старый колумбарий донского монастыря
Исторический колумбарий Донского кладбища решили снести
«Это могло родиться только в головах каких-то инопланетян»
Неприятный сюрприз для тех, чьи родственники захоронены в урнах на Донском кладбище: в ближайшие годы старейший в России колумбарий может быть радикально переделан. Состояние его действительно аварийное, но планы реконструкции, попавшие в распоряжение журналистов, внушают еще больший ужас. Прах примерно 120 тысяч человек, в том числе известных всей стране, планируют потревожить, чтобы на месте ветшающих стен и зданий сделать «безобразно, но единообразно».
Фото: Геннадий Черкасов
— Было давно известно, что на так называемом Новом Донском кладбище планируются большие работы, — рассказала «МК» краевед Наталья Самовер, опубликовавшая подробную статью о предстоящей «реновации» колумбариев на градозащитном портале «Хранители наследия». — Но лишь совсем недавно их план удалось хотя бы приблизительно увидеть. Информационный планшет, рассказывающий о проекте реконструкции некрополя, разместили на кладбище. Щит был практически сразу демонтирован, но сохранились его фотографии.
Согласно инфографике на планшете, в течение трех лет планируется снести самый старый из крытых колумбариев некрополя, а также все открытые колумбарии — всего несколько десятков колумбарных стен, в том числе историческую ограду кладбища. На их месте предполагается построить «точно такие же, но другие» стены для захоронения — причем стиль их будет единообразным (красный кирпич, новодельные черные таблички), а сами ниши запланированы несколько меньше прежних и другой пропорции.
В связи с этим градозащитники тревожатся сразу за три вещи: во-первых, сложившийся на Новом Донском кладбище колумбарный некрополь — это памятник погребальной культуры начала — середины ХХ века. Только там, например, можно увидеть шокирующе-трогательные ниши с прозрачными дверцами, через которые можно видеть украшенные фотографиями и надписями урны. Напомним, что сам прах усопшего после кремации размещается не непосредственно в декоративной урне, а в запаянной капсуле, то есть урна является аналогом не гроба, а могилы в традиционном понимании этого слова. Если все захоронения переделают под современный стандарт такого типа погребения — все своеобразие некрополя будет утрачено.
Фото: Геннадий Черкасов
Во-вторых же, во многих (возможно, в большинстве) нишах Донского некрополя находятся больше одной урны: это семейные захоронения, и, поскольку традиционных христианских похорон здесь почти не случается, захоронения тут «многолюдные». Максимальное количество урн в одной могиле, по сведениям руководства кладбища, — 19. Если ниши будут другой пропорции (квадратные на входе) и меньших размеров, чем были изначально, — чей-то прах, получается, может не вместиться?
Наконец, неясно, как будут поступать с захоронениями тех, кто не имеет ныне живущих в Москве наследников: кто будет наблюдать за бережным переносом останков, кто сможет выверить и перенести на новые таблички надписи на иврите, грузинском и других использованных в надгробиях языках?
— Убеждена, что Донскому некрополю, на котором, кстати, лежат и мои бабушка с дедушкой, необходима просто реставрация. Капитальный ремонт. Но никак не то, что запланировано, — это могло родиться только в головах каких-то инопланетян, — говорит Наталья Самовер. — Кстати, по дорожкам кладбища не сможет пройти техника — неужели они планируют делать все вручную?
Редакции «МК» пока не удалось получить официальные комментарии от ГУП «Ритуал» и начальства Донского монастыря, где сейчас, кстати, ведется комплексная реставрация. Неофициально же один из сотрудников кладбища рассказал, что пока неизвестно, когда могут начаться работы (по реставрации или реконструкции — в данном случае не важно). Одно из главных препятствий — позиция монастыря, который неоднократно просил передать территорию не в пользование, как сейчас, а в собственность Русской православной церкви. Причем в соответствии с законом 2010 года о реституции церковных ценностей монастырь имеет для этого правовые основания. Но поскольку колумбарий как тип захоронения православием не признается, вопрос о том, что же делать с «неканоническими» могилами, если церковь станет владельцем некрополя, никак не удается решить. Государство же в ожидании возможной реституции не торопится вкладывать в территорию деньги.
Между тем, заметим, на Новом Донском кладбище можно найти не меньше ценных с культурной точки зрения надгробий, чем в других старых некрополях. Авторы надгробий среди прочих — Иван Шадр, Евгений Вучетич, Эрнст Неизвестный. На государственную охрану эти захоронения пока не поставлены — ни как мемориальные места, ни как произведения искусства. Активисты «Архнадзора» и Союза некрополистов сейчас пытаются решить эту проблему.
Донской крематорий: как создавали первый московский крематорий
Появление первого крематория в Москве — важное событие в жизни общества советского времени. Какую роль в истории сыграл Донской крематорий читайте в статье.
Единого мнения по строительству первого крематория не было. Многие москвичи выступали против, а некоторые охотно поддерживали идею. Сейчас расскажем об этом поподробнее. Начнем с того, как в России появился первый опыт процедуры сожжения мертвого тела.
Историческая подоплека
Как все мы знаем, Церковь исторически была сильно связана с политикой, поэтому так яро выступала против составления документа, разрешающего открытие крематория. Но, когда создавалось новое государство, церковь от власти отделили.
И теперь она не имела права вмешиваться в законы, где указаны условия для организации похорон и других обрядов. Власть задумалась о том, чтобы создать новые ритуалы, которые поддержал бы народ. Эта была одна из важнейших причин, почему вопрос об открытии крематория снова стал действительным.
Предпосылки создания крематория в Москве
Вот, наконец, задумались о кремации. В начале 20 века стали распространять информацию об этом явлении. Средства массовой информации писали различные статьи, которые убеждали людей, что так будет лучше для страны, и, что в этом нет ничего плохого.
Так и был создан Московский крематорий. Кстати, он был не первым в России. Несколькими годами ранее существовал крематорий в Петрограде. Это сооружение было сделано «на скорую руку». Поэтому там была всего одна печь, но потом все развалилось и место было не пригодно.
Открытие первого крематория в Москве было вопросом, который обсуждали не только москвичи. Об этом говорили и в других регионах. Власти столицы хотели обратить внимание на то, что кладбищ везде крайне мало, они хотели добиться того, чтобы остальные регионы не прислушивались к Церкви, а поступали разумно.
Строительство Московского крематория
После создания указа о создании крематория, сразу началась застройка. Для строительства решили выбрать территорию района Шаболовки. А как вы думаете, как определились с моделью и планом постройки? На Донском кладбище находилась церковь. Ее должны были переделать в крематорий.
В двадцатых годах 20 века устроили конкурс, где участники должны были представить свои проекты строительства крематория. Те, кто отбирал победителей, обращали внимание на такие критерии, как уникальность здания, простота застройки и минимальные затраты при застройке.
Строительство сооружения начали после отбора самого подходящего проекта по всем пунктам.
Здание содержало в себе один этаж и подвал. На этаже построили зал для прощаний и помещение, где хранились все урны с прахом. В зале для прощаний стоял орган. В подвале были две печи. Кстати, они были очень качественные и служили долго. Также в подвале сделали два небольших помещения, в одном мыли трупов, в другом был морг.
Первая кремация в Москве
К концу 1926 стройку закончили, в этом же году провели первую кремацию. Официальные представители хотели распространить информацию так, чтобы это привлекло как можно больше людей. В журналах и газетах публиковали все подробности и детали первого погребения огнем в России. В статье в основном говорилось о том, сколько весил труп до и после кремации, сколько длилось погребение, и какие инструменты использовали при данной процедуре.
Крематорий во время смертных казней в 1930-х гг
Открытие крематория, безусловно, стало важнейшим событием того времени, и не потому что он был первым, а потому что именно в его стенах погребали тех, кого приговаривали к смертной казни. Это было официально разрешено. В первой половине 1935 года был создан документ. Кстати, стоит отметить, что казненных сжигали еще задолго до того, как был открыт первый крематорий в Москве. Это подтверждали обычные свидетели. В музее были представлены отрывки из дневника одного мирного жителя. Он писал, что получал информацию от источника, что каждую ночь к Донскому крематорию подвозят расстрелянных и погребают с помощью огня.
А еще информация поступила в музей и от лиц, которые допрашивали первого директора крематория. Он жил недалеко от здания. Дом его семьи находился на том же кладбище, что и крематорий. Когда его арестовали в начале сороковых, во время допроса он и рассказал некоторые подробности огненного погребения казненных. Все эти сведения находятся на выставке.
А какой факт для нашей редакции показался самым интересным, так это то, что казненных приказывали сжигать в крематории без очереди. Представители НКВД составляли специальный документ, который передавался директору крематория. Трупов привозили по ночам и оставляли прямо на улице около здания. Далее сотрудники крематория их забирали и относили в подвал, там засовывали в печь. (Кстати, директор помогал работникам). После этого нужно было обязательно составить и подписать документ, который подтверждал, что процедура кремации прошла успешно.
Лиц, приговоренных к расстрелу, иногда было много. Но не более сорока в день. В музее также хранятся свидетельства, которые подтверждают, что не всех трупов погребали с помощью огня. Некоторых закапывали в землю. До сих пор неизвестно, на какой территории они похоронены, но думаю, далеко они не ушли, скорее всего их похоронили на том же Донском кладбище.
Прах казненных тоже хоронили. Но, где именно, тоже неизвестно. Письменных подтверждений, конечно, нет, но если верить на слово Комитету государственной безопасности, было замечено только 3 захоронения пепла казненных на Донском кладбище. Работники этого кладбища утверждают то же самое.
В начале девяностых на кладбище появились памятные знаки и публикации для почета жертв несправедливой казни.
Также существовало общество жертв несправедливой казни. Его члены создали памятные книги, где были размещены отрывки о жизни расстрелянных, о том, кем они были. Также была книга, где была опубликована информация о том, что прах казненных был захоронен на Донском кладбище. Эти письменные памятники сначала хранились в крематории, затем их отдали сотрудникам другого центра.
Сколько просуществовал Донской крематорий
Несмотря на все старания власти, в советские годы идеи кремирования не приобрели значительно много сторонников. Что сыграло решающую роль? Трудно сказать однозначно, возможно те казни 30-х, возможно психологическая неготовность населения. Но в 90-х крематорий закрыли.
Здание, в стенах которого был крематорий, опять отдали Церкви. В конце девяностых возобновились религиозные службы. Но помещение, где хранился прах умерших, не закрыли. Оно до сих пор там находится, но допуска туда нет практически ни у кого. Зато на новом Донском кладбище есть колумбарий, куда пропускают всех. Там находится более семи тысяч урн.
Донской крематорий в наши дни
Сотрудники кладбища и крематория сейчас хотят немного усовершенствовать внешний вид своих территорий или сооружений. Но этот вопрос несколько раз откладывался, ибо перенести урны в другое место сейчас очень трудно.
В наши дни продолжают проводить различные мероприятия, посвященные истории Донского крематория. Например, в прошлом году прошла выставка, где был показан фильм об огненном погребении, продемонстрированы снимки крематория изнутри и выдержки из различных статей, где упоминались списки незаконно казненных лиц.
В заключение
Открытие первого Московского крематория было очень спорным вопросом. После долгой борьбы государственных деятелей и Церкви первые все-таки одержали победу. Это событие внесло огромный вклад в историю развития России. И несмотря на то, что это дело развивалось медленнее, чем на Западе, власти не переставали пропагандировать советскую идеологию.
Бесплатная помощь РИТУАЛ МФЦ
Специалисты Ritualmfc.ru готовы протянуть руку помощи в оказании бесплатной консультации! Наша цель — поддержать каждого, кто потерял близкого человека
✔ Решение любых ритуальных вопросов
✔ Помощь для всех жителей Москвы и МО
✔ Звоните прямо сейчас +7 (495) 018-3456
Прах родителей Александра Ширвиндта хранится в жутких условиях
100 лет назад в Петрограде открылся первый советский крематорий. Но из-за частых поломок и неэкономичности проработал он всего три месяца. И хотя Ленин еще в 1919 году подписал декрет о предпочтительности кремации, а Троцкий пламенно призывал членов советского правительства завещать сжечь свои тела, с мертвой точки дело по-настоящему сдвинулось только после кончины Ильича.
В 1927 году на месте храма Серафима Саровского на Новом Донском кладбище в Москве заработал первый московский, или, как его называли, Донской крематорий, остававшийся единственным подобным массовым заведением в СССР вплоть до 1947 года. Сегодня мы продолжаем начатый в прошлом номере «Экспресс газеты» и на сайте рассказ об истории этого жуткого места.
— Вы внутри были? Как оно там? Верно ли, что покойник в печи прыгает?
Свидетели сообщали, что тело погибшего в 1930 году поэта Владимира Маяковского (споры, ушел он из жизни добровольно или был убит, не стихают до сих пор) во время кремации встало из гроба. Это вполне могло быть. И тому есть разумное объяснение. Как говорили просветители, «под влиянием лучеиспускающей теплоты у каждого трупа могут происходить в начальной стадии горения сокращения мышц».
Посмертное фото Владимира Маяковского. Фото: © РИА «Новости»
Закройте, дует!
Эта цитата из «Золотого теленка» приходит на ум первым делом, когда слышишь слово «колумбарий». Наряду со страхами кремация породила массу шуток, которые не обошли вниманием Ильф и Петров. В частности, в том же «Золотом теленке» говорится, что строительство крематория и колумбария в вымышленном писателями городе Черноморске очень смешило граждан:
«Они приставали ко всем старикам и старухам в трамваях и на улицах с криками: «Ты куда, старушка, прешься? В крематорий торопишься?» Или: «Пропустите старичка вперед, ему в крематорий пора». И удивительное дело, идея огненного погребения старикам очень понравилась, так что веселые шутки вызывали у них полное одобрение».
Дошли до нас и частушки тех времен. Например:
Как анекдот воспринимаются реальные факты «из жизни» крематория. Например, долгое время существовала трамвайная остановка «Крематорий», наводящая ужас на граждан. Потом остановку переименовали в «Университет дружбы народов». И, видимо, неслучайно, соединив слова «колумбарий» и фамилию Лумумба, граждане стали называть РУДН Лумумбарием.
Относительно недавно на месте Донских бань построили высотный ЖК. Мало того что из окон открывается «великолепный» вид на Донское кладбище, так еще и архитектор, проектировавший здание, был человек с чувством юмора и щедро украсил комплекс декором в виде вазонов, сильно напоминающих погребальные урны.
Колумбарий на нижнем этаже церкви. Фото Евгении Коробковой
Слой пепла
В 1931 году по Москве поползли слухи, что по ночам на Донское кладбище привозят расстрелянных.
По ночам Нестеренко работал один. Получив бумагу на внеочередное сжигание и совершив кремацию, он ссыпал прахи в ведра или в тачку и хоронил на территории кладбища.
С 90-х годов списки расстрелянных публиковала из номера в номер «Вечерняя Москва». Общество «Мемориал» в 2005 году выпустило «Большую расстрельную книгу Донского кладбища», где собрано свыше 5 тыс. дел тех, кто впоследствии был реабилитирован. При этом, как отмечают специалисты, вместе с нереабилитированными эта цифра может доходить до 13 тыс. человек.
Музей погребальной культуры
Донской крематорий перестал работать по назначению в 70-х годах. Сжигания здесь больше не проводились ввиду износа оборудования, а до 90-х организовывались «фальш-кремации». Тело уезжало вниз, а потом гроб везли в другой крематорий. С 90-х годов здание крематория передали РПЦ. Ныне оно представляет собой уникальный православный храм, оснащенный колумбарием.
Заплатив 300 руб., спускаемся вниз, на первый этаж. В бывших склепах, переоборудованных под установку кремационного оборудования, ныне хранят мебель, пожертвованную храму. Расстелены половики, в углу стоит вертеп, стены украшены фресками. Атмосфера так себе.
В правой и левой частях храма по-прежнему расположены колумбарии. Помещение чем-то напоминает библиотеку: такие же стеллажи от пола до потолка. Правда, на полках не книги, а ячейки с урнами, пластмассовыми цветами 30-х годов и фотографиями. Это настоящие капсулы времени: здесь ничего не изменилось с тех пор, как урну установили в ячейку и остеклили.
Ячейка, где хранятся прахи родни Ширвиндта, находится в закрытой от посторонних части храма. Сюда пускают только близких усопших или с экскурсиями. Фото: M-necropol.ru
Здесь можно встретить и знакомые фамилии. В одной из ячеек хранится прах родителей и дедушки народного артиста Александра Ширвиндта.
Выглядят помещения жутковато: облупившаяся краска, сырость, плесень, запотевшие ячейки и грязь, которую многие по неведению принимают за рассыпавшийся прах.
Несчастье помогло
Процесс переноса праха предполагался в три этапа. Но, как отмечают знающие люди, не было бы счастья, да несчастье помогло. Из-за коронавируса в этом году никакого переезда не случилось.
В интересах Донского монастыря вскроют 3002 могилы
Кладбищенские «реноваторы» планируют снести внутреннюю ограду с урнами, извлечь захоронения из древней стены Донского монастыря, а также вынести все урны из храма на территории кладбища, превращенного в колумбарий. На месте старых будут построены новые, куда перенесут старые захоронения.
Повсюду попадаются памятники и мемориальные таблички, установленные в память людей, оставивших след в истории Москвы и всей России.
Кроме того, распоряжаться местом захоронения может тот, на кого оформлена ячейка в колумбарии или место на кладбище. Если ответственный за место умирает, то только его наследники могут распоряжаться могилкой или ячейкой, причем, в эту могилу или ячейку поместить останки или прах только родственников (с представлением документов о родстве).
Муниципальный депутат Татьяна Логацкая сказала в интервью журналистам сайта «Активатика»:
«На старых кладбищах много могил и ячеек в колумбариях, чьих родных нет, или они далеко, поэтому не посещают места захоронений часто, но трогать прах покойников недопустимо. Потом никто привычное место захоронения не найдёт, прервется цепочка памяти. Всё равно есть в живых знакомые, друзья, кто все же посещает места захоронений, но, не имея полномочий (документов) на место захоронения, не могут ничего на этом месте менять: ни памятник поставить, ни мемориальную доску. Не представляю, у кого рука поднимется крушить колумбарии, и какие с теми исполнителями, руководителями и закопёрщиками могут случиться неприятные (мягко говоря) истории».
Удивились и возмутились планам «Ритуала» и простые москвичи, которых опросили журналисты:
— Нас никто не предупреждал о каких-то перезахоронениях на территории Донского кладбища. Как это будет происходить и с чем связано? Нашего разрешения на это никто не спрашивал. Прах родственников будут выдавать нам на руки? И где я должен хранить их, ведь у нас там похоронены несколько человек?
Это было месяц назад. А вот уже свежая августовская новость, из которой следует, что Церковь отнюдь не в стороне.
Она на стороне реноваторов:
«Власти Москвы реконструируют инженерные сети и аварийные колумбарные стены Донского кладбища, расположенного в Южном округе (ЮАО) Москвы.
Всего на этой территории размещено 19 колумбариев, из которых семь подлежат реконструкции.
Кроме того, проектом предусмотрено строительство нового колумбария на 2160 ниш. Храм будет освобожден от 3002 ниш с прахом, урны перенесут в реконструируемые и вновь построенные колумбарии на территории монастыря и кладбища.
Подробнее: https://stroi.mos.ru/news/avariinye-kolumbarii-donskogo-kladbischa-rekonstruiruut?from=cl
Я так понимаю, речь идет о храме во имя преподобных Серафима Саровского и Анны Кашинской, освященном в 1914 году на территории Нового Донского кладбища. В 1927-м его преобразовали в крематорий
В 1992 году вышло Постановление Правительства Москвы «О передаче некрополя и нового кладбища Донского монастыря ставропигиальному Донскому монастырю Русской Православной церкви». Этим постановлением передавался монастырю и храм, существовавший ранее на территории нового кладбища Донского монастыря.
В середине 1990-х годов начались работы по восстановлению храма. Самые трудоемкие работы были проведены в нижнем храме. Помимо разборки печей и оборудования котельной, большая работа проведена по восстановлению его архитектуры. Снаружи также были проведены необходимые работы. Венчающий здание куб был снесен до основания ранее существовавшего шатра и установлено временное завершение храма. На западном фасаде была восстановлена звонница. Однако, реставрационные работы, столь необходимые для восстановления храма, в настоящее время не могут быть продолжены, так как в 1930-е годы к храму были пристроены новые помещения, в которых размещены шкафы с урнами.
После выполнения возможных ремонтных работ в храме в честь преподобного Серафима Саровского и Анны Кашинской вновь начались регулярные богослужения.
http://donskoi.org/about-monastery/architectural-ensemble/hram-v-chest-prepodobnogo-serafima-sarovskogo-i-prepodobnoj-anny-kashinskoj.
Окаменевшая суббота или люди? В нашем бизнесе ответ очевиден.
Донской крематорий: новая страница в истории российского общества
Открытие первого московского крематория стало не только значимым событием в деятельности столичного коммунального хозяйства, но и весомым штрихом вмешательства в духовность советского общества. Кроме того, крематорий стал плацдармом для сокрытия чудовищных событий, проводимых руками НКВД в 30-х годах.
Кремация в России
Еще со времен царской России началось изучение зарубежного опыта кремации, публичное обсуждение возможностей огненного погребения в нашей стране. В конце XIX века открытие российского крематория было невозможно. Церковь, в ведении которой находилась регистрация всех актов гражданского состояния, в том числе и смертей, пресекала все попытки создания нормативно-правовой базы для открытия крематория в Российской Империи. Священнослужители высказывали однозначное мнение о том, что предание огню — богопротивный и кощунственный способ погребения. Строительство крематориев категорически возбранялось. Кардинальным образом ситуация изменилась после революции 1917 года.
Предпосылки распространения идей кремации
Советом народных комиссаров РСФСР был выпущен декрет от 07.12.1918 г. «О кладбищах и похоронах». Текст документа гласил:
1. Все кладбища, крематории и морги, а также организация похорон граждан поступают в ведение местных Совдепов.
2. Для всех граждан устанавливаются одинаковые похороны. Деление на разряды как мест погребения, так и похорон уничтожается.
Примечание. Похоронные религиозные обряды в храме и на кладбище могут совершаться по желанию родственников и близких умершего за их собственный счет.
В период формирования нового государства одной из первостепенных задач стало отделение церкви от власти. Все действия, связанные с похоронами, были выведены правительством из-под юрисдикции церкви. Было важно сформировать новые антицерковные ритуалы, которые бы согласовались с большевистской идеологией.
Еще одним немаловажным фактором стал похоронный кризис, пик которого в Москве пришелся на зиму 1918-1919 годов. Огромный поток мигрантов из деревень, солдаты, вернувшиеся с фронта Первой мировой, гражданская война — все это привело к ухудшению эпидемиологической обстановки в городе. В то время как Европа была поражена Испанкой, в российской столице распространялся брюшной и сыпной тиф, скарлатина, дизентерия, холера. Сотни трупов было негде хоронить, люди умирали в больницах, где были специальные мертвецкие комнаты. Из регионов приходили поезда с больными людьми, часто люди умирали по дороге. По железной дороге курсировал поезд, в который собирали мертвые тела, лежащие вдоль рельсов.
Похоронной индустрии в то время просто-напросто не существовало, было непонятно, что делать с таким количеством мертвых тел. То, что пик кризиса пришелся на холодные зимние месяцы, несколько сдерживало разложение останков. Но существенно осложняло рытье больших братских могил. Похоронный кризис предполагалось решить путем распространения кремации.
Таким образом, к 20-м годам XX столетия сформировалась благоприятная обстановка для пропаганды огненного погребения. Сама идея кремации противопоставлялась косности традиционных практик. Журналы и газеты начали активно печатать агитационные статьи, в которых приводились убедительные гигиенические, экономические, и идеологические аргументы.
Стоит отметить, что Московский крематорий фактически не был первым, построенным в СССР. Семью годами ранее, в декабре 1920 года в Петрограде был возведен Петроградский крематориум. Там была одна печь, сооружен крематорий был наспех, поэтому просуществовал недолго, очень скоро все оборудование вышло из строя.
Принятие решения о строительстве первого Московского крематория выходило далеко за пределы столицы. Оно должно было стать решением проблемы резкого увеличения количества кладбищ, разрывом с церковными традициями и обрядами, а также стать примером для других городов.
ОРРИК
В сентябре 1927 года в Москве было создано Общества развития и распространения идей кремации среди населения (ОРРИК). Первыми его членами стали представители высшего партийного руководства, чиновники и инженеры Московского коммунального хозяйства. Любой совершеннолетний гражданин мог стать членом общества. Годовой членский взнос составлял 50 копеек, в случае смерти член общества мог быть кремирован бесплатно.
Главной задачей Общества развития и распространения идей кремации была пропаганда огненного погребения: проводились лекции, печатались открытки и плакаты, публиковались материалы в прессе, издавались отдельные брошюры, активно проводились экскурсии в крематорий.
Несмотря на важность ОРРИК для пропаганды идей кремации, общество осталось немногочисленным. Всего в него вошло порядка 2,5 тысяч человек со всего Союза, к 1936 оно прекратило свое существование.
Строительство крематория
Со второй половины 1920-х годов в районе Шаболовки велась активная застройка, строились коммуны, жилмассивы, студенческие общежития, детские учреждения, бани. Архитектура конструктивизма отлично передавала идеи раннесоветского быта. Появление первого советского крематория именно в этом районе было вполне оправдано.
В Музее московского коммунального хозяйства в 1925 году была проведена выставка, на которой были показаны фото и модели различных крематориев. В 1926 году был проведен конкурс на перестройку здания церкви на Донском кладбище в крематорий. Три первых места заняли проекты Д. Осипова, К. Мельникова и В. Дьяконова. Проект Дьяконова не получил реализации ввиду того, что были сохранены пропорции и силуэт храма, вариант Мельникова оказался слишком сложным и затратным. А вот проект Осипова пришелся всем по вкусу, по нему то и был построен крематорий.
Здание крематория состояло из верхнего и подвального помещений. На верхнем этаже оборудовали большой ритуальный зал для прощания и колумбарий. В ритуальном зале поставили орган. В подвальном помещении установили две печи немецкого производства. Там же размещалась дизинфекционная камера и морг.
Строительство крематория завершилось к концу 1926 года, были проведены первые пробные сожжения. В журнале «Коммунальное хозяйство» за 1927 год появилось такое описание экспериментального сожжения:
Официально крематорий был открыт 06.10.1926 г., после чего начались плановые кремации. В стенах крематория был организован колумбарий.
Агитация огненного погребения
Вот выдержка из журнала «Коммунальное хозяйство» за 1927 год, изданного в 1928-м. В этой статье наглядно транслируется отношение властей к кремации, а также обоснованность необходимости усиленной пропаганды нового метода.
«Обзор деятельности по кремации за 1927 год. Вновь прошел год, и мы имеем возможность, по примеру прошлых лет, оглянуться назад на пройденный кремацией путь и дать отчет о достигнутых успехах и неудачах. В нынешнем отчете, как это имело место в обзорах прошлых лет, большая часть сообщений относится к Германии — этой классической стране кремации. Из других стран придется упомянуть Голландию, Норвегию и Австрию, которая обзавелись каждая новым крематорием, а также и наш Союз. Как нашим читателям хорошо известно, в октябре 1927 года начал функционировать в Москве первый русский крематорий.
Это событие огромной, к сожалению, не всеми в достаточной степени сознаваемой важности в условиях нашего, ищущего новые формы, быта. Введение в обиход населения и популяризации «огненного погребения» — это культурнейшее орудие в руках нашего государства в борьбе с вековыми предрассудками, суевериями, косностью широких масс населения. Если коммунальные хозяйства при помощи водопровода, канализации, трамвая, освещения, садов-парков, боен и т.д. получили возможность оздоравливать жизнь городского населения, то посредством кремации коммунальные управления приобретают прекраснейший способ сокрушать в культурной форме косность населения.
Именно это значение кремации, на ряду с ее санитарными, экономическими и эстетическими преимуществами, привлекает горячие симпатии к этой погребальной форме и заставляет заняться пропагандой идеи кремации.
Не останавливаясь на постановке дела в московском крематории, приведем лишь статистические данные за 1927 год.
Итого за неполные 3 месяца 158 человек. Кроме того, преданы «огненному погребению», согласно завещанию, в период строительства крематория с января 1927 года 15 человек из 63.
Считаем эти цифры для начала деятельности первого русского крематория блестящими. Для оптимизма у нас в настоящее время имеются все данные: сравнительно большое для начала количество сожженных, большой наплыв экскурсий в крематорий для наглядного ознакомления с этим нововведением и, наконец, большое количество лиц, записывающихся в кремационное общество «ОРРИК». И, несмотря на столь блестящее начало, считаем со своей стороны нужным предостеречь тех, которые поддаются розовым надеждам насчет будущего этого дела: кремация — дело в наивысшей степени деликатное, требующее постоянного бережного к себе отношения и постоянной пропаганды. От умелого ведения крематорного хозяйства, от создания созвучной для подавленных горестной утратой людей окружающей обстановки, могущей с полным успехом конкурировать с теми или иными обрядами прощания, применяемыми при старом способе погребения, — зависит огромнейшая доля успеха дела. Нам неоднократно приходилось в подтверждение основательности наших предостережений приводить примеры двух стран: Италии и Германии. В первой, именно, наблюдалось блестящее начало, энтузиазм, прогресс, а теперь, к 50-летнему юбилею кремации — мы видим полнейший застой, бездействие многих крематориев (всех крематориев в Италии — 37), отсутствие пропаганды. В Германии картина полной противоположности: медленное движение вначале и поразительный прогресс теперь. Не подлежит никакому сомнению, что успех явился результатом изучения этого дела, серьезного к нему отношения, кропотливой и неутомимой работы, постоянной пропаганды и, наконец, такой постановки дела как в самом крематории, так и в кремационных ферейнах, которая удовлетворяет миллион членов этих обществ. Итак, если мы желаем идти по стопам Германии, то нужно отнестись к делу со всей серьезностью, вооружиться терпением, изучать его на опыте Запада и учитывать и приглядываться к тем особенностям уклада, характера и нарождающихся новых обычаев, которые выявятся в процессе самой жизни. Словом, в основу нужно взять постановку дела в Германии и постепенно и осторожно вносить тот или иной корректив.
Агитация нового способа погребения стала неотъемлемой частью советской пропаганды, в том числе антирелигиозной. Кремацию называли способом устранения невежества, крематории — огненными кладбищами, погребение гробом — спекуляцией священнослужителей. Пропагандистская машина провозглашала, что печи крематориев помогают живым отвоевать землю у мертвецов, прекратить заражать почвы кладбищами.
Дальнейшая судьба Донского крематория
Несмотря на усиленную пропаганду, кремация долгое время не получала должного распространения в СССР. Процент «добровольных сожжений» был ниже административных (к административным относили неопознанные трупы, мертворожденных детей и отказников, невостребованные трупы).
После открытия в 1972 году Николо-Архангельского крематория, в Донском кремировали партийную элиту, а с 1984 года проводили лишь торжественные панихиды. В 1992 году Донской крематорий был окончательно закрыт, его здание передали РПЦ и к 1998 году перестроили в церковь.
Роль крематория в массовых расстрелах 30-х годов
Донской крематорий навсегда остался значимой страницей в истории нашей страны не только потому, что стал первым в Москве, но и потому, что в его стенах проводили массовые сожжения тех, кто был казнен во время политических репрессий. Первое документальное подтверждение использования первого московского крематория для сожжения расстрелянных относится к марту 1935 года. Тем не менее, массовые казни начали скрывать в огне гораздо раньше. На выставке «Донской крематорий» в Галерее на Шаболовке в подтверждение этого были представлены свидетельства очевидцев, в частности приводится цитата из дневника работника телеграфа Евдокима Николаева от 1931 года:
«Вчера мне передавали из достоверных источников о том, что каждую ночь привозят 2-3 автомобиля расстрелянных людей-трупов в крематорий в Донском монастыре (теперь, конечно, как и все монастыри в России, упраздненном) и сжигают, и это я слышу уже не в первый раз и от лиц, заслуживающих полного доверия».
На информационных плакатах выставки рассказывается, что первый директор крематория Петр Нестеренко жил вместе с женой и сыном в одном из строений прямо на кладбище. В июне 1941 года он был арестован и на допросах в саратовской тюрьме подробно описал процесс кремации расстрелянных.
После приведения приговоров в исполнение комендант НКВД Василий Блохин составлял акт о расстреле и предписание директору крематория вне очереди принять расстрелянных на кремацию. Сотрудники НКВД ночью привозили тела на кладбище и выгружали на заднем дворе. Затем их спускали в нижний этаж, где Нестеренко и помогавшие ему чекисты грузили трупы в печи. После сожжения составлялся соответствующий акт, часто прямо на обороте предписания на кремацию.
Количество расстрелянных и кремированных в некоторые дни могло достигать 35 человек. Есть свидетельства о том, что кремировались не все тела, некоторые трупы были преданы земле. Места погребения этих тел неизвестны, но, высказываются предположения, что захоронения в землю производились на территории Нового Донского кладбища.
Приведен любопытный эпизод из протоколов допросов Нестеренко. На одном из допросов директор крематория рассказывает о том, что выдал сотрудникам НКВД Голову и Зубкину пепел группы расстрелянных участников по делу Зиновьева и Каменева. Пепел был выдан в ведре и унесен сотрудниками с собой. Но через три недели Нестеренко изменил показания, сообщив, что не помнит точно, чей именно пепел отдал. Он предположил, что Голов и Зубкин могли забрать пепел участников Бухаринского процесса, в том числе Ягоды. Чей пепел был выдан сотрудникам НКВД неизвестно, также непонятно, почему Нестеренко изменил показания. Исследователи считают, что прах Николая Бухарина и Генриха Ягоды покоится на расстрельном полигоне Коммунарка, а не на Донском кладбище.
На сегодняшний день нет документов с указанием конкретных мест захоронений прахов расстрелянных. На основании устных свидетельств сотрудников КГБ и работников кладбища 1990-х годов принято считать три могилы невостребованных прахов на Донском кладбище.
В начале 1990-х годов с рассекречиванием архивов и работой инициативных групп начали появляться Мемориальные знаки на Донском кладбище, а также публикации в память о жертвах репрессий.
Черемушкинское районное общество жертв незаконных репрессий во главе с бывшим политзаключенным Михаилом Миндлиным опубликовало 17 самодельных книг-альбомов со сведениями о расстрелянных, 2 из которых посвящены захоронениям на новом Донском кладбище. Эти книги памяти долгое время хранились в крематории, после чего были переданы в Сахаровский центр.
Донской крематория сегодня
После того, как здание крематория было передано Русской Православной церкви, начал действовать храм Серафима Саровского и Анны Кашинской, с 1998 года там возобновились богослужения. В настоящее время в здании бывшего крематория также располагается закрытый колумбарий. Кроме того, на новом Донском кладбище есть открытый колумбарий, общее количество урн насчитывает порядка 7 тысяч. Неоднократно поднимался вопрос о реконструкции кладбища, колумбария и здания крематория. Тем не менее, в настоящее время возникают сложности с переносом урн, значительная часть которых не имеет ответственных лиц.
В Москве, в Галерее на Шаболовке проходит выставка «Донской крематорий». Даты проведения выставки 15.07.2020 — 31.10.2020. В рамках выставки транслируется кинохроника «Огненное погребение» режиссера П. Градова-Герасименко 1930 года, показаны фотографии интерьеров крематория, подсобных помещений. Также представлена информация о кремации репрессированных, которая послужила основой для настоящей статьи. Экспозиция содержит расстрельные списки, книги-альбомы со сведениями о расстрелянных, копии предписаний Военной коллегии Верховного суда СССР о кремации расстрелянных, а также копии предписаний о приведении в исполнение расстрельных приговоров.
История Донского крематория тесно связана с историей российского общества. События, происходившие в стенах крематория и за их пределами, являются яркой иллюстрацией советской идеологии и социалистической пропаганды.