старообрядческий храм в боровске
Уникальный храм Боровска
Огромный Покровский старообрядческий собор в Боровске видит каждый въезжающий в город со стороны Москвы и Пафнутьев-Боровского монастыря. Это самый крупный храм Боровска и один из уникальных и абсолютно неоцененных пока памятников неорусского стиля.
Слухи о том, что Покровский собор 2-й старообрядческой общины Боровска напоминает одну из парижских (или римских) базилик или, что его проектировали по образцу московского храма Христа Спасителя нет-нет, да услышишь даже от специалистов и историков. Мы расскажем подлинную историю этого храма, напомним имена автора проекта и его строителя.
Когда-то на этом месте располагались склады богатейшего купеческого семейства Ждановых, там же был устроен и тайный молельный дом 2й старообрядческой общины, а неподалеку располагалось одно из старейших городских кладбищ.
Были Ждановы, как и большинство купцов Боровска, старообрядцами, но остались в памяти боровчан не только своим богатством, но и своими добродетелями и богоугодными делами. Ждановы, следуя традициям русского купечества, помогали неимущим, были постоянными вкладчиками в боровские храмы, принимали участие в общественной и хозяйственной жизни города. Например, один из Ждановых – Василий Николаевич – многие годы бесплатно раздавал боровчанам дрова, а к Пасхе прихожане старообрядческой общины получали по мешку муки. Он давал деньги нуждающимся на покупку скота и земли, погорельцам – на материалы для восстановление дома. И горожане не оставили его в беде, когда после Октябрьской революции новая власть арестовала его как «буржуя» и эксплуататора, подав коллективное прошение в его защиту, в котором перечисляли все доброе, что делал В.Н. Жданов «для беднейшего населения города».
После Царского Указа 1905 г., разрешавшим старообрядцам строить храмы и открыто совершать богослужения, в Боровске один за другим были построены сразу несколько старообрядческих храмов. Все они сегодня являются украшением города, определяют его визуальный облик, но переоценить значимость этого храма в панораме Боровска невозможно. Невозможно переоценить и его место в истории русской храмовой архитектуры XX века.
Некоторые сведения о датировке и заказчиках Покровского собора удалось выяснить из публикаций в старообрядческом журнале начала ХХ века «Церковь».
Община была зарегистрирована 13 апреля 1909 года, в том же году был заложен собор, а уже 18 июня 1912 г. состоялось его освящение. Оно стало значимым событием для всех боровчан. На освящении присутствовали почетные гости, представители властей разного уровня, старообрядческие архиереи. Торжества по освящению храма были приурочены к 100летию Отечественной войны 1812 г. Основными вкладчиками строительства стали местные купцыстарообрядцы Ждановы и Капырины, а также Е.Е. Шевелёв, И.А. Головтеев и П.М. Шестов. Службы в нём проводил священник Иоанн Щедрин. Величественный храм поражал не только своими размерами, но и непривычным обликом храмабогатыря, храма твердыни, словно явившимся из русских былин. Стиль этот, который назвали неорусским, возник в архитектуре именно в начале XX в., как отклик на возросший интерес к русской истории и в целях возрождения национального своеобразия в русской культуре. Общие принципы формообразования, пластичность, декоративность позволяют рассматривать этот стиль как национальноромантический модерн.
Самый первый храм в неорусском стиле был построен в Абрамцево по рисункам автора картины «Три богатыря» и многих известных картин на тему древней Руси В.М. Васнецова. Произошло это в 1882 г., когда и самого понятия «модерн» еще не существовало. Долгое время он был единственной храмовой постройкой в этом стиле.
Только в 1903 г. в журнале «Зодчий» был помещен выполненный молодым архитектором В.А. Покровским проект храма, который и стал образцом в храмостроении вплоть до 1917 г.
Храм этот, освященный во имя Покрова Пресвятой Богородицы, был построен в селе Пархомовка Сквирского уезда Киевской губернии (теперь это один из отдаленных районов Киевской области) под надзором архитектора П.Д. Благовещенского в 1906 г. Мозаика храма выполнена в петербургской мастерской В.А. Фролова по эскизам самого Н.К. Рериха!
Архитектор храма Владимир Александрович Покровский не являлся основоположником неорусского стиля, но ему по праву принадлежит ведущее место в выработке приемов, которыми охотно пользовались позже сторонники нового национального направления в отечественной архитектуре. Даже произведения другого классика этого стиля А.В. Щусева
(более известного сегодня) не вызвали тогда такого количества подражаний, как произведения Покровского. Но церковь в Пархомовке в наследии Покровского занимает совершенно особое место. Во-первых, это был первый крупный храм в неорусском стиле. Во-вторых, памятник лидирует по количеству архитектурных вариаций на его тему, создавших своеобразную линию внутри храмостроения неорусского стиля. В-третьих, он занимает одно из важнейших мест в творческом наследии самого Покровского, одновременно являясь первой его крупной самостоятельной работой.
Почему же церковь в Пархомовке оказалась объектом столь пристального внимания?
Все очень просто: храмостроению в те годы необходимо было вырваться из власти предыдущего стиля, который прямо копировал узорочье XVII в. и отдельные элементы византийского стиля. Зодчие всей страны искали выход из тупика. Этот путь и указал Покровский, когда в Киевской губернии появился грандиозный храм, впервые продемонстрировавший широчайшие возможности неорусского стиля в области храмостроения (выделено нами – ред). Удивительное сочетание южнорусских мотивов с лучшими образцами зодчества Русского Севера дало долгожданный результат.
До последнего времени как будто не замечалось сходство боровского Покровского собора с церковью в Пархомовке. А между тем, композиция западной части церкви в Пархомовке повторена в боровском соборе почти дословно. Небольшие, но показательные отличия в декоре свидетельствуют о творческом подходе автора боровского храма при решении практических задач. Он проявил недюжинную изобретательность, соединив западный притвор с четвериком посредством оригинального коллажа – приблизительного повторения «половины фасада» четверика. Эта асимметричная и динамичная вставка существенно добавила живописности боковым фасадам.
Мощный декор боровского храма выполнен схематично, не перегружен деталями, что подчеркивает его монументальность и, что очень важно, пресекает любые параллели с решениями декора фасадов западноевропейских храмов с их приверженностью к мелкой пластике и деталям. Декор боровского храма, как и сам храм, рассчитаны на восприятие издали: строители хорошо знали особенности расположения Боровска и площадки, выбранной для возведения этого храма.
Попутно заметим, что объяснение отсутствия росписей в боровском храме тем, что к моменту его освящения он ещё не был отделан полностью, не представляется убедительным, т.к. внутренний объем храма в Пархомовке, где все работы по строительству и отделке были выполнены, так же не расписан. Росписи заполняют только алтарную часть. Можно предположить, что этот приём был ещё одной находкой автора проекта, возможно, не без влияния Рериха. Этот новаторский приём создавал новое понимание самого понятия «интерьер храма» и позволял применить еще множество новшеств в оформлении не только интерьеров, но и иконостаса, выделяя его не традиционным использованием «золота» и орнамента, но и подчеркнутой скупостью оформления внутреннего объема. Впрочем, развития — это новшество не получило, т.к. видимо, слишком противоречило традициям православия, потребностям и ожиданиям священства и прихожан.
Вопрос об авторстве Покровского собора в Боровске до последнего времени оставался открытым. Ключом к ответу на него стало выяснение авторства еще одного старообрядческого храма, и тоже в честь Покрова Богородицы, который представляет собой не что иное, как уменьшенное (и однокупольное) подобие собора в Боровске. Это церковь на нынешней Новокузнецкой улице в Москве. По времени строительства (1908–1910) она немного опережает боровский собор. Журнал «Церковь» называет автором проекта этой церкви петербургского архитектора Н.П. Омелюстого. В пилон у южной стены Покровской церкви в Москве была положена металлическая закладная доска, также сообщающая, что храм «…сооружается по плану гр. инж. Николая Омелюстого».
Омелюстый известен в основном как автор Воскресенского собора Христорождественского монастыря в Твери (1912–1913), построенного к 300летию правящей династии. Если провести сравнительный анализ архитектуры тверского, боровского соборов и церкви на Новокузнецкой, можно заметить очевидное их сходство в деталях и строительных приемах. Это показывает, что они спроектированы одним архитектором – Н.П. Омелюстым.
К тому же трудно представить, что собор в провинциальном городке проектировал другой архитектор, взяв за основу принадлежавший Омелюстому проект еще только строящейся маленькой столичной церкви. А вот надзор за строительством вел, вероятно, В.П. Десятов.
Последние сомнения относительно авторства Омелюстого рассеивает следующая информация из того же журнала «Церковь».
В 1912 г., вскоре после освящения Покровского собора, боровские старообрядцы решили поставить часовню-памятник на месте кончины боярыни Морозовой и княгини Урусовой. Объединенное собрание старообрядцев разных согласий, на котором вторую покровскую общину представляли в том числе Н.Н. и В.П. Ждановы, рассмотрело четыре эскиза проекта часовни, исполненные «гражданским инженером Амелюстым». Соответственно, имя Омелюстого «привязывается» к Покровскому собору и географически, и через заказчиков. Наличие в творческом наследии этого архитектора трех храмов в неорусском стиле, два из которых (в Твери и Боровске) отличаются большими размерами и выразительным обликом, позволяет говорить о нём, как о незаурядном мастере, внесшем значительную лепту в русское храмостроение начала ХХ в., а Покровский собор в Боровске оказывается не только одним из первых храмов неорусского стиля, но и творением одного из интереснейших архитекторов России того времени.
Отметим еще одну немаловажную деталь всей этой истории. Проект храма для постройки в Боровске выбирали представители боровского старообрядчества. И выбрали проект самый креативный для того времени. Это ли не показатель заблуждений относительно косности и замшелости купеческого сословия, старообрядцев да и всей провинциальной жизни России.
Боровск — столица старообрядчества
Небольшой старинный городок Боровск в Калужской области известен как центр старообрядчества. Но не только. Городок расположен в живописной местности на холмах, в окружении сосновых лесов. Обычно в таких местах любили селиться балтские племена — предки литовцев и латышей. Балтское племя голядь в районе Калуги и Козельска существовало ещё в раннем средневековье. А сам Боровск долгое время стоял на границе Московского княжества с Великим княжеством Литовским. Не говоря про странные для русского уха названия местных рек Протва и Истерьма.
Город приобрёл широкую славу после того, как в близлежащий Пафнутьев монастырь был сослан лидер Раскола протопоп Аввакум. Конечно, история старообрядчества сложней, чем те ярлыки, которые затем навешивали на его представителей: православные протестанты или раскольники. Это не только история великого духа и стойкости, но и явного упрямства и нежелания идти на компромиссы с обеих сторон, не только упорного труда, но и раскола внутри семей, и, разумеется, это история той самой геополитики. Раскольничество возникло вследствие присоединения к Московии части Украины, и в нем участвовали, как сказали бы сейчас, политические элиты страны. Сёстры Феодосия Морозова и Евдокия Урусова, замученные до смерти холодом и голодом в яме на Боровском городище, принадлежали к самым высшим слоям тогдашнего общества.
Сегодня Боровск может похвастаться многочисленными купеческими особняками, храмами и дореволюционными фабриками, как та же Калуга или некоторые города Золотого кольца. Но не надо смотреть на старообрядцев только сквозь розовые очки: они действительно в чем-то похожи на протестантские секты, которые своим трудом и верой достигли большого благополучия, например, в США. Но, скажем, Конан Дойль очень неблаговидно показывал мормонов. А некоторые американские классики весьма иронично писали про протестантов из Голландии, которые и в Америке по старой крестьянской привычке зачинали детей, стоя в одежде в поле.
Вот, например, как описывала Боровск дочь Циолковского, который 12 лет прожил в этом городке, работая учителем арифметики и попутно ведя научные изыскания: «Н равы в Боровске были дикие, частенько на улицах царила кулачная расправа и право сильного. В городе было три молельни разной веры. Часто члены одной семьи принадлежали разным сектам и ели из разной посуды. Н а праздниках, во время свадеб богатые лихо катили на рысаках, напоказ возили по городу приданое какой-нибудь невесты, вплоть до перин, буфетов, гусей и петухов, устраивались лихие пьянки и вечеринки. Раскольники воевали с другими сектами». (Из воспоминаний Любови Константиновны, дочери учёного). Это я к тому, что не зря в Боровск едут целыми паломническими или экскурсионными группами. Люди и сейчас здесь, скажем мягко, довольно разные. И лучше ехать не в одиночку))
Дневник туриста. Город Циолковского и староверов
Часть 2. Боровские старообрядцы
Среди десятка православных храмов Боровска три — старообрядческие. Только не надо спрашивать, чем староверы отличаются от православных, ибо они православные и есть. Догматика у старообрядцев и никонианцев (так староверы называют прихожан РПЦ) одинаковая, одно и то же Священное писание. Отличается только обрядовая сторона.
Но кто ее знал, ту догматику, когда большинство населения было неграмотным? Зато обряды наши предки знали хорошо и задавались закономерным вопросом: почему теперь нужно креститься тремя перстами? Что, раньше было неправильно? Власть же проводила церковную реформу поспешно, без должного «идеологического сопровождения». В итоге отказ от русских традиций в богослужении в пользу греческого (византийского) обряда вызывал непонимание и сопротивление.
До революции Боровск был одним из центров российского старообрядчества. Староверы здесь составляли половину населения. Но что не сделало самодержавие, то удалось советской власти. В период гонений на верующих в СССР властям удалось переломить хребет старообрядчеству. Не стало того купечества, которое щедро спонсировало староверов. Да и их самих теперь намного меньше.
Старообрядческий Покровский собор Боровска рассчитан на тысячу человек и входит в число крупнейших в России. Но его приход насчитывает всего 350 человек, и если бы не помощь со стороны государства, у староверов не нашлось бы денег на его реконструкцию. Как и на установку памятника протопопу Аввакуму, который вскоре появится по соседству (в этом году старообрядцы отмечают 400-летие со дня рождения священнослужителя).
Память боярыни Морозовой в Боровске уже увековечена. Во время церковной реформы 1666 года боярство, как водится, поддержало царя Алексея Михайловича. Одним из немногих представителей боярского сословия, отважившихся бросить вызов самодержцу, оказалась Морозова. Все мы знаем эту героиню по знаменитой картине Сурикова, на которой ее увозят на санях. А вот привезли Феодосию Прокофьевну в Боровск. И именно здесь боярыню и ее сестру княгиню Урусову уморили голодом в земляной яме.
Могила Морозовой и Урусовой была утрачена во время строительных работ в 1960-х годах. В Боровске бытует городская легенда, что некий священник-старовер перезахоронил останки боярыни. Но где они, не знает никто.
В руках старообрядцев осталась только каменное надгробие с могилы сестер. Оно теперь лежит в подклети часовни на месте предполагаемой темницы. Глубина подпола аналогична глубине земляной ямы узниц – шесть метров.
Другой староверческий храм Боровска – Введенская церковь находится на ул. Циолковского. Он принадлежит Белокриницкой иерархии, глава которой, митрополит Корнилий, сидит в Рогожской слободе.
На входе в их храм старообрядцы просят не совершать никаких молитвенных действий — крещение тремя перстами здесь считается оскорблением чувств верующих.
Справа и слева от входа в молитвенный зал висят сарафаны для женщин и кафтаны для мужчин. В миру староверы ходят в современной одежде, но на богослужении должны одеваться в соответствии с традициями XVII века.
На скамейке лежит стопка подручников — ковриков для рук и головы (в церквях РПЦ их нет). Весьма удобный церковный атрибут, если учесть, что число земных поклонов в суточном богослужебном цикле старообрядцев может доходить до тысячи.
Еще одно отличие касается икон. Староверы остались верны канонам древнерусской иконописной школы. Литература у старообрядцев подстать иконам. Местный настоятель, отец Артемон, с гордостью демонстрирует «дораскольную» богослужебную книгу, которой 372 года.
Электричество в храме, в принципе, есть, однако церковную службу старообрядцы предпочитают проводить при свете свечей и лампад. Как когда-то, в стародавние времена…
Смотрите также: Часть 1. В Боровске хранят память о «гражданине Вселенной»
Строительство в Боровске старообрядческих храмов в начале ХХ в.
В 1817 г. до Министерства полиции дошли сведения, что в Боровске построена часовня. Постановлением Комитета Министров от 22 декабря 1817 г. было разрешено: «Часовни в городах Чугуеве и Боровске, также и богадельные дома в Саратове, как издавна существующие, оставить в настоящем состоянии, уничтожив только главу в часовне в Чугуеве» [22, с. 53–54].
К 1817–1820 гг. боровские старообрядцы могли смело утверждать, что их часовня является «старой» и имеет право на существование. В 1846 г. старообрядческий храм (часовня) был отобран и передан единоверцам [15, c. 37–44].
Весь XIX в. боровские старообрядцы молились по моленным, которые располагались в разных домах [14; 16, c. 170–180].
По Первой всеобщей переписи населения Российской империи, в 1897 г. в Боровске проживало 8414 человек, из них старообрядцев 3710 человек, что составляло 44,1% [21].
21 сентября 1891 г. боровский исправник сообщал, что в Боровске проживает до 2700 старообрядцев-окружников [7, л. 5]. 13 марта 1897 г. боровский урядник в рапорте называет количество боровских старообрядцев до 4200 чел. [8, л. 11 – 11об.]. К 1903 г. численность старообрядцев в городе увеличивается [1, л. 47].
После указа 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» церковная жизнь старообрядцев была легализована [12, c. 37–65].
С 1906 по 1909 гг. в Боровске официально были зарегистрированы 4 старообрядческие общины, хотя, разумеется, все они существовали задолго до этого. Это Боровская старообрядческая община тульско-лужковская (зарегистрирована 7 апреля 1907 г.), Всехсвятская старообрядческая община (14 января 1908 г.), Покровская 1-я старообрядческая община (14 января 1908 г.), Покровская 2-я старообрядческая община (13 апреля 1909 г.). Кроме того, известно, что служили в них три протоиерея, два иерея, один диакон и один наставник [18, c. 41–50; 19, с. 39].
Перед началом Первой мировой войны в Боровске существовало 3 старообрядческих храма и 1 единоверческий. Эти храмы были построены в короткий срок с 1908 по 1912 гг. [17, c. 23–25].
Старообрядческий храм Всех святых
Первым был построен храм во имя Всех святых на Успенской улице (ныне ул. Ленина, 27). Всехсвятская община объединяла старообрядцев — последователей епископа Иова, принявших «Окружное послание» 1862 г. и именовавшихся окружниками (иовцами). Не имея постоянного помещения для проведения богослужений, община «кочевала» по домам богатых прихожан [23, c. 109], пока купцам Ф.М. Шокину и Саниным после долгих ухищрений не удалось добиться разрешения на постройку молельного дома [12, c. 12]. Он был построен во второй половине 1890-х гг.
13 апреля 1899 г. из МВД калужскому губернатору было направлено письмо с просьбой разрешить обратить дом мещанки Марии Рудаковой в общественную моленную и его расширить. 1 мая 1899 г. эта радостная весть была объявлена боровским старообрядцам и была выдана копия письма из МВД. Боровские старообрядцы начали переделывать дом Рудаковой на Успенской улице под новую моленную. Из нее в первое десятилетие ХХ в. вырос храм Всех святых.
Всехсвятская община со священником о. Карпом были инициаторами начала крестных ходов к могиле мучениц боярыни Ф.П. Морозовой и кн. Е.П. Урусовой. Первый крестный ход состоялся 11 сентября 1905 г. После этого они стали ежегодными [29, c. 1299].
31 декабря 1907 г. старообрядцами Всехсвятской общины было подано заявление об официальной их регистрации:
«В Калужское Губернское Правление
Нижеподписавшихся старообрядцев, приемлющих священство Белокриницкой иерархии.
В городе Боровске, на Успенской улице, с давнего времени имеется храм во имя Всех Святых, прихожанами которого состоят старообрядцы как города Боровска, так равно и его уезда.
Прихожане означенного храма и мы, заявители, состоим старообрядцами, приемлющими священство Белокриницкой иерархии, состоящей из трех ступеней: епископов, священников и дьяконов. Они и совершают духовное служение в храме и вообще отправляют церковные таинства и требы.
Мы учреждаем старообрядческую общину на основании закона 17 октября 1906 года, деятельность которой распространяется на город Боровск и его уезд. В заведование этой общины поступает указанный храм. Учреждаемая община получает наименование «ВСЕХСВЯТСКАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ОБЩИНА» в г. Боровске. Делами нашей (общины) заведует Совет, избираемый во всем согласно правил закона 17-го октября 1906 года.
Отсылая одновременно почтовым переводом 4 р. 50 к., из коих 3 р. на публикацию в Сенатских объявлениях и 1 р. 50 к. в местных Губернских Ведомостях, покорнейше просим Губернское Правление разрешить образование Всехсвятской старообрядческой общины в г. Боровске, внести ее в реестр, распубликовать в Сенатских объявлениях и местных Губернских Ведомостях и выдать нашему уполномоченному копию журнального постановления с утверждением нашей общины.
Подать настоящее заявление верим Ивану Ивановичу Санину, живущему в городе Боровске, которому одному за всех нас просим выдать копию журнального постановления с утверждением нашей общины, а также предъявлять какие-либо требования. Декабря 31 дня 1907 г.». Всего 51 подпись. Заявление поступило 2 января 1908 г., а 23 января 1908 г. Губернское правление разрешило учредить общину [11, л. 1].
22 февраля 1908 г. состоялось общее собрание общины. На нем выбрали: председателем Алексея Пафнутьевича Ёжикова, товарищем председателя Петра Васильевича Шутова, казначеем Михаила Ивановича Санина. В ревизионную комиссию вошли Яков Карпович Капырин, Василий Иванович Полежаев, Николай Леонтьевич Провоторов. Также 8 прихожан вошли в состав совета ее членами.
На этом же собрании был избран священник Карп Лазоревич Тетёркин и дьякон Григорий Егорович Борзов. Губернская администрация сделала запрос о благонадежности священства:
Богородскому Уездному Полицейскому Управлению.
Совет Всехсвятской старообрядческой общины в г. Боровске Калужской губернии, предоставив постановления общего собрания членов общины об избрании духовными лицами общины крестьянина дер. Коротковой Запонорской(?) волости Богородского уезда Карпа Лазоревича Тетёркина и крестьянина Ильинской волости Богородского уезда Григория Егоровича Борзова, первого как священника и второго как дьякона, просят об утверждении Тетёркина и Борзова.
Ввиду сего Губернское Правление поручает Полицейскому Управлению донести: не подвергались ли Тетёркин и Борзов за преступные деяния суду и не состоят ли под следствием и судом и в утвердительном случае, когда и за что были судимы и каким наказаниям подвергались или по обвинению в каких преступлениях состояли под следствием, не признаны ли Тетёркин и Борзов по суду лицами несостоятельными и не были ли они исключены из среды общества по приговору того сословия, к которому принадлежат» [11, л. 23 и 23 об.].
Ответ, полученный от боровского исправника, удовлетворил вышестоящее начальство, так как больше запросов не последовало.
Храм всех святых, Боровск
Храм поражал современников добротностью постройки (паровое отопление и т.д.) и роскошью отделки [20, с. 12]. Тем не менее в изданиях господствующей церкви он продолжал именоваться молельным домом. С 1908 г. молельный дом начинает приобретать и внешний облик храма.
15 мая 1908 г. о. Карпом при храме было открыто училище церковного пения. Учитель пения — И.Ф. Пучков. Пению обучалось до 30 человек, «успех очень благоприятный для церкви и прихожан; поют с хорошим познанием…» [25, с. 592].
29 июня 1908 г. на праздник святых апостолов Петра и Павла состоялась закладка колокольни, которая «строится на средства Всехсвятской общины и добровольные пожертвования прихожан» [26, с. 979].
6 декабря 1908 г. состоялось поднятие на храм креста. Богослужение совершали настоятель храма о. Карп Тетеркин, о. Афанасий Ковшов и диакон Григорий Борзов. Песнопения исполнял хор из мальчиков и девочек под управлением Пучкова.
«После обычных многолетий Государю и Государыне, местному епископу Ионе и всем православным христианам членами общины была послана телеграмма Государю Императору следующего содержания:
Его Императорскому Величеству.
Боровская Всехсвятская старообрядческая община впервые возносит на храме своем крест Господень и молит Всевышнего Царя о твоем, Государь, здравии и благополучии, даровавшем державною твоею волею свободу хвалить и славить Творца небес по-древнеправославному. Прими, Великий Государь, наши всеподданнейшие поздравления с ангелом и чувства готовности положить жизнь за помазанника Божия.
Председатель общины А. Ежиков».
17 января 1909 г. был получен ответ на телеграмму через боровского уездного исправника:
по канцелярии Копия:
13 декабря 1908 года Государь Император Высочайше повелеть соизволил благодарить боровскую всехсвятскую старообрядческую общину за выраженные во всеподданнейшей телеграмме от 6-го сего декабря верноподданнические чувства по случаю высокоторжественного дня тезоименитства Его Императорского Величества.
Об этом даю знать вашему высокоблагородию для объявления по принадлежности.
Подлинный подписали: и.д. губернатора вице-губернатор Оленников, управляющий канцелярией Генералов и старший помощник правителя канцелярии С. Соловьев [33, с. 214–215].
22 марта 1909 г. в Вербное воскресенье, на вновь отстроенную колокольню храма Всех святых были подняты колокола. Первый в 205 пудов был пожертвован старообрядцами Ёжиковыми, а другой в 60 пудов — Саниными. Всех колоколов 10, и звон отличался чистотой звука. «Только местный городской собор может сравниться по силе звона с вновь повешенными колоколами. Боровские старообрядцы особенно радостно праздновали Святую Пасху в текущем году, после многолетнего невольного затворничества» [34, с. 631].
21 ноября 1913 г. состоялось торжественное чествование местного протоиерея о. Карпа Лазаревича Тетеркина по случаю 25-летнего служения его в сане священника при сказанном храме. Также состоялось чествование диакона Григория Георгиевича Борзова за 25-летнее служение его в г. Боровске при храмах Всехсвятском и Покровском [40, с. 24–25].
Старообрядческий храм Покрова Пресвятой Богородицы 1-й общины
Покровская 1-я старообрядческая община была официально зарегистрирована 19 февраля 1908 г., хотя существовала задолго до выделения из нее Всехсвятской общины [23, с. 109]. Еще до ее регистрации было начато строительство нового храма на ул. Нижней (сейчас ул. Циолковского).
В середине 1904 г. было подано прошение в канцелярию калужского губернатора прихожанина общины купеческого сына Поликарпа Капырина о разрешении приспособить пожертвованное купцами Саниными здание под молитвенный дом. 30 декабря 1904 г. боровскому исправнику был направлен запрос:
1) действительно ли существующий молитвенный дом пришел в ветхость и имеется ли разрешение на открытие его, 2) действительно ли является необходимость в устройстве нового молитвенного дома и предположено ли закрытие существующего молитвенного дома и какое он будет иметь назначение по устройству нового молитвенного дома… [10, л. 1].
В 1905 г. начинается переписка между калужским губернатором и Департаментом общих дел МВД по поводу новой моленной. Губернатор А. Офросимов в письме от 7 марта 1905 г. в Департамент общих дел МВД писал, что со «своей стороны не нахожу препятствий к удовлетворению просителей». Вместе с губернатором подписались вице-губернатор кн. Голицын и губернский инженер Б. Савицкий [10, л. 5].
21 марта 1905 г. пришел ответ из МВД:
Уведомляю Ваше Превосходительство, для зависящих распоряжений, что я признаю возможным разрешить уполномоченному от проживающих в гор. Боровске последователей австрийской секты купеческому сыну Поликарпу Капырину перестроить пожертвованный купцами Саниными дом и обратить его в моленную, при условии предварительного одобрения Строительным Отделением Калужского Губернского правления…» [10, л. 6].
Это новое разрешение из МВД позволило членам общины подойти по-новому к этому вопросу. Зачем переделывать старый дом под моленную, если рядом можно построить новый храм. Но как за это дело взяться? Решение пришло оригинальное. Надо добиться разрешения в МВД на возведение наружного купола с крестом и звонницы, после этого попросить не перестраивать старое здание, а рядом построить новое на земле, принадлежащей общине.
Примерно по такому сценарию и были дальнейшие действия общинников. Они просят МВД разрешить им возведение наружного купола с крестом и звонницей, и 22 сентября 1905 г. калужский губернатор получает из МВД ответ: «Уведомляю Ваше Превосходительство, для зависящих распоряжений, что я признаю возможным разрешить уполномоченному от старообрядцев гор. Боровска Поликарпу Капырину к разрешенной предложением Министерства от 21 марта сего года, за №281, постройке молитвенного дома, на месте, пожертвованном для этой цели купцом Саниным, добавить наружный купол, крест и звонницу, при условии предварительного рассмотрения Строительным Отделением Калужского Губернского правления… [10, л. 16].
6 октября 1905 г. было подано прошение на имя губернатора от П.Е. Капырина с прошением о разрешении построить старообрядческую церковь, взамен разрешенного молитвенного дома. В прошении подчеркивалось, что ранее в МВД были поданы план храма и прошение, на которые они получили разрешение. Все прошения и планы были рассмотрены Строительным отделением Калужского губернского правления. Возражений против строительства храма не было. Все это было утверждено калужским губернатором А.А. Офросимовым [10, л. 17]. Но дело с постройкой храма затянулось до 1908 г.: сначала нужно было решить вопрос с официальной регистрацией общины. Старая моленная продолжала действовать.
19 февраля 1908 г. состоялось собрание членов общины в здании старого молитвенного дома [24, с. 398]. На собрании избрали председателя Ф.И. Шокина и настоятеля — бывшего ранее священника о. Афанасия. Был избран совет из 9 членов: священник Афанасий Ковшов, Ф.И. Шокин, П.Е. Капырин, А.М. Калашников, Петр Капырин, И.А. Калашников, И.П. Капырин, А.П. Памухин, Т.А. Глухарев, в ревизионную комиссию избраны: Л.И. Демин, Ф.П. Памухин и А.Ф. Глухарев. Рассматривался и имущественный вопрос — какое назначение получит имущество общины в случае прекращения ее деятельности. Постановлено: в случае прекращения деятельности общины оно переходит в собственность Всехсвятской общины в г. Боровске. Также в собственность общины поступило от И. Санина, М. Санина, Ф. Шокина и П. Капырина недвижимое имущество (2 дома и 2 земельных участка).
13 июля 1908 г. по благословению местного епископа Ионы в воскресенье была произведена торжественная закладка престола в новом храме Покрова Пресвятой Богородицы. Членами Покровской общины был приглашен священник о. Карп Тетеркин из Всехсвятской общины с причтом. После службы из моленной («старый Покровский храм») вышел крестный ход в новый храм, где был отслужен молебен с водоосвящением, по окончании которого была совершена по чиноположению закладка престола. Первые кирпичи были положены о. Афанасием и им был возжжен и поставлен светильник; вторые кирпичи клали: о. Карп Тетеркин и диакон Григорий Борзов. После этого был водружен и залит цементом крест. «Во время богослужения песнопения исполнял местный детский хор» [28, с. 1076].
Через несколько месяцев, 16 ноября 1908 г., в общине состоялось торжественное поднятие колоколов на временную звонницу. Богослужение совершал о. Афанасий Ковшов с диаконом Григорием Борзовым и священником о. Карпом Тетеркиным из всехсвятской старообрядческой общины. Колокола были пожертвованы Ф.Е. Морозовой, Е.В. Провоторовой и М.Ф. Капыриной [30, с. 1636].
18 декабря 1908 г. в общине состоялось долгожданное знаменательное событие — освящение храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Освящение совершал архиепископ Московский Иоанн в сослужении епископа Ионы Смоленского и Калужского, 5 священников и 3 диаконов. Пел московский хор, соединенный с местным мужским и женским. По окончании богослужения владыкою Иоанном была сказана речь. Затем настоятелю храма о. Афанасию Ковшову, строителям храма председателю совета общины Ф.И. Шокину и его товарищу П.Г. Капырину были поднесены благодарственные адреса. Тексты адресов полны уважения и признательности за укрепление общины и строительство храма [31, с. 59–62].
9 января 1909 г. в общине состоялось второе общее собрание. Председательствовал Ф.И. Шокин. Подлежали обсуждению следующие вопросы:
1) отчетность строителей и церковного старосты с заключением ревизионной комиссии;
2) об улучшении церковного пения;
3) о постройке ограды с уличной стороны храма;
4) об увеличении состава совета тремя членами и приискании средств для погашения долгов.
Все вопросы собранием были приняты, и средства для покрытия долгов постановлено собрать подпиской, которая тут же была начата. Было собрано и скинуто долга на 2500 рублей [32, с. 175].
С построением храма налаживалась и церковная жизнь. В мае 1912 г. в Боровске состоялся съезд благочинных для избрания делегатов на Освященный Собор в Москву. Были избраны о. Афанасий Ковшов, от мирян П.Е. Капырин и кандидаты к нему П.И. Санин, И.В. Пашутин [38, с. 730–731].
28 июля 1910 г. храм Покрова Пресвятой Богородицы посетил великий князь Михаил Александрович. Он был встречен старообрядческим духовенством, попечителями и прихожанами. От имени прихожан была поднесена икона прп. Пафнутия Боровского. (На память об этом событии была изготовлена гранитная доска размером 45х76 см и закреплена внутри храма. Текст на доске: «1910 г. 28 июля 5 ч. дня. Сей храм Покрова Пресвятой Богородицы посетил Его Императорское Высочество Великий Князь Михаил Александрович / Был встречен старообрядческим духовенством, попечителями и прихожанами / Священником о. Афанасием Ковшовым от прихожан была поднесена икона Пафнутия, Боровского Чудотворца».)
8 августа 1914 г., в день праздника явления Толгской иконы Божией Матери, храм посетил и вел службу епископ Павел. «По окончании службы был крестный ход, и во главе хода шел вышеозначенный епископ в полном облачении, при колокольном звоне. Настроение было праздничное у всех, и народу было много. Против здания городской управы отслужен молебен о даровании победы нашему христолюбивому воинству над врагами и произнесены многолетия. За молебном присутствовали боровский исправский уездный воинский начальник и боровский городской голова Капырин» [42, с. 822].
Первая мировая война внесла сильные изменения во внутреннюю жизнь боровчан. Каждый старался чем-либо помочь армии. В стороне не осталась и община. 3 сентября 1914 г. было освящено здание под лазарет для больных и раненых воинов. «Помещение, отремонтированное из старого бывшего молитвенного дома, очень приличное, вместимостью на 15 кроватей. Все места уже заняты вышеназванной общиной и доброхотными добротворителями-старообрядцами. Чин освящения совершал о. протоиерей Афанасий Дионисиевич Ковшов, совместно со своим причтом. При этом был совершен канон — молебен Господу Богу о даровании победы над врагами. По окончании молебна и по прочтении положенных молитв о. протоиереем была сказана трогательная речь о больных и раненых воинах.
Старообрядческий храм Покрова Пресвятой Богородицы 2-й общины
Позднее других был построен храм Покровской 2-й общины, долго не имевшей постоянного молельного дома. Неокружники позднее других зарегистрировали свою общину и позднее приступили к строительству храма. 2 апреля 1909 г. на собрании прихожан была зарегистрирована давно существовавшая община и проведена подписка на постройку храма. Главными жертвователями были богатые предприниматели Ждановы, внесшие 25 тыс. руб., а также члены общины Е.Е. Шевелев, И.А. Головтеев, П.М. Шестов. [34, с. 631].
Освящение храма Покрова Пресвятой Богородицы 2-й общины состоялось 18 июня 1912 г. [36, с. 683−684]. В журнальной заметке описание храма сопровождается эпитетом «великолепный». Освящали его два архиерея: местный Калужский Иоасаф и вновь рукоположенный на Москву Конон. Из священников были: местные протоиерей о. Иоанн Щедрин и о. Александр Соколов, приезжие о. Лев молоковский, о. Иоанн московский, о. Стефан чулковский и архидиакон Феодор Осетров. Всенощное бдение и литургию пел свой местный хор. Вокруг храма был совершен крестный ход, с хоругвями, запрестольными и местными иконами. После крестного хода последовало архиерейское облачение местного епископа Иоасафа. На освящение были приглашены также и принадлежащие к пастве архиепископа Иоанна; были и последователи господствующей церкви, и светские официальные лица: судебный следователь, член окружного суда, воинский начальник, бывший исправник, городской голова и надзиратели частей города.
На торжествах прихожанином храма Павлом Дементьевичем Голофтеевым был прочитан благодарственный адрес Н.Н. Жданову, который оказал помощь в строительстве храма. В ответной речи Жданов обратился к присутствовавшим с речью:
«Преосвященные владыки и святые отцы! Наш родитель, ныне покойный, завещал нам: когда будет воздвигаться храм Божий в г. Боровске, помогайте своими средствами этому святому делу; в то же время он убедительно просил нас постараться, чтобы был мир церковный и не было бы между нашим и прочими обществами раздора церковного. Потому прошу вас, владыки и отцы, подумайте о мире! Позаботьтесь о примирении с прочими и о разрушении раздора церковного».
Слова Жданова не встретили сочувствия у епископов и священства. Но своим поступком он показал, что некоторая часть неокружников придерживаются его взглядов. Через несколько дней он присутствовал на закладке колокольни храма Покрова 1-й общины окружников.
К этому времени в обществе боровских старообрядцев, разделенных Окружным посланием 1862 г., появляется тенденция к преодолению разобщенности. Инициаторами примирения выступали окружники: священники Всехсвятской и 1-й Покровской общин о. Карп Тетеркин и о. Афанасий Ковшов. В 1912 г. они направили открытое письмо членам Покровской 2-й общины с призывом к последователям епископа Иова (противоокружникам) прекратить вражду и «подумать о мире и соединении». Письмо было опубликовано в журнале «Церковь» [35, с. 342−343]. В нем говорилось:
Обращаемся к вам не как к противникам или врагам (избави нас Бог от этого!), а как к своим друзьям и братьям, находящимся с ними в разделении не по каким-либо основательным причинам, а лишь в силу печальных недоразумений. Довольно нам уже враждовать и спорить. Надо подумать о мире и соединении, как заповедано Самим Господом, и о том мы молимся Ему.
Переживаемое нами время − самый удобный момент для разъяснения существующих между нами недоразумений и для устройства мира христопреданного, без чего спастись невозможно. …Сам Бог неисповедимыми Его судьбами приводит нас с вами в единение к миру церковному. У нас епископ Иона, волею Божиею, скончался и переселился в иной мир покоя. Теперь мы находимся без своего епархиального архиерея, а ваш епископ преосвященнейший Иоасаф может быть теперь вашим и нашим, общим святителем, и да будет едино стадо и един пастырь. Предбудущий собор наших Боголюбивых епископов с великой радостью утвердит его. Мы вполне надеемся и на граждан наших православных христиан, а также и вся наша епархия примет это все с радостью, без всякого прекословия….
Братие! Что было прежде между нами и вами — предадим все это забвению, а обымем друг друга и простим вся Воскресением и сотворим в любви величайшее торжество. Остаемся в надежде на вашу добрую благосклонность, что не оставите наш сердечный призыв, исходящий из глубины душ наших. Желающие спасения вам и мира церковного.
Если в церковном плане разделение окружников и неокружников продолжалось, то в общественных делах они выступали совместно. Объединяющим началом служила работа в комитете по строительству храма великомученицам Ф.П. Морозовой и Е.П. Урусовой, пострадавшим за древлеправославие в XVII в. 18 июля 1912 г. состоялось объединенное собрание старообрядцев разных согласий. Инициатива исходила от 2-й Покровской общины (неокружников). На заседание прибыли: член Совета всероссийских съездов старообрядцев М.И. Бриллиантов, от 1-й Покровской старообрядческой общины священник А.Д. Ковшов, диакон Г.Е. Борзов, П.Е. Капырин, П.П. Капырин, И.А. Калашников, Н.А. Шевелев, А.А. Калашников, И.П. Капырин; от Всехсвятской старообрядческой общины священник К.Л. Тетеркин, Я.К. Капырин, П.В. Шутов, М.И. Санин; от старообрядческой общины, приемлющей священство, переходящее от господствующей церкви, тульско-лужковского согласия И.П. Полежаев, Г.П. Глухарев и от 2-й Покровской общины (последователи епископа Иова) священник о. Иоанн Щедрин, И.А. Головтеев, Я.Е. Шевелев, Ф.Д. Голофтеев, М.П. Капырина, К.П. Капырина, А.П. Капырина, С.И. Голофтеев, Б.И. Леснов. Всего 28 человек. Собрание единогласно выразило желание постройки часовни на могиле боярыни Морозовой и княгини Урусовой. Тогда же был рассмотрен и выбран проект часовни гражданского инженера Амилюстина с широким куполом в псковско-новгородском стиле, окруженной пристройками московско-ярославского стиля. Для выполнения постановлений был избран комитет, включающий по 2 лица от совета каждой старообрядческой общины Боровска и несколько лиц из других мест России. В него вошли от Совета всероссийских съездов старообрядцев П.П. Рябушинский, М.И. Бриллиантов, А.И. Морозов; от Всехсвятской общины священник К.Л. Тетеркин и А.П. Ежиков; от 1-й Покровской общины священник А.Д. Ковшов и А.А. Калашников; от тульско-лужковской общины И.П. Полежаев и Г.П. Глухарев; от 2-й Покровской общины Я.Е. Шевелев и Н.Н. Жданов, а за его отсутствием — С.И. Голофтеев [39. с. 749−750].
После регистрации старообрядческих общин были заведены метрические книги. В Государственном архиве Калужской области сохранились метрические книги Покровской 2-й общины за 1909–1919 гг. Церковная жизнь неокружников шла своим ходом: крестили, венчали, отпевали, решали общинные дела.
С декабря 1909 г. на помощь старенькому священнику о. Иоанну Щедрину был поставлен второй священник Александр Соколов. О. Иоанн Щедрин упоминается в книгах за 1909−1915 гг. С января 1915 г. ему вместо священника Александра Соколова стал помогать исполнять церковные требы новый священноиерей Иоанн Трофимов, который в 1918 г. служил уже без о. Иоанна Щедрина. Можно предположить, что тот умер между 1916−1918 гг. С 1913−1918 гг. в храме псаломщиком был Аким Иппалитов.
В 1909−1917 гг. председателем Совета общины был Иван Головтеев, а его постоянными членами Яков Ефимович Шевелев и П. Головтеев. В 1918 г. подписывался за председателя Совета П. Головтеев.
Итак, можно сделать вывод, что на протяжении второй половины XIX в. – 1917 г. боровские старообряцы, несмотря на все преследования со стороны духовных и светских властей, имели две моленные, вокруг которых группировались общины. Сохранение моленных позволило в первом десятилетии ХХ в. укрепить старообрядческому обществу свои позиции и построить вместо моленных храмы Всехсвятский, Покрова 1-й общины и Покрова 2-й общины.
Источники и литература
1. ГАКО. Ф. 32. Оп. 4. Д. 959.
2. ГАКО. Ф. 32. Оп. 5 Д. 1097.
3. ГАКО. Ф. 32. Оп. 13. Д. 3171.
5. ГАКО. Ф. 32. Оп. 15. Д. 42.
6. ГАКО. Ф. 56. Оп. 2. Д. 414.
7. ГАКО. Ф. 62. Оп. 6. Д. 360.
8. ГАКО. Ф. 62. Оп. 8. Д. 2055.
9. ГАКО. Ф. 62. Оп. 17. Д. 1713.
11. ГАКО. Ф. 62. Оп. 19. Д. 2246.
12. Миловидов В.Ф. Старообрядчество в прошлом и настоящем. М., 1969.
13. Осипов В.И. К вопросу о численности старообрядцев Калужской губернии в XIX – первом десятилетии XX вв.// Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 8. М., 2000. С. 33–38.
14. Осипов В.И. Численность старообрядческого населения Боровска и уезда в XIX – начале ХХ в.// Вопросы археологии, истории, культуры и природы Верхнего Поочья. Материалы VIII региональной научной конференции 17–19 марта 1999 г. Калуга, 2001. С. 110–116.
16. Осипов В.И. Моленные и храм боровских неокружников (вторая половина XIX – середина ХХ вв.// Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы. М., 2007. С. 170–180.
17. Осипов В.И., Осипова А.И. К вопросу о времени постройки старообрядческих храмов в г. Боровске// Бюллетень РНИА «Верхнее Поочье», Калуга, 1993. С. 23–25.
18. Осипов В.И., Осипова А.И. Из истории боровских старообрядческих общин ХХ в.// Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 6. М., 1998. С. 41–50.
19. Осипов В.И. Калужские старообрядцы. 1900–1914 гг.// Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 3. М., 1995.
20. Отчеты Братства Пафнутия за 1883–1910 гг. Калуга, 1884–1910.
21. Первая всеобщая перепись населения Российской империи. 1897 г. Тетр. 1. Спб., 1901; Тетр. 2. Спб., 1903.
22. Собрание постановлений по части раскола. СПб., 1858.
23. Тихомиров И. Раскол в пределах Калужской епархии. Калуга, 1900.