статьи по обучению детей с овз
Статьи по обучению детей с овз
В беззаботную школьную жизнь порой вмешиваются травмы и болезни. Однако длительное лечение и даже инвалидность не означают, что об учёбе придётся забыть. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут получать образование как минимум в двух форматах.
Надомное обучение детей с ОВЗ
Надомное обучение — это такое устройство учебного процесса, при котором учитель приходит к ребёнку домой или в больницу либо проводит занятия дистанционно.
Поскольку надомное обучение не является самостоятельной формой получения образования, все организационные вопросы решает школа, в которой числится ребёнок с ОВЗ. А именно: составляет индивидуальный план обучения и аттестаций, назначает преподавателей, распределяет нагрузку. Семья должна подчиняться правилам и создавать условия для проведения занятий дома.
Количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения ребёнка с инвалидностью устанавливают субъекты Российской Федерации. В некоторых регионах выделяется так мало средств, что у детей с ОВЗ всего 10–12 уроков в неделю. Для сравнения: нагрузка остальных школьников составляет 29–34 академических часа в неделю. Большую часть материала «надомникам» приходится осваивать самостоятельно.
Для перевода ребёнка с ОВЗ на надомное обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей. Перечень заболеваний, дающих право учиться дома, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году.
Семейное обучение детей с ОВЗ
Семейное обучение — это форма получения образования вне учебного заведения. Семья осознанно уходит из классической школьной среды, чтобы получить свободу в выборе программ и методик обучения, места жительства и распорядка дня.
Семейное обучение доступно не только детям с ОВЗ и инвалидностью, но и всем желающим учиться в домашней атмосфере. Право на него зафиксировано в статье 17 закона «Об образовании в Российской Федерации».
Организация учебного процесса и ответственность за образование детей с ОВЗ лежит на родителях. Мамы и папы решают что, когда, как и в каком объёме будет изучать ребёнок, и они обязаны обеспечивать подготовку к аттестациям.
Переход на семейное обучение осуществляется очень просто. Не нужны никакие комиссии и разрешения — достаточно уведомить органы местного самоуправления и подобрать школу для сдачи аттестаций. Учить ребёнка при этом можно самостоятельно или с помощью репетиторов и интернета.
Обучение детей с ОВЗ в домашней онлайн-школе «Фоксфорда»
«Домашняя школа Фоксфорда» осуществляет онлайн-обучение с 5 по 11 классы. Мы работаем по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе, в которую входят как дисциплины, нужные для сдачи аттестаций, так и курсы для углублённого изучения любимых предметов. Мы проектируем для наших учеников индивидуальные образовательные маршруты и организуем наставничество.
Как проходят занятия
Занятия проводятся по расписанию, которое достаточно комфортно для детей с ОВЗ. Первый урок — не раньше 10-11 утра, можно выспаться и сделать необходимые процедуры. Между уроками есть время на отдых и реабилитацию.
Преимущество онлайн-занятий при обучении детей с инвалидностью или ОВЗ состоит в живом общении с преподавателями. Но если ребёнку трудно печатать, нужны более частые перерывы в работе или, к примеру, требуется медленный темп речи, можно просматривать видеозаписи уроков.
Каждое занятие сопровождается интерактивным домашним заданием, которое помогает закреплять пройденный материал и почти полностью выполняется компьютерной мышкой. Когда задания требуют развёрнутого ответа, можно воспользоваться экранной клавиатурой или функцией голосового ввода на компьютере.
В течение недели с ребёнком работает наставник. Напоминает о задачах, помогает решать технические вопросы, а главное — мотивирует и поддерживает. По желанию родителей можно выбрать наставника с педагогическим образованием.
Как поступить в «Фоксфорд» детям с ОВЗ или инвалидностью
«Домашняя школа Фоксфорда» рада помочь в организации учебного процесса детей с ОВЗ и инвалидностью независимо от выбранной семьёй формы обучения. Для «надомников» наши курсы станут отличным подспорьем, компенсирующим нехватку учебных часов. Приверженцам семейного обучения мы даём прекрасные знания и оказываем консультативную помощь.
Учеником домашней онлайн-школы «Фоксфорда» может стать школьник с 1 по 11 класс, не имеющий ментальных нарушений и прошедший входные тестирования. Тесты обычно проводятся дистанционно перед началом учебного года.
Чтобы лучше понять, как дети с инвалидностью учатся в онлайн-школе «Фоксфорда», почитайте историю хоумскулинга семьи Доманиных. У двенадцатилетней Насти детский церебральный паралич, но её мама Елена отстояла право дочери учиться наравне со всеми.
О том, как присоединиться к «Домашней школе Фоксфорда», вы можете узнать на странице зачисления. Заполните заявку, наш сотрудник свяжется с вами и ответит на вопросы об образовании детей с инвалидностью и ОВЗ.
У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.
Попробовать бесплатно
Формы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Инклюзия
Инклюзивное обучение предполагает максимальное включение детей с ОВЗ в активную общественную жизнь. При такой форме обучения ребёнок должен посещать занятия каждый день. Материал осваивается на уроке и закрепляется выполнением домашних заданий. Оценка знаний производится посредством выполнения самостоятельных и контрольных работ. Возможно выбрать дневную или вечернюю форму обучения. По окончании школы выдаётся стандартный аттестат.
Выделяются следующие типы инклюзивных форм обучения:
Класс с инклюзивным обучением в школе. Организовывается специальное учебное помещение с нужным оснащением. Сразу несколько детей с ОВЗ учатся в таком классе.
Полная форма обучения. Ученик с ОВЗ посещает занятия вместе со здоровыми одноклассниками. Участвует во всех школьных и внеклассных мероприятиях.
Частичная форма обучения.Синтез домашнего обучения и посещения занятий в школе. Участие во внеклассных мероприятиях. Количество предметов и учебных часов рекомендует Центральная психолого-медико-педагогическая комиссия (ЦПМПК).
Точечная форма обучения. Школьник с ОВЗ посещает только внеклассные мероприятия.
В первую очередь — социализация. Ребёнок с ОВЗ не чувствует себя ущемлённым, общается со сверстниками, адаптируется в обществе. У здоровых детей развиваются чувства милосердия, взаимовыручки, толерантности.
Стоит признать, что не все школы в плане оснащения и квалификации педагогов готовы принимать в свои стены детей с ОВЗ.Отсутствие элементарных пандусов и лифтов, специального медицинского оборудования, психологов в штате, отсутствие специальных образовательных программ — всё это препятствует вовлечению ребёнка с ограниченными возможностями в обычный образовательный процесс в школе.
Также стоит отметить и школьную атмосферу. К сожалению, не все дети и учителя способны правильно вести себя в обществе детей с ОВЗ. Отсюда наблюдаются две крайности: либо снисхождение и завышенные оценки, либо озлобленность и пренебрежение.
Другие материалы по теме:
Домашнее обучение
Существует два вида индивидуальных программ для обучения детей с ОВЗ преподавателями на дому.
Общая. Ребёнок с ОВЗ учится точно так же, как и его одноклассники: занятия (от 10 минут до 2 часов, в зависимости от психофизического состояния ребёнка), контрольные, экзамены — только всё проводится дома. В конце обучения ребёнок получает стандартный аттестат об окончании школы.
Вспомогательная. Создаётся специальная программа, учитывающая состояние здоровья ребёнка. В конце обучения выдаётся аттестат особого образца с указанием программы обучения.
«Дома и стены помогают» — это про домашнее обучение. Домашняя комфортная обстановка, исключение физических и психологических травм, индивидуальный подход к обучению — всё будет подстроено под особенности здоровья ребёнка с ОВЗ.
Отсутствует социализация, приспособленность к плюсам и минусам жизни «вне дома».
Расписание изучаемых предметов обычно претерпевает сильные изменения: чаще всего, это один предмет в день, причём даётся сразу несколько новых тем этого предмета, что влечет переизбыток однотипной информации.
Сосредоточенность родителей и учителей вокруг ребёнка способствует развитию у него эгоистичности и инфантильности.
Заочное семейное обучение. Экстернат
Ребёнок с ОВЗ обучается по индивидуальной программе. Родители самостоятельно организовывают учёбу, предварительно согласовав этот вопрос с органами местного самоуправления.
Чаще всего учёба проходит посредством дистанционного обучения частных организаций. Основой такого обучения становится самостоятельная работа ребёнка, который посредством современного оборудования организовывает себе занятия в удобное для него время.
Для сдачи промежуточных экзаменов и полной аттестации следует выбрать один из предложенных вариантов. Первый вариант состоит во временном прикреплении к любой школе, сдаче нужных экзаменов и последующем отчислении ученика. Второй вариант предполагает сдачу платных экзаменов в онлайн-школах.
Обучение экстерном отличается от вышеописанного более короткими сроками обучения.
Удобный режим обучения, подстроенный под конкретного ребёнка; оперативность работы педагога с учеником, индивидуальная методика — значительные плюсы такого обучения. Также ребёнок может изучать курс по одному и тому же предмету в нескольких школах, что обеспечивает более глубокое и всестороннее знание предмета. Богатый выбор в использовании источников информации для учёбы, укрепление коммуникативных навыков благодаря онлайн-общению с педагогами и другими детьми также являются положительными сторонами заочного семейного обучения.
К сожалению, интернет-общение не способно заменить общение эмоциональное и живое при реальном контакте. Поскольку прохождение работы зависит от самостоятельности ученика, результаты могут быть неудовлетворительными. Постоянное использование интернет-ресурсов, банков информации, презентаций создаёт некую однобокость обучения, способную утомить ребёнка.
Наиболее оптимальная форма обучения для детей с ОВЗ подбирается при прохождении ЦПМПК. Специалисты оценивают психофизическое состояние здоровья и помогают подобрать лучший вариант обучения, в том числе и инклюзивные формы.
Статья по теме: «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Обучение детей с ОВЗ в школе.
«Каждый ребенок — художник.
Трудность в том, чтобы остаться художником,
выйдя из детского возраста»
В настоящее время общество ставит перед образовательными учреждениями такие глобальные задачи, как высокий уровень и широкий спектр образовательных услуг, а также доступность образования для всех категорий детского населения. Выполнение этих задач возможно при условии создания в образовательных учреждениях комфортной образовательной среды, в которой учебные процессы протекают в наиболее благоприятных для учащихся условиях.
Назрела острая необходимость в понимании проблем детей с ОВЗ, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество.
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, (согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ (в ред. Федеральных законов от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ) — это дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
Кто такие дети с ограниченными возможностями здоровья?
Дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
Дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
Дети с нарушением речи (логопаты);
Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
Дети с умственной отсталостью;
Дети с задержкой психического развития;
Дети с нарушением поведения и общения;
Дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью).
Ещё несколько лет назад мало кто из педагогов массовых школ мог себе представить, что совсем скоро в обычных классах среди обычных детей будут учиться и дети с умственной отсталостью. Однако сейчас мы наблюдаем ситуацию, что в ммассвой школе ве больше и больше обучается таких детей и постепенно это становится нормой, т.к. Законом об образовании РФ от 2012 года за родителями (законными представителями) закреплено право самостоятельно выбирать образовательную организацию для обучения своего ребёнка, а образовательная организация – обязана создать для него все необходимые для успешного обучения условия.
Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной образовательной программе с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии».
Рекомендацию для обращения в психолого-медико-педагогическую комиссию родители могут получить в дошкольном образовательном учреждении, в школе, где ребенок начал свое обучение, а также на приеме у педиатра, невролога, отоларинголога, окулиста, других медицинских специалистов. В ряде случаев родители могут сами заметить особенности в развитии ребенка и обратиться за консультацией в компетентные органы.
Комиссия готовит по результатам обследования рекомендации по оказанию детям психолого-медико- педагогической помощи и организации их обучения и воспитания.
Решение комиссии является основанием для организации органами образования определенных условий обучения.
Согласно закону об образовании дети с ОВЗ, опираясь на рекомендации ПМПК и выбор родителей, могут обучаться в условиях:
специального (коррекционного) образования;
инклюзивного образования детей с ОВЗ (в массовой школе в одном классе с нормальными детьми);
в классах коррекционно-развивающего обучения при массовых школах;
в системе надомного обучения при массовых и специальных школах;
в условиях домашнего (семейного) образования.
Учителю, работающему в классе, где есть такие детки необходимо учитывать степень самостоятельности учащихся с ОВЗ. Различные ученые проводя свои исследования в этой области пришли к выводу, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение интеллекта обучающегося. Хорошая мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей обучающегося, однако в обратном направлении этот принцип не работает – никакие способности не могут компенсировать отсутствие учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.
В ходе урока учитель может использовать различные методы и приемы обучения, подбирая наиболее соответствующие содержанию обучения и познавательным возможностям учащихся, способствуя тем самым активизации их познавательной деятельности.
Могут быть использованы методы и приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображен плюс, с другой – минус; круги разного цвета по звукам, карточки с буквами). Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого ребёнка.
2. Узелки на память (составление, запись и вывешивание на доску основных моментов изучения темы, выводов, которые нужно запомнить). Данный приём можно использовать в конце изучения темы – для закрепления, подведения итогов; в ходе изучения материала – для оказания помощи при выполнении заданий.
4. Восприятие материала на определённом этапе занятия с закрытыми глазами используется для развития слухового восприятия, внимания и памяти; переключения эмоционального состояния детей в ходе занятия; для настроя детей на занятие после активной деятельности (после урока физкультуры), после выполнения задания повышенной трудности и т. д.
5. Использование презентации и фрагментов презентации по ходу занятия. Сюда можно добваить необходимый картинный материал, цифровые фотографии и т.п. музыкальное и голосовое сопровождение к демонстрации презентации. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.
6. Использование картинного материала для смены вида деятельности в ходе занятия, развития зрительного восприятия, внимания и памяти, активизации словарного запаса, развития связной речи.
7. Активные методы рефлексии:
1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2) рефлексия содержания учебного материала
3) рефлексия деятельности
Таким образом, применение активных методов и приёмов обучения повышает познавательную активность учащихся, развивает их творческие способности, активно вовлекает обучающихся в образовательный процесс, стимулирует самостоятельную деятельность учащихся с ОВЗ.
Дети с ОВЗ в школе: как создать комфортные условия для их обучения и общения?
Составляющие инклюзивной среды
Необходимо отталкиваться от составляющих инклюзивной среды. Внимание к ним педагога также важно, как и внимание тьютора.
Объектная среда (освещение, мебель, организация пространства).
Субъектная среда (специалисты, детский коллектив).
Информационная среда (методические материалы, пособия, адаптированная программа, индивидуальный учебный план).
Нормативная среда (Закон об образовании и др.).
Элементы объектной среды
Навигация по школе: разметка, указатели (карточки-пиктограммы — на стенах и индивидуальные), таблички-тексты. Экскурсия по новой школе нужна каждому ребенку. Ребенок с ОВЗ часто не понимает стандартные схемы, у него могут возникнуть сложности с запоминанием объектов, c перемещением по зданию. Задача тьютора понять, как ребенок воспринимает и запоминает информацию, сделать на этом акцент, проложить специальный маршрут, научить по нему двигаться. Главное потом — развить в ребенке самостоятельность и представить социум как ресурс.
Сенсорная среда: освещение, звуки (звонок, голос учителя), запахи, специальные сенсорные личные принадлежности. У детей с ОВЗ бывает нарушено развитие сенсорных систем — гиперразвито или наоборот. Такого ученика могут пугать совершенно неожиданные вещи, поэтому тьютору необходимо постоянно сканировать и анализировать среду, чтобы выявить источники раздражения.
Мебель, организация пространства (специальные помещения), место парты в классе. Некоторым детям с ОВЗ требуется взаимодействие с учителем — в этом случае лучше посадить ребенка за первую парту, успокаивать его и стимулировать, кладя руку на плечо. Других детей с ОВЗ, напротив, луче сажать рядом с выходом из класса, чтобы тьютор мог вывести при необходимости ребенка в коридор.
Учебные материалы — бумажные (в том числе карточки), электронные материалы. В работе с детьми с ОВЗ важна каждая мелочь, ученик может очень бурно реагировать на какой-то предмет (например, рвать бумагу). Всегда можно найти альтернативный вариант учебных материалов, которые помогут ребенку следовать образовательной программе.
Элементы субъектной среды и информационной среды
Что требует от специалиста как части субъектной среды :
Дети с ОВЗ, или Школа, открытая для всех
Закон «Об образовании в РФ» гарантирует равные условия для получения качественного образования всем детям, включая тех, кто имеет ограниченные возможности здоровья. Это означает, что все школы по желанию родителей и направлению психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) обязаны принять учеников с особыми образовательными потребностями и обеспечить для них специальные условия для получения образования. Для обозначения совместного обучения в законе употребляется термин «инклюзивное образование», который все активнее входит в нашу повседневную жизнь.
Как это было раньше?
Но так было не всегда. До того как Закон «Об образовании в РФ» вступил в силу, обучение детей с ОВЗ было «делом рук самих утопающих», то есть родителей таких детей. Все зависело от их силы воли и стремления достичь желаемой цели.
Еще недавно полагали, что дети с синдромом Дауна необучаемы, рождение такого ребенка считалось чуть ли не приговором. Однако благодаря усилиям заботливых и целеустремленных родителей такие дети способны добиться многого.
Об этом написал телеведущий и журналист Михаил Комлев в книге «Как общаться с солнечными детьми?».
Мы поговорили с родителями таких детей, чтобы представить себе ситуацию недавнего прошлого.
«Сейчас у людей столько возможностей для образования детей-инвалидов, а в наше время (в 1990-е годы) такого не было, — вспоминает Зинаида Вострикова, мама Андрея с синдромом Дауна. — О том, чтобы отдать сына в обычную школу, я даже не мечтала, поскольку с большим трудом мне удалось его устроить в коррекционную. И то не с первой попытки, поскольку во многих местах директора трясли передо мной приказами и постановлениями, согласно которым дети с синдромом Дауна необучаемые и в такие школы не принимаются. Но все-таки нашлись люди, которые отнеслись с пониманием и помогли нам поступить на обучение в коррекционную школу. Но я и сама очень старалась, много с ним занималась, учила его писать и читать».
По окончании школы Андрей выучился на кондитера, но по специальности работу с таким диагнозом не найти, по крайней мере в Воронеже, где он проживает.
Тем не менее жизнь Андрея складывается успешно: он чемпион специализированной Олимпиады по спортивной гимнастике. Сейчас ему 31 год.
Рамзия Зарипова, мама Лейсан, у которой тоже диагноз «синдром Дауна», в свое время была вынуждена преодолеть немало препятствий для того, чтобы дать образование дочери.
Условий в небольшом поселке в Республике Татарстан, где проживает их семья, для этого практически не было. Попытки организовать для Лейсан надомное обучение не увенчались особым успехом: учителя приходили редко, о том, как обращаться с таким ребенком, представления не имели. Тогда родителям Лейсан пришлось самим взяться за образование дочери, более того, немало усилий они потратили на то, чтобы привить ей интерес к спорту, и это им удалось в полной мере.
Сейчас Лейсан 22 года, она увлекается настольным теннисом, является тренером по танцевальной Zumba и с недавних пор начала заниматься силовой Zumba. На ее счету несколько побед во всероссийских и международных спортивных соревнованиях и конкурсах.
Рамзия Зарипова ведет страничку в Facebook, на которой делится успехами своей дочери и старается вселить оптимизм в других. Вот лишь некоторые цитаты:
«Все в наших руках, поэтому их нельзя опускать».
«Мы сами придумываем себе проблемы, преграды, комплексы и рамки. Освободи себя – вдохни жизнь, и поймешь, что ты можешь все».
«И сегодняшний день прошел не зря. Идем домой после тренировок. Лейсан вся светится от счастья. Ее улыбка придает мне силы, вдохновляет, мотивирует. Вместе с Лейсанкой я и себя настраиваю на успех, шепчу про себя: «Только не ленись, только не переживай, все у тебя получится!» Нам ни в коем случае нельзя отрывать взгляд от своей цели. Если ты в себя не веришь, кто же поверит? Нужно постараться сделать жизнь вокруг себя красивой. Когда мы сильно этого хотим, вся Вселенная будет способствовать этому. Всем добра!»
Вот еще одна судьба человека с синдромом Дауна — Влада Ситдикова из Москвы (сегодня он чемпион по жиму штанги).
С образованием ему повезло чуть больше, чем Лейсан Зариповой и Андрею Вострикову, — может быть, благодаря тому, что он москвич.
«Влад весьма успешно учился в обычной школе до 7-го класса. Потом я сама, по собственной инициативе, перевела его в коррекционную школу, — рассказывает его мама Марина Ситдикова. — Мне хотелось, чтобы он овладел навыками самообслуживания, и хотя я его сама этому учила, но в школе, как мне тогда казалось, условий для этого больше. У них была специальная комната, оборудованная всей необходимой бытовой техникой: холодильником, стиральной машинкой, духовкой. Но, как потом выяснилось, детям эти приборы только показывали и объясняли, как этим пользоваться, а на практике не разрешали ни к чему прикасаться. Правда, в мастерских их обучали работать по дереву на станках.
А вот психологической помощи никакой ребятам не оказывалось, хотя психолог в школе работал, и был кабинет психологии, но там ребята только смотрели мультики.
В общем, я в коррекционной школе разочаровалась. При наличии ресурсов, хорошего оборудования должной работы с детьми не проводилось, и многое оказалось фикцией.
Боюсь, что инклюзивное образование тоже станет фикцией, если учителя не захотят заниматься с такими детьми, а родители здоровых учащихся будут сопротивляться совместному обучению».
«Можно иметь какие угодно ресурсы, но они не сработают, если у людей «разруха в головах», — делает вывод Марина Ситдикова.
День сегодняшний: программы, нормативы, ресурсные классы
В п. 3 ст. 79 закона об образовании подробно разъясняется, какие именно условия должны быть созданы для детей с ОВЗ: от использования специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания до организации доступа в здания школ и «другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья». В п. 4 ст. 79 уточняется, что образование таких обучающихся может быть организовано как в отдельных учреждениях, так и в обычных школах – в отдельных классах, группах или совместно с другими детьми.
В 2015 году был принят ФГОС для детей с ОВЗ, предусматривающий 4 типа адаптированных основных общеобразовательных программ.
1-й вариант: обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения образованию сверстников, находясь в их среде и в те же сроки обучения;
2-й вариант: обучающийся получает такое же образование, как дети без ограничений по здоровью, но в пролонгированные сроки обучения;
3-й вариант: обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с нарушением слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройством аутистического спектра и умственной отсталостью);
4-й вариант: обучающийся получает образование, которое по содержанию и итоговым достижениям не соотносится к моменту завершения школьного обучения с содержанием и итоговыми достижениями сверстников, не имеющих дополнительных ограничений по возможностям здоровья, в пролонгированные сроки (для обучающихся с умственной отсталостью (умеренной, тяжелой, глубокой степени, тяжелыми и множественными нарушениями развития).
Подробнее об адаптированных основных общеобразовательных программах читайте здесь.
На основе каждого варианта программы образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР) для детей с ОВЗ.
Кроме этого, разработаны СанПиНы, регламентирующие количество детей с ОВЗ в обычном классе.
Вместе с понятием «инклюзивное образование» педагогический лексикон обогатился термином «ресурсный класс», который создается для детей с ОВЗ в стенах общеобразовательной школы. Предполагается, что такие классы обладают всеми необходимыми «ресурсами»: специалистами, методиками, оборудованием.
В настоящее время отрабатывается 3 модели инклюзивного образования:
О том, как работает ресурсный класс на практике, рассказывает Наталья Лахина, учитель ресурсного класса школы № 9, г. Воронеж:
«1 сентября 2015 года в нашей школе был открыт ресурсный класс для подготовки к совместному обучению детей с РАС (расстройством аутистического спектра). Если диагноз РАС ничем не отягощен, ребенок может обучаться вместе со всеми, у него необходимо сформировать только навыки общения, и он может заниматься по обычной программе. Если сопутствующий диагноз «задержка психического развития», то он нуждается в пролонгированном обучении, по завершении которого может получить аттестат. Однако есть такие нарушения, при которых дети не смогут получить цензовое образование, и тогда для их обучения должны быть созданы условия обучения по адаптированной программе».
Нина Овчарова, тьютор ресурсного класса школы № 92, г. Воронеж:
«Есть несколько критериев, по которым мы видим, готов ли ребенок к переводу в общеобразовательный класс. При этом уровень инклюзии бывает разным: одни дети готовы к совместному обучению на 100%, другие на 60%, то есть они могут посещать занятия по некоторым предметам (например, физкультуру, технологию, ИЗО), остальные дисциплины изучаются индивидуально».
Педагоги отмечают, что введение инклюзивного образования требует специальной предварительной подготовки, в процессе которой происходит не только обучение педагогов и разработка методических, правовых документов, но также психологическая подготовка родителей и детей из обычного класса к принятию сверстников с различными нарушениями здоровья.
Это чрезвычайно важный, а может быть, и самый главный момент, без которого инклюзивное образование просто не состоится.
На вопрос о том, как преодолеть эти трудности, отвечают специалисты-практики.
Ирина Жидкова, заместитель директора по коррекционной работе Котовской школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Тамбовская область:
— Самая большая проблема — научиться работать с такими детьми и принимать их особенности. Мы должны относиться к ним уважительно и учитывать их интересы. Если мы будем толерантны по отношению к таким детям, то многие трудности будут сняты.
Анна Кузнецова, дефектолог, учитель класса для детей со сложными и множественными дефектами красноярской общеобразовательной школы № 5:
— Сейчас многое делается для просвещения людей в этом плане: по телевидению идет социальная реклама под лозунгом «Люди так не делятся», документальные фильмы, такие как «О любви», «Антон тут рядом».
Инклюзивное воспитание и образование детей с ограниченными возможностями здоровья следует начинать с самых ранних лет. Общеизвестно, что именно в дошкольном детстве в человеке закладываются навыки социального общения, которые помогут ему в будущей взрослой жизни.
Начиная с детского сада, надо проводить уроки доброты. Малыши нормально воспринимают своих сверстников с различными нарушениями, у них нет отторжения по отношению к ним. Если вся группа после детского сада переходит в первый класс вместе с больными ребятами, никаких проблем с инклюзией в школе уже не возникнет.
Для «обычных» детей опыт совместной с особенными детьми игровой и учебной деятельности приведет к наиболее внимательному и заботливому отношению к окружающему миру.
В свою очередь, детям с особенностями развития постоянное общение со здоровыми сверстниками дает возможность выстраивать модель здоровой нормальной жизни, предоставляет условия для наиболее полного раскрытия его потенциала.
Нельзя не оценить тот момент, что инклюзивное воспитание и образование дает семье ребенка с ОВЗ возможность жить полноценной жизнью, дает возможность стремиться вместе с ребенком к успешности, к дальнейшему развитию личности, к достижению поставленных целей.
Это интересно: О правах ребенка
Роман Реуэль, директор школы «Ковчег», г. Москва:
— В школе надо создать такие условия, которые заинтересуют всех детей — и с ограниченными возможностями, и здоровых. Например, в кружок керамики у нас ходят самые разные дети, в ансамбле скрипачей наряду с обычными детьми играет слабослышащий мальчик.
Музей и школа выполняют одинаковые задачи.
Михаил Комлев, телеведущий, журналист, автор книги «Как общаться с солнечными детьми?», дает рекомендации педагогам, как строить отношения с детьми, имеющими синдром Дауна:
Социализация детей с ОВЗ
Стандарты для детей с ОВЗ наряду с академическим компонентом предусматривают и социализацию ребенка, причем, чем глубже интеллектуальные нарушения в его развитии, тем больше времени потребуется на решение этой задачи. Как в связи с этим должна перестроиться урочная и внеурочная деятельность школы?
Отвечает Елена Дробышева, учитель-логопед школы № 29 Энгельсского муниципального района Саратовской области:
— Учитель должен знать и учитывать в своей работе с особенными детьми множество разнообразных нюансов, придерживаясь принципа «Не навреди!». Допустим, дети с интеллектуальными нарушениями не способны на слух воспринять материал, многие понятия они способны усвоить только благодаря зрительным ориентирам и тактильным ощущениям. Внеклассная работа тоже должна быть индивидуализирована и направлена на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка в тех областях, в которых он проявляет особые способности. Например, если ребенок с аутизмом не может петь и танцевать, но прекрасно рисует и лепит, предоставьте ему такую возможность. Важно у ребенка с каким-либо ограничением здоровья найти тот сохранный ресурс, благодаря которому можно с ним двигаться дальше. Способности каждого надо развивать, только тогда ребенок даст нам положительную динамику развития и достигнет успеха в той или иной области. И конечно, большое внимание надо уделять успешной социализации и дальнейшей профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Социализация — это еще и экскурсии, на которых дети учатся себя правильно вести в общественных местах, и походы в магазин, где оттачивается умение общаться с продавцом и считать сдачу, и заказ платья в ателье. Это важно для умственно отсталых, для слепых, глухих детей. Самостоятельно они к этому не придут, это требует специального обучения.
Конечно, ответить в одной статье на все вопросы про инклюзивное образование невозможно. Тема эта новая и многогранная.
А пока ответим на главный вопрос: что такое инклюзивное образование?
Инклюзивное образование — это не только доступная среда, но и готовность педагогов и детей встречать таких ребят. Нужно быть готовыми постоянно меняться самим и менять уклад школы, расписание занятий. Школа должна подстраиваться под особенности каждого ребенка и работать с родителями.
*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования.