сретенский монастырь икона владимирской божьей матери

Владимирская икона Божией Матери

Владимирская икона Божией Матери – самая ранняя и одна из самых чтимых чудотворных икон Русской Православной Церкви. Согласно преданию, эту икону написал святой апостол и евангелист Лука на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель со Своей Пречистой Матерью и праведным Иосифом. Иконографически Владимирская икона относится к типу «Елеуса», что в переводе с греческого означает «Умиление». Младенец Христос припал щекой к щеке Пресвятой Богородицы. Между Пречистой Девой Марией, символом и идеалом рода человеческого, и Богом Сыном нет расстояния, Их любовь безгранична. Такую же любовь являет Богородица и ко всем людям, ради которых Спаситель пришел на землю.

сретенский монастырь икона владимирской божьей матери. Смотреть фото сретенский монастырь икона владимирской божьей матери. Смотреть картинку сретенский монастырь икона владимирской божьей матери. Картинка про сретенский монастырь икона владимирской божьей матери. Фото сретенский монастырь икона владимирской божьей матери

История чудесного образа богата событиями и путешествиями. В V веке из Иерусалима икона попала в Византию, а в XII веке патриархом Константинопольским была отправлена в Киев в подарок святому благоверному великому князю Мстиславу († 1132). Сначала чудесная икона хранилась недалеко от Киева, в женском Богородичном монастыре Вышгорода – древнего удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги. В 1155 году святой благоверный князь Андрей Боголюбский († 1174) перевез икону во Владимир-на-Клязьме, поместил святыню в воздвигнутом им знаменитом Успенском соборе и украсил дорогим окладом. Именно тогда чудотворный образ стал именоваться Владимирским.

В 1395 году, во время нашествия Тамерлана, икону крестным ходом принесли в Москву, и все жители города во главе с патриархом встречали ее и со слезами молились о защите от жестокого захватчика. На месте «сретения» (встречи) Владимирской иконы был основан в 1397 году наш Сретенский монастырь. Избавление от страшного нашествия по молитве к Пресвятой Богородице было настолько чудесным и радостным событием, что день Сретения Владимирской иконы – 8 сентября – стал главным историческим праздником Москвы.

сретенский монастырь икона владимирской божьей матери. Смотреть фото сретенский монастырь икона владимирской божьей матери. Смотреть картинку сретенский монастырь икона владимирской божьей матери. Картинка про сретенский монастырь икона владимирской божьей матери. Фото сретенский монастырь икона владимирской божьей матери

Икона долгие годы хранилась в кремлевском Успенском соборе, и ее не раз увозили обратно во Владимир. Возвращение иконы в Москву в 1480 году было отмечено особо – как второе перенесение иконы. После революции Успенский собор в Кремле закрыли, а икону изъяли для реставрации. В 1926 году ее передали в Государственный Исторический музей, а позднее – в Государственную Третьяковскую галерею. С сентября 1999 года Владимирская икона Божией Матери находится в храме-музее святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Риза греческой работы с чудесного образа, сделанная из чистого золота и украшенная драгоценными камнями, находится ныне в московской Оружейной палате.

В прошлые века чудотворную Владимирскую икону неоднократно приносили в нашу Сретенскую обитель крестными ходами, в которых принимали участие царь и патриарх. 8 сентября 1995 года, когда отмечалось 600-летие Сретения Владимирской иконы, из Успенского собора Московского Кремля снова был совершен торжественный крестный ход в возобновленный Сретенский монастырь со списком Владимирской иконы. В тот же день в нашу обитель привезли из Государственной Третьяковской галереи и сам чудотворный образ, на поклонение к которому пришли десятки тысяч москвичей.

Своей келейной иконой Божией Матери Владимирской благословил обитель старец Иоанн (Крестьянкин)

В нашем монастыре хранится чтимый список Владимирской иконы, которой благословил нашу обитель старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Это была его келейная икона.

Источник

Престольная икона Сретенского монастыря. Часть 1. (+ВИДЕО)

Владимирская Феофана Грека

3 июня Сретенский монастырь готовится отмечать 500-летие спасения Москвы Владимирской иконой Божией Матери. Историк Григорий Александрович Романов рассказывает о списках этого чудотворного образа.

Видео
(продолжительность — 6:25)

В 1521 году Москва была спасена всенародными молениями перед списками Владимирской иконы Божией Матери и четырьмя крестными ходами в московский Сретенский монастырь.

Бедствия 1521 года были предсказаны в видениях Василия Блаженного и слепой монахини Вознесенского монастыря. Этим подвижникам было явлено, как крестный ход святителей выносит Владимирскую икону через Фроловские ворота Кремля. В память об этом предзнаменовании над Спасскими воротами была установлена икона Спаса Смоленского. На ней изображен Всемилостивый Спас с припадающими к Нему преподобными Сергием Радонежским и Варлаамом Хутынским. Это они умолили Пресвятую Богородицу простить москвичей, после чего вместе со святителями отпели молебен, и крестный ход с иконой возвратился в Успенский собор. Так свыше было указано средство спасения – совершение крестных ходов с Владимирской иконой в Сретенский монастырь.

сретенский монастырь икона владимирской божьей матери. Смотреть фото сретенский монастырь икона владимирской божьей матери. Смотреть картинку сретенский монастырь икона владимирской божьей матери. Картинка про сретенский монастырь икона владимирской божьей матери. Фото сретенский монастырь икона владимирской божьей матери

Почему именно крестные ходы? Сама Владимирская икона предназначена была для крестных ходов. Первоначально была выносной и сделана на трехчастной вилке. Это видно по миниатюрам, изображающим празднование победы Андрея Боголюбского над булгарами в 1164 году.

После первого спасения Москвы в 1395 году великий князь Василий Дмитриевич основал Сретенский монастырь. И возникла необходимость написания двух новых списков Владимирской иконы Божией Матери: одного – для Успенского собора Московского Кремля, а другого – для Сретенского монастыря. В это время Феофан Грек расписывал церковь Рождества Богородицы на Сенях для великого князя. И именно Феофану Греку доверили выполнить эти иконы. Феофан Грек усилил изображение прошений и молитвы за счет того, что на иконе опустил правую руку Богоматери, и в результате получилось положение рук, характерное для деисусного моления. В деисусном молении Богородица вместе с верующими молится за москвичей.

Феофану Греку доверили выполнить списки Владимирской иконы для Успенского собора и Сретенского монастыря

В 1405 году Феофан Грек расписывал Благовещенскую церковь Московского Кремля, для которой он изготовил еще один список Владимирской иконы, где еще более усилил эффект предстояния Богоматери перед Богомладенцем за счет того, что не показал Его руку, обнимающую шею Богоматери. Таким образом, икона 1395 года Сретенского монастыря скорее всего была подобна иконе либо Успенского собора, либо Благовещенского собора.

сретенский монастырь икона владимирской божьей матери. Смотреть фото сретенский монастырь икона владимирской божьей матери. Смотреть картинку сретенский монастырь икона владимирской божьей матери. Картинка про сретенский монастырь икона владимирской божьей матери. Фото сретенский монастырь икона владимирской божьей матери

В XV веке, после того как великий князь Иван III Васильевич венчался с Софией Палеолог, крестный ход в Сретенский монастырь приобрел вид торжественного шествия, характерного для Константинополя с иконой Богоматери Одигитрии. При этом икону завешивали пеленами и открывали только на остановках хода. Сам Успенский собор, построенный в 1479 году Аристотелем Фиораванти, замышлялся как Дом Пресвятой Богородицы и Дом Владимирской иконы Божией Матери, что видно по надвратной фреске на южной стороне Успенского собора.

сретенский монастырь икона владимирской божьей матери. Смотреть фото сретенский монастырь икона владимирской божьей матери. Смотреть картинку сретенский монастырь икона владимирской божьей матери. Картинка про сретенский монастырь икона владимирской божьей матери. Фото сретенский монастырь икона владимирской божьей матери

В благодарность за второе спасение Москвы в 1480 году от нашествия хана Ахмата был установлен второй крестный ход в Сретенский монастырь, заложена каменная церковь Сретения на поле. Для этой каменной церкви Сретения на поле был написан образ Сретения Владимирской иконы Божией Матери на поле, который стал престольным этого каменного собора.

Список Владимирской иконы работы Феофана Грека, к сожалению, был утрачен либо в XVII веке, либо в XVIII веке при пожаре в Сретенском монастыре.

Источник

500 лет третьему спасению Москвы Владимирской иконой Богоматери по молитвам из Сретенского монастыря

сретенский монастырь икона владимирской божьей матери. Смотреть фото сретенский монастырь икона владимирской божьей матери. Смотреть картинку сретенский монастырь икона владимирской божьей матери. Картинка про сретенский монастырь икона владимирской божьей матери. Фото сретенский монастырь икона владимирской божьей матери Нерадостно встречали москвичи Пасху в 1521 году. С 1512 года с переменным успехом и частыми перерывами шла война великого князя Василия III Иоанновича с великим князем литовским и королем польским Сигизмундом I за обладание Смоленском. В союз с Сигизмундом против Московии вступил крымский хан Махмет-Гирей и объявил в 1521 году набег на Москву. В Казани промосковского правителя Шах-Али в результате переворота весной 1521 года сменил Сахиб-Гирей, младший брат Махмет-Гирея. Казанцы также собрались в грабительский поход. Вдобавок к политическому кризису из Пскова пришли пугающие известия о начале эпидемии чумы, уже свирепствовавшей в Европе.

В повести сначала упоминается видение блаженного Василия о повелении Господа московским святителям вынести из града Владимирскую икону за нерадение народа в молитвах, но это прискорбное положение может быть исправлено. Пример исправления приведен далее в следующем видении слепой инокине Вознесенского монастыря в Кремле:

«Некая инокиня благоговейна от славных града и светла рода, иже многа лета в добродетели препроводиста, старость же достиже, бысть слепа чувственныма очима, умныя же очи велми прозорливы и добродетелны имея… видит, яко идут во Фроловскии ворота мног световидный собор достолепных муж во освященных одежах: многие митрополиты и с ними иных святителей и прочий священный собор и причет, – и с ними же зрится, якоже несом ими и самый чюдотворный образ Богоматери, и честныя кресты, и прочия святыя иконы со иеуангелии, и кандилы и со свещами, и с ломпадоми, и с рипидами и со псалмы и пением. Преже сих ношахуся и церковныя хоругви. И по чину видится все, якоже есть лепо совершаться действу на литие, еже есть вхожение на похрестиях… святителие чюдотворцы Петр и Алексей, Иона и Левонтей Ростовский и с ними мнози святителие и чюдотворцы. И тако вси со образом Богоматери и с прочею святынею идяху из града во Фроловские ворота. Последоваху же им и народа безчислено множество всякаго возраста, мужеска полу и женьска…

От Ильиньского крестца скоро течаше муж святолепен, мнишеский образ имея. Сей же бяше познаваем великий преподобный Сергий чюдотворец, отинуде же прииде преподобный Варлам, Хутынский чюдотворец. Сии оба купно… припадаша к ногама им же со слезами глаголаша: “О богоизбраннии святии Божии святителие, о святопомазанныя главы, о господие наши велицыи, не прогневайтеся на ны, о Нем же помолим вас… Подвигните ко Господу на умоление самую непостыдную надежу крестьянскую, Пречистую Богородицу, Мати бо сущи Божия и Питателница услышана будет, и возможно есть Ей праведный гнев на милосердие предварити. Согрешившая люди и избывше от толиких бед и розумевше премногие щедроты и долготерпение премилостиваго Владыки человеколюбца Христа Бога нашего, и тако неподобных дел покоянием очистятца и исправятца, и благо створити начнут, и проче богоугодными делы мирно и благодействено поживут целомудрено же и благоверно, и милость получат зде и в будущем веце от Христа Бога нашего”…

Олифа, покрывавшая иконы, потемнела. Это обстоятельство серьезно взволновало государя Василия Иоанновича

Не является ли потемнение лика Покровительницы государства знамением приближающихся бед? С 1514 по 1519 год предпринимается небывалое одновременное поновление Владимирской иконы и ее почитаемых списков конца XIV – начала XV века.

В 1521 году совершили 4 общегородских крестных хода из Успенского собора Кремля в Сретенский монастырь

По ходу движения к Сретенскому монастырю на Лобном месте и на Лубянской площади перед воротами Китай-города также совершали статьи хода с чтением Евангелия. Во дворе Сретенского монастыря хоругви останавливались за алтарями собора, пока митрополит со священным чином служили праздничную Литургию в соборе. После службы чудотворный образ провожали опять до Успенского собора, пели благодарственный молебен и расходились с пением молитв по своим церквям. По времени непрерывные молитвы крестного хода продолжались до 10 часов. По убеждениям горожан, все 4 крестных хода были одним общим богослужением в честь Божией Матери, посвященным Владимирской Ее иконе, начинавшимся 21 мая и заканчивавшимся 15 сентября.

Непрерывные молитвы крестного хода продолжались 10 часов

Уже упомянутая повесть середины XVI века так описывает поведение москвичей в 1521 году:

Там же приведены слова покаянных прошений, прочитанных молящимися на крестных ходах:

Крымское войско 28 июля разгромило небольшой отряд русских под водительством воеводы Д.Ф. Бельского и переправилось через Оку в город Коломну. Казанцы разграбили Нижний Новгород и Владимир, после чего соединились с крымчаками в Коломне. Великий князь Василий Иоаннович отправился в Волоколамск собирать полки для отражения нападения. 30 июля захватчики сожгли Николо-Угрешский монастырь и великокняжеский дворец в с. Остров и остановились на Воробьевых горах. После переговоров с оставшимися в Москве боярами объединенное войско завоевателей направилось к Рязани, но там их передовой отряд был отогнан пушечным огнем. С награбленной добычей и множеством захваченных в плен ремесленников враги удалились.

Эпидемия чумы в Пскове продлилась несколько месяцев и постепенно прекратилась, не перекинувшись в другие города. Литовцы не смогли захватить Смоленск и в 1522 году заключили мир. В 1523 году Махмет-Гирей был убит в результате заговора ногайцами под Астраханью. После трех русских походов на Казань весной 1524 года Сахиб-Гирей был изгнан оттуда и бежал в Крым.

Третье спасение Москвы Владимирской иконой Богоматери в 1521 году началось 21 мая крестным ходом в Сретенский монастырь. Этот день стал праздником Сретенского монастыря в честь избавления от нашествия войск Махмет-Гирея.

Источник

Святыни Сретенского монастыря. Статья 1.
Монастырские иконы по описям Сретенской обители. Часть 1

сретенский монастырь икона владимирской божьей матери. Смотреть фото сретенский монастырь икона владимирской божьей матери. Смотреть картинку сретенский монастырь икона владимирской божьей матери. Картинка про сретенский монастырь икона владимирской божьей матери. Фото сретенский монастырь икона владимирской божьей матери
Владимирская икона Божией Матери. Список 1514 г. из московского Сретенского монастыря

На протяжении веков Сретенский монастырь, через который шли паломнические дороги на Русский Север и обратный святой путь в Московский Кремль, хранил много разных святынь. Несколько раз пребывала в нем сама чудотворная Владимирская икона Пресвятой Богородицы. В обители особо почитались несколько списков Владимирской иконы. О мощах преподобной Марии Египетской в серебряном ковчеге и о мощах святого благоверного князя Михаила Тверского, о Животворящем Кресте Господне в киоте с изображением Христовых страстей и чудес (известном в научной литературе как крест купца Григория Семеновича Шумаева – по имени одного из его творцов) следует говорить особо, как и о сокровищах, бывших в монастырской ризнице, о фресках и о колоколах.

Монастырь был основан на месте встречи чудотворной Владимирской иконы Богородицы в 1395 году. В XVI и XVII веках чудотворную приносили в Сретенскую обитель крестными ходами всех московских соборов 21 мая, 23 июня и 26 августа. В больших крестных ходах в Сретенский монастырь принимали участие царь и патриарх. Икону несли перед патриархом. Рядом с иконой несли ее драгоценную подвесную пелену.

Более подробно описывает действия в Сретенской обители царя Алексея Михайловича и патриарха Иоасафа II в конце 1660-х годов «Чиновник церковный». Чудотворные иконы из Кремля во главе с Владимирской вносили в монастырь и ставили на аналой перед входом во Владимирскую церковь. Перед ними устраивали места царю, патриарху, митрополитам и архиепископам. Священники и монахи становились большим полукругом вокруг них для водосвятия. Отметим, что упоминается игумен Сретенского монастыря Дионисий. «А в монастыре против церкви подъяки на песку постелют ковер и с подушкою да и орлец положат, а государь царь пришед в монастырь к празднику и станет на своем месте, на бархатном на червчатом триступенном рундуке, а под ним ковер же постлан; такожде и патриарх пришед и станет на своем месте на ковре и на орлеце, а власти белые на однех орлецех, а прочие все власти станут на два лика. И тут диакон ектенью говорит: “Паки и паки”, – и потом митрополит чтет Евангелие – 2-ю статию Похвале Богородицы да Петру чюдотворцу, а, прочетши Евангелие, митрополит (а под руки его в то время диаконы не держат) и пришед поклонится патриарху; патриарх же возмет у митрополита Евангелие, и поступив с места своего мало, и поклонится царю и поднесет государю царю Евангелие, и государь царь приложится к Евангелию. И архидиакон примет Евангелие у патриарха и подержит Евангелие, и патриарх сам приложится к Евангелию, и отдаст митрополиту, и благословит митрополита; митрополит же, отступив, и поклонится патриарху, и приложится к Евангелию, и отдаст своему протодиакону.

А как Евангелие митрополит или архиепископ начнет чести, и в то время подступив ключарь и поклонится патриарху и благословляется в чашу вливати воду. А по Евангелии архидиакон и поклонится патриарху, и благословляется, и начинает начало водоосвящению: “Благослови владыко”, а патриарх: “Благословен Бог наш”. И воду святят патриарх пред церковью по чину, а поют стихиры протопопы. А в те поры поидут власти по два и покланяются царю и патриарху, а во Апостол, как подьяк чтет, и царь, и патриарх, и власти белые на стулех на подушках, по благословению патриархову, сядут, а прочие власти стоят. А по Евангелии царь и патриарх паки прикладываются к Евангелию по прежнему ж чину. И пред погружением креста омывает патриарх руце, как писано сентября в первый день, и потом ектинья и осенение бывает на четыре страны по чину, якоже выше указано. И благословляет государя царя крестом, и кропит святою водою государя. И ево государеву шапочку кропит же. И по отпусте молебна патриарх идет в церковь, а пред ним несут чюдотворные иконы.

8 сентября 1995 года, когда отмечалось 600-летие праздника Сретения Владимирской иконы, из Успенского собора Московского Кремля снова был совершен торжественный крестный ход в возобновленный Сретенский монастырь со списком Владимирской иконы. В тот же день Сретенская обитель в последний раз принимала у себя чудотворную икону. Из Государственной Третьяковской галереи привезли в собор монастыря Владимирскую икону, на поклонение к которой пришли десятки тысяч москвичей.

Источник

Икона Пресвятой Богородицы «Владимирская»

Cретенский монастырь был основан и получил свое название в честь встречи Владимирской иконы Божией Матери, с которой связывают победу русских войск над войском хана Тимур-Тамерлана. Предлагаем вниманию читателей очерк из истории церковного искусства, написанный преподавателем Сретенского высшего православного училища кандидатом богословия Олегом Викторовичем Стародубцевым.

сретенский монастырь икона владимирской божьей матери. Смотреть фото сретенский монастырь икона владимирской божьей матери. Смотреть картинку сретенский монастырь икона владимирской божьей матери. Картинка про сретенский монастырь икона владимирской божьей матери. Фото сретенский монастырь икона владимирской божьей матери

Благодать Святого Духа непрестанно пребывает в Церкви. Эта благодать подается в таинствах Церкви, через мощи святых угодников Божиих, через чудотворные иконы.

Во все времена существования Церкви Русской, чудотворные иконы были и остаются неотъемлемой ее частью, ее видимым образом и благодатным началом. По-разному и в разных условиях подается через иконы эта божественная благодать. В одних случаях, большинство икон, выходящих из-под кисти иконописца-подвижника, в силу его подвига, становятся, почитаемы и известны. В других случаях, Промысел Божий открывает Божественную Благодать через образы неизвестных иконописцев, скрывая их происхождение и авторскую принадлежность. Но во всех случаях, в какое бы время, какими мастерами и техниками ни были бы написаны образы, Божественная Благодать всегда присутствует на них.

По Вознесении Господа на небо св. апостол Лука, как повествует Священное Предание, написал на доске образ Богородицы. Первый образ был показан Божией Матери, который Она благословила словами «Благодать рождшегося от Меня и Моя с сею иконою да будет». Образ этот был отправлен св. апостолом Лукою в Александрию к Феофилу. По другим источникам, эта икона хранилась до 450 года в Иерусалиме. Позднее образ был перенесен в Константинополь и много столетий находился во Влахернском храме. Святой апостол Лука, как повествует церковное Предание, написал еще несколько икон Богоматери.

По данным летописи, икона Богородицы, писанная ап. Лукою, была прислана около 1131 года на Русь в период княжения Юрия Долгорукого патриархом Цареградским Лукою Христовергом. Из этих же источников известно, что в это время принесена была и другая икона Богородицы. Последняя находилась в одном из храмов Киева, построенном в 1132 году, и, вероятно, от него же получила наименование «Пирогощая».

В 1155 г. св. блг. князь Андрей Боголюбский, покидая Киев и направляясь в родовую Суздальскую землю, тайно взял с собой дивную икону Богородицы, писанную по преданию ап. Лукою, из Вышгорода, который к этому времени стал его удельным городом. Эта икона получила впоследствии наименование «Владимирская».

По церковному Преданию, образ «Владимирской Богоматери» восходит к работе самого апостола и евангелиста Луки. Однако исследователи датируют эту икону значительно более поздним временем (XII в.). Для нас безусловным является то, что этот дивный образ, будучи написанным в позднее время восходит к первообразу и является списком с иконы, написанной ап. и евангелистом Лукою.

Св. благ. кн. Андрей привез дивный образ во Владимир, и после завершения постройки Успенского собора икона была помещена там. Уже в 1161 году, как повествует летописец, икону богато украсили золотом, серебром, драгоценными камнями и жемчугом.. Богатство этого оклада поразило летописца, который особо отмечает старания св. князя Андрея: «и вкова в ны боле триидесят гривен золота (около 12 кг), кроме серебра и камня драгого и жемчуга». Икона с тех пор стала именоваться «Владимирской», а св. князь Андрей получил прозвище «Боголюбский».

В конце тридцатых годов XIII века русские земли подверглись многочисленным страшным набегам татарских орд. Среди многих русских городов был разорен и Владимир. За короткое время были уничтожены все жители города « от уного и до старца и сущего младенца «. Был штурмом взят Успенский собор, в котором укрылись последние жители города. Были украдены или уничтожены многие святыни храма. Чудотворный образ «Владимирской Богоматери» лишился драгоценного оклада: «чудную икону одраша украшену златом и серебром и камнем драгым…».

За судьбой иконы «Владимирской Богоматери» с особым вниманием следили русские летописцы. Мы знаем не только ее последовательное местопребывание, но и историю главнейших реставрацией, которой она подвергалась на протяжении веков. Икону поновляли с периодичностью примерно один раз в сто лет. Церковная история повествует о том, что икону поновляли и первосвятители Московские. Так, в 1514 году икону поновлял митрополит Симеон, а в 1567 году – митрополит Афанасий. Последний раз перед 1917 годом икону поновляли тайно к коронации св. Николая II. Во всех этих случаях лик Богородицы и Спасителя оставляли нетронутыми.

В 1395 году на Русь напал Тамерлан (хан Тимур). С огромным войском подошел он к границам Московского княжества. Для укрепления духа русских людей икона «Владимирской Богоматери» была перенесена в Москву. Весь православный народ Москвы вместе со свт. Киприаном и князьями встречал икону далеко за окраинами города. 268 августа произошла торжественная встреча иконы. «Яко заря солнечная» заблистала святыня русской земли в Москве. На этом месте в 1397 году, в память об этом событии, был основан Сретенский монастырь. В память об этом событии икону каждый год 26 августа торжественным крестным ходом приносили из Успенского собора Кремля в Сретенский монастырь.

Ночью спящему Тамерлану во сне явилась лучезарная Дева в чудном сиянии, в сопровождении небесных воинств и святителей – и повелела уходить захватчикам прочь. Пораженный этим чудом, в страхе, не переходя реки Оки у Коломны, Тамерлан вместе с войском быстро удалился за пределы земли Русской.

Чудное заступничество за землю Русскую от иконы «Владимирской Богоматери» произошло и в 1408 году, при нашествии ордынского хана Едыгея, и в 1451 году, при нашествии царевича Мазовша. Победа 1480 года тоже связана с заступничеством Богородицы через Её икону. В память о последнем событии, 23 июня было установлено второе празднование иконы. В память чудного спасения Москвы в 1521 году от казанских татар во главе с Махмет-Гиреем было установлено третье празднование в честь этой иконы – 21 мая.

В начале XV в. для иконы было устроено два золотых оклада, один из которых, впрочем, предназначался для списка (XIV-XV вв.). К одному из окладов была присоединена часть уцелевшего басменного оклада XIII века с изображением семифигурного Деисуса. Второй оклад на икону представлял собой золотое поле, покрытое сканью (средник иконы не был закрыт). На нем были укреплены 12 килевидных пластин с чеканными изображениями двунадесятых праздников. В XVII веке все поле иконы (кроме ликов) было закрыто золотой ризой. В это же время были добавлены золотые венцы с изумрудами и рубинами и цата – подвеска, усыпанная крупным жемчугом.

Много столетий икона «Владимирской Богоматери» находилась в Успенском соборе Московского Кремля, слева от Царских врат, в специальном киоте. Киот был устроен наподобие бывшего в Успенском соборе Владимира. Это достаточно глубокий футляр, в глубине которого помещалась икона. Киот венчался килевидным завершением и был украшен басменным окладом из серебра. У киота были две глухие створки, которые закрывали икону. Створки открывали только на большие церковные праздники или при сугубом молитвенном пении перед этой иконой.

После закрытия Успенского собора в 1919 году, в 1921 году икону «Владимирской Богоматери» отправили в запасники Третьяковской галереи. Позднее ее перевезли в Государственную реставрационную мастерскую, где был удален драгоценный оклад и была проведена первая полная расчистка иконы от поздних наслоений и олифы. Впервые после долгого времени икону поместили в экспозицию Третьяковской галереи только в конце 30-х годов XX века.

В 1993 году, в тяжелый для России период икону на несколько часов привезли в патриарший кафедральный Богоявленский собор Москвы для сугубой молитвы и поклонения православных. В 1995 году, в память избавления Москвы от Тамерлана (600 лет), икону на несколько дней установили в соборе Сретенского монастыря. Тогда же состоялся и первый крестный ход со списком иконы из Успенского собора Кремля в Сретенский монастырь, который возглавил Святейший Патриарх Алексий II с сонмом епископов, духовенства и многочисленных мирян.

В середине 90-х годов XX века Святейший Патриарх Алексий II и Священный Синод Русской Церкви неоднократно обращались к Российскому правительству с просьбой вернуть святыню на ее законное место – в Успенский собор Кремля. До настоящего времени этот вопрос не разрешен. Правительство пошло лишь на уступку, разрешив перенести эту икону в храм свт. Николая при Государственной Третьяковской галерее, где она ныне и находится.

Сегодня икона не представляет собой памятника иконописи, созданного кистью одного иконописца, но является совмещением разновременных добавлений к уцелевшим фрагментам древнего оригинала и добавлений к этим добавлениям.

Замечательная икона дошла до нас во фрагментах, но Богу было угодно сохранить самые драгоценные части этого великолепного произведения мирового искусства. Несмотря на все жесткие испытания, которым вместе с русской государственностью и Церковью подвергалась эта икона, на ней уцелели от древнего оригинала лики.

Около левого глаза Богоматери сохранился небольшой фрагмент зеленовато-синего чепца, с правой стороны – фрагмент желтой каймы мафория с золотыми штрихами, оставшимися от первоначального живописного слоя. Из первоначальных облачений Богомладенца сохранилась лишь часть около правого плеча, по характеру и отделке она характерна фрагменту мафория. Ниже идут уже поздние вставки; самая древняя из них, видимо, принадлежит XIII веку и, вероятно, вызвана была той порчей, которая была причинена иконе татарским разгромом. Здесь, на фоне рубашки темно-багряного цвета с золотым асистом уцелели еще кончики пальцев левой руки Богоматери. Фрагмент прозрачной белой рубашки на той же правой руке Младенца и несколько фрагментов фона с частью надписи дополняют наше представление о первоначальном виде и колорите иконы.

Древних икон, подобных «Владимирской Богоматери», не сохранилось, но сохранились иконы, приближающиеся к ней по иконографии и силе образа. Существует и огромное количество списков с этой иконы, прославленных как чудотворные. Например, иконографический образ, который известен на Руси как «Умиление».

С этим чудотворным образом связаны все важнейшие события Русского государства на протяжении многих столетий. Всемилостивый Господь через образ «Владимирской Богоматери» во все времена посылает заступление всем в молитве к ней прибегающих.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *