старица храм бориса и глеба
Собор благоверных князей Бориса и Глеба (Старица)
Мiръ Россия Тверская область Старица Собор благоверных князей Бориса и Глеба (Старица)
Собор благоверных князей Бориса и Глеба построен в 1808-1827 годах. Авторами проекта храма называют известных столичных архитекторов Kapлa Ивановича Росси и Луижди Руска. К 1827 году было завершено сооружение отдельно стоящей колокольни, в которой устроили небольшую Спасскую церковь.
Содержание
История [ править ]
На левом берегу Волги в центре Нового городища, окруженного со всех сторон высокими валами, как бы парит над всем городом храмовый комплекс Борисоглебского собора с колокольней.
В 1808 году вместо прежнего пятишатрового Борисоглебского собора, выстроенного в 1558-1561 годах на Старом городище и разобранного в 1802-1804 годах, ближе к городским кварталам заложили новый городской собор. Автором проекта храма, без ссылок на документы, называют известных столичных архитекторов Kapлa Ивановича Росси и Луижди Руска. Достоверно же известно, что проект расположенной рядом с собором колокольни был выполнен в 1817 году Матвеем Александровичем Чернятиным, который с 1786 года работал в Старице в должности «архитекторского ученика» и вполне мог руководить работами по постройке главного храма города.
Наиболее значимые элементы фасадного убранства старого Борисоглебского собора были использованы для украшения нового здания: изразцовое «Распятие» украсило южную стену нового храма, а «Спас Нерукотворный» восточную. Собор XIX века решен в форме массивного куба, который с юга, запада и севера оформлен изящными четырехколонными портиками. К 1827 году было завершено сооружение отдельно стоящей колокольни, в которой устроили небольшую Спасскую церковь. В итоге кремлевская часть города украсилась выразительным классицистическим ансамблем.
Когда-то доминирующий над всей возвышенностью старицкого городища соборный комплекс был увязан чугунной лестницей с расположенной ниже по склону холма Пятницкой церковью. К настоящему времени эта лестница, увы, не сохранилась.
Во время Великой Отечественной войны соборный комплекс пострадал от снарядов: на колокольне были разрушены один из пилонов в ярусе звона и некоторые детали декора. И до, и после реставрации оба здания использовались.
Современное состояние [ править ]
В настоящее время в Соборе ведутся восстановительные работы.
Старица. Ансамбль собора Бориса и Глеба и церкви Спаса Нерукотворного Образа.
Карта и ближайшие объекты
Статьи
Новый был заложен в 1808 году. Перед нами и сегодня высится огромный куб, с севера, юга и запада снабжённый классическими портиками и увенчанный пятью характерными сферическими куполами. Привлекает внимание красивый аттик собора, на фоне которого очень выразительны фронтоны четырёхколонных портиков тосканского ордера. Иногда утверждается, что автором этого храма был Карл Росси, однако доказанным это считать нельзя.
Здание собора сохранилось, но пребывает в состоянии, близком к аварийному. Как и высящаяся поблизости колокольня 1827 года постройки со сложной ярусной композицией (собственно, лишь эти две полуруины и обозначают место крепости Ивана Грозного). Тоже классицизм, но более изысканный, более поздний. Второй и третий ярус связывает невысокая дорическая колоннада; ярус звона почти перегружен декоративными элементами. В первом этаже колокольни была устроена тёплая церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа. Достоверно известно, что автором проекта колокольни является Матвей Алексеевич Чернятин, выполнивший проект в 1817 году. В 1878 году к колокольне пристроили не вполне органичную пристройку. В годы Великой Отечественной войны комплекс Борисоглебского собора пострадал от снарядов: был разрушен один из пилонов на ярусах звона колокольни, нанесён ущерб некоторым деталям декора. Одно время в соборе работала лесопилка, позднее ликвидированная. А нижний ярус колокольни использовали в качестве хозяйственного склада. Всё это теперь брошено на произвол судьбы.
Из журнала «Православные Храмы. Путешествие по святым местам». Выпуск №148, 2015 г.
Старица. Собор Бориса и Глеба.
Борисоглебский собор
Карта и ближайшие объекты
Статьи
В таком виде, познавший разные беды храм просуществовал 100 лет. Во время вражеских осад в подвалах храма хранились «ядра и зелье». В начале 17 века собор был разорен и разграблен иноземными захватчиками, а затем опустошен сильным пожаром. Окончательный приговор знаменитому собору был вынесен в 1658 году патриархом Никоном. Собор был обезглавлен, и простояв в таком обезображенном виде еще полтора столетия, был окончательно разобран за ветхостью.
Нынешний преемник древнего собора построен в 1827 году неподалеку от места старого собора и не отличается оригинальностью. Суровый, мрачноватый куб (не смотря на желтую окраску стен) возвышается над новым городищем. Ему достались церковная утварь, колокола предшественника. Сохранены и перешли к новому собору две керамические плиты – «Спас нерукотворный» и «Распятие», выполненные в технике поливы старицкими мастерами. Привлекает внимание красивый аттик собора, на фоне которого очень выразительны фронтоны четырехколонных портиков тосканского ордера.
Гораздо больший интерес вызывает трехъярусная колокольня (1827 г.), возвышающаяся по соседству. Это редкий пример древнейшего типа церкви «иже под колоколы».
Старица – один из самых древних тверских городов. Ещё при Великом Тверском князе Михаиле Александровиче, в 14 веке, здесь началось каменное строительство, а в 16 веке, в дни расцвета города, над Волгой уже возвышалась мощная крепость, частично из камня, с двумя каменными же соборами – Михаила Архангела (1398) и Никольским (1404).
В начале 16 века Иван III Васильевич выделил Старицу в удел сыну Андрею Ивановичу. Так началась короткая история последнего удельного княжества на Руси. В борьбе с Москвой князь Андрей Иванович Старицкий потерпел поражение и в 1537 году умер в заточении. Сын его, Владимир Андреевич Старицкий, был с Иваном IV Васильевичем при взятии Казани и «носил на себе царскую милость, но потом оной лишился и имел ту же участь, что и родитель его». Памятником удельного прошлого Старицы является Успенский собор одноимённого монастыря, построенный около 1530 года. До недавнего времени здесь находился трёхъярусный иконостас – дар Владимира Андреевича Старицкого.
В годы Ливонской войны (1558-1583) Старица особо полюбилась Ивану IV Васильевичу Грозному. Он называл её городом Любимом, и именно Старица была избрана местом переговоров с послом папы римского А. Поссевино, итогом которых явилось перемирие, заключённое между Русью и Польшей в 1582 году. В ответ же на предложения сближения Руси с католическим миром Иван IV ответил: «Венецианам в наше государство приезжать вольно с попами и со всякими товарами, а церквам римским в наше государство быть непригоже, потому что до нас этого обычая здесь не бывало, и мы хотим по старине держать».
Вполне возможно, храм был построен в честь взятия Казани. За образец был взят собор Василия Блаженного. Огромный храм-город, старицкий Борисоглебский собор стоял у самой кромки берегового обрыва, и пять его шатров словно гигантские свечи в едином порыве возносились к небу с крутого и высокого берега Волги. Центральная из пяти восьмигранных башен достигала высоты тридцати метров. Стены собора украшали белокаменная резьба и цветные изразцы. Искрясь на солнце, они придавали храму праздничный облик. Собор украшали также большое изразцовое панно «распятие» и изразцовая «летопись», причудливая вязь которой опоясывала центральный шатёр. Текст «летописи» гласил « Лета 7066 июля … дня. Зачат бысть сей храм в городе Старице святых страстотерпцев Христовых князей русских и обою братий по плоти Бориса и Глеба наречённых во святом крещении Романа и Давида, при державе благоверного государя Иоанна Васильевича и великом князе … Васильевиче … и … Фёдоре Ивановиче всея Руси и при преосвященном митрополите … Тверском … и отделася сия святая церковь в лето 7069 и освящена … великих страстотерпцев и русских князей Бориса и Глеба и … святого чудотворца Николая Великорецкого родителям на поминовение и в память прочим родам и сему граду на украшение и утверждение от противных супостатов и всем христианам на спасение».
В нижней части храма располагался подклет. Он являлся не столько церковным помещением, сколько помещение государственного назначения. В одном из документов он назван «палатами государевыми». Это были государственные кладовые особого назначения и предназначались для хранения ценностей. Борисоглебскому собору, одному из самых выдающихся произведений древнерусского зодчества, была уготована трагическая судьба. В своём первоначальном виде храм простоял всего столетие со дня его завершения. Он, как и весь город, жестоко пострадал во время польского вторжения. Старица, «Любим-город» Ивана IV Васильевича, с величественными соборами, с княжеским дворцом и мощной крепостью с каменными башнями была в те годы полностью уничтожена.
Борисоглебский собор, разорённый и полуобгорелый, в первые годы после Смутного времени использовался и как острог, и как приказная изба, и как склад для порохового запаса и пушек – в разрушенном и оскудевшем городе не хватало помещений, и старицкий воевода выпужден был даже устроить свою канцелярию на паперти Борисоглебского собора: «Я, холоп твой, сижу твоими государевыми делами в паперти у Бориса и Глеба… В дождь капель – в городовой пожар кровля вся сгорела… Идёт к осени, а приюту нет».
Снос храма, начатый Никоном, был довольно быстро приостановлен, но ущерб был ему нанесён уже довольно большой. Несмотря на то что в нём даже возобновились богослужения, в 1686 году собор, по данным писцовой книги, находился в плохом состоянии: «В городе Старице соборная церковь благоверных князей Бориса и Глеба каменная пятиглавая ветха… а строена та церковь лета 7066 года, а при которых великих государех строена, и та подпись вывалилась». Церковный причт не получал никакой материальной помощи от патриархии и царя, и вынужден был жить подаянием, а прихожане «у оной церкви ветхости починивать не могут», так как в приходе Борисоглебского собора числилось всего 45 дворов.
В другом документ, относящемся уже к 1748 году, говорится об опасности отправления богослужений в соборе из-за ветхости деревянных частей и обрушившихся сводов. В документе 1765 года говорится: «Внутри города Старицы соборная церковь кирпичная, о пяти шатрах, в трёх алтарях, Во имя Бориса и Глеба… Паперть кирпичная напреж имелась вокруг сводная, на кирпичных столпах и издавна оные своды обвалились и шатры все пять обветшали… А по имеющейся округ оных шатров надписи значит: начата оная церковь строиться от сотворения мира 7066 года, а совершена 7069 году, а как построена, о том неизвестно, потому что оная надпись за древностью вывалилась».
Через пятнадцать лет, в 1780 году, Екатерина II пожертвовала 7000 рублей на ремонт храма, что было явно недостаточно даже для его частичного восстановления. К этому времени три главы на шатрах разрушились и были заменены деревянными, кровля протекала, и по-настоящему действовал только левый придел Благовещения, который кое-как удалось приспособить для службы. На чертеже, сделанном в конце 18 века, храм изображён с травой и кустами на кровле, безжизненным и заброшенным. Окончательно Борисоглебский собор был «за ветхостью» разобран в 1804 году. Вероятно, здание ещё можно было спасти, но его основательный ремонт и последующее поддержание в хорошем состоянии требовали слишком больших средств. Об облике Борисоглебского собора сегодня рассказывают только обмерные чертежи, сделанные перед его разборкой.
Память о храме долгое время жила среди жителей Старицы. Во второй половине 19 века ему даже был поставлен памятник – небольшой обелиск, установленный на том самом месте, где стоял собор. А в 19 веке в куче щебня на городище были найдены частицы изразцового панно «Распятие», свидетельствующие о незаурядном мастерстве древнерусских живописцев. Эти осколки до октябрьского переворота хранились в Тверском музее, а после были не то расхищены, не то выброшены. Ныне они считаются утраченными.
Из кн. А.Ю. Низовского «Самые знаменитые монастыри и храмы России». 2000. Вече
Борисоглебский собор
Уникальный архитектурный ансамбль левобережной стороны города, в настоящее время более известной как ленинградской, исторически сложился в первой половине XIX века.
С волжского моста открывается вид на главные городские святыни — Борисоглебский собор и Спасскую колокольню. Стоящие на высоком берегу, они притягивают взоры путешественников красотой и завершенностью форм.
Дополняет картину прислонившаяся к подножью горы Богородице-Рождественская церковь с приделами. В начале прошлого века градообразующую панораму завершали торговые ряды, расположившиеся у воды, дом купца 1-й гильдии Д.А.Филиппова, в котором на ночлег останавливался русский император Александр I, и Никольская (Преображенская) церковь. Центром этого архитектурного ансамбля является Борисоглебский собор.
Древний собор во имя святых покровителей русского воинства Бориса и Глеба располагался на Старом городище. Его высокие восьмигранные башни, крытые шатрами, перекликались с шатровым верхом Введенской церкви Успенского монастыря, что на противоположном берегу Волги.
К середине XVIII века храм находился в таком состоянии, что опасно было проводить богослужения, и в 1804 году собор был разобран за ветхостью.
Новый Борисоглебский собор на Новом городище строился на высочайше пожалованные суммы и, как предполагается, из материала разобранного старого Борисоглебского собора. Из казны было отпущено 7 тысяч рублей, а после раздачи их местными властями под проценты накопилось 14 тысяч. Часть денег ушло на разборку ветхого древнего храма, а недостающую сумму, по преданию, пожертвовала богатая помещица Агафоклея Александровна Полторацкая.
Новый собор решен в виде огромного куба, к которому с юга, запада и севера примыкают классические портики. Четкий массив здания увенчан пятью куполами, центральный из которых — световой, а четыре угловых выполняют декоративную роль. Собор снаружи и внутри отличается простотой убранства. Обычная для того времени декоративная лепнина отсутствует. Единственная деталь — красивый по профилю аттик, завершающий карниз, а на его фоне — фронтоны портиков тосканского ордера. Строгие и лаконичные формы храма оживлялись изразцовыми иконами-панно середины XVI века «Спас Нерукотворный» и «Распятие», перенесенными с разобранного собора, с 1980 года они находятся в Москве.
Строил собор Матвей Алексеевич Чернятин. Вся его строительная деятельность была направлена на благоустройство города. Вдохновлялся он творчеством известнейшего архитектора Н.А.Львова, что позволило некоторым исследователям стиль и творческий метод Чернятина определить как «цитирование» великого новоторжца.
Внутреннее убранство собора, как и полагалось главному соборному храму города, выглядело богато — во многом благодаря церковным ценностям, перенесенным из старого храма. Хранились также книги XVII-XVIII веков, среди которых Большое Евангелие 1703 г., обложенное позолоченным серебром 72 пробы.
Внутри собор расписывал местный художник Жуков со своими учениками. И наибольший интерес представляет точная копия картины Иванова «Явление Христа народу».
О фресках собора можно прочитать в воспоминаниях Федора Глинки, который путешествовал по Тверской губернии в 1820 году. «Мы вошли в новую церковь, которую назавтра собирались освящать. Архитектура в ней очень хорошая, резьба прекрасная, но живопись не соответствует прочему украшению. Если бы не блеск свежих красок, можно подумать, что иконостас писан за несколько сот лет. Ласковый архитектор, случившийся тут, объяснил нам загадку, сказав, что иконы писаны нарочно старинною кистью для того, что прихожане-старообрядцы отчурались бы от церкви, увидев святых, написанных по нынешним образцам».
Из Тверского епархиального статистического сборника за 1901 год известно, что в Борисоглебском соборе было три престола. Центральный — Борисоглебский, южный посвящен Пресвятой Богородице, а северный — святителю Митрофану Воронежскому.
Строительство нового Борисоглебского собора было завершено в 1817 году, а освящение состоялось в 1820 году при участии архиепископа Филарета, в будущем митрополита (в миру Василий Михайлович Дроздов), который с 15.03.1819 по 26.09.1820 гг. возглавлял Тверскую епархию. Будущий митрополит часто совершал богослужения, как в тверском соборном храме, так и в приходских церквях.
Борисоглебский собор изначально строился как летний храм без отопления. К тому же при храме не было колокольни. Поэтому протоиерей собора Алексей Трифильев в 1817 году просил Тверскую духовную консисторию разрешить «…для благолетия выстроить… каменную колокольню, а под нею теплую церковь во имя нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа, на наличную и впредь имеющую поступить кошельковую церковную сумму, а в случае недостатка, обязуемая дополнить собственностию».
15 июня 1817 года губернский архитектор Н.Легранд утвердил план Чернятина на построение при новом Борисоглебском соборе каменной колокольни и теплой церкви под ней.
Колокольня была возведена в 1827 году и в настоящее время является самой высокой точкой города. В противоположность простым и ясным формам собора она более сложна и дробна, небольшая дорическая колоннада, соединяющая второй и третий ярусы, придает ей оригинальность, создает впечатление нарядности и легкости.
В первом массивном ярусе колокольни была устроена теплая церковь Спаса с купольным сводом, построенная по древнейшему типу «иже под колоколы». Внутри церкви частично сохранилась роспись. В 1878 году на средства купца И.П.Клушанцева к колокольне с западной стороны была сделана пристройка.
Главной достопримечательностью колокольни был большой колокол XVII века, который был пожалован самим царем Федором Алексеевичем в 1679 году из столицы в «город Старицу к соборной церкви Великаго Чудотворца Николая».
По данным Тверского епархиального статистического сборника за 1901 год известно, что в нижнем этаже теплой церкви было устроено два престола: Нерукотворного образа (нижний) и святых бессребреников Космы и Дамиана (верхний на хорах).
Трудная судьба выпала Борисоглебскому храму, впрочем, как и всем культовым постройкам, после 1917 года. Воинствующие атеисты с усердием иванов, не помнящих родства, уничтожали все, что напоминало о православии, бесследно исчезали намоленные святыни. Борисоглебский собор был приспособлен под бытовые нужды новой власти. В 60-е годы прошлого века здесь разместили колхозный рынок. На площадке между колокольней и собором построили крытые деревянные прилавки, где продавались овощи и фрукты, а в самом соборе устроили мясные и молочные ряды. В 70-е годы в Борисоглебском соборе разместилась реставрационная контора со своими станками.
С наступлением XXI века собор, благодаря безвозмездным пожертвованиям, постепенно возвращается к своему предназначению. Благодаря помощи неравнодушных людей ведутся восстановительные работы. В 2018 году в соборе впервые за многие десятилетия запустения священник Дмитрий Каспаров провел первую службу. А сегодня, 19 января 2019 года, в праздник Крещения, в соборе пройдет праздничная служба, народные гуляния.
Ольга АЛЕКСАНДРОВА, краевед.
Восстановим Борисоглебский собор вместе с Борисом Корчевниковым!
На нашем сайте мы разместили видеообращение Бориса Корчевникова, известного телеведущего популярных передач «Прямой эфир», «Судьба человека». А с 2017 года он является генеральным директором православного канала «Спас».
После того как ролик был размещен на нашем сайте, в редакции раздались звонки. Одни сомневались в достоверности этого ролика — не монтаж ли? Другие интересовались, почему Борис Корчевников решил помочь в восстановлении именно наших храмов.
С Борисом Корчевниковым нам связаться пока не удалось. Но с отцом Дмитрием, настоятелем, мы пообщались. Вот что он рассказал.
— Борис Корчевников побывал в Старице в сентябре этого года, тогда и было записано это обращение.
Борис — человек верующий. Посоветовавшись с нашим митрополитом Саввой, он решил, можно сказать, взять под опеку собор святых Бориса и Глеба, своих покровителей. Он открыл счет для пожертвований на восстановление храма, потому как одному это сделать не по силам.
И вот уже есть первые результаты — закуплены стройматериалы, идет настил полов, делаются внутренние стены. Одно из помещений собора мы постараемся утеплить, провести туда электричество, чтобы начать службу.
…Действительно, Господь сводит неравнодушных людей, умеющих творить богоугодное дело. Войдя в собор, я увидела на высокой лестнице мужчину, который старался счистить гарь рядом с фреской. Познакомились. Овсеп Мельконян — художник из Армавира.
Радость, напор и мощь шли от этого человека.
— В этом храме необыкновенные фрески. Такие встречаются редко. Они достойны кисти Микеланджело, — восторженно и эмоционально начал разговор Овсеп.
Как оказалось, Мельконян — художник, реставратор, успешно занимается лепниной, ковкой, профессионально работает с сусальным золотом. Свои знания и навыки передает ученикам, преподает в Армавирском художественном училище.
— А как Вы к нам попали? — спрашиваю его.
— Год назад я был в Старице. Правда, совсем недолго, несколько часов. Ваш город покорил меня, я даже успел сделать несколько зарисовок. Я спросил у отца Дмитрия — будут ли восстанавливать храмы? И он ответил: «Бог поможет». И вот Бог помог.
…Сейчас на собор смотреть больно — разбитые окна, дыры в стенах — как будто его пытали… А ведь так могли сделать только люди с разбитыми душами. Если восстановим храмы — все вместе! — души людей будут светлее, чище и добрее, а наш город — еще прекраснее и привлекательнее для туристов.