60-е годы прошлого века несколько инженерных колледжей в США стали использовать в качестве дистанционных технологий — телевидение, данная инициатива привела к образованию Национального Технологического Университета (National Technological University) в 1984 году. Уже к началу 90-х годов двадцатого века он объединил под своим руководством свыше 40 американских университетов.

Отличительной особенностью развития дистанционного образования в США было активное участие частного бизнеса, который определял направление и развитие дистанционных курсов под свои потребности. Уже в 1991 году суммарный доход Национального Технологического Университета составил свыше 13,5 миллионов долларов.

В 1989 году в США была основана система публичного телевещания (Public Broadcasting System), которая включала в себя несколько учебных программ, передающихся по четырем телевизионным каналам. К середине 90-х годов Public Broadcasting System насчитывала свыше одного миллиона студентов. На сегодняшний день Ассоциация дистанционного обучения в США насчитывает в своем составе свыше 5 тысяч учебных заведений.

Развитие мирового рынка дистанционного образования получило огромный толчок с развитием информационных технологий и в первую очередь компьютерных сетей, позволивших охватить огромную аудиторию слушателей практически в любой точке мира. С помощью интернет-технологий любой человек может получить образование в любом высшем учебном заведении, не выходя из дома.

На сегодняшний день существует большое количество систем управления обучением, которые позволяют обеспечить полноценное образование с помощью интернет-технологий.

Лидером в дистанционном образовании в настоящее время являются США, занимающие вместе с Канадой более 50 % всего рынка электронного образования (рис. 1). [5], [6]

статистика дистанционного обучения в мире. Смотреть фото статистика дистанционного обучения в мире. Смотреть картинку статистика дистанционного обучения в мире. Картинка про статистика дистанционного обучения в мире. Фото статистика дистанционного обучения в мире

Рис. 1. Мировая структура рынка онлайн-образования

В перспективе ожидается снижение доли США и Европы на рынке онлайн-образования, что обусловлено высокими темпами роста дистанционного образования в странах Азии (рис. 2), при этом первое место в мире по показателям прироста электронных образовательных услуг занимает Китай, с годовым темпом роста онлайн-образования в 52 % (рис. 3). [7], [8]

Такая динамика обусловлена, тем, что рынки дистанционного образования в Северной Америки и Западной Европе уже сложились и прошли этап лавинообразного роста, в то время как рынки в других странах только начинают внедрение дистанционного образования, что и проводит к таким результатам.

статистика дистанционного обучения в мире. Смотреть фото статистика дистанционного обучения в мире. Смотреть картинку статистика дистанционного обучения в мире. Картинка про статистика дистанционного обучения в мире. Фото статистика дистанционного обучения в мире

Рис. 2. Динамика темпов роста дистанционного образования по регионам мира, 2013 год

статистика дистанционного обучения в мире. Смотреть фото статистика дистанционного обучения в мире. Смотреть картинку статистика дистанционного обучения в мире. Картинка про статистика дистанционного обучения в мире. Фото статистика дистанционного обучения в мире

Рис. 3. Лидеры темпов роста дистанционного образования в мире, 2013 год

По прогнозам в 2015 году рынок дистанционного обучения во всем мире достигнет 107 млрд. долларов, а к 2025 году он должен удвоиться и достичь величины в 215 млрд. долларов (рис. 4). [5], [9], [10]

статистика дистанционного обучения в мире. Смотреть фото статистика дистанционного обучения в мире. Смотреть картинку статистика дистанционного обучения в мире. Картинка про статистика дистанционного обучения в мире. Фото статистика дистанционного обучения в мире

Рис. 4. Динамика роста рынка дистанционного образования в мире, в млрд. долларов

Бурное развитие рынка дистанционного образования и его доступность обеспечило быстрый рост слушателей, получающих образование с помощью электронного обучения уже в 2005 году число слушателей, обучающихся по программам e-learning, превысило число слушателей, обучающихся по традиционной форме обучения. По прогнозу к 2025 году число обучаемых по дистанционной форме может достичь 650 миллионов человек (рис. 5). [5], [9], [10], [11], [12], [13]

статистика дистанционного обучения в мире. Смотреть фото статистика дистанционного обучения в мире. Смотреть картинку статистика дистанционного обучения в мире. Картинка про статистика дистанционного обучения в мире. Фото статистика дистанционного обучения в мире

Рис. 5. Динамика роста слушателей по традиционной и дистанционной форме обучения

В заключении можно сделать следующие выводы:

 мировой рынок электронного образования развивается очень быстрыми темпами, лидерами являются Северная Америка и Западная Европа;

 по темпам роста рынка дистанционного образования на первое место вышли страны Азии, которые опережают страны Западной Европы почти в три раза, а страны Северной Америки в четыре раза;

 количество слушателей, обучающихся по дистанционной форме, по прогнозу к 2025 году может превысить в 2,5 раза число слушателей, обучающихся по традиционной форме обучения.

Источник

Рынок онлайн-образования в 2020 году

Если коротко, рынок вырос в два раза по сравнению с 2019 годом. Во время карантина у людей появились время и возможности для самообразования. К тому же, в отпуск в этом году никто не поехал, поэтому летом люди продолжили учиться. Ну и в прошлом году рынок тоже стремительно рос.

Содержание

В цифрах

Конечно, качественную аналитику того, как ковид повлиял на рынок онлайн-образования, мы получим где-нибудь в августе следующего года. Но сейчас уже есть некоторые интересные предварительные цифры.

Проект EdMarket показывает, как вырос российский рынок онлайн-образования по сравнению с 2019 годом.

Заметьте, что в предыдущем году рынок стабильно рос.

статистика дистанционного обучения в мире. Смотреть фото статистика дистанционного обучения в мире. Смотреть картинку статистика дистанционного обучения в мире. Картинка про статистика дистанционного обучения в мире. Фото статистика дистанционного обучения в мире
В этом году рост продолжился ускоренными темпами. Посмотрите на взрывной рост в апреле.

И это этом 2019 год был переломным для российского рынка онлайн-образования: он вырос в 2,5 раза.

статистика дистанционного обучения в мире. Смотреть фото статистика дистанционного обучения в мире. Смотреть картинку статистика дистанционного обучения в мире. Картинка про статистика дистанционного обучения в мире. Фото статистика дистанционного обучения в мире

То есть, рост в 2020 году был предсказуем и ожидаем, но из-за ковида рынок растет быстрее.

В мире ситуация похожа:

статистика дистанционного обучения в мире. Смотреть фото статистика дистанционного обучения в мире. Смотреть картинку статистика дистанционного обучения в мире. Картинка про статистика дистанционного обучения в мире. Фото статистика дистанционного обучения в мире

По сравнению с тем, что ожидалось, рынок вырос на 16 %.

Какие ниши растут

Нет идеальной ниши, куда можно было бы зайти и гарантированно получить прибыль. Но некоторые ниши в образовании за время карантина выросли сильнее, чем другие. Это обучение профессиям, здоровье и фитнес.

С профессиями понятно — это вообще самое востребованное направление обучения в России. А здоровье и фитнес скорее всего выросли из-за карантина — людям было очень тоскливо сидеть дома, поэтому они увлеклись здоровым образом жизни.

Но если не обращать внимания на коронавирусные перекосы, в целом рынок онлайн-образования для взрослых в России выглядит вот так:

Больше всего денег вкладывают в иностранные языки, маркетинг, IT и дизайн. Но в этих нишах и самая высокая конкуренция. Непросто будет обогнать SkyEng, «Нетологию», Skillbox.

Кстати, на рынке есть удивительный перекос. Смотрите, как выглядит та же схема, но для всего дополнительного образования, не только онлайн, но и офлайн:

Самый важный, востребованный и дорогой сегмент в дополнительном образовании офлайн — это обучение квалифицированных рабочих: слесарей, токарей, лифтеров и т. п. В онлайне он не представлен совсем.

Проблема, конечно, в том, что там требуется личное обучение на примере. Но короткие курсы для развития отдельных навыков вполне могут быть проведены офлайн. Скорее всего, в ближайшее время обучение рабочим специальностям потихоньку начнет перемещаться в онлайн.

Еще одна недостаточно оцененная ниша — обучение финансовой грамотности и бухгалтерии. Скорее всего, в ближайшее время оно переместится в онлайн, потому что для этого нет вообще никаких препятствий.

В онлайне маловато школ по обучению творчеству, хотя в офлайне ниша востребована.

Кстати, еще схема о том, чего хотят студенты, когда выбирают курсы:

Кстати, мы говорили про обучение для взрослых, но есть еще детское образование.

Сейчас на рынке очень мало решений для дошкольного образования (туда входит подготовка к школе, иностранные языки, творчество и обучение молодых родителей).

При этом ниша востребованная. Такой перекос: 9 процентов в мире и меньше одного в России (ситуация в стране в целом вряд ли отличается от московской в лучшую сторону), показывает, что ниша будет востребована через пару лет. Общая емкость рынка частного дошкольного образования оценивается в 30 млрд. рублей. Какая часть этих денег приходится на онлайн пока непонятно. Но рынок стабильно растет.

Другая популярная ниша — дополнительное образование для школьников. Сюда входит подготовка к ЕГЭ, изучение школьных дисциплин, творческие занятия, развитие предпринимательских способностей и т. п.

Эта ниша традиционно популярна и она только растет.

Выводы

Все ниши в онлайн-образовании растут.
Самые перспективные из них:

Бесперспективные ниши

Как ни странно, таких нет. Рынок онлайн-образования по-хорошему сформировался в России только в прошлом году. Сейчас он растет, причем очень быстро. В любой нише можно найти своего студента.
Рынок такой новый, что многие ниши еще просто никто не пробовал выводить в онлайн.

Что нас ждет в ближайшие годы

Эксперты обещают, что через 10 лет рынок онлайн-образования будет выглядеть так:

статистика дистанционного обучения в мире. Смотреть фото статистика дистанционного обучения в мире. Смотреть картинку статистика дистанционного обучения в мире. Картинка про статистика дистанционного обучения в мире. Фото статистика дистанционного обучения в мире

В трендах образование для школьников, профессиональное образование и образование для пожилых людей.

К сожалению, мне не удалось найти обоснованные прогнозы по развитию российского рынка образования на ближайшее время, так что посмотрим только мировые.

В денежном отношении разные исследователи обещают рост рынка на 8—18 % в год. Причем до ковида прогнозы были намного пессимистичнее, чем сейчас.

статистика дистанционного обучения в мире. Смотреть фото статистика дистанционного обучения в мире. Смотреть картинку статистика дистанционного обучения в мире. Картинка про статистика дистанционного обучения в мире. Фото статистика дистанционного обучения в мире

Что говорят эксперты

Пока что самоизоляция положительно сказалась на нашем проекте. Мы наблюдаем двукратный рост числа заявок на все индивидуальные занятия.

Растет интенсивность обучения и трафик на сайте для корпоративных учеников — показатели выросли почти в два с половиной раза. Нам кажется, такой рост связан с тем, что взрослые тоже хотят провести это время с пользой и прокачать свои знания.

Изменения затронули не только нас: вся экономика попала в зону жесточайшей волатильности. Никто не знает, что будет с EdTech-индустрией. Образование в кризис всегда растет, но падение платежеспособности клиентов — препятствие для развития. Остается только гадать, как эти две тенденции будут влиять друг на друга.

Этой весной ученикам школ и вузов пришлось экстренно переходить в онлайн, но с аудиторией дополнительного образования таких резких изменений не произошло — поэтому сильных отклонений от прогнозируемого роста пользователей или финансовых показателей мы не увидели. Студенты действительно стали больше времени уделять обучению, активность выросла в полтора раза.

За время карантина и самоизоляции наши студенты посмотрели более 1 млн уроков, а преподаватели проверили больше 200 тыс. домашних заданий, (90% менее чем за 24 часа). Нагрузка была очень высокой.

В 2020 можно ждать двукратного роста рынка EdTech, поскольку из-за пандемии индустрия сильно ускорила свое развитие. Если в этом году мы планировали запустить от 200 до 250 новых продуктов, то сейчас обсуждается вопрос об увеличении до 400 и больше.

Эпидемия дала всей отрасли мощный импульс: индустрия выросла не только количественно, но и качественно. Всем участникам пришлось экстренно создавать новые продукты и модернизировать решения. Это привело к тому, что уровень EdTech-проектов заметно вырос, игроки уделяют особенное внимание качеству своих продуктов и сервисов — иначе есть риск потерять аудиторию.

EdTech уже сделал огромный рывок вперед: с переходом на дистанционный формат появились новые продукты и игроки, в разы расширилась аудитория — и это все не может не отразиться на объеме рынка. К концу года он почти наверняка будет выше прогнозируемого.

Эпидемия дала всей отрасли мощный импульс: индустрия выросла не только количественно, но и качественно. Всем участникам пришлось экстренно создавать новые продукты и модернизировать решения. Это привело к тому, что уровень EdTech-проектов заметно вырос, игроки уделяют особенное внимание качеству своих продуктов и сервисов — иначе есть риск потерять аудиторию.

EdTech уже сделал огромный рывок вперед: с переходом на дистанционный формат появились новые продукты и игроки, в разы расширилась аудитория — и это все не может не отразиться на объеме рынка. К концу года он почти наверняка будет выше прогнозируемого.

Тренды, которые станут популярны в ближайшее время

Микрообучение. Это популярный тренд в образовании, который в России пока не очень известен.

Суть в том, что весь материал разбивается на небольшие единицы, которые можно изучить за 3–5 минут. В конце пользователь сдает небольшой тест. Так информация усваивается легко и быстро.

Искусственный интеллект. Позволяет сделать обучение индивидуальным для каждого ученика. ИИ может все, начиная с тестирования начального уровня студента, заканчивая созданием для него персонального образовательного контента.

Мобильное обучение. Весь контент адаптирован для изучения на мобильных устройствах.

Трудоустройство выпускников. Все чаще выпускники хотят получить не только профессию, но и работу после обучения.

Геймификация. Не так давно считалось, что геймификация совершит переворот в образовании. Но оказалось, что пользователи гораздо консервативнее, чем считалось, и предпочитают традиционное обучение. Но геймификация отлично работает в детском образовании.

Проектное обучение. Набирает популярность обучение не абстрактными лекциями, а работой над конкретным проектом, в результате которого студент получает все знания на практике.

У рынка EdTech все хорошо. И сейчас все хорошо, как никогда. Если думаете над собственным образовательным стартапом, не думайте, а действуйте.

Если вы ищете работу в сфере онлайн-образования или вам нужен специалист для вашего онлайн-курса или школы, переходите по ссылке, чтобы разместить резюме или вакансию и воспользоваться всеми преимуществами платформы.

Источник

Онлайн-образование в пандемию: шоковая инновация или новые возможности?

статистика дистанционного обучения в мире. Смотреть фото статистика дистанционного обучения в мире. Смотреть картинку статистика дистанционного обучения в мире. Картинка про статистика дистанционного обучения в мире. Фото статистика дистанционного обучения в мире

Онлайн-образование или домашнее обучение?

Онлайн-образование — это формат, при котором весь учебный процесс строится вокруг определенной онлайн-платформы: уроки и задания, тесты и оценки, общение учеников и учителя. Это могут быть сервисы для высшего и среднего образования, курсов, мастер-классов, интенсивов. Методики, по которым построены занятия, могут быть как традиционными, так и полностью авторскими. Используются все технические возможности: видеоуроки, анимация, VR.

То, с чем столкнулись мы в период самоизоляции — это, скорее, дистанционное обучение на дому. Нюанс в том, что здесь нет единой платформы или инструмента, который решал бы все задачи. Ученикам и педагогам приходится пользоваться сразу несколькими сервисами и средствами связи, а также — обычными тетрадями и учебниками. Сам учебный процесс построен примерно так же, как и в обычной школе, без каких-либо технических новшеств.

На конференции «Открытые инновации» генеральный директор «Агентств инноваций» Алексей Парабучев высказал идею: теперь самыми востребованными в EdTech стали продюсеры онлайн-курсов — то есть те, кто умеет упаковывать образовательный контент в новый цифровой формат.

Главные тренды в онлайн-образовании, по данным HolonQ:

Как частные и обычные школы справлялись с дистанционкой?

В сентябре на дистанционное обучение перешли 95 российских школ. Но во время первой волны на удаленный формат работы были переведены до 90% школ. Такой формат оказался большим стрессом для всех — включая родителей, которые вынуждены были и работать, и активно участвовать в процессе обучения. Неудивительно, что повторные ограничения жители Москвы и регионов встретили крайне негативно.

Алексей Парабучев озвучил главные проблемы, связанные с дистанционным обучением на дому:

Все эти проблемы приходится решать прямо сейчас, и многие совсем не готовы к такому стрессу. Поэтому инновации действительно получились шоковыми.

Екатерина Рыбакова, сооснователь и президент «Рыбаков Фонда», поделилась опытом частных калининградских школ, которые работали в формате дистанционного обучения. Они сделали ставку не на жесткое выполнение учебных планов, а на коммуникацию между учениками, педагогами и родителями. Главной целью было сформировать внутри школы сообщество, основанное на взаимной поддержке и комфорте каждого из участников. Вот конкретные шаги, которые помогли пережить дистанционное обучение в пандемию:

По мнению Дианы Королевой, директора Центра инноваций в образовании ВШЭ,

60% образовательных стартапов смогли адаптироваться к текущей ситуации. При этом они хорошо знали о мерах поддержки на федеральном и муниципальном уровне, но совсем не пользовались международными грантами и помощью фондов. Сложнее всех пришлось тем проектам, которые не зависят от вузов и школ: им практически не на что было рассчитывать. Другими словами, государству и фондам стоит присмотреться к EdTech-стартапам как к ценному ресурсу.

статистика дистанционного обучения в мире. Смотреть фото статистика дистанционного обучения в мире. Смотреть картинку статистика дистанционного обучения в мире. Картинка про статистика дистанционного обучения в мире. Фото статистика дистанционного обучения в мире

Зарубежный опыт: кейсы Италии и Сингапура

По словам Паоло Ландри из Национального исследовательского совета Италии, их школам тоже пришлось пройти через ускоренную трансформацию в период пандемии. Но есть положительные итоги.

К примеру, многократный рост и развитие онлайн-платформ — таких, как Duolingo или Google Classroom. Правительство и крупные корпорации стимулировали сотрудников активно пользоваться видеоконференциями — Zoom, Google Meets. В итоге онлайн-сервисы набрали очень много полезных данных, которые помогут им стать эффективнее.

К сожалению, пока в онлайн можно перевести только частные школы, и далеко не все процессы можно автоматизировать. Возможно, нужен какой-то смешанный вариант и более гибкие подходы к сочетанию разных форматов в обучении.

Профессор Наньянского технологического университета Лоои Чи-Кит поделился опытом Сингапура. Здесь были готовы и к дистанционному, и к онлайн-обучению. В первом случае полезным было то, что школы в некоторых провинциях не работают до 50 дней в году из-за сильных морозов. Во втором помог запуск единой образовательной онлайн-платформы.

Министерство образования Сингапура постаралось сделать так, чтобы все ученики могли комфортно заниматься дома во время самоизоляции. Им организовали бесконтактную доставку учебников, а до конца года обещали обеспечить всех нуждающихся ноутбуками.

Стоит отметить, что система образования в Сингапуре — самая молодая и одна из самых продвинутых. В начальной школе (с 6 до 12 лет) дети проходят общие дисциплины, а затем (с 12 до 17 лет) получают специальную подготовку на разных уровнях. Его определяют исходя из рейтинга студента, который складывается из оценок за все годы обучения.

Среднее образование здесь бесплатное, а студенты вузов могут пройти практику в Кембридже и получить деньги на обучение от крупных инвесторов или в виде грантов.

Как устроен рынок EdTech

Какие инновации нужны EdTech сегодня?

По словам Исака Фрумина, научного руководителя ВШЭ, инновации в обучении из-за пандемии стали настоящим шоком. До сих пор неясно, какие результаты это принесет для всей системы в целом. Появился целый ресурс — PostPandemic University — посвященный тому, как будут развиваться вузы после пандемии.

статистика дистанционного обучения в мире. Смотреть фото статистика дистанционного обучения в мире. Смотреть картинку статистика дистанционного обучения в мире. Картинка про статистика дистанционного обучения в мире. Фото статистика дистанционного обучения в мире

Паоло Ландри и Диана Королева считают, что инновации в онлайн-образовании нужно внедрять во взаимодействии с учителями, выясняя их проблемы и потребности. Вполне вероятно, что педагогам важнее автоматизировать рутину: составление тестов и контрольных, проверку заданий, выставление оценок, заполнение журналов и отчетов. Тогда как футуристичные форматы — вроде VR или робототехники — им не так уж необходимы. Особенно если речь идет о регионах с ограниченными техническими возможностями.

Нужно универсальное решение, чтобы общаться внутри образовательной системы — по аналогии с транспортом, чтобы добраться из одной точки в другую.

Важно также понять, что инновации — это не только и не столько технологии, но еще и новые педагогические подходы. Лоои Чи-Кит, к примеру, предполагает, что весь образовательный процесс можно разбить на модульные курсы для развития конкретных навыков. По окончании курсов учащиеся будут получать сертификат.

Алексей Парабучев отмечает, что впервые за 300 лет, со времен классно-урочной системы Каменского, появилась возможность полностью изменить образовательный процесс. И теперь самое время взглянуть на образование как на трансляцию культурного опыта от одного человека к другому. Отношения учеников и учителей могут в корне измениться: если последние транслируют некие общие знания и опыт, то первые могут научить их техническим тонкостям и навыкам онлайн-общения.

Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.

Источник

Чему россияне учатся на онлайн-курсах

И сколько за это платят

По данным исследования «Юкассы» и «Нетологии», 8% российских интернет-пользователей учились чему-либо через интернет.

Еще 40% опрошенных не исключают, что будут получать дополнительное образование таким образом. В этой статье расскажем, зачем люди покупают онлайн-курсы, какие направления самые популярные и сколько денег тратят клиенты онлайн-школ.

Зачем покупают интернет-курсы

В 2019 году почти две трети россиян старше 18 лет, проживающих в крупных городах, проходили какое-либо дополнительное обучение. Правда, сюда входят все разновидности курсов — от повышения квалификации и получения новой профессии до занятий с репетитором и тренингов личностного роста.

По оценкам авторов исследования EdMarket Research, российский рынок онлайн-образования последние пять лет растет примерно на 20%: в 2016 году он оценивался в 20,7 млрд рублей, а к 2021 году достигнет 53,3 млрд. Причем это были докоронавирусные прогнозы. А когда компании начали переводить сотрудников на удаленку, количество пользователей интернет-курсов выросло в разы. Например, как рассказали Т⁠—⁠Ж в образовательной компании «Нетология», количество регистраций слушателей в марте и апреле 2020 года выросло в 3,6 раза по сравнению с январем и февралем.

на столько ежегодно растет российский рынок онлайн-образования

Всех, кто получает дополнительное образование — в том числе и в офлайне, — исследователи делят на две примерно равные группы. Около половины учащихся записываются на различные курсы, чтобы повысить квалификацию, получить новую профессию, открыть свой бизнес, — то есть имеют вполне прагматичные цели. Вторая большая группа — это те, кто учится не ради карьеры, а просто для удовольствия или расширения кругозора.

Как и чему учатся

Самые популярные направления дополнительного образования — те, что касаются повышения профессиональных навыков: их выбирают 17% всех студентов. Сюда относятся, например, курсы повышения квалификации на производстве, стажировки, получение сертификатов и допусков. На втором месте по популярности — творчество и хобби: 13%. Это, например, музыка, рисование, различные ремесла. На третьем — спорт и здоровье: 9%. Сюда же исследователи включают все, что связано с диетами и здоровым питанием.

Что касается конкретно онлайн-обучения, то, если верить EdMarket Research, крупнейшие сегменты рынка — иностранные языки, продажи и маркетинг, информационные технологии, дизайн.

Мы проанализировали запросы в Яндексе, связанные с онлайн-курсами и обучением, за октябрь 2020 года. Всего получилось почти 2 млн запросов. Самый популярный — изучение английского: 492,7 тысячи. Каждый четвертый интернет-пользователь, который интересовался курсами, хотел изучать именно иностранный язык. Кроме того, в пятерку популярных запросов попали курсы по математике, обучение маникюру, подготовка к ЕГЭ и курсы массажа.

По данным исследования российского рынка онлайн-образования, которое провел проект «Барометр», чаще всего дистанционные курсы длятся от одного до трех месяцев. Ситуация, когда пользователь бросает проходить купленный курс, — частое явление: до конца программы в среднем доходят всего 59% студентов.

Исследование российского рынка онлайн-образования, проект «Барометр»PDF, 1,4 МБ

Что касается формата обучения, то, по данным опроса, проведенного авторами EdMarket Research, наиболее популярны видеоуроки с сопровождением преподавателя в онлайн-режиме: им отдали предпочтение 37% респондентов. На втором месте — формат, когда ученик получает заранее записанную лекцию: 24%.

Сколько платят за онлайн-обучение

Средний чек за обучение в онлайне оценить тяжело: стоимость курсов даже по одному направлению может различаться в разы. Цена зависит от многих факторов: где именно человек учится — в маленькой школе или в интернет-академии, сколько длится курс, для новичка он или для повышения квалификации профессионала.

Авторы разных исследований пытались рассчитать затраты на оплату онлайн-курсов, но суммы везде сильно различаются. В исследовании «Барометра» средний чек по большинству учебных программ и онлайн-курсов не превышает 10 тысяч рублей, но авторы оговариваются, что все зависит от тематики, бренда школы и других факторов. Например, есть курсы и дороже 100 тысяч — их примерно 4% от общего числа образовательных продуктов у тех проектов, что попали в исследование.

По данным «Юкассы» и «Нетологии», в 2018 году средний чек колебался от 619 Р за услуги репетиторов до 9814 Р за курсы иностранных языков

Что влияет на цену онлайн-курса

Владелец курса строит бизнес-модель, где прописывает затраты на разработку, амортизацию, поддержку, маркетинг. Далее смотрит, при каком чеке и объеме продаж выйдет в прибыль — с учетом наценки. Например, при минимальном чеке мы можем выйти на безубыточность через пять лет, а увеличив цену на 200% — за год. В итоге выбираем подходящий сценарий. Его определяют не только наши хотелки, но и возможности целевой аудитории, предложения конкурентов, разогретость рынка.

Фильтров, которые влияют на цену, много. Но в конечном счете решение остается за владельцем продукта и той экономикой, какую он считает адекватной рынку.

Чтобы понять, адекватна ли стоимость курса, я советую выбрать программы от разных школ и обратить внимание на несколько критериев.

Основной спикер. Чем он известнее, тем дороже его время.

Объем курса в часах — сколько длится каждый из сравниваемых курсов. Чем дольше, тем дороже.

Наличие внутренних тренажеров, серверов, а также доступа к необходимому программному обеспечению — например Photoshop или JetBrains. Если доступ есть, это, скорее всего, тоже уже входит в стоимость курса.

Объем практики и наличие наставников — есть ли обратная связь по домашним заданиям, будут ли по итогам выполнены крупные проекты, которые можно потом включить в портфолио. Если проверку домашних заданий и круглосуточную поддержку студентов осуществляет большая команда, это тоже отразится на чеке.

Актуальность материалов. Проще всего открыть «Хедхантер» и посмотреть, какие требования предъявляют работодатели к специалисту, на которого вы учитесь. Чем больше компетенций дают на курсе, тем он будет дороже. Например, от программиста работодатель может ожидать знания алгоритмов, умения работать с базами данных. Этому тоже учат на некоторых курсах по программированию, но стоить такая программа будет дороже.

По моему опыту, то, в каком формате проходит курс — в записи или в режиме реального времени, — не так сильно влияет на цену. На первый взгляд, живые вебинары проводить дешевле, чем записывать в студии, а потом монтировать. Но заранее записанные лекции можно продавать без привязки к набору нового потока.

Портрет типичного ученика

Летом 2019 года исследовательская группа EdMarket Research опросила тысячу жителей российских городов с населением больше полумиллиона человек, которые учились или собирались учиться в ближайший год на платных онлайн-курсах дополнительного профессионального образования. В итоге получился портрет среднестатистического ученика, который хочет повысить квалификацию или освоить новую профессию.

Женщин среди учеников немного больше, чем мужчин: 53,5% в среднем по стране и 57,3% в Москве. Средний возраст взрослого слушателя онлайн-программ — 35 лет в столице и 33 года в регионах.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *