старообрядческий храм в ярославле в коровниках
Ярославская Свеча
Храмовый комплекс в Коровницкой слободе.
Ярославская старообрядческая община, храм Иоанна Златоуста и Владимирской иконы Божией Матери.
Ярославской Костромской епархии РПСЦ.
адрес: Портовая набережная 2, Ярославль, Ярославская область, Россия
Ярославская Свеча запись закреплена
Интересный Ярославль
Ярославская Свеча запись закреплена
Старообрядческая Община г.Лысьва
«БЛАЖЕНИ МИЛОСТИВИИ, ЯКО ТИИ ПОМИЛОВАНИ БУДУТ»
Дорогие братья и сестры! В этом году нашему Лысьвенскому старообрядческому храму исполняется 10 лет. Это единственный храм в старообрядчестве, освященный во имя преподобномучеников Константина и Аркадия, Шамарских чудотворцев.
Показать полностью.
Со дня освящения церкви в Лысьве, покрестилось около 300 человек, была налажена отопительная система в котельной, для храма было написано около десятка новых икон. Сегодня на воскресную службу приходят и взрослые и дети.
Сейчас наша развивающаяся община нуждается в церковном доме, в котором можно было бы расположить трапезную, воскресную школу и комнаты для приезжающих на богослужение.
Дорогие братья и сестры, помогите нам Христа ради, в постройке церковного дома возле храма, а мы будем молиться за Вас.
Настоятель храма отец Артемий и прихожане города Лысьвы.
+7 999 126 54 20 – Настоятель о.Артемий Казымов
+7 961 758 89 07 – Председатель Наталья Владимировна Котельникова
Номер карты и счета для пожертвований:
Карта Сбербанка: 2202 2032 3828 0590
Получатель: Артем Александрович К.
Также пожертвования можно положить в церковную кружку внутри храма!
Спаси Христос!
Адрес храма: г. Лысьва ул. Зуевская 15А
Ярославская Свеча запись закреплена
Ярославская Свеча запись закреплена
Ярославская Свеча запись закреплена
Ярославская Свеча запись закреплена
Ярославско-Костромская епархия
МЕСТНОЧТИМЫЙ ПРАЗДНИК В ГЛУХОВО
17.09.2021
Показать полностью.
17 сентября Преосвященный Викентий (Новожилов), епископ Ярославско-Костромской и Нижегородско-Владимирский, совершил архиерейское богослужение в церкви Святой Троицы д. Глухово (Ярославская обл.).
Ежегодно в этот день в глуховском храме совершается служба в честь местночтимой иконы Пресвятой Богородицы «Неопалимая Купина». В 1957 году в Глухово был большой пожар, и с тех пор местные люди особо чтут икону «Неопалимая Купина» и молятся образу Божией Матери о заступлении, покровительстве и избавлении от недугов.
В этом году на праздничном богослужении владыке Викентию сослужили: епископ Патермуфий (Артемихин), настоятель храма и благочинный по Ярославской области иерей Тимофей Овчаров, иконом епархии иерей Михаил Витушкин (с. Елохино), благочинный Свердловской области Уральской епархии протоиерей Михаил Татауров (пос. Шамары), иконом Уральской епархии протоиерей Никола Татауров (г. Пермь), иерей Анатолий Потеряев (г. Ярославль), а также диакон Димитрий Коноваев (г. Кострома).
После праздничного богослужения для всех приехавших гостей была организована праздничная трапеза.
«У каких ворот откроют замки. » (Ярославль, храмовый комплекс в Коровниках)
Как-то летом, в один воскресный вечер мы решили съездить в Коровницкую слободу. Ведь большинство туристов стремится именно туда. А я, коренная ярославна, никогда не была там.
В тот вечер, смотря с пляжа около Стрелки на окрашенные розоватым закатом маковки церквушки на фоне сочно-голубого неба, я внезапно поняла, что должна, просто обязана побывать там! Сказано — сделано. К тому же, от центра до Коровников ехать всего минут 10.
Приехали. Маленькие домишки слободки, разбитая дорога…
Вообще странное впечатление оставило это место. Двоякое.
Это для туристов Коровники — бывшая ремесленная слобода, как, должно быть, указано в путеводителях. Ярославцы же понимают под этим названием исправительное учреждение, колонию. Отсюда и отношение соответственное. Потому и мне никогда бы не пришло в голову приехать сюда. Боязно как то, знаете ли… Может быть, от того, и такое неоднозначное впечатление оставили у меня Коровники.
Признаю, сам комплекс — потрясающе красивый. Церковь Иоанна Златоуста — нарядная, добрая, светлая. Монументальное крыльцо, яркие изразцы. Вся такая крепенькая, домашняя, будто светящаяся изнутри. Спело-розовая в лучах заката, стояла на берегу реки, и, казалось, будто пыталась снять весь негатив этого пропитанного горем местечка, будто пыталась закрыть, защитить город от тех лихих людей, что томились за колючей проволокой. Все-таки, недаром около острогов строили церкви, часовни. Эти святыни, наверное, были призваны снять тяжелую энергетику замкнутых мест…
ЦЕРКОВЬ ИОАННА ЗЛАТОУСТА
в Коровниках (Ярославль)
Находится на Портовой набережной ( бывш. Которосльная набережная), 2 за Которослью. Два здания пятиглавых храмов, Святые ворота и колокольня образуют единый архитектурный ансамбль, один из лучших в русской архитектуре XVII в.
Холодная церковь Иоанна Златоуста построена в 1649—1654 на средства ярославских посадских людей Ивана и Федора Федоровых Неждановских. Храм пятиглавый, окруженный с трех сторон просторными галереями. С запада, юга и севера устроены нарядные крыльца. Южный придел был освящен во имя Великой княгини Ольги, северный — во имя Зачатия Иоанна Предтечи. Оба придела увенчаны шатрами.
Теплая церковь двухэтажная, с пятью глухими главами, построенная в 1669, посвящена иконе Владимирской Богоматери. С южной стороны алтаря был устроен придел во имя Николая Чудотворца. На линии, соединяющей холодную и теплую церкви, находятся Святые ворота.
Шатровая восьмигранная колокольня высотой 37 м сооружена в 70-е XVII в. на средства семейства Неждановских. Колокола для нее отливались на сибирских заводах Демидовых. Самый большой из них имел вес 200 пудов. Колокольня Златоустовского храма за стройность и изящество форм получила название « Ярославская свеча».
Объемы отдельных частей летнего Златоустовского храма собраны в единую симметричную компактную группу. С востока к основному кубу храма примыкают приделы, имеющие глухое шатровое завершение. С трех сторон храм опоясывает невысокая галерея, входы в которую оформлены в виде крылец с высокими двускатными крышами. Нарядные арки крылец украшены декоративными фигурными висячими гирьками. Окно центральной алтарной апсиды обрамлено единственным в своем роде изразцовым цветным наличником размером 5×8 м, непревзойденным шедевром изразцового искусства Ярославля. Первоначальное позакомарное перекрытие храма позже было заменено плоской четырехскатной крышей. Особую выразительность силуэту не имеющего подклета храма придает то, что высота центрального барабана с главой превосходит высоту стен основного объема. Впервые примененный при строительстве Златоустовской церкви, этот прием затем нашел повторение во многих храмах Ярославля.
Пологие арки галереи поддерживаются мощными кубышками, имеющими форму огромных ваз на кубических основаниях. Впоследствии арочные проемы были заложены, в новых стенах сделаны 9 окон. Формы их наличников отличаются пышностью и изяществом и не повторяются, хотя выложены они из ограниченного количества одних и тех же деталей. В конце XVII в. храм получил новые элементы декора, в частности, изразцовый фриз крылец, украшенные разноцветной керамикой тонкие колонки на углах западного фасада и изразцовые вставки в ширинках галерей.
По структуре восточный фасад церкви Владимирской Богоматери напоминает фасад храма Иоанна Златоуста, но Владимирская церковь практически лишена декоративного убранства.
Святые ворота увенчаны двумя ярусами восьмигранников с главкой. Их фасады украшены резным кирпичом и изразцами.
Златоустовская стенопись, выполненная в период расцвета в России стиля барокко, не избежала некоторого влияния этого стиля, однако исполнена в иконной традиции. Иконографическая схема росписи превосходно согласована с архитектоникой церкви. Стенопись отличается исключительным богатством сюжетной тематики, включая более 500 иконографических композиций.
В куполе церкви впервые в Ярославле вместо традиционных « Вседержителя» и «Саваофа» написано « Коронование Богоматери». В простенках между окнами барабана в овальных медальонах праотцы в два ряда, в нижней части барабана пророки. На парусах евангелисты, на восточной лобовой части паруса « Спас на убрусе», на остальных ангелы с мечами и зерцалами, вписанные в овалы. На западной подпружной арке купола написано « Сошествие Святого Духа на апостолов», а на восточной — первый ( из 12) член « Символа веры». Остальные 11 иллюстрированы в люнетах стен. Расположение праздников на сводах не вполне традиционно. На северо-востоке помещены « Благовещение» и «Вознесение», на юго-востоке « Рождество Христово» и «Воскресение», на северо-западе « Покров» и «Рождество Богородицы» с апокрифическими сценами молитвы Иоакима и Анны и трапезы в честь Рождества, на юго-западе « Воздвижение Креста» и «Сретение», на западном своде « София созда себе дом».
Подпружные арки и столпы, разбитые на 5 ярусов, заполнены 58 сценами деяний апостолов. В нижнем ярусе столпов на сторонах, обращенных к алтарю, помещены тронные изображения Христа и Богоматери.
Стены церкви, включая люнеты, разбиты на 8 ярусов. Шесть из них, а на западной стене семь — сюжетные. Их ширина около 1,2 м. Седьмой ярус на северной и южной стенах представляет из себя орнаментальный фриз ( 0,9 м), восьмой ( 1,1 м) — подзор из полотенец. Второй и третий ярусы иллюстрируют Новый Завет, включая притчи и Страсти Христовы. Четвертый ярус посвящен богородичной теме. Сюжетика его навеяна двумя литературными источниками: «Сказанием о Богоматери Владимирской» и «Чудесами Богородицы» из книги И. Галятовского « Небо новое». В первом из названных циклов авторы росписи обратились к сюжетам русской истории, которые приобрели популярность в ярославской фреске в XVII в. Иконографические образцы этого цикла заимствованы с клейм иконы Богоматери Владимирской в деянии ( 1654), написанной для иконостаса Златоустовской церкви еще при строителях купцах Неждановских. Изображением элементов русского быта отмечены такие сцены, как « Перенесение иконы из Владимира в Москву», «Остановка коней на реке Клязьме», «Разрушение Золотых ворот во Владимире», «Битва Андрея Боголюбского с булгарами», «Избавление Руси от Темир-Аксака», «Видение князю Всеволоду иконы Богоматери» и др. На откосах окон в этом ярусе иллюстрированы западноевропейские новеллы, посвященные чудесам Богоматери: «Изгнание семи бесов из Марии Магдалины», «О человеке лихом Якове во Италии», «Об излечении руки Иоанна Дамаскина», «О девице Ефимии», «О видении отроку Валентину Богородицы и младенца с яблоком» и др.
Седьмой ярус западной стены согласно ярославской традиции иллюстрирует 6 картин « Песни Песней», на сей раз он дополнен пятью сценами из жития княгини Ольги.
Смелое новаторство проявил знаменщик в оформлении 12 больших окон церкви. На подоконниках он поместил вместо традиционного травного узора 12 овальных медальонов, где в пышных барочных рамах, напоминающих портретные, представлены ветхозаветные пророки. В арках окон размещены изображения знаменитых богородичных икон, поддерживаемых летящими ангелами. На южной стене это иконы Толгская, Федоровская, Тихвинская и Троеручица, на западной — Казанская, Донская, Ярославская и Иерусалимская, на северной — Корсунская, Знамение, Смоленская и Владимирская. В арках входных порталов помещены композиции: южной — «Недреманое око», западной — «Троица Ветхозаветная», северной — «Положение во гроб».
В конхе центрального алтаря помещен сюжет « О тебе радуется», в верхнем регистре апсиды изображения на литургические темы, захватывающие и часть западной стены, а в нижнем — вселенские святители. На западной стене над порталом — композиция « Достойно есть». В боковых частях алтаря изображения расположены следующим образом: в конхе жертвенника « Се агнец», на своде « Похвала Богоматери», на стене житийный цикл неизвестного преподобного из 10 сцен и архидиаконы, на западной ее стороне — «Неопалимая купина», при выходе из жертвенника в главный алтарь « Кирилл и Афанасий Александрийские» и «Видение Ефрема Сирина о раздроблении просфор», диаконник расписан изображениями преподобных.
В северном Зачатьевском приделе изображение в конхе утрачено, на стенах фигуры ростовских и вселенских святителей. На паперти церкви расписаны только наружные стены четверика храма. В тимпанах западной паперти сцена Страшного Суда в виде отделения овец от козлищ, а также « Сошествие во ад» и «Суд над Христом», по сторонам портала ангелы, охраняющие вход. На южной паперти — «Собор апостолов» и «Обретение Казанской иконы». На северной — «БогоматерьТолгская» ( над порталом) и «Ярославские чудотворцы». На паперти церкви находятся белокаменные резные надгробия членов семьи храмоздателей Неждановских, захороненных здесь в XVII в.
Пятиярусный иконостас Златоустовской церкви конца XVII — начала XVIII вв. принадлежит к числу шедевров ярославского декоративного искусства. Резьба выполнена в формах, переходящих в круглую скульптуру. Орнамент состоит из виноградной лозы и цветочных гирлянд. Особенно красивы царские врата, в резьбе которых использован мотив цветущего подсолнечника. Большинство икон в иконостасе написаны в XVII — XVIII вв. Некоторые иконы местного ряда исполнены знаменитым изографом Семеном Спиридоновым Холмогорцем.
Церковь закрыта в 1935.
В 1992 передана Русской Православной Старообрядческой церкви.
Вы можете помочь проекту, поделившись фотографиями, документами, воспоминаниями, собственными материалами и даже ссылками на известные Вам публикации по теме этой статьи. Пишите нам.
Нашли ошибку или опечатку? Выделите текст и кликните по значку, чтобы сообщить редактору.
Ярославль. Храм Иоанна Златоуста в Коровниках
Ярославль. Храм Иоанна Златоуста в Коровниках
Адрес: Ярославль, Портовая набережная, 2
Годы строительства: 1649-1654
Стиль: Древнерусское зодчество, ярославское зодчество
Находится на Портовой набережной (бывшая Которосльная набережная), 2; за Которослью, в слободе, служившей в прошлом для выгона городского скота и потому называвшейся Доиловой или Коровницкой. Два каменных пятиглавых храма с колокольней и Святыми воротами. Холодная церковь Иоанна Златоуста построена в 1649–1654 годах на средства ярославских посадских людей Ивана и Федора Федоровых Неждановских. Храм пятиглавый, окруженный с трех сторон просторными галереями. С запада, юга и севера устроены нарядные крыльца. Южный придел был освящен во имя Великой княгини Ольги, северный – во имя Зачатия Иоанна Предтечи. Оба придела увенчаны шатрами. Теплая церковь двухэтажная, с пятью глухими главами, построенная в 1669 году, посвящена иконе Владимирской Богоматери. С южной стороны алтаря был устроен придел во имя Николая Чудотворца. На линии, соединяющей холодную и теплую церковь, находятся Святые ворота. Шатровая восьмигранная колокольня высотой 37 м сооружена в 70-е годы XVII века на средства семейства Неждановских. Колокола для нее отливались на сибирских заводах Демидовых. Самый большой из них имел вес 200 пудов. Колокольня Златоустовского храма за стройность и изящество форм получила название «Ярославская свеча». Два здания храмов, Святые ворота и колокольня образуют единый архитектурный ансамбль, один из лучших в русской архитектуре XVII века. Наиболее полно композиционное единство всех частей ансамбля зрительно воспринимается с востока, со стороны Волги. Объемы отдельных частей летнего Златоустовского храма собраны в единую симметричную компактную группу. С востока к основному кубу храма примыкают приделы, имеющие глухое шатровое завершение. С трех сторон храм опоясывает невысокая галерея, входы в которую оформлены в виде крылец с высокими двускатными крышами. Нарядные арки крылец украшены декоративными фигурными висячими гирьками. Окно центральной алтарной апсиды обрамлено единственным в своем роде изразцовым цветным наличником размером 5х8 м, непревзойденным шедевром изразцового искусства Ярославля. Первоначальное позакомарное перекрытие храма позже было заменено плоской четырехскатной крышей.
Особую выразительность силуэту, не имеющему подклета храму, придает то, что высота центрального барабана с главой превосходит высоту стен основного объема. Впервые примененный при строительстве Златоустовской церкви, этот прием затем нашел повторение во многих храмах Ярославля.
Пологие арки галереи поддерживаются мощными кубышками, имеющими форму огромных ваз на кубических основаниях. Впоследствии арочные проемы были заложены, в новых стенах сделаны 9 окон. Формы их наличников отличаются пышностью и изяществом и не повторяются, хотя выложены они из ограниченного количества одних и тех же деталей. В конце XVII века храм получил новые элементы декора, в частности, изразцовый фриз крылец, украшенные разноцветной керамикой тонкие колонки на углах западного фасада и изразцовые вставки в ширинках галерей.
По структуре восточный фасад церкви Владимирской Богоматери напоминает фасад храма Иоанна Златоуста, но Владимирская церковь практически лишена декоративного убранства.
Святые ворота увенчаны двумя ярусами восьмигранников с главкой. Их фасады украшены резным кирпичом и изразцами.
Согласно храмовой летописи, фрагментарно сохранившейся в алтаре, роспись церкви была произведена в 1732–1733 годах артелью ярославских мастеров во главе с Алексеем Ивановым Сопляковым. В 1840 и 1863 годах фрески были поновлены в клеевой технике. В конце 1960-ых годов живопись реставрирована бригадой В.И.Васина.
Златоустовская стенопись, выполненная в период расцвета в России стиля барокко, не избежала некоторого влияния этого стиля, однако исполнена в иконной традиции. Иконографическая схема росписи превосходно согласована с архитектоникой церкви. Стенопись отличается исключительным богатством сюжетной тематики, включая более 500 иконографических композиций. В куполе церкви впервые в Ярославле вместо традиционных «Вседержителя» и «Саваофа» написано «Коронование Богоматери». Расположение праздников на сводах не вполне традиционно. На северо-востоке помещены «Благовещение» и «Вознесение», на юго-востоке «Рождество Христово» и «Воскресение», на северо-западе «Покров» и «Рождество Богородицы» с апокрифическими сценами молитвы Иоакима и Анны и трапезы в честь Рождества, на юго-западе «Воздвижение Креста» и «Сретение», на западном своде «София созда себе дом». Подпружные арки и столпы, разбитые на 5 ярусов, заполнены 58 сценами деяний апостолов. Стены церкви, включая люнеты, разбиты на 8 ярусов. Шесть из них, а на западной стене семь – сюжетные. Их ширина около 1,2 м. Седьмой ярус на северной и южной стенах представляет из себя орнаментальный фриз (0,9 м), восьмой (1,1 м) – подзор из полотенец. Второй и третий ярусы иллюстрируют Новый Завет, включая притчи и Страсти Христовы. Четвертый ярус посвящен богородичной теме. Сюжетика его навеяна двумя литературными источниками: «Сказанием о Богоматери Владимирской» и «Чудесами Богородицы» из книги И.Галятовского «Небо новое». В первом из названных циклов авторы росписи обратились к сюжетам русской истории, которые приобрели популярность в ярославской фреске в XVII веке. Иконографические образцы этого цикла заимствованы с клейм иконы Богоматери Владимирской в деянии (1654 г.), написанной для иконостаса Златоустовской церкви еще при строителях купцах Неждановских. Изображением элементов русского быта отмечены такие сцены, как «Перенесение иконы из Владимира в Москву», «Остановка коней на реке Клязьме», «Разрушение Золотых ворот во Владимире», «Битва Андрея Боголюбского с булгарами», «Избавление Руси от Темир–Аксака», «Видение князю Всеволоду иконы Богоматери» и др. На откосах окон в этом ярусе иллюстрированы западноевропейские новеллы, посвященные чудесам Богоматери. Пятый и шестой ярусы посвящены храмовой теме – житию Иоанна Златоуста. При создании этого цикла перед руководителем артели стояла композиционно очень сложная задача – размещение на сравнительно небольшом участке трех стен восьмидесяти сюжетных клейм. Знаменщик постарался не упустить ни одной подробности богатой событиями жизни святого. Свой подробный рассказ он построил на фоне сильно вытянутых по вертикали, изящных и хрупких архитектурных кулис, где через каждые 40–45 см изображается новый сюжет из жизни патрона храма, появляется новый город, новые люди. Седьмой ярус западной стены согласно ярославской традиции иллюстрирует 6 картин «Песни Песней», на сей раз, он дополнен пятью сценами из жития княгини Ольги.
Смелое новаторство проявил знаменщик в оформлении 12 больших окон церкви. На подоконниках он поместил вместо традиционного травного узора 12 овальных медальонов, где в пышных барочных рамах, напоминающих портретные, представлены ветхозаветные пророки. В арках окон размещены изображения знаменитых богородичных икон, поддерживаемых летящими ангелами. На южной стене это иконы Толгская, Федоровская, Тихвинская и Троеручица, на западной – Казанская, Донская, Ярославская и Иерусалимская, на северной – Корсунская, Знамение, Смоленская и Владимирская. В конхе центрального алтаря помещен сюжет «О тебе радуется», в верхнем регистре апсиды изображения на литургические темы, захватывающие и часть западной стены, а в нижнем – вселенские святители. В селе Зачатьевском приделе изображение в конхе утрачено, на стенах фигуры ростовских и вселенских святителей. На паперти церкви расписаны только наружные стены четверика храма. В тимпанах западной паперти сцена Страшного Суда в виде отделения овец от козлищ, а также «Сошествие во ад» и «Суд над Христом», по сторонам портала ангелы, охраняющие вход. На южной паперти – «Собор апостолов» и «Обретение Казанской иконы». На северной – «БогоматерьТолгская» (над порталом) и «Ярославские чудотворцы». На паперти церкви находятся белокаменные резные надгробия членов семьи храмоздателей Неждановских, захороненных здесь в XVII веке.
Пятиярусный иконостас Златоустовской церковь конца XVII–начала XVIII веков принадлежит к числу шедевров ярославского декоративного искусства. Резьба выполнена в формах, переходящих в круглую скульптуру. Орнамент состоит из виноградной лозы и цветочных гирлянд. Особенно красивы царские врата, в резьбе которых использован мотив цветущего подсолнечника. Большинство икон в иконостасе написаны в XVII–XVIII веках. Некоторые иконы местного ряда исполнены знаменитым изографом Семеном Спиридоновым Холмогорцем.
Церковь закрыта в 1935 году. В 1992 году передана Русской Старообрядческой церкви.
Храмовый комплекс в Коровницкой слободе – жемчужина древнерусского зодчества
Адрес: Россия, Ярославская область, Ярославль, Портовая набережная, 2
Основные достопримечательности: храм Иоанна Златоуста, храм Владимирской иконы Божией Матери, колокольня, Святые ворота
Координаты: 57°36’40.8″N 39°54’21.6″E
История храмов в Коровницкой слободе
Храмовый ансамбль строился постепенно – в течение нескольких десятилетий. Место, где он был создан, известно с XVI века. Старинную слободу поначалу называли Доиловой, а позже – Коровниками. Живущие здесь ярославцы разводили коров, огородничали, ловили рыбу, а также были хорошими ремесленниками. В слободе жили умелые гончары и мастера, изготавливавшие удивительные по красоте керамические изразцы.
Храмовый комплекс в Коровницкой слободе вид с Волги
Известно, что в Коровниках существовала деревянная церковь. Ее пределы были освящены в честь Иоанна Златоуста и Владимировкой иконы Богоматери. Сведения об этом сохранились на древнем колоколе, изготовленном для храма еще в 1622 году.
В начале прошлого века известный российский фотограф Сергей Михайлович Прокудин-Горский путешествовал по древним русским городам. Благодаря проделанной им работе, сегодня мы можем любоваться видами храмов в Коровниках, запечатленными на очень редких в те времена цветных фотографиях. На них видно, что фасады церквей в те времена были побелены, и декоративное красно-кирпичное «узорочье» контрастно выделялось на фоне строгих светлых по тону стен.
Храмовый комплекс в Коровницкой слободе
В годы советской власти (с 1935 года) церкви долгое время оставались закрытыми и использовались для складов. Сейчас восстановлением храмового комплекса занимается старообрядческая община.
Храм Иоанна Златоуста
Первым в Коровницкой слободе появился Златоустьинский храм. Его строительство растянулось на 5 лет, и церковь освятили в 1654 году. Ктиторами храма стали богатые ярославские купцы братья Неждановские. Благотворители не поскупились, и церковь получилась роскошной. Особенно красивыми были полицветные керамические изразцы, которыми храм украсили снаружи.
И хотя за три с половиной века Златоустьинская церковь неоднократно перестраивалась, ее первоначальные пропорции и декор не были утрачены, и продолжают радовать любителей древнерусского зодчества по сей день. Более того, поздние реконструкции сделали этот храм еще наряднее, и он по праву считается одним из самых красивых храмов не только в Ярославле, но и во всей России.
Храм Иоанна Златоуста
Внешне эта церковь декорирована в традициях «русского узорочья», что было характерным для храмового допетровского зодчества. Однако настоящую славу ей принес большой керамический наличник из пятицветной глазури, закрепленный на алтарной части. Это настоящее произведение искусства, выполненное с большим мастерством! Знаменитый наличник имеет довольно большие размеры и сделан, спустя 40 лет после возведения храма.
Внутри можно увидеть старинный резной иконостас, который ярославские мастера вырезали на рубеже XVII-XVIII веков, а также живописные фрески. Сегодня в Златоустьинском храме проводят старообрядческие богослужения.
Храм Владимирской иконы Божией Матери
Прихожанам был нужен храм для богослужений в холодное время года, и Владимирская церковь стала второй в Коровниках (1669 год). Зодчие, возводившие этот храм, ставили задачу получить гармоничный ансамбль с уже существовавшей в слободе церковью Иоанна Златоуста. Задача была успешно решена, но новая церковь получилась очень высокой. Протапливать зимой такие объемы было делом непростым. Поэтому, спустя некоторое время, храм поделили на два этажа. Внизу шли богослужения, а верхний этаж использовался как чердак.
Владимирскую церковь построили южнее Златоустьинской. И с западной стороны к ней пристроили традиционную для зимних храмов трапезную. Хотя по размерам и пропорциям вторая церковь почти копирует первый храм, смотрится она гораздо скромнее, так как не имеет папертей, приделов и роскошного декора.
Храм Владимирской иконы Божией Матери
Внутренние помещения Владимирского храма расписали только в конце XVIII века. Примечательно, что большую часть живописных работ выполнили местные мастера-изографы Василий Сарафанников и Ефим Сопляков. Последний приходился внуком известному Алексею Соплякову – автору фресок в Златоустьинской церкви. В XIX веке к Владимирскому храму пристроили придел, освященный в честь Николая Чудотворца.
В 2000 году престол церкви был освящен, и сейчас в нем проводятся старообрядческие богослужения. А совсем недавно окна храма украсили современными цветными витражами.
Ярославская свеча
Центр всей храмовой композиции занимает высокая колокольня, поднимающая к небу на 37 м. Горожане называют это стройное шатровое сооружение «ярославской свечей». Согласитесь, в России не много колоколен с собственными именами. «Свеча» стоит с запада от обоих храмов, на одинаковом расстоянии от каждого. Ее отдельное положение было задумано с самого начала. Основание колокольни представляет собой лаконичный восьмигранный столп, словно растущий из-под земли. Венчает его ажурный шатер с тремя рядами прорезанных люкарн или слуховых отверстий и выразительным ярусом звонов. Их арки также богато отделаны кирпичными полуколонками и завершаются живописными кокошниками.
Декор основания колокольни наоборот очень скромен и состоит всего из нескольких маленьких по размеру окошек. Он отделен от пышно декорированного шатра широким поясом кирпичного «узорочья» с цветными изразцовыми вставками.
В прежние времена на «ярославской свече» размещалось пять колоколов, отлитых на уральских заводах, которые принадлежали Демидовым. Самый большой из них весил 200 пудов. Мощный колокольный звон был слышен далеко вокруг. В XX веке несколько десятков лет «ярославская свеча» простояла без колоколов. И, наконец, усилиями прихожан в сентябре 2015 года новые колокола водрузили на свое законное место, и колокольня зазвучала вновь.
Святые ворота
Низкая ограда стала завершающей постройкой храмового комплекса, которая придала ему законченность и цельность. Святые ворота сделали в самом конце XVIII века в традициях «нарышкинского барокко». Они размещены на одной линии с колокольней. Ворота, как и все строения ансамбля, богато украшены кирпичным «узорочьем» и поливными изразцами. Строители позаботились о том, чтобы со стороны Волги Святые ворота выглядели достаточно приземисто, подчеркивая величественность и торжественность двух главных храмов.
Современное состояние храмового комплекса и режим его посещения
Сегодня церкви в Коровниках используются для проведения старообрядческих богослужений. Кроме того, здесь ведутся реставрационные работы. Внутрь храмов, особенно простым туристам, попасть не просто.
Святые ворота, храм Иоанна Златоуста
Как добраться
Храмовый комплекс расположен в Ярославле на Портовой набережной, 2, неподалеку от берега Волги.
На автомобиле. Со стороны Москвы в Ярославль ведет федеральная трасса М8. В городской черте она носит название Московского проспекта. Не доезжая до моста через реку Коротосль, с него нужно повернуть направо – на Малую Пролетарскую улицу. По ней, а также по улицам Мельничной и Златоустьинской через 1,7 км можно выехать к храмам Коровницкой слободы.
На поезде. От Москвы до Ярославля железнодорожные экспрессы доходят за 3 ч. 16 мин. Дорога на обычном поезде занимает от 4 до 5,5 часов. От Московского вокзала в Ярославле расстояние до храмового комплекса составляет 2,7 км. Сюда можно пройти пешком или же подъехать на такси.