староладожский свято успенский девичий монастырь официальный сайт
Староладожский Свято-Успенский
девичий монастырь
Братья и сестры!
Рады приветствовать Вас на официальном сайте Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря.
Свято-Успенский монастырь — является одним из древнейших монастырей северо-запада России. На его территории находится жемчужина Северо-запада: храм Успения Пресвятой Богородицы XII века с сохранившимися до наших дней фресками.
Другие монастырские здания построены в XIX веке. Их авторами являются известные архитекторы: такие как А. М. Горностаев, К. И. Брандт, Н. Н. Никонов.
В XIV веке монастырь предоставил убежище будущей святой преподобной Анне Кашинской, супруге Тверского князя Михаила (св. блгв. князя мученика), скрывавшейся в Ладоге в период разорения татарами Твери.
В начале XVIII века в Успенский монастырь была сослана опальная царица Евдокия Федоровна Лопухина — супруга Петра Великого. В нашем монастыре она провела около семи лет. В память о ней в монастыре остались липы, посаженные рукой самой царицы.
С 1779 по 1822 гг. (43 года), настоятельницей Успенской обители была достоблаженной памяти схиигумения Евпраксия. Еще при жизни матушка Евпраксия была уважаема и почитаема многими достойными людьми своего времени. Она прославилась многими чудесами которые совершались по ее молитвам. Схиигумения Евпраксия удостоилась видения Спасителя и Божией Матери, а также святой великомученицы Варвары — Небесной покровительницы нашего монастыря.
На нашем сайте есть возможность ознакомиться с жизнеописанием схиигумении Евпраксии, составленным известной поэтессой XIX века, а впоследствии насельницей нашего монастыря, духовной дочерью святителя Игнатия Брянчанинова, монахиней Марией Шаховой (схимон. Елизаветой).
Чтобы посмотреть это видео, пожалуйста включите JavaScript, и обновите Ваш браузер, чтобы он поддерживал HTML5 video
В Успенском монастыре вы можете помолиться в древнем Успенском храме, а также в церкви Крестовоздвижения при Больничном корпусе, где находятся главные святыни обители — частицы мощей святых: великомученицы Варвары, преподобного Серафима Саровского и Дивеевских святых жен, преподобных Арсения Коневского и Антипы Валаамского, преподобномученицы Марии Гатчинской. Отреставрирована церковь прп. Алексия, человека Божия. Для паломников всегда открыта привратная часовня в честь явления святой Варвары схиигумении Евпраксии, а также часовня Успенского монастыря на древней Варяжской улице.
Успенский монастырь начал свое восстановление в 2005 году. В одном из наших фотоальбомов можно увидеть в каком запущенном виде он был тогда.
Еще много предстоит сделать и по возрождению монашеской жизни, и по воссозданию исторического облика монастыря. Сестры обители с благодарностью и молитвенной памятью примут посильную помощь для восстановления Успенского монастыря — дома Пресвятой Богородицы.
Храни вас Господь и Матерь Божия!
Монастырю нужна помощь
Приглашаем благочестивых мужчин и женщин потрудиться в монастыре на срок от недели до 3-х месяцев. Проживание и питание бесплатное.
В монастыре требуется помощь на кухне, в хозяйстве, в огородных и садоводческих работах, в уборке территории к празднованию.
Что такое трудничество? — это работа в монастыре во славу Божию. Трудница или трудник приезжают в монастырь помолиться и потрудиться, чтобы помочь возрождающейся обители. Трудник может уехать в любой момент. Он не дает обещания оставаться в монастыре, просто работает со всеми вместе.
В святой обители потрудиться — дар Божий! Одно дело убирать клуб, другое — храм. Работа одна и та же, но полученную для души пользу не сравнить.
Помощь монастырям, особенно женским, — это древняя традиция, дело богоугодное и душеспасительное. Можно прочитать в «Отечнике» свт. Игнатия Брянчанинова как один святой отец говорит послушнику, что подающий милостыню монахиням получит большую награду, нежели подающий милостыню слепым, хромым и прокаженным, и получит от Бога награду и венец великие. Вот как высока перед Богом помощь женским обителям. В мужском монастыре монахи — мужчины, крепкие, у них есть сила. А матушкам часто приходится просить.
Сегодня матушки Успенского монастыря в Старой Ладоге просят Вас о помощи.
В древнем храме Успения XII века не хватает церковной утвари для праздничного Богослужения. Очень нужны песочные подсвечники в количестве 9 штук, хорошее напрестольное Евангелие, требное Евангелие в металлическом окладе для исповеди, дьяконские облачения всех цветов, стихари для алтарников.
Монастырь будет молиться за всех, оказавших помощь древней Успенской обители.
Староладожский Свято-Успенский
девичий монастырь
Братья и сестры!
Рады приветствовать Вас на официальном сайте Староладожского Свято-Успенского девичьего монастыря.
Свято-Успенский монастырь — является одним из древнейших монастырей северо-запада России. На его территории находится жемчужина Северо-запада: храм Успения Пресвятой Богородицы XII века с сохранившимися до наших дней фресками.
Другие монастырские здания построены в XIX веке. Их авторами являются известные архитекторы: такие как А. М. Горностаев, К. И. Брандт, Н. Н. Никонов.
В XIV веке монастырь предоставил убежище будущей святой преподобной Анне Кашинской, супруге Тверского князя Михаила (св. блгв. князя мученика), скрывавшейся в Ладоге в период разорения татарами Твери.
В начале XVIII века в Успенский монастырь была сослана опальная царица Евдокия Федоровна Лопухина — супруга Петра Великого. В нашем монастыре она провела около семи лет. В память о ней в монастыре остались липы, посаженные рукой самой царицы.
С 1779 по 1822 гг. (43 года), настоятельницей Успенской обители была достоблаженной памяти схиигумения Евпраксия. Еще при жизни матушка Евпраксия была уважаема и почитаема многими достойными людьми своего времени. Она прославилась многими чудесами которые совершались по ее молитвам. Схиигумения Евпраксия удостоилась видения Спасителя и Божией Матери, а также святой великомученицы Варвары — Небесной покровительницы нашего монастыря.
На нашем сайте есть возможность ознакомиться с жизнеописанием схиигумении Евпраксии, составленным известной поэтессой XIX века, а впоследствии насельницей нашего монастыря, духовной дочерью святителя Игнатия Брянчанинова, монахиней Марией Шаховой (схимон. Елизаветой).
Чтобы посмотреть это видео, пожалуйста включите JavaScript, и обновите Ваш браузер, чтобы он поддерживал HTML5 video
В Успенском монастыре вы можете помолиться в древнем Успенском храме, а также в церкви Крестовоздвижения при Больничном корпусе, где находятся главные святыни обители — частицы мощей святых: великомученицы Варвары, преподобного Серафима Саровского и Дивеевских святых жен, преподобных Арсения Коневского и Антипы Валаамского, преподобномученицы Марии Гатчинской. Отреставрирована церковь прп. Алексия, человека Божия. Для паломников всегда открыта привратная часовня в честь явления святой Варвары схиигумении Евпраксии, а также часовня Успенского монастыря на древней Варяжской улице.
Успенский монастырь начал свое восстановление в 2005 году. В одном из наших фотоальбомов можно увидеть в каком запущенном виде он был тогда.
Еще много предстоит сделать и по возрождению монашеской жизни, и по воссозданию исторического облика монастыря. Сестры обители с благодарностью и молитвенной памятью примут посильную помощь для восстановления Успенского монастыря — дома Пресвятой Богородицы.
Храни вас Господь и Матерь Божия!
Монастырю нужна помощь
Приглашаем благочестивых мужчин и женщин потрудиться в монастыре на срок от недели до 3-х месяцев. Проживание и питание бесплатное.
В монастыре требуется помощь на кухне, в хозяйстве, в огородных и садоводческих работах, в уборке территории к празднованию.
Что такое трудничество? — это работа в монастыре во славу Божию. Трудница или трудник приезжают в монастырь помолиться и потрудиться, чтобы помочь возрождающейся обители. Трудник может уехать в любой момент. Он не дает обещания оставаться в монастыре, просто работает со всеми вместе.
В святой обители потрудиться — дар Божий! Одно дело убирать клуб, другое — храм. Работа одна и та же, но полученную для души пользу не сравнить.
Помощь монастырям, особенно женским, — это древняя традиция, дело богоугодное и душеспасительное. Можно прочитать в «Отечнике» свт. Игнатия Брянчанинова как один святой отец говорит послушнику, что подающий милостыню монахиням получит большую награду, нежели подающий милостыню слепым, хромым и прокаженным, и получит от Бога награду и венец великие. Вот как высока перед Богом помощь женским обителям. В мужском монастыре монахи — мужчины, крепкие, у них есть сила. А матушкам часто приходится просить.
Сегодня матушки Успенского монастыря в Старой Ладоге просят Вас о помощи.
В древнем храме Успения XII века не хватает церковной утвари для праздничного Богослужения. Очень нужны песочные подсвечники в количестве 9 штук, хорошее напрестольное Евангелие, требное Евангелие в металлическом окладе для исповеди, дьяконские облачения всех цветов, стихари для алтарников.
Монастырь будет молиться за всех, оказавших помощь древней Успенской обители.
Историческая справка
о Староладожском Свято-Успенском монастыре
Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь, расположен в Ладоге — первой столице русского государства, основанной в 753 году на берегу реки Волхов.
Основание монастыря
Время основания монастыря нельзя определить с точностью. Основание обители относят к периоду между 1040—1116 годами. По одной версии обитель основана в начале XII века, когда был построен древнейший каменный храм Ладоги /Новгородская летопись/, сохранившаяся и ныне действующая, Соборная Церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы (1114—1116 годы). Церковь построена одновременно с каменной крепостью Рюрика в Ладоге и вскоре будет отмечать своё 900-летие. Она изначально была построена новгородскими мастерами, как храм-усыпальница княжеского женского монастыря, что подтверждается аркосольными нишами в его стенах и дьяконнике, и «знаком Рюриковичей», обнаруженному на арке свода церкви.
Возможным основателем обители может быть князь Мстислав Великий, построивший церковь для своей жены, шведской принцессы Кристины. В 1114—1116 гг. Мстислав возводит в Ладоге каменную крепость. Он же вероятный заказчик строительства церкви Успения, построенной в Ладоге в тех же годах. Основательницей обители может быть и сама Кристина, которая организовала монастырь, чтобы освятить строительство крепости. Есть гипотеза, что она похоронена в Успенском монастыре. Ещё одна версия говорит о том, что каменная Церковь Успения построена в двенадцатом веке для Кристины её сыновьями.
Более смелая версия относит возникновение деревянного монастыря с деревянной Церковью Успения к одиннадцатому веку и приписывает строительство монастыря дочери шведского короля Олафа — принцессе Ингигерде (Св. Анне Новгородской), которая, став супругой князя Ярослава Мудрого, получила земли Ладоги в приданое. В любом случае, Успенский монастырь один из древнейших монастырей Санкт-Петербургской митрополии.
Разорение монастыря в смутное время
В 1611—1617 гг. монастырь был разорён шведами. К смутному времени относят и исчезновение письменных памятников по монастырям Старой Ладоги.
После заключения Столбовского мира в 1617 году, старица Акилина собрала оставшихся сестёр и возобновила монастырь. В том же году заново был освящен главный храм монастыря — каменная церковь Успения Пречистой Божией Матери — самый северный из храмов до монгольского периода Древней Руси.
Жизнь монастыря в XVIII—XIX вв.
В 1718 году в монастырь была сослана первая супруга Петра Первого, Евдокия Фёдоровна Лопухина — последняя русская царица, в иночестве Елена. Она прожила в монастыре до смерти Петра Великого в 1725 году.
Обитель известна многими подвижницами, такими как восстановительница монастыря старица Акилина, подвижница благочестия — схиигумения Евпраксия, схимонахиня Мария, известная в миру, как талантливая поэтесса Елизавета Шахова. Монастырь неоднократно посещал протоиерей Иоанн Кронштадтский, который избирал игумений из числа сестёр обители для настоятельства в основанных им новых монастырях. Чтимые святыни монастыря — частицы мощей: прп. Анны Кашинской чудотворицы, прп. Серафима Саровского чудотворца, прп. Арсения Коневского, прп. дивеевских игумений Александры, Марии, Марфы, блаженных дивеевских Пелагеи, Параскевы, Марии, прп. Антипы Валаамского, вмч. Варвары, частицы мощей священномучеников, прп. Марии Гатчинской.
По благословению митрополита Владимира написана и почитается в нашей обители икона явления вмц. Варвары схиигумении монастыря Евпраксии. В честь этого явления освящена привратная часовня.
Формирование облика монастыря связано с именами архитекторов: A. M. Горностаева, Н. Н. Никонова, К. И. Бранта. Все здания монастырского комплекса — памятники архитектуры федерального значения, переданы в пользование Санкт-Петербургской епархии в 2004 году.
Возобновление монастыря
Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь открыт (возобновлён) 28 августа 2005 года указом митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира, на основании решения Священного Синода Русской Православной Церкви. В этот памятный для обители день в Успение Пресвятой Богородицы, правящий архиерей посетил обитель и огласил постановление Священного Синода об открытии монастыря, возложив на настоятельницу монахиню Ангелину наперсный крест. В сентябре 2011 года монахиня Ангелина была возведена в сан игумении. Ведутся ремонтно-восстановительные работы.
Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь
Наши реквизиты:
Получатель:
РЕЛИГИОЗНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СТАРОЛАДОЖСКИЙ СВЯТО-УСПЕНСКИЙ ДЕВИЧИЙ МОНАСТЫРЬ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ЕПАРХИИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (МОСКОВСКИЙ ПАТРИАРХАТ)
ИНН 4702008960
КПП 470201001
Р\сч.№ 40703810143060000559
Банк получателя:
Филиал « Центральный» банка ВТБ (ПАО) г. Москва
БИК 044525411
Кор.\сч. № 30101810145250009411
Назначение платежа :
Пожертвование на уставную деятельность
— Карточка сбербанка
Visa № 5469 5500 7683 1129 (Журавлева Ю.)
Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь запись закреплена
Звоните +7-921-3336071. Спросить матушку Ангелину
Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь поделился ссылкой
Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь запись закреплена
НЕСВЯТЫЕ СВЯТЫЕ
В Оптиной поем Акафист с сестрой К. Подошло время молитвы, во время чтения которой все молящиеся встают на колени. Только я успела опуститься, слышу над ухом шепот К.: «Я ведь причастилась!». С удивлением от несвоевременной реплики отвечаю: «Слава Богу» и пытаюсь сосредоточиться на словах молитвы. Но К. не унимается: «А можно я встану на колени?». Эта странная просьба (все вокруг уже давно стоят на коленях) меня озадачивает еще больше. Тем более, что К. гораздо старше меня и уже несколько лет живет в монастыре. Несмотря на мой утвердительный ответ, К. все еще мнется. Ни о какой молитве речи уже нет: я пытаюсь разгадать причину этого загадочного поведения. И тут раздается последняя реплика К.: «А благодать от Причастия в пол точно не уйдет?»
***
Как-то, благословили в пономари вновь пришедшего в наш храм молодого человека.Серьезный, молчаливый, чернявый, глаза с восточной поволокой.Благословили его, в первый же день его пребывания в храме,прочесть «апостола» на Литургии.Выходит он, как положено, в стихаре,торжественно неся книгу над головой, встает перед амвоном,все торжественно и чинно.Диакон:»Премудрость», чтец:»Ко ЕВРЕЯМ послания св.Апостола Павла чтение», диакон:»Вонмем», и тут оказалось, что новенький чтец прилично картавит, но не смотря на это понизив голос и выдержав паузу чинно начал:»Бхххатие. «. Певчих пришлось откачивать, они не как не могли успокоиться от смеха.
***
Со студентом Свято-Тихоновского Православного Богословского института однажды произошел смешной случай. Как и к любому молодому москвичу, к нему уже многократно приставали уличные проповедники. Обычно они завязывают разговор с приглашения: «А не хотите ли Вы придти к нам на вечеринку (собрание, студенческий кружок, семинар и т. п.)?». Он уже издалека научился распознавать своих не в меру общительных сверстников из сект, и поэтому, когда на станции метро к нему направилась очередная улыбчивая пара, он внутренне приготовился сразу дать им отпор, чтобы не тратить время на прения. Но ответ-то он заготовил на один вопрос, а задали ему другой. В результате диалог состоялся такой: «Скажите, а Вы верите в Бога?» — «Нет, я православный!».
***
«Увидев у своей кельи толпу страждущих мирян, отец Паисий бросился бежать. Резво кинулись за ним страждущие, кто-то схватил было его за кончик мантии, да упустил.
Долго бегали они так за непослушным духовником, помяли уже две монастырские клумбы, но догнать не умели и до того расстроились, что пошли жаловаться на отца Паисия игумену.
Игумен же, выйдя на крыльцо, поманил отца Паисия толстым пальчиком и говорит ему на ухо:
— Что ж ты, братец, бежишь от своих духовных чад, а?
— Не от них, отец, но от духа тщеславия, — отвечал запыхавшийся отец Паисий.»
***
Один из самых известных сербских фоторепортеров Вицан Вицанович пришел, чтобы сфотографировать патриарха Павла для своего журнала.
Но, будучи атеистом, он не знал точно, как надлежит обратиться к патриарху. В ходе съемки, желая объяснить, как нужно встать, чтобы получился хороший снимок, он сказал:
— Ваше светлейшество…..
На что Патриарх спросил:
— Если я сам светлейшество, то зачем тебе вспышка?
***
У владыки Василия Родзянко была трагическая судьба, но при этом он был человеком светлым, веселым, любил шутку.
В иконную лавку в г. Новогрудке зашла женщина: “Мне, пожалуйста, дайте икону Божией Матери огнеcтрельную”. Продавец, которая только недавно начала работать и,
будучи недостаточно воцерковленной, пересмотрев иконы, растеpянно отвечает: “Огнестрельных на этот раз что-то не завезли…”
***
Есть такая традиция-после отпевания усопшего икону с его груди забирают и оставляют на 40 дней в храме, а по истечении этого срока забирают домой. Многие люди (особенно из тех, кто в храм заходит только по случаю отпевания или крестин) забывают об оставленной иконе, вследствие чего в храме иногда накапливается изрядное количество образов, так что церковницам приходится заводить специальные ящички для них, чтобы как-то упорядочить. Вот однажды такие «забывшие» вспомнили об оставленной иконе и пришли в храм, чтобы её забрать. Обращаются к церковнице:
-Вот мы тут давно оставляли икону, нам бы забрать.
-А какую именно Вы оставляли? (достали ящичек с иконами, стали искать)
-Точно мы не помним, но там Божия Матерь изображена.
-А как называется?
-Да вот что-то такое. название такое. с едой связано.
-. Может, Спорительница хлебов?
-Нет,не она. (продолжают искать: церковница смотрит иконы, а пришедшие стоят рядом)
-Может, Домостроительница?
-Нет-нет, там такое название-чтобы с едой благополучие было.
Ищут-ищут, не могут найти. Пошли по второму разу. Вдруг пришедшие радостно восклицают:
-Да вот же она!
Церковница держит в руках икону «Достойно есть».
*Слово «ЕСТЬ» люди восприняли буквально.
***
Из жизни семинаристов:
Формирование ансамбля
Староладожского Свято-Успенского монастыря
в XIX — начале XX века
Успенский монастырь известен в первую очередь благодаря своему собору — церкви Успения Богородицы — выдающемуся памятнику архитектуры XII века. Остальные монастырские постройки, сохранившиеся до наших дней, относятся к XIX — началу XX века.
Вплоть до начала XIX века все постройки Успенского монастыря, за исключением собора, были деревянными. Начиная с 1820-х годов в монастыре развернулось интенсивное каменное строительство. В 1873 году в западной стене старой деревянной ограды были сооружены каменные Святые ворота. До этого монастырь имел два входа — восточный, с берега реки Волхов, и южный. Устройство новых Святых ворот напротив западного портала собора во многом определило дальнейшее формирование комплекса монастырских построек.
Замена деревянной ограды каменной производилась постепенно и растянулась на три десятилетия. Угловые башни, строившиеся в 1837—1854 гг., в отличие от выполненных в формах классицизма Святых ворот, по своим стилистическим особенностям полностью принадлежат эпохе эклектики.
В линии восточной стены ограды в 1843 году был возведен каменный двухэтажный келейный корпус. Его фасады лишены декоративного убранства и имеют слабовыраженные черты классицизма. Первоначально нижний этаж здания, составляющего часть ограды, прорезал перекрытый сводом проезд, но в 1860 году, когда восточная стена ограды была перенесена ближе к берегу Волхова, проезд заложили.
Появление келейного корпуса не только положило начало формированию восточного фасада монастырского комплекса, но и знаменовало собой важное изменение в жизни монахинь: прежде монахини за свой счет строили небольшие деревянные кельи, теперь же появился общий келейный корпус, хотя обособленные деревянные домики-кельи продолжали существовать.
Значительные изменения в XIX веке претерпел и облик Успенского собора. В 1829 году двухъярусная колокольня, возведенная еще в конце XVIII века взамен деревянной, была надстроена третьим ярусом, что существенно обогатило силуэт монастыря и увеличило его градостроительную значимость. Высота колокольни достигала 32 м.
В 1831—1833 гг. по проекту известного петербургского архитектора А. И. Мельникова был перестроен теплый Благовещенский придел. Одновременно подверглась перестройке западная паперть собора, в результате чего паперти придела и собора, а также колокольня, оказались связанными в единую систему объемов.
Очевидно, по проекту Мельникова была построена и небольшая церковь Алексия на кладбище Успенского монастыря.
Наиболее интенсивно строительные работы в монастыре велись в 1854—1864 гг., благодаря энергичной деятельности игуменьи Дионисии. За это время был осуществлен капитальный ремонт собора, построены двухэтажное каменное здание трапезной, монументальный Больничный корпус с Крестовоздвиженской церковью, два каменных одноэтажных здания в юго-западной части монастыря (экипажный сарай с конюшней и баня с прачечной), завершено строительство каменной ограды. Именно в это время ансамбль Староладожского Успенского монастыря сформировался в своих основных чертах.
Здание трапезной построено в 1856—1858 гг. в «русском стиле» по проекту епархиального архитектора К. И. Брандта. Трапезная удачно поставлена на границе перепада высот и особенно эффектно выглядит с востока, с берега Волхова.
Больничный корпус, расположенный на крутом склоне и ориентированный параллельно линии берега, строился в 1860—1862 гг. Авторами его являются архитекторы А. М. Горностаев и К. И. Брандт. А. М. Горностаев, один из крупнейших мастеров «русского стиля», выполнил проект, имевший характер эскизного, впоследствии доработанный К. И. Брандтом, осуществлявшим непосредственное руководство строительством.
В последней трети XIX века в монастыре проводились в основном ремонтные работы, а к началу XX века относится новый подъем строительной деятельности. В это время строится подворье в Петербурге (архитектор В. А. Косяков), а в самом монастыре возводится каменный двухэтажный корпус у западных ворот и перестраивается наиболее разрушенная восточная стена ограды. Эти постройки были возведены по проекту известного петербургского архитектора Н. Н. Никонова. Восточные ворота, имеющие пологую трехцентровую проездную арку и трехлопастное завершение, строились по тому же проекту, что и южные ворота Никольского монастыря в Старой Ладоге.
Строительство монастырских зданий в XIX — начале XX вв. осуществлялось без единого плана, и сформировавшийся комплекс вряд ли можно назвать ансамблем в полном смысле этого слова, но, созданный при участии талантливых столичных архитекторов, он отличается живописностью и определенной степенью единства. Безусловно, наличие вертикальной доминанты — колокольни — придавало ему большую цельность. Разборка колокольни и пристроек, произведенная при реставрации собора в 1956—1958 гг. под руководством А. А. Драги, обеспечила возможность выявления первоначального облика памятника, но привела к появлению диспропорции между главным и второстепенными элементами комплекса.