срок обучения в техникуме в ссср
Срок обучения в техникуме в ссср
от 22 января 1969 года N 65
Об утверждении Положения о средних специальных учебных заведениях СССР
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80
____________________________________________________________________
Совет Министров Союза ССР
1. Утвердить прилагаемое Положение о средних специальных учебных заведениях СССР.
Председатель
Совета Министров Союза ССР
А.Косыгин
Управляющий Делами
Совета Министров СССР
М.Смиртюков
УТВЕРЖДЕНО
постановлением
Совета Министров СССР
от 22 января 1969 года N 65
ПОЛОЖЕНИЕ
о средних специальных учебных заведениях СССР
Раздел I. Общие положения
1. Среднее специальное образование в СССР осуществляется бесплатно, на началах равного для всех граждан СССР права на образование, независимо от расы, национальности, пола, имущественного и социального положения, вероисповедания, на основе широкого развития национальной по форме и социалистической по содержанию культуры народов СССР.
2. Среднее специальное образование в СССР осуществляется через техникумы, училища, школы и другие средние специальные учебные заведения.
Подготовка специалистов в средних специальных учебных заведениях может проводиться по дневной (с отрывом от производства), вечерней и заочной (без отрыва от производства) формам обучения.
3. Главными задачами средних специальных учебных заведений являются:
подготовка квалифицированных специалистов со средним специальным образованием, имеющих необходимые теоретические знания и практические навыки по специальности, а также знания в объеме средней общеобразовательной школы, воспитанных в духе марксизма-ленинизма, советского патриотизма, дружбы народов и пролетарского интернационализма, обладающих навыками организации массово-политической и воспитательной работы;
постоянное совершенствование качества подготовки специалистов с учетом требований современного производства, науки, техники, культуры и перспектив их развития;
воспитание у учащихся чувства долга и готовности к защите социалистической Родины;
физическая подготовка и осуществление мероприятий по укреплению здоровья учащихся.
4. Подготовка специалистов в средних специальных учебных заведениях осуществляется по специальностям, утвержденным Министерством высшего и среднего специального образования СССР по согласованию с Госпланом СССР.
Сроки обучения по каждой специальности устанавливаются Министерством высшего и среднего специального образования СССР в соответствии с действующим законодательством.
5. Средние специальные учебные заведения находятся в подчинении соответственно министерств и ведомств СССР, министерств и ведомств союзных республик.
Учебно-методическое руководство средними специальными учебными заведениями министерства и ведомства осуществляют на основе общих положений, разрабатываемых Министерством высшего и среднего специального образования СССР.
6. Средние специальные учебные заведения организуются, реорганизуются и ликвидируются министерствами и ведомствами по согласованию с Министерством высшего и среднего специального образования СССР.
Порядок организации и закрытия филиалов и учебно-консультационных пунктов, введения и ликвидации специальностей в средних специальных учебных заведениях устанавливается Министерством высшего и среднего специального образования СССР по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами.
Средние специальные учебные заведения, их филиалы, отделения организуются, а специальности вводятся только при наличии учебно-материальной базы и преподавательского состава, необходимых для обеспечения выполнения соответствующих учебных планов, программ и подготовки квалифицированных специалистов.
Средние специальные учебные заведения осуществляют подготовку специалистов по родственным специальностям.
Для организации обмена опытом учебно-методической и воспитательной работы в средних специальных учебных заведениях и координации их деятельности определяются базовые техникумы. Порядок определения и организации работы базовых техникумов устанавливается Министерством высшего и среднего специального образования СССР.
7. Средние специальные учебные заведения имеют право:
разрабатывать учебно-методическую документацию и учебные пособия;
разрабатывать предложения по дальнейшему совершенствованию учебно-воспитательной и методической работы и вносить их на рассмотрение вышестоящих органов;
проводить в порядке, устанавливаемом Министерством высшего и среднего специального образования СССР, педагогические эксперименты;
обмениваться опытом учебно-воспитательной и методической работы с другими учебными заведениями страны;
изготавливать в учебных целях силами учащихся и квалифицированных рабочих в учебно-производственных мастерских, цехах, учебно-производственных хозяйствах, действующих на правах структурных подразделений учебного заведения, продукцию и реализовывать ее в установленном порядке;
заключать хозяйственные договоры с предприятиями, организациями и учреждениями на проведение экспериментально-конструкторских работ силами преподавателей с привлечением учащихся и других работников среднего специального учебного заведения;
расходовать в установленном порядке прибыль от реализации продукции, выпускаемой хозрасчетными учебно-производственными мастерскими, цехами, учебно-производственными хозяйствами, а также прибыль, полученную от экспериментально-конструкторских работ, на расширение материальной базы среднего специального учебного заведения сверх ассигнований по планам капитальных вложений, на приобретение оборудования и для создания и расширения спортивных сооружений и оздоровительно-спортивных лагерей;
организовывать в установленном порядке курсы по подготовке к поступлению в средние специальные учебные заведения;
организовывать в установленном порядке по поручению министерств, ведомств, в подчинении которых они находятся, курсы повышения квалификации руководящих работников и специалистов отраслей народного хозяйства по специальностям, соответствующим профилю учебного заведения.
8. Средние специальные учебные заведения, осуществляющие подготовку специалистов по заочной форме обучения, имеют право разрабатывать и по поручению Министерства высшего и среднего специального образования СССР издавать учебные программы, методические указания, задания для учащихся и другую учебно-методическую документацию, минуя издательства.
9. Средние специальные учебные заведения осуществляют постоянную связь со своими выпускниками, изучают их производственную деятельность и на основе ее анализа совершенствуют работу по обучению и воспитанию учащихся.
10. Каждое среднее специальное учебное заведение имеет устав, разрабатываемый на основе настоящего Положения и утверждаемый министерством или ведомством, в подчинении которого оно находится.
Типовые правила внутреннего распорядка средних специальных учебных заведений утверждаются Министерством высшего и среднего специального образования СССР по согласованию с ВЦСПС.
Правила внутреннего распорядка среднего специального учебного заведения разрабатываются и утверждаются директором по согласованию с профсоюзными организациями среднего специального учебного заведения на основе указанных Типовых правил.
11. Средние специальные учебные заведения во всей своей деятельности обязаны соблюдать социалистическую законность и государственную дисциплину.
Раздел II. Учащиеся средних специальных учебных заведений
Прием в средние специальные учебные заведения производится в соответствии с правилами, утверждаемыми Министерством высшего и среднего специального образования СССР.
13. Учащиеся средних специальных учебных заведений имеют право:
пользоваться бесплатно лабораториями, кабинетами, аудиториями, читальными залами, библиотеками и другими учебными и учебно-вспомогательными учреждениями, а также спортивными базами, сооружениями, инвентарем и оборудованием среднего специального учебного заведения;
участвовать через общественные организации среднего специального учебного заведения в обсуждении вопросов совершенствования учебного процесса, организации производственной практики, технического творчества учащихся, а также вопросов успеваемости, трудовой и учебной дисциплины, назначения стипендий, распределения мест в общежитиях и других вопросов, связанных с учебой и бытом учащихся;
участвовать в экспериментально-конструкторской работе.
Учащиеся участвуют в общественной жизни коллектива учебного заведения, в работе спортивных секций, клубов и кружков, в художественной самодеятельности.
Учащиеся, успешно занимающиеся в вечерних и заочных средних специальных учебных заведениях (отделениях), имеют право на дополнительные отпуска по месту работы и другие установленные льготы.
14. Учащиеся средних специальных учебных заведений обязаны:
систематически и глубоко овладевать теоретическими знаниями и практическими навыками по избранной специальности;
глубоко овладевать марксистско-ленинской теорией и повышать свой культурный уровень;
посещать обязательные учебные занятия и выполнять в установленные сроки все виды заданий, предусмотренные учебным планом и программами;
активно участвовать в общественно полезном труде в учебном заведении и на производстве;
соблюдать правила внутреннего распорядка и нормы социалистического общежития.
15. Учащиеся средних специальных учебных заведений обеспечиваются в установленном порядке стипендией и общежитием.
16. За успехи в учебной и общественной работе для учащихся устанавливаются различные меры поощрения.
17. За нарушение учебной дисциплины, правил внутреннего распорядка и социалистического общежития к учащимся могут быть применены дисциплинарные взыскания, предусмотренные Типовыми правилами внутреннего распорядка средних специальных учебных заведений. Исключение учащихся из среднего специального учебного заведения производится приказом директора после обсуждения на педагогическом совете.
18. Учащиеся средних специальных учебных заведений, обучающиеся по дневной форме обучения, в процессе прохождения производственной практики для закрепления теоретических знаний и профессиональных навыков должны работать на рабочих местах, соответствующих профилю подготавливаемых специалистов.
Учащиеся средних специальных учебных заведений, обучающиеся по вечерней и заочной формам обучения, до защиты дипломного проекта или сдачи государственных экзаменов должны иметь стаж работы не менее года по специальности, по которой они обучаются, или по профессии, близкой к ней.
19. Учащиеся среднего специального учебного заведения, выполнившие все требования учебного плана и программ, допускаются к защите дипломного проекта или сдаче государственных экзаменов Государственной квалификационной комиссии, действующей в установленном порядке.
20. Учащимся, защитившим дипломный проект или сдавшим государственные экзамены, решением Государственной квалификационной комиссии присваивается квалификация в соответствии с полученной специальностью, выдаются диплом и нагрудный знак установленного Министерством высшего и среднего специального образования СССР образца.
Учащимся, имеющим оценку «5» не менее чем по 75 процентам предметов учебного плана и по поведению и оценку «4» по остальным предметам и защитившим дипломный проект или сдавшим государственные экзамены с оценкой «5», а также проявившим себя в общественной работе, выдается диплом с отличием.
Получившие диплом с отличием могут быть включены в число кандидатов (в пределах 5 процентов выпуска) для поступления без трехлетнего стажа работы по специальности в высшее учебное заведение на условиях, установленных для лиц, окончивших среднюю общеобразовательную школу с золотой медалью.
Удостоверение о включении окончивших среднее специальное учебное заведение в число указанных кандидатов (в пределах 5 процентов выпуска) выдается директором в соответствии с рекомендацией Государственной квалификационной комиссии и общественных организаций учебного заведения.
21. Окончившим средние специальные учебные заведения (отделения) с дневной формой обучения предоставляется работа по полученной в учебном заведении специальности в соответствии с Положением о персональном распределении молодых специалистов, утверждаемым Министерством высшего и среднего специального образования СССР.
Получившие диплом с отличием пользуются преимущественным правом при распределении на работу.
22. Граждане иностранных государств, проживающие на территории СССР, принимаются в средние специальные учебные заведения на общих основаниях.
Граждане иностранных государств, принятые в средние специальные учебные заведения СССР, пользуются правами и несут обязанности учащихся среднего специального учебного заведения, установленные настоящим Положением.
В тех случаях, когда международным соглашением, заключенным СССР с соответствующим иностранным государством, предусмотрено иное, применяются правила международного соглашения.
23. Учащимся среднего специального учебного заведения выдаются билет учащегося и книжка успеваемости установленного Министерством высшего и среднего специального образования СССР образца.
Раздел III. Преподаватели, учебно-вспомогательный и административно-хозяйственный персонал средних специальных учебных заведений
24. Преподавателями средних специальных учебных заведений назначаются лица, имеющие, как правило, соответствующее высшее образование.
Профессиональное и специальное образования в СССР
Каждый день с Красной площади с небольшими интервалами отправляются автобусы и везут приезжих на экскурсию по Москве. Много небылиц вам расскажут экскурсоводы. Расскажут они и о том, что московские школьники во время войны изготавливали изделия для подводных лодок.
И невдомёк добросовестно заучившему текст экскурсоводу, что школьники во время войны ходили в школу даже в осаждённом Ленинграде, а детали для фронта изготавливали не школьники, а учащиеся ремесленных училищ, так как изготовление деталей или даже целых узлов, изделий входило в программу их обучения.
Они их изготавливали и в мирное время, только не для производства вооружений, а для производства мирной продукции. Но миф о том, что во время войны школьники встали к станкам господствует в нашем недостаточно просвещённом обществе.
Не знают наши экскурсоводы, что для подготовки квалифицированных рабочих ещё в 1920 году были созданы фабрично-заводские ученичества (ФЗУ). Срок обучения в то время составлял 3-4 года, так как обучающиеся подростки в большинстве были малограмотными и поэтому профессиональное обучение сочеталось с общеобразовательным. По мере ликвидации в стране малограмотности срок обучения в зависимости от получаемой профессии составлял от 6 до 18 месяцев.
2 октября 1940 года был издан указ Президиума Верховного Совета СССР «О государственных трудовых резервах СССР».
Этим указом учреждались:
1) ремесленные училища с 2-летним курсом для подготовки квалифицированных рабочих — металлистов, металлургов, химиков, горняков, нефтяников и других профессий;
2) железнодорожные училища с 2-годичным сроком обучения для подготовки квалифицированных рабочих железнодорожного транспорта;
3) школы фабрично-заводского обучения с 6-месячным сроком обучения (ФЗО) для подготовки рабочих массовых профессий.
Учащиеся всех этих школ находятся на государственном иждивении (бесплатное обучение, обеспечение за счет государства питанием, одеждой, обувью, бельем, учебниками и учебными пособиями и общежитием). Для учащихся в ремесленных и железнодорожных училищах была предусмотрена форменная одежда.
Указ 2 октября 1940 г. установил, что ежегодно призывается (мобилизуется) от 800 тыс., до 1 млн. человек рабочей и колхозной молодежи для обучения в ремесленных и железнодорожных училищах и школах ФЗО. Окончившие эти школы обязаны проработать на государственных предприятиях 4 года с заработной платой на общих основаниях.
Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 2 октября 1940 г. для руководства подготовкой и распределением государственных трудовых резервов было создано Главное управление трудовых резервов при Совете Народных Комиссаров СССР, преобразованное в 1946 г. в Министерстве трудовых резервов Союза ССР. На местах созданы республиканские, краевые, областные и городские управления трудовых резервов.
Только во время Великой Отечественной войны в указанных учебных заведениях было подготовлено 2 млн. рабочих сложных и массовых профессий. Во время обучения ремесленные училища изготавливали продукцию оборонного значения.
О воспитании рабочих замечательный педагог А. С. Макаренко в одной из своих статей так конкретизировал задачу воспитания: «Мы желаем воспитать культурного советского рабочего. Следовательно, мы должны дать ему образование, желательно среднее, мы должны дать ему квалификацию, мы должны его дисциплинировать, он должен быть политически развитым и преданным членом рабочего класса. Мы должны воспитать у него чувство долга и понятие чести, иначе говоря, он должен ощущать достоинство свое и своего класса и гордиться им, он должен ощущать свои обязанности перед классом… Он должен быть веселым, бодрым, подтянутым, способным бороться и строить, способным жить и любить жизнь, он должен быть счастлив. И таким он должен быть не только в будущем, но и в каждый свой нынешний день».
Статья 45 Конституции СССР 1977 года гласила: «Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством: развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования».
Среднее специальное техническое образование выпускники школ республик СССР получали в техникумах. Принимали на учёбу в техникумы на конкурсной основе, поступающие сдавали приёмные экзамены по определённым видам предметов, изучаемых в школе. Техникумы были индустриальными, транспортными, сельскохозяйственными и других отраслей народного хозяйства. Срок обучения в техникумах составлял 4 года. Среднее специальное педагогическое, музыкальное, медицинское и др. виды среднего специального образования получали в училищах.
Учащимся техникумов и училищ во всех республиках государство ежемесячно выдавало стипендию. Иногородние и приехавшие из сельской местности учащиеся обеспечивались общежитием. Оканчивающие техникумы защищали дипломные проекты, а училища – сдавали государственные экзамены государственным квалификационным комиссиям. Выпускники школ и училищ имели право поступать в высшие учебные заведения после того, как не менее 3-х лет проработают на практической работе по своей специальности. Окончившие учебные заведения с отличием имели право поступать в высшие учебные заведения без отработки 3-х лет.
Выпускники техникумов работали техниками, мастерами производственных участков, в отдельных случаях начальниками цехов, выпускники педагогических училищ, как правило, преподавали в начальных классах школ, а музыкальных – в музыкальных школах. Медицинские училища подготавливали средний медицинский персонал для поликлиник и больниц республик страны.
Высшие учебные заведения, особенно университеты, являлись крупными научными центрами. Профессорско-преподавательский состав в них наряду с учебно-воспитательной работой вёл большую научную работу, в которой принимали участие и студенты. Почти во всех вузах имелись научные студенческие общества.
В 1975 году имелось 856 вузов (в т. ч. 65 университетов), в которых обучалось свыше 4,9 млн. студентов. Советский Союз по численности студентов на 10 тыс. населения значительно превзошёл такие развитые капиталистические страны, как Великобритания, ФРГ, Франция, Япония и мн. др.
Наибольшее количество студентов в 1975/76 учебных годах обучалось в вузах промышленности и строительства – 1950 тыс. чел. и просвещения – 1415,3 тыс. чел. Советское государство уделяло огромное внимание просвещению народа и на подготовку преподавателей тратило количество денежных средств соизмеримое с затратами на подготовку специалистов промышленности.
Фальсификаторы нашей истории не скажут о том, что в указанное время в высших и средних специальных учебных заведениях СССР обучались лица из 134 стран. В вузах и техникумах в 1975 обучалось 44 тыс. иностранных граждан; СССР ежегодно командировал за рубеж более 17 тыс. профессоров, преподавателей, аспирантов, студентов и принимал столько же из других стран.
Высшее образование выпускники школ получали в институтах и университетах. Принимали абитуриентов в институты и университеты на конкурсной основе в зависимости от набранных баллов при сдаче вступительных экзаменов. Количество поданных заявлений, как правило, во много раз превосходило количество мест. В результате при существовавшей системе в институты принимались самые одарённые дети.
Существовали льготы для отслуживших в армии, отработавших на производстве и для других категорий поступающих, но и при таких отступлениях система исключала поступление в высшие учебные заведения бездарных или не обладающих необходимыми знаниями абитуриентов. В каждом высшем учебном заведении сдавали вступительные экзамены в зависимости от профиля, но русский язык и литературу сдавали при поступлении в любой институт или университет.
В наше время платное обучение открыло в высшие учебные заведения дорогу посредственности, что, без сомнения, уменьшает профессиональный уровень педагогов, врачей, инженеров и работников других профессий, требующих высшего образования. Институты поставлены в условия, когда в школах решают, кого они должны принимать, а ответственность за качество подготовки специалистов возлагается на институт. Такие решения противоречат здравому смыслу и интересам общества.
В дореволюционной России только очень немногие женщины получали высшее образование на высших женских курсах и в нескольких общественных высших учебных заведениях. В университеты и казенные высшие технические учебные заведения женщины не допускались. Во всех республиках Советского Союза все высшие учебные заведения были одинаково открыты как для мужчин, так и для женщин. Уже в 1940-х годах каждая союзная республика имела свои университеты (один или несколько). В Украинской ССР их было 7, в Узбекской и Литовской ССР — по 2 и в остальных союзных республиках — по одному.
Статус университета в Советском Союзе присваивали очень немногим учебным заведениям. Особое место среди университетов СССР по своему историческому прошлому и той роли, которую он сыграл в культурном развитии нашей Родины, по числу и разнообразию факультетов, по количеству студентов и обилию высококвалифицированных профессоров занимал и занимает Московский университет имени М. В. Ломоносова.
В 1914 году в России было 95 высших учебных заведений, а в 1939 году в СССР – 750 высших учебных высших учебных заведения. Их количество продолжало расти в соответствии с потребностями народного хозяйства, просвещения, культуры в специалистах с высшим образованием.
В 1946 г. было образовано Министерство высшего образования. Все учебные заведения в организационном и учебно-методическом отношении подчинялись Министерству высшего образования. В хозяйственном и финансовом отношении большинство технических институтов подчинялось своему министерству. Например, министерству авиационной промышленности подчинялись авиационные институты. Это позволяло отраслевым руководящим производством министерствам в учебных заведениях больше учитывать потребности отрасли в специалистах нужного профиля, платить студентам более высокие стипендии и в целом выделять на процесс обучения больше средств.
Великая советская держава даже в самые трудные времена заботилась о будущем страны, её гражданах, её молодых людях.
Во время Великой Отечественной войны, несмотря на тяжелые условия, вызванные войной, советские высшие учебные заведения не прекратили, не нарушили своей работы по подготовке необходимых стране кадров для обеспечения фронта, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, здравоохранения, просвещения. Много высших учебных заведений было эвакуировано в глубь страны и продолжали свою учебную и научно-исследовательскую работу в новых местах.
В период с 1941/42 по 1945/46 учебные годы количество учащихся школ и студентов высших и средних специальных учебных заведений ежегодно возрастало. Число учащихся снижалось только в один из военных годов – в 1942 году.
Число школьников возросло от 17 млн. 765 тыс. до 17 млн. 966 тыс. школьников в 1943/44 году и 26 млн. 094 тыс. в 1945/1946 учебном году. Мной не приведены данные роста количества школьников в 1944/1945 учебном году, так как значительный рост количества школьников в этом учебном году был связан с приёмом в школу детей с семи лет, а до этого детей в школу принимали с восьми лет.
Число учащихся высших учебных заведений за военные годы возросло с 313 тыс. чел. до 730 тыс. чел., средних специальных учебных заведений – с 415 тыс. чел. до 1 млн. 8 тыс. чел.
За годы Великой Отечественной войны наша высшая школа выпустила 182,6 тыс. высококвалифицированных специалистов.
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»