старица свято успенский монастырь часы работы

Старицкий Свято-Успенский мужской монастырь Епархиальные монастыри РПЦ

старица свято успенский монастырь часы работы. Смотреть фото старица свято успенский монастырь часы работы. Смотреть картинку старица свято успенский монастырь часы работы. Картинка про старица свято успенский монастырь часы работы. Фото старица свято успенский монастырь часы работы

История

Корни Старицкой Свято-Успенской обители лежат в Киево-Печерской Лавре. В помяннике Успенского монастыря записано: «. именно в 1110 году, пришли на урочище Старый бор два инока из Киевских пещер Трифон и Никандр и стали там жить и слову Божию учить приходящих к ним».

Старицкая обитель была основана не на том месте, где распо­лагается ныне (почти на самом берегу реки Волги), а выше – в глухом лесу, где два инока поставили для себя келью. Постепенно число братии множилось, место вокруг иноков обживали и другие монахи – с мо­литвою и без празднословия. Так образовался монастырь, а вокруг мо­настыря – селение.

При Трифоне и Никандре была построена небольшая деревянная церковь, которая «необходима была для них; как место общественной молитвы и обучения приходивших людей слову Божию».

В Успенском монастыре резко увеличивается и число бра­тии. Так, после имени архимандрита Филарета в большом синодике пере­числено 26 имен иноков, а после имени архимандрита Леванида написано уже 154 имени.

В 1272 г. настоятель Успенского монастыря Леонид был воз­веден в сан архимандрита, а накануне храм Пресвятой Богородицы освятил епископ Тверской Симеон. Решение тверского епископа об открытии второй ка­федры в Старице, с включением названия города в титул, способствовало оживлению жизни в ней. Таким образом, судьбы города и монастыря оказались тесно связаны с тверским епископатом.

В неспокойное время крепла монастырская жизнь. Мирной жизни обители помешало татаро-монгольское нашест­вие. Как повествует летопись, в 1292 г. татары убили игумена Серапи­она и с ним 124 инока Свято-Успенского монастыря. Убитых бросили в реку Волгу, «но волны речные не смогли унести телеса иноческие». Река не приняла страдальцев, и ночью оставшиеся в живых верные христиа­не «погребоша я честно в доме Пречистыя».

После страшного татарского погрома обитель, обагренная кровью невинных страдальцев, не исчезла с лица земли, поскольку «дом Пречистыя не был истреблен от поганых и сама обитель оставалась нена­рушенною».

Именно Старицкий монастырь стал духовным фундаментом старицкого городища. Первое зафиксированное в летописях упоминание о Старице отно­сится к 1297 году: «срублен бысть городок на Волзе, ко Зубцеву, на Старице».

То было время, когда мерялись силами удельные князья, а Старица серьезно беспокоила набиравшую силу Москву. Ведь именно Старица была одним из главных форпостов тверской земли.

Московские князья неоднократно пытались завладеть Старицей. В 1375 году это удалось отрядам Дмитрия Донского. Потом еще не раз город переходил из рук в руки. И лишь в 1485 году тверские земли были присоединены к Московскому государству.

По всей видимости, именно в период войны тверских князей с московскими город Старица был разорен. В это же время, вероятно, был разрушен и Успенский монастырь, поскольку упоминания о нем отсутствуют вплоть до XVI века.

После 1485 года Старица становится центром уезда Московского государства. Это положило начало новому этапу в жизни Успенской обители – этапу ее расцвета.

В 1504 году по духовной грамоте великого князя Московского Ивана III Старица была отписана его младшему сыну Андрею, который принял титул князя Старицкого. Именно князю Андрею Ивановичу Старицкий монастырь обязан своим возрождением. Он перенес монастырь на новое место – ближе к Волге. На другой стороне реки, как раз напротив монастыря, на высоком городище находился кремль с княжеской резиденцией.

Но наиболее ярко строительная активность старицкого князя реализовалась в создании ансамбля Успенского монастыря, получившего в итоге каменные стены, собор, колокольню, надвратную церковь и ряд каменных палат. Главной монастырской постройкой стал Успенский собор – оригинальный памятник русского зодчества, возведенный в 1530-е годы. Его сходство с Успенским собором Московского Кремля очевидно. Не случайно этот факт воспринимался в то время многими как вызов князя своим державным родственникам в столице.

Старицкому князю Андрею не суждено было дожить до окончательного устройства обители. В 1537 году его уморили голодом за непокорность малолетнему великому князю Ивану, будущему Гроз­ному, и его матери Елене Глинской.

Строительство монастыря продолжил князь Владимир Иванович Старицкий. Он обнес монастырь каменными стенами с зубцами, по углам поставил круглые башни, крытые шатрами. При нем была собрана братия и назначен настоятель – игумен Герман.

Однако именно Старицу Иван Грозный полюбил и даже звал его ласково «Любим-город». Здесь же, в Успенском монастыре в 1570 году царь выстроил Введенскую церковь с просторной тра­пезной палатой.

XVI век – не только время строительства интереснейших архитектурных сооружений монастыря. Это и время великих подвижников Русской Православной Церкви, жизнь и духовный подвиг которых связаны со Старицкой обителью: первого Патриарха Иова, архимандрита Германа (впоследствии архиепископа Казанского) и архимандрита Дионисия Дионисий (позднее – настоятель Троице-Сергиевой лавры, благословивший русские войска на изгнание поляков из Москвы в 1612 году). История распорядилась так, что в бытность служения Германа архимандритом Ста­рицкого Успенского монастыря в обитель был принят маль­чик, который в дальнейшем станет одним из великих угодников Божиих, – святитель Иов, первый Патриарх Московский. А в 1605-м Дионисий, в то время архимандрит Успенского мужского монастыря в Старице, принимал сосланного в свою родную обитель неугодного Самозванцу Патриарха.

Старицкий Свято-Успенский монастырь, воспитавший многих великих подвижников православия, был не только оплотом веры. Обитель вошла в историю и как крупное хозяйство. Монастырская братия выращивала хлебные злаки, овощи и фрукты, разводила домашний скот, знала многие ремесла. Монастырь был центром грамотности и культуры.

Представление о состоянии Успенского монастыря в начале XVII века, при архиманд­рите Дионисии, дает опись 1607 года, сохранившаяся в подлиннике. Согласно описи, в монастыре «иеро­монахов и иеродьяконов было 73; послушников 32 человека; слуг монас­тырских 43». Церквей в обители было три: соборная во имя Успения Божией Матери, с приделом Похвалы Богородицы; трапезная – во имя Вве­дения во храм Пресвятой Богородицы и святые ворота – во имя священно­мученика Василия Анкирского. Колокольня была деревянная, «на ней че­тыре колокола, а в особом чулане часы боевые, а при колокольне на столбах висел большой колокол благовестник в 100 пудов». Вокруг монастыря была камен­ная ограда.

События смуты начала XVII века не обошли стороной и Старицкую обитель. В 1609 году грабительское войско Лжедмитрия II подошло к Старице. Малочисленные защитники были истреблены, а город и монастырь сожжены и разграблены.

Опустошительный набег поляков нанес непоправимый урон монастырю, после которого он так и не смог восстановить свой былой облик и славу. Из грамоты царя Михаила Федоровича от 1617 г. явствует, что казна монастыря, царские грамоты и другие крепостные акты были отобраны поляками. Монастырские постройки еще долгое время оставались заброшенными.

На протяжении XVII столетия положение монастыря было достаточно стабильным. Но в 1681 году страшный пожар довершил разрушения, причиненные захватчиками. Сгорели братские деревянные кельи, житницы, деревянная колокольня и надвратная церковь во имя Василия Анкирского. На ее месте 1694 году была сооружена каменная церковь во имя св. Иоанна Богослова. В целом конец XVII века стал этапом больших строительных работ в монастыре, когда восстанавливались повреждённые здания и строились новые.

Петровское время, негативно сказавшееся на всей церковной жизни России, не обошло и Старицкую обитель. Петровские реформы привели к постепенному запустению монастыря.

В 1730-е годы, в период правления Анны Иоанновны, в монастыре стали размещать на жительство отставных военных (в основном инвалидов).

В конце 30-х годов XVIII века в Старицком Успенском мо­настыре открылось духовное правление. Оно находилось в ведении настоятеля обители Тарасия, который управлял монастырем более 30 лет.

В 1750 году завершено строительство новой каменной ограды монастыря, а в 1760-е годы обновлён Успенский собор. Тогда же Трапезная перестроена в тёплый храм, перестроен Братский корпус, возведен мавзолей-усыпальница Глебова-Стрешнева.

Начало правления Екатерины II ознаменовалось целым рядом реформ, одна из которых предполагала изъятие у монастырей вотчин и введение нового «штатного положения». Согласно новому штатному расписанию Старицкий Успенский монастырь был отнесён к 3-му классу, а его настоятели получили сан игумена (архимандриты полагались только в монастырях 1-го и 2-го классов). Обители разрешалось иметь 12 человек братии и 9 служителей. Крестьяне (2888 душ мужского пола), а также земельные угодья со скотом и все хлебные запасы передавались в ведомство Коллегии экономии.

Игуменами настоятели Успенского монастыря оставались до 1798 года, когда по «Высочайшему повелению» обители было разрешено «для благолепия церковной службы, посвящать монастырских настоятелей, вместо игуменов, в сан архимандрита».

В 1809 году в Старицком монастыре открыто духовное училище, первым смотрителем которого стал архимандрит Серафим.

В тяжелое для всей России время 1812 года от всех сословий Рос­сии, в том числе и от духовных учреждений, поступали пожертвования в пользу государства. Новый архимандрит обители Иоасаф «пожертвовал на во­енные надобности лично от себя 100 рублей, а от монастыря серебра 1 ф. 77 1/2 золотников».

В 1819 году в обители был построен ещё один каменный храм, инициатором создания и жертвователем которого стал генерал-майор Алексей Тимофеевич Тутолмин. Троицкую церковь пристроили к северному фасаду Успенского собора. Нижний этаж храма был превращён в фамильную усыпальницу Тутолминых. В архитектуре Троицкого храма отчетливо проявился творческий стиль старицкого зодчего Матвея Чернятина.

20 августа 1824 г. в истории Старицкого Успенского монастыря произошло значительное событие: в городе Старице и обители побывал император Александр I. Встреча была торжественной, при большом стечении местного населения и клира. В Успенском соборе был отслужен молебен, который император, будучи глубоко верующим человеком, отстоял, преклонив колени.

В середине XIX века в обители было построено новое здание Духовного правления, автором которого стал Матвей Чернятин. Архитектор нашел простое решение: построить новое здание в монастырской стене с южной стороны. Позднее в здание Духовного правления переведено монастырское духовное училище.
В 1898 г. была произведена настенная роспись в Троицкой церкви.

19 июня 1907 года архиепископ Тверской и Кашинский Алексий при многочисленном стечении духовенства и народа отслужил всенощное бдение. На следующий день были отслужены заупокойная литургия и торжественная панихида на месте погребения Патриарха Иова.

После октября 1917 года монашеская жизнь в обители продолжалась недолго. Новая власть закрыла Свято-Успенский монастырь. В истории древней обители наступил долгий период забвения, продлившийся 80 лет.

Великая Отечественная также оставила свой разрушительный след в монастыре. Фашисты вошли в Старицу 12 октября 1941 года и оставались здесь более двух с половиной месяцев. Драматические события произошли в Успенском монастыре: во Введенской церкви фашисты заморозили 78 пленных красноармейцев. Советскими войсками город был освобождён в новогоднюю ночь 1 января 1942 года. Почти все постройки монастыря оказались в полуразрушенном состоянии.

Решение о восстановлении памятников архитектуры Старицкого монастыря было принято ещё до окончания войны. В 1944-45 гг. начались проектные, а в дальнейшем – и ремонтно-восстановительные работы. Основные постройки монастыря были законсервированы для их последующей реставрации. Однако в советское время монастырь оставался исключительно светским заведением.

В конце XX столетия начался новый этап в истории россиян к духовному обновлению своей жизни. Русская Православная Церковь отметила выдающуюся историческую дату – 1000-летие Крещения Руси. А юбилейное празднование 400-летия со времени учреждения патриаршества, состоявшееся в 1989 г., ознаменовалось всероссийским прославлением и почитанием первого русского Патриарха святителя Иова в лике святых.

18 апреля 1997 года произошло событие, которое придало новый смысл жизни Старицы. Святейший Синод под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II постановил: «Благословить открытие в городе Старице Тверской епархии Успенского мужского монастыря для возобновления в нем монашеской жизни».

Источник

Успенский мужской монастырь (Старица)

старица свято успенский монастырь часы работы. Смотреть фото старица свято успенский монастырь часы работы. Смотреть картинку старица свято успенский монастырь часы работы. Картинка про старица свято успенский монастырь часы работы. Фото старица свято успенский монастырь часы работы

Содержание

История [ править ]

старица свято успенский монастырь часы работы. Смотреть фото старица свято успенский монастырь часы работы. Смотреть картинку старица свято успенский монастырь часы работы. Картинка про старица свято успенский монастырь часы работы. Фото старица свято успенский монастырь часы работы

В 1100 г. из Киевских пещер в урочище «Старый Бор» пришли два инока: Трифон и Никандр. Они построили себе келью, а затем и часовню для общественной молитвы и обучения приходящих людей слову Божию. Града Старицы тогда еще не было, и, вероятно, приходившие к инокам люди жили в окрестностях Старого Бора, а, может быть, и на месте нынешней Старицы.

Трифон скончался в 1127 году, другой же инок, Никандр, в 1153 году, спустя 26 лет после кончины своего сотрудника и товарища. Основатели будущей обители сделали все для прочного и правильного ее устройства, а оставленные ими ученики продолжали начатое святое дело. Число иноков росло, часовня Трифона и Никандра, пришедшая в ветхость, не могла уже вмещать всех желающих и появилась потребность в постройке большого храма. И вот, в 70-х годах XII столетия при иноке Феодорите было начато строительство каменного храма во имя Успения Пресвятой Богородицы. Храм этот был освящен епископом новгородским Георгием в присутствии, как повествует монастырская летопись, «великаго князя суздальскаго св. Андрея Боголюбскаго».

К концу ХIII столетия монастырь, насчитывавший более 100 человек братии, уже управляемый игуменом, подвергся нападению татар, призванных сыном св. Александра Невскаго Андреем, задумавшим отнять престол у брата своего Димитрия. Монастырь был сожжен, братия во главе с игуменом Серапионом перебита, тела их брошены в Волгу.

Восстановлен монастырь был в первой половине XVI в. дядей Иоанна Грозного, Старицким князем Андреем Иоанновичем, который построил все главные постройки из белого камня и кирпича. Им сооружены были соборный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы, с приделом Похвалы Пречистыя, с большим подвалом внизу; церковь над св. воротами во имя свт. Василия Анкирского; каменные корпуса для игумена и братии, и все было обнесено каменной стеной. Все эти сооружения, в той или иной степени сохранности, существуют и в настоящее время.

До революции 1917 г. в Старицком монастыре свято хранилась та рака, в которой покоились до перенесения в Москву мощи свт. Иова. Сохраняются также и вещи святителя: митра, крест и палица.

Расцвет строительства переживает монастырь при князе Андрее Иоанновиче Старицком. В 1503-1537 годах возводится монументальный белокаменный Успенский собор, увенчанный торжественным пятиглавием.

В 1570 году царем Иваном Грозным строится Введенская церковь, увенчанная высоким шатром, с обширной трапезной палатой.

В 1694 году над западными святыми вратами сооружается церковь Иоанна Богослова на месте сгоревшей церкви Василия Анкирского. При сравнительно небольших размерах храм привлекает монументальностью облика и строгой лаконичностью силуэта. В XVIII веке монастырь был окружен каменной оградой, фрагмент ее с круглой башней сохранились с юго-восточной стороны. В комплекс входят братский и настоятельный корпуса, южные ворота (1885), мавзолей-усыпальница Глебова-Стрешнева. В 1819 голу закончено подведение Троицкой церкви, выполненной в формах позднего классицизма.

Обзор истории Успенского монастыря был бы неполным, если не упомянуть о каменном Введенском храме, построенном царем Иоанном Грозным в 1570 г. и сохранившемся по настоящее время почти без внешних изменений, если не считать, что бывшая при Грозном трапезная была в 1761 г. обращена в придел во имя свт. Арсения Тверского, в 1802 г. с северной стороны пристроена большая каменная паперть, а в 1920-40-х годах интерьер храма был полностью утрачен по известным историческим причинам.

До 1917 г., причисленный к разряду третьеклассных, монастырь не отличался ни своей многочисленностью, ни большим наплывом богомольцев, и содержался на скромные средства, частью отпускаемые правительством, частью получаемые от монастырских угодий и монастырских служб. Только сохранившиеся памятники времен Старицких князей и Иоанна Грозного, соединявшиеся в древнее время подземным ходом под Волгой с дворцом князей, свидетельствуют о прежнем величии и славе теперь мало заметной обители.

Монашеская жизнь в обители вновь началась в 1996 г. Количество насельников невелико: игумен, иеромонах, иеродиакон и двое послушников. Управляет монастырем игумен Гермоген (Чирков).

Современное состояние [ править ]

В настоящее время монастырь действующий. В храмах обители богослужения совершаются каждый день.

Возрастает число насельников обители.

Совершенствуются формы социального служения.

Храмы [ править ]

Святыни [ править ]

Престольные праздники [ править ]

Фото [ править ]

старица свято успенский монастырь часы работы. Смотреть фото старица свято успенский монастырь часы работы. Смотреть картинку старица свято успенский монастырь часы работы. Картинка про старица свято успенский монастырь часы работы. Фото старица свято успенский монастырь часы работы

Собор Успения Пресвятой Богородицы

старица свято успенский монастырь часы работы. Смотреть фото старица свято успенский монастырь часы работы. Смотреть картинку старица свято успенский монастырь часы работы. Картинка про старица свято успенский монастырь часы работы. Фото старица свято успенский монастырь часы работы

Собор Троицы Живоначальной

старица свято успенский монастырь часы работы. Смотреть фото старица свято успенский монастырь часы работы. Смотреть картинку старица свято успенский монастырь часы работы. Картинка про старица свято успенский монастырь часы работы. Фото старица свято успенский монастырь часы работы

Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы

Источник

Старица. Старицкий Успенский мужской монастырь.

Другие постройкие монастыря:

10. Настоятельский корпус (XVIII-XIX вв.)
11. Братский корпус (XVI-XVIII вв.)
12. Духовное училище (сер. XIX в., восстановлено в 2000-х гг.)
13. Башни и стены ограды (XVIII в., восстановлены в 2000-х гг.)
14. Некрополь
15. Беседка
16. Гостевой дом (2009 г.)
17. Памятник Патриарху Иову (2012 г.)
18. Баня (2009 г.)
19. Церковная лавка (2009 г.)
20. Памятный камень
22. Хозяйственная постройка
23. Внутренняя ограда
24. Северные ворота
25. Трансформаторная будка

Подворье монастыря
Собор Александра Невского в Твери

Карта и ближайшие объекты

старица свято успенский монастырь часы работы. Смотреть фото старица свято успенский монастырь часы работы. Смотреть картинку старица свято успенский монастырь часы работы. Картинка про старица свято успенский монастырь часы работы. Фото старица свято успенский монастырь часы работы

Статьи

Старицкий Успенский монастырь, один из древнейших монастырей Тверской епархии, расположен на правом берегу Волги, в так называемой Московской части города, немного выше устья реки Верхней Старицы, впадающей в Волгу с противоположной от монастыря стороны. Предание так описывает историю возникновения обители. В 1100 г. из Киевских пещер в урочище «Старый Бор», как называлась тогда эта местность, пришли два инока: Трифон и Никандр. Они построили себе келью, а затем и часовню для общественной молитвы и обучения приходящих людей слову Божию. Града Старицы тогда еще не было, и, вероятно, приходившие к инокам люди жили в окрестностях Старого Бора, а может быть, и на месте нынешней Старицы. Трифон скончался в 1127 г., другой же инок, Никандр, в 1153 г., спустя 26 лет после кончины своего сотрудника и товарища.

Основатели будущей обители сделали все для прочного и правильного ее устройства, а оставленные ими ученики продолжали начатое святое дело. Число иноков росло, часовня Трифона и Никандра, пришедшая в ветхость, не могла уже вмещать всех желающих, появилась потребность в постройке большого храма. И вот в 70-х гг. XII столетия при иноке Феодорите было начато строительство каменного храма во имя Успения Пресвятой Богородицы. Храм был освящен епископом новгородским Георгием в присутствии, как повествует монастырская летопись, «великаго князя суздальскаго св. Андрея Боголюбскаго».

К концу ХIII столетия монастырь, насчитывавший более 100 человек братии и управляемый игуменом, подвергся нападению татар, призванных сыном св. Александра Невскаго Андреем, задумавшим отнять престол у брата своего Димитрия. Монастырь был сожжен, братия во главе с игуменом Серапионом перебита, тела их брошены в Волгу. После опустошения XIII века Старицкий монастырь нигде не упоминается до XVI столетия, а потому и неизвестно, существовал ли он или нет в продолжение более 200 лет. Восстановлен монастырь был в первой половине XVI в. дядей Иоанна Грозного, Старицким князем Андреем Иоанновичем, который построил все главные постройки из белого камня и кирпича. Им сооружены были соборный храм во имя Успения Пресвятой Богородицы с приделом Похвалы Пречистыя, с большим подвалом внизу; церковь над св. воротами во имя свт. Василия Анкирского; каменные корпуса для игумена и братии; все было обнесено каменной стеной. Все эти сооружения, в той или иной степени сохранности, существуют и в настоящее время.

Будущий Патриарх (в миру Иоанн) родился в г. Старице Тверской епархии. Родители его были посадскими. О благочестии родителей Святейшего убедительно свидетельствует письменный источник, содержащий перечень имен ближайших родственников первого Патриарха, в том числе и родителей: «Род Святейшего Патриарха Иова: инок Серапион (отец?), инок Кирилл, Матфей, инокиня Пелагея (мать?), князь Иосиф, священноархимандрит Авраамий, инок Феодосий, Феодор, Елиазар, Дионисий, Иона, Феодосий, Никифор». Родители хотели женить сына, нашли ему подходящую невесту, и день венчания был уже определен, но Иван, не чувствуя стремления к жизни семейной, отпросился сходить к своему духовнику. Тот, не мешкая, постриг юношу по его просьбе в иноки. «От архимандрита Германа (его духовника, настоятеля Старицкого Успенского монастыря) был воспитан в грамоте и всему благочинию изучен, и страху Божию добре обучен». В той же обители «Иоанн изволи мира сего суетного отлучитися и восприяти святый ангельский образ (…) наречен бысть во иноцех Иов». У того же архим. Германа Иов «в послушании и покорении бысть».

По убиении первого самозванца, царь Василий Иванович Шуйский предлагал Иову снова занять патриарший престол. Иов ответствовал о себе, слепом старце, отказом, но благословил на Патриаршество (и, как оказалось, на мученичество за Веру Христову) митрополита Казанского Гермогена. Священный Собор духовенства принял это благословение. Сразу по избрании патриарх Гермоген просил Святителя Иова прибыть в Москву для разрешения народа от присяги, данной Самозванцу. 14 февраля 1607 г. Патриарх Иов прибыл в Москву и остановился на Троицком подворье. Московским жителям предложено было собраться 20 февраля в Успенский собор. Один из исследователей Жития Патриарха Иова так повествует об этом величественном, потрясающем душу событии (в изложении): «Торжественная минута для всего русского народа. Пред лицом Бога и Его служителей он хочет принести покаяние в своем преступлении. Многозначительна минута эта и для Патриарха, свидетеля народных прегрешений и всенародного покаяния. Много скорбных воспоминаний воскрешает сия минута в памяти слепого старца. Немало горьких испытаний принесли с собою эти годы. Немало слез пролил он о заблуждениях своей паствы за отпущенные ему годы святительства. Глубоко печалило Патриарха недоверие народа, когда одна вера в его свидетельство могла спасти Отечество от преступлений, народом совершенных, и от наказаний, за них терпимых. Все это и многое другое пробуждается в душе престарелого Патриарха в эту бесконечную минуту, перед тем, когда он должен был выслушать всенародную исповедь. И вот, весь народ, как один человек, повергся пред ним как пред своим отцом, и просил разрешения в своих преступлениях». После того как была зачитана разрешительная грамота, народ вновь упал на колени пред Святейшим Иовом и кричал: «Во всем виноваты, честный отец! Прости, прости нас и дай благословение, да примем в душах своих радость великую». Слепой старец-Патриарх встал и обратился к народу со следующими словами: «Чада Духовные! Надеясь на щедроты Божии, мы прощаем вас и разрешаем соборно, да примете благословение Господне на главы ваши. Впредь же молю вас, не позволять себе подобного клятвопреступления; великое дело целовать Честный и Животворящий Крест, на котором распялся наш Владыка Христос, дабы избавить нас от мучительства диавола». Чин разрешения произвел сильное воздействие на народ: все плакали, каялись, просили прощения у Патриарха, преклонялись к его стопам, «лобызали его десницу». Великий старец, так много пострадавший среди общих народных бедствий, но вместе с тем и духовно обновленный в эти минуты, с радостью благословлял коленопреклоненный народ и давал свое последнее наставление: хранить верность святому Православию. Недолго побыв в Москве, свт. Иов возвратился в свой монастырь, в Старицу. Не подействовали ни просьба Патриарха Гермогена, ни царские просьбы остаться в Москве. В скором времени, по возвращении в свою скромную обитель, Святейший Патриарх Иов мирно отошел к Богу. Блаженная кончина его последовала в воскресенье, 19 июня 1607 г.

До революции 1917 г. в Старицком монастыре свято хранилась рака, в которой покоились до перенесения в Москву мощи свт. Иова. Сохраняются также и вещи святителя: митра, крест и палица. Расцвет строительства переживает монастырь при князе Андрее Иоанновиче Старицком. В 1503-1537 гг. возводится монументальный белокаменный Успенский собор, увенчанный торжественным пятиглавием. В облике храма прослеживаются черты как московского, так и псковско-Новгородского зодчества. Это выдающийся памятник древнерусской архитектуры. В 1570 г. царем Иваном Грозным строится Введенская церковь, увенчанная высоким шатром, с обширной трапезной палатой. В 1694 г. над западными святыми вратами сооружается церковь Иоанна Богослова на месте сгоревшей церкви Василия Анкирского. При сравнительно небольших размерах храм привлекает монументальностью облика и строгой лаконичностью силуэта.

В XVIII веке монастырь был окружен каменной оградой, фрагмент ее с круглой башней сохранился с юго-восточной стороны. В комплекс входят братский и настоятельный корпуса, южные ворота (1885 г.), мавзолей-усыпальница Глебова-Стрешнева. В 1819 г. закончено подведение Троицкой церкви, выполненной в формах позднего классицизма. Высотной доминантой комплекса является трехъярусная шатровая колокольня. До 1930 г. здесь находились уникальные часы-куранты.

Обзор истории Успенского монастыря был бы неполным, если не упомянуть о каменном Введенском храме, построенном царем Иоанном Грозным в 1570 г. и сохранившемся по настоящее время почти без внешних изменений, если не считать, что бывшая при Грозном трапезная была в 1761 г. обращена в придел во имя свт. Арсения Тверского, в 1802 г. с северной стороны пристроена большая каменная паперть, а в 1920-40-х гг. интерьер храма был полностью утрачен по известным историческим причинам.

До 1917 г. причисленный к разряду третьеклассных монастырь не отличался ни своей многочисленностью, ни большим наплывом богомольцев, содержался на скромные средства, частью отпускаемые правительством, частью получаемые от монастырских угодий и монастырских служб. Только сохранившиеся памятники времен Старицких князей и Иоанна Грозного, соединявшиеся в древнее время подземным ходом под Волгой с дворцом князей, свидетельствуют о прежнем величии и славе теперь мало заметной обители.

Монашеская жизнь в обители вновь началась в 1996 г. Количество насельников невелико: игумен, иеромонах, иеродиакон и двое послушников. Управляет монастырем игумен Гермоген (Чирков).

Успенский монастырь, 3 класса, в городе Старицах. Основан в начале XVI века. Монастырский Успенский собор построен из белого камня в 1530 году. Здесь находятся местно чтимые иконы Божией Матери: Успения и Всех Скорбящих Радость.

Из книги С.В. Булгакова «Русские монастыри в 1913 году»

Основан в 1110 г. иноками Киево-Печерской лавры Никандром и Трифаном.

Церкви:
1. Соборная, каменная, построена в 1503-1537 гг. иждивением Старицкого князя Андрея Иоанновича, престол один Успения Пресвятой Богородицы.
2. Введенская, теплая, каменная, двухэтажная, построена в 1569-1584 гг. царем Иоанном Васильевичем Грозным, престола два: Святителя Арсения Тверского и Введения во храм Пресвятой Богородицы.
3. Иоанно-Богословская, каменная, холодная, построена в 1694 г., престол один Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова.
4. Троицкая, каменная, двухэтажная, холодная, построена в 1819 году, престола три: главный Святой Троицы, придельные: правый Преподобного Сергия Радонежского, левый Преподобного Дионисия.
5. Домовая Державная.

Из журнала «Православный Паломник». Выпуск №2 (февраль), 2015 г.

Из журнала: «Православные Монастыри. Путешествие по святым местам». Выпуск № 97, ООО «Де Агостини», 2010

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *