старообрядческий храм во имя святителя николы чудотворца
Храм св. Николы Тверской старообрядческой общины, у Белорусского вокзала (РПСЦ)
Приход
С географической точки зрения храм РПСЦ «на Белорусской» является одним из самых удобно расположенных из сохранившихся до наших дней московских старообрядческих церквей.
В отличие от храма на Остоженке и тем более духовного центра в Рогожской Слободе он находится прямо у выхода из кольцевой ветки метро, хотя далеко не все москвичи знают, что этот храм относится к Русской Православной старообрядческой Церкви.
Настоятель о.Алексей Лопатин и председатель общины А.В. Антонов, 1997 год
Прихожане
Отцы-основатели старообрядческой общины на Белорусской, 1990-е
Прихожане храма на Белорусской, Праздник Рожества Христова в 2013 году
Праздник Свв. Жен-Мироносиц в Никольском храме РПСЦ на Белорусской
Лавка
При храме действует богатая старообрядческая лавка, где продаются книги и церковная утварь.
Ассортимент лавки — самый широкий из всех аналогичных мест в Москве.
Великий русский писатель Димитрий Урушев подписывает свою новую книгу в церковной лавке на Белорусской
На территории храма также дейсвует палатка-филиал Рогожской Трапезной, где всегда можно приобрести свежую выпечку и домашние напитки.
Съестная лавка Хлебушко на Белорусской
Посещение
Храм открыт в течение всей недели, однако на буднях работает только книжная лавка, где также можно поставить свечи и написать записки.
Службы проходят вечером в субботу и в воскресенье, а также по особо чтимым церковным праздникам.
Историческая справка:
Освящал закладку храма во имя св.Николы Чудотворца у Тверской заставы в Москве архиепископ Московский Иоанн (Картушин) 29 июня 1914 г.
16 июня 1996 г. (н.ст.), в воскресный день, на память святаго мученика Лукияна и иже с ним и на воспоминание пренесения мощей св. страстотерпца царевича Димитрия, в Москве состоялось освящение престола во имя святаго славнаго пророка Илии, в приделе под колокольней храма святителя Николы, что на площади у Белорусского вокзала.
Сей храм был возведен в 1914-1921 годах в псковско-новгородском стиле. Его купол и белоснежные стены, подобно жемчужине в драгоценной оправе, сияли, украшая одну из центральных площадей столицы. В 1940 г. храм был закрыт, а вскоре и обезображен: лишён купола, шатра колокольни и других деталей убранства.
В 1992 г. здание было возвращено законному владельцу — Тверской старообрядческой общине храма во имя св. Николы Чудотворца в Москве. Общину организовал сотрудник старообрядческой Митрополии, главный редактор журнала «Церковь» Александр Васильевич Антонов. Начались и ныне ещё далёкие от завершения восстановительные работы, сопряжённые с немалыми трудностями и материальными затратами. Большую помощь в реставрации церковного здания оказало Правительство Москвы.
И вот в возрождаемом храме освящается первый престол… Воскресное богослужение с чином освящения церкви было совершено преосвященнейшим Алимпием, Митролитом Московским и всея Руси, в сослужении протоиерея Леонида Гусева, настоятеля Покровского кафедрального собора (Москва), иереев Алексия Лопатина (настоятеля освящавшегося храма), Леонтия Пименова (Орехово-3уево Московской обл.), диакона Александра Маслова (Москва), нескольких чтецов.
Слаженное пение на двух клиросах осуществлялось под руководством уставщиков М.Ф.Никонова и К.В.Витушкина. К сожалению, скромное по размерам помещение не могло вместить всех молящихся, большинству которых пришлось стоять в притворе, а то и на пороге храма. По окончании первой в новоосвящённой церкви божественной литургии преосвященнейший Митрополит Алимпий обратился к молящимся с кратким словом. В нем было особенно подчеркнуто то обстоятельство, что освящение храма явилось молитвенным выражением упования христиан — старообрядцев на милость Божию к державе Российской.
Участники и гости праздника были приглашены к устроенной попечителями храма трапезе, за которой прозвучало немало теплых слов в адрес организаторов торжества. Особенно же символичным было присутствие здесь нескольких пожилых людей из числа тех прихожан Рогожского кладбиша, которые в раннем возрасте посещали церковь Белорусского вокзала до ее закрытия и разорения. Общим желанием было скорейшее завершение восстановительных работ и освяшение главного престола во имя святителя и чудотворца Николы. Надеемся, что поспешением Божиим это пожелание станет реальностью, а в недалеком будущем „ Москве будет возрожден еще ряд приходов старообрядческой Церкви.
(«Старообрядческий церковный календарь» на 1997 г.)
Храм Николы Чудотворца у Тверской заставы. Бутырский Вал
Конфессия: | Русская Православная старообрядческая Церковь (РПсЦ) |
Адрес: | Москва, Бутырский Вал, 8/3. (Метро Белорусская) |
Год постройки: | 1914 — 1921 |
Храмовой день: | 19 декабря, св. Николы, архиепископа Мир-Ликийских чудотворца |
Настоятель: | иерей Алексей Лопатин |
Телефон: | +7 (495) 332-10-54; +7 (499) 251-06-12 |
В 1993 году храм был передан Русской православной старообрядческой церкви (РПсЦ). Первый молебен в пределе Ильи Пророка состоялся 2 августа 1995 года. При храме работает старообрядческая книжная лавка, а также в определенные дни по расписанию вечерняя школа — катехизические курсы для взрослых.
Председатель общины: Александр Васильевич Антонов.
Первый проект храма был выполнен И. Г. Кондратенко (1856–1916) в 1908 по заказу купца-старообрядца И. К. Рахманова, владевшего участком на стрелке Бутырского Вала и Лесной улицы в стиле белокаменной владимирской архитектуры. Для Кондратенко, строившего десятки доходных домов, это был первый проект в храмовом строительстве. Проект был тогда же утверждён городской управой, но строительство по неизвестным причинам было отложено. Шесть лет спустя, община призвала другого архитектора — А. М. Гуржиенко (1872 — после 1932), который выполнил совершенно иной проект. Для Гуржиенко, специалиста по дорожным работам и перестройкам старых зданий, это был также первый проект храма.
Вероятно, к моменту призвания Гуржиенко уже был завершен нулевой цикл, так как внешние очертания постройки точно совпадают с проектом Кондратенко. Но сам храм выполнен в стиле раннего новгородского зодчества, приближаясь к историческому храму Спаса на Нередице, при этом внутри он бесстолпный (у Кондратенко — шестистолпный). Шатровая колокольня храма также имитирует новгородские звонницы. Строительство в годы Первой мировой войны финансировали П. В. Иванов, А. Е. Русаков и другие. В то время возле Тверской заставы располагались ещё два крупных храма в русском стиле: собор св. Александра Невского (арх. А. Н. Померанцев, 1915) на Миусской площади и Крестовоздвиженский храм при Ямских училищах (1886). Оба уничтожены.
Храмы и общины
Этот проект — наше совместное достояние. Если вы увидели неточность в описаниях или другие наши ошибки, укажите нам на них. Этим вы поможете общему благому делу и внесёте свой вклад в развитие раздела. Электропочта для связи: admin@ruvera.ru
Важно! Данный раздел пополняется информацией и фотографиями из открытых источников, включая народный каталог православной архитектуры sobory.ru, поэтому мы не претендуем на исключительное право авторства, а лишь собираем и систематизируем интересную информацию.
Авторский состав
Программирование и верстка: Юрий Кохов, Дмитрий Шаповаленко, Сергей Смолярчук, Алексей Жиленков
Орфография и наполнение:
Андрей Нестерович
Ирина Косырева
Особая благодарность: Всем, кто откликнулся на наш призыв и прислал информацию о своей общине. Спаси Христос! Без вас этот раздел был бы пуст.
Русская вера и русские традиции: старообрядчество и староверы вчера и сегодня
Последние годы в Росиии, в силу известных политических и экономических событий, растет интерес к своим корням и самоопределению русской нации. Идет поиск тех незыблемых, родных ценностей, которыми так богата наша история, наш народ. Русская культура, русские традиции, русская истрия и русская вера — вот основные тематики, которыми все чаще интересуются наши соотечественники, настоящие русские люди! Старообрядчество является живым примером того созидательного мировоззрения, на котором можно построить прочную и незыблемую патриотическую основу для духовной, культурной и научно-экономической жизни общества.
Сама история старообрядчества показывает невероятные примеры стойкости и патриотизма, защиты делом своей веры и традиций, истории и культуры своей Родины — святой Руси. Уже сейчас многие как светские, так и церковные авторы публикуют материалы, посвященные духовному и культурному наследию, истории и современности старообрядчества. Однако сам феномен старообрядчества, его философия, мировоззрение и особенности терминологии исследованы до сих пор слабо. «Кто такие староверы?» — на этот вопрос пока нет однозначного ответа, понятного для каждого нашего соотечественника.
Сайт «Русская вера» является самым обновляемым источником информации, рассказывающий об истории и современной жизни старообрядчества в целом и старообрядческих согласий в частности, таких как: РПСЦ, РДЦ, ДПЦ, Старопоморы-федосеевцы и другие, а также Старообрядные приходы в лоне РПЦ. Наш проект дает возможность читателю отслеживать актуальные новости старообрядчества, найти прямую дорогу и посетить старообрядческий храм, вспомнить прекрасные русские традиции, прикоснуться к архивным документам и памятникам культуры, каковым является Лицевой Летописный свод (Лицевой свод Ивана Грозного). Сайт первым начал собирать истории и биографии из жизни особо значимых деятелей прошлого (протопоп Аввакум, Митрополит Амвросий) и наших современников (Агафья Лыкова, Митрополит Алимпий). На страницах нашего ресурса можно задать вопрос священнику и побеседовать с единомышленниками. Мы приглашаем всех небезразличных патриотов поддержать нашу идею и объединиться в деле восстановления нашей общей родины — святой Руси!
Храм Николы Чудотворца у Тверской заставы
Храм Нико́лы Чудотво́рца у Тверско́й заста́вы — старообрядческий храм; построен на месте деревянной часовни на Площади Тверской заставы. Возведение храма начато в 1914 году, освящён — в 1921. Является памятником архитектуры.
Содержание
История
Первый проект храма был выполнен И. Г. Кондратенко (1856—1916) в 1908 по заказу купца-старообрядца И. К. Рахманова, владевшего участком на стрелке Бутырского Вала и Лесной улицы в стиле белокаменной владимирской архитектуры. Для Кондратенко, строившего десятки доходных домов, это был первый проект в храмовом строительстве. Проект был тогда же утверждён городской управой, но строительство по неизвестным причинам было отложено. Шесть лет спустя, община призвала другого архитектора — А. М. Гуржиенко (1872 — после 1932), который выполнил совершенно иной проект. Для Гуржиенко, специалиста по дорожным работам и перестройкам старых зданий, это был также первый проект храма.
Вероятно, к моменту призвания Гуржиенко уже был завершен нулевой цикл, так как внешние очертания постройки точно совпадают с проектом Кондратенко. Но сам храм выполнен в стиле раннего новгородского зодчества, приближаясь к историческому храму Спаса на Нередице, при этом внутри он бесстолпный (у Кондратенко — шестистолпный). Шатровая колокольня храма также имитирует новгородские звонницы. Строительство в годы Первой мировой войны финансировали П. В. Иванов, А. Е. Русаков и другие. В то время возле Тверской заставы располагались ещё два крупных храма в русском стиле: собор св. Александра Невского (арх. А. Н. Померанцев, 1915) на Миусской площади и Крестовоздвиженский храм при Ямских училищах (1886). Оба уничтожены.
Храм святителя Николы Чудотворца на Рогожском. Рогожский поселок
Конфессия: | Бывшие старообрядческие храмы |
Адрес: | Москва, ул. Рогожский пос., д. 1а/29 |
Год постройки: | 1776, перестроен в 1866 |
Настоятель: | протоиерей Анатолий Цвиркунов |
Телефон: | +7 (495) 361-36-43 |
Бывший старообрядческий храм во имя святителя Николы Чудотворца на Рогожском кладбище.
Проезд: ст. метро «Марксистская» далее авт. №№ 51, 106, трол. №№16, 26, 63 или микроавтобусы маршрутов до остановки «Старообрядческая улица» или ст. метро «Авиамоторная» далее авт. № 759 до ост. «Старообрядческая, 46».
Никольский храм был первой деревянной церковью, построенной в 1771 г. на Рогожском кладбище. Через пять лет на ее месте на средства купцов-старообрядцев соорудили каменный храм Св. Николы. Более 80 лет церковь принадлежала старообрядцам, однако в середине XIX в. власти передали ее единоверцам.
Пытаясь расколоть старообрядческое общество, правительство утвердило новый закон о купеческих гильдиях, согласно которому купеческий статус могли получить лишь члены синодальной Церкви. Чтобы не потерять купеческие права, часть старообрядцев решила перейти в единоверие. В 1854 г. группа прихожан Рогожского кладбища во главе с купцом Владимиром Андреевичем Сапелкиным (1800-1884) обратилась к синодальным властям с просьбой передать единоверцам один из старообрядческих храмов. 23 сентября 1854 г. при активном содействии митрополита Филарета и городских властей Никольский храм был освящен как единоверческий. Из 36 домов, построенных старообрядцами в Рогожском поселке, 12 передали новой общине. Единоверцы получили из храма и многие древние иконы. В ноябре 1854 г. в единоверие перешел и последний старообрядческий священник Рогожского кладбища Петр Русанов. В начале 1855 г. число единоверцев в новом приходе выросло до 1450 человек. В 1855 г. в храме был устроен придел святого равноапостольного князя Владимира.
Так в Рогожском городке возникла единоверческая церковь, которую всемерно поддерживали церковные и светские власти. В Никольском храме богослужение совершалось по-старому дониконовскому чину, однако в иерархическом отношении он подчинялся московскому митрополиту.
В 1863-1866 гг. на средства купца Никандра Матвеевича Аласина Никольский храм был перестроен по проекту архитектора В.Н. Карнеева. Рядом с храмом возвели высокую трехъярусную колокольню, а своды церкви подняли на три аршина. Вместо Владимирского придела в 1872 г. был устроен северный придел во имя иконы Покрова Пресвятой Богородицы, а в 1881 г. — южный придел во имя Божией Матери Троеручицы. Благодаря обилию декоративных украшений (шатровые навершия с кокошниками на колокольне, оконные наличники, оригинальная обработка барабанов) храм приобрел черты древнерусской постройки XVII в. О сложной истории этого памятника архитектуры напоминает текст на мраморных досках внутри храма. На колокольню были подняты колокола общим весом 660 пудов. Самый большой из них весил 360 пудов.
После революции 1917 г. храм не закрывался, хотя в годы лихолетья были сняты и переплавлены колокола. В 1920-е гг. власти передали Покровский придел Никольской общине беглопоповцев (Древлеправославная Церковь). Главный же храм и южный придел в честь иконы Божией Матери Троеручицы оставались в руках единоверцев, хотя число прихожан уменьшалось с каждым годом. К 200-летию Никольского храма (1971 г.) была проведена реставрация, и в нем состоялось торжественное богослужение единоверцев. В 1960-е гг. единоверцы остались в правом приделе во имя иконы Божией Матери Троеручицы. Тогда же в главный храм и была перенесена икона Божией Матери Троеручицы. В 1988 г. немногочисленная единоверческая община перешла в храм Михайловской слободы Московской области. В 1993 г. община Древлеправославной Церкви (беглопоповцы) также покинула храм и переехала в переданную им властями церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Новокузнецкой улице. Таким образом, Никольский храм Рогожского кладбища постепенно перешел в ведение Московской Патриархии.
В главном Никольском приделе расположены больших размеров иконы Божией Матери Троеручицы, Иверская, Казанская, Всех Скорбящих Радость, Нечаянная Радость, а также икона с пятью изображениями Божией Матери. Здесь же находятся иконы Трех Святителей, священномученика Ермогена (с частицею мощей), благоверной княгини Анны Кашинской (с частицею мощей) и святителя Николая Мирликийского с житием. Образ святителя Николая — древний, северных писем, передан в храм в 1850-е гг. наследником Российского престола великим князем Николаем, сыном императора Александра II. Перед передачей в храм образ был положен митрополитом Филаретом на мощи святителя Алексия в Чудовом монастыре. В храме образ называют «Никола Приснодействующий», то есть всегда действующий. В правом приделе находятся большие иконы Господа Вседержителя, Святителя Николая и почитаемый образ Божией Матери Феодоровской.
В 2007-2008 гг. Покровский придел был отреставрирован — здесь сооружен новый, под старину дубовый иконостас.
В. Ф. Козлов. Москва старообрядческая. Москва. 2011.
Храм Николо-Дорогомиловской старообрядческой общины на Варгунихиной горе (Смоленская) (РПСЦ)
История храма во имя св. Николы Чудотворца Николо-Дорогомиловской Смоленской общины берёт начало от «Смоленской моленной», которая существовала с начала 1840-х годов на Смоленском рынке. Воскресным днём 23 марта 1914 года, по окончании Божественной Литургии, был отслужен молебен Святителю Христову Николе по случаю начала подготовительных работ на закладке храма. По окончании молебна настоятель общинного храма о.Мефодий Лазарев обратился к прихожанам со следующим словом: «Милостью Господа нашего Исуса Христа и по ходатайству Святителя Христова Николы, помолившись Ему, ныне мы приступаем к подготовительным работам для закладки святого храма во имя Святителя Христова Николы». Закладка храма состоялась 18 мая 1914 года.
Бывшая церковь во имя св. Николы Чудотворца на Варгунихинской горе (Смоленская — Дорогомилово).
Церковь старообрядческой Николо-Дорогомиловской Смоленской общины на фото 1920-х годов
Через полтора года, 13 декабря 1915 года архиепископ Мелетий уже освящает новый храм. Архитектор храма: Владимир Дмитриевич Адамович. 1931 год оказался последним в истории деятельности московской Николо-Смоленской старообрядческой общины. Новое время требовало новой реальности. 19 сентября этого года на заседании Президиума Мособлисполкома слушался вопрос о закрытии храма т.к. его здание приглянулось заводу «Напильник» под устройство клуба. Постановление, принятое на этом заседании гласило следуюшее:
Принимая во внимание острую необходимость рабочих завода «Напильник» в помещении для ведения культурно-просветительной работы, пригодность для этой цели здания культа так назыв. Николая на Варгунихиной горе, посещаемого небольшим количеством верующих, которые могут быть переведены в соседнюю церковь по Турчанинову пер. (одной и той же ориентации и толка), наличие соответствующих средств для переоборудования и руководствуясь постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 8.04.1929 г. «О религиозных объединениях», указанную церковь закрыть, а здание передать заводу «Напильник» под клуб….
В конце 1930-х — церковь была снесена.
Первым делом завод «Напильник» спилил с «клуба» купол
На месте храма располагается жилой дом застройки 1960-х годов, вид которого знаком многим, бывающим в районе Киевского вокзала или проезжающим по мосту в сторону Арбата.
Смоленская Улица, около 1935 года. Источник: Музей Истории Транспорта г.Москвы
Такой вид на Киевский вокзал и ТЦ Европейский мог бы открываться сегодня с колокольни уничтоженного старообрядческого храма
История Никольской общины в Дорогомилово
В будущий дом А.А. Пантелеева Никольская старообрядческая моленная была переведена в 1869 г. В конце XIX в. этот дом принадлежал московскому мещанину Ф. Назарову. Моленная располагалась по адресу 2-ой Ростовский, затем 2-ой Тишинский, а с 1922 г. Дорогомилово-Тишинский переулок, дом 5.
Бородинский мост и старая застройка близ Киевского вокзала
В 1909г. была предпринята попытка перестройки жилых строений и церкви с достройкой главы и звонницы, но из-за неурегулированности имущественных отношений между владельцем участка и общиной было принято решение о строительстве на новом месте — Варгунихиной горе. Подробная история храма имеется в брошюре Сергея Сергеевича Михайлова:
СКАЧАТЬ: История Храма Николо-Смоленской старообрядческой общины, что на Варгунихиной горе в Москве. Издательская группа «Археодокciя» Церковное издание, подписано в печать 06.08.06.
Благодарим проект « Старая Москва » за сохранение и публикацию фотографий с комментариями, благодаря которым прошлое для нас оживает и открывается в новых историях.
Летопись одного храма от Михаила Панкратова: Варгунихина гора
Также с удовольствием итируем отличный исторический фото-очерк из блога московского прихожанина Михаила Панкратова : С детства любил Смоленку. Только за то, что приехав на електричке на Киевский вокзал, мы с пацанами шли пешком для економии (как ни как пяточек))) через Бородинский мост — на Смоленскую пл., а дальше через Арбат — на Калининский пр-кт. А там — ЖИЗНЬ! Кинотеатр «Октябрь», кыно, фанта и мороженно в шариках. По старше стали в «Метелицу» ходить на дискотэку, дальше… ну ето уже не интересно.))) Идя по мосту, ощущал неподдельную гордость за нашу страну и был полностью убежден в правильности слов нашей классной руководительницы Майи Алексевны: «Вы должны быть уже благодарны судьбе, што родились в СССР… а то родились бы где-нибудь в Америке… и сидели бы сейчас под забором…» Но разговор сегодня не о том! ))) А просто о красивом месте в Москве. Всегда ли ето место было таким красивым? Скажу больше — оно было еще красивше! 1980-е годыДавным-давно здесь шумел густой лес и вплоть до 16 века эти места были практически не застроены. Но в 1591 году по дороге нынешнего Садового Кольца (то бишь совсем рядом) была возведена крепость вокруг Москвы – Скородом. И эта местность стала «ближним Подмосковьем». А на Смоленской площади находились Смоленские ворота – одни из главных ворот для въезда в столицу. Около ворот возникли стрелецкие слободы (для обороны крепости и самого уязвимого места – ворот) и рынки. Место стало бурно заселяться. А в районе современных Николощеповских переулков возник «Государев Щепной Двор».
Сначала двор был создан исключительно для государевых нужд, но потом его «услуги» стали доступны и простым горожанам. Москва ведь в то время была деревянной. Во время пожаров город выгорал целыми кварталами. И люди оставались на пепелище без крыши над головой. Надо было срочно строить дом. А после пожаров возникала необходимость в течение нескольких дней построить десятки, а иногда и сотни домов. Значит, в Москве должен был иметься запас не просто брёвен, а уже готовых срубов, да ещё в огромных количествах.
Именно сюда, на Варгунихину Гору, по Москва-Реке сплавлялись плоты, брёвна вытаскивали на берег, сушили и делали срубы. После того, как срубы «выстаивались», брёвна пронумеровывали для облегчения последующей сборки, разбирали и складывали в штабеля для последующей продажи.
Построен в 1914-15 годах архитектором Владимиром Дмитриевичем Адамовичем совместно с В. М. Маятом. В начале 19-го века тут жило много староверов поповцев белокрыницкого согласия (ныне РПСЦ). В 1914 году на этом месте началось строительство Никольского староверческого храма на Варгунихе. Уже в конце 1915 года храм был освящён при участии архиепископа Московского Мелетия (Картушина).
Старообрядческий храм Николы Чудотворца, что на Варгунихиной горе (стройка 1915-16гг.) Наверное самая первая фотография церкви. Еще видны строительные леса.
Стоя на самом краю высокой крутой горы он как бы парил над Бородинским мостом и безусловно был главным архитектурным украшением всех этих мест. Рядом с храмом, над самым обрывом, была устроена смотровая площадка, откуда открывался прекрасный вид на Новодевичий монастырь, Воробьёвы и Поклонную горы. В 1931 году храм был закрыт, а его здание передано для устройства клуба рабочих завода с очень революционным названием «Напильник». В конце тридцатых храм был почти полностью снесён. Оставался лишь небольшой предел. В 1941 года в него попала немецкая авиабомба и полностью завершила разрушение храма. После войны гора была почти полностью срыта и здесь были построены те безликие здания, которые вы сейчас и видите. Вот на месте крайнего слева амбара и был выкуплен земельный участок, на котором была построена Никольская церква.
1890 год: Етот же амбар со стороны набережной. 1903 год:1916 год: 1920 год: 1925 год:1928-30 годы:1930-е года: Конец 1930-х: уже срублен купол и звонница(((. 1941 год: 1951 год:1956 год:Читать больше истории от С. С. Михайлова:
СКАЧАТЬ: История Храма Николо-Смоленской старообрядческой общины, что на Варгунихиной горе в Москве.