старая русса чудотворная икона

Праздник в честь Старорусской Иконы Божией Матери и ее история, тексты молитв

Среди православных чудотворных святынь выделяется Старорусская икона Божией Матери. 300 лет она провела в Тихвине и вернулась в Старую Руссу после долгой тяжбы. Это самый высокий образ для совершения крестных ходов. Его высота – почти 3 метра, а ширина — 2 метра. Икона спасала от болезней и войны. Перед ней исцелялись бесноватые. Святыня и теперь хранится в церкви Старой Руссы, ставшей семейным храмом семьи Достоевских.

Описание и значение образа в православии

Существовало два образа Богородицы Старорусской: оригинал, переданный в Тихвин, и список с него, сделанный в 1788-м году. Образы кардинально отличаются изображением Спасителя.

Оригинал и копия

Первоначально икона написана в стиле тихвинской и грузинской Одигитрии, или Путеводительницы. Младенец Иисус обращен к Богородице. Пречистая Дева держит его левой рукой. Правая ступня Спасителя изображена боком. Этот образ потерян в годы Великой Отечественной войны.

Список делали тихвинские мастера, видевшие оригинал. Они почему-то исказили образ, соединив элементы Тихвинской иконы и образа Спаса Недреманное Око. Предвечный Младенец изображен спиной к Богородице. Левой рукой Он подпирает голову, а правую со свитком опустил на колено. Спаситель восседает в объятиях Девы Марии, будто на троне. Оригинал и тихвинский список почитались как чудотворные. Также образ символизирует восьмую заповедь «Не укради».

Общий символизм и причины различий

На иконах преобладают красные царственные тона. Богородица одета в темно-красный мафорий. Голубой плат на ее голове — символ святости. Христос одет в белый, украшенный символикой Святой Троицы хитон. Сверху его покрывает алый или золотой плащ.

старая русса чудотворная икона. Смотреть фото старая русса чудотворная икона. Смотреть картинку старая русса чудотворная икона. Картинка про старая русса чудотворная икона. Фото старая русса чудотворная икона

Красный плащ, или гиматий, символизирует Кровь, будущую жертву Христа. Золотые одеяния предвещают Его воскресение и бессмертие. Свиток символизирует мудрость Предвечного Младенца и Его знания о Троическом Свете.

Несоответствие списка оригиналу объясняют двумя версиями:

Иное положение Спасителя также трактуют как радостное знамение — Он не отвернулся от Богородицы, а обратил взор на верующих. Тихвинцы украсили оригинал драгоценностями: жемчугом, белыми топазами, гранатом, бирюзой. Голову Божией Матери и Спасителя украшали венцы из серебра с позолотой.

История появления

Автор первой иконы неизвестен, как и точное место появления. По одной из версий, образ явился в городе Выдропуска в 16-м веке, а затем ее перенесли в Старую Руссу. Но более полной считается история, начавшаяся с 10-го века.

старая русса чудотворная икона. Смотреть фото старая русса чудотворная икона. Смотреть картинку старая русса чудотворная икона. Картинка про старая русса чудотворная икона. Фото старая русса чудотворная икона

Обретение реликвии

Икона прибыла в город Старая Русса из греческого Ольвиополя, подвергшегося захвату литовцев в 15-м веке. От оккупантов греки услышали о славных русских землях и их обитателях, принявших православие.

Вскоре в Ольвиополе узнали о том, что мор случился в Старой Руссе близ Нижнего Новгорода, погибли священники и монастырские послушники. Греки также боялись нападений иноверцев татар, которые не пощадили бы православные реликвии. И было решено передать в помощь братьям по вере икону Божией Матери, которая прославилась как Старорусская.

Одолжение

100 лет Старую Руссу обходили стороной болезни и войны. Но к настоятелю Спасо-Преображенского монастыря, где хранилась икона, обратились жители города Тихвин. Они страдали от поветрия и просили разрешения провести крестный ход со Старорусским образом. Настоятель не отказал в просьбе.

В летописях упоминается, что одному из жителей Тихвина было откровение о том, что Старорусская икона спасет город от мора. Богородица явилась к нему во сне и сказала, что болезнь отступит, когда Тихвинская икона попадет в Старую Руссу, а Старорусская — в Тихвин. Тихвинцы забрали икону, обошли с ней вокруг города. Болезнь отступила, но образ не вернулся домой.

старая русса чудотворная икона. Смотреть фото старая русса чудотворная икона. Смотреть картинку старая русса чудотворная икона. Картинка про старая русса чудотворная икона. Фото старая русса чудотворная икона

Лишившись святыни, жители Старой Руссы подверглись эпидемиям, стихийным бедствиям и военным конфликтам. В Тихвине не считали нужным возвращать икону первоначальным владельцам, отказывая даже на прямые просьбы. Икону богато украсили драгоценными камнями, золотом и серебром и не хотели расставаться с чудотворной святыней.

Архимандрит Илларион, настоятель Тихвинского монастыря, в своих записках писал о том, что в духовенстве не слышали о принадлежности святыни старорушанам. Он не нашел подтверждений в летописях, и просители не предоставили доказательств. Поэтому их ходатайства отклоняли. Чтобы восполнить потерю, старорушане заказали список, но не оставили надежды вернуть оригинал.

Окончание многолетней тяжбы

В 18-м веке в Старой Руссе бушевали холера и восстания. Представители церкви обращались к архимандриту Тихвинскому, в Святейший Синод и к Государю. Первый отказал, сославшись на несогласие паствы. Глава Синода призвал тихвинцев к смирению. А обращение к Государю пришлось на недобрый час перестроек в период отмены крепостного права и покушения на его жизнь.

Только в 1888-м году, во время очередной вспышки холеры, старорушане добились возвращения иконы. В разрешении тяжбы помог князь Владимир Александрович. В Тихвин повезли богато украшенную копию взамен оригинала. Решение в пользу старорушан встретило ропот среди тихвинцев. В городе ходил слух, что их архимандрит получил взятку за передачу образа.

старая русса чудотворная икона. Смотреть фото старая русса чудотворная икона. Смотреть картинку старая русса чудотворная икона. Картинка про старая русса чудотворная икона. Фото старая русса чудотворная икона

Почитание иконы

Праздник образа Божией Матери Старорусской в православном календаре отмечен два раза:

В праздничные дни в храме Святого Георгия служат Божественные литургии и проводят водосвятный молебен.

О чем просят перед образом

В древности главным назначением иконы Божией Матери Старорусской была защита города от чумы и врагов.

В древности

По преданиям, через полгода после первого появления иконы в Старой Руссе Новгороду грозил захват со стороны Московского княжества. Новгородцы молились перед Старорусским образом, чтобы Пресвятая Богородица помогла им отстоять независимость. На их стороне было численное превосходство. Но пять тысяч москвичей побили сорок тысяч новгородцев.

Позже оказалось, что таков был Божий промысел. Если бы Новгород остался суверенным, его бы захватили поляки. Проиграв одну междоусобную битву, новгородцы победили во внешнеполитическом противостоянии.

старая русса чудотворная икона. Смотреть фото старая русса чудотворная икона. Смотреть картинку старая русса чудотворная икона. Картинка про старая русса чудотворная икона. Фото старая русса чудотворная икона

Кроме Тихвина, крестный ход со Старорусской иконой Божией Матери проводили в других городах Новгородского княжества. После обряда поветрие стихло.

В современности

Образ помогает в общих духовных и житийных проблемах:

Икона три столетия провела у незаконных владельцев. Но справедливость все же восторжествовала. Поэтому перед образом молятся о возвращении украденного имущества, защите от похищений, воровства.

Икона славится чудесами исцеления различных недугов. Благодаря молитвам Богородице Старорусской внук писателя Ф. Достоевского исцелился от рака в 25 лет, а позже — от язвы желудка. У Старорусского образа Божией Матери молятся о преодолении страха, обиды, о помощи в поиске выхода из трудной ситуации.

Где можно найти оригинал и списки

Копия оригинала, переданного из Ольвиополя в Старую Руссу, находится в Покровско-Поречском женском монастыре в деревне Козья Гора, в Ленинградской области. Список 1788-го года хранился в Старорусском музее во время Великой Отечественной войны, а потом его вернули в Старую Руссу, в церковь Святого Георгия. Он почитается как чудотворный в настоящее время.

старая русса чудотворная икона. Смотреть фото старая русса чудотворная икона. Смотреть картинку старая русса чудотворная икона. Картинка про старая русса чудотворная икона. Фото старая русса чудотворная икона

Помолиться перед образом в Свято-Георгиевский храм приезжал Федор Михайлович Достоевский с семьей. Рядом находится дом-музей писателя. Ныне церковь открыта для паломников и туристов. Храм построен в 15-м веке, но поражает иногородних гостей чистотой и праздничной атмосферой.

В Успенском соборе Тихвинского монастыря находится список, полученный в 1888-м году взамен оригинала. В 19-м веке был сделан список для церкви Филиппа Апостола в Нижнем Новгороде. Он хранится в Никольском приделе. Также два списка находятся в старорусских храмах — Троицком и Воскресенском. Новые списки переданы в храмы Борисова и Коростыня.

Тексты

Перед ежедневной молитвой Старорусской иконе Божией Матери читают тропарь и кондак. В дни почитания образа в молитвенное правило включают праздничное величание.

Молитва

Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательница, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Тропарь

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадeм, в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози, на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений, не отврати Твоя рабы тщи, Тя бо и едину надежду имамы.

Кондак

Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.

Величание

Величаем Тя, Пресвятая Дево Богоизбранная Отроковице и чтим образ Твой святый, имже точиши исцеления всем с верою притекающим.

Источник

Старая русса чудотворная икона

старая русса чудотворная икона. Смотреть фото старая русса чудотворная икона. Смотреть картинку старая русса чудотворная икона. Картинка про старая русса чудотворная икона. Фото старая русса чудотворная икона

Интересно, многие ли верующие знают икону Божией Матери, которая именуется «Старорусская»? А между тем эта икона считается самой большой выносной иконой в мире (!): 272 см в высоту и 202 см в ширину. 1 октября (по новому стилю) Русская Православная Церковь отмечает праздник, посвященный возвращению древней иконы на родину – в город Старая Русса. Немало загадок ореолом таинственности окружает именно этот лик Пресвятой Богородицы. О некоторых загадках «Прихожанин» решил рассказать своим читателям.

Загадка № 1. Происхождение чудотворной иконы

Старая Русса – древний и уютный город, расположившийся в 100 километрах от Великого Новгорода близ озера Ильмень, где река Порусья впадает в реку Полисть. Когда появился этот город, неизвестно, археологи спорят о IX-X веках, но возможно здешнее поселение значительно древнее. Многие исследователи подчеркивают, что, согласно древнему «Сказанию о Словене и Русе и городе Словенске», этот город был назван в честь легендарного героя по имени Рус. Если верить этому древнему источнику, два легендарных брата, своей родословной восходящие к сыну Ноя – Афету и являющиеся прямыми потомками князя Скифа, основали по берегам озера Ильмень два поселения и назвали их в свою честь – Словенск Великий (позже ставший Великим Новгородом) и Русу.

К слову сказать, до середины XVI века город так и назывался – Руса. Потом к названию прикрепилось слово Старая, указывающее на древность этого города, и чтобы можно было отличать от других поселений, которые назывались Новая Руса. Позже, уже в XIX-XX века, в слове Руса появилась и вторая буква «с», и город стал именоваться на привычный нам сегодня манер – Старая Русса.

старая русса чудотворная икона. Смотреть фото старая русса чудотворная икона. Смотреть картинку старая русса чудотворная икона. Картинка про старая русса чудотворная икона. Фото старая русса чудотворная икона

Первая загадка, касающаяся иконы Пресвятой Богородицы «Старорусская», связана с ее появлением в городе. Существуют две версии. Согласно первой, икона, написанная византийскими иконописцами, поначалу находилась в древнегреческом городе Ольвиополь близ Херсонеса. Но, когда в 1470 году на Византию напали турки и крымские татары, жители города, боясь, что икона подвергнется поруганию со стороны иноверцев, решили отправить ее к православным русам, в город с таким же названием. Преодолев почти полторы тысячи километров, икону привезли в Русу и поместили в Спасо-Преображенском монастыре.

Согласно второй версии, эта икона Божией Матери якобы впервые появилась в селе Выдропужске (Выдропусске), где жители молились ее образу в храме святого великомученика Георгия Победоносца. А уже из этого села икону якобы ненадолго перевезли в Русу, где она и осталась.

Обе эти версии несколько озадачивают. Если верить первой, то не совсем понятно, зачем надо было отправлять святую икону в столь дальний путь, как говорится, «за тридевять земель». В этом случае оставалось весьма мало шансов, что икона когда-нибудь вернется обратно в Ольвиополь. Если же говорить о второй версии, то возможно в этом случае могла произойти банальная путаница, потому что в селе Выдропужске была своя знаменитая чудотворная икона – «Одигитрия» Божией Матери «Выдропусская», внешне очень похожая на икону Богородицы «Старорусская». Так что тайну настоящего происхождения этой иконы мы, вероятно, никогда и не раскроем.

Загадка № 2. Тяжба двух городов

Вторая загадка связана с великой тяжбой, которая возникла между двумя городами – Русой и Тихвином, – на предмет, кому владеть этой чудотворной иконой.

У этой тяжбы есть своя предыстория. В 1570 году в Тихвине и его окрестностях вспыхнуло страшное моровое поветрие. И тогда тихвинцы обратились с нижайшей просьбой к жителям Старой Русы дать им святую икону, чтобы с ее помощью победить страшную эпидемию. В качестве временной замены тихвинцы предлагали копию своей знаменитой Тихвинской иконы Божией Матери. Рушане (жители Русы) согласились отдать свою святыню на время.

Когда древнюю икону Божией Матери доставили и обнесли вокруг города Тихвина и ближайших сел и деревень, страшный мор действительно прекратился. Тихвинцы обрадовались, что Пресвятая Богородица спасла их город от эпидемии и решили… не возвращать в Старую Русу эту чудотворную икону, а оставить ее себе. И поместили «Старорусскую» икону Богородицы в Успенском соборе Тихвинского монастыря рядом со своей драгоценной реликвией – Тихвинской иконой. Вот и получается, что тихвинцы отплатили рушанам за доброту черной неблагодарностью.

Жители Старой Русы ждали, ждали, когда же их святыня вернется в родной город, и это ожидание растянулось почти на 200 с лишним лет. Когда же, по прошествии столь длительного срока, они, наконец, осознали, что жители Тихвина не намерены отдавать чужую реликвию, они решили обратиться за помощью к властям. И в 1805 году стали активно ходатайствовать, прося высшие государственные и церковные власти вмешаться в этот спор и помочь вернуть чудотворную икону обратно в Старую Русу.

К кому только за поддержкой они ни обращались! К митрополиту Новгородскому Амвросию (Подобедову), к епископу Старорусскому Евгению (Болховитинову), в Святейший Синод и даже к императору Николаю I. Рушане даже обещали, что предоставят жителям города Тихвина взамен точную копию со святой иконы, украшенную золотом и драгоценностями. Но всё было напрасно. И император, и Священный Синод подтверждали, что данная икона Богородицы, несомненно, является собственностью жителей Старой Русы, но тихвинцы держались упрямо: не отдадим ее – и точка!

старая русса чудотворная икона. Смотреть фото старая русса чудотворная икона. Смотреть картинку старая русса чудотворная икона. Картинка про старая русса чудотворная икона. Фото старая русса чудотворная икона

Восемьдесят с лишним лет длилась эта тяжба двух городов, пока, наконец, очередное прошение жителей Старой Русы не попало на стол к великому князю Владимиру Александровичу, третьему сыну императора Александра II. Когда-то князь отдыхал на старорусском курорте, и ему там чрезвычайно понравилось, а потому он решил поддержать прошение рушан.

В итоге 7 мая 1888 года император Александр III утвердил свое решение с приказом вернуть чудотворную икону обратно в Старую Русу. 24 августа 1888 года сто с лишним жителей Старой Русы отправились в Тихвин за свой святыней. Взамен, как и обещали, рушане привезли точную ее копию с равноценными украшениями.

К слову сказать, чтобы изготовить эту копию и богато украсить ее золотом и драгоценностями, жители Старой Русы в кратчайшие сроки собрали гигантскую по тем временам сумму – 14 500 рублей серебром.

Все 300 километров, что разделяют Старую Русу и Тихвин, рушане 18 дней (с 31 августа по 17 сентября) крестным ходом несли святыню на руках, совершая по пути благодарственные молебны. Подробное описание торжественного перенесения чудотворной иконы из Тихвина в Старую Русу оставил старорусский мещанин Петр Белянинов. Он, в частности, вспоминал, что, когда рушане выносили икону из храма, «поднялся сильный вихрь, он пообрывал штукатурку на барабане купола и бросил на крышу. Сломало большое дерево и загородило дорогу. Препятствие убрали староруссцы. На городской площади архимандрит монастыря отслужил молебен, во время которого неизвестно откуда появился белый голубь, сделал несколько кругов над иконой и улетел».

«Когда местные удалились, с великой радостью, – писал Петр Белянинов, – понесли мы святыню под пение певчих нашей Духовской церкви и любителей. Шли легко, словно летели, а над нами «Богородице прилежно ныне притецем. «, «Пресвятая Богородица спаси нас» и прочие стихиры. И так 18 дней, из них 16 в пути среди несмолкаемого торжества. Крестными ходами повсеместно встречали и провожали святыню».

старая русса чудотворная икона. Смотреть фото старая русса чудотворная икона. Смотреть картинку старая русса чудотворная икона. Картинка про старая русса чудотворная икона. Фото старая русса чудотворная икона

Наконец 17 сентября (по старому стилю) 1888 года икона Божия Матерь «Старорусская» благополучно вернулась в родной город и была помещена обратно в Спасо-Преображенский монастырь. Вот как Петр Белянинов описывает этот последний торжественный день перехода: «17 сентября, суббота. В пять утра отворили храм, вынесли икону, приготовились к движению, когда подошел крестный ход из всех церквей Старой Руссы. В Дубовицах встречали: епископ, о. Владимир, вице-губернатор Морголи, предводитель старорусского дворянства князь Васильчиков, голова Клейнмихель, гласные Думы и земской Управы, все купечество, ремесленный голова Грачев и старшины цехов со значками. А всего не менее двадцати тысяч человек. До центральной площади шпалерами стояли Вильманстрандцы (имеется в виду солдаты 86 Вильманстрандского полка, квартировавшегося в Старой Руссе – Ред.).

…А четыре года спустя, в 1892 году, в Старой Руссе на территории Спасо-Преображенского монастыря специально для иконы-хранительницы города был выстроен названный в ее честь храм – Церковь Чудотворной Старорусской иконы Божией Матери.

Загадка № 3. Почему отвернулся Христос?

А вот и третья загадка, самая, пожалуй, мистическая. Эта история произошла в 1787 году, за 100 лет до торжественного момента, когда рушане вернули свою святыню в родной город. Соборный староста Спасо-Преображенского монастыря в Старой Русе Иван Петрович Красильников, видя, что переговоры с тихвинцами ничего не дают, решил пойти другим путем – заказать копию чудотворной иконы.

Целый год нанятые им лучшие иконописцы жили в Тихвине и копировали образ Божией Матери. 4 мая 1788 года (кстати, 4 мая – второй праздник этой иконы, установленный в честь принесения копии святыни в Старую Руссу – Ред.) копию торжественно доставили в Старую Русу. Рушане крестным ходом под колокольный звон донесли ее до Воскресенского собора и поместили у правого клироса на второй колонне от западной стены.

Дальше происходит нечто поразительное и загадочное. Когда 100 лет спустя, в 1888 году, древний оригинал иконы Богоматерь «Старорусская», наконец, вернули жителям Старой Руссы, то оказалось, что чудотворная икона и ее копия совершенно не похожи друг на друга! Древняя икона, попавшая в Русу еще в XV веке, представляла собой «Одигитрию» и напоминала одновременно знаменитую Тихвинскую икону Божией Матери и Грузинскую Богородицу. А потому Младенец Христос на древней «Старорусской» иконе, находясь на левой руке Пресвятой Богородицы, обращал Свой взор к Матери Божией. На копии, написанной по заказу старосты Ивана Петровича Красильникова, Младенец Христос отворачивает Свой лик от Богородицы, в правой руке Он держит свернутый свиток, а левой благословляет.

старая русса чудотворная икона. Смотреть фото старая русса чудотворная икона. Смотреть картинку старая русса чудотворная икона. Картинка про старая русса чудотворная икона. Фото старая русса чудотворная икона

старая русса чудотворная икона. Смотреть фото старая русса чудотворная икона. Смотреть картинку старая русса чудотворная икона. Картинка про старая русса чудотворная икона. Фото старая русса чудотворная икона

Жители Старой Русы дивились такому несовпадению, гадали, гадали о причинах такой перемены, но тайна измененного образа знаменитой чудотворной иконы так и осталась неразгаданной.

В советские времена обе чудотворные иконы были разорены. Большевики разграбили святыни и похитили золотые оклады и драгоценности: золота и серебра на 16 фунтов, китайский жемчуг, множество драгоценных камней: топазов, гранат, бирюзы, аквамаринов… Разграбив иконы, советская власть сами образа передала в Старорусский краеведческий музей.

Во время войны, когда немцы оккупировали Старую Руссу, древняя икона Богородицы «Старорусская» таинственным образом исчезла. Как таинственным образом она явилась за пять столетий до этого, так и исчезла. Очень вероятно, что прихожане решили спрятать ее в каком-нибудь потаенном месте: в самой Старой Руссе или в близлежащих деревнях. Там она, возможно, и хранится до своего нового явления.

старая русса чудотворная икона. Смотреть фото старая русса чудотворная икона. Смотреть картинку старая русса чудотворная икона. Картинка про старая русса чудотворная икона. Фото старая русса чудотворная икона

А вот копия, заказанная старостой Иваном Красильниковым, сохранилась. Немцы, которые на первых порах пытались заигрывать с населением на оккупированной территории, разрешили выставить копию святыни в открывшейся церкви. Позже, в период горячих сражений, когда было принято решение об эвакуации гражданского населения, вывезли из города и икону. Три года она находилась в Михайловском храме в городе Дно в Псковской области, а в 1946 году ее вернули в родной город.

старая русса чудотворная икона. Смотреть фото старая русса чудотворная икона. Смотреть картинку старая русса чудотворная икона. Картинка про старая русса чудотворная икона. Фото старая русса чудотворная икона

Тем паломниками, которые захотят поклониться этой святыне, надо съездить в Старую Руссу, на улицу Георгиевская, 26, где в церкви Георгия Победоносца в левом нефе находится главная хранительница древнего русского города Старая Русса чудотворная икона Божией Матери «Старорусская».

Источник

Старорусская икона Божией Матери. Статья

Старорусская икона Божией Матери

Празднование:
17 мая н.ст. (день принесения в Старую Руссу чудотворной копии в 1788 г)
1 октября н.ст.(день возвращения иконы в Старую Руссу в 1888 г.)
___________

По официальной версии Старорусская икона Божией Матери называется так, потому что долгое время находилась в Старой Руссе, куда была принесена греками из Ольвиополя еще в первые времена христианства на Руси. Дата и место явления иконы Старорусской Божией Матери точно неизвестно. Согласно Виленскому мецеслову за 1609 год икона эта была перенесена из греческого города Ольвиополя (ныне в районе Херсона) в Русу (ныне Старая Русса). В 1470 году на Византию нападали турки и крымские татары, и, желая спасти икону от поругания иноверцами, жители решили отправить почитаемую святыню в Русу. Её доставили по великому пути «из варяг в греки» и поместили в главный храм Спасо-Преображенского монастыря, самый древний храм в городе. Другая версия гласит, что икона появилась в 1570 году в храме Святого Великомученика Георгия села Выдропуска Новгородской (позднее — Тверской губернии). Оттуда она была ненадолго перенесена в Старую Руссу.

В Старой Руссе икона находилась до XVII века. По преданию во время моровой язвы 1655 года одному жителю города Тихвина было откровение, что мор прекратиться, если туда будет принесена чудотворная Старорусская икона, а Тихвинская икона будет отправлена в Старую Руссу. После перенесения икон мор прекратился, но тихвинцы не вернули икону и лишь в XVIII веке разрешили снять копию со Старорусской иконы, которая 4 мая (ст.стиль) 1788 года была привезена в Старую Руссу. В честь этого события было установлено празднество. 17 сентября (ст. стиль) 1888 года в Старую Руссу был возвращен и подлинник и установлена вторая праздничная дата.

В действительности устное предание и ряд исторических исследований разных авторов на данную тему содержат много загадок и противоречий. Существует несколько версий как относительно самого явления Старорусской иконы Божией Матери, так и пребывания ее в Тихвине и возвращении в Старую Руссу, а также по поводу различия иконографии подлинника чудотворной иконы (древнего образа), утерянного ныне, и ее чудотворного списка (ныне почитаемого образа), привезенного в 1768 году в Старую Руссу, и находящегося ныне в Георгиевской церкви города Старая Русса в левом киоте.

У пытливого читателя возникает закономерный вопрос: как же все было на самом деле, какие версии истории Старорусской иконы Божией Матери являются наиболее вероятными?

Наиболее полным на наш взгляд является историко-краеведческое исследование на эту тему, проведенное кандидатом исторических наук, фронтовиком И.Н. Вязининым. Вот что он пишет о Старорусской иконе Божией Матери в своей книге «Старая Русса в истории России»:

1805 г. Август. К архимандриту Тихвинского монастыря о. Герасиму была отправлена делегация с просьбой о возвращении иконы. Обращение подписали: настоятель Спасо-Преображенской обители о. Евгений и митрополит Новгородский о. Амвросий. Однако рушанам было отказано под предлогом «возможного возмущения тихвинцев». Поддерживаемая Новгородом, Старая Русса повторила запрос в следующем году, но опять безрезультатно. Послание нового архимандрита Спаса-Преображения о. Моисея также осталось без ответа.

1830 г. 22 октября рушане написали непосредственно государю. Но эпидемия холеры, а затем восстание военных поселян не содействовали решению вопроса.

1888г. В начале марта рушане через митрополита Новгородского о. Исидора послали очередное челобитье, сотавленное архимандритом Спасо-Преображенского монастыря о. Мардарием, в Святейший Синод с просьбой о возвращении иконы по-христиански отпущенной в 1570 г. в связи с разразившейся там эпидемией. Довольно подробно излагалась история дела. И только теперь пламенное желание исполнилось. Помог августейший главнокомандующий войсками Петербургского военного округа Владимир Александрович. Двадцать три года прошло с тех пор, как он лечился на минеральных водах Старой Руссы с братом Алексеем. Он не мог отказать в содействии делегации гостеприимного древнего города. 29 марта просьба рушан была уважена. Святейший Синод дал согласие возвратить икону, а император утвердил решение.

24 августа около ста человек прибыли на вокзал железной дороги. Это были церковнослужители, певчие Духовской церкви, гражданские лица, не считая полуроты солдат 86-го пехотного Вильманстрандского полка под командой офицеров. Перед отправкой специального поезда священник Духовской церкви Иоанн Добромыслов в присутствии множества рушан отслужил молебен и сказал напутственные слова. ».
_____________

Далее приводится материал из публикаций 1894 г. старорусского мещанина П.А. Белянинова:

На ст. Чудово вышли из вагонов, свели лошадей небольшого обоза сопровождения, выгрузили имущество. Дальше двинулись пешком по «аракчеевской» дороге. Не дошли каких-то трех верст до Волхова, как стал накрапывать, постепенно усиливаясь, уже привычный тем летом дождь. Часа полтора ждали возвращения парома. В Грузино прибыли в 8 часов вечера, остановились на ночлег.

25 августа прошли 47 верст, останавливаясь на обед у Оскуйской церкви. На другой день отмерили 36 верст с отдыхом у церквей в Ругуе и Липино.

27 августа с горы увидели Тихвин. Под любопытными взорами житилей дошли до мужского монастыря. Конец маршрута! Помолившись, вошли за ограду и в храм Тихвинской Божией Матери. На левой стороне увидели свою святыню, пали на колени с умилением и слезами взывая: «Пресвятая Богородица, спаси нас и сподоби недостойных поднять и нести в город Пречистый образ твой». Затем помолились святыне Тихвина.

28 августа. В воскресенье после поздней литургии (обедни) тихвинцы с иконой Старорусской Божией Матери открыли кресный ход. Когда выносили из храма, поднялся сильный вихрь, он пообрывал штукатурку на барабане купола и бросил на крышу. Сломало большое дерево и загородило дорогу. Препятствие убрали староруссцы. На городской площади архимандрит монастыря отслужил молебен, во время которого неизвестно откуда появился белый голубь, сделал несколько кругов над иконой и улетел. Затем прошли по некоторым улицам и по возвращении поставили образ на прежнее место. В течение двух последущих дней из Старой Руссы приехало немало купечества и именитых граждан во главе с городским головой Клейнмихелем.

За несколько верст до Липино увидели массу народа во главе с местными священниками. Люди подходили под икону, помогали нести. В Липинской церкви прослушали всенощную и, оставив охрану, разошлись на ночлег.

1 сентября. Архимандрит о. Мардарий отслужил обедню и напутственный молебен. Двинулись дальше, сопровождаемые мелким дождиком. Но вскоре небо прояснилось, даже стало жарко. Пройдя половину дороги, устроили привал. Вместе с сопровождающими обедали около тысячи человек. Народ стекался со всех сторон. К вечеру подул холодный ветер, небо омрачилось, снова пошел дождь. Однако на подходе к Ругуйской церкви встретили крестный ход. Село было украшено флагами, дорога усыпана зеленью и цветами. Двери храма оказались узкими, священный образ пришлось поставить под охраной в ограде, укрыв клеенкой. Прослушали всенощную и разошлись на ночлег.

4 сентября. Встречающих все больше и больше. Крестный ход из Грузино. В самом селе шпалерами выстроились солдаты 88 пехотного Петровского полка, его духовой оркестр играл «Коль славен наш Господь в Сионе». Музыка, пение, торжественный колокольный звон сливались в одно целое. Икону внесли в собор. Молебен, всенощная до 10 вечера.

8 сентября. На пути под икону подводили душевно больных («бесноватых») женщин до двенадцати раз, применяя и силу. Тем, кто «приходил в себя», разрешали приложиться к святому образу и нести его. Поприветствовав встречный крестный ход, подберезцы вернулись. В с. Подъельском близ церкви уже было много прибывших из Новгорода и Старой Руссы. Молебен, всенощная, ночлег. Немало больных в удовлетворительном состоянии по их просьбе с родными отпустили домой.

12 сентября с раннего утра до 9 часов шло служение молебнов перед образом Старорусской Божией Матери, затем литургия, и во втором часу дня двинулись в путь по Чудинской улице. Провожало все городское и губернское начальство. За валом епископ о. Владимир отслужил молебен, но немало новгородцев провожали еще несколько верст. На пол пути встретили крестный ход из Клопского монастыря. Обед. Затем до д. Борки. Для иконы специальный шатер около часовни. Ночлег.

13 сентября. Переход был намечен до Шимска напрямую, но по просьбе крестьян с. Голино зашли к ним на побережье Ильменя. В здешней церкви отслужили всенощную и заночевали.

14 сентября. По старой «доаракчеевской» дороге дошли до Шимска. Как и все встречаемые на пути, деревня украшена зеленью и поздними цветами. Отслужили молебен. На пароме переправились в несколько приемов, не считая того, что немало переехало на лодках и по железнодорожному мосту в вагонах. По ту сторону Шелони встретила, отдавая честь, рота солдат родного 86 Вильманстрндского полка под командой капитана Щербакова. За деревней Ручьи навстречу двигался крестный ход из Подгощской церкви. С ними дошли до села, остановились, отслужили молебен. Обед, чай. Далее через дд. Сущево, Коломо на Горцы. Торжественное шествие с крестом и хоругвями из местной церкви. Как только миновали Большую Витонь, увидели крестный ход из Коростынской церкви. Запаздывали, как-никак прошли до тридцати верст. Но вот и древнее богатое село, царский Путевой дворей на берегу Ильменя. Икону внесли в церковь. Всенощная закончилась в 9 часов вечера. Ночлег.

17 сентября, суббота. В пять утра отворили храм, вынесли икону, приготовились к движению, когда подошел крестный ход из всех церквей Старой Руссы. В Дубовицах встречали: епископ о. Владимир, вице-губернатор Морголи, предводитель старорусского дворянства князь Васильчиков, голова Клейнмихель, гласные Думы и земской Управы, все купечество, ремесленный голова Грачев и старшины цехов со значками. А всего не менее двадцати тысяч человек. До центральной площади шпалерами стояли Вильманстрндцы.

Подлинная икона Богородицы вернулась их Тихвина. Но тут оказалось, что святые лики расположены на ней иначе, чем на старых копиях, находящихся в ц. Владимирской и Воскресенском соборе. В них чудный лик Богоматери смотрит с кротостью на каждого подходящего к Ее образу. На левой руке покоится Божественный Младенец Христос. Он отвернулся от Пресвятой Девы, вся фигура выражает как бы стремление прочь от Матери. Правою рукою Спаситель благословляет, а левой держит свиток. Правая ножка подвернута под левую, так что видна стопа ее. В доставленной же только что из Тихвина Младенец на левой руке Богоматери, но взор обращен к Пречистой Деве. Несказанно удивило рушан такое различие в написании икон, не знали, как и обьяснить это. Загадка так и осталась неразрешенной.
_____________

Сведения из других источников:

Были сделаны фотографии с иконы. Икону Старорусской Божией Матери установили в Спасо-Преображенском монастыре. Специально для иконы построили храм Старорусской иконы Божией Матери в день 700-летия, в 1892 году. Освещать храм и икону приехал сам отец Иоанн Кронштадтский.

Храм Чудотворной иконы Старорусской Божией матери. Построением этой церкви в 1892 году закончился храмовый ансамбль Спасо-Преображенского монастыря.

В 1888 году вернулась чудотворная икона Старорусской Божией матери в свой родной город, и благодарные рушане сразу начали возводить для нее храм. Это был самый богатый храм города по своему убранству и наличию икон. Снаружи он имел вид продолговатого четырехугольника с восточным полукружием – алтарем. На середине возвышался купол, увенчанный главкою и крестом; над главным алтарем и над папертью – небольшие главки с яблоками и крестами. Кресты железные, сквозные вызолоченные червонным золотом. Крыша покрыта листовым крашенным медянкой железом. Стены храма снаружи украшены пилястрами, поясками и карнизом. Храм имел четыре входа; главный – с Александровской улицы (Володарского). Купол храма покоился на четырех столбах, соединенных со стенами арками, которые разделяли всю площадь церкви на девять четырехугольных отделений. Из них три западные и три средние – место для молящихся, а три восточные занимала солея – возвышенная часть. Алтарная часть солеи имела три отделения: в среднем и большом – главный алтарь, в северном – жертвенник, в южном – придельный алтарь. В храме было 43 окна. Престолов два: главный в честь Чудотворной иконы Старорусской Божией матери и придельный честь святого благоверного князя Владимира.

В главном алтаре одежда на престоле была среброзлащенная, высокой художественной работы. Чистого серебра в ней 117 фунтов (примерно 47 кг).

В главном алтаре перед жертвенником, на стене, – икона Старорусской Божией матери древнего письма. Ее размеры: высота 2 аршина, 2 вершка, ширина 1 аршин 11 вершков (1 аршин – 71 см, 1 вершок – 4,2 см).

В настоящее время здание храма занимает детская спортивная школа. У рушан сохраняется надежда на восстановление храма Старорусской Божией Матери.

ДРЕВНИЙ И НЫНЕ ПОЧИТАЕМЫЙ ОБРАЗЫ, РАЗЛИЧИЯ В ИКОНОГРАФИИ:
____________

Древний чудотворный образ (поновленный, то есть переписанный)

Древний образ (поновленный иконописцами-тихвинцами и возвращенный из Тихвина в Старую Руссу в 1888 году) имеет весьма существенное сходство с Тихвинской иконой Божией Матери. Младенец сидит на левой руке, взор обращён к Пречистой Деве. От Тихвинской её отличает расположение правой ступни Младенца — она изображается развёрнутой к зрителю в профиль, а не подошвой. От Грузинской Божией Матери её отличает расположение складок мафория на груди Богородицы. Оригинал (как и все последующие списки) имел большие размеры — 3 аршина 12 вершков (260 см) в высоту и 2 аршина 15 вершков (190 см) в ширину.
Храмовая роспись в Георгиевской церкви Старой Руссы свидетельствует явным образом о возвращении чудотворной иконы Богородицы в Старую Руссу: высоко над головами прихожан шествует праздничный крестный ход. Один из его участников изображен с нимбом. Это – священномученик Владимир (Богоявленский). В год возвращения чудотворной иконы он стал епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии. После революции владыка Владимир, занимавший в то время Киевскую кафедру, первым из архиереев пострадал за веру. 25 января 1918 года в келью владыки в Киево-Печерской Лавре пришли пять солдат во главе с матросом. Они требовали у него денег, затем стали избивать, раздели до белья, вывели на мороз и расстреляли. Именно в память о владыке в ближайшее к дате его кончины воскресенье чествуется Собор новомучеников и исповедников Российских.
На храмовой росписи изображен именно возвращенный древний образ Старорусской иконы, поновлённый тихвинцами.
____________

В настоящее время в интернете (например на сайте Википедия) Старорусскую икону Божией Матери отождествляют с иконой Божией Матери Умиление (Старорусская). Последняя – очень древняя (начала XIII века) находится в собрании Русского музея (Санкт-Петербург) и происходит также из Старой Руссы (приобретена в конце XIX века Д. С. Большаковым), но судя по отличающейся иконографии к Древнему образу Старорусской иконы Божией Матери отношения не имеет. Отличается она от оригинала Старорусской иконы Божией Матери и размерами (100 см х 81 см), в то время как оригинал и чудотворный список нашей иконы обладают внушительными размерами (278 см х 202 см) – самый большой иконописный образ Боогородицы. Предание связывает икону Умиление Старорусская с константинопольской Влахернской церковью. Оно возникло под влиянием изображения на иконе ризы Богородицы – главной реликвии Влахернской базилики. На Старорусском «Умилении», как и на «малом» «Умилении» из Успенского собора Московского Кремля, эта реликвия изображена в виде пурпурного плата-убруса, наброшенного на голову Богородицы. Красочный слой Старорусского Умиления плохо сохранился. Из-за этого невозможно установить, покрыт ли на ней плат тем же узором, что на кремлёвском «Умилении».

Поза Богомладенца и помещение его главы на уровне головы Девы Марии также соответствует древнейшим византийским иконописным изображениям Богородицы. Предполагается, что, эта икона происходит из мастерских новгородского Десятинного Богородичного монастыря, в котором мастерами культивировались традиции Влахерн.
___________

Ныне почитаемый чудотворный образ (Взыграние Младенца)

Как уже указано выше, ещё в 1787 году, не имея возможности вернуть образ в Старую Руссу, соборный староста Иван Петрович Красильников заказал копию чудотворной иконы. 4 мая 1788 года она была перенесена в Старую Руссу и помещена в Воскресенский собор. При возвращении в 1888 году древнего образа оказалось, что святые лики расположены на ней иначе. На левой руке Богоматери покоится Младенец Христос, но он отвернулся от Пресвятой Девы, вся его фигура выражает стремление прочь от Матери. В правой руке Христа, опущенной на колено — свиток, левая поддерживает голову. Христос сидит на подобии трона, который образуют руки Богородицы. Икона близка по написанию к иконе Спаса Недреманое Око.
Одно из преданий гласит, что тихвинцы небрежно хранили святыню. От времени и копоти икона Богоматери потемнела, и было невозможно различить черты святых ликов. С большим трудом нанятые Красильниковым живописцы нарисовали с неё копию. А через некоторое время тихвинцы обновили икону по образцу Тихвинской иконы. Другой источник сообщает, что лик Христа отвернулся в сторону при виде порочной жизни старорусских горожан.

По описанию Тихвинского архимандрита Герасима в 1806 году на иконе были: венцы на Богоматери и Предвечном Младенце серебряные, позолоченные, весом 16 фунтов. Убрус на Богоматери сделан из крупного и на половину китайского жемчуга. Из драгоценных камней: топазов белых 10, гранат 7, бирюзы 4, цветной бирюзы 4, жемчугу 144 золотника и множество мелких камней: аквамаринов, топазов, страз и прочьего.
В годы советской власти иконы были разорены, с них снято серебро, а сами образы переданы в Старорусский краеведческий музей. Судьба первой иконы неизвестна, она пропала в годы войны. Вторая икона при оккупации Старой Руссы германскими войсками была передана в открывшийся в городе храм. В 1943 году, при эвакуации из города гражданского населения, она была вывезена в г. Дно и поставлена в Михайловском храме, также открытом в условиях оккупации. После освобождения, в 1946 году, икона была возвращена в Старую Руссу и находится в церкви Святого Георгия в киоте в левом нефе. Именно она ныне почитается верующими как чудотворная.
___________

Во время Великой Отечественной войны, с 9 августа 1941 года по 18 февраля 1944 года Старая Русса была оккупирована немецкими войсками.

В августе 1941 г., когда немцы вошли в Старую Руссу, то обе Старорусские иконы ими были взяты на учет. И это было не просто так. Ведь с началом Второй мировой войны в нацистской Германии был создан ряд специальных организаций для выявления и изъятия культурных ценностей на захваченных территориях.

Среди них Аппарат генерального посредника для учёта немецких культурных ценностей на присоединённых восточных территориях («Генеральное посредничество «Восток»»), находившийся в ведении Гиммлера и батальон особого назначения под командованием штурмбанфюрера СС барона фон Кюнсберга, состоявший из специалистов в области культуры и искусства, подчинявшийся министру иностранных дел И. фон Риббентропу, штаб рейхсляйтера Розенберга, и учреждённый им же «Центр по охвату и сбору культурных ценностей на оккупированных восточных территориях» и др.
Вот эти «спецы», войдя в захваченную Старую Руссу, стали разбираться с найденными в Краеведческом музее, культурными и художественными ценностями.

В итоге копия (список) 1787 г. Старорусской иконы Божией Матери была ими передана в вновь открытый Воскресенский собор, а оригинал иконы в вместе с другими ценностями Старорусского краеведческого музея в сопровождении директора музея был вывезен немцами поездом в Германию.Больше директор музея в г. Старую Русса не возвращался. Поэтому, возможно, Старорусскую икону Божией Матери надо искать в Германии, если она не погибла при транспортировке или в ходе боев 1944-45 годов что происходили на территории Германии. (Есть также версия, что при отправке фашистами награбленных ценностей в Германию, оригинал иконы был отбит партизанами и возможно где-то спрятан на территории Новгородской или Псковской областей, но это место до сих пор никому неизвестно).

При отступлении немецких войск со Старой Руссы в 1943 году и копия Старорусской иконы была ими вывезена в г.Дно и поставлена в Михайловском храме, также открытом в условиях оккупации.

После освобождения города в 1946 году, чтимый список чудотворной иконы Божией Матери был возвращен в Старую Руссу, и с тех пор находится в церкви святого Георгия Победоносца, построенном в начале XV столетия, в киоте в левом нефе.
____________

Все списки и копии, сделанные с древнего образа Старорусской иконы Божией Матери, возращенной в Старую Руссу в 1888 году, являются более поздними (19 – начало 20 века), что косвенно свидетельствует и подтверждает письменные и устные рассказы очевидцев возвращения о том, что древний образ действительно был возращен в Старую Руссу в поновленном виде.

Приглашение на поклонение Чудотворной иконе Божией Матери Старорусской

Государики рушане,
Собирайтесь все сюда!
Собирайтеся, крестьяне!
Собирайтесь, господа!

Собирайтесь во обитель,
К Богородице во двор,
Посмотрите, подивитесь,
Устремите светлый взор!

Уж не чудо ли создалось
От Владычицы у нас?
И что было, и что стало
Всё на наших на глазах.

Наша древняя старушка
Молодицей уж глядит
И, как новая избушка,
Веселехонька стоит.

Запись новгородских фольклористов
______________

К Богородице прилежно ныне притецем, грешнии и смиреннии, и припадем в покаянии зовуще из глубины души: Владычице, помози на ны милосердовавши, потщися, погибаем от множества прегрешений: не отврати Твоя рабы тщы, Тя бо и едину надежду имамы.

Не имамы иныя помощи, не имамы иныя надежды, разве Тебе, Владычице: Ты нам помози: на Тебе надеемся, и Тобою хвалимся: Твои бо есмы раби, да не постыдимся.
_____________

Использованные источники:
1. И.Н. Вязинин // Старая Русса в истории России. изд.1994г.
2. Публикации 1894 г. старорусского мещанина П.А. Белянинова.
3. М.И. Полянский // Иллюстрированный историко-статистический очерк города Старой Руссы и Старорусского уезда.
4. Интернет-альманах «Соборная сторона».
5. Устное предание.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *