старообрядческий храм в казани
Покровский собор в Казани
Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Покровский собор) является одним из двух храмов Русской Православной Старообрядческой Церкви в Казани. Собор построен в начале XX века в характерной архитектуре православных сооружений того времени.
Покровский собор в Казани имеет пять глав и три нефа, над входом — колокольня. Стиль сооружения называют по-разному: эклектикой, неорусским, национальным романтизмом или псевдорусским. Основная часть имеет два этажа, пристройки — по одному. Храм выполнен в двух цветах: стены сделаны из красного кирпича, а черные купола придают строгость общему виду.
История
Строительство собора в Казани относится к 1905–1909 годам. До этого времени приверженцы старообрядства не могли построить храм, так как это было запрещено. Возведение сооружения стало возможным после принятия в 1905 году указа о веротерпимости. С этого момента раскольников стали называть старообрядцами, их положение было узаконено, в Казани, как и по всей стране, были зарегистрированы общины. Начался сбор средств на строительство, и уже в 1907 году состоялась закладка храма. Спустя 2 года проведено освящение во имя Покрова Пресвятой Богородицы и явления Ее иконы во граде Казани.
На самом деле, Покровский храм старообрядцев в Казани возводился не с нуля, а был перестроен из другого сооружения. Участок с деревянным домом, где позднее построили храм, принадлежал старообрядцам-купцам. Один из них и заложил здесь в конце XIX века склад. В этом месте тайно проводили службы, так как официально старообрядцам не разрешалось строить моленные. После получения разрешения на строительство храма, это сооружение стало основой будущего старообрядческого собора.
После революции судьба Покровского храма Казани сложилась печальным образом. Сначала, в 1922 году, были изъяты все ценности, содержащие серебро: оклады икон, кадила, монеты и другая религиозная утварь. А в скором времени было принято решение о закрытии храма. Впоследствии помещение использовалось для хранения документов госархива Татарской АССР. В период Великой Отечественной войны в собор перевезли архивы, которые эвакуировали в Казань. Тогда храм был закрыт для посторонних, его окружал забор. Существует версия о том, что в этом закрытом помещении сотрудники КГБ расстреливали людей, но официальных подтверждений этому факту нет.
После 1996 года Казанско-Вятская епархия РПСЦ восстановилась, общине старообрядцев Казани вернули собор Покрова Пресвятой Богородицы. В это время храм стал главным старообрядческим сооружением в Казани, то есть кафедральным, начались реставрационные работы. По отзывам туристов, ремонт собора длится очень долго, до сих пор проход внутрь ограничен, службы не ведутся. Планировалось, что в 2009 году Освященный собор будет проходить в Покровском соборе Казани, но из-за незаконченных восстановительных работ Старообрядческой церкви пришлось отказаться от этой идеи.
Сейчас Покровский собор Казани признан памятником архитектуры республиканского значения. Планируется открытие музея казанского старообрядчества в цокольном этаже храма. Экспозиция будет рассказывать об истории православия в Казани и окрестностях, расколе РПЦ, становлении старообрядчества и его развитии до начала XXI века. Здесь можно будет увидеть старинные книги, иконы, церковные одеяния. В прилегающих зданиях хотят создать бесплатную социальную столовую и воскресную школу. Перед храмом есть сквер, в котором был установлен памятник митрополиту Андриану.
Как добраться до Покровского собора Казани
Храм находится в Вахитовском районе города по адресу: ул. Старообрядческая, 17 (старое название: ул. Старая), на пересечении с ул. Ульянова-Ленина, 11. Доехать сюда можно на общественном транспорте:
Доехать до казанского собора Покрова Пресвятой Богородицы можно на метро: станция «Площадь Тукая» Центральной линии расположена в 600 метрах.
Чтобы добраться до Покровского храма старообрядцев в Казани, можно заказать поездку через сервисы такси: Яндекс. Такси, Максим, Такси Везёт, Uber, Gett.
Панорамный вид на собор Покрова Пресвятой Богородицы в Казани:
Видеосъемка с воздуха Покровского собора Казани:
Казанские староверы: собрания на «складе», конфискованные храмы и сожжение тридцати старообрядцев
Заметки о казанских старообрядцах. Часть 1
Одной из самых малоизученных религиозно-культурных общин Казани, но заметно повлиявших на историю города, остаются старообрядцы различных направлений. Казалось бы, такие же русские люди, православные, но не приемлющие никонианские нововведения, за что жестоко преследовались несколько столетий церковью и светскими властями. Краевед и колумнист «Реального времени» Лев Жаржевский после заметок о еврейской общине новую авторскую колонку посвятил именно староверам Казани.
Под старообрядчеством понимается совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной церкви, отвергающих предпринятую в 1650—1660 годах патриархом Никоном и царем Алексеем Михайловичем церковную реформу. Сейчас старообрядчество многими воспринимается как некая интересная этнографическая подробность, и лишь те, кто дает себе труд кое-что почитать о нем, понимает, насколько большую роль сыграл церковный раскол в русской истории: государство было потрясено чуть ли не до основания.
Старообрядчество играло большую роль в истории Казани. Не имея возможности для подробного и последовательного изложения, разумно будет провести некую экскурсию по местам, связанным с казанскими старообрядцами. Начнем с Суконки.
Портрет партиарха Никона с братией Вознесенского монастыря, начало 1660-х. Фото augustborg.ru
Суконная слобода
Издавна старообрядцы различных течений (поповцы, беспоповцы) селились в Суконной слободе. Известно, например, что старообрядец Крохин, дом которого находился у Георгиевской церкви, укрывал беглого Емельяна Пугачева. Наиболее плотно старообрядцы селились в районе кварталов 75-го, 121-го, 122-го, 118-го кварталов.
Дискриминационная политика властей ущемляла старообрядцев как в гражданском, так и в религиозном отношении. Последнее проявлялось, в частности, в запрете на строительство церквей и других молитвенных зданий. Старообрядцам приходилось приспосабливать жилые помещения под богослужебные (например, дом Карпова на Большой Проломной). В этом смысле характерна история возведения нынешнего кафедрального собора Казанско-Вятской епархии Русской православной старообрядческой церкви, на истории собора которой стоит остановиться подробней.
Согласно документам Национального архива РТ (Ф.98 Оп. 1 Д. 1877 Л. 382), в 1877 году место будущего собора принадлежало купцу-старообрядцу Евлампию Алексеевичу Хворову, построившему на этом участке двухэтажный деревянный дом (Ф.98 Оп. 1 Д. 734 Л. 154). В 1884 году другой купец-старообрядец Андрей Иванович Володин возводит «складочное место», представляющее собой большое двухэтажное в два света строение. Так была построена основа здания собора.
И только более чем через два десятилетия удалось продолжить строительство храма. После обнародования в 1905 году манифеста о веротерпимости в ноябре 1906 года был открыт подписной лист пожертвований на строительство храма. В июле 1907 была совершена его закладка, а в сентябре 1909 года собор был освящен во имя Покрова Пресвятой Богородицы и славного явления чудотворной иконы ее во граде Казани (впоследствии его обычно называли храмом Пресвятой Богородицы). Несколько необычный вид храму придало то, что он не возводился заново, а перестраивался из существовавшего (упомянутого выше) здания «складочного места».
Чуть позже на ул. Вознесенской (ныне ул. Островского, 81) по проекту казанского губернского инженера Ф.Н. Малиновского возводится здание моленной для старообрядцев Поморского согласия. Таким образом, именно в Суконной слободе перед Первой мировой войной образовался «храмовый кластер» старообрядцев, сохранившийся до наших дней.
Над Суконной слободой вот уже более столетия возвышается здание Шамовской больницы, возведенной на средства купца из старообрядцев-поморцев Якова Филипповича Шамова и его жены Аграфены Хрисанфовны.
Булак
На углу Право-Булачной и Университетской улиц, сохранились два т. н. единоверческих храма. Они принадлежали господствующей церкви, но службы и таинства в них совершались по старым, дониконовским обрядам и по книгам, напечатанным в соответствии со старыми образцами. Единоверие первоначально было компромиссом между наиболее умеренными старообрядцами-поповцами и властями, но позже, при Николае I, стало формой борьбы со старообрядчеством, монастыри и храмы беглопоповцев стали обращать в единоверческие.
На участке нынешней Никольской церкви в годы правления Екатерины II, когда отношение к старообрядцам было более или менее терпимым, была выстроена каменная церковь в честь чудотворной иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость», принадлежавшая старообрядцам-поповцам. В Казани ее чаще называли Коровинской часовней.
При Николае I распространенным способом искоренения старообрядческих храмов было многолетнее запрещение со стороны строительных властей на ремонтные работы. Потом следовал закрытие храмов под предлогом ветхости. Так произошло и в Казани: в 1852 году «Коровинская часовня» была запечатана. Эту процедуру проводил специально приехавший из Санкт-Петербурга чиновник по делам раскола П.И. Мельников, впоследствии известный писатель Мельников-Печерский.
В 18581862 годах купцы-старообрядцы, принявшие к этому времени Белокриницкую иерархию, Арсений Кондратьевич Подуруев, Иван Игнатьевич Рязанов, Яков Петрович Жиров построили вместо снесенного новый однопрестольный каменный храм, использовав в качестве основы стоявший на углу улиц Университетской и Право-Булачной каменный флигель. Однако храм был фактически конфискован, обращен в единоверческий и освящен во имя Святителя и Чудотворца Николая. В 1870 году рядом выстроен еще один храм, зимний, освященный в честь Преображения Господня и занявший место снесенной Коровинской часовни. Еще в 1878 году архитектор П.И. Романов составил проект придела Спасо-Преображенского храма, фасадом выходящего на ул. Университетскую. Но этот проект был осуществлен лишь в 1905 году.
В Никольской единоверческой церкви отпевали в 1908 году самого выдающегося из казанских краеведов Николая Яковлевича Агафонова.
Большая Проломная
Когда-то на месте дома 64 стоял дом А.И. Карповой, известный всей старообрядческой России. В начале восьмидесятых годов меня интересовало время постройки старообрядческого храма под Первой горой (о нем было написано выше). В архив тогда частному человеку с улицы путь был заказан, поэтому пришла мысль пролистать старообрядческие журналы того времени. Что и было сделано в Публичной библиотеке в Ленинграде (ныне это Российская национальная библиотека). Мне повезло: в первом номере за 1907 год журнала «Старообрядец» на страницах 85—93 находится статья И. Перетрухина «Казанская община старообрядцев, приемлющих Белокриницкое священство». Привожу выдержки, прямо касающиеся дома 64 по нынешней улице Баумана.
«При въезде на Проломную было особенно заметно предпраздничное настроение города: наступал вечер, спустились сумерки, шумно двигались взад и вперед битком набитые народом трамваи, один за другим тянулись легковые и ломовые извозчики; быстро мчались кровные рысаки, везя «самую» или «самого», непрерывным потоком текли по тротуарам волны пешеходов, в богатых залитых светом магазинах шла оживленная торговля, с колоколен величественных храмов, красиво выделявшихся своей архитектурой, неслись мощные звуки тысячепудовых колоколов.
Все говорило за то, что настает день великого праздника. Mы поравнялись со старообрядческой «Карповской» моленной. Снаружи она представляет из себя простое серое двухэтажное здание, ничем не выделяющееся от прочих домов, весь первый этаж сдан под торговые помещения, а верхний почти весь отведен для жилья, и только самые крайние три наглухо закрытых окна принадлежали из всего дома молельне. Мне стало почему-то грустно при виде такого бедного религиозного убежища старообрядцев. Но зато, какая глубокая вера, думал я, у крепких, стойких приверженцев старой дониконовской веры. Внешность не могла прельстить их простые религиозные сердца: ни прекрасные храмы, ни так трогающий русского человека мощный звон колоколов, ни блестящие архиерейские богослужения — ничто не прельщало их у никониан. Они предпочитали оставаться при бедных часовнях, лишь бы сохранить веру отцов. Да, велика вера у старообрядцев!
…После разорения часовни, как сказано выше, старообрядцы стали собираться для моленья в доме И.П. Карпова, в котором продолжают молиться и до настоящего времени. Сам И.П. Карпов — личность далеко не заурядная, чтобы обойти его молчанием. Не обладая большими средствами, (что имеет огромное значение в старообрядческом миpе, больше чем в общинах других исповеданий, так как в силу исторических условиях среди старообрядцев не могли развиться ни научные, ни литературные силы, не имелись представители власти ни гражданской, ни военной), — И.П., благодаря своему самобытному уму, пользовался огромной популярностью не только у казанских старообрядцев, но и далеко за пределами своего города.
За всякими советами, со всяким горем старообрядцы шли к И.П. Для всех он находил, что сказать, чем утешить. Уважала его за ум и местная бюрократия. Своим умом и находчивостью он поражал всех знающих его… С 1867 года, когда надежда на счастливый исход на возобновления богослужения в часовне окончательно исчезла, И.П. отвел в своем доме место для моления навсегда. Но молясь у него, казанские старообрядцы лелеяли надежду иметь общественное более обширное здание для богослужения».
В нынешнем доме вряд ли есть хоть один старый кирпич: он был построен заново в 1980-х и сейчас тут «Дом чая».
Сожжение протопопа Аввакума. Художник Г. Мясоедов, 1897
Жгли и еще как. В Казани тоже
В околоцерковной литературе — что исторического, что публицистического направления — часто проводится мысль о том, что в отличие от католической церкви русская православная церковь если и практиковала иногда сожжение еретиков, то это были единичные случаи, носившие, как сейчас принято говорить, характер «эксцесса исполнителей».
Но даже беглое знакомство с литературой предмета убеждает, что сожжение тех, кого господствующая церковь считала еретиками, носило вполне массовый характер и предписывалось церковным руководством. Зверство следует называть зверством, кто бы и когда его ни творил, и тут не должно быть исключений — для церкви в том числе.
Жгли старообрядцев и в Казани. В «Житии протопопа Аввакума» мы находим следующие строчки: «В Казани никониане тридцать человек сожгли, в Сибири столько же, во Владимире — шестерых, в Боровске — четырнадцать человек». А Сводный старообрядческий Синодик сообщает о нескольких групповых казнях в Казани: «В Казани по многих муках сож, инока Гедеона и иже с ним. Инока Корнилия и прочих 40. Инока Илариона». Про «церковных раскольников, которые за церковные раскольства сожжены в Казани» сказано и в отписке вятского воеводы 1675 года.
«Огромное большинство преследуемых христиан бежали в пустыни, леса, в горы, где заводили себе приют. Но и там их отыскивали, жилища разоряли, а самих приводили к духовным властям для увещаний и, если они не изменяли своей вере, предавали мучениям и смерти. Через четыре года после узаконения статей Софьи патриарх Иоаким издал указ: «Смотреть накрепко, чтобы раскольники не жили в волостях и в лесах, а где объявятся — самих ссылать, пристанища их разорять, имущество продавать, а деньги присылать в Москву».
За рамками заметок осталось многое. Автор практически не коснулся персоналий, порой очень известных. Ни слова не сказано о великолепных домах, в которых жили богатые старообрядцы. Не показано и настоящее положение казанских старообрядцев. Но формат есть формат, его же не прейдеши. Обо всем этом в следующей колонке.
15-минутный путеводитель: люди и места казанского старообрядчества
В мае 2018 года в Покровском соборе на Ульянова-Ленина должен открыться музей казанского старообрядчества. Это важное событие в жизни местной общины, которая борется за свои права уже больше трех веков. «Инде» попросил журналиста и краеведа-любителя Григория Князева рассказать, чем интересна история казанских староверов.
Старообрядцы в Казани. Краткая история
Раскол православной церкви произошел в середине XVII века, когда затеянная патриархом Московским Никоном церковная реформа (унификация обрядов и книг, приведение их в соответствие с греческими образцами) встретила серьезное сопротивление множества священников и прихожан. Они разочаровались в официальной «никонианской» церкви и стали образовывать собственные общины, которые были вынуждены существовать на нелегальном и полулегальном положении. Казань не оставалась в стороне от противостояния: вождь раскола протопоп Аввакум в переписке со своими сторонниками сообщал о казанских прихожанах, которых сожгли за верность старой вере.
У раскольников, конфликтовавших с официальной церковью, было разное отношение к обрядовости и иерархиям. Наиболее радикальными староверами были отвергшие священство беспоповцы Поморского согласия (зовется оно так потому, что было организовано в землях поморов на Русском Севере). Добрались беспоповцы и до Казани: их поселения возникали в районе Суконной слободы (здесь же во времена правления Петра I селились ссыльные участники стрелецких бунтов).
Старообрядцы, не отвергшие священство, в Казани тоже жили, но целых полтора века их община (как и подобные общины по всей стране) находилась в состоянии мучительной реорганизации иерархий. В середине XIX века единая Русская православная старообрядческая церковь наконец оформилась в Белокриницкое согласие (по имени западноукраинского села Белая Криница, где служил возродитель иерархии митрополит Амвросий), и в ее составе создали Казанскую и Вятскую епархию. Организованная заново церковь продолжила борьбу против религиозной дискриминации и смогла добиться своего — в апреле 1905 года император Николай II издал манифест «Об укреплении начал веротерпимости», согласно которому старообрядцы получили право беспрепятственно исповедовать свою веру.
Позднее гонения вернулись, но уже от советской власти и на религию как таковую. В итоге полноценный выход казанского старообрядчества из подполья случился только в эпоху перестройки.
Старообрядческий храм Покрова Пресвятыя Богородицы в Казани
С тарообрядческий Покровский кафедральный собор был возведен в Казани в 1909 г., когда после нескольких десятилетий безуспешных попыток местная община староверов Белокриницкого согласия в условиях провозглашенной свободы вероисповедания получила разрешение на строительство своего храма.
Работы по сооружению, начавшиеся в 1907 г., проводились под наблюдением двух казанских священнослужителей-старообрядцев: П.Д. Залетова и А.И. Калягина. Средства на храм собирались старообрядцами с 1906 г., при этом свои пожертвования вносили не только жители Казани, но и москвичи.
После освящения храма казанские старообрядцы составили благодарственный адрес императору Николаю II, в котором выражали монарху признательность за то, что благодаря провозглашению веротерпимости старообрядцы имеют возможность «вьяве, а не сокровенно, как прежде, славословить Всевышнего, по постановлениям и обрядам древле-Всероссийской церкви». Покровский собор построен в псевдорусском стиле, характерном для конца XIX — начала ХХ веков, архитектурные формы его достаточно приземисты, четырехстолпный трехнефный храм увенчан пятью главами, массивная колокольня помещена над входом.
В 1922 г. представителями советской власти была конфискована ценная серебряная утварь, а через несколько лет храм был закрыт. Собор был возвращен староверам после восстановления Казанско-Вятской епархии Русской Православной Старообрядческой церкви в 1997 г., затем были начаты реставрационные работы, продолжающиеся до сих пор. Из-за их незавершенности в 2009 г. РПСЦ вынуждена была отказаться от планов проведения Освященного собора в Покровском кафедральном храме.
Старообрядческий храм в казани
Казанско-Вятская епархия Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ), восстановленная в 1997 году, имеет в Казани два храма: церковь Иконы Божией Матери (Казанская) и собор Покрова Пресвятой Богородицы (Покровский собор; Богородицкий собор).
Они находятся в одном и том же месте: собор – на улице Старообрядческой (ранее Старая), Казанская церковь – на улице Островского, напротив Баскет-холла.
Казанская церковь действующая.
Покровский собор уже многие годы находится в стадии реконструкции. После ее завершения это будет кафедральный собор, то есть главный храм в Казанско-Вятской епархии.
Старообрядцы, принадлежавшие, как известно, к предшественнице РПСЦ – Древлеправославной Церкви Христовой (ДПЦХ), пытались устроить свой храм в Казани, начиная еще с 1884 года, однако постоянно натыкались в своих устремлениях на ограничительные административные препоны. Они получили возможность построить в городе свой храм только после издания 17 апреля 1905 года манифеста императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости».
«Во имя Покрова Пресвятой Богородицы и славного явления чудотворной иконы Ее во граде Казани»
В ноябре 1906 года был открыт подписной лист пожертвований на строительство храма. Средства жертвовали десятки казанских и московских купцов. Храм был заложен в июле 1907 года (данные о начале строительства в разных источниках разнятся).
Строительством храма руководили два казанских старообрядческих священника – Петр Данилович Залетов и Алексей Иванович Калягин. Калягин служил в Покровском храме с момента его строительства вплоть до закрытия в советское время. Залетов скончался в сентябре 1917 года и похоронен в храме под алтарем. Там же погребен епископ Казанский и Вятский Иоасаф (И.П. Зеленкин), который скончался в марте 1912 года.
Андрей Агафонов опубликовал эту иллюстрацию в журнале «Церковь» в 1909 году
Как пишут специалисты, собор возвели в духе национального романтизма, типичном для православных храмов начала XX века. Это крупная двусветная постройка приземистых пропорций, ориентированная алтарем на север, увенчанная декоративным пятиглавием, с массивной колокольней. Несколько необычный вид храму придало то, что он не возводился заново, а перестраивался из существующего здания, предназначавшегося в 1880-е годы под часовню и пробывшего четверть века под запретом.
6 сентября 1909 года (по старому стилю) храм был освящен «во имя Покрова Пресвятой Богородицы и славного явления чудотворной иконы Ее во граде Казани».
Из публикации на сайте РПСЦ следует, что в освящении собора участвовали архиепископ Московский Иоанн (Картушин) и епископ Казанский Иоасаф. Н.И. Ивановский писал:
«Сегодня у нас особый день. Мы могли видеть, а многие и видели торжественную процессию с крестами и иконами, видеть могли вышитые архиерейские шапки на головах, омофоры на плечах, посохи в руках, могли услышать,– а иные из нас, может, и сейчас слышат, – старинное пение, и многое другое могли увидеть и услышать, напоминающее по внешности нашу старину, столь любимую и привлекательную»
Из очерка Л. В Алексеевой мы узнаем другие подробности этого события.
Памятуя о том, кому в первую очередь они были обязаны возведением своего храма, в день его освящения казанские старообрядцы белокриницкого согласия составили благодарственный верноподданнический адрес Императору Николаю II (его оригинал хранится в Национальном архиве РТ. Свои подписи под ним поставили двадцать пять человек, в том числе: архиепископ Московский и всея России ДПЦХ Иоанн (в миру – И.А.Картушин), епископ Казанский и Вятский Иоасаф (в миру – И.П.Зеленкин), епископ Рязанский и Егорьевский Александр (в миру – А.П.Богатенко), казанские старообрядческие священники П.Д.Залетов и А.И.Калягин, самарский протоиерей М.В.Захарьичев, представители известных местных староверческих династий Барабановых, Свечниковых, Четверговых и другие. Весьма любопытно, что сам текст данного обращения напоминал местами молитву, возносимую староверами за самодержавного монарха и его семью. Вот что в нем говорилось:
«ВАШЕ ИМПЕРАТОРСКОЕ ВЕЛИЧЕСТВО, ЦАРЬ САМОДЕРЖЕЦ всея Руси,
ГОСУДАРЬ ВСЕМИЛОСТИВЕЙШИЙ!
Сего шестого сентября, Казанская старообрядческая община древле-православных русских христиан, приемлющих священство, торжественно празднует освящение своего Святого храма во имя явления иконы Владычицы нашей Богородицы во граде Казани.
Сей Святый храм воздвигнут лишь благодаря ТВОЕМУ любвеобильному сердцу, ЦАРЬ ВСЕРОССИЙСКИЙ! Ты милостивым и прозорливым оком воззрел на нас, ТВОИХ верных подданных и слуг, исконных чад земли Русской, и как чадолюбивый ОТЕЦ ВЫСОЧАЙШИМ указом от 17 апреля 1905 года ТЫ даровал и нам возможность наряду со всеми ТВОИМИ верноподданными вьяве, а не сокровенно, как прежде, славословить Всевышнего, по постановлениям и обрядам древле-Всероссийской церкви.
Ныне, при освящении Святого нашего храма, сугубо и от глубины душевной воссылаем мы с нашими Архипастырями и священнослужителями горячие молитвы о ТЕБЕ, ГОСУДАРЬ, О ТВОЁМ НАСЛЕДНИКЕ – ЦЕСАРЕВИЧЕ со всем ТВОИМ Августейшим Семейством и о всей земле Свято-русской, к Царю-Царей во Святей Троице славимому Единому Богу и к Пречистой Заступнице гор.[ода] Казани, Пресвятой Богородице и Приснодеве Марии со всеми Святыми. С умилением ума и сердца взываем мы, о ЦАРЮ! Да продлит Господь Бог ТВОИ драгоценные для России дни, да подает ОН мир и тишину земле Русской на возделание ей блага в любви, совете и соединении ТВОЁМ с ТВОИМИ верными подданными и слугами во славу ТВОЕГО Самодержавия…».
Вскоре старообрядческий адрес был представлен на докладе министра внутренних дел самому императору. Как сообщал 23 сентября 1909 года в Казань товарищ (заместитель) министра, шталмейстер Высочайшего Двора П.Г.Курлов, ознакомившись с адресом, Николай II «в 16 день сего Сентября собственноручно изволил начертать: «Прочел с удовольствием».
Мало кто из тех, кто подписал этот адрес, мог предположить, что не пройдет и десяти лет, как крепкая и многолюдная казанская старообрядческая община, вместе со всем местным обществом, окажется втянута в кровавый водоворот гражданского противостояния и последовавшего за ним богоборческого лихолетья, выбраться из которых суждено будет очень и очень немногим.
При храме было небольшое домовладение, состоявшее из дома для причта и богадельни.
Далее – фрагмент очерка об истории старообрядчества в нашем крае с сайта Казанско-Вятской епархии: с сайта Казанско-Вятской епархии:
Место старообрядцев в городе Казани
В 1914 году на старообрядческую Казанскую епархию был рукоположен епископ Филарет, который возглавлял епархию до 1930-х годов. В составе членов прихода были жители не только Казани и близлежащих мест, но и более отдаленных уездов – Лаишевского, Тетюшского и др. Сохранившиеся метрические книги позволяют судить о местах компактного проживания старообрядцев в Казанской губернии, о составе общины, родственных связях внутри нее и пр.
В конце XIX – начале XX века в Казани насчитывалось около семи тысяч старообрядцев (по официальной статистике); приблизительно более пяти процентов всего населения города. При рассмотрении этой цифры в контексте той основной социально-сословной (купечество и мещанство) среды, с которой было связано старообрядчество, «удельный вес» данной категории городского населения значительно возрастает.
Жили старообрядцы во всех частях Казани, населенных русскими горожанами. Более всего явно было их присутствие в районе улицы Георгиевской (Суконная слобода и прилегающие к ней кварталы). Здесь находились храм Белокриницкого согласия и несколько беспоповских молелен.
Состоятельные купцы-старообрядцы имели крупные домовладения в торговом центре Казани и соседних с ним улицах – на Большой Проломной, Вознесенской, даже на Грузинской (в исконно дворянской части города). Некоторые здания – городские купеческие усадьбы патриархального облика и особняки в новом вкусе – до сих пор украшают город.
Исстари много старообрядцев среднего и небольшого достатка обитало в городских окраинных слободах – Ямской, Мокрой, Ягодной, Козьей. Сохранялась старообрядческая среда и в пригородных селениях, где в начале XX века были построены несколько храмов Белокриницкого согласия и поморских молелен.
Происходило интенсивное развитие торгово-промышленной деятельности, увеличение личных и семейных состояний купцов-старообрядцев, рост их общественного авторитета. Особенно заметны были в городском обществе Романовы, Барабановы, Свечниковы, Четверговы, Афанасьев (Белокриницкое согласие).
Видные члены общины имели высокий социальный статус; среди них были коммерции советники, потомственные почетные граждане. Все они относились к первой купеческой гильдии, прошли путь от небольших заведений (или даже службы приказчиками) до крупных торговых домов.
С 1860-1870-х годов и в последующие полвека наиболее авторитетные члены общины занимали прочное положение в городском самоуправлении (являлись гласными Казанской городской думы; дважды избирались городскими головами); в ряде финансово-кредитных учреждений (банков) и обществ (прежде всего в Обществе взаимного кредита), Биржевом комитете. В общественной деятельности они представляли интересы купеческого сословия, были членами Купеческого собрания.
С начала XX века наблюдается участие казанских старообрядцев в политической деятельности; хотя оно и не отличалось особой активностью, но постепенно развивалось. Во время выборов в первую Государственную думу и подготовки первого Поволжского съезда Союза 17 Октября (1906) многие собрания казанских октябристов регулярно проводились в доме Белокриницкой общины рядом с храмом.
Община крупным планом
В списке членов Казанского губернского отдела ТПП были практически все видные представители старообрядческих общин. Комитет этой партии возглавлял Михаил Лукич Свечников, председатель Совета Белокриницкой общины. Членами комитета были в разные годы П.С. Барабанов, священник А.И. Калягин.
Конечно же, особое внимание привлекала проблема дальнейших движений государства
по отношению к старообрядчеству. А.И. Калягин выступал в местной прессе по вопросу о свободе совести. Он разработал и опубликовал подробные предложения-поправки к законопроекту о старообрядческих общинах, внесенному Государственной думой в Государственный Совет.
Развивалась благотворительность, причем она имела как патриархальные (лично-семейные) и общинные формы, так и осуществлялась через различные общества и попечительства. Казанские старообрядцы особенно опекали Александровскую ремесленную больницу, Общества призрения и образования глухонемых детей, трезвости, призрения бедных и больных детей.
Белокриницкая община заведовала бесплатной столовой имени старообрядцев Ивана и Марии Саниных (на Георгиевской улице), которая была учреждена «на вечные времена» потомственной почетной гражданкой М.К. Саниной (1913).
Старообрядцы также участвовали в развитии образовательных учреждений, главным образом, Реального и Коммерческого училищ.
Н.Я. Агафонов прославился как уникальный знаток-исследователь городской истории, автор книги «Казань и казанцы». Ценным источником остается описание казанских кладбищ, сделанное им, так как в нем выделены и старообрядческие захоронения. Это позволяет достаточно полно установить состав старообрядческих общин с конца XVIII по начало XIX века.
Собрание Н.Я. Агафонова включало крупную библиотеку (со значительным числом книг по истории старообрядчества), коллекцию рукописей и печатных документов, богатый личный архив. Он составил обширные материалы по родословиям и биографиям многих казанских дворян и купцов.
anna. 16 мая 2007
Купец Ф.Т. Васильев, член Совета Белокриницкой общины, был нумизматом, собирателем древностей, рукописных и старопечатных книг, старинных вещей. Он считался лучшим в Казани знатоком русского монетного дела; принял участие в систематизации коллекций Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Ф.Т. Васильев был одним из самых щедрых дарителей для городского научно-промышленного музея (ныне Национальный музей РТ), жертвовал книги, исторические документы, монеты, медали и другие предметы.
О книжном собрании Ф.Т. Васильева упоминает книговед У.Г. Иваск:
«Библиотека заключает в себе около 2 тысяч томов по русской истории и археологии, старопечатных книг, духовно-нравственных изданий и собрание лубочных картин». Ф.Т. Васильев обладал рукописью начала XIX века «Завещания епископа Павла Коломенского».
Н.М. Коровин, внук А.И. Коровина, начал коллекционерскую деятельность в первом десятилетии XX века. Уже к 1920-м годам он вошел в число наиболее известных коллекционеров города. «До сих пор он собирал разные предметы, относящиеся до русского народа: иконы, в особенности старого письма, бисер, лубочные картины, монеты, медали, посуду и др.». Кроме того, в состав собрания Н.М. Коровина входили предметы быта дворянского и купеческого сословий, произведения изобразительного искусства, старинные книги и рукописи, в том числе церковного происхождения. Так, у него был экземпляр Острожской Библии печатника И. Федорова (1581).
Вместо храма – архив
В 1917 году началась вторая полоса гонений. Теперь уже на всю церковь. В мае 1922 года Комиссия по фактическому изъятию церковных ценностей конфисковала из Покровского собора (в актах храм именуется церковью во имя Казанской Божьей Матери) более двух пудов серебра в виде окладов с икон, кадил, сосудов, монет и т.д. Через несколько лет храм был закрыт. Позднее он был передан Центральному государственному архиву ТАССР, и здесь хранились документы отдела дореволюционных фондов. Главное здание Центрального государственного архива ТАССР находилось на улице Кави Наджми.
Во время Великой Отечественной войны в соборе была также размещена часть эвакуированных в Казань архивов. Здесь хранились документы из государственных архивов Костромской, Мурманской областей, Центрального госархива Карело-Финской ССР из г. Петрозаводска и его филиала в г. Выборге. Всего в Казань поступило 5 вагонов (900 мест) архивных материалов.
В Казань были эвакуированы и ведомственные архивы – это архивы Президиума Академии наук СССР и ее 17 институтов, Наркомата пищевой промышленности СССР и его 15 главков, наркоматов финансов СССР, здравоохранения СССР и РСФСР, резиновой промышленности СССР, Главного управления гражданского воздушного флота СССР.
Академия наук СССР эвакуировала в Казань 15 000 дел, состоящие преимущественно из личных дел членов Академии и протоколов заседаний Президиума. Институты эвакуировали 13 222 дела.
В состав эвакуированных документов вошли рукописи научных трудов, планы и отчеты о научной деятельности, протоколы заседаний ученых советов, стенограммы научных заседаний, переписка, бухгалтерские документы, личные дела сотрудников. Так, например, среди документов Московской биогеохимической лаборатории АН СССР находились материалы научных экспедиций, переписка академика В.И.Вернадского с директором института профессором А.П.Виноградовым. В документах института физических проблем Академии наук СССР находились научные труды, переписка директора института и академика П.Л. Капицы.
Реэвакуация архивов началась уже в 1942 году, после разгрома немецко-фашистских войск под Москвой, хотя эвакуация архива вслед за действующим учреждением архивными органами не приветствовалась. Не торопиться с реэвакуацией ведомственных архивов призывала и резолюция кустового совещания.
Первым в феврале 1942 года вместе с наркоматом в Москву вернулся архив Наркомата финансов СССР, в марте 1943 года – архив Наркомата здравоохранения СССР.
В 1944 году были реэвакуированы документы государственных архивов Карело-Финской республики и Костромской области, часть документов госархива Мурманской области. В первом квартале 1945 года была завершена реэвакуация Мурманского госархива.
Задача, поставленная перед архивистами самой историей, была выполнена. Документы ГАФ СССР, сохраненные усилиями казанских архивистов и сотрудников эвакуированных архивов, отправлялись домой.
«В пользование зарегистрированному религиозному обществу старообрядцев Белокриницкого согласия»
Современный период, начавшийся с середины 1980-х годов, проходит в Казани под знаком динамичного возрождения деятельности общины старообрядцев Белокриницкого согласия (с 1988 года – Русской православной старообрядческой церкви). Общине был передан бывший молитвенный дом Новопоморского согласия; освящение состоялось осенью 1989 года во имя Пресвятой Богородицы в честь явления Ее иконы во граде Казани.
Постановлением Кабинета министров Республики Татарстан №642 от 1 августа 1996 года «О передаче памятника архитектуры республиканского (Республика Татарстан) значения – здания Покровской Старообрядческой церкви (г. Казань, ул. Старая, 17)» церковь (собор) была передана «в пользование зарегистрированному религиозному обществу старообрядцев Белокриницкого согласия» «для удовлетворения религиозных потребностей верующих». С этого времени заметно оживляется приходская жизнь, возвращаются потомки исконных старообрядцев, есть случаи перехода в старообрядчество лиц, не принадлежащих изначально к этой среде, в том числе представителей татарского населения.
В 1997 году была восстановлена Казанско-Вятская епархия РПСЦ. В состав епархии вошли приходы по республикам Татарстан, Удмуртия, Марий Эл, Чувашия, Мордовия; по Кировской и Ульяновской областям.
Началась реставрация Казанской церкви. Ранее в здании работала авторемонтная мастерская. Воссоздание храма велось исключительно на средства и усилиями прихожан. Начались реставрационные работы в Покровском соборе.
В 2002 году Ильнар Салимзянов студент Казанского государственного технического университета имени А.Н. Туполева, проходвиший производственную практику по журналистике в редакции газеты «Казанские истории», получил задание написать о Покровском соборе на улице Старой (№17).
«К сожалению, нынешнее состояние храма и прилегающей к ней территории можно оценить как плохое. Само здание представляет собой очень красивое сооружение. Но это на первый взгляд. На храме отсутствуют несколько куполов, на одном из оставшихся нет креста. Вместо стекол – полиэтилен. В некоторых местах обрушилась кирпичная кладка.
В церкви началась реставрация, и руководство республики заверило епископа Казанско-Вятского Андриана, уже в сане митрополита Московского и всея Руси (к сожалению, он очень мало проработал на этом посту – не позволила внезапная кончина), что поможет к тысячелетию Казани придать храму божеский вид. Не получилось.
Обидно, что буквально в двадцати шагах от Покровско-старообрядческой церкви идет строительство сооружений, мало сочетаемых со святым местом. И как-то не по себе становится, когда видишь, как буквально в течение пары месяцев возводятся новые здания. А тут разруха в центре города. »
Поскольку практикант не сумел написать обстоятельный материал о ситуации с реставрацией, его заготовка пролежала в архиве редакции до настоящего времени, и сегодня мы, наконец, можем сказать, что у собора Покрова Пресвятой Богородицы наступили более счастливые времена.
В 2003 году в сан митрополита Русской православной старообрядческой церкви был возведен Казанско-Вятский епископ Андриан, уроженец Казани, из знаменитой старообрядческой семьи Четверговых (Владыка Андриан: иконописец с иконописным ликом). Однако он пробыл на этом посту недолго – скончался в 2005 году.
Возможно, по этой причине реставрация Покровского собора сильно задержалась. Не удалось завершить ее к 1000-летию Казани, хотя прихожане очень надеялись на помощь республиканской и городской власти.
Не помог и столетний юбилей освещения собора. Из-за задержки с реставрацией юбилейные торжества пришлось отменить. А предполагалось собрать в Казани большой Старообрядческий собор… Собрали, но в другом месте.
Терентий. 22 марта 2012
Понадобились две встречи преемника владыки Андриана – митрополита Московского и всея Руси Корнилия (К.И.Титова) с Рустамом Миннихановым – в 2013 и 2015 годах, чтобы была оказана государственная поддержка. На средства из республиканского бюджета отремонтировали купола и кровля собора, были устранены причины подтопления подвалов здания, где планируется создать музей русского старообрядчества.
На сегодняшний день завершается внутренняя отделка храма, однако еще требуются довольно большие вложения. И хотя до финиша еще далеко, в соборе идут богослужения.
Источники по истории старообрядчества и Покровского собора изучала Любовь Агеева