старообрядческий храм на апухтинке

Собор Успения Пресвятой Богородицы на Апухтинке. Новоселенский пер.

старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть фото старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть картинку старообрядческий храм на апухтинке. Картинка про старообрядческий храм на апухтинке. Фото старообрядческий храм на апухтинке

Конфессия:Бывшие старообрядческие храмы
Адрес:г. Москва, Новоселенский пер, д. 6
Год постройки:1907
Храмовой день:28 августа, Успение Пресвятой Богородицы

Бывший старообрядческий храм Успения Пресвятой Богородицы Русской Православной старообрядческой Церкви.

Упоминание храма на сайте:

Собор Успения Пресвятой Богородицы на Апухтинке

Здание, расположенное в глубине двора многоэтажного жилого дома, — это единственное строение, сохранившееся от Собора Успения Пресвятой Богородицы – бывшего храма старообрядцев, входящих в сообщество белокриницкого согласия, признающих «Окружное послание» староверов. Оно было построено русским архитектором Николаем Дмитриевичем Поликарповым в 1906-1908 годах и освящено 9 ноября 1908 года.

Старообрядческий Успенский собор на Апухтинке, как его именовали в народе, замышлялся как храм-музей древнерусского искусства.

В своём архитектурном воплощении он почти полностью копировал одноимённый храм московского Кремля. Фактически, оригинальными элементами, привнесёнными в облик этого собора архитектором Н.Д. Поликарповым, были лишь западный и восточный фасады храма. Восьмистолпное здание двухэтажного храма обладало заметно развитой алтарной частью. Она была выражена прямоугольным объёмом, увенчанным плоской кровлей, с примыкающей к нему апсидой в два яруса, имеющей над нижним ярусом небольшую главку. К этому, скопированному с кремлёвского собора объёму, были добавлены с западной и восточной стороны по одной небольшой ячейке, так же увенчанные плоской кровлей. Над западной пристройкой была возведена небольшая квадратная колокольня с главкой на венце. Основной иконостас, размещённый внутри восьмистолпного объёма, тоже повторял все черты своего кремлёвского близнеца.

Очень большое количество ценных икон XIV–XVII веков, написанных искусной рукой церковных художников древности, попало на хранение в фонды отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи после закрытия церкви большевиками в 1935 году. Там же, к счастью, оказались и закладные кресты, роспись которых сохранила историю создания Успенского соборного храма. После закрытия часть строения была снесена, а основной объём после перестройки превратился в четырёхэтажное здание общежития завода «Станколит». Несмотря на то, что в 2009 году Успенский собор старообрядческой церкви Белокриницкого согласия решением Комитета по культурному наследию города Москвы был отнесён к категории выявленных объектов культурного наследия в качестве памятника, он до настоящего времени так и не возвращён Русской Православной старообрядческой Церкви.

Храмы и общины

Этот проект — наше совместное достояние. Если вы увидели неточность в описаниях или другие наши ошибки, укажите нам на них. Этим вы поможете общему благому делу и внесёте свой вклад в развитие раздела. Электропочта для связи: admin@ruvera.ru

Важно! Данный раздел пополняется информацией и фотографиями из открытых источников, включая народный каталог православной архитектуры sobory.ru, поэтому мы не претендуем на исключительное право авторства, а лишь собираем и систематизируем интересную информацию.

Авторский состав

Программирование и верстка: Юрий Кохов, Дмитрий Шаповаленко, Сергей Смолярчук, Алексей Жиленков

Орфография и наполнение:
Андрей Нестерович
Ирина Косырева

Особая благодарность: Всем, кто откликнулся на наш призыв и прислал информацию о своей общине. Спаси Христос! Без вас этот раздел был бы пуст.

Русская вера и русские традиции: старообрядчество и староверы вчера и сегодня

Последние годы в Росиии, в силу известных политических и экономических событий, растет интерес к своим корням и самоопределению русской нации. Идет поиск тех незыблемых, родных ценностей, которыми так богата наша история, наш народ. Русская культура, русские традиции, русская истрия и русская вера — вот основные тематики, которыми все чаще интересуются наши соотечественники, настоящие русские люди! Старообрядчество является живым примером того созидательного мировоззрения, на котором можно построить прочную и незыблемую патриотическую основу для духовной, культурной и научно-экономической жизни общества.

Сама история старообрядчества показывает невероятные примеры стойкости и патриотизма, защиты делом своей веры и традиций, истории и культуры своей Родины — святой Руси. Уже сейчас многие как светские, так и церковные авторы публикуют материалы, посвященные духовному и культурному наследию, истории и современности старообрядчества. Однако сам феномен старообрядчества, его философия, мировоззрение и особенности терминологии исследованы до сих пор слабо. «Кто такие староверы?» — на этот вопрос пока нет однозначного ответа, понятного для каждого нашего соотечественника.

Сайт «Русская вера» является самым обновляемым источником информации, рассказывающий об истории и современной жизни старообрядчества в целом и старообрядческих согласий в частности, таких как: РПСЦ, РДЦ, ДПЦ, Старопоморы-федосеевцы и другие, а также Старообрядные приходы в лоне РПЦ. Наш проект дает возможность читателю отслеживать актуальные новости старообрядчества, найти прямую дорогу и посетить старообрядческий храм, вспомнить прекрасные русские традиции, прикоснуться к архивным документам и памятникам культуры, каковым является Лицевой Летописный свод (Лицевой свод Ивана Грозного). Сайт первым начал собирать истории и биографии из жизни особо значимых деятелей прошлого (протопоп Аввакум, Митрополит Амвросий) и наших современников (Агафья Лыкова, Митрополит Алимпий). На страницах нашего ресурса можно задать вопрос священнику и побеседовать с единомышленниками. Мы приглашаем всех небезразличных патриотов поддержать нашу идею и объединиться в деле восстановления нашей общей родины — святой Руси!

Источник

Таганский. Собор Успения Пресвятой Богородицы на Апухтинке.

Карта и ближайшие объекты

старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть фото старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть картинку старообрядческий храм на апухтинке. Картинка про старообрядческий храм на апухтинке. Фото старообрядческий храм на апухтинке

Статьи

Торжество освящения соборной церкви, старообрядцев поповцев Белокриницкой иерархии, во имя Успения Пресвятой Богородицы, что на Апухтинке, по Новоселенскому переулку, 6, в Москве, было совершено 9 ноября 1908 г. Накануне освящения состоялся крестный ход из соборных храмов Рогожского кладбища. Среди святынь была чудотворная икона Пресвятой Богородицы Казанская, под покровительством которой начато было построение церкви 29 октября 1906 г. Ф.Е. Мельников об этой церкви замечал: «Всё в этой величественной церкви древнее … и всё замечательное, высокохудожественное, редчайшее и бесценное.

Строился храм по проекту архитектора Н.Д. Поликарпова по образцу (почти полная копия) Успенского собора в Кремле. Величие и благолепие созданного храма, его освящение подробно описаны в журнале «Церковь» за 1908 г. «После окончания торжества в доме храмоздателей Шибаевых была предложена трапеза. После приветственных и ответных речей архиепископ Иоанн произнёс здравицу за строителей И.И. Новикова, В.В. и П.В. Шибаевых и жертвователей на храм, и присутствующие пропели многолетие.

Попечитель Рогожского кладбища И.А. Пуговкин предложил тост за здоровье сыновей храмоздателей Аркадия и Ивана Ивановича Новиковых, которые с редкой энергией способствовали созданию этого выдающегося храма, неусыпно следя за работами и в то же время собирая драгоценные древние иконы для храма не только в Московской губернии, но и по всей России. Свою речь г. Пуговкин закончил словами: «Пусть эти молодые по летам труженики будут служить примером для нашей молодёжи, чтобы и она, подобно им, с такой же энергией и любовью к делу старалась и прилагала свои старания в будущем к украшению и созиданию новых храмов»».

Журнал Церковь. М., № 28, 13 июля 1908 г., с. 977

Судьба построенного тщанием Новиковых храма на Апухтинке после 1917 г. драматична. Сначала он был предназначен для складирования церковного имущества закрываемых храмов, а в июне 1935 г. спешно закрыт и превращён в общежитие «Станколит».

Когда церковь была действующей, то её по праву называли «Церковь-музей», так как в ней были собраны иконы со всей России 14-17 веков. Почти все они попали в фонды Государственной Третьяковской Галереи.

Старообрядческая церковь Успения Пресвятой Богородицы на Апухтинке

Здание, расположенное в глубине двора многоэтажного жилого дома – единственное строение, сохранившееся от Собора Успения Пресвятой Богородицы – бывшего храма старообрядцев, входящих в сообщество белокриницкого согласия, признающих «Окружное послание» староверов. Оно было построено русским архитектором Николаем Дмитриевичем Поликарповым в 1906-1908 годах и освящено 9 ноября 1908 года.

Старообрядческий Успенский собор на Апухтинке, как его именовали в народе, замышлялся как храм-музей древнерусского искусства. В своём архитектурном воплощении он почти полностью копировал одноимённый храм московского Кремля. Фактически, оригинальными элементами, привнесёнными в облик этого собора архитектором Н.Д. Поликарповым, были лишь западный и восточный фасады храма. Восьмистолпное здание двухэтажного храма обладало заметно развитой алтарной частью. Она была выражена прямоугольным объёмом, увенчанным плоской кровлей, с примыкающей к нему апсидой в два яруса, имеющей над нижним ярусом небольшую главку. К этому, скопированному с кремлёвского собора объёму, были добавлены с западной и восточной стороны по одной небольшой ячейке, так же увенчанные плоской кровлей. Над западной пристройкой была возведена небольшая квадратная колокольня с главкой на венце. Основной иконостас, размещённый внутри восьмистолпного объёма, тоже повторял все черты своего кремлёвского близнеца.

Комментарии и обсуждение

Здание сильно изуродовано в советское время: обезглавлено, надстроено, искажен декор. Ранее основной объем собора внешне напоминал формы Успенского собора в Кремле.

Попавшее в список реновации здание бывшего старообрядческого собора, расположенное по адресу ул. Марксистская, д. 9, стр 3. 1908 г. постройки, будет сохранено. Об этом сообщила председатель Москомархитектуры Юлиана Княжевская.

Источник

История трёх Таганских «перестроек»

About

Profile
старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть фото старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть картинку старообрядческий храм на апухтинке. Картинка про старообрядческий храм на апухтинке. Фото старообрядческий храм на апухтинкеolga_m
Navigation
Свежие записи
Архив
Друзья
Личная информация
Поделиться
Пожаловаться

Links
Написать.
Сменить оформление
Редактирование записей
Избранное
Последние комменты

старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть фото старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть картинку старообрядческий храм на апухтинке. Картинка про старообрядческий храм на апухтинке. Фото старообрядческий храм на апухтинке История трёх Таганских «перестроек»10 фев, 2016 @ 13:34 старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть фото старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть картинку старообрядческий храм на апухтинке. Картинка про старообрядческий храм на апухтинке. Фото старообрядческий храм на апухтинке

Москва – город древний, много раз перестраивавшийся, горевший, разрушавшийся и вопреки всем преградам отстраивавшийся заново. Но, пожалуй, самым сильным разрушениям наш город подвергся не в результате разгула стихии или вражеским налётам, а в результате пересмотра культурных ценностей в первой половине прошлого века, когда уничтожались целые пласты нашей истории. Сейчас можно найти много красочных изданий, посвящённых полностью утраченному наследию нашего города, Москве, которой уже нет.

Но я хочу привлечь внимание не к безвозвратно утраченной Москве, а к Москве, варварски перестроенной и обезображенной, но пока ещё существующей, хранящей в своих искалеченных чертах следы былого величия.
Возможно, если всё больше и больше людей всё чаще и чаще будет обращать внимание на эти неказистые «перестройки», то они не пополнят в ближайшие дни каталоги утраченных московских ценностей, а будут должным образом восстановлены и опять станут украшением нашего города.
Ну и, конечно, мне особенно хочется, чтобы с этой информацией познакомились мои соседи по району и, в свою очередь, поделились бы ею со своими соседями. Ведь порой мы по несколько раз в день проходим мимо живой истории, не замечая этого, не останавливаясь, чтобы отдать должное стараниям и трудам наших предков.

старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть фото старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть картинку старообрядческий храм на апухтинке. Картинка про старообрядческий храм на апухтинке. Фото старообрядческий храм на апухтинке

Если внимательно присмотреться к зданию, можно понять, что оно обитаемо: в окнах горит свет, видны спутниковые антенны, местами заменены стеклопакеты, а летом на бельевых верёвках балконов сушится бельё.

старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть фото старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть картинку старообрядческий храм на апухтинке. Картинка про старообрядческий храм на апухтинке. Фото старообрядческий храм на апухтинке

А всё потому, что с июня 1935 года и по сей день здание является местным общежитием. Сначала оно служило пристанищем рабочим завода Станколит, а сейчас в нём живут работники местного ДЕЗа, в основном гастарбайтеры.

А вот так наша дворовая «общага» выглядела ещё в 1920 году.

И была она тогда вовсе не общагой, а величественным храмом Успения Пресвятой Богородицы на Апухтинке, вторым по величине из старообрядческих храмов Москвы, задумывавшимся как храм-музей древнерусского искусства, который должен был олицетворять торжество возрождённого старообрядчества.

Появление в нашем районе именно старообрядческого храма было не случайным, ведь Таганка соседствует с Рогожской слободой, являвшейся в прошлом центром российского старообрядчества. Рогожская старообрядческая община появилась при царе Борисе Годунове (в конце XVI века), когда в этом районе начали селиться ямщики, занимавшиеся доставкой государевой почты и перевозками товаров из Москвы в село Рогожу (современный Ногинск).
При Екатерине II и Александре I старообрядцев не преследовали, и они построили у Рогожского кладбища несколько церквей, сохранившихся до нашего времени. Чуть позже начались гонения, и центр старообрядчества переместился в Нижний Новгород, пока в 1905 году не был издан императорский указ о даровании старообрядцам Высочайших свобод. Именно с этого времени и вплоть до 1913 года в Москве наблюдался расцвет старообрядчества: строилось достаточно большое количество церквей и моленных, возводимых на пожертвования верующих и взносы богатых старообрядцев-промышленников и купцов.
Едва ли не первым после получения свободы вероисповедания был заложен храм Успения Пресвятой Богородицы на Апухтинке.

Историю происхождения названия местности я нашла в воспоминаниях В.Н. Милованова, прихожанина Успенского собора на Апухтинке, бывшего в те времена подростком: «Как я слышал от взрослых, название «Апухтинка» происходит не от местности, а от фамилии купчихи Апухтиной, которая когда-то имела участок, проданный братьям Новиковым под строительство храма».
Правда, на самом деле, земля, на которой впоследствии был построен храм, принадлежала семье Шибаевых, а мраморщик Иван Иванович Новиков был одним из основных инвесторов строительства.

Храм был построен по проекту архитектора Николая Дмитриевича Поликарпова. Проект досконально повторял все формы одноимённого собора в Кремле, за исключением западного и восточного фасадов. С запада к объёму, скопированному с кремлёвского собора, примыкала ещё одна ячейка, под плоской кровлей. Над ней возвышалась квадратная колокольня с небольшой главкой.

В восточной части храм имел сильно развитую алтарную часть, состоявшую из прямоугольного объёма, так же как и западная ячейка, под плоской кровлей. К нему примыкала двухъярусная апсида с главкой над нижним ярусом. В остальном сходство с оригиналом было полное, вплоть до мельчайших деталей.

старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть фото старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть картинку старообрядческий храм на апухтинке. Картинка про старообрядческий храм на апухтинке. Фото старообрядческий храм на апухтинке старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть фото старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть картинку старообрядческий храм на апухтинке. Картинка про старообрядческий храм на апухтинке. Фото старообрядческий храм на апухтинке
Для сравнения фото 1910-х гг. и наших дней.

Внутри здания был установлен иконостас, также «по образцу» иконостаса Успенского собора в Кремле. «Пятиярусный иконостас весь обложен древней вызолоченной басмой, по старинным рисункам художественно исполненный Ф.Я. Мишуковым. У престола семисвещник древнего рисунка работы Д.М. Шелапутина, исполнившего с замечательным искусством для этого храма по старинным образцам подсвечники, лампады и другую утварь» («Церковь», № 45, 1908 год).

«Боковые стены внутри храма были плотно заставлены рядами икон, опять-таки, как в кремлёвском Успенском. Так что живописи было много, а архитектурные детали занимали скромное место. Этим Апухтинка выгодно отличалась от других старообрядческих храмов с обилием украшений купеческого стиля.» (снова из воспоминаний Милованова В.Н.)

Известный знаток древнерусского искусства П.П. Муратов проникновенно писал о Новиковском (по его выражению) храме: «Впечатление глубокой цельности и тонкой красоты производит такая церковь, как храм Успения у Покровской заставы, созданный не знающим усталости усердием, не знающей ошибок любовью к старине. … Здесь, собственно говоря, в первый раз начинаешь понимать, чем должна быть русская Церковь. … Даже после краткого пребывания в храме Успения каждый унесёт с собой воспоминание об искусстве светлом, украшающем и бесконечно мудром в своих древних традициях. Этот единственный в столице храм, где терпеливо подобран полный ансамбль древнего живописного и предметного украшения. Церковь у Покровской заставы полна драгоценных и прекрасных икон, сияющих своими подлинными красками на фоне старой басмы иконостаса, рядом со строго выисканной старинной утварью».

старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть фото старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть картинку старообрядческий храм на апухтинке. Картинка про старообрядческий храм на апухтинке. Фото старообрядческий храм на апухтинке старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть фото старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть картинку старообрядческий храм на апухтинке. Картинка про старообрядческий храм на апухтинке. Фото старообрядческий храм на апухтинке

Огромный храм на Апухтинке, включая и его внутреннее оформление, был завершён полностью к 1917 году – 19 мая был торжественно освящён последний придел храма, во имя Св. Троицы. И буквально через несколько месяцев храм прекратил работу. Сначала он был предназначен для складирования церковного имущества закрываемых храмов, а в июне 1935 года был окончательно закрыт и превращён в общежитие завода «Станколит». Церковь была перестроена до неузнаваемости: исчезли главы, колокольня, исчезло всё внутреннее убранство. Здание было разделено на этажи, пробиты новые и растёсаны старые окна, добавлены балконы – жилая рядовая постройка. Большая часть икон была изъята, хотя некоторые святыни прихожанам удалось перенести в храмы на Рогожском. Самые ценные иконы были отобраны в Третьяковскую галерею (32 иконы). Там же оказались и закладные кресты, роспись которых сохранила историю создания Успенского соборного храма. Одна из икон, происходящая из Успенского собора на Апухтинке, есть и в Музее имени Андрея Рублёва. Менее ценные иконы были уничтожены.

К трагической судьбе храма можно ещё добавить, что его создатели братья Новиковы были в 1939 г. расстреляны.

Более чем на 70 лет о былом великолепии храма на Апухтинке практически полностью забыли, но в 2009 году краеведу и исследователю истории староверия Вере Николаевне Анисимовой удалось добиться включения храма в реестр объектов культурного наследия города Москвы.
К сожалению, на внешнем состоянии храма это решение никак не отразилось. Лишь порой в нашем дворе стали появляться группки туристов, фотографирующих невзрачный барак, вызывая этим недоумённые взгляды местных жителей.

Бывший вход в храм с западной стороны. Под лестницей был вход в нижний храм во имя преподобного Сергия Радонежского.
старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть фото старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть картинку старообрядческий храм на апухтинке. Картинка про старообрядческий храм на апухтинке. Фото старообрядческий храм на апухтинке

Бывшая алтарная часть нижнего храма во имя преподобного Сергия Радонежского.
старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть фото старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть картинку старообрядческий храм на апухтинке. Картинка про старообрядческий храм на апухтинке. Фото старообрядческий храм на апухтинке

И чувствуя бездействие властей, храм, похоже, решил действовать самостоятельно, сбрасывая с себя неприятную ему штукатурку и обнажая оригинальную кладку, являя старожилам черты своего первоначального облика.
старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть фото старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть картинку старообрядческий храм на апухтинке. Картинка про старообрядческий храм на апухтинке. Фото старообрядческий храм на апухтинке

Здесь хорошо видно границу старой и новой кладок, практически полностью обнажена храмовая закомара.
старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть фото старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть картинку старообрядческий храм на апухтинке. Картинка про старообрядческий храм на апухтинке. Фото старообрядческий храм на апухтинке

старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть фото старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть картинку старообрядческий храм на апухтинке. Картинка про старообрядческий храм на апухтинке. Фото старообрядческий храм на апухтинке

Но на самом деле, это никакой не замок, а бывшая Церковь Покрова Пресвятой Богородицы Каринкинской старообрядческой общины, а замковая башня – бывшая церковная колокольня.

старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть фото старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть картинку старообрядческий храм на апухтинке. Картинка про старообрядческий храм на апухтинке. Фото старообрядческий храм на апухтинке
Рис. из журнала «Церковь». http://sobory.ru/photo/262746

Однако до передачи церкви текущим хозяевам и последнего ремонта, она ещё сохраняла некоторые изначальные черты.
старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть фото старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть картинку старообрядческий храм на апухтинке. Картинка про старообрядческий храм на апухтинке. Фото старообрядческий храм на апухтинке
Фото 1987 года (http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=188157)

На этих фото видно, что шатровая колокольня ещё не обезображена, не уничтожены её белокаменные декоративные украшения, не заложен наглухо колокольный ярус. Причём это можно увидеть на фотографиях вплоть до 1996 года.
старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть фото старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть картинку старообрядческий храм на апухтинке. Картинка про старообрядческий храм на апухтинке. Фото старообрядческий храм на апухтинке
https://pastvu.com/p/205072

И ещё раз напомню, как выглядит колокольня в наши дни.
старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть фото старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть картинку старообрядческий храм на апухтинке. Картинка про старообрядческий храм на апухтинке. Фото старообрядческий храм на апухтинке

В те же 90-е годы ещё можно было увидеть колокольный портал.
старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть фото старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть картинку старообрядческий храм на апухтинке. Картинка про старообрядческий храм на апухтинке. Фото старообрядческий храм на апухтинке
https://pastvu.com/p/75391

Сейчас же он наглухо закрыт железными воротами театра.
старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть фото старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть картинку старообрядческий храм на апухтинке. Картинка про старообрядческий храм на апухтинке. Фото старообрядческий храм на апухтинке

И напоследок покажу, как выглядит храм сейчас с северной стороны:
старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть фото старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть картинку старообрядческий храм на апухтинке. Картинка про старообрядческий храм на апухтинке. Фото старообрядческий храм на апухтинке

А самый последний объект моего рассказа – здание Российской Академии Предпринимательства на Малой Андроньевской. В этом ракурсе в здании с трудом угадываются черты бывшей церкви.

старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть фото старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть картинку старообрядческий храм на апухтинке. Картинка про старообрядческий храм на апухтинке. Фото старообрядческий храм на апухтинке

Но если обойти это здание и посмотреть на него со двора, то вашему взгляду откроется уже совсем другая картина.

старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть фото старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть картинку старообрядческий храм на апухтинке. Картинка про старообрядческий храм на апухтинке. Фото старообрядческий храм на апухтинке

Знакомьтесь – это бывшая Церковь Николая Чудотворца Никольско-Рогожской старообрядческой общины, построенная в 1910-1912 гг.по проекту архитектора Ильи Бондаренко, ученика Шехтеля, уже тогда известного своим интересом к русскому искусству и к русской старине.

Пятиглавый храм с хорами строился из новых для начала ХХ века материалов и по новым технологиям: его своды и купола выполнены в железобетоне, причём последние опирались не на свод, а на конструкцию железной фермы кровли. Отдельно стоящая колокольня завершалась железным восьмигранным шпилем. К вместительным хорам примыкала немалая ризница.
По авторитетным свидетельствам искусствоведов, Бондаренко в проекте Никольского храма «стилизует по преимуществу формы новгородско-псковского зодчества, но трактует их очень вольно. Он вводит в употребление свой особенный приём: на реальном теле храма „рисуется“ еще один». Украшенный в такой манере арками, декоративными элементами и выступами апсид нарядный церковный фасад был призван вызывать сугубо торжественное и молитвенное настроение. С южной стороны и сейчас можно увидеть, как это оказалось реализовано: в кирпичной кладке стены храма выложен силуэт трёхглавой церкви. Тот же мотив был применён и в оформлении крыльца с западной стороны: его венчали три маленьких декоративных шатра с луковичными главками и крестами.

старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть фото старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть картинку старообрядческий храм на апухтинке. Картинка про старообрядческий храм на апухтинке. Фото старообрядческий храм на апухтинке

старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть фото старообрядческий храм на апухтинке. Смотреть картинку старообрядческий храм на апухтинке. Картинка про старообрядческий храм на апухтинке. Фото старообрядческий храм на апухтинке

Такова история трёх некогда красивых зданий нашего района, сейчас практически полностью лишённых индивидуальности.
И, к сожалению, таких историй о Москве можно рассказать ещё немало.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *