сретенский монастырь в москве история создания
Сретенский монастырь в москве история создания
Как повествуют летописи, летом 1395 года русские степные дозоры доложили о подготовке вражеского войска к вторжению в Московскую землю. Страшный завоеватель, хан Тимур-Тамерлан ворвался в русские пределы, полонил и разорил Рязань, потом захватил Елец и направился к Москве, опустошая все вокруг. Полчища Тамерлана дошли до Дона. Ужасом были объяты жители столицы, зримо представляя ту страшную участь, которая ждала их.
Но Тимур-Тамерлан был особым завоевателем даже среди этих восточных деспотов.
В 1391 году он разбил близ Волги хана Золотой Орды Тахтамыша, а в 1395 на реке Терек окончательно уничтожил его войска. Впоследствии, в 1402 году, он наголову сокрушил султана Баязида Йилдырыма, того самого, который разбил сербов и крестоносцев. По преданию, Тимур возил плененного султана Баязида в клетке и с этой клеткой садился на боевого коня.
С такой поистине смертельной ратью, возглавляемой прославленным полководцем, теперь предстояло встретиться немногочисленным русским войскам. Только несколько лет прошло со времени Куликовской битвы, победа в которой была невелика по масштабам, но имела важнейшее значение для становления земли Русской. Еще народ не успел оправиться от тяжелейших потерь недавней войны. Москва как центр единения Русских земель, как центр Православия подвергалась ужасной угрозе. Стоял вопрос погибели не только Москвы, но и всей Руси.
Отправлено было во Владимир духовенство московского Успенского собора. После литургии и молебна в праздник Успения Пресвятой Богородицы духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло ее к Москве.
Православный народ, стоя по обеим сторонам дороги, с усердием молилися: «Матерь Божия, спаси Землю русскую!» 26 августа (8 сентября по новому стилю) произошла встреча иконы: крестный ход, возглавляемый святителем Киприаном, митрополитом Московским, неподалеку от Кремля принял чудотворный образ из рук владимирского духовенства. Владимирская икона была торжественно перенесена в кремлевский Успенский собор.
В тот самый час, когда жители Москвы встречали икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг, как повествуют русские и татарские летописи, он увидел во сне гору великую, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Величественная Жена. Грозно повелела она Тамерлану оставить пределы Руси.
В память избавления от врага на месте встречи («сретения» по-славянски) чудотворного образа Богородицы через два года был основан Сретенский монастырь. Ежегодно 26 августа сюда переносили Владимирскую икону крестным ходом из Успенского собора (это был главный праздник Москвы, исторический праздник города), а во время Отечественной войны 1812 года образ находился в обители постоянно.
До революции на территории монастыря находилось также кладбище, где были похоронены участники Отечественной войны 1812 года. Однако в советское время на месте священного для каждого русского человека погоста была возведена школа, и, как ни странно, с углубленным изучением именно французского языка.
Ныне Сретенский монастырь является одним из важных религиозных центров не только столицы, но и всей России. Монастырь насчитывает 40 насельников; ежедневно в соборе совершается Божественная служба.
Восстановление монастыря далеко не закончено, однако уже теперь монастырская территория является оазисом тишины и духовной красоты посреди шума и сутолоки московского центра. Не в последнюю очередь этому способствуют окружающие обитель новые белокаменные стены, которые прекрасно вписались в облик Первопрестольной. Практически завершено восстановление собора в честь Владимирской иконы Богоматери; в его иноностасе, написанном по древнему канону, можно увидеть настоящие шедевры современной иконописи: например, образ «Снятие пятой печати» или современный список чудотворной Владимирской иконы. Главной святыней монастыря являются мощи священномученика Илариона (Троицкого), перенесенные из Санкт-Петербурга в мае 1999 года.
В 1997 году монастырь отметил свое 600-летие. А за два года до этого в праздничный день 8 сентября в монастырь на два дня была принесена из Государственной Третьяковской галереи Владимирская икона Божией Матери. В крестном ходу тогда, несмотря на сильный дождь, участвовало более тридцати тысяч человек.
В том же 1997 году в Сретенском монастыре был создан Московский центр по изучению Туринской Плащаницы.
Осенью 1999 года начались занятия в Сретенском высшем православном училище. Преподавание ведется по двум специальностям: «Православное богословие» и «Апологетика». Лекционные курсы ведут преподаватели из Московской Духовной академии, Российской академии наук, Московского государственного университета, столичное духовенство.
У Сретенского монастыря также имеется два скита: мужской и женский. Первый, во имя преподобного Серафима Саровского, находится в Рязанской области, на месте восстановленной обителью усадьбы Красное. Этот скит представляет собой круглую каменную крепость с кельями, домовой церковью, огородами и прудом. В Серафимовском скиту располагается и братское кладбище Сретенского монастыря.
Второй скит, во имя пророка Божия Илии, находится в Московской области. Шесть насельниц ежедневно вычитывают уставные службы в домовой церкви, следят за монастырским хозяйством, а также ведут издательскую работу.
Сретенский монастырь: Прошлое и настоящее
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь — древнейшая православная обитель, расположенная на удивительном месте. Более шестисот двадцати лет назад здесь произошло событие, которое верующие люди, не сомневаясь, называют чудом. Заступничеством Пресвятой Богородицы русские земли были спасены от нашествия Тамерлана.
Сегодня Сретенский монастырь — важнейший духовный центр России. Брошюра, выпущенная издательством монастыря к 25-летию возрождения обители после ее закрытия в 1926 году, знакомит читателя с историей монастыря, его возрождением, строительством нового собора и жизнью сегодня.
Из истории. В 1395 году полчища жестокого и беспощадного завоевателя Тамерлана приближались к Москве, силы были не равны. Митрополит Киприан, призвав москвичей к всенародному посту и усердной молитве, повелел принести из Владимира в Москву величайшую святыню Русской земли — чудотворную икону Божией Матери. Десять дней величественным крестным ходом несли икону в столицу, и вдоль всего пути люди выходили навстречу и, опускаясь на колени, молили: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!» 26 августа показались стены Кремля. Вся Москва, от мала до велика, вышла на Кучково поле встречать святыню. В едином молитвенном порыве соединились сердца людей. И Матерь Божия не посрамила этой великой веры и надежды. Предание рассказывает, что в то время, когда москвичи молились перед чудотворным образом, хан задремал у себя в шатре. Во сне ему привиделась Светозарная Жена, окруженная множеством крылатых воинов. Грозно взирая на хана, Она повелела ему оставить русские земли. Тамерлан отдал приказ об отступлении и увел свое войско на юг, покинув пределы Руси.
Вскоре на том месте, где москвичи встречали святой образ, была заложена деревянная церковь во имя встречи (по-славянски — сретения) Владимирской иконы Божией Матери, а в 1397 году здесь был основан Сретенский монастырь. День 26 августа (8 сентября по н. ст.) празднуется с тех пор как день спасения Москвы от нашествия Тамерлана.
Сретенский монастырь к началу XX века. Первые послереволюционные годы жизни Сретенского монастыря связаны с именем выдающегося богослова, пламенного проповедника и защитника Церкви священномученика Илариона (Троицкого). Владыка, любимый и почитаемый церковным народом, часто служил в Сретенском монастыре. Служил здесь и патриарх Тихон. Незадолго до закрытия монастыря, в 1925 году, здесь принял иноческий постриг пятнадцатилетний Сергей Извеков, будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен. В начале 1926 года Сретенский монастырь был закрыт.
Новая история Сретенского монастыря. В1991 году собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Церкви. В 1994 году здесь было открыто подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, преобразованное в 1995 году указом Святейшего Патриарха в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, наместником которого был назначен игумен Тихон (Шевкунов, с 17 мая 2018 года митрополит Псковский и Порховский). 8 сентября 1995 года исполнялось 600 лет со дня встречи чудотворного образа Богородицы на Кучковом поле. Этот день стал днем духовной радости для всех верующих москвичей. После переговоров с дирекцией Третьяковской галереи было получено разрешение привезти Владимирскую икону в день праздника в монастырь для поклонения.
На страницах брошюры можно почитать и о восстановлении монастыря, и о его святынях, главной из которых являются мощи священномученика Илариона (Троицкого). Отдельные разделы посвящены восстановлению единства Русской Церкви. Описана монашеская жизнь в обители, в Серафимовском скиту. С 2003 года монастырь оказывает помощь школе-интернату, находящемуся в городе Михайлове, в котором воспитываются около ста детей-сирот и детей из неполных и неблагополучных семей.
В Сретенском монастыре находятся редакции крупнейшего православного книжного издательства и известного интернет-портала «Православие.Ru». В 2002 году при монастыре открыта Сретенская духовная семинария. Рассказывая о Сретенском монастыре, нельзя не упомянуть его хор — один из самых известных в Русской Православной Церкви. В стенах обители располагается и Патриарший совет по культуре, созданный в марте 2010 года, его председатель — наместник Сретенского монастыря, ныне митрополит Псковский и Порховский Тихон (Шевкунов). С 2014 года в монастыре работают просветительские курсы «Православие».
Важным событием новейшей истории монастыря стало строительство в 2017 году нового храма — в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской. Не только необходимость увеличить пространство для богослужений подвигла наместника и братию к решению построить этот собор. Все они понимали, что, став насельниками Сретенского монастыря, расположенного на Большой Лубянке, они оказались в месте, освященном исповедническим подвигом святых XX века, нашедших в себе силы противостать безбожной смуте и бесстрашно свидетельствовать о Христе.
Сретенский монастырь является одним из важнейших духовных центров не только Москвы, но и всей России. Уже много лет ежедневно, без выходных братия и наместник монастыря трудятся, созидая и украшая не только дорогую им святую обитель, но и души людей, приходящих сюда за молитвенной помощью и духовным утешением. Да благословит Господь эти нелегкие труды, ведь именно о таких, как они, сказано в древней книге псалмов: И будет яко древо, насажденное при исходищих вод, еже плод свой даст во время свое, и лист его не отпадет, и вся, елика аще творит, успеет (Пс. 1, 3).
Сверните с шумной Большой Лубянки в тихий двор монастыря и убедитесь в этом сами.
Книгу можно приобрести:
в отделе оптовых продаж Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Самокатная, д. 3/8, стр. 15
тел.: +7 (495) 628-82-10, +7 (495) 621-86-40)
в магазине Сретенского монастыря (г. Москва, ул. Большая Лубянка д.17,
тел.: +7 (495) 150-19-09)
в интернет-магазине «Сретение» с доставкой по России и странам ЕАЭС.
История одной обители. Сретенский монастырь в Москве
Несколько лет назад, рисуя маршрут прогулки по Москве, мне предстояло решить нерешаемое. Увидеть музеи или дворцы? Посетить храмы? Новые парки? Или остановиться на смотровых площадках — с них город смотрится на загляденье дивно.
Благо, в нашей прекрасной столице все это можно совместить. Причем, часто неожиданно — и от этого еще более приятно. Уверена, большинство москвичей и гостей города пробегут мимо, мимоходом отметив блестящие купола, мелькающие среди зелени листвы. Что за каменными стенами скрывается бесценное сокровище, мало кому известно.
Сретенский мужской монастырь — небольшой, уютный, почти домашний. Одна из древнейших и самых интересных исторических святынь Москвы сумела остаться открытой и доброжелательной — как к постоянным прихожанам, так и к случайно нагрянувшим гостям. Гулять, любоваться, фотографировать можно везде, что делает визит еще более приятным.
История обители уходит корнями в 14 век. Если верить летописям, первую деревянную церковь тут построили не просто так. Храм возвели на памятном месте — встречи чудотворной иконы Владимирской Богородицы. Ей приписывают подлинные чудеса — считается, что икона, вкупе с молитвой всей Москвы, от мала до велика, сумела остановить величайшую угрозу того времени — войска Тамерлана. Невероятно, но факт: крестный ход с животворящим образом во главе проходил 26 августа 1395 года, а на следующий день Тамерлан повернул в противоположную от Москвы сторону.
В 1397 году по указанию московского князя Василия был основан Сретенский монастырь, а традиция почетного крестного хода стала ежегодной. Каменные строения храма возвели в 15 веке, а столетием позже Иван Грозный щедро одарил монастырь в честь взятия Казани.
В Смутное время в обители располагался храм русских ополченцев, а в мае 1613 года в монастыре встречали Михаила, первого царя из династии Романовых. Район вокруг монастыря разрастался и благоустраивался, и назывался в честь монастыря Сретенской слободой.
При Романовых монастырь процветал, украшенный в 1707 году уникальными фресками. Это самый поздний образец древнерусского церковного зодчества в Москве. Похожая красота ожидает вас в соборах Московского Кремля — но чтобы сделать там фото, нужно очень изловчиться.
Обитель знала и времена упадка: пожары, грабежи армии Наполеона, Революцию. В 1925 году одна из древнейших святынь столицы прекратила существование. Большинство зданий разрушили, «для расширения уличного пространства». Чудом уцелел лишь древний Владимирский собор — он стал общежитием офицеров НКВД. Стены наскоро закрыли щитами, что спасло уникальные фрески от уничтожения. К 90-м годам они дошли в плачевном состоянии, но все же сохранились.
В 2017 году на территории монастыря открыл свои двери Храм новомучеников и исповедников церкви русской на Лубянке. В наши дни оба храма — и древний, и современный, доступны для посещения.
Здесь понравится как верующим людям, так и поклонникам красивой архитектуры. Если вы себя причисляете и к первой, и ко второй категории одновременно — понравится вдвойне:)
Минутка полезной информации
Сретенский монастырь: история обители и святыни
Даже далекие от Церкви люди слышали потрясающие выступления знаменитого хора Сретенского монастыря. Но православные верующие знают — обитель знаменита не только своим прекрасным хором. Мы расскажем о святынях и храмах монастыря, дадим рекомендации паломникам и вспомним историю.
История монастыря
В самом центре столицы располагается, наверное, самый небольшой и один из самых древних из всех московских монастырей — Сретенский монастырь. В его истории отразилась почти вся история государства — с его войнами, переворотами, богоборческими годами и обретением веры. Обитель знаменита своей духовной семинарией, прекрасным церковным хором и школой для мирян.
История монастыря началась с чуда. В 1395 году на территорию Руси вторгся со своим войском Тамерлан, он уже захватил Рязань и Елец, а потом пошел на Москву, чтобы уничтожить Русь. Его воины не знали пощады. Речь шла об уничтожении всей русской православной цивилизации. Николай Карамзин писал, что москвичи «трепетали в ожидании скорбной участи». Великий князь Василий I выступил навстречу Тамерлану, а Москва осталась на попечении Великой княгини Евдокии.
Сретенский монастырь Москвы был основан в 1397 году на месте встречи Владимирской иконы Богородицы после бескровной победы над Тамерланом. Почему эта победа называется «бескровной»? В древние времена на месте монастыря простирались пашни и другие сельские угодья боярина Семена Кучки, это место так и называли «Кучково поле». Здесь созывались собрания горожан, правили суд, зачитывали указы великого князя… И именно на этом месте люди собрались, чтобы в 1395 году Святитель Киприан встретил чудотворный образ иконы Божией матери. На молитвы перед этим образом возлагали большие надежды. В тот же день, 26 августа, Богородица пришла к хану во сне и повелела оставить Русь. Считается, что именно поэтому Тамерлан в страхе бежал…
Сретение означает «встреча», встреча с иконой, с помощью Богородицы.
Помощь Богородицы и явленное чудо стали символами Сретенского монастыря. В годы богоборчества Сретенский монастырь, как и другие, подвергался гонениям и был превращен в обычное светское здание. В 1926 году Сретенский монастырь закрыли. После этого Сретенский собор некоторое время оставался приходским, а из остатков братии был организован совет общины.
Но в 1991 году монастырь ожидал новый расцвет — охранившееся здание собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери было передано обратно в пользование Русской Православной Церкви. Тогда там создали «Сретение» во главе с отцом Георгием Кочетковым.
В 1996 году началась новая история монастыря: решением Синода подворье было преобразовано в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь, наместником которого был назначен игумен Тихон (Шевкунов).
До недавнего времени считалось, что Сретенский монастырь был построен на том же месте, где находится и сейчас, но в 80-х годах прошлого века историк Сухман высказал гипотезу, что изначально монастырь находился в районе Сретенских ворот Китай-города и был перенесен оттуда во время строительства Китай-городской стены. Эта гипотеза вызвала поначалу много возражений, но подтвердилась летописными свидетельствами. Ведь нынешняя Сретенка находится не совсем там, где располагалось когда-то знаменитое «Кучково поле».
Хор Сретенского монастыря (художественный руководитель, регент — заслуженный артист России Никон Жила) имеет статус главного хора Русской Православной Церкви, поет на праздничных богослужениях, ведет концертную деятельность в России и за рубежом.
Сретенский ставропигиальный необщежительный мужской монастырь
20 декабря 2005 г. писателю, историку, автору знаменитой иллюстрированной истории московских храмов «Сорок сороков» Петру Георгиевичу Паламарчуку (1955–1998) исполнилось бы пятьдесят лет. К этой дате Православие.Ru публикует серию работ этого замечательного автора, а 20 декабря в Сретенском монастыре в 9 ч 30 мин после Божественной литургии будет совершена панихида, на которую приглашаются все, кто помнит и любит Петра Паламарчука.
«Прежде здесь было Кучково поле. В 1378 г. на этом поле казнен последний тысяцкий из рода Вельяминовых и вскоре построена древняя церковь во имя преп. Марии Египетской. Монастырь был основан в 1395 г. по повелению великого князя Василия Димитриевича, сына Димитрия Донского, и им же выстроена церковь Владимирской Божией Матери в память избавления Москвы от нашествия Тамерлана в день перенесения из Владимира в Москву чудотворной иконы Владимирской Божией Матери. В царствование Феодора Алексеевича на месте старой Владимирской церкви сооружена новая, освященная в 1679 г.».
«По преданию, в районе ул. Дзержинского лежали владения полулегендарного боярина Кучки и «Кучково поле»; в XII—XIV вв. здесь проходил путь из Киева и Смоленска во Владимир на Клязьме, Ростов Великий и другие города. По этой дороге в 1382 г. Дмитрий Донской поехал собирать войска против Тохтамыша, и эта угроза заставила хана, разорив город, отступить из Москвы. Во время нашествия Тамерлана, в 1395 г. дошедшего уже до г. Ельца, по этой дороге из г. Владимира в Кремль пронесли икону Владимирской Богоматери, которую москвичи встретили на месте теперешних Сретенских ворот. У места встречи иконы была поставлена церковь, потом Сретенский монастырь, собор которого стоит до сих пор. По монастырю и улица получила название Сретенки (в XVII в. называлась «Встретенской»)».
«В.В. Вельяминов, последний московский тысяцкий, — умер в 1374 г.; сын его не получил, против ожидания, отцовской должности, впоследствии изменил кн. Димитрию Донскому и был в 1378 г. казнен на Кучковом поле».
Однако новейшие разыскания М.М. Сухмана дают несколько иной образ истории обители. «Монастырь основан в 1379 г. на тогдашней окраине Большого посада, на месте, где двумя годами раньше произошла встреча привезенной из Владимира (в ожидании нашествия Тимура) иконы Богоматери, считавшейся чудотворной (ныне хранится в Гос. Третьяковской галерее; на первоначальном месте монастыря до 1934 г. стояла церковь Владимирской Богоматери у Владимирских ворот Китай-города). В XVI в. — возможно, в связи со строительством Китайгородских стен — монастырь был перенесен на теперешнее место, где в 1518 г. «на поле за посады» москвичи вновь встречали иконы из Владимира — «другой образ» Богоматери и Спаса Вседержителя».
«В XVIII в. в обители производили значительный ремонт и перестройки».
«Праздники в обители следующие: 2 февраля — Сретение Господне; 1 апр. память преп. Марии Египетской, в храме, посвященном ее имени; 23 июня и 26 августа в соборном храме, в неделю Всех святых и 6 декабря. Крестные ходы из Успенского собора в Сретенский монастырь 23 июня и 26 августа. В обители (к 1907 г. — П. П.): архимандрит, иеромонахов 6, иеродиакона 4, послушников 14».
«В соборе «за левым клиросом в церковной стене» находился огромный крест XVIII в. работы резчика-любителя Григория Семеновича Шумаева. В киоте вокруг креста расположены главнейшие сюжеты из Евангелия, Деяний и Апокалипсиса, дома, деревья, украшения, а сверху — изображение Иерусалима. Все раскрашено, позолочено, убрано кусочками цветного стекла и зеркал. Еще в процессе создания крест этот вызвал такой интерес и толки, что в 1754 г. в заседании Сената «господин генерал-прокурор и кавалер Ив. Ив. Бахметев» довел о нем до сведения сенаторов, и в результате была избрана комиссия для «особливого смотрения» и определения места для установки креста».
«В 1922 г. монастырь был захвачен обновленцами; здесь по четвергам и пятницам служил, хотя и «по-старому», обновленческий еп. Антонин (Грановский). Но уже в 1923 г. Сретенская обитель стала первой, вновь вернувшейся под омофор Патриарха Тихона. В первых числах июля состоялось переосвящение храма: возведенный в сан архиепископа Илларион (Троицкий) освятил собор Сретенского монастыря, причем освящение производилось по великому чину: храм как бы освящался заново (все, начиная с престола) — случай, невиданный в русской церкви. Этим подчеркивалось, что обновленчество оскверняет храм подобно безбожию и ереси».
«4 декабря 1925 г. в Сретенском монастыре Сергей Извеков (впоследствии Святейший Патриарх Пимен) был пострижен в рясофор с именем Платон».
Монастырь закрыт в 1920-е гг. Большая часть зданий разрушена в 1928—1930 гг. «Для расширения уличного движения сносится Сретенский монастырь, мешающий движению (монастырь обнесен забором)» (сент. 1928 г.). В числе снесенных был и один из древнейших храмов Москвы — преп. Марии Египетской, колокольня и монастырская стена.
«Колокольня снесена в 1927 г.».
«Икона «Воздвижение креста» нач. XVIII в., московская школа (?), из церкви Сретения Владимирской Богоматери Сретенского монастыря в Москве находится ныне в Третьяковской галерее, куда поступила в 1934 г. из Антирелигиозного музея искусстве бывшем Донском монастыре».
В годы сталинского террора «здесь разместилось общежитие офицеров НКВД. На, монастырской территории, примыкающей к зданию главного ЧК страны, велись расстрелы. Этот кусочек земли буквально пропитан кровью тысяч новых мучеников страшной эпохи. В память о всех жертвах богоборческой власти при входе в монастырь в 1995 г. был установлен поклонный крест, освященный Святейшим Патриархом Алексием.
До революции на территории монастыря находилось также кладбище, где были похоронены участники Отечественной войны 1812 г. В советское время на месте погоста было построено здание средней школы».
На территории монастыря предполагается построить храм новомучеников Российских на Крови. В 1990 г. сохранившийся собор монастыря, закрытый для богослужений, состоял на государственной охране, имея охранный №193.
Сохранились, под тем же номером по улице (д. 19), двухэтажные кельи монастыря к югу от собора. «Торцом к улице под № 19 стоят старинные двухэтажные кельи Сретенского монастыря». «Кельи XVII—XVIII вв. сильно перестроены в XIX в. и в 1915 г.». В настоящее время в них расположено кафе. Кельи Сретенского монастыря XVII—XVIII вв. включены в список объектов, предложенных к постановке на государственную охрану в г. Москве.
Позади собора на бывшей монастырской территории выстроена четырехэтажная спецшкола № 18.
Далее по улице, к северу от собора, — «серый четырехэтажный дом № 21, строился на монастырской земле для торговых контор в годы I мировой войны, до конца отделан не был». Ныне он жилой.
К 1917 г. в монастыре было 3 храма с 6 престолами. В 1990 г. остался 1 закрытый храм с 2 престолами; 2 храма с 4 престолами разрушены.
В 1991 г. сохранившийся собор Сретения Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Церкви и открыт как приходской храм Сретенским православным братством. В 1993 г. открыто подворье Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и его настоятелем назначен иеромонах (ныне архимандрит) Тихон Шевкунов; в 1995 г. подворье преобразовано в Сретенский ставропигиальный мужской монастырь.
В 1997 году монастырь отметил свое 600-летие. А за два года до этого в праздничный день 8 сентября в монастырь на два дня была принесена из Третьяковской галереи Владимирская икона Божией Матери. В крестном ходу, несмотря на сильный дождь, участвовало более тридцати тысяч человек.
Возведена колокольня, восстановлены старинные монастырские помещения, построены два новых пятиэтажных корпуса и перестроен один четырехэтажный.
Сретенское книжное издательство — одно из крупнейших в современной России. Оно выпускает богослужебную, богословскую, историческую, художественную литературу, книги по всем основным областям религиозной жизни. Ежегодно в издательстве выходит более ста наименований книг.
У Сретенского монастыря имеется скит во имя преп. Серафима Саровского, он находится в Рязанской области. Под патронажем Сретенского монастыря восстанавливается колхоз «Воскресение». Братия монастыря совершает регулярные поездки в Чечню для оказания духовной и материальной помощи российским воинам и местным жителям.
Святыни: мощи сщмч. Илариона (Троицкого), икона с частицей мощей преп. Серафима Саровского, точная копия Туринской Плащаницы в натуральную величину (негатив и позитив), чтимый список Владимирской иконы Божией Матери.
В истории Русской Православной Церкви XX в. сщмч. Иларион занимает особое место, хотя его жизненный путь был во многом типичен для русского духовенства. Он родился 13 сентября 1886 г. в с. Липицы Каширского уезда Тульской губернии в семье сельского священника. Окончил Духовное училище, Московскую Духовную семинарию, затем Московскую Духовную академию. За скупыми строками биографии трудно увидеть, как духовно зрела душа будущего подвижника. Однако имение тогда Владимир Троицкий выбрал путь пастырского служения Церкви Христовой, решив принять монашество. 28 марта 1913 г. в Зосимовой пустыни Троице-Сергиевой лавры он принял постриг с именем Иларион в честь подвижника VIII в. преп. Илариона Нового, игумена Пелекитского. 2 июня того же года святитель Макарий, митрополит Московский и Коломенский, совершил его иерейскую хиротонию. В том же году уже архимандрит Иларион (Троицкий) становится экстраординарным профессором Московской Духовной академии по кафедре Священного Писания Нового Завета.
Наступает краткий период научной деятельности в тесном сотрудничестве с профессорами Академии, в числе которых в те годы были выдающиеся русские богословы. Одаренный проповедник, автор многих церковно-научных и публицистических работ, оказавших значительное влияние на развитие отечественной богословской мысли, отец Иларион в то же время обладал подлинным талантом руководителя.
В марте 1917 г. он был назначен ректором Московской Духовной академии, затем принимал активное участие в подготовке Поместного собора Русской Православной Церкви 1917—1918 гг. Ректор Академии энергично и решительно выступил в поддержку восстановления Патриаршества на Руси, а после избрания на Первосвятительский престол митрополита Московского и Коломенского Тихона стал его ближайшим помощником.
Активная последовательная позиция архимандрита Илариона, твердо хранившего верность Православию, его неустанные труды на ниве церковной в сложных условиях послереволюционных лет обратили на себя внимание Священноначалия — он был призван к архипастырскому служению.
12 мая 1920 г. состоялась его хиротония во епископа Верейского, викария Московской епархии. В 1920-е гг. Владыка Иларион внес значительный вклад в борьбу с обновленчеством. Он разработал чин покаяния для обновленцев, при его личном участии в лоно Церкви возвратились многие уклонившиеся в раскол московские приходы.
«Старшее поколение верующих москвичей еще помнит Владыку – его чисто русскую внешность, богатырскую фигуру, его глубокое человеческое обаяние, смиренный и вместе с тем веселый нрав, его пламенную пастырскую ревность, близость к своим пасомым, особенно к молодежи. Но эти же самые достоинства восстановили против него советскую власть. Постановлением Особого совещания при Коллегии ОГПУ от 20 декабря 1923 г. он был осужден к трем годам заключения.
1 января 1924 года епископ Иларион прибыл на пересыльный пункт на Поповом острове близ Кеми, а в июне был отправлен в Соловецкий лагерь».
В нечеловеческих условиях ГУЛАГа архиепископ Иларион с твердостью и достоинством совершал свой крестный путь, вызывая невольное уважение даже у своих палачей. Вот как пишет о нем в своей книге «Неугасимая лампада» другой соловецкий узник тех лет писатель Борис Ширяев: «С первого же дня его соловецкого жития имя Владыки окуталось легендой силы и славы. Легенда возникла и жила, потому что люди хотели видеть реальное воплощение духовной силы Церкви, ее несокрушимой твердыни, и самым подходящим объектом для этого воплощения был Владыка Иларион. Огромная внутренняя сила его проявилась с первых же дней по прибытии на каторгу. Он не был старейшим из заточенных иерархов, но разом получил в их среде признание высокого, если не первенствующего авторитета. Среди верующих мирян эта авторитетность его достигла еще большей высоты. Силе, исходившей от всегда спокойного, молчаливого Владыки Илариона, не могли противостоять и сами тюремщики: в разговоре с ним они никогда не позволяли себе непристойных шуток, столь распространенных на Соловках, где не только чекисты-охранники, но и большинство уголовников считали какой-то необходимостью то злобно, то с грубым добродушием поиздеваться над «опиумом». Нередко охранники как бы невзначай называли его Владыкой. Обычно – официальным термином «заключенный». Кличкой «опиум», попом или товарищем – никогда никто.
Владыка Иларион всегда избирался в делегации к начальнику острова Эйхмансу, когда было нужно добиться чего-нибудь трудного, и всегда достигал цели. Именно ему удалось сконцентрировать духовенство в 6-й роте (особая рота заключенных СЛОН, состоявшая из священнослужителей, которой были поручены работы на кухнях и продовольственных складах), получить для него некоторое ослабление режима, перевести большинство духовных всех чинов на хозяйственные работы, где они показали свою высокую честность. Он же отстоял волосы и бороды духовных лиц при поголовной стрижке во время сыпнотифозной эпидемии. В этой стрижке не было нужды: духовенство жило чисто. Остричь же стариков священников значило бы подвергнуть их новым издевательствам и оскорблениям.
Устраивая других — и духовенство, и мирян — на более легкие работы, Владыка Иларион не только не искал должности для себя, но и не раз отказывался от предложений со стороны Эйхманса, видевшего и ценившего его большие организаторские способности. Он предпочитал быть простым рыбаком. ». Борис Ширяев приводит в книге такой эпизод: Владыка Иларион спас жизнь военкома Особого Соловецкого полка Сухова. Лодку военкома, попавшую в шугу — плотную ледяную кашу, уносило в открытое море, но Владыка вместе с несколькими добровольцами из числа заключенных сумел на рыбацком баркасе добраться до своего погибающего тюремщика и доставить его на берег.
Летом 1925 г. архиепископа Илариона временно перевели из Соловков в Ярославский политизолятор: советская власть решила склонить авторитетного и любимого народом архиерея к поддержке возникшего в те годы нового, григорианского раскола. Попытка «завербовать» Владыку завершилась неудачно: архипастыря вернули на Соловки, а в ноябре 1926 г. он был осужден на новый трехлетний срок. Многотрудный и скорбный путь Владыки Илариона завершился в ленинградской пересыльной тюрьме:
15/28 декабря 1929 года он скончался от брюшного тифа. Занимавший тогда Ленинградскую кафедру митрополит Серафим (Чичагов) добился разрешения взять тело для погребения. Отпевание Владыки Илариона состоялось в петербургском Новодевичьем монастыре, на кладбище которого он был затем похоронен.
Несмотря на долгие десятилетия господства богоборческой власти, православные люди помнили пламенного архипастыря, чтили его имя, свято храня память о мученике за веру Христову. Ныне, милостию Божией, пришло время «собирать камни» нашего духовного наследия, воздавая должное подвигу исповедников Русской Православной Церкви XX в.
О готовящемся торжестве многие москвичи знали заранее. Накануне, 9 мая 1999 г., маленький самолет Як-40 доставил честные останки священномученика Илариона из северной столицы в Москву. Святыню сопровождали настоятельница петербургской Новодевичьей обители монахиня София (Силина) с несколькими сестрами, а также наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов).
В соборном храме Сретенской обители, куда были перенесены святые мощи, состоялось всенощное бдение. Еще больше верующих собралось на следующий день на Божественную литургию, которую совершил Святейший Патриарх Алексий. Значительную их часть составляли монашествующие, в числе которых были насельники не только московских обителей, но и монастырей города на Неве.
СОБОР СРЕТЕНИЯ ВЛАДИМИРСКОЙ ИКОНЫ БОЖИЕЙ МАТЕРИ
в середине монастырского двора
Построен на месте древнего храма, стоявшего с 1397 г. Освящен 24 августа 1679 г.
Придел Рождества Иоанна Предтечи устроен в 1706 г.» с юга. «Собор сооружен в 1679 г. по заказу царя Феодора Алексеевича. Вскоре после возведения основного объема к нему пристроили с севера, юга и запада арочные крыльца. В 1706 г. к южному фасаду пристраивают придел Иоанна Предтечи и примерно тогда же западное крыльцо превращают в паперть».
«В храме этом интересно устройство сводов; последующие перестройки и ремонты мало изменили первоначальный вид его».
«В эту церковь бывают крестные ходы: 26 авг. в память избавления от нашествия Тамерлана в 1395 г. и 23 июня в память освобождения от татарского ига в 1480 г.».
«Внутри сохранились фрески 1707 г. — интересный образец поздней стенописи в Москве» — при переиздании этой книги в 1970 г. из нее было исключено фото фресок).
«Своды, столбы, откосы окон и стены внутри покрыты росписями, выполненными в 1707 г. по заказу стольника С. Ф. Грибоедова мастерами костромской школы».
Согласно сведениям местных старожилов, записанным М. Л. Богоявленским, после 1917 г. в соборе помещались последовательно: общежитие, гараж, реставрационные мастерские. На нем ныне висит охранная доска с датами постройки и сообщением о том, что собор «реставрирован в 1958—1962 гг.». Реставрация была, однако, неполной: верх оставлен бескрестным.
Внутри в 1990 г. располагался «Всесоюзный художественный научно-реставрационный центр им. Грабаря. Отдел реставрации скульптуры». Хода посетителям не было. К 1990 г. на храме и приделе восстановлены кованые позолоченные узорные кресты. С начала 1991 г. собор вновь стал действующим.
ЦЕРКОВЬ ПРЕПОДОБНОЙ МАРИИ ЕГИПЕТСКОЙ
к востоку от собора
Один из древнейших храмов Москвы. В справочнике Александровского, располагавшего церкви по времени построения, он имеет № 3 и идет сразу вслед за собором Спаса на Бору в Кремле и церковью Всех Святых на Кулишках.
«Построена в 1358 г. Придел Сретения Господня пристроен в XVIII в. фабрикантом А. Милютиным. В 1784 г. церковь была обновлена на средства А. Гончарова. С 1832 г. богослужения в церкви не бывает за ее ветхостью. В 1883 г. стены снаружи охвачены железными обручами, а внутри поставлены подпорки. Иконостас времени Александра I».
«Храм построен ранее самой обители. Придел — в 1706 г.».
«В 1930-х гг. при разборке монастырской церкви Марии Египетской с приделом Спаса установлено, что храм построен не позже XVI в.».
«Церковь разрушена в 1930 г.». На ее месте пустырь.
ЦЕРКОВЬ НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА
в северной части восточной стены, вместе с колокольней выходила на улицу Б. Лубянка — с севера от нее
Выстроена в 1482 г.» (10). «Построена около 1688 г.» (8). «Теплая, 1688 г., около ворот монастыря. Придел Всех Святых конца XVIII века устроен на средства первого московского городского головы Д. Д. Мещанинова».
«В XVIII в. был устроен также придел Дмитрия Ростовского, упраздненный в XIX в.».
«Закрыта в 1924 г.; разрушена в 1928 г.».
«В 1930-х гг. при разборке Никольской церкви установлено, что она была построена не позже XVI в. Особенно сохранными оказались ее формы – одноглавый четверик на подклете, перекрытый крестчатым сводом с уложенной по нему чернолощенной черепицей». На ее месте пустырь.
ЛИТЕРАТУРА
1. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской Империи. М., 1908. С. 422—423, библиогр.
2. Синодальный справочник.
4. Соболев Н. Н. Резные изображения в московских церквах//Старая Москва. М.: Изд. Комиссии по изучению старой Москвы. 1914. Вып. II.
5. Рабочая Москва. 1928. I сент. (фотография монастыря и сообщение о предстоящем его разрушении).
6. Федосюк Ю. Лучи от Кремля. М., 1978. С. 205—206.
7. Александровский. № 114 (Сретенский собор); № 3 (церковь Марии Египетской); № 79 (церковь Николая чудотворца).
8. Путеводитель Машкова. С. 168.
9. Ильин М. Москва. М., 1963. С. 105, фото фресок.
10. Рукопись Александровского. № (соответственно) 35, 32 и 409.
11. Московский Сретенский монастырь/ Изд. архим. Серафимом (Чичагов). М., 1985, ил.
12. Материалы. С. 555.
13. Древности. Труды комиссии по сохранению древних памятников. М., 1915. Т. 6. С. 27—30 (фото церкви Марии Египетской).
14. Лошиц Ю. М. Дмитрий Донской. М., 1980. С. 170—188 (гл. восьмая «Измена Вельяминова»).
15. Памятники архитектуры Москвы, состоящие под государственной охраной. М., 1980. С. 18.
16. Памятники архитектуры Москвы: Белый город. М., 1989. С. 217—218, 359.
17. Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи Третьяковской галереи. М., 1963. Т. 2. С. 303.
18. Журнал Московской Патриархии. 1983. № 2. С. 30.
19. Иосиф (священник). Сретенский монастырь. М., 1911.
20. Левитин А., Шавров В. Очерки по истории русской церковной смуты. Кюснахт, 1978. Т. 1. С. 148; Т. 2. С. 168-169.
21. Каталог архивов. Вып. 3. С. 579; Вып. 5. С.310.
22. Козлов В. 1927 г. Первый штурм московской старины // Архитектура и строительство Москвы. 1990. № 11. С. 26-27.
23. Козлов В. Вакханалия// Моск. журнал. 1991. № 5. С. 46—47.
24. Николаева Т. Е., Судариков В. А., Чапнин С. В. Православная Москва: Справочник монастырей и храмов. М., 2001. С. 37.
25. Православные обители России. Москва: Путеводитель. М., 2000.
26. История Русской Православной Церкви нового, Патриаршего периода. Т. 1. СПб., 1997. С. 213.
27. Ширяев Б. Неугасимая лампада. М., 1991. С. 324—325.