стасидии в греческих храмах

Русские мифы о греческом православии

П равда ли то, что греки никогда не исповедуются, почему гречанки не покрывают голову в церкви, откуда у них в храмах скамейки, — о духовной жизни Греции, «мифической» и реальной беседа со священником Александром Носевичем, выпускником богословского факультета Афинского университета, клириком храма Святой Троицы в Афинах.

стасидии в греческих храмах. Смотреть фото стасидии в греческих храмах. Смотреть картинку стасидии в греческих храмах. Картинка про стасидии в греческих храмах. Фото стасидии в греческих храмах— Отец Александр! В Греции почти что в каждом храме мы видим скамьи, женщины приходят на службы с непокрытой головой, в брюках. Как эти отступления от традиции сказываются на духовной жизни греческого общества?

— Действительно, в греческой православной традиции в 20 веке из-за проникновения западной культуры произошли изменения: появились скамьи внутри храма (хотя, замечу, что стасидии в монастырях были всегда для долгих богослужений), женщины перестали носить косынки, могут в брюках зайти в храм. Но ведь западные влияния на Русскую Церковь намного глубже и серьёзнее. Просто мы об этом сейчас фактически не задумываемся. В Греции эти внешние отступления не привели, слава Богу, к утрате главного — внутреннего осмысления православной веры.

Давайте не будем лукавить, русское богослужение — пышное, с излишествами. Греческое богослужение отличает простота. Эта же простота и единодушие наблюдается во взаимоотношениях прихожан и духовенства. В России священник или архиерей скорее представляют некую «касту», т. е. когда человек попадает в клир, это, как правило, отделяет его от прихожан. Здесь такого представить себе невозможно. Да, есть уважение к священному сану, но барьеров в общении сам факт священства не создаёт. Приходящий в храм — приходит в семью. Пускай он делает свои первые шаги не очень удачно, но это не повод его оскорбить или показать на дверь, что, к сожалению, нередко случается в России при всем нашем внешнем благочестии. Внешне — все благополучно, а внутри — иначе. Именно закрытость русской души — самая большая её проблема. В Греции же было и есть понимание, я бы сказал, сущностное вещей, доступных в своей открытости и простоте.

В России, по статистике, существует огромный разрыв между людьми, считающими себя верующими, и людьми воцерковлёнными. А как в Греции?

— Начнём с того, что Церковь в Греции пока имеет государственный статус и тесно сотрудничает с государственными и общественными структурами. Она официально участвует в жизни общества и имеет голос в оценке происходящих в Греции событий. К её голосу прислушиваются, иногда вынужденно, и в государственном аппарате. Все — как некогда было в дореволюционной России.

Разница между людьми глубоко церковными и так называемыми «захожанами» cуществует. Для Греции этот фактор усугубляется тем, что православие здесь — традиционная государственная религия, и принадлежность к нему хотя бы по факту крещения — очень высокая. Конечно же, далеко не каждый, кто считает себя верующим, является таковым по сути. Только в моменты потрясений, катастроф, войн, эпидемий, бедствий люди в своем подавляющем большинстве серьёзно задумываются о вопросах жизни и смерти. В повседневной же жизни они слишком заняты житейскими проблемами, общественными неурядицами, сиюминутными заботами. Церковь всегда и везде помогает людям не забыться окончательно в кругу непрерывной жизненной гонки. Продуманной системой праздников и постов она напоминает им об иной реальности, о жизни вечной. Храмы в Греции практически всегда открыты, особенно крупные приходы. Туда может прийти любой желающий и обратиться к священнику со своей духовной проблемой, получить разрешение недоумений.

В повседневной жизни греки с глубоким уважением относятся к священному сану: уступают место в общественном транспорте, даже если клирик молод годами, могут прямо на улице, в магазине, в трамвае взять благословение. Проходя или проезжая мимо храма, многие крестятся. Повторяю, в Греции, как правило, храм — не есть неприступная крепость, к которой и приблизиться порой страшновато, но прежде всего — обитель Бога Живого, где каждый ощущает себя членом семьи, получает радость от общения с церковными людьми, а не утыкается в стену холодного равнодушия. Только так можно помочь человеку обрести внутренний покой и упование на исцеляющую духовные раны силу Духа Святого.

Какова в Греции традиция духовничества для воцерковлённых людей? Сопоставима ли ситуация с Россией?

— Греция в данном смысле находится в преимущественном положении, потому что в России традиция духовничества была искоренена в 20 столетии. Духовное преемство фактически пропало. Здесь же это преемство сохраняется с византийских времен. Кажущаяся нашему человеку дерзость подходить к Святым Дарам без обязательной исповеди — это на самом деле древнейшая традиция Церкви. Одно дело взять благословение духовника на Причастие и совсем другое — исповедоваться ему. Ведь даже отходя от исповеди и направляясь к Святой Чаше, человек не в состоянии удержаться от хотя бы мысленных грехов. А стоять половину Литургии, иногда — дольше, в ожидании исповеди и после бежать к Причастию — крайне вредно для того, кто пришёл на встречу с Самим Господом. Во-первых: нарушается сакральность, теряется понимание исповеди как Таинства. Во-вторых: прихожанин фактически не присутствует на Литургии (а ведь каждое слово Литургии — крайне важно и действенно для души и сердца верующего!), постоянно думая о том, что сказать, как ничего не забыть и успеть причаститься. Получается, что два величайших события для пришедшего на Вечерю Господню — исповедь и Причастие — воспринимаются как некая полуформальность, а не Таинства.

В России существует представление, согласно которому в Греции никто не исповедуется, люди подходят к Причастию, когда хотят. Это так?

— Это не так. Духовник, руководитель духовной жизни человека (им может стать и настоятель общины, и иеромонах), знает все стороны жизни человека, подсказывает, как ему бороться с его страстями, как молиться. Исповедь совершается подробно и не наскоком. Именно духовник, регулярно исповедующий человека, определяет, как часто ему причащаться и дает на это свое благословение. Мы, приезжая из России и находясь на богослужении в храме, поражаемся, что нет столь привычных для нас очередей к исповеди, взмыленных священников, спешащих всех накрыть епитрахилью. И поэтому когда мы видим, что люди спокойно и чинно, но не без южного темперамента, подходят к Чаше, то делаем выводы, что здесь исповеди вообще не существует. На самом деле желающий исповедоваться приходит в определённый день и час, когда принимает его духовник. Конечно, бывает и злоупотребление доверием священника, однако, у нас ведь тоже невозможно всех убедить поступать по совести. Особенно где-нибудь в соборе или в большом монастыре священник не может знать, исповедовался человек, приступающий к Святым Таинам, или нет, он ему просто доверяет.

Благословение на причащение каждому дается индивидуальное?

— Конечно. С настоящим духовничеством я познакомился в Греции. Поначалу тоже многое воспринимал критически. Но когда увидел реальную сторону духовной жизни греков, она меня потрясла. В Красноярске было так: приходит в храм порядка 200 человек на исповедь. Что священник может сказать всему этому количеству народа в течение часа-двух? Он должен осуществить колоссальнейшую работу: разобраться в тонкостях души каждого, понять, что его заставляет совершить тот или иной поступок, научить правильно жить. При этом любое слово священника — на вес золота. Как возможно в течение часа-двух полноценно исповедовать 200 человек? Поэтому проводят общую исповедь. Но перечисление грехов на общей исповеди еще не приводит к покаянию. Зачастую исповедь, это великое Таинство, мы низводим до полумагизма: человек пришёл, сказал «виновен», его накрыли епитрахилью и все. Никакого духовного переворота в жизни человека не происходит после такой исповеди. Вот что самое трагичное.

А здесь происходит?

— Отношения духовника и пришедшего на исповедь — это отношения отца и сына или отца и дочери. Важно, что духовник непременно обладает духовным опытом. Почему здесь не дают право исповедовать новорукоположенному иерею. Потому что при всей образованности, при всех уникальных своих возможностях он не обладает самым важным: опытом духовничества. Ему нужно еще многому научиться, напитаться церковным духом, стать подлинным проводником благодати Божией.

Какой канон относительно рукоположения действует в Греции?

стасидии в греческих храмах. Смотреть фото стасидии в греческих храмах. Смотреть картинку стасидии в греческих храмах. Картинка про стасидии в греческих храмах. Фото стасидии в греческих храмах— Прежде всего, для рукоположения необходима рекомендация духовника. Духовник, как я уже сказал, это не случайный человек, у которого ты 1—2 раза поисповедовался, но тот, кто знает всю твою подноготную. Если духовник не поставит подпись к рукоположению, рукоположение невозможно (т. е. не формально поставит подпись, а архиерей пускай сам разберется, нет!). В первую очередь спросят, если что не так, с духовника: кого он воспитал. И спросят очень жестко. Здесь сохраняется традиция церковных судов, утерянная в России. И, естественно, духовник обязуется перед епископом, что кандидат в священники обладает всеми необходимыми качествами и не имеет никаких препятствий к рукоположению. Рукоположения, скажем, человека, который вступал в добрачные отношения или разведен, или женат второй раз, здесь исключены. Каноны соблюдаются строго. Ведь в жизни будущего священника абсолютно все играет огромное значение.

По мере того, как священник погружается в жизнь Церкви, духовник ходатайствует перед епископом о поставлении его в духовники. Необходима и подпись супруги, если кандидат — из семейных. Кроме того, требуется свидетельство двух человек, что кандидат действительно показал себя с достойной стороны. А также объявляется на приходе и в СМИ, иногда по радио, что такой-то избран кандидатом на рукоположение в священный сан, поэтому, если у кого-то есть претензии к кандидату, личное несогласие или недоумение, это заранее сообщается архиерею или в епархиальное управление. Если претензий к рукополагаемому нет, то его в назначенное время возводят в священный сан. Как правило, священническая хиротония на приходах в Греции — это целый праздник, особенно, если рукополагаемый выбран из местной общины.

Существуют ли возрастные ограничения для рукоположения?

— До 30 лет в священника обычно не рукополагают. Все, за очень редким исключением, происходит согласно канонам, в русле древней церковной традиции. Кстати, в Греции вы не встретите священника на улице без подрясника, в мирской одежде. Это запрещено канонами и, если факт появления священника без надлежащего вида будет доведен до священноначалия, то такого нерадивого пастыря ждут серьёзные неприятности и наказания. Кроме того, появление священника в общественном месте в штатском костюме непременно вызовет негативную реакцию у населения, а виновник станет объектом разговоров и кривотолков.

Через сколько лет после рукоположения священник получает благословение на духовное окормление паствы?

— Обычно должно пройти не менее трех лет, прежде чем священник станет духовником.

Многие ли священники Элладской Православной Церкви несут послушание духовничества?

— Процентов 80. Обычно рано или поздно человек достигает той степени духовного возраста, когда он способен стать духовником.

Сколько духовных чад приходится в Греции на одного духовника? Может быть, наши проблемы связаны с тем, что священник несет непосильную нагрузку?

— На этот вопрос каждый духовник ответит по-своему. Все зависит от сил конкретного священника и людей, которые приходят к нему за исцеляющим словом Христовой любви.

Всегда ли исповедь проводится в Греции вне богослужения?

— Да, исповедь никогда не бывает втиснута в рамки Литургии. Для её совершения выделены определённые дни. Исповедь может длиться и час, и два, и три. А если понадобится, то и на протяжении нескольких дней человек может возвращаться к беседе с духовником. Но только не во время Литургии.

У нас в храме мученицы Татианы при МГУ всегда существовала возможность прийти в какой-то день и неспешно исповедоваться вне службы! Значит, это осуществимо и в России?!

— При правильном понимании того, что такое исповедь, все возможно. Почему не исповедоваться заранее?! Бывает предлог, мол, человек за день нагрешит! Но пока человек протолкнётся от исповеди к Чаше, он уже согрешает и помыслами, и словами, и осуждением. И его исповедь становится условной. Поэтому нужно правильно расставить акценты в понимании духовной жизни и набраться мужества переосмыслить поступки и мысли, препятствующие её нормальному развитию.

Что дает человеку индивидуальная исповедь в сравнении с общей, все еще принятой в России? Почему она так важна?

— Важно, чтобы человек, приходящий на исповедь, ощущал, что его исповедь — это не суд, где его будут осуждать или оправдывать, не место казни или «галочки» для соблюдения проформы, но величайшее Таинство. В этом Таинстве ему, раздавленному страстями и израненному грехами, подаётся исцеляющая благодать, дар Святого Духа. На исповеди он, измученный укорами совести, может получить подлинное успокоение и отдохновение от бесконечной борьбы с собой и своими пороками. В неспешной обстановке, при всецело доброжелательном отношении священника, который не переминается нетерпеливо с ноги на ногу, а располагает временем выслушать кающегося, человек переступает барьер страха, внутреннего стеснения раскрыться во всей глубине своего покаяния другому человеку, облечённому в священный сан. Он доверяется ему, как отцу, который поймет его и поможет разобраться во всех затруднениях и сомнениях, поддержит его в добре, подскажет, где корень и источник его злоключений и страданий. Не нужно бояться выслушать человека! Однако для этого элементарно требуется немного времени, которого, при всем желании, при общей исповеди у священника нет.

Что из литературы, переведенной на русский язык, наилучшим образом раскрывает подлинную духовную жизнь в Греции?

— Такой литературы сейчас немало. Конечно, основополагающий для любого христианина, а тем более для пастыря, — опыт Святых Отцов. Из современных переводов я бы отметил замечательное издание творений старца Паисия Святогорца, сочинения митрополита Иерофея (Влахоса), проповеди отца Константина Статигопулоса, жития митилинских мучеников, поучения преподобного Космы Этолийского.

Источник

«ВО ОБРАЗ»: ПРО СТАСИДИЮ И «ВСЕПРАВОСЛАВНЫЙ СОБОР»

стасидии в греческих храмах. Смотреть фото стасидии в греческих храмах. Смотреть картинку стасидии в греческих храмах. Картинка про стасидии в греческих храмах. Фото стасидии в греческих храмах

Посажение афонскими монахами Главы Государства Российского на Императорскую стасидию в зале Кинота Святой горы Афон есть указание чаяния не только насельников древней монашеской республики, но и всех Православных традиционной «второримской» ойкумены (Средиземноморья и Ближнего Востока) возглавления Православного мира Россией. Не последнее место здесь занимает и судьба Константинополя. В глазах как друзей, так и недругов России, Православия, монашества это выглядит как глубоко символический акт, «предуказательный» в общее будущее, начало исполнения древних предсказаний святителя Мефодия Патарского, Императора Льва Мудрого, св. Косьмы Этолийского, преп. Паисия Святогорца.

Тем самым афонское монашество вменяет Главе Российского Государства ту миссию защитника Церкви, которую традиционно исполняли Императоры Второго Рима и о восстановлении которой (пока – именно как самой миссии) не может не говориться в связи с установлением (возобновлением) Третьего Рима как наследника Второго. Здесь есть некоторый «нюанс», который мы должны учитывать. В отличие от исторической России с ея твердым основанием на двух великих исторических династиях, «римско-византийская традиция» исходит из того, что сама Империя все же формально остается республикой (так она и называлась в официальных документах). Поэтому она легко признавала т. н. «солдатских императоров», под эпохой каковых обычно понимают время 235–285 годов н. э., известное также как «кризис третьего века. Были аналогичные Императоры и в византийскую эпоху. Второй Рим так и не выработал твердого династического преемства. Но важно иметь в виду, что эпоха «солдатских императоров» как раз предшествовала «константиновой».

В истории, особенно в Священной истории и истории Церкви, так бывало. Когда некому было исполнить некое вышнее «задание», Бог возлагал его на кого угодно, ибо силен «и камней сих воздвигнуть чад Аврааму» (Мф. 3:9). В этом можно видеть «онтологию принципата». Далее – данное. Второй Рим со столицей в Царьграде-Константинополе пал по причине унии с Ватиканом вот уже более пяти с половиной веков назад. В Последней Православной Империи – Российской – Царский Род прерван или пребывает в сокрытом неведении. Те, кто остался, или очевидно не способны к действию, или не спешат объявить о своей к ней готовности. Почему так – вопрос иной. Но, к сожалению, это так.
Но сегодня Православие под не меньшей угрозой, чем это было в XV веке. Более того, перед нами «антихрист как близкая политическая возможность».

Одновременно те же афонские старцы направили «всему русскому народу» «эсхатологическое письмо», в котором, в частности, говорится: «Бог попустит человечеству погибнуть в Третьей мировой войне из-за трех грехов. Во-первых, из-за нашей дружбы с еретиками, прежде всего с Папой, с которым мы хотим объединиться. Во-вторых, из-за абортов, совершая которые, мы каждый год убиваем полмиллиарда младенцев по всему миру. И в-третьих, из-за наших плотских грехов. Спасти нас может только покаяние» (5 эсхатологических пророчеств http://tsargrad.tv/article/2016/05/28/5-jeshatologicheskih-prorochestv). В этом же письме говорится о том, что «русские должны взять Константинополь» (это пишем не мы, это пишут афониты!). «Плотские» темы мы здесь и сейчас рассматривать не будем (хотя все связано, конечно). Остановимся на «первом грехе».

Как известно, завершается подготовка к т. н. Великому Всеправославному Собору, который много лет готовился как экуменический. Первоначально на нем предполагалось введение нового, западного календаря в Православном мире, отмена безбрачного статуса епископата, сокращение постов и т. д. Но главное – фактическая новая уния с Ватиканом. Многие вопросы, прежде всего календарный, удалось снять с повестки, в значительной степени благодаря усилиям Патриарха Кирилла. Некоторые вопросы просто перестали обсуждать, что тоже правильно. Однако остается (относительно «новый», как бы «взамен» отброшенного или «подзабытого») проект документа об «общехристианском единстве», по сути, криптоуниатский, за отвержение которого «экуменическое лобби», в том числе в РПЦ, грозит прещениями и епитимиями, совершенно незаконными. Это не просто так. Это погибель. Вспомним гибель Второго Рима. И не случайно напоминают нам греки. Конечно, у них есть и свой «политический интерес», но по отношению к главному это не так важно.

Надо также напомнить, что подобные Соборы (статус Собора как Вселенского определялся только через несколько лет, по его «рецепции» церковным народом) всегда созывались только Православным Императором, который или присутствовал на них и задавал вопросы, или в крайних случаях призывал своего представителя. В противном случае о легитимности Собора говорить трудно.

Священный Кинот Святой горы Афон опубликовал и еще один документ (http://agionoros.ru/docs/2425.htm), обращенный непосредственно к участникам Собора.
— В послании подчеркивается, что термин «Церковь» допустимо использовать только по отношению к Православной Церкви: «Святой и Великий Собор… да избежит термина “Церковь” по отношению к инославным, используя для этой цели определение “христианские доктрины и исповедования”». По мнению Священного Кинота, «значение единства Церкви нуждается в разъяснении… В единстве Церкви находятся только члены Православной Церкви, Тела Христова… Только к ним могут быть отнесены слова “да бýдутъ еди́но, я́коже [и] мы́”».
В связи с этим предлагается заменить выражение в параграфе 5 документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром»: «поиск утраченного единства христиан» на «возвращение к истине удалившихся от нее [от Церкви] христиан».

— Святогорцы высказывают свое несогласие с тем как проводятся диалоги между Православной Церковью и инославными: «Священный Кинот не раз и в разных обстоятельствах официально высказывался против богословских соглашений с инославными, протестовал против совместных молитв и литургических действ (целований и т.д.)». Афонские монахи высказывают несогласие с участием Православных Церквей во Всемирном совете церквей.

— Святогорцы полагают, что критерием истинности веры является «сознание полноты Церкви», которое может быть выражено отдельными людьми, а не только Соборами.
— Афонские монахи настаивают на необходимости упоминания о соборах Фотия Великого (879 г.) и Григория Паламы (1341 и 1351 гг.), так как они ясно показали «догматические и экклезиологические разногласия с инославными (Филиокве, тварная благодать, папский примат)».
— Святогорцы предлагают включить в текст документа «Отношения Православной Церкви с остальным христианским миром» развернутое упоминание о православной антропологии и космологии (с опорой на учение святителя Григория Паламы).

— В заключительной части послания афонских монахов указывается на необходимость «исправления текстов предсоборных документов», чтобы они выражали мнение всей Полноты Церкви.
В этих условиях и по очевидной просьбе иноков (мы помним: «свет инокам – ангелы, свет мирянам – иноки») именно нынешний Глава Государства Российского (а никого более нет!) должен взять на себя защиту Вселенского Православия во образ Святого Константина и других Императоров Второго Рима. Думаем, лучше всего было бы, если бы наш Верховный Правитель открыто вмешался в деяния т. н. «Всеправославного Собора» (желательно, приехав на него и заняв председательское кресло) и помешал принятию унии и вообще всему «экуменическому проекту». Как говорят шахматисты-любители, «устроил бы китайскую ничью».
Вот почему – именно стасидия.

Афониты, очевидно, ждут от России как крупнейшего Православного государства (пусть пока не по букве) также и других спасительных для всего мира действий, в частности, запрещения абортов, о чем тоже говорят прямо.

Нет Царя? Не важно, кому делать, важно, что делать и то, что делать все равно надо. А дальше… Бог Сам устраивает такие дела Ему же единому ведомыми путями. Возможно (да и скорее всего), истинного Царя мы не заслужили: отношение наше к станции метро в Москве в память цареубийцы, отношение к поступку Натальи Поклонской – это просто проявления нашего «внутреннего». А делать все равно надо.

В продолжение указанной миссии Глава Государства Российского как Православный Верховный Правитель мог бы в дальнейшем также приложить все усилия для уврачевания раскола XVII века, усадив никониян и старообрядцев за один стол и яко власть имущий твердо указав им на необходимость совместного труда примирения и воссоединения. Как, когда, на каких условиях – это все отдельно.

«Греции соуть лукави до сего дне», – гласила летопись. Если все окажется так, как мы здесь предполагаем, то на сей раз они окажутся не лукавы, но правы.

Источник

Православие в Греции

Греция — страна победившего православия. Действительно, как еще можно назвать страну, где 98% населения единоверцы — ортодоксальные христиане, а православие — государственная религия, статус которой закреплен в Конституции страны? Единственная официально православная страна в мире, население которой никогда не отходило от веры, а наоборот, выстрадало свое право быть христианами. Современная Эллада — наследница христианских традиций Византийской империи. Элладская Православная Церковь (Ελληνική Ορθόδοξη Εκκλησία) — одна из самых многочисленных и влиятельных церквей среди своих единоверцев в мире.

Кафедральный Собор Святого Мины в Ираклионе

» data-image-caption=»» data-medium-file=»https://greciya-ellada.ru/wp-content/uploads/2016/07/03-DSC_1839-1-300×225.jpg» data-large-file=»https://greciya-ellada.ru/wp-content/uploads/2016/07/03-DSC_1839-1.jpg» alt=»Кафедральный Собор Святого Мины в Ираклионе» width=»800″ height=»600″ srcset=»https://greciya-ellada.ru/wp-content/uploads/2016/07/03-DSC_1839-1.jpg 800w, https://greciya-ellada.ru/wp-content/uploads/2016/07/03-DSC_1839-1-300×225.jpg 300w, https://greciya-ellada.ru/wp-content/uploads/2016/07/03-DSC_1839-1-360×270.jpg 360w, https://greciya-ellada.ru/wp-content/uploads/2016/07/03-DSC_1839-1-80×60.jpg 80w» data-src=»http://greciya-ellada.ru/wp-content/uploads/2016/07/03-DSC_1839-1.jpg» data-sizes=»(max-width: 800px) 100vw, 800px» gif;base64,R0lGODlhAQABAAAAACH5BAEKAAEALAAAAAABAAEAAAICTAEAOw==» /> Кафедральный Собор Святого Мины в Ираклионе

Именно на территории Греции находится единственная в мире православная монашеская республика Афон. Святая гора известна как земной удел Пресвятой Богородицы. В монастырях Афона сохранилась в чистом виде православная вера, унаследованная от великой Византии.

История христианства на земле эллинов тесно связана с Первоверховным апостолом Павлом, который своей проповедью привел к вере многочисленных местных язычников. На острове Родос есть бухта, названная в честь апостола Павла, в которой по преданию высадился пламенный проповедник. Иоанн Богослов написал одно из самых важных и загадочных произведений — Апокалипсис (Откровение) на острове Патмос. Греки чтят и хранят память о своей православной истории.

Отношения между государством церковью и народом

В Греции церковь не только духовный институт, но и авторитетная государственная и общественная организация. Важные религиозные праздники в стране имеют статус государственных, отмечаются грандиозно, с оркестрами, маршами, крестными ходами. Главным православным праздником, конечно же, является Светлое Христово Воскресение. Пасху в Греции отмечают в течение нескольких дней собираясь большими семьями за общим столом с традиционным пасхальным ягненком. Таинство крещения, как правило, предваряет запись в свидетельстве о рождении, а брак без венчания не признается юридически.

Священники в Греции находятся на обеспечении у государства, получая зарплаты. Кроме своих прямых духовных обязанностей, каждый служитель церкви имеет и общественную нагрузку. Это могут быть как занятия с подрастающим поколением, так и благотворительная деятельность. В маленьких деревенских храмах после воскресной службы могут устраивать совместные с паствой посиделки с греческим кофе. Общение священнослужителей и прихожан тесное и доверительное — клирики пользуются глубоким уважением у греков.

Греческий православный храм

Греческий храм в архитектуре

В православной греческой архитектуре встречаются храмы, построенные в виде базилик — это вытянутые прямоугольные строения, пространство внутри которых разделено на нефы — продольные части интерьера. В переводе с греческого базили́ка (βασιλική) — это «дом базилевса» или другими словами «королевский дом». Изначально такой архитектурный тип использовался при строительстве административных зданий. Вытянутые продольно базилики вмещают большое количество народа и напоминают корабль, ассоциирующийся со спасением. Внутри храмов-базилик, как правило, встречается нечетное количество нефов. Друг от друга нефы отделяются колоннами с арочными перекрытиями. Зачастую центральный неф шире и выше. Продольные нефы упираются в апсиду (в переводе с древне-греческого ἁψίς, ἁψῖδος — это «свод»), которая представляет собой выступающий полукруглый или полусферический объем здания, примыкающий к основному. Внутри здания в апсиде размещается алтарь, ориентированный на восток.

Со временем, когда для проведения служб потребовалось увеличение пространства перед алтарем, к базилике был добавлен поперечный неф — трансепт, пересекающий под прямым углом центральный и остальные нефы. Поперечный неф заканчивался с обеих сторон апсидами, преобразуя горизонтальную проекцию храма в крест.

Позднее, в период с V по VIII век, в Византии появился другой тип архитектуры храмов — крестово-купольный. Это прямоугольное в горизонтальной проекции строение, пространство которого внутри разделяют четыре столба, размещенные таким образом, что получаются девять прямоугольных частей интерьера. Столбы крестообразно перекрыты между собой цилиндрическими сводами, а над самым центром вверху расположен полусферический купол.

Кровля храмов и полусферический купол, как правило выложены глиняной черепицей коричневого или терракотового цвета. Иногда перед входом в храм встречается галерея с арочными перекрытиями. Крест сверху часто простой, под цвет кровли, не металлический, может быть объемным — так, что в горизонтальной проекции это тоже крест. Колокольня — это или высокая башня рядом с храмом, или простенькое сооружение для крепления одного или нескольких колоколов.

Особенности греческого храма

» data-image-caption=»» data-medium-file=»https://greciya-ellada.ru/wp-content/uploads/2016/10/DSC_1340-218×300.jpg» data-large-file=»https://greciya-ellada.ru/wp-content/uploads/2016/10/DSC_1340-742×1024.jpg» title=»Икона Пресвятой Богородицы в храме» alt=»Икона Пресвятой Богородицы в храме» width=»150″ height=»150″ srcset=»https://greciya-ellada.ru/wp-content/uploads/2016/10/DSC_1340-150×150.jpg 150w, https://greciya-ellada.ru/wp-content/uploads/2016/10/DSC_1340-50×50.jpg 50w» data-src=»http://greciya-ellada.ru/wp-content/uploads/2016/10/DSC_1340-150×150.jpg» data-sizes=»(max-width: 150px) 100vw, 150px» gif;base64,R0lGODlhAQABAAAAACH5BAEKAAEALAAAAAABAAEAAAICTAEAOw==» /> Икона Пресвятой Богородицы в храме

При входе в храм иногда есть притвор. В нем, как правило, расположены иконы, подсвечники и памятные таблички. Церковных лавок в греческой церкви обычно нет. Свечи могут лежать в специальных местах, а рядом ящичек для пожертвований. В некоторых храмах можно встретить огромные свечи — в человеческий рост. Для них есть специальные места — их тоже можно ставить. На иконах часто можно увидеть гирлянды чеканных металлических пластинок с изображением частей человеческого тела. Это так греки просят о выздоровлении от определенных болезней.

Внутри всех греческих храмов есть места для сидения — стасидии (στασίδια — по-гречески «скамья»). Это специальное деревянное кресло с подлокотниками и откидным сидением. Они установлены рядами параллельно иконостасу и вдоль стен.

Очень часто встречается мозаика на окнах. Много в убранстве храмов резного дерева ручной работы. Стены, своды и купол обычно расписаны на темы библейских сюжетов. В каждом храме встречается герб Византии — двуглавый орел — он же является и гербом греческого православия. Флаг с двуглавым орлом на желтом фоне есть снаружи у каждого храма.

Поведение в греческом храме

Как правило храмы в городах открыты с утра до вечера. Прихожане во время службы могут сидеть (для этого есть ряды стасидий) и вставать во время важных моментов службы.

В греческий храм женщинам разрешается входить без головного убора и в брюках. Мужчинам, как обычно — без головного убора. В пляжной одежде или в шортах храм лучше не посещать. Фотографировать внутри церкви, если висит запрещающая табличка — нельзя. Если запрета нет — то лучше попросить разрешения у настоятеля. Поставить свечи можно взяв необходимое их количество в специальных углублениях для свечей и положив в ящичек для пожертвований сумму, которую вы готовы пожертвовать. Свечи ставят в круглые подсвечники с песком — прямо в песок. Прямоугольный свечной столик — канун — для поминовения усопших, т.е можно поставить свечи за упокой.

Богослужебные традиции

В Греции особо празднично и торжественно, как парады, проходят крестные ходы. Особенно на Пасху — главный христианский праздник. Процессия прихожан с зажженными свечами, с песнопениями … направляется по улицам к главной площади, на которой устраивают сожжение чучела Иуды и небо освещают многочисленные разноцветные фейерверки, а ночь наполняется многоголосием радостных поздравлений.

Православные праздники в Греции отмечают по новоюлианскому календарю, который совпадает с григорианским. Теперь все календарные церковные праздники греки отмечают в унисон с католиками, у которых тоже принят григорианский стиль календаря. Исключение составляют те праздники, которые не привязаны к календарю и исчисляются специально — Пасха, Троица, День Святого Духа — они совпадают с праздниками установленными Русской Православной Церковью, которая так и осталась верна юлианскому стилю летоисчисления.

Служба в греческом храме проходит менее торжественно, но благодаря особой атмосфере, создаваемой в том числе и проникновенным распевом, ощущение благоговейной сопричастности не покидает до окончания богослужения.

В греческих храмах можно услышать знаменитый византийский распев — стиль церковного пения дошедший до нас от христиан первых веков. Это монофония (т.е одноголосие), построенная по совершенно другим законам гармонии, чем известная нам музыка. Поют, в основном, мужские голоса.

Когда совершается Малый Вход священнослужитель останавливается в центре солеи с Евангелием, и все прихожане подходят по очереди чтобы приложиться. Чтение Евангелия в храмах Греции происходит лицом к пастве. После литургии священник сам раздает всем прихожанам освященный хлеб.

У греков таинство исповеди не является обязательным перед причастием. Исповедуются греки тогда, когда почувствуют в этом необходимость. Частота исповеди у прихожан колеблется около 3 раз в год. Очередей на исповедь поэтому в храмах не видно. Исповедовать имеет право не каждый священник, а только иеромонахи, получившие благословение.

Особенности богослужебных облачений

» data-image-caption=»» data-medium-file=»https://greciya-ellada.ru/wp-content/uploads/2016/08/18-DSC_0998-225×300.jpg» data-large-file=»https://greciya-ellada.ru/wp-content/uploads/2016/08/18-DSC_0998.jpg» alt=»Одеяние епископа» width=»150″ height=»150″ data-src=»http://greciya-ellada.ru/wp-content/uploads/2016/08/18-DSC_0998-150×150.jpg» gif;base64,R0lGODlhAQABAAAAACH5BAEKAAEALAAAAAABAAEAAAICTAEAOw==» /> Одеяние епископа

Наперсный крест не часто можно увидеть на священнике в Греции. Крест надевают только для службы с архиереем, или те священники, которые его ношение заслужили, как награду. У греческих священников богослужебная одежда фелонь (риза) не имеет шейного возвышения и сшита из тонкой ткани. Головной убор греческих священнослужителей — камилавка ( кαμιλαύκα в переводе с греческого «верблюд») представляет из себя цилиндр с небольшими скругленными полями вверху и является обязательным элементом одежды священника. Камилавка бывает только черного цвета. Другой же головной убор — скуфия ( σκούφια — по-гречески «шапка») — круглая мягкая черная шапочка теперь в Греции почти не используется, уступив место камилавке.

Иерархия Элладской Православной Церкви

В Элладской Церкви духовная иерархическая цепочка отличается от привычной в РПЦ и выглядит вот так:

Патриарх — архиепископ — митрополит — епископ.

Архиепископ Афинский и всей Эллады (Αρχιεπίσκοπος Αθηνών και πάσης Ελλάδος) является главой Священного Синода. Избирается исходя из положений Уставной хартии Греческой Церкви 1977 года Священным Синодом. В число кандидатов на избрание входят все действующие греческие митрополиты — епархиальные архиереи. По истечении пяти дней после избрания президент Греции должен издать указ о его признании, и затем совершается чин возведения на кафедру — интронизация.

Священный Синод Иерархов (Ιερά Σύνοδο της Ιεραρχίας) — считается высшей властью в Элладской Церкви. В Священный Синод входят все епархиальные архиереи, имеющие сан митрополитов и назначенные правительством республики. Для вопросов, связанных с общецерковным управлением повседневного характера был специально создан Постоянный Священный Синод (Διαρκής Ιερά Σύνοδος), в который входит Архиепископ и двенадцать митрополитов.

Элладская Православная Церковь включает в себя: 81 епархию, причем 30 из них относятся к юрисдикции Константинопольского Патриархата номинально. Епархии острова Крит, архипелага Додеканес и монашеская республика Афон прямо относятся к юрисдикции Константинопольского Патриарха, поэтому частью Элладской Церкви не считаются.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *