старообрядческий храм на бауманской
Храм Покрова и Успения Пресвятыя Богородицы
Покровско-Успенская старообрядческая община города Москвы
Расписание на октябрь 2021 года
Суббота, 2 октября (19 сентября). 15:00 Малые вечерня и павечерница. Всенощное бдение и первый час. Воскресенье, 4 октября (21 сентября). Неделя по Воздвижении, 15 по Пятидесятнице. Глас 6. Попразднество праздника Воздвижения. Св. великомученика Евстафия Плакиды. 7:30 Полунощница, часы и Божественная литургия. Пятница, 8 октября (25 сентября). Преставление прп. отца нашего Сергия, игумена Радонежского чюдотворца. 8:00 … Читать далее
Новые иконы
Новые иконы написаны для нашего храма. Благодарю помощи доброхотных дателей в церкви стало на две иконы больше. Это образ Воздвижения Животворящаго Креста Господня и икона святаго великомученика Димитрия Солунскаго. Из двунадесятых праздников осталось написать иконы Рожества и Введения во храм Пресвятыя Богородицы.
Служба Шуйской-Смоленской иконы Божией Матери
Благодаря доброхотным дателем наша церковь пополняется иконами. Не так давно принесли икону конца 18 века, которая является списком с чюдотворной иконы Божией Матери Одигитрии Шуйско-Смоленской. В ближайший воскресный день, 10 октября (27 сентября с.с.) приглашаем помолиться перед иконой об избавлении от напастей и болезней. Начало бдения в субботу, 9 октября в 15:00. Утром, в воскресение … Читать далее
Расписание Богослужений на сентябрь 2021 года.
Суббота, 4 сентября (20 августа). 15:00 Малые вечерня и павечерница. Всенощное бдение и первый час. Воскресенье, 5 сентября (23 августа). Неделя 11 по Пятидесятнице. Глас 2. Отдание праздника Успения Пресвятыя Богородицы. Св. мученика Луппа. 7:30 Полунощница, часы и Божественная литургия. Пятница, 10 сентября (28 августа). 16:00 Малые вечерня и павечерница. Всенощное бдение и первый час. … Читать далее
Расписание на вторую половину августа.
Пятница, 13августа (31 июля). 15:00 Великая вечерня и павечерница. Утреня и первый час. После славословия вынос Креста для поклонения. Суббота, 14(1) августа. Происхождения Честнаго и Животворящего Креста Господня. В сей празднуем Всемилостивому Спасу. Начало Успенского поста. 7:30 Полунощница, часы и возможно литургия. Освящение воды. 15:00 Малые вечерня и павечерница. Всенощное бдение и 1-ый час. Воскресение, … Читать далее
Высокие гости
Во время работ по установке креста 6 августа нашу общину посетили глава управы Басманного района города Москвы Ирина Васильевна Лесных и заместитель главы управы Басманного района города Москвы Диана Аяровна Силина. Глава управы вручила настоятелю храма памятные подарки с изображением Басманного района, а иерей Никола Бобков подарил в ответ книгу В. Ф. Козлова «Москва старообрядческая».
Установка купола и креста на алтаре храма
В пятницу, 6 августа, на алтаре храма был установлены купол и крест. Перед поднятием купол и крест освятил настоятель храма иерей Никола Бобков. Установка остальных крестов планируется на 26 августа, что бы успеть к празднику Успения Пресвятой Богородицы. Фотографии любезно предоставили Максим Тугучев и Антонин Карлинер.
Крест на ограде
В понедельник, 26 июля, на ограду храма был установлен крест. В этот же день строители осмотрели купола на колокольне и на главке храма, и сделали необходимые замеры для дальнейшей работы.
Нужды общины и храма.
После передачи храма нашей церкви много чего случилось благодарю Божией и вашей помощи. В последнее время благодаря вашим пожертвованиям готовимся к установке крестов на церкви как только закончаться работы по позолоте. Храм пополняется иконами, инвентарем и главное прихожанами. В последнее время прибавились иконы Трех Святителей и Шуйская Божией Матери. Так же подарили паровый пылесос. Иногда … Читать далее
Москва, Покрово-Успенская община
Храм Покрова и Успения
Много лет храм, построенный в 1906 — 1911 гг, не отдавали верующим. И вот 22 декабря 2017 года старообрядцам наконец передали ключи от храма на Малом Гавриковом переулке г. Москвы. 24 декабря отслужили первый молебен, а 4 марта этого года состоялось малое освящение церкви.
Новости
Крест — красота церковная
Презентация книги «Москва старообрядческая»
Памяти протоиерея Леонтия Пименова
В ожидании крестов на куполах
50-й День ангела отметил о. Никола Бобков
Москвичи старообрядцы поддержали идею строительства нового храма в столице
Будет ли еще один старообрядческий храм в Москве
Доброе дело на благо столицы
Исполнился год со дня передачи храма в Гавриковом переулке
Первый престольный праздник в возвращенном храме
Божественная литургия будет совершаться в четырех храмах Москвы
Первый молебен в московском Покрово-Успенском храме
В Москве появится четвертый старообрядческий приход
Молебен у Покрово-Успенской церкви в Малом Гавриковом переулке
Храм с трагической судьбой: о Покрово-Успенской церкви в Малом Гавриковом переулке
Молебен у стен храма в Малом Гавриковом переулке
Молебен у стен храма в Малом Гавриковом переулке
История
Храм в Лефортове, известный под названием Шибаевская моленная, существовал с 1784 г. В 1877 г., за год до смерти, владелец моленной Семен Иванович Шибаев оставил дом своему брату Ивану Ивановичу, который в 1878 г. передал дом обществу верующих. Общее собрание прихожан избрало попечителей, в числе которых были известные деятели старообрядчества И.О. Трегубов, Рахманов, и постановило именовать храм «Покровским старообрядческим молитвенным домом». В судьбе моленной большую роль сыграл Иван Иванович Шибаев, который в течение 40 лет являлся одним из главных деятелей московского старообрядчества. В начале 1880-х гг. приход испытал много притеснений от властей, но благодаря И.И. Шибаеву испытания эти закончились благополучно.
После дарования свобод старообрядчеству в 1907 г. была зарегистрирована самостоятельная старообрядческая Покровско-Успенская община.
22 февраля 1909 г. на собрании членов общины настоятель о. Варфоломей Шиголин (служил в храме с 1890 г.) предложил прихожанам построить новое церковное здание вместимостью 700 – 800 человек. 12 апреля того же года собрание членов Покровско-Успенской общины под председательством С.Н. Алексеева рассмотрело пять представленных проектов будущего храма. Четыре из них, авторами которых были архитекторы П.А. Толстых и Л.И. Лазовский, А.А. Назаров, И.С. Кузнецов, А.В. Иванов, не набрали необходимого числа голосов. Большинство членов общины (38 голосов) отдали предпочтение проекту талантливого архитектора Ильи Евграфовича Бондаренко, строившего в то время старообрядческий храм в Токмаковом переулке. Прихожанам Покровского храма понравился необычный, исполненный в неорусском стиле проект церковного здания на 700 человек, оформленный в древненовгородском стиле, с хорами и звонницей. Стоимость черновой постройки была определена архитектором в 50 000 руб. Тогда же общим собранием избрали строительную и ревизионную комиссии.
19 апреля общее собрание Покровско-Успенской общины рассмотрело еще один проект, составленный известным архитектором Л.Н. Кекушевым, но вновь большинством голосов (40 против 4) выбрали проект И.Е. Бондаренко. В этот же воскресный день из здания моленной крестный ход старообрядцев направился в купленное за несколько лет до этого купеческое владение с садом, в котором и была задумана будущая постройка, и это место было окроплено святой водой.
Прошло почти два месяца, в течение которых по подписке прихожане активно собирали деньги, а к месту сооружения церкви завозились строительные материалы. 14 июня 1909 г. после совершения божественной литургии при стечении сотен московских старообрядцев состоялось торжество закладки храма во имя Покрова и Успения Пресвятой Богородицы. Такое необычное двойное название храма повторяло имя старообрядческой общины у Немецкого рынка. На месте будущего алтаря был поставлен красиво украшенный зеленью шатер, посреди которого установили стол с Евангелием и чашей для святой воды. Торжество закладки старообрядческого храма совершал архиепископ Московский Иоанн. Читатели одного из июньских номеров журнала «Церковь» смогли увидеть рисунок-проект сооружаемой Покровско-Успенской церкви.
Прошел год после одобрения членами Покровско-Успенской общины проекта И.Е. Бондаренко, и новый храм в Малом Гавриковом переулке был вчерне готов. Многие москвичи ходили смотреть на это необычное церковное здание, в архитектурном облике которого соединялись характерные для русской северной архитектуры детали — трехлопастное членение фасада, звонница под шатром и т.д. Журнал «Церковь» писал в те дни: «По художественной отделке, по богатой коллекции древних святых икон храм после храмов Рогожского кладбища можно считать едва ли не первым».
11 апреля 1910 г. состоялось торжество поднятия крестов и колоколов. На звонницу были подняты 10 новых колоколов общим весом в 453 пуда (самый большой — весом 260 пудов), отлитых на средства старообрядческой благотворительницы Феодосии Ермиловны Морозовой.
С апреля 1910 г. по декабрь 1911 г. шли работы по благоукрашению нового храма. Вся тяжесть организации сбора денег на внутреннюю отделку легла на плечи церковного совета (председатель С.Н. Алексеев, товарищ председателя И.Ф. Петров, члены совета — И.А. Томасов, К.Г. Яковлев, И.С. Савков, В.М. Балашов).
Новый храм со звонницей над папертью был облицован белым кирпичом, а купола храма и восьмигранный шатер колокольни покрыты золоченой майоликовой черепицей. Старинного типа черепицей была покрыта и изящная каменная ограда. Храм был сделан двухэтажным. Нижний, Успенский, предназначался для будничных служб и был рассчитан на 300 молящихся. На втором этаже находилось помещение обширного Покровского храма, рассчитанного на парадные, праздничные службы и вмещавшего до 1000 человек.
Здесь же располагались хоры и помещения ризницы и библиотеки. Верхний храм был украшен художественным по исполнению бронзовым иконостасом, бронзовой золоченой утварью, кованым паникадилом работы братьев Вишневских, резными дубовыми клиросами. Величественный четырехъярусный иконостас вместил 50 древних икон, пожертвованных старообрядческим предпринимателем и коллекционером С.П. Рябушинским.
Совершенно необычной для храмостроительства была конструкция нового здания. Все своды были железобетонными, а стены купола состояли из двух железобетонных плит с прослойкой воздуха, опиравшихся не на свод, а на кольцо железной основы крыши.
Новый храм и внешне и изнутри представлял собой незаурядный памятник неорусского модерна — престол, клироса, киоты, лампады, оклады икон, плащаница, утварь — все это сделали по рисункам И.Е. Бондаренко. Вслед за Покровским на Остоженке и Успенским на Апухтинке, Покровско-Успенекий храм стал своеобразным музеем древнерусского искусства.
Освящение верхнего, главного, Покровского храма 11 декабря 1911 г. совершил архиепископ Иоанн с епископами Александром и Мелетием. На праздник прибыл даже московский градоначальник А.А. Адрианов. После освящения члены общины послали императору Николаю II телеграмму с выражением верноподданнических чувств. В ответ было получено сообщение от московского губернатора, что государь император поблагодарил московских старообрядцев, собравшихся на освящение храма.
Еще несколько месяцев после этого продолжались работы по благоукрашению нижнего, Успенского, храма, освящение которого совершил 23 апреля 1912 г. архиепископ Московский Иоанн вместе с епископом Рязанским Александром и многочисленным духовенством.
Радость старообрядцев, выстроивших на собственные средства большой храм оригинальной архитектуры, была омрачена кончиной 3 сентября 1912 г. 60-летнего прихожанина Степана Никитича Алексеева, с 1907 г. являвшегося председателем совета Покровско-Успенской общины. Прошло чуть более полугода, и 25 апреля 1913 г. община потеряла другого энергичного жертвователя на нужды храма — 50-летнего члена совета Владимира Михайловича Балашова, одного из самых активных членов комиссии по строительству храма. Он, кроме того, был гласным Московской городской думы. С.Н. Алексеев и В.М. Балашов были погребены на Рогожском кладбище, их могилы сохранились до настоящего времени.
Во времена богоборческой советской власти лишь в конце 1929 г. атеисты добрались и до старообрядческого храма в Малом Гавриковом переулке. Члены артелей, объединенные в Москоопстройсоюз, поощряемые районными властями, обратились в Мособлисполком с просьбой закрыть Покровско-Успенский храм, а его здание передать им под «культурно-просветительные нужды». Члены Президиума Мособлисполкома на своем заседании 1 марта 1930 г. постановили закрыть церковь и передать ее Москоопстройсоюзу «для проведения культурно-просветительской работы с членами артелей, входящих в Союз». Узнав об этом, прихожане немедленно обратились с жалобой во ВЦИК. «Община, — писали они, — находит такое постановление неправильным и никакими государственными нуждами не оправданным». Прихожане ссылались на то, что их храм единственный, куда еще могут прийти помолиться старообрядцы трех близлежащих районов — Бауманского, Сокольнического и Лефортовского. Как ни странно, но Президиум ВЦИК решением от 10 июня 1930 г. отменил решение Мособлисполкома. Но радость старообрядцев была кратковременна: после очередного натиска московских властей тот же Президиум ВЦИК 23 марта 1933 г. постановил закрыть Покровско-Успенский храм. Самые ценные памятники древнерусской живописи: деисусный чин новгородской иконописной школы XV в. из девяти икон и еще несколько старинных образов вывезли на склад Музейного фонда, а затем они попали в Третьяковскую галерею.
С 1960-х гг. в величественной старообрядческой церкви расположился спортклуб «Спартак». Здание долгое время не ремонтировалось, сильно запустело, растрескалось. Часть каменной ограды, покрытой черепицей старинного типа, уничтожили. В 1970 – 1980-е гг., в связи с прокладкой автомагистрали, была снесена почти вся окружающая историческая застройка, а рядом с храмом выстроили несколько многоэтажных жилых домов. В конце 1990-х гг. над храмом нависла реальная опасность уничтожения. Несмотря на протесты общественности, в нескольких метрах от его отрады стали строить Третье транспортное кольцо. Долгое время обветшавший, стянутый металлическими обручами Покровско-Успенский храм с полуразрушенной оградой стоял на краю глубокого котлована — стройки автомагистрали. В начале 2000-х гг. городские власти церковное здание и ограду все же отремонтировали.
Позднее в цокольном этаже, где располагался Успенский престол, разместилась секция йоги, там же находилась секция тайского бокса, в алтаре Успенского храма был ринг.
Старообрядцы постоянно ходатайствовали о возвращении храма, проводили молебны у его стен. Храм был передан верующим лишь в 2017 году. Большое значение для возвращения церковного здания имела встреча митрополита Корнилия и президента России Владимира Путина на Рогожском и поддержка правительства Москвы, куда неоднократно обращались старообрядцы.
На сегодняшний день в храме Покрова и Успения совершаются богослужения.
Иван Иванович Шибаев родился в Москве, происходил из старинного купеческого рода, отличался большой начитанностью и был одним из образованнейших людей своего круга. За свою активную деятельность по защите старообрядчества в начале 1860-х гг. был арестован и два года томился в Петропавловской крепости. Будучи одним из главных попечителей Рогожского кладбища, он постоянно ходатайствовал перед властями о ремонте храмов, много работал над законом о старообрядчестве 1883 г., выступал за освобождение старообрядческих епископов из суздальского Евфимиева монастыря. Пользовался уважением известных старообрядческих купцов И.И. Бутикова и К.Т. Солдатенкова и других благотворителей.
Последние восемь лет жизни И.И. Шибаев много болел и 4 мая 1908 г. скончался на квартире своих родственников в Пименовском переулке (ныне ул. Краснопролетарская в районе метро «Новослободская»), похоронен на Рогожском кладбище (могила не сохранилась). Множество уникальных документов по истории старообрядчества, часть книг библиотеки и старинные иконы из шибаевского дома были переданы в храмы и библиотеку Рогожского кладбища.
В 2017 году храм возвращен верующим.
Контакты
Адрес: Россия, 105082, Москва, Малый Гавриков переулок, 29
Телефон: 8 (985) 050-54-00
Настоятель: иерей Никола Бобков
Богослужения совершаются по воскресным и праздничным дням.
Начало вечернего богослужения в 15:00
Начало утреннего богослужения в 07:30
mu_pankratov
Падает снег, каждая снежинка на своем месте.
Сегодня о Покровско-Успенской.
История купцов Шибаевых идет из Богородска (Ногинск).В 1857 году в сельце Истомкине, близ города Богородска, в 48 верстах от Москвы, по Нижегородскому шоссе, на реке Клязьме, была построена богородским купцом Сидором Мартыновичем Шибаевым и пущена в ход ткацко-механическая, ситценабивная и красильная фабрика. На фабрике было поставлено 156 самоткацких станков, 2 печатных (набивных) одноколерных машины, 10 красильных барок, 2 чана для кубового крашения, приводимых в движение паровой машиной.http://www.russianfamily.ru/sh/shibaevy.html
В судьбе моленной большую роль сыграла личность Ивана Ивановича Шибаева, который в течение 40 лет являлся одним из главных деятелей московского старообрядчества.
И. И. Шибаев родился в Москве, происходил из старинного купеческого рода, отличался большой начитанностью и был одним из образованнейших людей своего круга. За свою активную деятельность по защите старообрядчества в начале 1860-х гг. был арестован и два года томился в Петропавловской крепости. Будучи одним из главных попечителей Рогожского кладбища, он постоянно ходатайствовал перед властями о ремонте храмов, много работал над законом о старообрядчестве 1883 г., выступал за освобождение старообрядческих епископов из суздальского Евфимиева монастыря. Пользовался уважением известных старообрядческих купцов И. И. Бутикова и К. Т. Солдатенкова и других благотворителей.
22 февраля 1909 г. на собрании членов общины настоятель Варфоломей Шиголин (служил в храме с 1890 г.) предложил прихожанам построить новое церковное здание вместимостью на 700—800 человек.
19 апреля общее собрание Покровско-Успенской общины рассмотрело и большинством голосов (40 против 4) выбрали проект И. Е. Бондаренко.
14 июня 1909 г. после совершения Божественной литургии при стечении сотен московских старообрядцев состоялось торжество закладки храма во имя Покрова и Успения Пресвятой Богородицы.
11 апреля 1910 г. состоялось торжество поднятия крестов и колоколов. На звонницу были подняты 10 новых колоколов общим весом в 453 пуда (самый большой — весом 260 пудов), отлитые на средства старообрядческой благотворительницы Феодосии Ермиловны Морозовой.
11 декабря 1911г. совершил освящение верхнего главного Покровского храма архиепископ Иоанн с епископами Александром и Мелетием. На праздник прибыл даже московский градоначальник А. А. Адрианов.
23 апреля 1912 г. архиепископ московский Иоанн вместе с епископом Рязанским и Егорьевским Александром и многочисленным духовенством освятили нижний Успенский храм.
В конце 1990-х гг. над храмом нависла реальная опасность уничтожения. Несмотря на протесты общественности, в нескольких метрах от его ограды стали строить Третье транспортное кольцо. Долгое время обветшавший, стянутый металлическими обручами Покровско-Успенский старообрядческий храм, с полуразрушенной оградой стоял на краю глубокого котлована — стройки автомагистрали. В начале 2000-х гг. городские власти церковное здание и ограду все же отремонтировали, правда до сих пор стоит без Крестов. (((
Старообрядческий Покровский храм, Новокузнецкая ул., 38.
Покровский собор (Собор Покрова Пресвятой Богородицы) — кафедральный собор Русской древлеправославной церкви. C 2000 года здесь находится кафедра предстоятеля церкви — древлеправославного патриарха Московского и всея Руси.
Храм Покрова Пресвятой Богородицы Замоскворецкой общины на Новокузнецкой улице, 38 в Москве изначально строился по заказу общины старообрядцев, которые принадлежали Белокриницкому священству
.
Проект храма разработал архитектор В.П. Десятов. Работы по строительству начались 12 октября 1908 и менее чем через 2 года, 26 сентября 1910 года, вновьсозданный старообрядческий храм был освящен. Всего на строительство и оформление храма ушло более 100 тысяч рублей.
.
.
В начале 30-х годов диакон Ферапонт Лазарев был арестован по обвинению в участии в контрреволюционной старообрядческой группировке, а 2 марта 1931 года расстрелян. Последняя служба была здесь проведена 22 мая 1932 года, после чего церковь окончательно закрыли.
В 1990 году здание было передано Русской древлеправославной церкви, а в 2000 году сюда из Новозыбкова была перенесена кафедра предстоятеля Церкви — древлеправославного патриарха Московского и всея Руси.
Здание выглядит очень внушительным и впечатляющим, особенно эффектен венчающий храм купол шлемовидной формы.
.
.
Оригинальный в своем исполнении собор красной кирпичной кладки, что гораздо чаще встречается в католических храмах. Внешне выглядит довольно просто.
.
.
Архитектура храма – типичная старообрядческая постройка, выполненная в «древнерусском духе» с элементами стиля модерн.
.
В архитектурном решении здания храма Покрова Богородицы Замоскворецкой общины сочетаются формы и декоративные приемы византийской (шлемовидный купол с крупными окнами, неоштукатуренная кирпичная кладка стен, пониженные боковые апсиды)
.
О храме
История храма
* Из книги Владимира Фотиевича Козлова «Москва старообрядческая». Издание с разрешения автора.
История же молитвенного дома, существовавшего до сооружения Покровской церкви, восходит к концу XVIII в. и тесно связана с фамилией московских купцов Шибаевых. Храм в Лефортовской части, известный под названием «Шибаевская моленная», существовал с 1784г. В 1877 г., за год до смерти, владелец моленной Семен Иванович Шибаев оставил дом своему брату Ивану Ивановичу, который в 1878 г. передал дом обществу верующих. Общее собрание прихожан избрало попечителей, в числе которых были известные деятели старообрядчества П.О. Трегубов, Рахманов, и постановило именовать храм «Покровским старообрядческим молитвенным домом». В начале 1880-х гг. приход испытал много притеснений от властей, но благодаря И.И. Шибаеву испытания эти закончили благополучно.
В судьбе моленной большую роль сыграла личность Ивана Ивановича Шибаева, который в течение 40 лет являлся одним из главных деятелей московского старообрядчества. И.И. Шибаев родился в Москве, происходил из старинного купеческого рода, отличался большой начитанностью и был одним из образованнейших людей своего круга. За свою активную деятельность по защите старообрядчества в начале 1860-х гг. был арестован и два года томился в Петропавловской крепости. Будучи одним из главных попечителей Рогожского кладбища, он постоянно ходатайствовал перед властями о ремонте храмов, много работал над законом о старообрядчестве 1883 г., выступал за освобождение старообрядческих епископов из суздальского Евфимиева монастыря. Пользовался уважением известных старообрядческих купцов И.И. Бутикова и К.Т. Солдетенкова и других благотворителей. Последние восемь лет жизни И.И. Шибаев много болел и 4 мая 1908 г. скончался на квартире своих родственников в Пименовском переулке (ныне ул. Краснопресненская, находится в районе метро «Новослободская»), похоронен на Рогожском кладбище (могила не сохранилась). Множество уникальных документов по истории старообрядчества, часть книг библиотеки и старинные иконы из Шибаевского дома были переданы в храмы и библиотеку Рогожского кладбища.
Вернемся к истории Покровского храма, основанного Шибаевым в Малом Гавриковом переулке. После дарования свобод старообрядчеству в 1907 г. была зарегистрирована самостоятельная старообрядческая Покровско-Успенская община.
22 февраля 1909 г. на собрании членов община настоятель Варфоломей Шиголин (служил в храме с 1890 г.) предложил прихожанам построить новое здание вместимостью 700-800 человек. 12 апреля того же года собрание членов Покровско-Успенской общины под представительством С.Н. Алексеева рассмотрело пять представленных проектов будущего храма. Четыре из них, авторами которых были архитекторы П.А. Толстых Л.И. Лазовский, А.А. Назаров, И.С. Кузнецов, А.В. Иванов, не набрали необходимого числа голосов. Большинство членов общины (38 голосов) отдали предпочтение проекту талантливого архитектора Ильи Евграфовича Бондаренко, строившего в то время храм в Токмаковом переулке. Прихожанам Покровского храма понравился необычный, исполненный в неорусском стиле проект церковного здания на 700 человек, оформленный в древненовгородском стиле, с хорами и звонницей. Стоимость черновой постройки была определена архитектором в 50000 руб. Тогда же общим собранием избрали строительную и ревизионную комиссии.
19 апреля общее собрание Покровско-Успенской общины рассмотрело еще один проект, составленный известным архитектором Л.Н. Кекушевым, но вновь большинство голосов (40 против 4) выбрали проект И.Е. Бондаренко. В этот же воскресный день из здания моленной крестный ход старообрядцев направился в купленное за несколько лет до этого купеческое владение с садом, в котором и была задумана будущая постройка, и это место было окроплено святой водой.
Прошло почти два месяца, в течение которых по подписке прихожане активно собирали деньги, а к месту сооружения церкви завозились строительные материалы. 14 июня 1909 г. после совершения Божественной литургии при стечении сотен московских старообрядцев состоялось торжество закладки храма во имя Покрова и Успения Пресвятой Богородицы.
Такое необычное двойное название храма повторяло имя старообрядческой общины у Немецкого рынка. На месте будущего алтаря был поставлен красиво украшенный зеленью шатер, посреди которого установили стол с Евангелием и чашей для святой воды. Торжество закладки старообрядческого храма совершал архиепископ московский Иоанн. Читатели одного из июньских номеров журнала «Церковь» смогли увидеть рисунок-проект сооружаемой Покровско-Успенской церкви.
Прошел год после одобрения членами Покровско-Успенкой общины проекта И.Е. Бондаренко, и новый храм в Малом Гавриковом переулке был вчерне готов. Многие москвичи ходили смотреть на это необычное церковное здание, в архитектурном облике которого соединились характерные для русской северной архитектуры детали – трехлопастное членение фасада, звонница под шатром и т.д. Журнал «Церковь» писал в те дни: «По художественной отделке, по богатой коллекции древних святых икон его [Покровско-Успенский храм. – В.К. ] после храмов Рогожского кладбища можно считать едва ли не первым».
11 апреля 1910 г. состоялось торжество поднятия крестов и колоколов. На звонницу были подняты 10 новых колоколов общим весом в 453 пуда (самый большой – весом 260 пудов), отлитые на средства старообрядческой благотворительницы Феодосии Ермиловны Морозовой.
С апреля 1910 г. по декабрь 1911 г. шли работы по благоукрашению нового храма Вся тяжесть организации сбора денег на внутреннюю отделку легла на плечи церковного совета (председатель С.Н. Алексеев, товарищ председателя И.Ф. Петров, члены – И.А. Томасов, К.Г. Яковлев, И.С. Савков, В.М. Балашов).
Новый храм со звонницей над папертью был облицован белым кирпичом, а купола и восьмигранный шатер колокольни покрыты золоченной майоликовой черепицей. Старинного типа черепицей была покрыта и изящная каменная ограда. Храм был сделан двухэтажным. Нижний Успенский, предназначался для будничных служб и был рассчитан на 300 молящихся. На втором этаже находилось помещение обширного Покровского храма, рассчитанного на парадные, праздничные службы и вмещавшего до 1000 человек. Здесь же располагались хоры и помещения ризницы и библиотеки. Верхний храм был украшен художественными по исполнению бронзовым иконостасом, бронзовой золоченой утварью, кованым паникадилом работы братьев Вишневских, резными дубовыми клиросами. Величественный четырехъярусный иконостас вместил 50 древних икон, пожертвованных старообрядческим коллекционером и предпринимателем С.П. Рябушинским.
Совершенно необычной для храмостроительства была конструкция нового здания. Все своды были железобетонными, а стены купола состояли из двух железобетонных плит с прослойкой воздуха, опиравшихся не на свод, а на кольцо железной основы крыши.
Новый храм и внешне и изнутри представлял незаурядный памятник неорусского модерна – престол, клиросы, киоты, лампады, оклады икон, плащаница, утварь – все это сделали по рисункам И.Е. Бондаренко. Вслед за Покровским на Остоженке и Успенским на Апухтинке, Покровско-Успенский храм стал своеобразным музеем древнерусского искусства.
Освящение верхнего главного Покровского храма 11 декабря 1911 г. совершил архиепископ Иоанн с епископами Александром и Мелетием. На праздник прибыл даже московский градоначальник А.А. Андрианов. После освящения члены общины послали императору Николаю II телеграмму с выражением верноподданнических чувств. В ответ было получено сообщение от московского губернатора, что государь император поблагодарил московских старообрядцев, собравшихся на освящение храма.
Еще несколько месяцев после этого продолжались работы по благоукрашению нижнего Успенского храма, освящение которого совершил 23 апреля 1912 г. архиепископ московский Иоанн вместе с епископом рязанским Александром и многочисленным духовенством.
Радость старообрядцев, выстроивших на собранные средства большой храм оригинальной архитектуры, была омрачена кончиной 3 сентября 1912 г. 60-летнего прихожанина Степана Никитича Алексеева, с 1907 г. являвшегося председателем совета Покровско-Успенской общины. Прошло чуть более полугода, и 25 апреля 1913 г. община потеряла другого энергичного жертвователя на нужды храма 50-летнего члена совета Владимира Михайловича Балашова, одного из самых активных членов комиссии по строительству храма. Он, кроме того, был гласным Московской городской думы. С.Н. Алексеев и В.М, Балашов были погребены на Рогожском кладбище, их моголы сохранились до настоящего времени.
Трудные времена для Покровско-Успенского храма наступили после революции 1917 г. и особенно после принятия в апреле 1929 г. нового религиозного закона, позволяющего административным путем закрывать церкви.
Вскоре после революции изменилась и старомосковская топография местности вокруг храма – Покровская улица была переименована в Бакунинскую в часть анархиста, сторонника революционного террора М.А. Бакунина, а улице Ирининской (названа по находившейся на ней церкви во имя св. мученицы Ирины) в 1922 г. было дано имя одного из основоположников марксизма Ф. Энгельса.
В конце 1929 г. атеисты добрались и до старообрядческого храма в Малом Гавриковом переулке. Члены артелей, объединенные в Москооптройсоюз, поощряемые районными властями, обратились в Мособлисполком с просьбой закрыть Покровско-Успенский храм, а его передать им под «культурно-просветительные нужды».
Члены Президиума Мособлисполкома на своем заседании 1 марта 1930 г. постановили закрыть церковь и передать ее Москоопстройсоюзу «для проведения культурно-просветительной работы с членами артелей, входящих в Союз». Узнав об этом, прихожане немедленно обратились с жалобой во ВЦИК. «Община, – писали они, – находит такое постановление неправильным и никакими государственными нуждам неоправдаемым». Прихожане ссылались на то, что их храм единственный, куда еще могут прийти помолиться старообрядцы трех близлежащих районов – Бауманского, Сокольнического и Лефортовского. Как ни странно, но Президиум ВЦИК решением от 10 июня1930 г. отменил решение Мособлисполкома. Но радость старообрядцев была кратковременна: после очередного натиска московских властей тот же Президиум ВЦИК 23 марта 1933 г. постановил закрыть Покровско-Успенский храм. Самые ценные памятники древнерусской живописи: деисусный чин новгородской школы XV в. из девяти икон и еще несколько старинных образов вывезли на склад Музейного фонда, а затем они попали в Третьяковскую галерею.
С 1960-х гг. в величественной старообрядческой церкви расположился спортклуб «Спартак». Здание долгое время не ремонтировалось, сильно запустело, растрескалось. Часть каменной ограды, покрытой черепицей старинного типа, уничтожили. В 1970-1980 гг., в связи с прокладкой автомагистрали, была снесена почти вся окружающая историческая застройка, а рядом с храмом выстроили несколько многоэтажных жилых домов. В конце 1990-х гг. над храмом нависла реальная опасность уничтожения. Несмотря на протесты общественности, в нескольких метрах от его ограды стали строить Третье транспортное кольцо. Долгое время обветшавший, стянутый металлическими обручами Покровско-Успенский старообрядческий храм, с полуразрушенной оградой стоял на краю глубокого котлована — стройки автомагистрали. В начале 2000-х гг. городские власти церковное здание и ограду отремонтировали. Внутри бывшего здания храма по-прежнему помещался спортивный зал.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА: ГАРФ. Ф. 1235. Оп. 75. Д. 1778. Дело об отмене постановления Мособлисполкома от 1 марта 1930 г. о закрытии старообрядческой церкви по Гаврикову пер. в Москве; С.К И.И Шибаев [некролог]//Ц. 1908. № 20; Постройка нового старообрядческого храма в Москве // Ц. 1909. № 9; К постройке нового старообрядческого храма в Москве // Ц. 1909. № 16; К постройке нового старообрядческого храма в Москве // Ц. 1909. № 17; Закладка храмов // Ц. 1909 № 25; Новый храм в Москве // Ц. 1910. № 15; Поднятие крестов и колоколов // Ц. 1910. № 16; Новый храм в Москве // Ц. 1911. № 50; Освящение храма // Ц. 1911. №50-51; Высочайшая благодарность // Ц. 1912. № 1; Освящение храма // Ц.1912[Некролог С.Н. Алексеева] // Ц. 1911. №50-51; № 37; В.М. Балашов [некролог] // Ц. 1913. № 18; Трегубов [некролог] // Ц. 1913. №27.
Последние новости
После многочисленных просьб молящихся и при ходатайстве преосвященнейшаго Корнилия, старообрядческого митрополита Московского и всея Руси, при непосредственном участии президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина и градоначальника г. Москвы Сергея Семеновича Собянина владелец здания, Московская Федерация Профсоюзов, передала здание городу Москве.
Согласно закону РФ о возврате религиозной собственности 19.12.2017 помещение Покровско-Успенского храма было возвращено Русской Православной старообрядческой церкви.
24 декабря 2017 владыка Корнилий возглавил благодарственный молебен в сослужении с протоиерем Сергием Лисуренко и иереем Николой Бобковым, которому и было поручено возраждать молитвенную и общинную жизнь.
С 31 декабря 2017 года в храме возродилась регулярная молитва.
В воскресенье, 4 марта 2018 года состоялось освящение верхнего храма и впервые за 85 лет в храме была отслужена Божественная литургия.