старообрядческий храм в брянске
Старообрядческий храм в брянске
Официальный сайт Московской митрополии
Храмы РПСЦ
«Храмы» — это новый раздел официального сайта, где мы собираем адреса и контактную информацию общин РПСЦ. Раздел в процессе разработки и наполнения. Информацию о своем приходе и другие пожелания по разделу можно направлять на почту nrpsc@yandex.ru
Злынка
Россия, 243600, Брянская область, Злынковский р-н, Злынка. Окормляет иерей Сергий Бедный. Телефон: 8 (920) 856-12-87. Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням. Начало вечернего богослужения 15:00. Начало утреннего богослужения 8:00.
Клинцы
Россия, 243140, Брянская область, г. Клинцы, ул. Пушкина, д. 8. Настоятель: иерей Михаил Смирнов. Телефон настоятеля: 8 (920) 850-01-72. Телефон: 8 (483) 364-13-05. Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням. Начало вечернего богослужения в 14:00. Начало утреннего богослужения в 7:30.
Новозыбков
Россия, 243020, Брянская область, г. Новозыбков, ул. Набережная, д. 41. Телефон: 8 (483) 433-47-51. Настоятель: иерей Сергий Бедный. Телефон настоятеля: 8 (483) 435-56-32. Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням. Начало вечернего богослужения в 14:00. Начало утреннего богослужения в 7:30.
Святск
Россия, 243015, Брянская область, Новозыбковский район, с. Святск. Храм не сохранился.
© Религиозная организация «Русская Православная Старообрядческая Церковь». Официальный сайт Московской Митрополии. Поддерживается с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.
Старообрядческий храм в брянске
Артур Беляев запись закреплена
О старообрядцах Брянской области. Попробовать бы всё вместить в один пост, но постараюсь. В любом случае это будет лонгрид.
Вокруг этой социальной группы ходит много слухов и домыслов. Дескать старообрядцы нелюдимые. Якобы они друмучие люди, которые отвергают блага и достижения цивилизации. Якобы живут замкнутыми общинами и чужаков не пускают ближе, чем на длину вил, с которыми они этих чужаков встречают. Непременно они проводят всю молитву в церквях стоя на коленях и для этого у них есть специальные подушки. Ну, и вообще, нечего с ними водиться.
Тем не менее, меня давно интересовала эта общность, поскольку на юго-западе Брянской области староверов достаточно много, они могут оказаться обладателями своей самобытной культуры и вообще это такой, некий культурный аналог малого коренного народа.
С Алексеем моё знакомство не ограничилось одной лишь экскурсионной вылазкой РГО, и я несколько раз гостил у него дома, где имел честь лицезреть огромную коллекцию рушников разных эпох и происхождения, в том числе и тех, которые он ткет сам на домашнем ткацком станке, старинных книг и прочего антиквариата. Да и плюс ко всему Алексей, оказался просто кладезью краеведческих знаний.
Как старообрядцы восстанавливают историческое наследие на юго-западе Брянщины
«Мой Брянск» приводит в материале два интересных примера.
Старообрядцы на Брянщине
Россия, вторая половина XVII века. Московский патриарх Никон проводит реформы, которые вызывают раскол Русской Православной церкви и приводят к возникновения старообрядчества. Противники реформы, в частности, выступают против исправления канонов и церковных книг, а также отказываются креститься на новый манер «тремя перстами» вместо «двоеперстия». Государство начинает преследовать несогласных, старообрядцы бегут в разные районы страны, часть оседает на западной окраине и основывает собственные поселения. Так появляются слобода Зыбкая (Новозыбков), Клинцы, Злынка и другие населённые пункты современной Брянщины.
У старообрядцев своё «крюковое пение».Общины в разные годы подвергаются гонениям, однако сохраняют свою культурную идентичность и даже сейчас остаются одной из визитных карточек юго-западных районов нашего региона.
Рождественско-Никольский храм в Новозыбкове
У Рождественско-Никольского храма в Новозыбкове удивительная жизнь и судьба. Его построили в XVIII веке, в начале XIX века полностью перестроили, после революции — использовали как склад для люпина. В 1942 году храм открыли для богослужения, а в 1959-м — в нём случился страшный пожар, в результате которого была уничтожена крыша и пять куполов.
Впоследствии храм был восстановлен на средства общины, в начале нулевых его купола перестроили в оригинальных пропорциях. Однако уникальный исторический памятник нуждался в серьёзной реставрации.
«По официальным данным, наш храм построен в 1774 году. Сруб был сделан без единого гвоздя по технологиям того времени. Дерево очень крепкое, даже сейчас из него идёт смола. Наша колокольня — самая высокая деревянная колокольня на юго-западе Брянщины», — с гордостью рассказывает Алексей Белас, представитель старообрядческой общины, этнограф, обладатель самой большой в регионе коллекции традиционного текстиля.
Пятнадцать лет Алексей вместе с другими единоверцами добивался реставрации Рождественско-Никольского храма. Регулярно ездил в Брянск, собирал подписи, вёл переписки и встречался с чиновниками разных уровней. В этом году дело сдвинулось с мёртвой точки: был сделан проект полной реставрации храма и проведены торги, вскоре начались сами работы.
Активист верит, что дело будет доведено до логического завершения. Он благодарит за помощь и содействие всех причастных, в том числе руководителя управления по охране и сохранению историко-культурного наследия Брянской области Константина Волкова.
«Сохранение и реставрация святыни и этого уникального исторического памятника важно не только для нашей общины, но и для региона. К нам сейчас многие приезжают на экскурсии — людям очень интересно. Почему бы не создать здесь туристический кластер и повышать привлекательность юго-запада области?» — размышляет Белас.
Никитский храм и уникальные ворота в Злынке
Злынка — самый маленький город региона, также основанный старообрядцами. Знаменит своими уникальными «кружевами» — наличниками на деревянных домах. Также в Злынке есть храмы и памятники архитектуры, нуждающиеся в восстановлении.
Вот уже два года старообрядческая община восстанавливает церковь святого великомученика Никиты на месте большого храмового комплекса XIX века, построенного на средства купца-старообрядца Осипова.
Как рассказал настоятель церкви отец Димитрий, здесь находились летний храм в честь великомученика Никиты и зимний в честь Николы Чудотворца (другое название — Преображенский). После революции храмы были закрыты, использовались как детский дом и клуб соответственно, были разрушены.
Рядом с храмом находятся уникальные ворота — памятник архитектуры местного значения. По словам отца Дмитрий, они также были построены в XIX веке, однако после революции утратили ценные кованные элементы. Тем не менее, община планирует в ближайшее время их восстановить.
Страница Старообрядчество
Крупнейшим представителем раннего старообрядчества был npi Аввакум Петров, вся жизнь которого была служением идее. Он род 1620 г. в селе Григорово под Нижним Новгородом. Став священником, году был рукоположен в дьяконы, в 1652 г. был возведен в протопопы зившись с «ревнителями благочестия», он из Юрьевца Поволжского пер ется в Москву, где служит в Казанском соборе. Аввакум оказался в числе первых противников никоновской реформы, проявивших неповинове] торитету Церкви. В 1653 г. он и его семья были отправлены в ссылку в С вначале в Тобольск, а затем в Енисейск, Братский острог, Даурию. В ( Аввакум претерпел жестокие лишения и страдания за веру, но несломл был возвращен в Москву в 1664 году.
В. Рассохин. «За упокай». Староверы совершают заупокойную службу над могилой умершего главы семейства
Важным звеном старообрядческих учений было утверждение о незыблемости обряда. Религиозным сознанием форма (а не только содерж воспринималась как отражение божественного откровения и истины, новские нововведения разрушили канон, основной принцип русской q вековой религиозности.
Старообрядцы не сомневались в божественном происхож-ии царской власти и незыблемости самодержавия. Забрасывая царя свои-челобитными, поначалу они надеялись, что он образумится. После 1670 г. тика Алексея Михайловича у того же Аввакума становится более резкой; 1азывает его тираном, гонителем, мучителем («безумный царишко», «царь (епенец»), предрекает ему мучительную кончину и адские страдания. При-к власти Федора Алексеевича снова вселил в старообрядцев мимолетную ежду на возвращение к «старой вере».
В сочинениях Аввакума встречается идея равенства, в основе которой ле— равенство каждого христианина перед Богом. От традиционного христи-шго противопоставления бедности и богатства Аввакум поднимался до ичения богатых «никониан»: «Посмотри-тко на рожу ту и на брюхо то, ни-иян окаянный, толст ведь ты! Как в дверь небесную вместитися хощешь?» ько тот войдет в рай, свое «отечество», у кого «лице и руце и нозе и всея :тва тончива и измождала от поста и труда и всякия им находящия скор-. Социальный подтекст таких мыслей очевиден, в определенной ситуации могли быть использованы против тех, кто обладал властью и богатством.
Староверы монахи и священнослужитель. Рисунок первой половины XIX века
Старообрядческое медное литье. XVIII-XIX века. Брянский краеведческий музей.
Постепенно на Брянской земле выросли более 30 старообрядчеа
селений, 13 из них к концу XVII века имели статус посадов, а три (Зыбк
дущий Новозыбков, Клинцы и Злынка) стали городами.
Одним из крупнейших старообрядческих поселений середины XV
была Ветка, основанная в 1695 году. Это одно из крупнейших поселе]
глых раскольников на территории Белоруссии, пограничной с Россией
дившей в то время во владения Речи Посполитой. Первые поселенщ
беглецами из Стародубских слобод.
До середины XVIII века Стародубье находилось под сильнейшим влияни-ветковских учителей. Торговые и особенно религиозные сношения Старо-ъя и Ветки были постоянными. Большое влияние имела Ветка в посаде юнок. Ветка скоро обросла новыми колониями, занявшими пространство Ю-50 верст в окружности; сначала слобод образовалось 14, а к 1722 г. при-илось еще 9.
гипнозом «старой веры». Так на этих дрожжах быстро, но все же неуклон-ювышалось благостояние и стародубских торговцев и промышленников, тепенно они, опираясь на свои религиозные организации, стали теснить гное стародубское купечество, которое в поисках спасения от этой конку-ции обратилось к защите местной администрации. С 1716 г. «стародубские еческие люди» заваливают гетмана жалобами на раскольников, которые, эри и комори (лавки) в городе Стародубе понаймавши и разными това-и понаполнявши, распространяют свои промыслы. и тем стародубских еческих людей, которые всякие до ратуши подати отбувают и великорос-ских желнеров (солдат) беспрестанно кормят, весьма утиснули, через що файнего приходят разорения».
Храм Георгия Победоносца (бывший Иоанна Предтечи) в Елионке
Старообрядцы и в XIX в. активно занимались предпринимательстве месленным производством, торговлей. В посаде Воронок действовали котрепальное и прядильное предприятия купца Дмитрия Карамина с ч] рабочих до 300 человек, щетинная фабрика, насчитывалось около 15 кр) купцов. Жители также занимались дальним извозом в Киев, Гомель, Екг нославль (Днепропетровск), Москву, Санкт-Петербург. Среди ремеслен] большую известность имели каменщики-печники, кровелыцики-жест* ки, плотники, кузнецы. В других посадах Стародубья также имелись поде предприятия. Например, в Елионке было большое предприятие по обр ке шерсти, щетины, конского волоса купца Гусева (фабриканта из Клш здесь только конопляного масла на продажу изготовляли до 4000 ве месяц.
Таким образом, целый ряд старообрядческих слобод и посадов игр метную роль в экономическом развитии региона. Здесь раньше, чем в д районах Брянской земли начался экономический расцвет.
Хорошо характеризует положение старообрядцев Брянской земли с ция, сложившаяся в Клинцах. Здесь к началу XX века, это сказать можн ренно, были лишь два их храма.
Иконопись у старообрядцев Стародубья зародилась на рубеже X XVIII вв., пережила бурное развитие в XVIII в., приобретя черты самобь сти в XIX в., и пресеклась в XX в.
До настоящего времени были известны имена 23 иконописцев-ста рядцев из Стародубья. В ходе проведенного исследования И.В. Злотнир удалось выявить имя иконописца-старообрядца ветковского, владельца нописной мастерской из Новозыбкова Василия Родионцева и его помощь Василия Щитина, Трофима Андриянова, ранее не известных науке.
Старообрядческая икона с врезанными в доску литыми медными эмалевыми иконами и распятием, XIX век
На Брянской земле проживают многочисленные потомки иконо] среди них учителя, врачи.
Из истории старообрядчества
Во второй половине 17 века в России произошел раскол церкви. Московский собор русской православной церкви в 1667 году провозгласил анафему «всем хулящим и непокорящимся господствующей церкви». Спасаясь от преследований царского правительства и официальной церкви, часть старообрядцев (раскольников) переселилась из центральных губерний на окраины государства. Известно, что Брянщина занимала окраинное положение в Российском государстве, играла роль форпоста, юго-западных рубежей России. Многие старообрядцы избрали эти районы государства в качестве нового места жительства. Так появились в Брянском крае в конце 17 начале 18 века старообрядческие поселения, среди них слободы Зыбкая (Новозыбков), Клинцы, Злынка, Воронок, Лужки, Митьковка, Синий Колодец, Белый Колодец, Чуровичи и другие (на территории современных Новозыбковского, Климовского, Злынковского, Стародубского и Клинцовского районов).
Увеличение притока старообрядцев на территорию юго-западных районов Брянщины отмечается после 1735 года, когда по распоряжению императрицы Анны Иоанновны была проведена первая «выгонка» Ветки (раскольничий посад на реке Сож, тогда Польша) и 1764 году при Екатерине 2, когда была предпринята вторая «выгонка» восстановившейся Ветки.
Изолировавшись от господствующей церкви, старообрядцы были единодушны в том, что их задача-борьба с никонианством. Центром старообрядчества и сопротивления стало стародубье. На ее территории существовало огромное количество молебен, церквей, скитов, монастырей. Монастыри и скиты были центрами просвещения. Жившие здесь старцы обучали детей и взрослых азбуке, часослову, псалтыри. Благодаря этому грамотность и письменность между Стародубскими слободами были довольно распространены. Наиболее известными были в 18 веке монастыри-Печеницкий Успенский женский монастырь, находившейся в пяти верстах от г. Стародуба, Климовский Покровский мужской монастырь, расположенный в трех верстах от Климовой слободы, Каменский Успенский женский монастырь, Николаевский Каташинский мужской монастырь, Красноборский Иоано-предтеченский мужской монастырь, который находился в 15 верстах от Клинцовской слободы и др. Кроме духовной жизни старообрядцы не забывали и о хлебе насущном. При их участии, благодаря предприимчивости и деловой сметке они преобразили наш край. Целый ряд старообрядческих слобод и посадов на Брянщине уже в 18 веке играли заметную роль в экономическом развитии региона. Здесь ранее, чем в других районах Брянщины, начался промышленный переворот. В дальнейшем на юго-западе Брянщины сформировались такие важные центры российской капиталистической промышленности, как Новозыбков и Злынка (спичечная промышленность), Клинцы (текстильная). Широкое распространение среди старообрядцев кустарных промыслов, ремесленного и фабрично-заводского производства определялось не только субъективными факторами, трудолюбием, предприимчивостью, твердой верой в бога, но также объективными предпосылкам, У старообрядческих поселений не было крепостнических форм зависимости, наличие сырьевых ресурсов (железные руды, стекольные пески, глина, древесина), близость слабо охраняемых границ, удобное географическое положение, наличие разветвленных речных путей (реки Ипуть, Бесядь, Сож, Днепр). Все эти предпосылки определили характер поселений, образовались посады и города.
Много воды утекло с того времени, когда разделилось русское христианство на до никоновское и после никоновское. Казалось бы, что в сегодняшнем дне нет места разделению людей православной веры. Тем более что 1971 году поместный собор Русской православной церкви принял решение, полностью приравнявшее официальное старообрядчество (поповщину) к официальной православной церкви. Но жизнь показывает, что события происшедшие более 300 лет назад еще не принадлежат истории. И сегодня старообрядческая часть населения Брянской области восстанавливает свои разрушенные церкви, не забывает обряды и обычаи дедов и прадедов. В селе Каташин, например, Новозыбковского района планируется восстановить разрушенный мужской монастырь, основанный старообрядцами в 1692 году. В г. Новозыбкове при Древлеправославной Архиепископии открыта церковно-приходская школа. Старообрядцы не признают по-прежнему отправление церковных обрядов и священников русской православной веры. При освящении священником русской православной веры производственного помещения в г. Стародубе, часть персонала исповедующего старообрядчество, не приняла участия в обряде. На вопрос о причинах не принятия богослужения, был ответ, что их священник в Климово, и они не признают после никоновскую церковь. Что бы ни говорили и не писали о старообрядцах нужно признать, что это люди твердых убеждений. Не смотря ни на какие трудности, испытания они сохранили веру наших пращуров. Оторвавшись от своих родных мест, будучи изгнанниками, не пали духом, смогли сохранить веру, обустроиться на новых местах жительства. Благодаря им, их предприимчивости и трудолюбию они смогли обжить безлюдные места окраины России, совершить промышленный переворот юго-западных районов Брянщины.