станица роговская женский монастырь марии магдалины

Марие-Магдалинский женский монастырь станицы Роговской Епархиальные монастыри РПЦ

станица роговская женский монастырь марии магдалины. Смотреть фото станица роговская женский монастырь марии магдалины. Смотреть картинку станица роговская женский монастырь марии магдалины. Картинка про станица роговская женский монастырь марии магдалины. Фото станица роговская женский монастырь марии магдалины

История

Женский монастырь в честь Святой Равноапостольной Марии Магдалины был учрежден на земле Черноморского казачьего войска, между станицами Тимашевской и Роговской (нынешний Краснодарский край), в середине 19 века соизволением Его Императорского Величества Российского Государя Николая I.

Подвижническая деятельность игумении Митрофании в Черномории началась с возведения храма в честь Покрова Божией Матери.Сооружение храма предполагалось на пустынном полуострове в излучине реки Кирпили, на живописном месте между станицами Тимашевской и Роговской. Временно сестры были размещены в Роговской, забота о них вверена роговскому казачеству. По ходатайству атамана Рашпиля войско выделило часть денежных средств, но большей частью строительство монастыря предполагалось вести за счет доброхотных частных пожертвований казачьего населения. Святая обитель созидалась верой простых людей.

Истинно духовным торжеством стала закладка первого обительного храма на полуострове, которое назначено было 22 сентября 1849 года. Этот праздник, одновременно, явился днем основания обители.

Преосвященный Иеремия выразил свое одобрение матушке Игумении за выбор столь памятной для казаков даты. Из ответного на игуменское донесение письма владыки: «Ваше преподобие прекрасно и благознаменательно распорядились, назначив для основания обители день священныя памяти Св. Димитрия Ростовского. Желательно, чтобы Вы, в память о событии дня сего, устроили икону Св. Димитрия, а по времени и храму его быть в обители прилично». Благословение владыки было исполнено, когда в монастыре выстроился трех-престольный величественный Вознесенский Собор, освященный в 1834 году, один из пределов которого был во имя святителя Димитрия Ростовского.

На полуострове для жилья сестер, отводилось ветхое пустующее здание войскового конюшенного завода, где они и поселились.

В начале 1850 года Преосвященный владыка Иеремия был переведен в Нижний Новгород, чтобы возглавить одну из ведущих российских святительских кафедр.

Уже к новому епископу Иоанникию рапортовала игумения Митрофания об окончании строительства храма в честь Покрова Божией Матери, прося выдать антиминс и освятить Престол. Освящение престола состоялось 9 апреля 1850 года, в пятое воскресение Великого Поста, и имело необычайно торжественный характер.

Благодаря доброхотным даяниям черноморцев-казаков обитель очень быстро строилась. Возводились келии, ограда вокруг монастыря, устраивалось хозяйство, осваивались рукодельные ремесла. С особой добросовестностью решалась задача женского образования, поставленная атаманом Рашпилем в проекте учреждения Марие-Магдалинской обители. При игумении Митрофании, с первых дней существования монастыря, в его среду принимались девочки-подростки, которые, не обязуясь остаться в обители навсегда, обучались в ней рукоделиям, церковному пению и чтению. Формально это называлось «духовным училищем».

Заступившая на ее место в 1869 году игумения Олимпиада, из дворян Кубанского казачьего войска, бывшая при игумении Митрофании Благочинной монастыря, шла по стопам своей духовной предшественницы. Она достроила Вознесенский Собор, проявив при этом замечательную ревность по Богу.

Заслугой игумении Олимпиады было также образованное ею при монастыре училище для девиц духовного происхождения на 30 человек, с положенными от монастыря 12 стипендиями для сирот и полным обезпечением последних одеждой и пищей.

В Марие-Магдапинском монастыре впервые в крае проведены были миссионерские противосектантские курсы. В 1910 году создан детский исправительный приют. Святая обитель становилась духовным центром Кубанского края.

После революции, устроив на месте Святой Марие-Магдалинской обители коммуну «Всемирная дружба», коммунары выгнали всех сестер около 500 человек.Многих сестер сослали в Астрахань на рыбные промыслы. Все хозяйство монастыря было приведено к разорению.

Только 4 августа 1995 г. был отслужен молебен в честь возрождения Мария-Магдалиновской пустыни. Монастырь возобновлен в 1997 году в станице Роговской,примерно в 7 км от бывшей обители

Источник

Главная

станица роговская женский монастырь марии магдалины. Смотреть фото станица роговская женский монастырь марии магдалины. Смотреть картинку станица роговская женский монастырь марии магдалины. Картинка про станица роговская женский монастырь марии магдалины. Фото станица роговская женский монастырь марии магдалины

переводом на карточку mastercard Сбербанка

54 69 30 06 60 55 51 18

Любовь Михайловна

Храни Вас Господь!

Представляем Вашу вниманию письмо святителя Николая Сербского

девушке, выбирающей между браком и монашеством

Чадо, если колеблешься, то знай: ты скорее за брак, чем за монастырь. Монашеская жизнь для тех, кто не колеблется. Святой Савва не испытывал сомнения. Ни святые Феодора, Ксения и Евфимия, немногие другие, ставшие истинными подвижниками монашеской жизни, не сомневались. Ибо «не все могут вместить, но кому дано». Говоришь, часто сидите с матерью у огня и взвешиваете «за» и «против». А я тебе скажу: сколько ни взвешивай, все равно не «за» и «против» решают, а любовь. Любовь выше всех доводов. Если любовь ко Христу не приведет тебя в уединение монастырской тишины, тогда любовь к миру удержит тебя в мире и приведет к браку. Но и в этом случае будешь благословенна благословением Сарры и Рахили и твоей собственной матери. Великая любовь к Богу не выносит мира, чуждается общества, ищет уединения. Такая любовь подвигла тысячи душ уклониться с широкого пути мира и уйти в пустыни, чтобы быть наедине с любимым Господом. Чтобы иметь втайне свидание с Создателем своим, Который весь – любовь, и по имени, и по существу. Но прежде всего, чтобы удостоиться этого созерцания и встречи, монахи и монахини принимают и пост, и труд, и смирение, и бдение, и бедность, и послушание, и другие обеты, только чтобы удостоиться этого духовного свидания с Господом своим. И на этом тесном пути душа удостаивается встречи с Ним, когда освободится, очистится и украсится. От чего должна освободиться душа пустынника? От всех земных уз и пристрастий. От чего должна очиститься? От всякой так называемой любви телесной и земной, от любви к плоти, родным и друзьям, к своей деревне или городу, к имению, одежде, еде, к украшениям. Чем должна украситься душа? Одной только любовью ко Христу, которая вмещает в себя все украшения, весь жемчуг веры, все изумруды надежды, все самоцветы добродетелей. Испостившееся тело монаха служит только легким покровом этого бесценного небесного сокровища. Так пишу тебе не для того, чтобы привлечь тебя к монашеству, но, скорее, чтобы отвратить тебя от него. Ибо если в колебании духа удалишься от мира, то тяга к миру в тебе усилится, и боюсь, что поборет тебя. И будешь ты телом в монастыре, а душой в миру. А мир, отраженный в зеркале души, мучает сильнее, нежели в действительности.

Благодари Господа, что, кроме тесного монашеского пути, Он указал тебе более просторный путь ко спасению и вечной жизни. Иди же, чадо, поэтому просторному пути, который более отвечает твоим склонностям. Ступай по этому пути, но иди со страхом Божиим и полным доверием ко Господу. Ибо знай: и этот путь не одолеть без Бога. Благословение Божие да будет с тобою!

Боголюбивые братья и сестры!

предлагаем Вашему вниманию несколько видео о нашем монастыре


станица роговская женский монастырь марии магдалины. Смотреть фото станица роговская женский монастырь марии магдалины. Смотреть картинку станица роговская женский монастырь марии магдалины. Картинка про станица роговская женский монастырь марии магдалины. Фото станица роговская женский монастырь марии магдалины

Предлагаем Вашему вниманию аннотацию к книге:

Уважаемые читатели!

В современной России происходит поиск духовных основ общества, без которых никакой материальный прогресс не может стать гарантией выживания нашей цивилизации и нашей идентичности. Несмотря на эволюцию духовных традиций в современном мире, для России православие и история, как оказалось, остались наиболее устойчивыми ценностями. Автор предлагаемой вниманию читателей книги постарался реализовать эти ценности в описании истории Черноморской Марие-Магдалинской женской Пустыни. Именно с нее началась женская монастырская жизнь на Северном Кавказе.

Однако история пустыни не ограничивается только этим обстоятельством. Православная жизнь утверждалась в условиях борьбы за присоединение Кавказа к Российской империи, когда наряду с военными действиями использовались и другие средства интеграции региона в российское пространство. Среди них было утверждение здесь епархиального института управления РПЦ. С другой стороны, Черноморский Марие-Магдалинский женский монастырь был примером развития и утверждения Кавказской епархии.

Привлекательна история экономической деятельности монастыря, т.к. в литературе эта тема слабо освещена. Это тем более полезно, что средства на становление и функционирование обители сестры под ведением игумении Митрофании зарабатывали исключительно своим трудом.

Интерес вызывает и история формирования уклада монастыря, его повседневности, взаимоотношения монахинь с многообразным местным населением. Особенно интересен сюжет о взаимоотношении монастыря и в целом церковных институтов Северного Кавказа с казачеством и староверами. Нам открывается истинный путь раскольников ко Господу, и насельницы Черноморской Марие-Магдалинской женской пустыни участвовали в этой миссии.

Читателям будет представлен конкретный факт расширения женской общежитийности в России начала XIX века на примере этого монастыря. С другой стороны, нам удастся проследить, в чем состояли особенности как в целом церковной жизни в регионе, так и в монастырском строительстве. Одно из замечательных качеств этой работы – помещение конкретной, даже детальной истории монастыря в контекст российской истории. Это и участие монахинь в поддержке наиболее беспомощных местных жителей, в образовательном процессе, а также участие в различных войнах, как сестер милосердия.

Еще одно качество этого труда – галерея личностей, их деятельность на благо монастыря. Речь идет об императрицах, об игумении Митрофании, о первом епископе Кавказа Иеремии (Соловьеве), о многих представителях крестьянства, казачества, купечества, которые на практике помогали строиться монастырю.

Современная обитель во главе с игуменией Тавифой (Зоро) свято чтит свою историю, а сестры молятся за души тех, кто ценой больших трудностей и лишений основал монастырь. Современные сестры приумножают славу этой пустыни и стоят на страже православия на Российском Северном Кавказе.

Работа П.Г. Немашкалова является серьезным вкладом в историю РПЦ на Кавказе, а также в историю Северного Кавказа. Богатый архивный материал привлечет внимание не только православных людей, но и всех любителей местной истории. Хотелось бы пожелать приятного чтения этой увлекательной и полезной книги.

Доктор исторических наук, профессор

Тамара Александровна Булыгина

Книга содержит 225 стр. Цена- 600р, мягкий переплет и 1000р- твердый.

Это себестоимость, поскольку большой тираж издать мы не имели возможности.

Книгу можно приобрести в монастыре.

Избранные страницы напечатаны в разделе «книга. на нашем сайте.

Источник

Летопись монастыря

станица роговская женский монастырь марии магдалины. Смотреть фото станица роговская женский монастырь марии магдалины. Смотреть картинку станица роговская женский монастырь марии магдалины. Картинка про станица роговская женский монастырь марии магдалины. Фото станица роговская женский монастырь марии магдалины

Женский монастырь в честь Святой Равноапостольной Марии Магдалины был учрежден на земле Черноморского казачьего войска, между станицами Тимашевской и Роговской (нынешний Краснодарский край), в середине 19 века соизволением Его Императорского Величества Российского Государя Николая I.

Почин в этом святом, добром деле принадлежал монахине Митрофании (из старинного рода Золотаревских).

Когда родился царь Николай II, будущий святой мученик за Россию, игумения Митрофания горячо поздравляла Государыню императрицу с рождением Царственного Внука следующими словами: «Черноморская женская Св. Равноапостольной Марии Магдалины обитель, духовно ликуя сегодняшний свой праздник и день Тезоименитства Вашего Императорского Величества, осмеливается поднести при сем икону Святителя и Чудотворца Николая, сооруженную собственноручным изделием инокинь сея обители. Августейшая монархиня! Удостойте принять сие усердное подношение в благословение новорожденного Внука вашего Его Императорского Высочества Государя Великого Князя Николая Александровича: да почиет на нем благодать Божия молитвами великого Угодника Господня Святителя Николая. Вашего Императорского Величества верноподданная игумения Митрофания (22 июля 1868 год)».

История строительства Обители

Истинно духовным торжеством стала закладка первого обительного храма на полуострове, которое назначено было 22 сентября 1849 года. Этот праздник, одновременно, явился днем ОСНОВАНИЯ ОБИТЕЛИ.

Преосвященный Иеремия выразил свое одобрение матушке Игумении за выбор столь памятной для казаков даты. Из ответного на игуменское донесение письма владыки: «Ваше преподобие прекрасно и благознаменательно распорядились, назначив для основания обители день священныя памяти Св. Димитрия Ростовского. Желательно, чтобы Вы, в память о событии дня сего, устроили икону Св. Димитрия, а по времени и храму его быть в обители прилично». Благословение владыки было исполнено, когда в монастыре выстроился трех-престольный величественный Вознесенский Собор, освященный в 1834 году, один из пределов которого был во имя Св. Димитрия Ростовского.

В начале 1850 года Преосвященный владыка Иеремия был переведен в Нижний Новгород, чтобы возглавить одну из ведущих российских святительских кафедр.

Трогательно прощался он с теми, о ком, будучи Кавказским епископом, радел и печаловался. Письмо владыки к игумении Митрофании дышит неподдельной духовной любовью: «Мир вам и благословение от Господа нашего Иисуса Христа. Пастырскому сердцу моему весьма радостно было узнать из писания Вашего, что во младенствующей обители, от Промысла Божия Вам вверенной, все благополучно, что она растет, благоукрашается и преуспевает. Молю Бога и Матерь Господню да благословятся небесным и земным благословением все любители, все посетители Вашей обители и все пекущиеся о ея благолепии и довольстве. Помолитесь обо мне соборне, чтобы благополучно кончить путь и на месте Вас воспоминать в моих молитвах. Усердный Ваш слуга и Богомолец Иеремия, епископ Нижегородский и Арзамасский. 12 января 1850 года».

Уже к новому епископу Иоанникию рапортовала игумения Митрофания об окончании строительства храма в честь Покрова Божией Матери, прося выдать антиминс и освятить Престол. Освящение престола состоялось 9 апреля 1850 года, в пятое воскресение Великого Поста, и имело необычайно торжественный характер. Многочисленное стечение народа свидетельствовало о возросшем авторитете монастыря, о благоговейном отношении казаков к монашествующим и о вере в силу монашеских молитв. Ярким образцом распространенного в то время доброжелательного отношения к обители является следующее письмо, составленное одним из рядовых казаков-воинов на Лагерном Посту и адресованное Матушке Игумении:

Благодаря этим доброхотным даяниям черноморцев-казаков обитель очень быстро строилась. Возводились келии, ограда вокруг монастыря, устраивалось хозяйство, осваивались рукодельные ремесла. С особой добросовестностью решалась задача женского образования, поставленная атаманом Рашпилем в проекте учреждения Марие-Магдалинской обители. При игумении Митрофании, т. е. с первых дней существования монастыря, в его среду принимались девочки-подростки, которые, не обязуясь остаться в обители навсегда, обучались в ней рукоделиям, церковному пению и чтению. Формально это называлось «духовным училищем».

Посетивший осенью 1861 года обитель наказной атаман Н. А. Иванов, восхищаясь налаженным в монастыре вопитанием «женского юношества», писал: «Заведение это. и теперь уже поставлено высоко в смысле «женщины-матери». Однако, с некоторым житейским прискорбием он отмечал и тот факт, что большинство из воспитавшихся в обители девочек, привыкнув к благолепному монашескому житию, не желали покидать монастырь и навсегда посвящали свою жизнь Богу в монашеском чине. Это побудило начальника края хлопотать о повсеместном создании духовных школ в миру, подобных устроенной в обители, что явилось, несомненно, полезным для края делом.

Заступившая на ее место в 1869 году игумения Олимпиада, из дворян Кубанского казачьего войска, бывшая при игумении Митрофании Благочинной монастыря, шла по стопам своей духовной предшественницы. Она достроила Вознесенский Собор, проявив при этом замечательную ревность по Богу: когда в самом начале строительства Епархиальное начальство предлагало сократить размер проектируемого храма, имея в виду недостаточность средств в обители, игумения Олимпиада сумела убедить Преосвященного владыку в будущем успехе и настоять на строительстве огромного по величине Собора. Заслугой игумении Олимпиады было также образованное ею при монастыре училище для девиц духовного происхождения на 30 человек, с положенными от монастыря 12 стипендиями для сирот и полным обезпечением последних одеждой и пищей.

О монархических убеждениях игумении Олимпиады ярко свидетельствует мечта ее построить в Екатеринодаре часовню-памятник «в прославление Имени Божия и на всегдашнюю память в народах Кубанской области о чудесном избавлении драгоценнейшей жизни Государя Императора Александра II от рук злодеев 2 апреля и 19 января 1879 года». Об этом игумения Олимпиада писала Екатеринодарскому голове В. С. Климову в 1880 году и с этим же вопросом она входила в городскую управу.

Расцвет обители

Процесс духовно-нравственного, культурного и экономического развития в обители никогда не прекращался. Это была чудо-обитель, облагородившая прежде малокультурный Кубанский край. Станичницы обращались за помощью в монастырь, и считалось за великое благо иметь в обители свою старицу, получать от нее духовные наставления для жизни. В Марие-Магдапинском монастыре впервые в крае проведены были миссионерские ПРОТИВОСЕКТАНТСКИЕ курсы. В 1910 году создан детский исправительный приют. Святая обитель становилась духовным центром Кубанского края.

Разрушение.

Рушили храмы и монастыри, убивали духовных лиц, уничтожались святые и благочестивые обычаи прежней жизни. В том числе и казачья обитель в честь Святой Марии Магдалины подверглась варварскому разорению, фактически она была стерта с лица земли. Ничего другого нельзя было ожидать от этих варваров, «новых хозяев», у которых не было ни высоких идей в жизни, ни любви к России, никакого внутреннего благородства, но лишь ненависть и зависть к богатствам России.

Устроив на месте Святой Марие-Магдалинской обители коммуну «Всемирная дружба», коммунары выгнали всех сестер около 500 человек. Сказали: берите, что можете унести. Жители станиц помнят, как уходили бедные матушки, привязав на себя иконы и книги. Многих сестер сослали в Астрахань на рыбные промыслы.

Вот такое сильное слово было дано черноморской женщине-казачке, монахине из Марие-Магдалинского монастыря. Прежде оно подвигло атамана к строительству святой Обители на пустынном полуострове, окрылило казаков Самодержавной идеей. Теперь остановило руку убийц.

Монастырское кладбище

станица роговская женский монастырь марии магдалины. Смотреть фото станица роговская женский монастырь марии магдалины. Смотреть картинку станица роговская женский монастырь марии магдалины. Картинка про станица роговская женский монастырь марии магдалины. Фото станица роговская женский монастырь марии магдалины

Говоря об истории монастыря невозможно умо лчать о монастырском кладбище, о тех, кого Господь сподобил быть похороненными на святой монастырской земле.

Монахиня Пиама (Лукоянова Марина Васильевна) родилась в далекой уральской деревушке в 1911г. Родители ее Василий Алексеевич и Мария Макаровна были людьми набожными и благочестивыми. Мария Макаровна учила детей в церковно-приходской школе. Перед рождением Марины мать е

е дала обет Богу – родится дочь – отдам в монастырь…
В 30 километрах от деревеньки находилась женская обитель в честь Боголюбской иконы Божией Матери, со

святым целебным источником. Часто родители Марины ездили в монастырь на церковные службы, везли продукт

Источник

О Монастыре

станица роговская женский монастырь марии магдалины. Смотреть фото станица роговская женский монастырь марии магдалины. Смотреть картинку станица роговская женский монастырь марии магдалины. Картинка про станица роговская женский монастырь марии магдалины. Фото станица роговская женский монастырь марии магдалиныПриближаясь к монастырю, как будто бы попадаешь в иную, давно ушедшую в вечность эпоху.

Где-то в бескрайних степях, вдали от больших городов, там, где сельские одноэтажные домики кажутся и вовсе крохотными рядом с этим устремленным в небо храмом «в византийском стиле», расположился монастырь равноапостольной Марии Магдалины, свидетельницы смерти и воскресения Господа Иисуса Христа, одной из первых святых Нового Завета, земную жизнь которой отделяют от нас два тысячелетия. На протяжении этого времени Святая Церковь каждый день молитвенно обращается к тем евангельским событиям,одной из участниц которых стала святая женщина из галилейского города Магдалы.

Двенадцать апостолов, центурион Лонгин,Понтий Пилат,толпа,кричащая «Распни Его!» и — жены-мироносицы.Одна из них — Мария Магдалина. Она благословляет каждого,входящего в обитель. Чуть дальше от ее иконы возле монастырских врат — образ Богородицы «О грешных святая Ходатаица», на котором Богомладенец Христос утирает слезы с глаз Своей Пречистой Матери.Слезы о людских грехах. Монастырь встречает приезжающих пронзительной неземной тишиной, от которой сразу делается легко на сердце.В предвкушении встречи с Богом.

Во имя Магдалины

станица роговская женский монастырь марии магдалины. Смотреть фото станица роговская женский монастырь марии магдалины. Смотреть картинку станица роговская женский монастырь марии магдалины. Картинка про станица роговская женский монастырь марии магдалины. Фото станица роговская женский монастырь марии магдалиныСвоим основанием женский монастырь Марии Магдалины всецело обязан дворянке Марии Арсеньевне Охотниковой, дочери героя Отечественной войны 1812 года Арсения Ермолаевича Коровкина. Он происходил из небогатых дворян Смоленской губернии, в военную службу поступил в 13 лет, юнкером в лейб-гвардии гусарский полк. В 17 лет принял свое боевое крещение в сражении с Наполеоном при Аустерлице. В 1814 году брал Париж, был ранен. Дослужился до генерал-майора, не раз удостаивался «Высочайшего благоволения» императоров Александра Первого и Николая Первого. От второго брака на богатой дворянке Надежде Михайловне Измалковой, владелице значительных имений в Орловской, Курской и Воронежской губерниях, Арсений Ермолаевич имел двух дочерей, Александру и Марию, которая и стала впоследствии основательницей обители.

В 1881 году, в селе Никольском Ливенского уезда Орловской губернии Мария Охотникова приобрела имение. Тогда это было богатое многолюдное степное село на оживленной дороге. Будучи глубоко религиозной и уже пожилой, больной женщиной, Мария Арсеньевна, вероятно, предчувствовала скорый переход в вечность и полностью отрешилась от попечения о мирском. В течение трех лет в ее имении собралась большая женская община, чему способствовали как искреннее желание и предрасположенность к тому хозяйки поместья, так и весьма значительные денежные средства, которыми она обладала.

Но преобразование неофициально существовавшей в ее имении женской общины в монастырь при жизни Марии Охотниковой не произошло. Она умерла в октябре 1883 года, оставив завещание согласно которому значительную часть своего состояния, имение со всеми постройками, движимое и недвижимое имущество, сельскохозяйственные угодья завещала на нужды женской общины. При этом завещательница оговаривала ряд условий, главными из которых оказались особое почитание святой Марии Магдалины и вечное поминовение ее, Марии Охотниковой, и ее близких. Для обеспечения будущности обители и исполнения своих посмертных желаний она оставила весьма солидный капитал, на проценты от которого и процветал впоследствии монастырь.

В завещании основательница прежде всего желала, чтобы в ее имении были учреждены:»Во-первых, общежительный монастырь во имя святой Марии Магдалины на сто душ монахинь; во-вторых, новая каменная церковь, тоже во имя Марии Магдалины, при том же монастыре, вместимостью на 200 человек; в-третьих, богадельня для содержания в ней двенадцати престарелых лиц женского пола.» Кроме того, она пожертвовала значительные средства на возведение в монастыре двухэтажной трапезной, которая сохранилась до наших дней,»при оной кухня с очагом и прачечная»,школы для девочек-сирот, странноприимного дома, больницы и кирпичной монастырской ограды.

В добавление ко всему еще одна немалая сумма предназначалась на содержание учителей Закона Божьего из местных священников при четырех сельских школах в поместьях Марии Охотниковой. По примеру своей Небесной покровительницы Марии Магдалины благочестивая женщина служила Господу «всем имением своим», всем, чем могла распорядиться.

Божия воля исполнилась

станица роговская женский монастырь марии магдалины. Смотреть фото станица роговская женский монастырь марии магдалины. Смотреть картинку станица роговская женский монастырь марии магдалины. Картинка про станица роговская женский монастырь марии магдалины. Фото станица роговская женский монастырь марии магдалиныВ царствование Императора Александра Третьего благотворительность и христианские добродетели приобрели в глазах светского общества немалую ценность. «Посвящая Себя великому служению», Император издал Манифест, в котором призывал всех подданных «служить Нам и Государству верой и правдой,к утверждению веры и нравственности, к доброму воспитанию детей, к истреблению неправды и хищения…» Он выражал уверенность в том, что «Всевышний не оставит Нас Своею Всесильною помощью». В Империи во второй половине девятнадцатого столетия и вплоть до 1914 года вообще многое делалось для устроения и возвышения святынь русской земли.

27 марта 1884года по указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод заслушал представление епископа Орловского и Севского Симеона об учреждении в селе Никольском монастыря.Синод постановил учредить первоклассный общежительный монастырь «с училищем для девочек и богадельнею, с таким числом монахинь и послушниц,какое монастырь может содержать на свои средства,с назначением для сего монастыря настоятельницы в сане игумении, притча из двух священников и двух псаломщиков.»Прежде всего был заложен огромный «в византийском стиле» двухэтажный пятиглавый собор. Его строительство велось по проекту воронежского губернского архитектора Александра Кюи (1824-1909гг.), который вскоре стал автором проекта монументального Владимирского собора в Воронеже в память 900-летия крещения Руси.

Строительство монастырского храма Марии Магдалины шло быстро, его возвели за два года. Собор имел (как и теперь имеет) шесть престолов: три в нижнем храме и три в верхнем. Наиболее почитаемой иконой стал Тихвинский образ Божией Матери «в сребропозлащенной ризе». Тихвинский придел — и теперь центральный в нижнем храме собора. По воле завещательницы Марии Охотниковой ее прах и прах ее родителей перенесли из сельской Знаменской церкви в склеп под собором.

Каменной колокольни при храме никогда не имелось,ее заменяла деревянная, с правой стороны, звонница,на которой висело 7 колоколов. Самый большой весил 103 пуда и…1 фунт. Построили и трапезную, и училище для девочек-сирот. Попечительницей богоугодного заведения являлась игуменья монастыря.Со временем это училище стало значимым образовательным центром всей округи. А монастырь к началу двадцатого века сделался процветающим и многолюдным. В нем жили больше ста сестер. 9 монашеских корпусов,хлебопекарня и просфорня, сапожная мастерская, сараи, баня — чего только не было на его территории. Высокая стена из красного кирпича толщиной более полуметра в форме прямоугольника с двумя вратами ограждала обитель. «Красные» ворота в западной части стены поражали архитектурным великолепием. За воротами теснились хозяйственные, конные и скотные дворы, гостиница для богомольцев и странноприимный дом, ветряная мельница, два хутора на монастырских землях и подворье в Ливнах. По праздникам, когда у ворот громоздились телеги богомольцев, здесь просто яблоку негде было упасть! Огромную территорию занимал монастырский сад. Старожилы села вспоминают о том, что «в саду все дорожки песочком присыпаны были», а когда сад цвел, то был «весь словно молоком облитый». Гудение пчел, сладкоголосие птиц, белизна цветов и их благоухание делали его как бы подобием сада райского. Липовые и березовые аллеи, необхватные дубы, зеркально чистые пруды, в которых плескалась рыба, а дно… было выложено кирпичем(!), знаменитый монастырский колодец, воду из которого черпала вся округа, — все создавало впечатление незыблемой гармонии.

Интересно при этом то, что в записке игуменьи Марии (Боевой) в Орловское церковное историко-археологическое общество «О состоянии монастыря»(в начале двадцатого столетия) было отписано: «по краткости открытия монастыря в нем никаких событий не происходило». «События» развернутся несколько позже.

Разгром

станица роговская женский монастырь марии магдалины. Смотреть фото станица роговская женский монастырь марии магдалины. Смотреть картинку станица роговская женский монастырь марии магдалины. Картинка про станица роговская женский монастырь марии магдалины. Фото станица роговская женский монастырь марии магдалиныНакануне открытия монастыря Орловский губернатор Боборыкин направил в Департамент полиции доношение, в котором высказал сомнение в целесообразности открытия. Губернатор ссылался на то, что вся округа, куда ни глянь, заселена сплошною массою народа православного, «в большинстве зажиточного и спокойного и к церкви весьма усердного», что храмов вокруг и без того много, а на богомолья в монастыри народ религиозный издавна привык ходить в Воронеж и Задонск…» Все изложенное служит указанием, — писал губернатор, — что устройство женского монастыря в селе Никольском не вызывается ни нравственно-религиозным упадком жителей, ни борьбой с безверием», ни вообще чем-либо еще. Пройдет совсем немного лет и станет очевидно, как глубоко заблуждался в своих оценках реальности губернатор. Многие заблуждались. Таких благодетелей как Мария Охотникова никогда не бывало много. А тех, кто понимал, к чему дело идет, оказалось и того меньше.

«С осени Ливенский Марие-Магдалиненский монастырь стал подвергаться враждебным набегам окружающего населения: вырубался монастырский лес, воровались с огорода овощи и оскорблялись сестры монастыря. 4 ноября сельские комитеты местных деревень, явившись в монастырь, вызвавши сестер из храма,объявили молодым сестрам разойтись и, отобрав скот и хлеб, удалили солдат охраняющих монастырь. Комитеты заявили настоятельнице монастыря игумении Магдалине, что они сами будут управлять монастырем.Настоятельница ввиду опасности для жизни принуждена была уехать из монастыря. Но и после этого враждебное отношение крестьян к монастырю не прекратилось.

«Сеющие слезами…»

станица роговская женский монастырь марии магдалины. Смотреть фото станица роговская женский монастырь марии магдалины. Смотреть картинку станица роговская женский монастырь марии магдалины. Картинка про станица роговская женский монастырь марии магдалины. Фото станица роговская женский монастырь марии магдалиныЕсли монахини и предпринимали попытки вернутся в родной монастырь, то случившееся вскоре чрезвычайное происшествие вынудило их оставить всякие надежды на возрождение обители в обозримом будущем. В августе 1918 года в соседнем с Никольским селе Кривцово-Плота вспыхнуло восстание против большевиков. Толпы повстанцев штурмом взяли Ливны, частью перебив, частью вытеснив из города красноармейский гарнизон. Но вскоре, конечно же, были разбиты. Сотни крестьян погибли, были расстреляны в соответствии с телеграммой Ленина, который потребовал беспощадного подавления Ливенского восстания. Священников монастыря Марии Магдалины расстреляли неподалеку от города Ливны, в лесу.

…Их было двое:батюшка Димитрий, старенький, и батюшка Михаил, молодой. Священники уже знали, что их ждет. Много людей собралось на последнюю службу. Не только женщины и дети,но и мужчины плакали, иные угрюмо опустили головы и будто прислушивались к чему-то.К чему-то неизбежному? Отец Димитрий стал говорить: «Тому должно быть. Нас не будет. Но придет время, и все будет восстановлено. Но едва ли кто из этих детей доживет до восстановления. Отсилы один-двое доживут…» И показал рукой на одну из рядом стоявших девочек.

Сбылось предсказание священника-мученика. Девочка, на которую он указал, Елена Франц дожила до восстановления и смогла многое рассказать о монастыре ее детства.

Горькая участь постигла насельниц монастыря, почти всех отправили в тюрьмы и ссылки, да не все вернулись. Елена Шаталова и Евгения Анисимова были отданы на воспитание в монастырь в младенческом возрасте. Девочки остались без родителей, и мамой для них стала настоятельница матушка Магдалина. Когда повзрослели приняли постриг с именами Елена (Елена) и Рафаила (Евгения). А когда начались репрессии, и мужики хотели увезти в тюрьму матушку игуменью Магдалину, Елена и Рафаила без страха просили: «Заберите нас вместо матушки». Сестры молодые, крепкие, большевикам нужны были рабочие руки, и их забрали. Из тюрьмы они писали письма: «Очень тяжело.Если мы не выполним дневную норму,то нам — голодный стол. Очень много людей здесь поумирало. «Одна из них умерла в тюрьме, а другая вернулась и похоронена в Никольском.

Несколько сестер проживали в Никольском вплоть до семидесятых годов прошлого века. В эпоху безбожия открыто исповедовали православную веру. Надежда Васильевна и Анатолий Митрофанович Анисимовы рассказывали: «Их было немного:старенькая монахиня Пантелеимона, матушки Анисия, Никодима, Екатерина поселились в стареньком домике в селе. Домик маленький, под солому: комната, сенцы, печка. И всюду иконы. Односельчане им помогали, но начальство их не любило. Был случай, в пятидесятых годах на Пасху местный парторг и один из учителей школы топтали «пасочки». Потом обоих парализовало и один из них вскоре умер. Матушка Пантелеимона ходила с палочкой.Мужчины шапки снимали, когда ее видели. Потом матушка заболела и умерла. Скандал вышел, потому что на ее похороны пришло столько народа, что повсюду работа остановилась.»

«Матушка Пантелеимона от всех болезней исцеляла,- рассказывала Елена Франц,- я маленькая из окна упала, после этого по ночам просыпалась, кричала. Мама меня к матушке Пантелеимоне водила. Она меня какой-то иконой лечила, и у меня все прошло.»

Но шрам на сердце от того, что Елена видела в детстве остался на всю жизнь. Эта боль не прошла. Она вспоминала: «Когда снимали иконы в верхнем храме, много людей пришли, и все плакали. Привели столяра Трофима. Снять нужно было очень аккуратно, ничего не повредить. Прошел слух, что иконы уже продали за границу. Крест над иконостасом был очень высоко, под самым куполом. Принесли лестницу. Трофим подошел, посмотрел, положил три поклона и говорит:»Господи, я не достоин крест снимать, но если я дотронусь до креста, разрази меня мигом оттуда. «И полез по лестнице. Только за крест взялся, его сразу же оттуда и столкнуло. И рухнул он прямо на деревянный пол. Решили,что разбился. А он очнулся и говорит: «Отойдите от меня». Сам, без помощи встал и вышел. И после этого еще долго жил. Вместо него других привели.Комсомольцы крест и все иконы сняли. А люди стояли да слезы проливали.»
На другой день вскрыли фамильный склеп Марии Охотниковой, ее матери и отца.

Воскресение

станица роговская женский монастырь марии магдалины. Смотреть фото станица роговская женский монастырь марии магдалины. Смотреть картинку станица роговская женский монастырь марии магдалины. Картинка про станица роговская женский монастырь марии магдалины. Фото станица роговская женский монастырь марии магдалиныВ 1995 году в обедневшем и опустевшем за семьдесят с лишним лет Никольском состоялся сельский сход.Глава администрации Русанов обратился к потомкам тех, кто когда-то своими руками создавал этот монастырь. Он сказал:
— Старожилы помнят первозданную красоту монастыря и его храма, огромный сад, красивую ограду, чистоту и порядок,кропотливый и упорный труд монахинь, прекраснейший монастырский хор, школу и богадельню для обездоленных. Красивейший архитектурный памятник, храм Марии Магдалины, бывший гордостью села и всего района, ныне являет себя поруганным,обезглавленным… Монастырский пруд превращен в грязную лужу, территория после дождя непроходимая. Уцелевшие монастырские постройки ветхие и если не принять мер, полностью разрушатся. Поруганный храм стоит на самом высоком месте села как укор всем нам, как молчаливый монумент нашей жестокости, нашего безумия! …Предлагаю восстановить историческую справедливость. Восстановить храм всем миром,вернуть собственность (хотя бы оставшуюся) монастырю,материально помочь.

По благословению архиепископа Орловского и Ливенского Паисия восстановление монастыря начал священник Николай Мальцев. Он организовал местных жителей и православных из города Ливны.Окрестные колхозы стали давать коров и корма.Особенно помогали учителя местной школы.

В сентябре 1995 года из Белгородской епархии в обитель приехала монахиня Киприана (Шишкина). Вскоре она стала первой настоятельницей возрождающейся обители. Матушка и по заводам за поддержкой ездила, и по рынкам с кружкой для сбора пожертвований сама ходила. Хотела, чтобы «сестры были настоящие», и в монастырь потянулись послушницы. Настоятельница говорила: «Здесь хозяйка не я, а Матерь Божия и Мария Магдалина».

Служили в холодном храме. В игуменском корпусе до приезда насельниц была контора с обшарпанными стенами без отопления, и сестрам приходилось обогреваться самодельными каминами. Средств не было совсем, и матушка обращалась к жителям Ливен с просьбой о помощи. Однажды в Ливнах монахиня Киприана встала на колени посреди площади, что перед храмом, простерла руки к людям: «Люди добрые, помогите монастырю! такая святыня пропадает!»

Помогали не только живущие,за монастырь молились усопшие. Когда служили первую панихиду на месте бывшего монастырского кладбища, где установили символическую гробницу в память всех сестер обители, произошло удивительное. Десятилетний мальчик-алтарник видел как при звуках молитвы вся территория монастыря стала заполнятся людьми в монашеских одеяниях, в апостольниках, в камилавках, длинных мантиях.Они стояли за гробницей, напротив живых, и их лица были неясны. «Это наши братья и сестры незримо для нас присутствовали на панихиде, — сказала тогда матушка Киприана,- а ребенок своими духовными очами увидел это.»

Настоятельница монахиня Киприана, духовник обители иеромонах Герасим, монахиня Иоанна и послушница Юлия погибли в автокатастрофе 4 ноября 1998 года. Незадолго до этой трагедии обновилась монастырская икона Знамения Пресвятой Богородицы. Первая настоятельница и сестры погребены в обители, за алтарем собора…

Жизнь скоротечна. Душа прозревает это в затерянном для мира монастыре в бескрайней лесостепи, на границе Орловской, Курской, Воронежской и Липецкой областей, в средоточии русской ментальности,русского смысла в его бунтарстве и набожности,долгом падении и слезном покаянии. Этот загадочный смысл непостижимым образом (конечно промыслительно!) оказался связан с историческими событиями почти двухтысячелетней давности,с личностью святой Марии из Магдалы и ее свидетельством о воскресении Христовом в древнем и в новом мире.

Душа прозревает…и ей вожделенны
Сокровища духа,призывы Небес.
Она прозревает:земное все тленно,
Все — гордость житейская,похоть очес…

Женский монастырь, конечно, особенно нуждается в помощи. Надо благоустроить святой источник Покрова Божией Матери, целебная вода которого, по свидетельству многих паломников помогает при самых разнообразных недугах, а особенно при заболеваниях ног.Возвести надвратный храм во имя великомученика Георгия Победоносца, защитника слабых и покровителя воинов. В обители немало неотложных дел. На послушаниях и в молитве проходит время насельниц. К горнему Иерусалиму, городу Воскресения устремлены их дела, молитва и воля.

День 17 октября 2010 года стал началом новейшего периода истории монастыря. На рассвете вокруг собора прошел крестный ход и совершилось великое освящение главного престола храма Марии Магдалины. Этого события ждали 15 лет,со дня возобновления обители в 1995 году. Совершив освящение и литургию, Высокопреосвященный Пантелеимон, архиепископ Орловский и Ливенский приветствовал собравшихся под высокими сводами храма пасхальной вестью:
— Христос воскресе! Сегодня этот храм заново освящен, и это означает, что он воскрес для новой благодатной жизни, которая с этого дня будет преизобиловать в нем. Благодать Божия будет внимать каждому, кто преклонит здесь колена сердца своего пред Господом.Он любит тех, кто отвечает на Его любовь. Было время, когда здесь, на святом месте поселился дух смерти, который опустошил храмы наших сердец. И вот он изгнан. Навсегда или до нового всеразрушающего вихря. Но сегодня вы видите этот прекрасный и светлый храм, этот корабль спасения, который плывет наперекор всем бурям истории. Отсюда, из этого святого храма благодать Божия будет изливаться на это село, на этих детей, преизобиловать в каждом благом начинании сестер святой обители и умножаться в стране и в мире. Воистину воскресе Христос!

Всем предстоящим и молящимся пропели «многая лета», все разделили монастырскую трапезу. Что добавить еще для пользы паломников и благодетелей монастыря? К Марии Магдалине обращаются особо те,кто больше других подвержен греховным соблазнам и демонским козням. Ей молятся об обращении неверующих, о защите от бесовских нападений, колдовства и чародейства, о прощении семи смертных грехов, в том числе греха аборта.День памяти святой и престольный праздник обители каждый год 4 августа по новому стилю.

В монастыре много святынь: чудотворная икона Знамения Божией Матери, образ Марии Магдалины с частицей ее мощей, распятие с цастицей Животворящего Креста Господня, икона с мощами преподобных старцев Оптинских, частицы мощей Киево-Печерских святых, преподобной Евфросиньи Полоцкой,блаженной Матроны Московской, преподобномученицы Великой княгини Елисаветы и многих других святых.

Через них Господь укрепляет в вере. А вера НЕ ПОМОГАЕТ ЖИТЬ, она и есть ЕДИНСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ. Ибо Христос воскресе!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *