средства спортивной тренировки это
Средства спортивной тренировки
Содержимое публикации
Министерство образования, науки и молодёжной политики
ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж»
Средства спортивной тренировки
Выполнил студент(ка) IV курса
Средства спортивной тренировки
Средством называется то, что используется для решения определенных задач. Комплекс средств спортивной тренировки составляют: физические и идеомоторные упражнения, оздоровительные силы природы и гигиенические факторы, технические и тренажерные устройства.
Физические упражнения – это двигательные действия, используемые для решения определенных задач. Физические упражнения – основное и специфическое средство спортивной тренировки. Их выполнение предполагает сознательную двигательную деятельность юных спортсменов. Сознательный характер выполнения физических упражнений выражается в том, что юные спортсмены имеют четкую цель действия и знают способы ее достижения.
3) общеподготовительные упражнения.
Соревновательные упражнения – целостные двигательные действия или совокупность двигательных действий, которые являются предметом специализации и выполняются в полном соответствии с условиями соревнований по данному виду спорта. Соревновательные упражнения начинают применять в тренировке юных спортсменов на этапе начальной спортивной специализации после нескольких лет занятий, когда детям и подросткам впервые разрешается участвовать в соревнованиях.
Специально-подготовительные упражнения – двигательные действия, которые имеют существенное сходство с соревновательными упражнениями как по форме, так и по характеру проявления физических и психических качеств. Подбор специально-подготовительных упражнений определяется спецификой вида спорта. Они способствуют более направленному и дифференцированному развитию специальных физических качеств и техники движений, необходимых спортсмену. Специально-подготовительные упражнения в зависимости от их направленности подразделяются на подводящие, направленные в основном на освоение техники движений и развивающие, направленные главным образом на развитие физических качеств. Соревновательные специально-подготовительные упражнения являются одним из средств специальной подготовки.
К общеподготовительным упражнениям относятся различные двигательные действия из видов спорта, в которых спортсмен не специализируется в зависимости от особенностей воздействия, они могут быть в какой-то степени приближены к специально-подготовительным упражнениям или существенно отличаться от них. В спортивной практике общеподготовительные упражнения применяются: для развития и совершенствования всех основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости, ловкости), для увеличения числа двигательных навыков и умений из вспомогательных видов спорта, как одно из средств активного отдыха, восстановления организма после больших специфических нагрузок. Общеподготовительные упражнения являются одним из средств общей подготовки юных спортсменов.
Особое значение в тренировке юных спортсменов приобретают такие общеподготовительные упражнения, которые оказывают прежде всего комплексное воздействие на организм (спортигры, эстафеты, подвижные игры и т.д.). При выборе средств общей физической подготовки следует учитывать специальную направленность учебно-тренировочного процесса, недостатки в физическом развитии, физической подготовленности, возрастные и индивидуальные особенности занимающихся.
Значительное место в тренировке юных спортсменов отводится не только разнообразным физическим упражнениям, но и использованию природных и гигиенических факторов, которые при соответствующей организации занятий могут выступать как неспецифические средства спортивной тренировки. К природным факторам относятся: солнечная радиация, воздействия воздушной и водной среды, атмосферное давление, температура. К гигиеническим – режим труда и отдыха, питания, освещенность, вентиляция и т.д. В последние годы широко применяются занятия в горноклиматических условиях, искусственная аэронизация, выполнение упражнений в барокамере и термокамере; а также сауна, массаж, питательные смеси, витаминные комплексы. Ряд перечисленных средств используется для оздоровления и закаливания растущего организма, повышения собственно тренировочных воздействий или для ускорения восстановительных процессов.
Эффективность спортивной тренировки в немалой степени зависит от использования технических средств и тренажерных устройств. По назначению их можно разделить на следующие группы:
Технические средства по получению информации о выполненных действиях (приборы срочной информации). Они применяются для получения информации о положении тела, скорости, темпе и ритме движений, величине прилагаемых усилий в ходе или после выполнения упражнений. Информация о контролируемых параметрах действия спортсмена позволяет доводить до него количественные и качественные характеристики движений и вносить в них точные коррективы, невозможные при обычных методах речевой информации.
Технические средства по программированию действий, поведение спортсмена или запланированных физиологических сдвигов в организме. Это различные планирующие устройства типа звуко-свето-автокардиолидеров, позволяющих задавать спортсмену внешнюю (скорость, темп, длительность выполнения упражнений) или внутреннюю величину нагрузки.
Тренажерные устройства, предназначенные преимущественно для:
разучивания, совершенствования техники движений и тактических навыков,
совершенствования специальной физической подготовки в структуре двигательного действия, близкой к соревновательному упражнению (азокинетические тренажеры для силовой подготовки пловцов).
Технические средства и тренажерные устройства не только способствуют быстрому формированию двигательных навыков, развитию необходимых физических качеств, но и разнообразию учебно-тренировочного процесса. Их с успехом можно применить на этапе углубленной подготовки, но наибольшую пользу они приносят квалифицированным юным спортсменам на этапе спортивного совершенствования.
Идеомоторные упражнения представляют собой многократное мысленное воспроизведение двигательного действия с концентрацией внимания на решающих фазах перед его фактическим выполнением. Их эффект основан на двигательных функциональных реакциях, возникающих у человека в момент представления о движении. Давно было замечено и научно доказано, что раз вы думаете об определенном движении, вы его невольно, не замечая этого, производите — написал И.П. Павлов. Повторное мысленное выполнение физического упражнения, его части, элемента, связки позволяет быстрее овладеть техникой и тактикой, развить творческую инициативу, успешно применять технико-тактические приемы в новой ситуации, настраивает на предстоящее выполнение двигательного действия, содействует более полному проявлению физических и волевых качеств. Идеомоторные упражнения целесообразно применять в процессе тренировки с юными спортсменами, имеющими достаточно богатый двигательный опыт. Комплексное использование перечисленных средств — необходимое условие эффективного решения задач спортивной тренировки.
Средства спортивной тренировки это
Средства спортивной тренировки. Основными специфическими средствами спортивной тренировки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения. Состав этих упражнений в той или иной мере специализируется применительно к особенностям спортивной дисциплины, избранной в качестве предмета спортивного совершенствования.
Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на три группы упражнений: соревновательные, специально подготовительные, общеподготовительные.
Соревновательные упражнения — это целостные двигательные действия (либо совокупность двигательных действий), которые являются средством ведения спортивной борьбы и выполняются по возможности в соответствии с правилами состязаний по избранному виду спорта.
Удельный вес соревновательных упражнений в большинстве видов спорта, за исключением спортивных игр, невелик, так как они предъявляют к организму спортсмена очень высокие требования.
Специально подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме или характеру проявляемых способностей. Например, к числу специально подготовительных упражнений бегуна относится бег по отрезкам избранной дистанции; у гимнастов аналогичную роль играет выполнение элементов и связок соревновательных комбинаций; у игровиков — игровых действий и комбинаций. Другим примером могут служить упражнения, приближенно воссоздающие форму соревновательного действия (упражнения на лыжероллерах у лыжников, упражнения на батуте у прыгунов в воду и гимнастов и т.д.). К числу специально подготовительных относятся в определенных случаях и упражнения из смежных, родственных видов спорта, направленных на совершенствование специфических качеств, необходимых в дисциплине специализации и проявляемых в соответствующих режимах работы.
Состав специально подготовительных упражнений в решающей мере определяется спецификой избранной спортивной дисциплины. Упражнения создаются и подбираются с таким расчетом, чтобы обеспечить более направленное и дифференцированное воздействие на совершенствование физических способностей и формирование навыков, необходимых спортсмену.
Объясняется это тем, что нередко многократное выполнение соревновательных упражнений из избранного вида спорта не позволяет в необходимой мере совершенствовать силу, быстроту, выносливость, подвижность в суставах так, как этого можно добиться с помощью специальных упражнений. Причина этого прежде всего заключается в том, что очень часто число повторений соревновательных упражнений в целостном виде нельзя сделать достаточно большим главным образом из-за высоких нервных и физических напряжений, что особенно важно учитывать в индивидуальных видах спорта.
В зависимости от преимущественной направленности специально подготовительные упражнения подразделяются на подводящие способствующие освоению формы, техники движений, и на развивающие, направленные на развитие двигательных способностей (силы, быстроты, выносливости и т.д.). Такое деление, конечно, условно, поскольку форма и содержание двигательных действий часто тесно взаимосвязаны.
К числу специально подготовительных упражнений относятся и имитационные упражнения, которые подбираются таким образом, чтобы действия спортсмена возможно больше соответствовали по координационной структуре характеру выполнения и особенно по кинематике избранной спортивной дисциплине.
Средства тренировки подбираются с учетом индивидуальных особенностей занимающихся. Одни из них должны дальше улучшать уже сильные стороны спортсмена, другие – подтянуть отдельные отстающие технические действия или двигательные способности.
Общеподготовительные упражнения являются преимущественно средствами общей подготовки спортсмена. В качестве таковых могут использоваться самые разнообразные упражнения — как приближенные по особенностям своего воздействия к специально подготовительным, так и существенно отличные от них (в том числе и противоположно направленные).
Значение общеподготовительных упражнений во многих видах спорта, особенно в тренировке подрастающих спортсменов, часто недооценивается. Отдельные специалисты на всех этапах многолетней подготовки резко увеличивают объем специальной физической и сокращают объем общей физической подготовки, что ведет к форсированию тренировки юных спортсменов.
Влияние общеподготовительных упражнений на повышение результатов является опосредованным. Специализированные средства (соревновательные и специально подготовительные упражнения), с одной стороны, оказывают более непосредственное влияние на повышение результатов. С другой стороны, можно утверждать, что недостаточный прирост результатов или даже прекращение их роста на этапе высших достижений, а также повышенный травматизм спортсмена обусловлены недостаточным объемом общеподготовительных упражнений на тренировке и особенно на ее ранних этапах.
Однако необходимо помнить, что общеподготовительные упражнения должны вместе с тем выражать особенности спортивной специализации. Между различными физическими упражнениями возможны как положительные, так и отрицательные взаимодействия, обусловленные закономерностями положительного и отрицательного «переноса» различных двигательных способностей и двигательных навыков.
Уже по одной этой причине средства общей физической подготовки не могут быть одинаковыми для различных спортивных дисциплин. Наряду с некоторым сходством состав этих средств в каждом конкретном случае имеет свою специфику. Это касается и их подбора, и места, которое они занимают в структуре тренировочного процесса.
Методы спортивной тренировки. Методы применяемые в спортивной тренировке можно разделить на три группы:
1. Направленные на овладение знаниями.
2. Направленные на овладение двигательными умениями и навыками.
3. Направленные преимущественно на развитие двигательных способностей.
Данные группы включают следующие методы
• Методы устной передачи и усвоения информации в виде рассказа, беседы, объяснения, описания и других форм речевого воздействия.
• Методы передачи и усвоения печатной информации включают методы работы с учебниками, книгами, учебными карточками, программированными пособиями.
• Методы обеспечения наглядности: методы непосредственной наглядности (показ упражнений преподавателем или по его заданию одним из занимающихся); методы опосредованной наглядности (демонстрация учебных видеофильмов, кинограмм двигательных действий, рисунков, схем и др.); методы направленного прочувствования двигательного действия; методы срочной информации.
• метод расчлененного упражнения;
• метод целостного упражнения.
• Равномерный метод
• Переменный метод
• Повторный метод
• Интервальный метод
• Круговой метод
• Игровой метод
• Соревновательный метод
Характеристика вышеперечисленных методов представлена в главе 2.2.
Реферат «Средства спортивной тренировки»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Реферат по дисциплине:
«Физическая культура и спорт:
Теория и методика преподавания в образовательном учреждении»
« Цели, задачи и характеристика средств спортивной тренировки»
Чукин Андрей Николаевич
Список использованной литературы
Раздел I . Понятия: спортивная деятельность, спортивная тренировка
I . Спортивная деятельность – это всегда специальная деятельность в определенном виде спорта. Спортивные качества, которые вырабатываются в ее процессе, зависят от особенностей данного вида спорта. Спортсмен в процессе своей тренировки старается, прежде всего, развить те качества, которые необходимы для данного вида спорта, а другие развивает только постольку, поскольку они являются основой для успешной работы его в своем виде спорта.
Таким образом, определенная спортивная деятельность приводит, с одной стороны, к образованию специфических качеств и структур личности, а с другой – к достижению высоких спортивных результатов в данном виде спорта или спортивной дисциплине.
Структура спортивной тренировки состоит из различных видов подготовки: общей физической, специальной физической, технической, психической, тактической, теоретической, а также из внетренировочных и внесоревновательных факторов, одним из которых является спортивный инвентарь. В зависимости от специфики вида спорта соотношение выше перечисленных видов подготовки может значительно изменяться. И для повышения эффективности тренировочного процесса необходимо четко определить наиболее важные виды подготовки.
Спортивная тренировка сложный процесс, целью которого является достижение максимально возможного результата для каждого конкретного спортсмена.
Раздел II . Виды спортивной тренировки
1 Физическая подготовка
2 Психологическая подготовка
в сложных условиях спортивной борьбы с очень высокой конкуренцией нередко решающую роль играет уровень развития моральных, волевых и специальных психических качеств. Психологическая подготовка направлена на максимально возможное использование потенциальных психических способностей спортсмена, всех его личностных резервов с целью достижения высоких спортивных результатов. Необходимо обеспечить точную дозировку средств и методов психологического воздействия, осуществляемого главным образом через тренировочные и соревновательные нагрузки, с учетом индивидуальных свойств личности, текущего состояния, конкретных задач подготовки.
3 Технико-тактическая подготовка
4 Теоретическая подготовка
Раздел III . Цели и задачи спортивной тренировки
Целью спортивной тренировки является достижение максимально возможного для данного индивидуума уровня технико-тактической, физической и психической подготовленности, обусловленного спецификой вида спорта и требованиями достижения максимально высоких результатов в соревновательной деятельности.
Основные задачи, решаемые в процессе тренировки, следующие:
— освоение техники и тактики любого вида спорта
— обеспечение необходимого уровня развития двигательных качеств спортсмена, возможностей его функциональных систем организма
-воспитание волевых и моральных качеств спортсмена
— психическая подготовка спортсмена
— теоретические и практические знания спортсмена, его опыт необходимый для успешной тренировки и подготовки к соревнованиям
— комплексное совершенствование спортсмена в соревновательной деятельности.
Раздел IV . Средства спортивной тренировки
Средства спортивной тренировки делятся на:
— словесные и наглядные воздействия
— тренажёрные устройства и специальное оборудование
— естественно-средовые и гигиенические факторы
-средства восстановления и повышения работоспособности: режим дня, питание, массаж, процедуры, фармакология.
2. Специфические — физические упражнения:
Раздел V . Дидактические принципы в процессе подготовки спортсмена
Принцип сознательности и активности.
Принцип предусматривает воспитание у спортсмена самостоятельности, а также развитие физических качеств от сознательного отношения к тренировкам.
Принцип наглядности, т.е. применение различных наглядных приёмов.
Принцип доступности и индивидуальности
Предусматривает тренировку спортсмена с учётом возрастных способностей, увеличение нагрузки, чтобы стимулировать дальнейшее развитие спортсмена
Постепенное повышение требований, постановка все более трудных новых заданий, наращивание объема и интенсивности нагрузок.
Подготовка спортсмена складывается в основном из физической, спортивно-технической, морально-волевой и теоретической подготовки.
В соответствии с федеральной программой о развитии физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020 года определяющее значение в развитии спорта высших достижений в России имеет разработка в этих целях федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта.
Федеральные стандарты спортивной подготовки призваны:
-обеспечить единые требования и нормативы при подготовке спортсменов на всей территории страны;
придать планомерность осуществления спортивной подготовки в конкретном виде спорта;
обеспечить подготовку спортсменов высокого класса для состава спортивных сборных команд Российской Федерации.
Средства спортивной подготовки помогают развить индивидуальные качества спортсмена, выявить его слабые стороны и направить на них большее внимание. В то же время средства спортивной тренировки служат идеальным фактором поддержания физического здоровья. Естественные силы природы и гигиенические факторы, используемые при занятиях физическими упражнениями, усиливают эффективность и оздоровительный эффект на организм занимающегося.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СРЕДСТВА СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Основными специфическими средствами спортивной тренировки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения. Состав этих упражнений в той или иной мере специализируется применительно к особенностям спортивной дисциплины, избранной в качестве предмета спортивного совершенствования.
Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на две группы упражнений:
— вспомогательные (специально-подготовительные, общеподготовительные).
-2-тренировочные формы соревновательных упражнений.
Наряду с вышеперечисленными комплексами соревновательных упражнений в процессе спортивной тренировки используются и их тренировочные формы, которые по отдельным особенностям режима выполнения могут отличаться от собственно-соревновательных, т.к.направлены на решение тренировочных задач и могут представлять собой более утяжеленные или облегченные формы этих упражнений. Удельный вес соревновательных упражнений в большинстве видов спорта за исключением спортивных игр невелик, т.к. они предъявляют к организму спортсмена очень высокие требования.
К вспомогательным упражнениям относят специально-подготовительные и общеподготовительные.
Специально-подготовительные упражнения (СПУ)включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме или характеру проявляемых способностей.
В зависимости от преимущественной направленности специально-подготовительные упражнения подразделяют на:
1. подводящие, способствующие освоению формы, техники движений;
2. развивающие, направленные на воспитание физических качеств (силы, быстроты, выносливости и т.д.). Такое деление, конечно, условно, поскольку форма и содержание двигательных действий часто тесно взаимосвязаны.
При выборе общеподготовительных упражнений обычно соблюдают следующие требования: общая физическая подготовка спортсмена должна включать на ранних этапах спортивного пути средства, позволяющие эффективно решать задачи всестороннего физического развития, а на этапах углубленной специализации и спортивного совершенствования являться фундаментом для совершенствования соревновательных навыков и определяющих спортивный результат физических способностей:
Однако тренеру всегда следует помнить, что ОПУ должны вместе с тем выражать особенности спортивной специализации. Между различными физическими упражнениями возможны как положительные, так и отрицательные взаимодействия, обусловленные закономерностями положительного и отрицательного «переноса» различных физических качеств и двигательных навыков.
Включение общеподготовительных упражнений в тренировочный процесс обычно способствует его общей эффективности особенно у детей. Детский и подростковый организм находится в постоянном развитии. Его костно-связочный аппарат относительно непрочен и уязвим для крайне односторонних нагрузок. Юные спортсмены, которые выполняют большие объемы специализированных нагрузок, более подвержены травмам, чем тренирующиеся с достаточными объемами общеподготовительных средств.
В процессе спортивной тренировки следует учитывать, что границы между представленными группами тренировочных средств в какой-то мере условны. Всегда имеются упражнения, которые занимают как бы промежуточное положение, объединяя в себе признаки всех трех групп.
Средства спортивной тренировки
Средства спортивной тренировки
Основными специфическими средствами спортивной тренировки в видах спорта, характеризующихся активной двигательной деятельностью, являются физические упражнения.
Средства спортивной тренировки могут быть подразделены на три группы упражнений: избранные соревновательные, специально-подготовительные, общеподготовительные.
Наряду с вышеперечисленными комплексами соревновательных упражнений в процессе спортивной тренировки используются и их тренировочные формы, которые по отдельным особенностям режима выполнения могут отличаться от собственно-соревновательных, т.к. направлены на решение тренировочных задач и могут представлять собой более утяжеленные или облегченные формы этих упражнений.
Удельный вес избранных соревновательных упражнений в большинстве видов спорта за исключением спортивных игр невелик, т.к. они предъявляют к организму спортсмена очень высокие требования.
Специально-подготовительные упражнения включают элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а также движения и действия, существенно сходные с ними по форме или характеру проявляемых способностей. Смысл любого специально-подготовительного упражнения состоит в том, чтобы ускорить и улучшить процесс подготовки в соревновательном упражнении. Именно поэтому они специфичны в каждом конкретном случае, а следовательно, относительно ограничены по объему.
Понятие «специально-подготовительные упражнения» является собирательным, так как объединяет целую группу упражнений:
3) упражнения в виде отдельных частей соревновательного упражнения (элементы соревновательной комбинации — у гимнастов, отрезки соревновательной дистанции — у бегунов, пловцов, игровые комбинации —у футболистов, волейболистов и т. п.);
5) упражнения из смежных видов спортивных упражнений (сальто из акробатики — для прыгуна в воду).
Выбор специально-подготовительных упражнений зависит от задач тренировочного процесса. Например, при освоении нового двигательного действия широко используются подводящие упражнения, а для поддержания необходимого уровня тренированности в межсезонье — имитационные упражнения.
Общеподготовительные упражнения являются преимущественно средствами общей подготовки спортсмена. Общеподготовительные упражнения не имеют прямой связи с соревновательными и предназначены расширить запас двигательных навыков и качеств спортсмена, повысить его общую тренированность. Объем общеподготовительных упражнений теоретически не имеет пределов. Однако в конкретном тренировочном процессе используется сравнительно ограниченное их количество. Объясняется это тем, что в условиях глубокой специализации и дефицита тренировочного времени спортсмен отбирает только те общеподготовительные упражнения, которые так или иначе способствуют его специализации
При выборе общеподготовительных упражнений обычно соблюдают следующие требования: общая физическая подготовка спортсмена должна включать на ранних этапах спортивного пути средства, позволяющие эффективно решать задачи всестороннего физического развития, а на этапах углубленной специализации и спортивного совершенствования являться фундаментом для совершенствования соревновательных навыков и определяющих спортивный результат физических способностей.
Общепедагогические и другие средства и методы, используемые в спортивной тренировке.
В комплексе с системой упражнений, составляющей специфическую основу тренировочного процесса, в спортивной тренировке используются многие общепедагогические и специальные средства и методы, включенные в систему подготовки спортсмена.
Для обеспечения необходимой наглядности и достоверности восприятий при постановке, выполнении заданий и анализе фактических результатов их выполнения наряду с традиционными средствами и методами наглядного обучения (натуральный показ, демонстрация наглядных пособий и т. д.) в современной практике спорта используются специализированные средства и методы. Они направлены не только на формирование зрительных восприятий, но и обеспечивают наглядность в самом широком смысле этого слова (как направленное воздействие на все органы чувства, участвующие в управлении движениями), дают объективную информацию о параметрах выполняемых действий и способствуют их исправлению по ходу выполнения. Так, решая задачи технической, тактической и физической подготовки, в частности, применяют:
— средства киноциклографической и видеомагнитофонной демонстрации (демонстрация типовых кинокольцовок с записью техники спортивных движений, анализ видеомагнитофонных записей упражнения, только что выполненного спортсменом, и т. п.);
— средства и методы избирательной демонстрации, ориентирования и лидирования (воссоздание пространственных, временных и ритмических характеристик движений с помощью электронной и механической аппаратуры, позволяющей воспринять их зрительно, на слух или тактильно; введение в Обстановку действия предметных и других ориентиров; выполнение упражнений под звуколидер или светолидер и т. д.).
Идеомоторные, аутогенные и подобные им методы. Эту специфическую группу методов составляют специальные способы направленного использования спортсменом внутренней речи, образного мышления, мышечно-двигательных и других чувственных представлений для воздействия на свое психическое и общее состояние, регулирования его и формирования оперативной готовности к выполнению тренировочных или соревновательных упражнений. Это, в частности, идеомоторное упражнение (мысленное воспроизведение двигательного действия с концентрацией внимания на решающих фазах перед его фактическим выполнением), эмоциональная самонастройка на предстоящее действие с помощью внутреннего монолога, самоприказы и тому подобные способы самопобуждения и самоорганизации.
Методы психорегулирующей тренировки используется до и после тренировочных занятий, но отдельные методы, не связанные с продолжительной релаксацией (состоянием внушенного расслабления), могут иметь место и в ходе тренировочного занятия.