старообрядческий монастырь на рогожской заставе
Рогожский поселок
Вид на Рогожский поселок с высоты птичьего полета
Рогожский поселок, или Рогожская слобода, — очень своеобразный и неожиданный район Москвы. Это центр Русской Православной Старообрядческой церкви, духовный центр одной из ветвей старообрядчества – поповства белокриницкого согласия. А вокруг раскинулся мегаполис: многоэтажки, промзона, эстакада Третьего транспортного кольца. Старообрядцы же селились здесь ещё с 17 века. Во время эпидемии чумы 1771 года были закрыты все кладбища в черте города, а умерших хоронили в братских могилах за заставами. Вот и недалеко от Рогожской заставы было создано такое кладбище, где хоронили старообрядцев-поповцев. После эпидемии Екатерина II, в благодарность старообрядцам-купцам, много сделавшим для борьбы с чумой, разрешила построить у кладбища два каменных храма – летний и зимний. Постепенно здесь образовался и разросся целый старообрядческий поселок со своим особым бытом, где, по воспоминаниям современников, нравы и обычаи резко отличались от остальной Москвы.
Храмы Рогожской слободы
Первоначально, после разрешения Екатерины II, в Рогожской слободе был воздвигнут храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы или Покровский собор. Это главный кафедральный храм Рогожской общины. Большинство старообрядческих храмов на Руси освящали во имя Покрова Пресвятой Богородицы, так как считалось, что именно её покровительство помогает старообрядческой церкви преодолевать лишения и невзгоды.
Храм сооружён в 1790-1792 годах выдающимся русским зодчим Матвеем Фёдоровичем Казаковым в стиле классицизм. При возведении храма оказалось, что он превосходит по площади Успенский собор в Кремле. Поэтому по указанию императрицы Екатерины II храм «укоротили»: вместо пяти глав на церкви оставили одну, разобрали алтарные выступы, укоротили шпиль. Внутреннее убранство собора впечатляло: стены и своды были расписаны в древнерусском стиле, храм украшали огромные подсвечники, лампады, паникадила. В соборе хранилось богатейшее собрание старинных русских икон XIII-XVII вв.
Два столетия Покровский собор был самым большим православным храмом Москвы, вмещающим единовременно до семи тысяч верующих. Лишь строительство и воссоздание Храма Христа Спасителя дважды отодвигало его на второе место среди христианских храмов по площади. Однако надо признать, что по духовной ценности и намоленности это, безусловно, один из самых значимых храмов столицы и страны в целом.
До сегодняшних дней в Покровском соборе практически в первозданном виде сохранились фрески и иконы, в том числе в иконостасе находится икона, приписываемая ученикам Андрея Рублева. Также в храме хранятся сотни подлинных православных святынь и мощей, собранные за многие годы. Покровский собор освещается серебряными паникадилами екатерининских времен, не переоборудованными под электрическое освещение (. ). Перед началом службы вручную (!) зажигаются свечи на паникадилах при помощи специальной деревянной лестницы на колесиках, треугольной формой похожей на детскую горку. И ещё в храме деревянные, некрашеные, чисто выскобленные полы (последний раз такое я видела лет 20-30 назад в сельской местности)! Всё это создаёт какую-то необычайную, сказочную, и в то же время по-домашнему уютную атмосферу.
Рядом с летним Покровским собором расположен зимний храм Рождества Христова
Построен он в 1804 году по проекту архитектора И.Д.Жукова. В 1920-е годы храм был закрыт, купол и ротонда разобраны. В разное время здесь помещались столовая для рабочих, цеха фабрики, бомбоубежище и даже база игральных автоматов «Союзаттракциона». Понятно, что интерьеры не сохранились. Сейчас служба здесь ведется нечасто.
Ближе к Рогожскому кладбищу расположен храм во имя святителя Николы Чудотворца (Николы Мирликийского на Рогожском кладбище). На этом месте сначала в 1771 году была построена старообрядческая деревянная часовня, замененная потом храмом в стиле классицизма, позже, в 1864г, перестроенном в псевдорусском стиле. В эти же годы была построена трёхъярусная колокольня. В советское время храм не закрывался. В настоящее время храм старообрядческой общине не принадлежит, это приход единоверческий, Русской Православной Церкви Московской патриархии.
Храм Николы Чудотворца
Отреставрированный храм можно разглядывать как расписную игрушку, как яркую сказочную фантазию из детства. Вот с каждой стороны колокольни есть такое крыльцо…
… вот так причудливо оформлены окна…
… вот так затейливо украшены купола и так выглядит колокольня в целом
Храм Николы Чудотворца с колокольней
Поистине жемчужиной архитектурного ансамбля Рогожской слободы является храм-колокольня во имя Воскресения Христова. Величавая и изящная, невыразимо прекрасная и гармоничная, своей устремленностью к небесам похожая на космический корабль на старте, своим силуэтом навевающая образы древних русских храмов, колокольня Рогожской слободы является несомненным шедевром культового зодчества, может быть не столь растиражированным и явно недооцененным с туристической точки зрения
В 1856 году царское правительство запечатало алтари летнего и зимнего храмов, а построенный к этому времени храм Николая Чудотворца обратило в единоверческий. Только в 1905 году на основании царского манифеста о веротерпимости рогожские храмы были распечатаны. Вот в память распечатания алтарей местных храмов и был возведен в 1906–1913 годах храм-колокольня во имя Воскресения Христова (архитектор Ф. И. Горностаев). В 1949 году храм был переосвящен во имя Успения Пресвятой Богородицы, а в начале 2015 года – обратно в первоначальное посвящение Воскресению Христову. Изначально при постройке на колокольне были установлены колокола весом в 1000, 360 и 200 пудов. В 1920-е года их сняли и отправили на переплавку, церковь закрыли. После восстановления в 1990 году на колокольню был поднят колокол весом 262 пуда 38 фунтов (4293 кг). Этот колокол, отлитый в 1910 году, с 1930-х годов хранился во МХАТе.
Высота колокольни около 80 метров, что лишь на метр ниже колокольни Ивана Великого в Кремле, выше которой строить в Москве было запрещено на протяжении веков. Но, как нам рассказывал экскурсовод, среди старообрядцев бытует упорное мнение, что колокольня Рогожского поселка лишь на один кирпич ниже Ивана Великого, либо вовсе ниже кремлевской колокольни только по документам, а фактически равна или выше. Помимо запредельно гармоничных пропорций колокольня запоминается изящной резьбой.
Арка звонницы украшена рельефными изображениями пеликана. Раньше считалось, что пеликан кормит птенцов своей кровью, поэтому он служил символом родительской любви.
Изображение пеликана на арке окна
В советский период большая часть территории Рогожского поселка использовалась под строительство зданий завода автоматических линий и специальных станков. По данным, почерпнутым из Интернета, в 1995 году Московское правительство утвердило план реконструкции историко-архитектурного ансамбля Рогожской слободы, а в 2011 году этот план отменило. Лично сама могу засвидетельствовать, что и до 2011 года здесь велись реставрационные работы, и недавно, буквально в 2014-15 годах, произошли заметные изменения. Вот сравните эти две фотографии. Обратите внимание на купол колокольни
Это как раз иллюстрация преображения храма за последние годы: первое фото сделано в 2013 году, а второе — в 2016. Особо примечателен здесь следующий момент. В последнее время при строительстве культовых сооружений стали широко применять современные технологии и материалы. В частности, купола церквей часто покрывают сплавом титана, пример тому – Храм Христа Спасителя. Но старообрядческая община верна традициям предков – купола колокольни Рогожского поселка покрыли сусальным золотом. Так что проезжая по ТТК, между Нижегородской улицей и шоссе Энтузиастов, на внешней стороне обратите внимание на неповторимую по форме стройную красавицу-колокольню.
Старообрядческая ярмарка
По своему опыту скажу, что интереснее всего посетить Рогожскую слободу на праздник Недели Святых Жен-Мироносиц, когда здесь проводится старообрядческая ярмарка. Вы получите удвоенное впечатление: и от архитектурных красот, и от пребывания, не побоюсь этого сравнения, в иной реальности. Вот смотрите сами. В день ярмарки на территории поселка разворачивается рынок, на котором торгуют бородатые мужчины в косоворотках, а женщины и девочки ходят исключительно в сарафанах и платочках – обратите внимание на внешний вид людей на этом фото и на следующих фотографиях.
На ярмарке можно купить (или просто рассмотреть)) вот такую одежду…
…вручную расшитые полотенца…
… разнообразную домашнюю утварь…
В тенечке ждут своей участи привезенные на продажу живые гуси
На ярмарке также широко представлена продукция с Алтая: мед, травяные сборы и чаи, бальзамы и прочее.
Праздник этот отмечается ежегодно во второе воскресенье после Пасхи, т.е. где-то в мае. К тому же, опять-таки из моего опыта, фотографировать здесь выигрышнее всего именно в летний период.
Если вы не попали на ярмарку, то можно воспользоваться двумя круглогодичными лавочками, которые расположены недалеко, по дороге к поселку от Нижегородской улицы. Одна лавочка торгует разными видами продукции пчеловодства, травяными чаями и прочими продуктами. Другая — одеждой, обувью, литературой, изделиями народных промыслов и предметами быта типа того, что было представлено на ярмарке. Ниже я расскажу как их найти.
Как попасть в Рогожский поселок
Попасть в Рогожский поселок общественным транспортом несколько проблематично, потому что поблизости нет станций метро и надо пересаживаться на наземный транспорт. При посещении поселка с экскурсией несколько лет назад мы ехали от метро Марксистская на троллейбусе. Это, кстати, достаточно выгодный вариант, т.к.здесь можно воспользоваться несколькими автобусами и троллейбусами, но зато долго идти пешком. От метро Авиамоторная или Площадь Ильича наземного транспорта идет гораздо меньше. Выгодные перспективы открывает нам Центральное кольцо: от станции МЦК Нижегородская идет несколько автобусов и троллейбусов, и ехать гораздо ближе, буквально следующая остановка. И от Марксисткой, и от Нижегородской транспорт идет по Нижегородской улице и вы подойдете к поселку с юга. Вот так идти с остановки «Современный университет», если вы едете от метро Марксистская
Вот так идти от остановки «Платформа Калитники – Старообрядческая улица», если вы едете от станции МЦК Нижегородской
Ниже на схеме Рогожского поселка указаны Южные ворота (помечены цифрой 18). Они, как правило, закрыты, входные калитки расположены левее, поэтому к ним и проложен маршрут на картах вверху
Схема историко-архитектурного комплекса «Рогожский поселок»
Слева, по ул.Старообрядческой, на схеме цифрой 17 помечены Святые врата. Около них есть остановка автобусов, идущих со стороны шоссе Энтузиастов, т.е. от метро Авиамоторная или Площадь Ильича. Кстати, именно у этих ворот (внутри) разворачивается ярмарка.
Для автомобилей здесь есть немало парковок и, что приятно, многие бесплатные. Так, есть парковка вдоль улицы Старообрядческой (так называется на схеме), она же улица Рогожский поселок (на карте). Но во время ярмарки эти парковки, как правило, заняты. Есть большая парковка на углу Рогожского кладбища и Старообрядческой улицу, там, где на схеме стоит цифра 1. Кроме того, есть парковка с северной стороны Рогожского кладбища, по Петровскому проезду.
На ограде поселка возле ворот висят правила, в которых указано, что время посещения комплекса с 7.00 и до 22.00. То есть можно сделать вывод, что на ночь калитки запирают. Также на территории поселка запрещено курить, сквернословить, находиться с собаками и другими животными, ездить на велосипедах (кроме дошкольных). Детские коляски допускаются.
ВАЖНО! На дверях старообрядческих храмов Рогожского поселка висят вот такие объявления:
«Посещение храмов не-старообрядцами возможно при соблюдении ими правил одежды и поведения, принятых в древлеправославных храмах:
Женщины должны быть в юбках ниже колен, в одежде с длинным рукавом и с покрытой платком головой. Шапки, шарфики и макияж – не годятся.
Мужчины должны быть в брюках и с длинным рукавом. На ногах у всех должна быть закрытая обувь, причем для женщин — без высоких каблуков.
Некоторые места богослужений, например Божественную Литургию, правила предписывают совершать только среди единоверных христиан, поэтому посетителям будет предложено на время покинуть храм. Также во время некоторых моментов службы запрещается входить и перемещаться по храму, поэтому незнакомым с древлеправославным уставом следует оставаться недалеко от входа и при этом не совершать никаких молитвенных действий».
НО! Если вы планируете посетить храмы, то надо строго соблюдать все требования по внешнему виду и поведению. Я была свидетелем как не пустили в храм группу человек в 20 из-за того, что две женщины были в брюках, и, судя по реакции экскурсовода, это было предсказуемо и неизбежно. Храмы я бы рекомендовала посещать, когда там нет службы – больше вероятность что вас не попросят выйти. Надо понимать, что принадлежность к иной конфессии определят сразу: есть масса нюансов, которые постороннему трудно соблюсти, да и не нужно, я считаю. Если уж иные конфессии допускаются в храм, то надо пользоваться возможностью и проявлять уважение к людям, к которым мы пришли в гости и на чьи святыни хотим посмотреть.
В храме не следует креститься, прикладываться к иконам, ставить свечи и т.п. Категорически запрещена съемка, камеру вообще лучше убрать, чтобы не привлекать лишнего внимания. Лично я придерживаюсь тактики сдержанного любопытства. Обычно внутри сначала постою у входа, чтобы и у окружающих сформировать образ уважительного посетителя, и самой определить особенности места, куда попала (так, например, бывает, что мужчины и женщины молятся в разных половинах храма или идет активная часть обряда и лучше устраниться). Потом медленно, стараясь никому не мешать и не нарушать личного пространства, этапами передвигаюсь по храму. По моему опыту, самая лучшая и выгодная тактика поведения – это миролюбие и уважение.
Примерное расписание служб таково. Утренняя служба обычно начинается в 7:30, заканчивается в будние дни около 10:30, а в выходные – в районе 12 ч. Вечерние службы обычно начинаются в 15:30 и длятся в будни до 19ч, а в канун праздничных и воскресных дней до 20-21ч.
Как попасть в лавочки и трапезную Рогожского поселка
От какой бы остановки общественного транспорта со стороны Нижегородской улицы вы ни шли, вам обязательно придется пройти под двумя мостами эстакад. Как только вы свернете под них, на противоположной стороне прохода под мостами вы увидите вот такое здание
По вывеске на здании это Рогожский поселок, 35, по Яндекс-карте — Рогожский поселок, 29с9, а на картах вверху это здание подписано «Казачий улей». Если обходить это здание справа, то первая дверь будет в трапезную Рогожского поселка. Здесь красивая и вкусная выпечка, а также множество других блюд, которые я не пробовала. Если идти далее, будет ещё один продуктовый магазинчик, его обходим и за углом, во дворе, видим вот такую малюсенькую лавочку
Время работы примерно такое: в будние дни с 10:00 до 19:00, по субботам с 10:00 до 17:00, по воскресеньям с 10:00 до 16:00.
Дальше во дворе за ней находится лавка народных промыслов, где и традиционная русская одежда, и казачье обмундирование, и всяческая утварь, и сувениры. Обратите внимание, что здесь торговля не ведется утром во время воскресных и особо чтимых служб, а также вечером в канун церковных праздников. А вообще-то время работы ежедневно с 10:00 до 18:00.
Если вы подошли или подъехали к поселку с другой стороны, то надо выйти за его пределы через калитки южной части поселка.
Рогожская слобода. Наследники Аввакума — взгляд на раскол глазами старообрядцев
«- Петрович, долго же мы будем за правду мучиться.
— До самой смерти, Марковна…
— Добро, Петрович, ино еще побредем». Из разговора протопопа Аввакума с женой на пути в Сибирь.
В конце короновирусного лета мы все-таки проехались по восьми городам Золотого кольца, в которых не бывали или были очень давно. После путешествия пришлось погрузиться в решение накопившихся дел, и в это время на глаза попала экскурсия, которую организовывает один из московских туристических сайтов, услугами которого давно пользуемся — по Рогожской слободе, историческому месту проживания московских старообрядцев. Самое интересное было то, что основную часть экскурсии должен был вести старообрядец, то есть был шанс услышать рассказ о взглядах на мир, религию, раскол в русской церкви от самих старообрядцев, из первых уст. Тем более, что текущий год является юбилейным для старообрядцев, они отмечают 400-летие своего духовного лидера, протопопа Аввакума. В рамках этого юбилея на территории Рогожской слободы экспонировались две фотовыставки — «Потомки Аввакума» и «Лики старообрядчества», фото старообрядцев с этих выставок далее используются в рассказе. Фигура протопопа Аввакума Петрова, как пишут старообрядцы — «образца служения Вере и Родине», давно привлекала автора. И в исторических материалах и в литературных произведениях его жизнь и деяния описываются и упоминаются часто. Несомненно, такую экскурсию жалко было пропустить. И денек выдался неплохой — солнечный, хотя осень уже потихоньку вступала в свои права.
До Рогожской слободы можно добраться от станции метро Римская или Площадь Ильича. Нам было удобней и ближе добраться от станции Калитники МЦД-2. Территория Рогожской слободы достаточно невелика, с нескольких сторон окружена оживленными московскими трассами, но ступив на нее, заинтересованный человек будто попадает в другое историческое измерение, на несколько веков назад, приближается к нашему прошлому, к ушедшей русской жизни, с жадным интересом заглядывая в родную историю, скрытую пеленой времени и искаженную недостоверными трактовками…
Как впоследствии объяснил гид — старообрядец Евгений, исторически весь комплекс ранее назывался Рогожским кладбищем, но поскольку такое название для мирян звучит грустно, современное название стало звучать как Старообрядческий духовный центр Рогожское.
Во времена гонений на старообрядцев у них не было единого центра, общины были разбросаны по территории огромной империи, а то и за рубежом. Вследствие удаленности друг от друга у сторонников старой церкви появились различные направления (согласия или толки по терминологии старообрядцев). Их достаточно много. Два основных — поповцы и безпоповцы. Еще одним крупным направлением являются единоверы — единственные старообрядцы, пришедшие к компромиссу с РПЦ. Существует немало менее известных направлений или поднаправлений, иногда имеющие экзотические названия, например — дырники.
Во избежание путаницы необходимо отметить, что различные религиозные секты, в том числе хлыстов, скопцов и молокан, не имеют никакого отношения к старообрядцам (или древлеправославным), эти секты возникли позже, в послепетровские времена.
Центром старообрядцев-поповцев в Москве стала Рогожская слобода, а центр старообрядцев-беспоповцев располагается на Преображенке. Рогожская слобода возникла в конце 18-го века в царствование Екатерины Великой, при которой государственная политика по отношению к староверам смягчилась. Во время эпидемии чумы староверы активно способствовали борьбе с болезнью, что было отмечено властью и им было разрешено селиться рядом с кладбищем. Здесь они построили часовню, впоследствии вокруг расстроилась слобода, население которой в 19 веке достигало 70 тысяч человек. Кстати, термин «старообрядцы» был введен при Екатерине, до этого использовалось название «староверы».
Старообрядцы — фото с выставки
Конечно, в первую очередь в слободе представляет интерес комплекс архитектурных сооружений. На территории Рогожской слободы находится три храма, храм-колокольня и ряд административных и хозяйственных зданий, которые располагаются достаточно компактно. Самым древним является Храм святителя Николы Мирликийского, изначально старообрядческий храм 1776 года постройки. У него сложная судьба, он перешел в 1854 году от старообрядческой церкви поповского согласия к единоверческой, после чего был сильно перестроен по проекту архитектора В. Н. Карнеева в русско-византийском стиле. Очень красивое, нарядное, узорчатое здание! В советское время храм действовал, в 1988 году был передан РПЦ, в чьем ведении в настоящее время и находится.
Покровский собор был построен в 1790–1792 годах по проекту архитектора Казакова, в ходе строительства сильно измененному. Храм планировался очень большим и пятиглавым, но в результате оставили только одну главу и уменьшили размер. Причина этого состояла в нежелании власти видеть старообрядческие храмы более величественными, чем храмы РПЦ.
В 1804 году рядом с Покровским собором был построен зимний храм Рождества Христова в стиле псевдоготики по проекту архитектора И. Д. Жукова.
Храм рождества Христова
В 1912–1913 годах по проекту архитектора Ф. И. Горностаева был выстроен храм во имя Воскресения Христова с колокольней. Он был украшен рельефными изображениями сказочных райских птиц. Колокольня совсем немного ниже кремлёвского Ивана Великого, власти и в этом случае не разрешили старообрядцам построить самую высокую в Москве колокольню, хотя ее сооружали в «золотое время» старообрядчества, после императорского указа от 17 апреля 1905 года «Об укреплении начал веротерпимости», когда впервые с 17 века старообрядцы перестали чувствовать себя изгоями в родной стране.
Храм Воскресения Христова с колокольней
Дом причта — был восстановлен в последние годы из полуразрушенного состояния. В настоящее время здесь располагаются службы Рогожской общины, музейный зал, классы воскресной церковной школы, проводятся выставки.
Митрополичьи палаты В Рогожской слободе находится митрополия, где проживает митрополит Московский и всея Руси Русской Православной Старообрядческой Церкви Корнилий. Мы его видели, седой благообразный пожилой человек, совершенно не пафосный, бодрым шагом в одиночестве шел по территории слободы под колокольный звон один, был совершенно доступен.
Митрополит Корнилий — фото с выставки
В советское время варварская мода разорения храмов не обошла стороной и Рогожскую слободу. С колокольни сбросили колокола, был закрыт и обезглавлен храм Рождества Христова, почти разрушен Дом причта. Пруды были засыпаны, снесен ряд зданий, на территории располагались учреждения и спортивные площадки. Мраморные надгробия вывозились и использовались при отделке станций Московского метро, что тогда широко практиковалось… Только в 90-х годах территория была возвращена старообрядческой митрополии, в последующие годы была произведена реставрации храмов, колокольни, восстановлен Дом причта и каскад прудов.
В кратком виде история раскола в русской православной церкви выглядит следующим образом. После принятия христианства в 988 году шесть с половиной веков Русь исповедовала православие по старинному обряду. За эти века произошло множество исторических событий, эпохальным для христианской церкви явилось разделение на римско-католическую и православную, а через несколько веков — падение Константинополя под натиском турок в 1453 году, откуда руководство православной церковью осуществлялась греческими патриархами. Сложные исторические события, отдаленность мест проживания православных греков от русских естественным образом привели к различиям в церковной обрядности, которые решили преодолеть в царствование Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим, и в период патриаршества Никона, ставшим идейным лидером реформы. Идея реформы состояла в отказе от русских норм обрядности, сложившихся веками на Руси, в пользу греческих. Время правления Алексея Михайловича совершенно не было тихим, происходили события, последствия которых сказались на истории России через века.
Историки выдвигают разные версии о глубинных причинах реформы. Одна из основных — реформу продвигала идея государственной и церковной элиты того времени, заключавшаяся в том, что Москва, являясь преемницей Византии, должна стать третьим Римом, объединив все православные земли, да еще и отвоевать у турок Константинополь. С точки зрения современного человека идея насчет Константинополя выглядит ненаучной фантастикой, так как в то время для такой компании не существовало ни экономической ни военной возможности. Отвоевать у турок Константинополь не удалось никому, хотя при династии Романовых войн с Османской империей было немало…
Теперь, по истечении длительного исторического периода, зная исторические последствия реформы Никона, надо признать, что в стране не было ни реальных предпосылок для проведения реформы, ни готовности к ней населения. Да и кто и когда на Руси мнением народа всерьез интересовался… Не будем глубоко углубляться в вопрос об осуществлении технической части реформы в виде «исправления» богослужебных книг и внедрение норм измененной обрядности. Известно, что эта работа поручалось каким-то мутным и непроверенным иностранцам, вроде Арсения Грека, которым платили немалые деньги. Иностранные спецы, деньги, как водится, быстро осваивали, временами просто переставляя местами или заменяя в религиозных книгах слова, что здорово напоминает обычную халтуру.
Никоновскую реформу второй половины 17 века быстро приняли политические и церковные элиты, хотя и они далеко не все, а вот простой народ также массово изменений не принял, и при этом стал считать представителей правящих классов вероотступниками. В то же время власти объявляли еретиками сторонников старой веры, выбивая ее из голов и сердец народа жестокими силовыми методами, что разобщило русское общество на века и изменило его далеко не в лучшую сторону … Власть закрепляла свои действия на законодательном уровне, как царскими указами, так и соборными решениями.
По оценкам историков общество раскололось на две приблизительно равные половины. Часть общества приспособилась к новым порядкам, без особых раздумий и возражений приняв волю тогдашнего начальства, а более принципиальная, кто-то может назвать ее фанатичной, изменений не приняла, в результате чего стала гонимой и преследуемой. Думается, такие события могут отражаться даже на генетическом уровне. Кто приспособился, тот и выжил, а может и неплохо устроился — в генетический код нации встраивается конформизм как один из принципов жизни, а пассионарность этноса слабеет.
С точки зрения современного не воцерковленного человека трудно понять степень неприятия новшеств поборниками старого обряда и причины, по которым произошли такие трагические события. Кажется, уж так ли велика разница, сколькими перстами крестится человек — в конце концов Богу видней, что ему угодно, а что нет, он разберется… Но для противников реформ это было принципиально, вся жизнь глубоко верующих людей была связана с исполнением обрядов, переданных предками. Отказ от них был равносилен предательству Бога, предков и символов веры. А вот реакция властных реформаторов, уровень их жестокости по отношению к несогласным просто не укладывается в голове…
Приверженцы старой веры были объявлены раскольниками и преследовались по всей стране. После семилетней осады был взят и разгромлен Соловецкий монастырь — оплот противников реформы, все монахи-защитники были жестоко казнены различными изуверскими способами.
С. Д. Милорадович «Черный собор. Восстание Соловецкого монастыря против новопечатных книг»
По факту к сторонникам старой веры были применены жестокие меры инквизиции, которая исторически присуща католицизму. Эти жестокости были столь страшны, что старообрядцы стали массово использовать обряд самосожжения при приближении карательных войск, посылаемых властями, который получил название гарь. По оценкам историков десятки тысяч людей погибло в результате гонений, еще больше вынуждено было бежать из своих мест проживания на окраины государства, а то и за границу — вплоть до Османской империи. Впоследствии власти веками оказывали законодательное и экономическое давление на староообрядцев, предпринимали различные меры в целях разрушения общинной жизни, их векового уклада, в результате чего общины расселялись по всему миру.
Старообрядцы — фото с выставки
Слушая рассказ Евгения, становилось понятно, что по прошествии 350 лет после раскола старообрядцы по прежнему строго чтут каноны старой веры и так же непреклонны в своем непринятии изменений, привнесенных в русское православие реформой Никона. Из новой обрядности они не признают, кроме троеперстия, также поливальное крещение водой — по их канонам должно быть троекратное погружение в воду. Не признают написание икон не в древнерусской традиции, замену древнего церковного духовного пения на современное партесное, замену земных поклонов поясными и проведение крестных ходов против солнца. Крест у старообрядцев используется восьмиконечный, а на нательном кресте не практикуется изображение божьего образа. Они считают единственно правильным произношение и написание имени Спасителя с одной буквой И — Исус, а Николая Чудотворца — Никола. Во время служб молитва произносится всеми прихожанами вместе, поклоны делаются одновременно, так осуществляется принцип единения, соборности. Молиться иконам и прикладываться к ним старообрядцам возможно только во время службы и в строго установленном порядке.
Дети старообрядцев — фото с выставки
Евгений объяснил, что главным смыслом молитвы у старообрядцев является замаливание перед Богом грехов, что строго соблюдается, в то время как прихожане РПЦ в молитвах, зачастую, обращаются с различными просьбами — от материальных до просьб об исцелении или замужестве. На эту тему Евгений прошелся довольно иронично, сказав, что у прихожан РПЦ превалирует не вера в Бога, а ожидание от него личной выгоды, как от доброго барина… До сих пор для старообрядцев очень важным является внешний вид и поведение человека. Так, мужчина не должен брить бороду, а женщина обязана носить правильно завязанный платок, снять платок на народе — опростоволоситься (синоним опозориться). Старообрядцы не признают спиртное и курение, для женщины страшным грехом является аборт. Как следствие — многодетные семьи. Старообрядцы веками живут по заветам и правилам предков, несмотря на все гонения, которые устраивала им власть, и светская и церковная.
Старообрядцы — фото с выставки
Официально в Российском государстве насаждалось мнение, что старообрядцы — отсталые, неграмотные фанатики-ретрограды, враги прогресса и просвещения и т. д. и т. п., да и сейчас такая позиция существует и озвучивается. Но эти утверждения плохо стыкуется с реальностью, с тем фактом, что самые успешные и богатые промышленники и купцы из русских людей были именно из старообрядческих семей, и благодаря трудолюбию, трезвому образу жизни и другим качествам успешно конкурировали с греческо-еврейско-армянским капиталом, исторически сильно развитым.
Старообрядцы — фото с выставки
По различным данным грамотность в старообрядческих поселениях была в несколько раз выше, чем в среде новообрядцев. А знаменитые старообрядческие династии — Морозовых, Кузнецовых, Рябушинских, Шелопутиных, Солдатенковых, Трындиных, Рахмановых, Мельниковых и многие другие внесли огромный вклад в развитии промышленности и торговли в России, а также в ее культурное развитие, являясь активными меценатами и благотворителями. На их деньги строились театры, музеи и больницы, благоустраивались города. Интересное наблюдение — существуют многочисленные примеры, что чем больше в старообрядческих семьях дети отходили от своего векового уклада, начинали жить светской, а то и богемной жизнью, тем быстрей такой род постигало разорение и вырождение. Здесь есть над чем задуматься…
Старообрядцы — фото с выставки
К слову, лично патриарх Никон от реформы ничего не приобрел, он достаточно быстро попал в опалу и был лишен сана. И сама русская новообрядческая церковь тоже вскоре после реформы много потеряла в смысле влияния и самостоятельности, так как при Петре Первом, сыне Алексея Михайловича, должность патриарха была упразднена, а вместо нее был организован Синод, по сути ставший министерством при царе-батюшке, который просуществовал до революции 1917 года. Думается, что вряд ли, являясь чиновничьей единицей, Синод мог быть достаточно авторитетным и самостоятельным в решениях духовным центром…
Некоторые историки пытаются находить положительные результаты реформы. Осмелюсь высказать свое субъективное мнение — положительных итогов реформы для народа, похоже, не было от слова совсем. Не в те ли времена на Руси была заложена плохая традиция проведения антинародных реформ? Определенную выгоду реформа принесла власти светской — самодержавию, и власти церковной в лице греческих патриархов, управляющими православным миром из Константинополя.
Старообрядцы помнят многочисленные обиды, нанесенные им властями за века гонений. Но при этом, подчеркивал гид Евгений, категорически отвергают версии об их помощи в историческом прошлом врагам Российской империи. Одна из таких версий гласит, что во время захвата Москвы французы, в целях подрыва экономики, размещали в Рогожской слободе аппараты по печатанию фальшивых российских денег. А старообрядцы, пользуясь покровительством оккупантов, изымали в это время богатую утварь из церквей нового обряда в свою пользу. Другая версия приписывает старообрядцам огромную роль в финансовой поддержке революционеров, готовивших свержение самодержавия в России.
Еще одно субъективное мнение — данные версии событий сильно искажают реальность, но вполне возможны были действия отдельных старообрядцев или их групп во вред самодержавию, которое являлось для них историческим врагом и обидчиком. По человечески логика их действий объяснима… Финансирование фабрикантом и меценатом Саввой Морозовым революционных социал-демократических и большевистских изданий является историческим фактом. Но это была его личная позиция, не существует доказательств каких-либо массовых скоординированных действий старообрядцев по подготовке революционных событий. В то же время в казачестве, которое, по выражению Льва Толстого, создало империю, и верно служило русскому самодержавию, большой процент составляли старообрядцы.
Евгений рассказывает на Рогожском кладбище о некрополе Морозовых
Захоронения деятелей старообрядческой церкви
Евгений показал нашей группе Покровский собор. Попасть туда можно только с экскурсией, фотографировать запрещено и даже свободно пройтись по нему не разрешили. Во время рассказа гида, достаточно интересного и полного, группа находилась недалеко от входа и богатым убранством храма, иконами и утварью можно было полюбоваться только на расстоянии.
Было рассказано, что в храме хранится около 7000 икон, это огромное собрание! По своему наполнению церковными сокровищами Покровский собор является конкурентом Успенского собора Московского Кремля. Храм выглядит достаточно просторным, но по ощущениям, в доступном обзору пространстве такое количество икон не поместится, видимо, часть находится в запасниках, если корректно так назвать церковные хранилища. Под стеклом в храме находится только четыре иконы, принадлежащие к школе Андрея Рублева. Расписан храм Палехскими мастерами, по объему такой росписи аналогов у него нет.
Территория храма поделена на женскую и мужскую стороны, это правило строго соблюдается. Во время службы в храме используются паникадила — огромные люстры, в которых зажигают свечи. В главном паникадиле храма размещаются 84 свечи большого диаметра, горения которых хватает на 3 службы. А службы у старообрядцев многочасовые. Свечи в паникадило помещаются с помощью лестницы, ровесницы храма.
Праздничная служба в Покровском соборе — фото с выставки
Также поразили огромные свечи весом в пуд, которые ранее использовались у Царских врат храма, сейчас они присутствуют, но не зажигаются. Интересно отметить, что вся утварь храма собрана за счет пожертвований, которые были далеко не всегда от старообрядцев, но и от других жертвователей, например, от крестьян соседнего села Ново-Андроновка. Крестьяне пожертвовали храму после одного случая — когда их село вместе с Рогожской слободой миновал разрушительный ураган, принесший много бед москвичам. Евгений показал, как используются при молитвах подручники — коврики или тонкие подушечки для рук и головы при совершении земных поклонов, вытканные по определенным канонам и с определенной символикой. Рассказал про лестовки — старообрядческие четки, которые прихожане держат в руках для счета молитв.
Власть знакомится с Покровским собором — фото с выставки
У старообрядцев было много духовных лидеров, которые несли свою правду народу вопреки гонениям, пыткам и казням. Самым известным из них, прославившимся талантами проповедника, был протопоп Аввакум. Протопопа Аввакума Петрова (1620–1682) по праву можно отнести к числу наиболее ярких фигур русской истории. По выражению историка С. М. Соловьева «Богатырь-протопоп» продемонстрировал лучшие качества русского человека — несокрушимую волю, силу духа, готовность к самопожертвованию во имя великой идеи.
Сейчас известно более 80 сочинений Аввакума — истолковательные беседы, челобитные, полемические и учительные послания. Но главным произведением Аввакума является его «Житие». Историками и литературоведами признается, что «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», которое появилось по «понуждению» его духовного отца и соратника по борьбе инока Епифания, не просто автобиография, а новое слово в истории русской литературы в целом. Аввакум, сам того не осознавая, выступал новатором, использовал язык народный, подчеркнуто разговорный. «Житие» — это и рассказ о жизни мученика за веру, и исторический источник, характеризующий жизнь русского общества того времени. Сочинения протопопа широко распространялись по Руси и были популярны в народе, люди воспринимали его мысли как правду, а многие как руководство к действию.
К. В. Лебедев «Спор о вере. Никита Пустосвят, Свято-Евфимиев мужской монастырь»
«Житие», как и большое количество других своих сочинений, Аввакум написал в тюрьме Пустозерска, которая представляла собой земляную яму, где он провел последние 15 лет жизни вплоть до гибели на костре. Непонятно, как можно было выжить в условиях земляной тюрьмы, да еще находить силы для борьбы и сочинительства… Какой же духовной и физической силы и удивительного природного здоровья должен быть человек!
Есть свидетельства, что царь-батюшка Алексей Михайлович любил читать сочинения Аввакума, говоря современным языком, был поклонником его литературного дара. Однажды самодержец даже расчувствовался и пустил слезу, читая историю о черной курочке-несушке, которая была единственной живностью семьи Аввакума в ссылке и благодаря которой его дети не умерли с голоду. Может быть поэтому, вследствие указания царя, Аввакуму, в отличие от его товарищей по Пустозерской тюрьме, до казни не был вырван язык и сохранена правая рука, которой он мог записывать свои сочинения… О времена, о нравы…
Поклонный крест в память об атамане донского казачьего войска старообрядце Матвее Ивановиче Платове
Аввакум был сыном простого деревенского священника Петра Кондратьева и глубоко религиозной матери Марии. Ему были совершенно чужды какие-либо проявления конформизма, так свойственные людям. За его прямоту и нежелание прогибаться он еще молодым священником бывал и бит и изгнан из мест служения. Думается, что многим окружающим быть рядом с таким человеком было непросто, он предъявлял высокие требования не только к себе, но и к другим. Но как духовный лидер он идеален — его невозможно было не подкупить, не запугать, хотя и то и другое применялось властями неоднократно… Аввакум без страха и сомнений обличал в грехе и неправде любое тогдашнее начальство вплоть до патриарха и царя, выступал против вседозволенности и беззаконий. Он считал, что власть не освобождает человека от исполнения христианских заповедей и церковного устава, говорил, что «у Бога все равны, от царя до псаря». Много страданий в течение жизни претерпел он за свою бескомпромиссную позицию. Был сослан с семьей на Байкал. В те времена даже добраться до столь далеких мест было подвигом, а выжить там еще сложней…
С. Д. Милорадович «Протопоп Аввакум. Ссылка в Сибирь»
Перед церковным собором 1666 года Аввакума вновь привозят в Москву и опять долго уговаривают отказаться от своих взглядов, но все тщетно. На соборе 1666 года он бесстрашно отстаивал свою позицию, блестяще ведя полемику с реформаторами. Он спросил — зачем они посадили на скамью подсудимых многовековую историю православия на Руси? Ведь если старая вера объявлена неправильной, тогда под их проклятие попадают многочисленные православные святые, которые ее исповедовали, в том числе и такие почитаемые фигуры, как Нил Сорский, Иосиф Волоцкий, Сергий Радонежский. Это выглядело явным абсурдом, даже с точки зрения чистой логики Аввакум был прав.
Не простив Аввакуму упорства, его расстригли (лишили сана) и предали анафеме. Вместе со своими единомышленниками — Лазарем, Феодором и Епифанием он был отправлен в далекий Пустозерск, расположенный близ Северного моря. Но и из тюрьмы Аввакум писал и через верных людей рассылал по всей Руси свои послания соратникам. Например, он поддерживал и утешал письмами боярыню Феодосию Морозову и ее сестру Евдокию Урусову, которых впоследствии уморили голодом в Боровске.
В. И. Суриков «Боярыня Морозова»
После письма к царю Фёдору Алексеевичу, в котором критиковалась царская власть и тогдашний патриарх Иоаким, Аввакум и его соратники были сожжены в срубе в городе Пустозёрске 14 апреля 1682 года.
П. Е. Мясоедов «Сожжение протопопа Аввакума»
Аввакум почитается старообрядческими церквями и общинами как священномученик и проповедник. В селе Григорово Нижегородской области, его родине, Аввакуму установлен памятник, там же проводится ежегодный Аввакумовский праздник. На территории Рогожской слободы около колокольни в настоящее время ведется строительство памятника Аввакуму.
Очень интересные типажи старообрядцев представлены на фотовыставках, одна экспонировалась в доме причта, другая в храме Рождества Христова. На фото очень колоритные персонажи, глядя на них, верится, что это не ряженые позирующие актеры. Возникает ощущение, что эти наследники Аввакума — те русские люди из прошлого, которых совсем не изменили прошедшие века, не сломили гонения и они каким-то чудесным образом оказались среди нас сейчас, став современниками и сохранив лучшие национальные черты. Может быть, это иллюзия, но в нее хочется верить. К сожалению, в нас, как мне кажется, очень мало осталось от наших предков. И это вызывает грусть, ведь что-то очень важное утеряно безвозвратно, а именно — вера предков и традиции. Право, это странно звучит, но почему-то все время нахождения в Рогожской слободе я испытывал какое-то чувство неловкости, даже вины перед старообрядцами…
Дети старообрядцев — фото с выставки
В настоящее время считается, что в России проживают около одного миллиона старообрядцев, еще приблизительно столько же за рубежом. Жизнь разбросала их по всему свету. Старообрядцы проживают в Северной и Южной Америке. Интересно, что небольшая община старообрядцев есть в почти поголовно мусульманском Пакистане, а чернокожие старообрядцы проживают в африканской Уганде.
Удивило, что на фотовыставки, экспонирующиеся в слободе, нет свободного входа, посещение только с экскурсиями, хотя неоднократно во время экскурсии встречались люди, желающие туда попасть. Возможно, это проявление некой степени закрытости старообрядцев, оставшейся со времен гонений.
А. И. Солженицын так писал о последствиях раскола: «В дальнем прошлом (до 17 века) Россия так богата была движениями покаяния, что оно выступало среди ведущих русских национальных черт. (….) Но начиная от бездушных реформ Никона и Петра, когда началось вытравление и подавление русского национального духа, началось и выветривание покаяния, высушивание этой способности нашей. За чудовищную расправу со старообрядцами — кострами, щипцами, крюками и подземельями, еще два с половиной века продолженную бессмысленным подавлением двенадцати миллионов безответных безоружных соотечественников, разгоном их во все необжитые края и даже за края своей земли, — за тот грех господствующая церковь никогда не произнесла покаяния. И это не могло не лечь валуном на все русское будущее. А просто: в 1905 гонимых простили… (И то слишком поздно, так поздно, что самих гонителей это уже не могло спасти.)» К писателю можно относиться по разному, но данную цитату трудно оспаривать…
В 2000 году на Архиерейском соборе Русская православная церковь за рубежом принесла покаяние перед старообрядцами: «Мы глубоко сожалеем о тех жестокостях, которые были причинены приверженцам Старого Обряда, о тех преследованиях со стороны гражданских властей, которые вдохновлялись и некоторыми из наших предшественников в иерархии Русской Церкви… Простите, братья и сёстры, наши прегрешения, причинённые вам ненавистью. (….) Простите обиды, чтобы и мы были свободны от упрёка, тяготеющего над ними. Мы кланяемся вам в ноги и препоручаем себя вашим молитвам. (….) Мы со скорбью признаём, что великое гонение нашей Церкви в прошедшие десятилетия отчасти может быть и Божиим наказанием за преследование чад Старого Обряда нашими предшественниками. Итак, мы сознаём горькие последствия событий, разделивших нас и, тем самым, ослабивших духовную мощь Русской Церкви. Мы торжественно провозглашаем своё глубокое желание исцелить нанесённую Церкви рану…»
В 1971 году на поместном Соборе РПЦ были сняты все проклятия со старых обрядов. Но такого покаяния, как у Русской православной церкви за рубежом, до сих пор озвучено не было. Есть и еще ряд моментов, которые позволяют старообрядцам подозревать РПЦ в политике двойных стандартов, хотя диалог между церквями ведется и многие иерархи РПЦ открыто озвучивают необходимость покаяния. Хорошо уже то, что в настоящее время все гонения на старообрядцев ушли в историю.
Звучат колокола Рогожской слободы