сретение икона 16 век

Икона Сретения Господня

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Центральным изображением иконографии Сретения Господня является фигура Богомладенца Христа, Которого на своих руках держит старец Симеон Богоприимец. Фигуры Христа и старца Симеона символизируют собой встречу Нового и Ветхого Заветов.

На иконе также изображается пророчица Анна, дочь Фануилова. Одной рукой праведная Анна указывает на Богомладенца, а в другой (иногда) держит свиток с текстом, повествующем о приходе в мир Спасителя.

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

В левой части иконы по традиции пишется фигура Божией Матери, а чуть дальше – праведного Иосифа Обручника. Богородица преклоняется перед Младенцем Христом, Которого она отдала праведному Симеону. Вытянутые вперед руки Богородицы, в которых уже нет Ее Сына, знаменуют собой образ той утраты, потери, которую понесет в дальнейшем Матерь Божия, когда Господа осудят и распнут на кресте.

Иосиф Обручник держит в руках двух белых голубей, которых по ветхозаветному закону необходимо было принести в жертву Богу за рождение ребенка. Символически эти два голубя также понимаются как прообразы двух миров, которые должны прийти к Богу, – иудейского и языческого.

На заднем плане иконы Сретения изображается Иерусалимский храм. В центре иконы, за фигурами Божией Матери, Богомладенца и праведного Симеона, помещается храмовый престол, который символизирует жертву Господа Иисуса Христа.

Источник

Иконография праздника Сретения Господня в византийском и древнерусском искусстве

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век
Сретение Господне. Икона XVI века. Псковский художественный музей.

Древнейшим историческим свидетельством о церковно-богослужебном чествовании Сретения на христианском Востоке является знаменитое «Паломничество ко Святым местам» галльской паломницы Этерии (Сильвии Аквитанской), [1] датируемое концом IV века. Однако, в ее сочинении у праздника Сретения нет самостоятельного названия, и он именуется просто «сороковым днем от Богоявления», то есть от Рождества Христова.

В армянском Лекционаре, содержащем краткие богослужебно-уставные заметки о праздниках годового цикла, совершавшихся в Иерусалиме в начале V века, день Сретения тоже не имеет установившегося названия – соответствующая ему богослужебная статья озаглавлена «Сороковой день от Рождества Господа нашего Иисуса Христа». Из этого видно, что в это время праздник не имел самостоятельного значения и воспринимался как завершающий цикл праздников, посвященных явлению в мир Сына Божиего. Окончательное закрепление праздника Сретения произошло не ранее VI века – установить точную дату не представляется возможным. Существует версия, что это произошло при Юстиниане I (527–565). Однако, в хронике Георгия Амартола (IX век) отмечалось, что праздник Сретения был учрежден еще при предшественнике Юстиниана – императоре Юстине I (518–527).

Название праздника «Очищение» доминирует в средневековых латинских текстах и фиксируется римским Миссалом 1570 г., закрепившем церковные реформы Тридентского собора (1545-1563). В последующее, уже более позднее время, в католической церкви произошла замена названия праздника – Praesentatio Domini (дословно: Представление, Приношение Господа) вместо Purificatio Beatae Mariae Virginis, что акцентирует не богородичный, а христологический аспект события.

В восточнохристианской церкви праздник всегда был прежде всего посвящен Господу, но при этом в богослужебных текстах и песнопениях должное воздавалось Богородице, принесшей Младенца во храм, как того требовал ветхозаветный обычай.

Дело в том, что у иудеев женщина, родившая ребенка, считалась нечистой в течение сорока дней. По прошествии этого времени следовало принести в храм жертву очищения, как об этом говорится в книге Левит: «По окончании дней очищения своего за сына или дочь, она должна принести однолетнего агнца во всесожжение и молодого голубя или горлицу в жертву за грех» (Лев. 12, 6). «Если же она не в состоянии принести агнца, то пусть возьмет двух горлиц или двух молодых голубей, одного во всесожжение, а другого в жертву за грех, и очистит ее священник, и она будет чиста» (Лев. 12, 8). Конечно, непорочно зачавшей и родившей Бога Деве не требовалось никакого очищения, но по своему смирению Пресвятая последовала установленному правилу.

Пришедшее во Иерусалимский храм святое семейство встретил старец Симеон. По преданию, которое письменно фиксируется достаточно поздно (Х век, «Анналы» александрийского патриарха Евтихия), он был в числе семидесяти переводчиков-толковников Ветхого Завета с еврейского языка на греческий, работавших по заказу египетского царя Птоломея II Филадельфа. По жребию Симеону досталась книга пророка Исаии. Переводя ее, он дошел до слов: «Се, Дева во чреве приимет, и родит Сына. » (Ис. 7, 14) и, усомнившись, что возможно, чтобы дева, не имеющая мужа, родила сына, хотел исправить в книге слово «дева» на слово «жена». В этот момент ему явился Ангел и возвестил, что Симеон сам увидит исполнение этих слов. По возвращении из Египта, Симеон жил в Иерусалиме, ожидая пришествия «утешения Израилева» и вместе с тем – конца своей жизни. Старец стал символом всего ветхозаветного народа, смысл многовековой истории которого воплотился в подготовке ко встрече с грядущим Мессией.

В Евангелии говорится, что Симеон взял Младенца на руки и произнес слова «Ныне отпущаещи раба Твоего, Владыко…», которые впоследствии стали молитвой, поющейся на каждом вечернем православном богослужении. Святой Симеон просит Господа «отпустить» его из земной жизни для того, чтобы сообщить благую весть прародителям, находившимся в аду – «Адаму, во аде живущу, известити хотяй, иду, и Еве принести благовестие» (7-я песнь канона праздника) и «…живот же носяй, живота прошаше разрешения, глаголя: Владыко, ныне отпусти мя возвестити Адаму, яко видех непреложна отроча, Бога превечного и Спаса мира» (3-я стихира на стиховне).

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век
Сретение. Икона. Начало 15 в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Иконография Сретения сложилась на основе повествования св. евангелиста Луки (Лк.2, 22–39). На иконах, фресках, миниатюрах ключевым действием является передача Богородицей Младенца на руки Симеону, при этом за спиной Богоматери изображается Иосиф Обручник, несущий в руках или в клетке двух (реже – трех) голубей, а за спиной праведного Симеона – пророчица Анна, находившаяся вместе с ним в храме.

Богословским смыслом праздника является встреча Ветхого и Нового Заветов, что отражается в иконографии – Божия Матерь и Иосиф обычно изображаются слева в движении направо, а праведные Симеон и Анна изображаются справа налево. Там, где они встречаются, Божия Матерь передает Богомладенца на руки Симеону, и тот принимает Его покровенными руками как Великую Святыню. Праведная Анна изображается со свитком в руке. Младенец же обычно облачен в короткую белую рубашечку, не закрывающую ножки.

Древнейший образ Сретения запечатлен в одной из мозаик триумфальной арки, обрамляющей алтарное пространство церкви Санта Мария Маджоре в Риме. Эти мозаики, созданные 432-440–ых годах, в эпоху Третьего Вселенского собора, стали своего рода памятником победы над несторианской ересью. В них Спаситель прославляется как Богочеловек, а Дева – как Богородица, что опровергалось Несторием. Многофигурная сцена Сретения трактована здесь как шествие Богоматери с Младенцем на руках в сопровождении ангелов навстречу св. Симеону. Мерный ритм этого шествия задается ритмом колоннады с арками, на фоне которой происходит действие. Согбенный праведный Симеон в порыве простирает ко Христу задрапированные в мантию руки. За спиной Симеона представлены трое мужчин. Как считает Н.В. Покровский, художник изобразил здесь священников и книжников, бывших при храме. [3] Интересно отметить, что изображения ангелов в сцене Сретения уникальны и в других памятниках не встречаются.

В миниатюре из Менология Василия II (около 986 г., Ватиканская библиотека) Сретение изображено на фоне архитектурного ограждения с закрытыми дверями. Внутри виднеется алтарь и изящным навесом-киворием на колонках. Младенец показан на руках Богоматери в сложной позе полулежа, ножками в сторону св. Симеона. Точно так же Он представлен и в иллюминированном армянском Евангелии Монги 11 века (хранится в Ереване).

На полиптихе со сценами двунадесятых праздников из монастыря св. Екатерины на Синае (XII век) Сретение представлено в верхнем люнете одной из створок. Спаситель в золотой тунике изображен на руках Симеона, который словно полагает Младенца на жертвенник. Подобным образом выявляется литургический замысел композиции, в которой Христос изображается как приносимая за весь мир искупительная жертва. Также трактована и композиция Сретения на эпистили XII века из того же монастыря. Здесь Младенец представлен прямо над престолом в центре сцены.

Наряду с Благовещением, Рождеством и Крещением, Сретение являлось одной из ведущих сцен в мозаичном убранстве храмов средневизантийского периода – св. Луки в Фокиде, Неа Мони на о. Хиос, церкви Успения в Дафни.

На Руси древнейшими образцами сцены Сретения являются фрески XII века в Кирилловской церкви (Киев) и церкви Спаса на Нередице (Новгород). Интересной особенностью в изображении Кирилловской церкви является то, что Младенец не сидит на руках Богородицы, а представлен на них лежащим. Пресвятая Дева несет Его на двух вытянутых и покрытых платом руках.

Евангельский цикл Нередицы начинается на лицевых сторонах восточных столпов композицией «Благовещение». Напротив, на западной стене храма, в третьем регистре росписи хор была помещена сцена «Рождество Христово». Цикл продолжался на северной стене, где в пятом регистре находилось Сретение, а на противоположной, южной стене – Крещение. Таким образом, прочтение первых четырех сцен цикла, располагавшихся по центральным осям церкви, было подчинено логике организации архитектурного пространства крестово-купольного храма, четко выявляя его осевую ориентацию по сторонам света. При этом сцена Сретения была расположена рядом со сценой Введения во храм Богородицы. [4] Основу для сопоставления композиций дала 7-ая глава Протоевангелия, запечатлевшая обращенные к Марии слова ветхозаветного первосвященника: «Господь возвеличит имя Твое во всех родах, ибо чрез Тебя явит Господь в последние дни сынам Израиля Искупление». И в Сретении и в Введении во храм Марии повторяется мотив пророчества – как первосвященник узнает в Марии будущую Богоматерь, так и Симеон узнает в Младенце Спасителя.

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век
Фреска ц. Св. Троицы в Сопочанах. 1265 г. Сербия.

Интересные примеры размещения сцены Сретения во внутрихрамовом пространстве дают балканские памятники. В церкви Вознесения в Милешеве (до 1228 г.) Сретение располагается на западных пилястрах под куполом в качестве пары к Благовещению на восточных пилястрах. Художники руководствовались тем, что обе эти сцены можно легко разделить на две части. Так, Богоматерь с Младенцем и Иосифом изображены на одной пилястре, а Симеон и пророчица Анна – на другой. В Сопочанах (1236-1268) евангельские сцены располагаются по хронологическому принципу – сюжеты, иллюстрирующие события, следующие друг за другом по времени, представлены на противоположных стенах храма. Так, друг напротив друга, на северной и южной стенах находятся Сретение и Крещение. В храме св. Николая в Кастории Сретение расположено напротив «Входа в Иерусалим».

Уникальный вариант иконографии Сретения в средневековом грузинском искусстве выделила французская исследовательница Сюзи Дюфрен. [5] В шести отмеченных ею памятниках в композиции Сретения отсутствует алтарь, обычно изображаемый в центре. Вместо него изображена горящая свеча (в нескольких случаях – две свечи) как символ жертвы Богу.

Американская исследовательница Д. Шорр классифицировала многочисленные образы Сретения, основываясь на том, как показан Спаситель. [6] Действительно, позы Христа могут быть различны. Он может находиться на руках Марии (как на фреске Кирилловской церкви; фреске XIV века из собора Снетогорского монастыря в Пскове) или на руках у Симеона (как на фреске собора Мирожского монастыря в Пскове, середина XII века; в миниатюре Менология деспота Дмитрия Палеолога 13 века из Бодлеанской библиотеки Оксфорда и многих русских иконах XV – XVI веков). Однако, все перечисленные примеры показывают лишь разные моменты передачи Младенца с рук на руки, описывающиеся в различных источниках. Так, в 5 песне канона празднику Космы Маюмского говорится, что Иисус был на руках у Пресвятой Девы: «Разумев, божественный старец проявленную древле пророку славу, руками слово зря матерними держимо. О, радуйся, вопияше, чистая, яко престол бо держиши Бога». А в одном из апокрифических евангелий указывается, что Симеон принял Младенца в свой плащ.

Рассматривая не только расположение Младенца, но и общую композиционную схему изображений возможно также выделить два других варианта иконографии праздника – Сретение, показанное в храме на фоне престола, являющегося центром композиции, и Сретение, происходящее на пороге храма, где святое семейство встречает старец Симеон.

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век
Сретение. Икона. Сретение. Икона. 16 в., Новгород. Музей икон в Амстердаме.

Чаще всего изображенный алтарь покрыт красной тканью. На новгородской иконе XVI века из собрания икон в Амстердаме на ткани изображен семиконечный крест. Уникальность иконографии образа заключается в трогательной подробности – в руках, сложенных на груди в знак смирения, Христос держит одного из жертвенных голубей. В древнерусском искусстве известен еще один пример изображения Младенца Христа с птицей в руке. На чудотворной Коневской иконе Божией Матери, известной в России с XIV века и, по преданию, принесенной св. Антонием с Афона, Иисус в левой руке держит голубя.

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век
Сретение. Икона – «таблетка». 15 в. Сергиево-Посадский музей-заповедник.

Что же касается другого варианта иконографии Сретения, то он пользовался на Руси не меньшей популярностью. На фреске из церкви Успения на Волотовом поле (Новгород, середина XIV века) Симеон с Младенцем на руках представлен за низкими закрытыми дверями, ведущими в Святая святых. Пророчица Анна с развернутым свитком с текстом на греческом языке «Сей Младенец сотворил небо и землю» изображена стоящей не за его спиной, как это было принято, а между Богоматерью и св. Иосифом в левой части сцены. На иконе Сретения из Спасо-Преображенского собора Твери (около 1450 г.), хранящейся в Государственном Русском музее, и иконе – таблетке из Сергиево-Посадского музея (конец XV – начало XVI в.) Мария держит Младенца на руках, а Симеон изображен встречающим их у входа в храм. Поскольку старец стоит на высоких ступенях, он с благоговением наклоняется к Младенцу как можно ниже. (ил. 5)

В XVII веке древнерусская иконография Сретения станет более детализированной и дополнится новыми сценами. Так, на иконе «Сретение» из Ярославского художественного музея в верхней части изображена Новозаветная Троица, а в нижней части – взывающие ко Христу из адской пасти ветхозаветные праведники. На иконе 1680-ых годов из праздничного ряда, приписываемого кисти Гурия Никитина (находится в том же музее), основная композиция «Сретения» дополнена в верхней части изображением благовестия ангела Симеону, переводящему книгу пророка Исайи, и изображением явления ангела с орудиями страстей Богоматери, держащей на руках Христа. [8]

Источник

Сретение Господне: в картинах и иконах

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Сретение Господне – 15 февраля в 2012 году

По закону Моисееву, все еврейские родители должны были своих первенцев, (то есть первых сыновей), на сороковой день после рождения, приносить в храм для посвящения Богу. При этом полагалось, в благодарность Богу, принести жертву. Закон этот бы установлен в память исхода евреев из Египта — освобождения от рабства, спасения тогда первенцев еврейских от смерти.

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Ян ван Скорел. Сретение Господне. 1524-26 гг.

Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных.

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Сретение Господне. Джироламо Романино. 1529 г.

В это время в Иерусалиме жил старец, по имени Симеон. Он был человек праведный и благочестивый и ожидал пришествия Спасителя. Ему было предсказано Духом Святым, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Господня. Симеон долго ждал исполнения обещания Божия. По преданию он жил около 300 лет.

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Сретение. Джованни Беллини. 1459 г.

И вот, в этот день, по внушению Духа Святого, он пришел в храм. И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон встретил Младенца (сретение значит встреча), взял Его на руки и, славя Бога, сказал:

«Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, — свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля».

Этими словами Симеон с радостью говорит: «теперь Ты, Владыко, отпускаешь меня, раба Твоего (из этой жизни в другую), по слову Твоему (согласно Твоего обещания), с миром (спокойно), потому что глаза мои увидели то спасение, которое Ты приготовил для всех людей».

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Сретение. Филипп де Шампень

Родившегося Господа Симеон называет: «светом во откровение (для просвещения) языков (язычников), то есть всех племен и народов, и «славою для народа своего», то есть Израиля. — Есть два Израиля: ветхозаветный и новозаветный. В Ветхом Завете то был избранный народ еврейский или израильский, а в Новом Завете — весь верующий мир христианский.

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Сретение. Питер Кук ван Альст

Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна пророчица, восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нем всем в Иерусалиме, ожидавшим пришествия на землю Христа Спасителя.

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Сретение Господне. Гвидо да Сиена. 1270 г.

Исполнивши все, что следовало по закону, Божия Матерь с Младенцем и Иосиф возвратились домой.

Это событие, когда святые Симеон и Анна встретили в храме принесенного Божией Материю и Иосифом Младенца Христа и прославили Его, называется праздником Сретения Господня, т. е. встречи Господа; и празднуется св. Православною Церковью, как один из великих праздников, 2-го февраля (15 февр. н. ст.).

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Сретение. Джотто ди Бондоне. 1320-25 гг.

Праведный Симеон называется Богоприимцем, то есть принявшим на свои руки Бога Спасителя.

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Сретение. Пальма Джовани. 16-17вв.

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Сретение. Андреа Селести. 1710 г.

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Сретение. Симон Вуэ

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Сретение. Франц Ленхарт

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Сретение Господне. Италия. 17 век

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Сретение Господне. Тинторетто

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Сретение Господне. Фра Беато Анджелико. 1440-41 гг.

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Сретение Господне. Джеймс Тиссо

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Сретение. Дуччо ди Буонинсенья

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Сретение. Себастьян Бурдон

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Сретение. Гербрандт ван ден Экхаут

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

ИКОНЫ

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Икона Софийского собора в Царском Селе работы Богдановых.

Сретение. Византийская икона. 15 век.

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Сретение. Грузия. 12 в.

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Сретение. Архимандрит Зинон

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Сретение Господне. Албанская икона

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Сретение. Коптская икона

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Сретение Господне. Андрей Рублев.

Текст: Протоиерей Серафим Слободской
Изображения: Открытые источники

Источник

Иконография Сретения Господня (+Иконы)

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Иконография Сретения Господня — одна из немногих в христианском искусстве, имеющая два существенно различающихся композиционных варианта: симметричная композиция, в центре которой Богоматерь с Младенцем и Симеон Богоприимец, и несимметричный вариант, на котором представлено шествие Богородицы, Иосифа Обручника и пророчицы Анны к Храму.

Иконография Сретения Господня

Первое дошедшее до наших дней изображение Сретения находится на арке римской базилики Санта Мария Маджоре и датируется 432–440 годами. Оригинальные особенности композиции свидетельствуют о том, что традиция изображения еще только формируется. Первое упоминание о церковном праздновании Сретения относится концу IV века*, поэтому не удивительно, что спустя полвека художники находятся в поисках выразительного решения, еще только «нащупывают» оптимальный вариант.

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Мозаика базилики Санта Мария Маджоре. 432–440 г. Рим, Италия. Фрагмент

Композиция имеет выраженный горизонтальный формат, продиктованный особенностями изобразительного пространства. Поверхность арки разделена на несколько горизонтальных регистров, в одном из которых и помещается сцена Сретения. В левой части изображена Богоматерь, протягивающая Младенца Симеону. Старец почтительно склонился, на его руки накинут край плаща — коснуться святыни можно только покрытыми руками.

Несколько непривычно то, что Богородицу и Симеона разделяет группа «второстепенных» персонажей: Иосиф Обручник, ангел и пророчица Анна. Их жесты могут быть непонятными современному зрителю. Так изображали в античном искусстве императоров, выказывающих свое августейшее согласие или благочестие, а также брачующихся лиц императорской фамилии. Тема благочестия созвучна событиям Сретения: Богомладенец, Богородица и Иосиф проявляют послушание Закону. Идея согласия также соответствует внутреннему смыслу праздника: происходит встреча Ветхого и Нового Завета, их согласие.

Все действие происходит во дворе Иерусалимского храма, что подчеркивается изображением аркады, поддерживаемой колоннами. Позади вышедших навстречу Богомладенцу иудеев, в глубине двора, располагается святилище, напоминающее по архитектуре классический античный храм с треугольным фронтоном и портиком. На фронтоне помещена женская фигура.

Искусствовед Андрэ Грабар высказал предположение, что это изображение богини Рима, которое помещалось на капитолийском храме. На римских монетах с изображением этого храма присутствовала надпись «Новый век». Возможно, эта античная фигура, «перемещенная» на фронтон Иерусалимского храма, должна была напоминать молящемуся о Новом веке Христа.

Постепенно, в течение нескольких веков, в византийском искусстве вырабатывается симметричная композиционная схема: в центре изображаются Богородица и Симеон, позади них — Иосиф Обручник и Анна пророчица. Между центральными фигурами помещается изображение храмового престола, осененного киворием, которое не может расцениваться просто как деталь интерьера. Богомладенец передается старцу над престолом, через престол, что указывает на искупительную жертву Спасителя.

При этом изображается именно престол христианского храма, а не жертвенник храма Иерусалимского. Иногда на престоле помещаются Евангелие, Чаша, дарохранительница. Облачение престола обычно насыщенного багряного цвета и содержит изображение Креста, что так же соотносится с темой Христовой жертвы, принесенной для спасения человечества.

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Мозаика собора монастыря Осиос Лукас в Фокиде. 30-е годы XI в. Греция

Богомладенец может изображаться и на руках у Матери и в объятиях Симеона. Иногда художник представляет сам момент передачи: протягивая Сына, Пресвятая Дева еще не отпустила Его из рук, а старец уже коснулся Спасителя, но еще не поднес к себе. Такое композиционное решение делает все изображение более драматичным. Богомладенец зримо предстает «связующим звеном», соединяющим две эпохи — Ветхозаветную и Новозаветную. Весь людской род в лице Симеона и Анны приемлет благую весть о воплощении Сына Божия.

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Фреска церкви Токали Килисе в Гёреме. X — XI в. Каппадокия, Турция

После окончания периода иконоборчества появляется новая несимметричная иконографическая схема изображения Сретения: Богородица, праведный Иосиф и пророчица Анна подходят к дверям Храма, на ступенях которого стоит Симеон. Торжественное шествие изображено двигающимся слева направо, поскольку именно так идет запись текста в европейских языках, наш глаз привык, разглядывая объект, двигаться в таком направлении.

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Икона. XV в. Русь. Собрание Сергиево-Посадского музея-заповедника

В случае более древнего симметричного иконографического варианта все изображенные стоят по сторонам от престола, в центре храмового пространства, и двигаться уже никуда не нужно, поэтому и композиция уравновешена и статична. Тема шествия подсказывает иной выбор места действия. Мотив процессии порождает динамику композиции, некую внутреннюю незавершенность изображенного, поэтому логичнее представить событие не внутри Храма, а у входа в него. Позади Симеона оказывается Святилище, трактованное как базилика с апсидой. Пространство храмового двора, в древности окруженное портиками, изображается как стена, иногда дополненная колоннадой.

В конце XVI века на Руси появляется пространный иконографический извод, созданный на основе праздничных чтений «Пролога» и Акафиста Богоматери. По периметру иконы, вокруг сцены Сретения изображаются предшествующие и последующие события.

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Ярославская икона. 1-ая половина XVII в. Ярославский художественный музей

В клеймах показаны:

— Пророк Исаия, записывающий откровения в книгу;

— Явление ангела Симеону. Согласно Преданию, Симеон переводил книгу Исаии и усомнился в истинности слов пророка «се Дева во чреве приимет…»), но ангел остановил переводчика и предсказал, что он не умрет до тех пор, пока «не увидит Христа Господня» (Лк.2: 26);

— Ангел с Крестом (или всеми орудиями Страстей) в руках, сообщающий Богородице о грядущих страданиях Ее Сына;

— Сцена низвержения идолов — так представлен шестой икос Акафиста Богоматери, повествующий о бегстве в Египет, где пали идолы при приближении Богомладенца;

— Вверху, в центре иконы могут быть помещены неканонические образы «Новозаветная Троица» или Бог-Отец.

Такая избыточная повествовательность, как правило, еще и сопровождающаяся пышными архитектурными кулисами, отвлекает внимание зрителя от главного сюжета. Чтобы прояснить все представленное, художник иногда сопровождает изображение текстовыми комментариями. Многочисленные детали делают образ подробнейшей «Библией для неграмотных», или же неким ребусом, но затуманивают основное содержание празднования, а также глубинные смыслы и аллюзии, которые так тонко передавались в произведениях предшествующих веков.

* «Паломничество ко Святым местам» Этерии (Сильвии Аквитанской). Сретение именуется в этом произведении «сороковым днем от Епифании», то есть от Богоявления (Рождество и Богоявление праздновались в первые века Христианства в одно и тоже время).

Картины, фрески, иконы Сретения Господня

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Фреска церкви Санта Мария в Кастельсеприо. Конец VII — начало VIII в. Италия

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Миниатюра Хлудовской Псалтири. Середина IX в. Государственный Исторический музей, Москва

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Фрагмент резной иконы. 2-ая половина X в. Византия. Государственный Эрмитаж, Спб.

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Миниатюра Менология Василия II. Около 986г. Ватиканская библиотека

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Миниатюра Евангелия из ц. Могни. Середина XI в. Армения. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Фреска Спасо-Преображенского собора Мирожского монастыря. Около 1156 г. Псков

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Икона-эпистилий. 2-ая половина XII в. Монастырь св. Екатерины, Синай, Египет. Фрагмент

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Фреска новгородской церкви Спаса на Нередице. 1199 г. (не сохранилась)

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Западные врата Богородице-Рождественского собора. 1227—1238 гг. Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Фрагмент

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Миниатюра из Чашоца (праздничной Минеи) царя Гетума II. 1286 г. Киликия. Институт древних рукописей Матернадаран, Ереван, Армения

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Пьетро Каваллини. Мозаика апсиды базилики Санта Мария ин Трастевере. 1291 г. Рим, Италия

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Васильевские врата новгородского собора Св. Софии. 1336 г. Собор Александровского Успенского монастыря. Фрагмент

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Икона. 70-80-е годы XV в. Новгород. Новгородский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Икона мастерской круга Гурия Никитина. 1680-е г. Кострома. Ярославский художественный музей

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Икона. Начало XIX в. Палех. Государственный музей палехского искусства, Палех

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Икона. 1-ая треть XIX века. Палех. Частное собрание

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Джотто ди Бондоне. Фреска капеллы дель Арена. 1304—1306 гг. Падуя, Италия

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Джотто и ученики. Фреска нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи. 1320—1340 гг. Ассизи, Италия

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Амброджо Лоренцетти. Сретение. 1342 г. Галерея Уффици, Флоренция, Италия

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Братья Лимбург. Принесение во храм. Миниатюра Великолепного часослова герцога Беррийского. Начало XV в. Музей Конде в Шантийи, Франция

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Джентиле да Фабриано. Принесение во храм. Из капеллы Строцци в ц. Санта-Тринита во Флоренции.1423 г. Лувр, Париж, Франция

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Андреа Мантенья. Около 1465—1466 гг. Государственные музеи, Берлин, Германия

сретение икона 16 век. Смотреть фото сретение икона 16 век. Смотреть картинку сретение икона 16 век. Картинка про сретение икона 16 век. Фото сретение икона 16 век

Рембрандт Харменс ван Рейн. Старец Симеон во храме. 1669 г. Стокгольм. Национальный Музей, Стокгольм, Швеция

Вы прочитали статью Иконография Сретения Господня | Иконы. Читайте также:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *