старгородский православное учение о спасении

Старгородский православное учение о спасении

Православное учение о спасении.

СЕ́РГИЙ (Иван Николаевич Страгородский), Патриарх Московский и всея Руси (1867-1944), рус. правосл. церк. деятель и богослов. Род. в Арзамасе Нижегородской губ. в семье священника. Окончил СПб. ДА (1890), приняв на последнем курсе монашество. В 1890-93 трудился на миссионерском поприще в Японии. По возвращении из Токио в течение 9 мес. вел курс Свящ. Писания НЗ в СПб. ДА, а затем был направлен архимандритом посольской церкви в Афины. В 1895 С. защитил магистерскую дисс. «Правосл. учение о спасении» (Серг. Пос., 1895), к-рая сразу же выдвинула его в первый ряд рус. богословов. В 1899 стал инспектором, а через год ректором СПб. ДА. В 1901 был хиротонисан во еп. Ямбургского. К этому периоду относится его участие в Петерб. религ. – филос. собраниях, организованных *Мережковским. В 1905 С. назначен архиеп. Финляндским и Выборгским (с 1911 – член Свят. Синода). В 1917 переведен на Нижегородскую кафедру. Принимал участие в Поместном соборе Рус. Правосл. Церкви. С 1927 С. как заместитель Патриаршего местоблюстителя посвятил себя делу урегулирования отношений между Церковью и сов. правительством. В период 1934-43 возглавлял Рус. Правосл. Церковь как Патриарший местоблюститель. Во время Второй мировой войны С. вдохновлял патриотич. деятельность своей паствы. В 1943 на соборе епископов С. был избран Патриархом Московским и всея Руси.

Опыт раскрытия нравственно-субъективной стороны спасения на основании св. Писания и творений святоотеческих. Так озаглавлен труд архимандрита (впоследствии патриарха Московского и всея Руси с 1943 года) Сергия (Страгородского). Это труд впервые для своего времени отражает довлевшую в богословских кругах (XVIII – начале XX вв.) латинскую схоластику в Православном богословии, и открывает библейское святоотеческое восприятие спасения. Автор отлично показывает ошибочность католического и протестанского учения о спасении.

Вопрос о личном спасении. (Речь перед защитой магистерской диссертации).

Происхождение правового жизнепонимания. Католичество. Протестантство, как поправка католичества. Призрачность протестантского спасения.

Католичество после протеста. Попытка объяснить начало новой жизни магическим превращением.

Вечная жизнь, как Богопознание, как Богообщение. Святость как содержание вечного блаженства. Самоценность добра и его естественность для человека. Отсутствие чуждых нравственности начал в христианском учении о высшем благе.

Отношение настоящей жизни к будущей. Причина кажущейся потусторонности последней. Происхождение понятия возмездия. Учение о возмездии, как естественном следствии в Св. Писании; – в Св. Предании: у свв. Иринея Лионского, Григория Нисского, Макария Египетского, Ефрема Сирина, Василия Великого, Кирилла Иерусалимского, Иоанна Златоуста, Ипполита Римского. Понятие о Правде Божией.

Отличие православного учения о спасении от правового. Учение о спасении в Ветхом Завете. В Новом Завете. Понятие о спасении в Св. Предании. Спасение, как дело нравственное, а не механическое. Прощение грехов. Несостоятельность протестантской пронунциации. Невменение, как домирное предположение всего домостроительства. Нравственный перелом, как внутренняя сущность оправдания. Учение о том в Св. Писании. У оо. Церкви: Кирилла Иерусалимского, Василия Великого, Григория Нисского, Григория Богослова, Иоанна Златоустого, Кирилла Александрийского, Ефрема Сирина, Иустина Мученика. Мысли преосв. Феофана. Облачение во Христа. Свободный акт решения, как основной в таинстве, вопреки западному превращению. Вывод о характере полученной праведности. Возможность утраты. Зачаточный характер праведности крещения. Задача последующей жизни человека.

Отличие православной и правовой точки зрения на вопрос об условиях спасения. Неопределенность в ответе на этот вопрос в Св. Писании и Предании. Способ разъяснения этой неопределенности. Вера, как единое условие спасения. Происхождение веры и ее действительность в душе человека. Ошибка протестантов. Значение веры в самом свободно-благодатном акте возрождения человека. Определение верой дальнейшей жизни человека. Вера, как начало жизни. В чем именно состоит спасительность веры? Вера и дела. Заключение: спасение по милости через веру.

Ваше Bыcoкoпpeпoдoбиe и Мм. гг.!

Вашему просвещенному вниманию я предлагаю свою посильную попытку раскрыть на основании Св. Писания и творений святоотеческих православное учение о личном спасении, т. е. о том, в каком смысле и каким путем человек, каждая данная личность получает причастие истинной, вечной жизни. Не трудно определить побуждения, заставившие меня остановиться именно на этом отделе вероучения. Вопрос о жизни, о цели существования, – о том, как человеку жить, чтобы жить истинною жизнью,-поистине является альфой и омегой всякой философии и всякого религиозного учения. Как бы ни были отвлеченны, туманны, под час странны и даже нелепы логические построения того или другого мыслителя, но раз он действительно мыслитель, а не промышленник мысли, раз он хочет истины, хочет слова, исходящего из уст Божиих, а не хлеба,-последний конец и вместе точка отправления его философской работы все-таки будет он сам, его собственное положение в мире и такое или иное определение его жизненной задачи. Философия без выводов для жизни не есть философия, а пустая игра в философские слова.

Точно также и в религии. Знание о Боге только тогда будет иметь смысл для человека, когда Бог будет для него „Единым святым», носителем его идеалов, законодателем его жизни. И бесы веруют, говорит св. ап. Иаков, но они только трепещут. Для них лучше было бы совсем не знать о Боге, и они, конечно, предпочли бы состояние неведения своему теперешнему состоянию. Человек, который живет только минутой, который законом своего существования полагает лишь свою волю, свое хотение, – такой человек, конечно, иногда не будет много спорить о том, какую веру он исповедует. Для него все веры одинаково отвлеченны и бессодержательны, и, следовательно, одинаково безразличны. Истины веры могут интересовать его разве, как предмет спора, в котором он может обнаружить свои познания, свое остроумие, – будут интересовать его, может быть, в качестве его природного, национального достояния, – одним словом, могут быть интересны своей внешней стороной и по случайным причинам. Но истинности, но объективности и, поэтому, обязательности для себя этого вероучения такой человек понять и признать не может. Он видит только философские положения и выводы, видит только догмат и не замечает того жизненного уклада, который составляет на деле, в реальности содержание всех этих отвлеченных для него и невразумительных тонкостей догматики. „Кто говорить, что любит Бога, а брата своего ненавидит, тот лжец и нет в нем истины» (1 Ин. 4:20). 3нание Бога тогда действительно, когда оно сопровождается соответствующею жизнию, – когда человек по этому знанию себя устрояет.

Источник

«Православное учение о спасении» архимандрита Сергия (Страгородского) и его критика священноисповедником Виктором (Островидовым) и архиепископом Серафимом (Соболевым)

Содержание

«Православное учение о спасении» – известная работа архимандрита Сергия (Страгородского), защищенная им в качестве магистерской диссертации в Московской Духовной академии в 1895 г., – по сей день признается эталонным сочинением в области право­славного богословия. Между тем в первой половине XX в. она подверглась резкой критике по меньшей мере двух видных представителей церковной иерархии этого времени – священноисповедника Виктора (Островидова) и архиепископа Серафима (Соболева). В предлагаемой статье не только рассматривается их аргументация, но и предпринимает­ся собственное осмысление основных тезисов сочинения архимандрита Сергия. Работа исследователя в данном случае осложняется большим количеством святоотече­ских текстов, которые приводятся архимандритом Сергием и обилие которых затрудня­ет выявление его собственных оригинальных идей. Тем не менее проведенный анализ позволяет утверждать, что диссертация не содержит не только святоотеческого, но и сколько-нибудь ясного учения ни о грехопадении, ни о состоянии человека после грехо­падения, ни об искуплении, ни об усвоении человеком плодов искупления. Кроме того, иллюстрируемые в диссертации текстами святых отцов тезисы принадлежат не столько им, сколько первым славянофилам, учителю и старшему другу архимандрита Сергия ар­химандриту Антонию (Храповицкому), наконец, Эммануилу Канту. Вследствие этого, в своем учении о том, что свобода предваряет благодать, архимандрит Сергий приходит к опасной близости с пелагианством.

Указанные выводы понуждают признать правоту претензий, предъявленных к работе архимандрита Сергия святителем Виктором (Островидовым) и владыкой Серафимом (Соболевым).

Как бы то ни было, столь серьезные упреки заслуживают, очевидно, внима­ния. Чтобы оценить их силу, рассмотрим основные тезисы диссертации архи­мандрита Сергия. Вкратце они суть таковы:

Эти тезисы подкреплены в диссертации огромным количеством святоотеческих цитат, составляющих, вероятно, более половины текста и при первона­чальном чтении дающих ощущение того, что автор полностью «растворился» в святых отцах и книга говорит их голосом. При этом более подробное рассмотре­ние показывает, что все на самом деле гораздо сложнее, и под верхним – «свя­тоотеческим» – уровнем диссертации обнаруживается и нижний – не столь отдаленный по времени и не столь однозначный.

Прежде всего, лежащая в основе книги мысль о тотальном противопоставлении Запада и Востока – и именно как противопоставления «правового» и «нравственного» жизнепонимания – в русской традиции восходит ненамного далее первых славянофилов – А. С. Хомякова и Ю. Ф. Самарина. При этом сам вопрос о бескорыстной любви к Богу как альтернативе «наемничеству» ради небесных благ со всей остротой был поставлен именно в Западной традиции – прежде всего Фенелоном – и дал множество преломлений в богословской и философской мысли Нового времени вплоть до автономной морали Канта и сострадательной любви Шопенгауэра. России он достиг еще в начале XIX в., породив свою серию споров о «чистой любви», и странно, что архимандрит Сергий обнаруживает в своей работе как будто полное неведение о нем. Однако даже не Фенелон и не славянофилы оказываются ближе всего к нему в этом пункте, а его старший друг и наставник (во всяком случае в те годы), будущий митрополит Антоний (Храповицкий), на момент защиты диссертации архимандрит и ректор МДА и один из рецензентов «Православного учения о спасении», давший о нем без преувеличения восторженный отзыв.

В свою очередь владыка Антоний, отрицая необходимость принесения заместительной жертвы за согрешившее человечество, приходит к отрицанию

Но в конце концов работу следует оценивать не по тому, чего в ней нет, а по тому, что есть, – по раскрытию заявленной автором в подзаголовке «нравственно-субъективной стороны спасения». Очевидно, важнейшим здесь является вопрос о соотношении в деле спасения собственных усилий человека и божественной благодати.

Изначально постулировав, как помним, неприемлемость «правого жизнепонимания» спасения, архимандрит Сергий обосновывает ее в том числе и большим количеством святоотеческих текстов, недвусмысленно говорящих, что собственные усилия человека никак не могут сделать его спасение заслуженным, ибо и самые эти усилия следует приписывать благодати. Однако «нравственное жизнепонимание», с другой стороны, предполагает, что свое спасение человек совершает свободно, а следовательно, благодать не может играть в его действиях определяющей роли.

Запомним этот тезис, чтобы вернуться к нему позднее, а пока отметим, что при сходстве позиций всех трех авторов в представлении о святости как постепенном нравственном самоусовершенствовании можно найти и существенные различия.

Таким образом, если, по противоречивому утверждению архимандрита Сергия, «благодать, хотя и действует, хотя и совершает все, но непременно вну­три

Что понуждает архимандрита Сергия прибегать к такому цитированию? 55

Можно предположить, что заявленный им еще ранее постулат о постепен­ном нравственном прогрессе личности, представляющем цель христианской жизни, начинающемся здесь и неощутимо переходящем в вечность.

Если же теперь спросить: возможно ли указать учение о нравственном прогрессе личности более близкое учению архимандрита Сергия и иеромонаха Антония, чем учение святых отцов? – то ответом будет, очевидно, указание на учение Иммануила Канта.

Последнее является, в свою очередь, отголоском и философским преломле­нием споров о «чистой любви», перенесенных на почву естественной нравствен­ности.

Мы видим, что построение архимандрита Сергия (как и иеромонаха Анто­ния), строго говоря, отличается от кантовского только в одном пункте: если Кант ради «чистоты» морального мотива относит достижение чувства нравственного удовлетворения от содействия высшему Благу в неопределенную вечность, то архимандрит Сергий настаивает, что вечность начинается на земле, и вместе со стоиками прямо отождествляет добродетель и блаженство. При этом он, очевид­но, не замечает того, что в таком случае предлагаемое им самоотречение ради добродетели подчиняется тому же закону мздовоздаяния, против которого он так резко и последовательно выступает на протяжении всей своей работы.

Достигнув этой точки, можно подвести некоторые, пусть предварительные, итоги:

1. Диссертация архимандрита Сергия «Православное учение о спасении» претендует на раскрытие святоотеческой сотериологии, однако не содержит не только святоотеческого, но и сколько-нибудь ясного учения ни о грехопадении, ни о состоянии человека после грехопадения, ни об искуплении, ни об усвоении человеком плодов искупления.

2. Рискованно пелагианский оттенок носит тезис автора о том, что свобода предшествует благодати.

3. Не находит себе в святоотеческом учении опоры и выдвигаемая в диссер­тации теория постепенного нравственного прогресса с неощутимым переходом в вечность.

4. Поиски ближайших источников, на которые опирался архимандрит Сер­гий в своей работе, приводят к учению славянофилов (в смысле противопостав­ления западного юридизма и восточной нравственности), идеям, сформули­рованным в диссертации иеромонаха Антония (Храповицкого) и этике Канта. Последнее имя, впрочем, вновь отсылает нас к наследию первых славянофилов, ставивших себе задачу ввести в богословский оборот идеи немецкой филосо­фии по образцу «любомудрия отцов», пользовавшихся понятийным аппаратом античности.

5. Таким образом, в диссертации архимандрита Сергия представлены преимущественно идеи современного ему богословия мирян и немецкой философии в святоотеческом «облачении», на первый взгляд сидящем на них как нельзя более складно, однако, внимательно всмотревшись, можно обнаружить, что это именно внешнее одеяние, а не «плоть» учения. Диссертация архимандрита Сер­гия является, таким образом, пожалуй, первым образцом неопатристического синтеза «до синтеза».

6. Ее появление свидетельствует о сложных (и до сих пор критически не осмысленных) процессах рецепции западноевропейской и славянофильской философско-богословской мысли в академическом богословии в конце XIX – начале XX в.

7. Высказанные выше соображения понуждают признать правоту претензий, предъявленных к работе архимандрита Сергия Святителем Виктором (Островидовым) и владыкой Серафимом (Соболевым).

8. Непроясненным (с богословской точки зрения) остается, впрочем, во­прос о том, как из сотериологии архимандрита Сергия вытекает необходимость для Церкви «внешней организации», что утверждал в своих «Ответах ОГПУ» святитель Виктор. Для положительного (или отрицательного) ответа на него не­обходимо понять, каким образом сотериология архимандрита Сергия связыва­ется с его экклесиологией, что может стать темой дальнейших исследований.

Ключевые слова: Митрополит Сергий (Страгородский), епископ Виктор (Островидов), епископ Серафим (Соболев), Православное учение о спасении, новое богословие, святоотеческое предание, пелагианство, митрополит Анто­ний (Храповицкий), искупление.

«The Orthodox Doctrine of Salvation» by Archimandrite Sergius (Stragorodsky) and its criticism by Confessor of the Faith Victor (Ostrovidov) and Archbishop Seraphim (Sobolev)

«The Orthodox Doctrine of Salvation», a well-known work by Archimandrite Sergius (Stragorodsky) that was defended by him as a master’s thesis at the Moscow Theological Academy in 1895, is still considered an etalon in Orthodox theology. Meanwhile, in the fi rst half of the 20th century, it was heavily criticized by at least two prominent members of the Church hierarchy of that time: Confessor of the Faith Victor (Ostrovidov) and Archbishop Seraphim (Sobolev).

This article does not only examine their arguments, but also provides the researcher’s personal understanding of the main theses of the work by Archimandrite Sergius.

The researcher’s work in this case is complicated by a large number of patristic texts, which are given by Archimandrite Sergius and the abundance of which hampers the identifi cation of his own original ideas. Nevertheless, the carried out analysis reveals that the dissertation doesn’t contain not only patristic, but any kind of a clear doctrine of the Fall, or of man’s state after the Fall, or of redemption, or of man’s assimilation of redemption fruits. Besides, the theses illustrated in the dissertation by the texts of the Holy Fathers belong not so much to them as to the fi rst Slavophiles, Archimandrite Anthony (Khrapovitsky), the teacher and the senior friend of Archimandrite Sergius, and fi nally to Immanuel Kant. Consequently, in his doctrine of freedom anticipating grace, Archimandrite Sergius comes dangerously close to Pelagianism.

These fi ndings recognize the truth of complaints against the work of Archimandrite Sergius by Confessor of the Faith Viktor (Ostrovidov) and Archbishop Seraphim (Sobolev).

Keywords: Sergius (Stragorodsky), Victor (Ostrovidov), Seraphim (Sobolev), Orthodox doctrine of salvation, new theology, pure love, patristic literature, Pelagianism, Metropolitan Anthony (Khrapovitsky), redemption.

Список литературы

Виктор (Островидов), священноисп. Ответы епископа Виктора (Островидова) на пят­надцать вопросов ОГПУ / Публ. и вступ. ст. иерея Александра Мазырина // Вест­ник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2006. Вып 3 (20). С. 136–147.

Виктор (Островидов), священноисп. [Странник] Новые богословы // Церковь. 1912. № 16. С. 381–383.

Сергий (Страгородский), архим. Православное учение о спасении: опыт раскрытия нравственно-субъективной стороны спасения на основании Св. Писания и творений свято-отеческих. Казань, 1898/

Серафим (Соболев), архиеп. Искажение Православной истины в русской богословской мысли. София, 1943.

Атоний (Храповицкий), митр. Избранные труды. Письма. Материалы. М., 2007.

Гнедич Петр, прот. Догмат искупления в русской богословской науке. М., 2007.

Янышев И. Л. Сущность христианства с нравственной точки зрения. СПб., 1887.

Катанский А. Л. Учение о благодати Божией в творениях древних Отцов и Учителей Церкви до блж. Августина. СПб., 1902.

Свт. Феофан Затворник. Начертание христианского нравоучения. М., 2010.

Свт. Феофан Затворник. Собрание писем. М., 2000. Т. 2. Вып. 8.

Свт. Феофан Затворник. Путь ко спасению. М., 2003.

Колюпанов Н. Биография Александра Ивановича Кошелева: В 2 т. М., 1889–1892. Т. 2.

Михаил (Грибановский), еп. Сочинения. Письма. Жизнеописания. М., 2011.

Кант И. Сочинения: В 6 т. М., 1965. Т. 4. Ч. 1.

Ответы епископа Виктора (Островидова) на пятнадцать вопросов ОГПУ / Публ. и вступ. статья иерея Александра Мазырина // Вестник ПСТГУ II: История. История Русской Православной Церкви. 2006. Вып 3 (20). С. 136–147.

Ответы епископа Виктора (Островидова) на пятнадцать вопросов ОГПУ. С. 142.

Странник. [Священноисп. Виктор (Островидов)] Новые богословы // Церковь. 1912. № 16. С. 381.

В качестве магистерской диссертации «Православное учение о спасении» было защищено архимандритом Сергием (Страгородским) в МДА в 1895 г. Уже в 1896 г. она вышла отдельным изданием, а в 1898 г. – повторно и с тех пор переиздавалась много раз. Ниже работа цитируется по изданию: Сергий (Страгородский), архим. Православное учение о спасении: опыт раскрытия нравственно-субъективной стороны спасения на основании Св. Писания и творений святоотеческих. Казань, 1898. С. 263–264 (далее: Православное учение о спасении).

«Верность автора учению святых отцов и последовательность в изложении основных принципов Православия явились тем новым словом, которого давно ждало русское богословие» (Гнедич П., прот. Догмат искупления в русской богословской науке. М., 2007. С. 107).

См.: Протоколы совета МДА за 1895 г. Отзыв о сочинении архимандрита Сергия (Страгородского) экстра-ординарного профессора по кафедре истории и разбора западных исповеданий В. А. Соколова // Православное учение о спасении С. 263–264.

Серафим (Соболев), архиеп. Искажение Православной истины в русской богословской мысли. София, 1943.

«…в рассматриваемом сочинении… встречаются такие выражения, которые нетвердым в догматике читателям могут подать повод к недоумениям… Конечно, подобные выражения в ходе мыслей автора имеют совершенно православный смысл; но при недостаточном проникновении в их истинное значение, благодаря одностороннему развитию, они могут дать повод к недоумениям. – Для устранения этого автору, нам кажется, следовало бы, прежде осуществления главной задачи своего труда, остановиться в кратких чертах на объективной стороне догмата искупления и затем уже, выяснив значение в общей системе догмата частного вопроса о личном спасении каждого человека, перейти к тому, что теперь составляет исключительное содержание его исследования…» (Протоколы совета МДА за 1895 г. Отзыв о сочинении

архимандрита Сергия (Страгородского) экстра-ординарного профессора по кафедре истории и разбора западных исповеданий В. А. Соколова. С. 264).

«В книге А[рхимандрита] Сергия мы находим поразительное изобилие цитат из святоотеческих творений, приводимых автором в качестве основания для его взгляда на дело нашего спасения. Но в то же время здесь, к сожалению, наблюдается неправильный метод пользования творениями св. отцов Церкви, изречения коих приводятся при свете их толкования автором в пользу его собственного взгляда на спасение. В итоге получается учение о спасении, принадлежащее не Свящ[енному] Писанию и святым отцам, а самому А[рхимандриту] Сергию» (Серафим (Соболев), архиеп. Искажение Православной истины… С. 113).

«А[рхимандрит] Сергий не ограничивается отрицанием правового элемента в нашей нравственной деятельности, ведущей ко спасению: он отрицает его и в самой основе нашего спасения… Эта неправильность еще более увеличивается, если мы примем во внимание мнение А[рхимандрита] Сергия, что “правовое доброделание” является признаком, который отличает инославных от православных» (Серафим (Соболев), архиеп. Искажение Православной истины… С. 114).

«Согласно воззрению А[рхимандрита] Сергия, для достижения спасения в распоряжении человека остается только один вид нравственной деятельности – доброделание ради любви к Богу и добру. Но, по учению св. отцов Церкви, этот вид доброделания есть удел только достигших совершенства» (Там же. С. 121).

Источник

Православное учение о спасении

старгородский православное учение о спасении. Смотреть фото старгородский православное учение о спасении. Смотреть картинку старгородский православное учение о спасении. Картинка про старгородский православное учение о спасении. Фото старгородский православное учение о спасении

СЕ́РГИЙ (Иван Николаевич Страгородский), Патриарх Московский и всея Руси (1867-1944), рус. правосл. церк. деятель и богослов. Род. в Арзамасе Нижегородской губ. в семье священника. Окончил СПб. ДА (1890), приняв на последнем курсе монашество. В 1890-93 трудился на миссионерском поприще в Японии. По возвращении из Токио в течение 9 мес. вел курс Свящ. Писания НЗ в СПб. ДА, а затем был направлен архимандритом посольской церкви в Афины. В 1895 С. защитил магистерскую дисс. «Правосл. учение о спасении» (Серг. Пос., 1895), к-рая сразу же выдвинула его в первый ряд рус. богословов. В 1899 стал инспектором, а через год ректором СПб. ДА. В 1901 был хиротонисан во еп. Ямбургского. К этому периоду относится его участие в Петерб. религ. – филос. собраниях, организованных *Мережковским. В 1905 С. назначен архиеп. Финляндским и Выборгским (с 1911 – член Свят. Синода). В 1917 переведен на Нижегородскую кафедру. Принимал участие в Поместном соборе Рус. Правосл. Церкви. С 1927 С. как заместитель Патриаршего местоблюстителя посвятил себя делу урегулирования отношений между Церковью и сов. правительством. В период 1934-43 возглавлял Рус. Правосл. Церковь как Патриарший местоблюститель. Во время Второй мировой войны С. вдохновлял патриотич. деятельность своей паствы. В 1943 на соборе епископов С. был избран Патриархом Московским и всея Руси.

Православное учение о спасении скачать fb2, epub бесплатно

старгородский православное учение о спасении. Смотреть фото старгородский православное учение о спасении. Смотреть картинку старгородский православное учение о спасении. Картинка про старгородский православное учение о спасении. Фото старгородский православное учение о спасении

НЕЛЬЗЯ БЫТЬ ЭКУМЕНИСТОМ

Архим. СЕРАФИМ (Алексиев) Архим. СЕРГИЙ (Язаджиев)

НЕЛЬЗЯ БЫТЬ ЭКУМЕНИСТОМ

Перевод с болгарского

Санкт-Петербург 1992 г.

ББК 86.31 А 48 Я 40

БТ — Богословские труды. Москва.

ЖМП — Журнал Московской Патриархии. Москва. ОТ — Ορθόδοχος Τύπος, Άθηναι.

Migne, PG — Migne. Patrologia Graeca.

Migne, PL — Migne. Patrologia Latina.

старгородский православное учение о спасении. Смотреть фото старгородский православное учение о спасении. Смотреть картинку старгородский православное учение о спасении. Картинка про старгородский православное учение о спасении. Фото старгородский православное учение о спасении

Электронное издание в современной орфографии книги « Протоиерей Сергий Четвериков. Описание жизни блаженныя памя­ти Оптинскаго Старца Иеросхимонаха Амвросия в связи с историей Оп­тиной Пустыни и ея старчества», издание Козельской Оптиной пустыни, 1912 г. Подготовлено по репринтному изданию 2007 года Свято-Введенской Оптиной пустыни. Частично сохранены авторские орфография и пунктуация.

Великий старец Оптиной пустыни иеросхимонах Амвросий первым из сонма преподобных отцов и старцев оптинских был причислен к лику святых для всероссийского почитания ― на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 6–9 июня 1988 года: «Старец Амвросий канонизирован за святость жизни и явленные ею добродетели: смирения, заботы о ближних, прозорливости и чудотворения. Основанием также является непрекращающееся почитание его народом церковным, который чтит своего старца как великого подвижника, имеющего большое дерзновение перед Богом».

Воспроизводимый труд протоиерея Сергия Четверикова был последним жизнеописанием преподобного Амвросия, изданным «старой» Оптиной, ― к 100-летию со дня рождения приснопоминаемого старца.

старгородский православное учение о спасении. Смотреть фото старгородский православное учение о спасении. Смотреть картинку старгородский православное учение о спасении. Картинка про старгородский православное учение о спасении. Фото старгородский православное учение о спасении

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ В МИРУ

Архиепископ Пражский Сергий

старгородский православное учение о спасении. Смотреть фото старгородский православное учение о спасении. Смотреть картинку старгородский православное учение о спасении. Картинка про старгородский православное учение о спасении. Фото старгородский православное учение о спасении

Молдавский старец архимандрит Нямецкого монастыря в Молдавии иеросхимонах Паисий Величковский занимает в истории православного монашества и православной Церкви особое место.

В его лице удивительным образом сочетались святость личной жизни, любовь к просвещению, замечательная способность к устроению монашеского общежительного братства, умение привлечь к себе и духовно воспитать многочисленный сонм учеников, создать около себя большую школу православного духовного подвижничества и, наконец, большое литературное дарование, которое помогло ему совершить важное и необходимое дело — исправление старых переводов и новый перевод святоотеческой аскетической литературы.

старгородский православное учение о спасении. Смотреть фото старгородский православное учение о спасении. Смотреть картинку старгородский православное учение о спасении. Картинка про старгородский православное учение о спасении. Фото старгородский православное учение о спасении

Автор книги, которую Вы держите в руках – настоятель храма Сошествия Святаго Духа на апостолов на Лазаревском кладбище иеромонах Сергий (Рыбко). Темы, затронутые в настоящей книге – самые разные. Первые главы обращены прежде всего к людям, ищущим или недавно пришедшим в Церковь. В основу их легли передачи «Верую» начала 90-х гг. («Радио России») – «Для тех, кто ищет веру; для тех, кто нашел веру; для тех, кто потерял веру, и для тех, кто надеется ее обрести» – и «Воскресенье, радуйтеся» (радиостанция «Маяк»). Затронутые в передачах темы и вопросы придали им характер замечательного апологетического материала. Последующие главы нашей книги посвящены уже более серьезным проблемам духовной жизни. Они состоят из бесед на радио «Радонеж», отредактированных проповедей и интервью. Затронутые в них темы – добродетели, отношения с духовным отцом, духовное чтение. В настоящую брошюру вошло также несколько бесед о воспитании молодежи. Эта тема – одна из самых близких и любимых отцом Сергием. Ответы на вопросы детей – это беседы иеромонаха Сергия в воскресной школе при храме, в котором он настоятельствует. В конце книги помещены беседы о монашестве, адресованные в первую очередь юношам и девушкам, пожелавшим избрать монашеский путь жизни. Батюшка делится своим опытом, предостерегает от ошибок и поспешных решений.

старгородский православное учение о спасении. Смотреть фото старгородский православное учение о спасении. Смотреть картинку старгородский православное учение о спасении. Картинка про старгородский православное учение о спасении. Фото старгородский православное учение о спасении

Книга эта рождалась постепенно. Когда писались ее статьи, не предполагалось, что они выйдут отдельным сборником. Тогда автор даже не мог подумать, что когда-нибудь это станет возможным. В основном они публиковались как предисловия или послесловия к книгам, выходившим в издательстве им. свт. Игнатия Ставропольского. Автор пытался выразить в них свое отношение к тем или иным вопросам, затронутым в изданиях. Поскольку книги являлись либо переизданием опубликованного до революции, либо повествовали о событиях многолетней давности, возникала необходимость прокомментировать их с точки зрения человека, живущего в начале III тысячелетия от Рождества Христова, сделать выводы, которые могли бы быть интересны для современного церковного читателя, связать эти события с сегодняшним днем. Автор, пользуясь формой предисловия, делает попытку дать ответ на насущные и злободневные вопросы духовной и церковной жизни. Таким образом вопросы, затронутые в статьях, выходят за рамки «предисловий». Автор счел возможным собрать их и издать отдельной книгой. Расположенные к нам лица отговаривали нас от издания книги, или хотя бы отдельных ее частей, т. к. некоторые вошедшие в нее материалы, например, «Покаянием жива Церковь» и «Что должен знать желающий поступить в современный монастырь», вызвали неоднозначную оценку читателей. Мы считаем, что в Православии не существует запретных тем, наоборот, нельзя замалчивать самые острые вопросы. Там, где бывает умолчание, приобретают силу домыслы. В данной книге на общее обсуждение выносятся некоторые актуальные вопросы. Автор предлагает на них свои ответы в надежде на то, что найдутся люди, которые ответят на них более удовлетворительно.

старгородский православное учение о спасении. Смотреть фото старгородский православное учение о спасении. Смотреть картинку старгородский православное учение о спасении. Картинка про старгородский православное учение о спасении. Фото старгородский православное учение о спасении

Речения Святых и Праведников

Нигде и никогда Господь не оставляет

малое стадо Свое без Слова, несущего

Свт. Лука архиепископ Крымский

старгородский православное учение о спасении. Смотреть фото старгородский православное учение о спасении. Смотреть картинку старгородский православное учение о спасении. Картинка про старгородский православное учение о спасении. Фото старгородский православное учение о спасении

Зачем, любезная моя душа, неприлично предаем забвению славу и блаженство небесных венцов, которыми Христос, всех Царь, обещает увенчать тех, кои мужественно сопротивляются бесплотным врагам? Почему не содержим в уме той божественной цели, ради которой мы были созданы Богом по образу Его, но как животные, чуждые разума, препровождаем все время нашей жизни в угождении чреву? Почему, будучи созданы для наследования небесных благ, бессмысленно, о, душа, держимся земных? Я—образ Божий: соответственно сему мы должны и мудрствовать, чтобы приобрести первообразную доброту. Но знай, что ты тогда поступаешь сообразно своему Первообразу, с которым надлежит тебе иметь и действительное сходство, когда прилежно, даже до последнего своего издыхания, направляешь свою жизнь по его Божественным заповедям; когда далеко устранишь себя от подчинения страстным пожеланиям плоти; когда всякую ложь, и льстивый нрав и губительную зависть с корнем исторгнешь из своего сердца; возлюбим же во всем истину, правый разум, святое незлобие и святолепное житие. В противном случае никто пусть не называет себя образом Божиим, если не приобрел в себе всех красот Первообраза.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *