средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга

Мониторинг и оценка динамики обучения детей с ТМНР

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Мониторинг и оценка динамики обучения (5-9 классы) _________________________________________________________________________________________________________

обучающегося _________ класса ОП№1 Школы №90

Сформированность представлений, действий/операций

Сформированность представлений, действий/операций

Речь и альтернативная коммуникация

Окружающий природный мир

Окружающий социальный мир

Профильный труд (ручной труд, ХБТ)

Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Мониторинг результатов обучения проводится один раз в триместр. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:

ДС- «выполняет действие самостоятельно»,

представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект».

Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Мониторинг и оценка динамики обучения (1-4 классы) _________________________________________________________________________________________________________

обучающегося _________ класса ОП№1 Школы №90

Речь и альтернативная коммуникация

Окружающий природный мир

Окружающий социальный мир

Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Мониторинг результатов обучения проводится один раз в триместр. В ходе мониторинга специалисты образовательной организации оценивают уровень сформированности представлений, действий/операций, внесенных в СИПР. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка.

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий:

ДС- «выполняет действие самостоятельно»,

представление: «узнает объект», «не всегда узнает объект» (ситуативно), «не узнает объект».

Итоговые результаты образования за оцениваемый период оформляются описательно в дневниках наблюдения и в форме характеристики за учебный год. На основе итоговой характеристики составляется СИПР на следующий учебный период.

Критерии наличия динамики обучения:

Для обучающегося, который «действие не выполняет»; «не узнает объект».

Мимическая обратная связь. «Эмоциональное заражение». Эмоциональный отклик — оперативная эмоциональная реакция на текущие изменения в предметной среде.

Определение критериев наличия динамики обучения: _________________________________________________________________

Для обучающегося, занимающегося по индивидуальной образовательной программе

Указать вид: взгляд, звук/слог/слово, жест, действие, сочетанные проявления…, либо нет

вызываемая общением с учителем, процессом обучения

Указать качество, наличие и вид эмоции

Наличие эмоции, вид

негативная, позитивная, нейтральная, нетрадиционная, статическая, динамическая либо НЕТ

Попытки повернуть голову в сторону исходящего звука

Преобладают положительные / отрицательные эмоции

Сила физиологического проявления

Преобладают активные/пассивные реакции. Активные: смех, крик, плач, выраженная двигательная активность, выраженная мимическая активность, частые улыбки, деструктивное поведение по отношению к людям и предметам (например, царапается, кусается, пытается повредить предмет). Пассивные: только смотрит, бедная двигательная, звуковая и мимическая активность.

Характер реакции: 1. Отвечает взглядом, 2. Отвечает взглядом и движением, 3. Отвечает взглядом, движением, звуком, эмоцией (например, улыбкой)

Наличие слишком сильных эмоций

Характер реакции: 1. Смотрит, 2. Смотрит и прикасается, 3. Смотрит, прикасается, есть звуковые и эмоциональные реакции

Специфическая физиологическая реакция

Основные эмоции: радость, веселье, гнев, недовольство (неудовлетворенность), довольство (удовлетворенность), печаль, страх (тревога). Определить характер эмоции можно по ее поведенческим проявлениям. Например: улыбки, смех, крик, плач, агрессия и деструктивное поведение, положительный характер активности – мимической, двигательной, звуковой (например, радуясь, ребенок улыбается и машет рукой), отрицательный характер активности – мимической, двигательной, звуковой (например, когда сердится, ребенок “морщит” брови, поджимает губы, отворачивается от учителя).

Прикосновение к предмету

Характер реакции: 1. Только прикасается и смотрит, 2. Исследует предмет, 3. Исследует предмет, есть реакции, звуковые и эмоциональные.

Мимика как способ проявления эмоции

Есть мимическое выражение эмоций/ нет

Манипуляции учителя с предметом

Наблюдает за манипуляциями/ не наблюдает. Характер реакции: 1. Наблюдает за манипуляциями, 2 Наблюдает и есть реакции – двигательные, звуковые, эмоциональные (например, тянет руку к предмету).

Повторение наблюдаемых эмоций

Специально моделируемая ситуация

Не реагирует на ситуацию,

Есть слабое включение в ситуацию (наблюдает за происходящим),

Включен в ситуацию, пытается действовать в рамках ситуации (есть двигательные, звуковые, эмоциональные реакции)

Оперативная эмоциональная реакция

Построение индивидуального маршрута обучения

Формирование реакции обучающегося на определенное воздействие: звуковая, зрительная, тактильная

Развитие мелкой моторики

Индивидуальная программаобучения: _______________________________________________________________________

Формирование двигательной реакции

Эмоциональная реакция на воздействие, раздражение

1. Появление простой двигательной реакции на прикосновение.

В левом столбце мы описали, какой характер двигательных реакций должен наблюдаться у ученика в ответ на разные воздействия, раздражения, как эффективный результат обучения. Соответственно, описаны основные действия учителя, направленные на достижение данных результатов. Например, в графе “Прикосновение к предмету”, мы указали “прикосновение к предмету разными пальцами одной руки”, что означает содержание деятельности педагога и, одновременно, тот результат, который необходимо получить в процессе обучения, способность ученика прикасаться к предмету разными и определенными, по указанию учителя, пальцами одной руки. В данной графе, как критерии обучения, рассматриваются:

Появление эмоциональных реакций в ответ на все воздействия, раздражители, указанные в левом столбце, и формирование двигательных реакций в соответствии с ними.

Коррекция негативных эмоциональных проявлений и деструктивного поведения.

Основные эмоции: радость, веселье, гнев, недовольство (неудовлетворенность), довольство (удовлетворенность), печаль, страх (тревога). Определить характер эмоции можно по ее поведенческим проявлениям. Например: улыбки, смех, крик, плач, агрессия и деструктивное поведение положительный характер активности – мимической, двигательной, звуковой (например, радуясь, ребенок улыбается и машет рукой), отрицательный характер активности – мимической, двигательной, звуковой (например, когда сердится, ребенок “морщит” брови, поджимает губы, отворачивается от учителя).

Положительным эффектом обучения можно считать появление любых основных эмоций и их поведенческого проявления при всех направлениях деятельности, описанных в левом столбце.

Коррекция негативных эмоциональных и поведенческих проявлений. Положительным эффектом обучения является снижение негативных эмоциональных проявлений (крик, плач, агрессия и др.) и деструктивного поведения (ученик кусается, царапается, пытается повредить предметы и др.). Возможны проявления отторжения учебного материала, например, ученик отодвигает рукой предмет, предлагаемый для изучения. Снижение данных проявлений также считается положительным результатом обучения.

-прикосновение мягким предметом;

-прикосновение твердым предметом и др.

1. Появление простой двигательной реакции на прикосновение.

Прикосновение к предмету

Прикосновение к предмету разными пальцами одной руки. Прикосновение к предметам разной формы, разной текстуры (твердые, мягкие, “шершавые” и др.). Сочетанное прикосновение к предметам разной формы и текстуры пальцами обеих рук.

Сопровождение данных действий звуковыми и эмоциональными реакциями.

Манипуляции с предметом

Способность совершать разные действия с предметами одной рукой: хватательные, вращательные, сгибание, разгибание и др. Затем, обеими руками.

Действия по образцу. Учитель показывает определенное действие с предметом (например, покрутил шарик пальцами руки), ученику нужно повторить. Необходимо выполнение разных типов действия с предметами: хватательные, вращательные, сгибание, разгибание и др. Необходимо использование предметов разной формы и текстуры (круглые, квадратные, мягкие, твердые и др.).

Совершение совместных действий с предметом. Например, собирание простых паззлов, совместное рисование картинок (можно использовать образец, совершать действия “рука в руку”), помощь учителя при принятии еды и использовании столовых приборов, и др.

Развитие мелкой моторики

Появление сложных сочетанных движений пальцев одной руки, затем пальцев обеих рук.

Способность выполнять действия с предметом пальцами одной руки, затем – сложные сочетанные действия пальцами обеих рук. Например, взять ручку, покрутить между пальцев, затем, взять ручку другой рукой и повторить такие же движения. Или, докоснуться до предмета определенными пальцами одной руки, затем, определенными пальцами обеих рук.

Способность совершать разные движения одной рукой, затем, обеими: хватательные, вращательные, сгибание, разгибание и др. Использование этих движений при работе с разными предметами одной и двумя руками.

Способность воспроизводить движения по образцу разными частями тела. Например, учитель поднимает правую руку, ученик должен повторить. Или, учитель показывает картинку с изображением определенного жеста, ученику необходимо воспроизвести. Образец может быть задан как, непосредственно, самим учителем, так и через наглядный материал (картинки).

Индивидуальная программа обучения: _______________________________________________________________________

Формирование звуковой, зрительной реакции

Эмоциональная реакция на воздействие, раздражение

Слова и прикосновение учителя

Есть зрительная реакция (взгляд).

Есть сочетанная реакция (смотрит, реагирует звуками, проявляет двигательную активность в ответ).

То же самое, что и п.3, но звуковая активность отличается разнообразием.

В левом столбце мы описали, какой характер звуковых, зрительных реакций должен наблюдаться у ученика в ответ на разные воздействия, раздражения, как эффективный результат обучения. Соответственно, описаны основные действия учителя, направленные на достижение данных результатов. Например, в графе “Слова и прикосновение учителя”, мы указали “Есть зрительная реакция (взгляд)”, что означает содержание деятельности педагога и, одновременно, тот результат, который необходимо получить в процессе обучения, способность ученика отвечать взглядом, смотреть в ответ на обращенные к нему слова, либо прикосновение учителя. В данной графе, как критерии обучения, рассматриваются:

Появление эмоциональных реакций в ответ на все воздействия, раздражители, указанные в левом столбце, и формирование звуковых и зрительных реакций в соответствии с ними.

Коррекция негативных эмоциональных проявлений и деструктивного поведения.

Основные эмоции: радость, веселье, гнев, недовольство (неудовлетворенность), довольство (удовлетворенность), печаль, страх (тревога). Определить характер эмоции можно по ее поведенческим проявлениям. Например: улыбки, смех, крик, плач, агрессия и деструктивное поведение положительный характер активности – мимической, двигательной, звуковой (например, радуясь, ребенок улыбается и машет рукой), отрицательный характер активности – мимической, двигательной, звуковой (например, когда сердится, ребенок “морщит” брови, поджимает губы, отворачивается от учителя).

Положительным эффектом обучения можно считать появление любых основных эмоций и их поведенческого проявления при всех направлениях деятельности, описанных в левом столбце.

Коррекция негативных эмоциональных и поведенческих проявлений. Положительным эффектом обучения является снижение негативных эмоциональных проявлений (крик, плач, агрессия и др.) и деструктивного поведения (ученик кусается, царапается, пытается повредить предметы и др.). Возможны проявления отторжения учебного материала, например, ученик отодвигает рукой предмет, предлагаемый для изучения. Снижение данных проявлений также считается положительным результатом обучения.

Зрительные и звуковые реакции в ответ на прикосновение предметами

Присутствуют зрительные и звуковые реакции на прикосновение предметами разной формы и текстуры (шарик, угол книги, тетради, твердые, мягкие, “шершавые” поверхности и др.).

Присутствуют выраженная зрительная концентрация на предмете, разнообразие звуковых реакций, а также, сочетанные, в т.ч. двигательные реакции, в ответ на прикосновение предметами.

Длительность зрительной концентрации, сочетанные реакции

Способен удерживать зрительный контакт с учителем и зрительную концентрацию на предмете, учебном материале до 4-5 сек.

Способен на длительную, от 5 сек., зрительную концентрацию на предмете, учебном материале и на соответствующий по времени, зрительный контакт с учителем.

Длительная зрительная концентрация сопровождается звуковыми и двигательными реакциями (Например, при зрительном контакте с учителем наблюдаются звуковые реакции и двигательное оживление).

То же самое, что и п.3, но наблюдаются более разнообразные звуковые реакции. Ученик способен произносить разнообразные, не однообразные и интонационно-монотонные, звуки.

Частота зрительных реакций, четкость зрительной концентрации, сочетанные реакции

Наблюдаются частые зрительные реакции (взгляд) при контакте с учителем, при учебном процессе (работе с предметами, объектами, совместной деятельности). Взгляд ученика четкий, прямой, не рассеянный, не “расплывчатый”. Все вышесказанное, если отмечается, может свидетельствовать о высоком контакте с учителем и включенности в учебный процесс.

Отмечаются сочетанные реакции. Помимо частых и четких зрительных реакций наблюдаются реакции двигательные и звуковые. Например, при манипуляциях с предметом, у ребенка отмечается не только высокая зрительная концентрация на материале, но и высокая двигательная активность, ребенок произносит различные звуки. Чем более разнообразны, в т.ч. интонационно богаты, звуки, тем выше эффект обучения.

Зрительные и звуковые реакции в ответ на демонстрацию предмета и в рамках учебного процесса

Присутствуют только зрительные или только звуковые реакции в ответ на демонстрацию предмета и в рамках учебной ситуации, взаимодействия с учителем.

Присутствуют зрительные и звуковые реакции одновременно.

Присутствуют одновременно зрительные и звуковые реакции. Зрительные реакции отличаются высокой концентрацией и частотой, звуковые – большим разнообразием. Отмечается высокая частота сочетанных реакций – одновременно зрительных, звуковых, двигательных.

Ученик способен повторять за учителем простые не речевые и речевые (отдельные буквы) звуки.

Ученик способен повторять сложные не речевые (сочетания звуков) и речевые (слоги, сочетания букв) звуки. Ученик способен интегрировать отдельные звуки в звуковые структуры. Например, отдельные буквы в слоги и их произносить.

При повторении ха учителем, ученик способен объединять отдельные буквы и слоги в слова. Слова могут произноситься учеником не четко. При оценки результативности по данному критерию необходимо учитывать степень и характер нарушения развития у обучающегося.

Источник

Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Просмотр содержимого документа
«Средства мониторинга и оценки динамики обучения.»

специальной индивидуальной программы развития

___________, 4 класс (2021-2022 уч год)

Контрольно-измерительные материалы предназначены для осуществления контроля знаний обучающегося 4 класса ________________ФИ (2 вариант обучения). Задания составлены в соответствии с программами учебных дисциплин, включая коррекционные курсы и занятия внеурочной деятельности.

При оценке результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния ребенка. Выявление результативности обучения происходит в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий может оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.

При оценке достижений обучающейся также учитывается степень её самостоятельности при выполнении заданий:

Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Условные обозначения.

Уровни освоения (выполнения) действий / операций

1. Пассивное участие / соучастие.

— действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним).

2. Активное участие.

Действие выполняется ребёнком:

со значительной помощью взрослого

с частичной помощью взрослого

— по последовательной инструкции (изображения или вербально)

Источник

Средства мониторинга и оценки динамики обучения.

Просмотр содержимого документа
«Средства мониторинга и оценки динамики обучения.»

специальной индивидуальной программы развития

___________, 4 класс (2021-2022 уч год)

Контрольно-измерительные материалы предназначены для осуществления контроля знаний обучающегося 4 класса ________________ФИ (2 вариант обучения). Задания составлены в соответствии с программами учебных дисциплин, включая коррекционные курсы и занятия внеурочной деятельности.

При оценке результативности обучения учитываются особенности психического, неврологического и соматического состояния ребенка. Выявление результативности обучения происходит в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий может оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др.

При оценке достижений обучающейся также учитывается степень её самостоятельности при выполнении заданий:

Средства мониторинга и оценки динамики обучения. Условные обозначения.

Уровни освоения (выполнения) действий / операций

1. Пассивное участие / соучастие.

— действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним).

2. Активное участие.

Действие выполняется ребёнком:

со значительной помощью взрослого

с частичной помощью взрослого

— по последовательной инструкции (изображения или вербально)

Источник

Средства мониторинга и динамики обучения.

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Средства мониторинга и динамики обучения.

Пассивное участие / соучастие

Действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним)

действие выполняется ребенком:

— со значительной помощью взрослого

— с частичной помощью взрослого

— по последовательной инструкции (изображения или вербального)

— по подражанию или по образцу

Не выявить наличие представлений

Представление на уровне

— использования по прямой подсказке

— использования с косвенной подсказкой (изображение)

Здесь вставь фамилии всех, то участвует в СИПР

средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Смотреть фото средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Смотреть картинку средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Картинка про средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Фото средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Смотреть фото средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Смотреть картинку средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Картинка про средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Фото средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Смотреть фото средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Смотреть картинку средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Картинка про средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Фото средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Смотреть фото средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Смотреть картинку средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Картинка про средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Фото средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга

Оценка достижений предметных результатов по знаниям (что знает) производится путем фиксации фактической способности к воспроизведению (в т.ч. и невербальному) знания, обозначенного в качестве возможного предметного результата

Номер материала: ДБ-884762

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Смотреть фото средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Смотреть картинку средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Картинка про средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Фото средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга

средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Смотреть фото средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Смотреть картинку средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Картинка про средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Фото средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга

Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах

Время чтения: 1 минута

средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Смотреть фото средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Смотреть картинку средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Картинка про средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Фото средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга

СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся

Время чтения: 1 минута

средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Смотреть фото средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Смотреть картинку средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Картинка про средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Фото средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга

В Иркутской области продлили школьные каникулы

Время чтения: 1 минута

средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Смотреть фото средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Смотреть картинку средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Картинка про средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Фото средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга

Минобрнауки: вузы вправе вводить QR-коды для посещения корпусов

Время чтения: 2 минуты

средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Смотреть фото средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Смотреть картинку средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Картинка про средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Фото средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Смотреть фото средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Смотреть картинку средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Картинка про средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга. Фото средства оценки динамики обучения в процессе мониторинга

В Тюменской области продлили на неделю дистанционный режим для школьников

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Лекция «Мониторинг и оценка качества обучения по адаптированной общеобразовательной программе».»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Лекция 8. Мониторинг и оценка качества обучения по адаптированной

Повышение качества образования

Повышение качества образования – основная задача любой образовательной организации, реализующей ФГОС. Вопрос оценки качества образования очень актуален в современном образовательном сообществе. Есть множество подходов к процедуре оценки и повышения качества образования: созданы независимые центры оценки качества образования, стимулируется результативность педагогов, достигающих высокого качества, разрабатываются внутренние критерии оценки качества на местах и т.д. Измерить качество образования в инклюзивных классах очень сложно. Критериев оценивания качества и его показателей в инклюзивном классе намного больше, чем в обычных классах. Оценить личный прогресс ребенка с ОВЗ в обучении в проекции всего класса можно.

Федеральный закон «Об образовании в РФ» [1] определяет, что «качество образования — комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы».

Это значит, что прописанные в ФГОС НОО ОВЗ [2] возможности обуч ения детей становятся критериями, по которым можно измерить качество обучения.

• создание демократической системы образования, гарантирующей необходимые условия для полноценного качественного образования на всех уровнях;

• индивидуализация образовательного процесса за счет многооб-разия видов и форм образовательных учреждений и образовательных программ, учитывающих интересы и способности личности;

• конкурентоспособный уровень образования, как по содержанию образовательных программ, так и по качеству образовательных услуг.

Образовательная организация при формировании системы оценки качества образования создает свою внутришкольную модель управления качеством образования. Независимо от того, какая модель будет создана образовательной организацией, в основе ее обязательно присутствуют следующие индикаторы:

• качество условий образования;• качество образовательного процесса; • качество обучения.

Качество образования складывается из следующих компонентов:

– мониторинг запросов общества (потребителя) и государства (в рамках государственного образовательного стандарта) для выбора вектора реализации разных моделей и подбора механизмов получения образования в условиях конкуренции;

– постоянное совершенствование образовательных услуг и резуль-татов, на которые нацелен потребитель услуг (создание разноплановых возможностей);

– предоставление образовательным организациям широких полно-мочий для выбора самостоятельной стратегии развития;

– ориентировка на государственные формы оценивания (с целью получения документа об образовании и обучении);

– постоянное совершенствование деятельности сотрудников и стиму-лирование их профессиональных навыков для достижения качественных целей образовательной организации.

Формула «Стандарт для ребенка, а не наоборот» – формула успеха в повышении качества образования. Эта простая истина отражена во всех нормативных актах, регламентирующих реализацию ФГОС. Учет личностного потенциала обучающихся, педагогов и родителей – краеугольный камень повышения качества образования для всех обучающихся, в том числе и для обучающихся с ОВЗ. В центре внимания должны стоять интересы, возможности и способности ребенка. Вопрос повышения качества образования – общий вопрос, в котором заинтересованы все участники образовательного процесса, и поэтому все они могут внести в него свою лепту.

Для того чтобы ОО организовала эффективную образовательную деятельность и получила качественные образовательные результаты, необходимо: определить направление деятельности, рассмотреть все уже имеющиеся ресурсы, рассчитать наиболее эффективные формы работы и просчитать возможные риски (сделать процесс получения образования качественным и эффективным) – всё это составные части образовательной программы организации. Отслеживание эффективности каждого этапа реализации программы называется внутренним мониторингом. Внутренний мониторинг оценивает не только ресурсы, но и методы реализации и главное – результаты образовательной деятельности.

Мониторинг основных индикаторов качественного образования обучающегося с ОВЗ

Мониторинг качества образования – комплексное целенаправленное, специально организованное, непрерывное аналитическое отслеживание процессов, определяющих количественно-качественные изменения основных свойств качества образования в целях своевременного принятия обоснованных управленческих решений по коррекции образовательного процесса и созданных для него условий на основе анализа собранной информации и педагогического прогноза.

Когда в классе появляется обучающийся с ОВЗ, то процедуры мониторинга и ведения рабочей документации в классе и в образовательной организации неизбежно меняются. Обучающегося с ОВЗ могут в процессе обучения вести и поддерживать несколько педагогов и специалистов, и всем им необходим доступ к подробной информации о реализации АООП и индивидуальных программах обучения. При этом очень важно сохранять конфиденциальность медицинских записей и диагнозов, в то же время оставляя важную для организации обучения информацию доступной для всех учителей и ассистентов.

В отличие от обычных обучающихся, для обучающихся с ОВЗ необходим постоянный мониторинг их учебных достижений. Нам очень часто задают вопрос организаторы инклюзивного образования: «Как часто нужно проводить мониторинг личностных учебных достижений и корректировать адаптацию учебного материала?» Это зависит от результатов запланированных этапов мониторинга. Основные этапы внутреннего мониторинга качества образования для обучающихся с ОВЗ должны быть отражены в Положении и утверждены приказом по образовательной организации. Примерная форма Положения о внутренней системе оценки качества образования в (наименование образовательной организации) при реализации адаптированных образовательных программ представлена в Приложении 1. В этом же Положении необходимо указать и необходимость внеплановых встреч рабочей группы педагогов и специалистов коррекционно-развивающей педагогики по вопросам реализации индивидуального образовательного маршрута обучающегося с ОВЗ, если у него возникают трудности в обучении. В некоторых случаях (когда, например, обучающийся с ОВЗ имеет повышенные особые потребности и скачкообразный темп обучения) может потребоваться ежемесячная встреча по планированию дальнейшей стратегии обучения такого ученика и решению проблем организации его обучения.

Основная задача мониторинга качества образования обучающихся с ОВЗ – оценить прогресс и в случае наличия проблем пересмотреть приемы адаптации учебного материала или предложить новые подходы в мотивации обучения. Если возникает необходимость в креативных решениях в отношении специфичных адаптаций и разработки учебных планов, то к работе группы для решения конкретной проблемы может быть приглашен узкий специалист-консультант или специалист с медицинским образованием.

Очень удобно при отслеживании образовательных результатов в рамках мониторинга обучения детей с ОВЗ педагогическому сотруднику школы, отвечающему за данное направление работы, иметь на каждого такого обучающегося папку, в которой содержится следующая информация: психолого-педагогическая характеристика, заключение ПМПК, ежедневное и еженедельное расписание занятий, индивидуальный образовательный маршрут, основные руководства по адаптации с учетом индивидуальных возможностей и потребностей ребенка план индивидуальных адаптаций в рамках общего учебного плана класса, основные периоды проведения мониторинга качества образования для данного обучающегося. В качестве рабочего материала в папке могут содержаться: тесты и работы ученика, протоколы встреч рабочей группы, примеры адаптаций для организации работы дома, протоколы встреч с родителями, итоги консультаций и индивидуальных занятий, примеры положительных адаптаций или неудачных попыток.

Оценка качества образования при реализации АООП НОО ОВЗ

Индивидуальные достижения обучающегося являются базовыми при оценке качества деятельности образовательной организации. Разные регионы и образовательные организации используют разные схемы учета индивидуальных достижений, которые логично вкладываются в общую картину организации обучения в данном учреждении.

С введением ФГОС НОО ОВЗ оценка индивидуальных достижений складывается из оценок трех уровней:

1. Образовательные достижения = Общеобразовательные достижения + Предметные компетенции + Творческие достижения. Это оценка конкретных знаний и УУД по учебным предметам.

2. Ключевые компетенции = Интеллектуальные компетенции +

Личностные компетенции. Оценка уровня развития задатков, способностей и возможностей обучающегося. Осуществляется посредством психологического тестирования.

3.Социально-личностные характеристики = Нормативность поведения + состояние здоровья + социальная активность. Отметим важность именно этой характеристики для обучающихся с ОВЗ. В зависимости от сложности и варианта АОП возможно включение повышающего коэффициента именно в этой характеристике.

На данном этапе оценка индивидуальных учебных достижений обучающихся с ОВЗ (мониторинг качества образовательной деятельности) является компетенцией школы и проходит по внутришкольным правилам. Сейчас в регионах прослеживается тенденция к формированию независимой внешней оценки качества образования ОО, в которой присутствуют показатели качества образования обучающихся с ОВЗ. Внедрение в практику организации образовательной деятельности индивидуальных учебных планов, индивидуальных образовательных маршрутов (как проекции индивидуальной образовательной программы на выбор осваиваемых обучающимися компетенций) позволят сделать мониторинг качественным и включающим в себя не только статистику, но и все достижения обучающегося. В личное портфолио ученика по единой разработанной образовательной организацией схеме организаторы инклюзивного образования заносят в установленные формы информацию на каждом этапе обучения. Портфолио ученика становится инструментом отслеживания индивидуальной образовательной траектории обучающегося и проекцией его дальнейшего профессионального определения.

Остается открытым вопрос о соотношении оценки индивидуальных достижений и компетентности обучающегося и деятельности образовательной организации. Система отслеживания результатов по качеству обучения детей с ОВЗ на региональных уровнях еще не отлажена. Таким образом, в рейтингах и конкурсах такие результаты пока не учитываются, но с каждым годом в рейтинговых таблицах появляется всё больше критериев, отражающих деятельность ОО по обучению детей с ОВЗ. Качество образования должно стать ориентированным на обучающегося и его возможности, и вопрос мониторинга и отслеживания личностных результатов — один из самых важных при организации образовательной деятельности. Формула, по которой можно будет отследить эффективность такой деятельности, нуждается в введении нескольких дополнительных коэффициентов: за сложность работы, за использование большого количества ресурсов и времени, вложенного в обучающегося с ОВЗ.

Оценка приемов адаптаций

Выстраиваемая ОО система оценки качества в условиях внедрения ФГОС НОО ОВЗ должна стать иной и учитывать специфику организации обучения детей с ОВЗ. Оценить качество обучения ребенка с особыми образовательными потребностями с помощью традиционной системы баллов и оценок бывает очень сложно. Еще труднее измерить и оценить вклад педагогов и специалистов в пусть и небольшой, но прогресс в развитии и образовании. Для полноценного мониторинга обучения таких учеников необходимо оценить огромный спектр личностных компетенций ребенка.

Вот только несколько из возможных: – поведенческая коммуникация;

– развитие навыков самообразования;

– навыки управления жизнью;

– учебные навыки, необходимые в жизни (счет денежных единиц, ориентировка во времени, измерение величин, сравнение и выбор наиболее выгодных комбинаций).

Краткосрочные адаптации могут потребоваться и для учеников с измененными учебными целями и повышенными требованиями в поддержке.

Например, для ученика А. с ЗПР в АОП по русскому языку было запланировано 7 часов для изучения одной из самых сложных тем по русскому языку во 2 классе «Проверка безударных гласных в корне слова». Целью обучения была отработка навыка нахождения гласной буквы в слабой позиции и самостоятельное выполнение пошаговой инструкции. В процессе обучения ученик А. с поддержкой учителя-логопеда не только освоил навык нахождения орфограммы, но и без инструкции научился проверять слова. Навык перерос в осознанное учебное действие. На это ушло всего 4 часа. Рабочая группа на внеплановой встрече, оценив прогресс обучения, не только изменила учебную цель в рабочей программе, но и сократила количество часов для изучения аналогичных тем.

Эти рабочие встречи должны быть короткими и эффективными. Для этого организатор инклюзивного образования строго придерживается заранее спланированной повестки и протокола. Координатор не только ведет протокол, но и фиксирует все принятые предложения по стратегии обучения, вносит все принятые решения. Копии протокола встречи координатор предоставляет всем педагогам и специалистам, которые реализуют АООП (Приложение 2).

Основным вопросом таких встреч является вопрос эффективности разработанных адаптаций для обучающегося с ОВЗ для более активного включения его в работу класса и достижения индивидуальных и общих учебных целей.

При проведении измерения качества образовательной деятельности ребенка с ОВЗ за планку берется показатель нормы. Чем ближе показатель обучающегося с ОВЗ к нижней планке показателя обычного ребенка, тем коэффициент качества выше. Форму экспресс-мониторинга для сбора информации по эффективности организации обучения ребенка с ОВЗ см. в Приложении 3.

Предлагаемая форма – это рабочий документ, который помогает за несколько минут оценить деятельность обучающегося с ОВЗ, она может корректироваться в зависимости от особенностей ребенка и цели сбора актуальной информации.

Иногда проще и легче оценить способы адаптаций на внутришкольном уровне с помощью таблицы, куда вносятся те адаптации, в которых нуждаются обучающиеся данной школы с учетом реализуемых АООП.

Таблица 8.1 Адаптации, учитываемые при оценке качества организации образования обучающихся с ОВЗ

Выполняемые требования ОО при реализации ФГОС НОО

1) Количество организованных классов с инклюзивной практикой

2) Сотрудничество педагогов и специалистов, реализующих АООП

3) Создание особой инклюзивной культуры в ОО

4) Наличие индивидуального образовательного маршрута

5) Возможность обучающегося перейти на общую программу

6) Наличие специальных приспособлений, облегчающих получение качественного образования

7) Включение обучающихся с ОВЗ в активные социальные практики

8) Готовность выпускников с ОВЗ к профессиональной деятельности и интеграции в социуме

Используемые виды адаптаций при организации образовательного процесса

1) Изменение учебных целей ИОМ в рамках планирования для всего класса (дополнительные цели, упрощенные цели, альтернативные цели, функциональные цели)

2) Изменение учебных стимулов (работа психологов по поддержке интереса к обучению)

3) Дополнительная персональная поддержка ученика (тьютор, сопровождение, консультирование, создание ситуации успеха в среде одноклассников)

4) Применение альтернативных адаптаций, скоординированных с преподаванием в классе

Основные виды деятельности, требующие специфичных адаптаций

Основными видами деятельности, требующими специфичных адаптаций в зависимости от нозологий, бывают:

1) математика и русский язык — для обучающихся с ЗПР, ментальными нарушениями, с РАС и т.д.;

2) физическая культура, русский язык — для обучающихся с ДЦП;3) музыка и литературное чтение — у детей со слабым слухом и т.д.

Чтобы определить основной вид деятельности, требующий адаптации, надо руководствоваться АООП, которая выстроена по рекомендациям ПМПК.

Каждая образовательная организация самостоятельно определяет сроки и виды проводимых диагностик, направленные на определение результатов образовательной деятельности. Чаще всего внутренними локальными актами образовательная организация определяет стартовые, промежуточные и итоговые (финишные) диагностики качества обучения по различным программам и предметам.

Ориентиром на государственный заказ является ежегодное участие обучающихся во всероссийских проверочных работах, в диагностиках независимых центров качества образования, участие в процедуре ГИА.

Для детей с ОВЗ определяются особые условия при проведении государственной итоговой аттестации. В рамках проведения диагностических испытаний в образовательной организации необходимо определить объем, содержание и условия выполнения таких работ с учетом особенностей ребенка. Эти важные вопросы решаются на консилиуме и выносятся отдельным вопросом на педагогический совет школы.

Важно, чтобы родители (законные представители) были активными и прямыми участниками измерительных процедур. Они должны знать, как формируются задания для их ребенка, как будет проходить процедура, какие цели она преследует. Если обучающийся с ОВЗ и его родители (законные представители) нацелены на получение аттестата, то проведение таких диагностик внутри образовательной организации является тренировкой и попыткой преодоления этого рубежа. На этапах внутреннего мониторинга можно определить, какие именно УУД были не сформированы для получения ожидаемого результата, скорректировать дальнейшее продвижение ученика в рамках реализации индивидуального учебного плана.

Система показателей мониторинга качества образования для обучающихся с ОВЗ

С целью формирования модели оценки качества образования обучающихся с ОВЗ необходимо определиться с показателями и индикаторами управления качеством. Образовательная организация может самостоятельно определиться с их перечнем и выбрать измерительные материалы в зависимости от поставленных целей.

К разработанной системе индикаторов и показателей добавляются еще пять источников данных, позволяющих увидеть целостную картину управления качеством образования в ОО:

1) статистическая отчетность;

2) дополнительные данные, собираемые на основе специальных обследований;

3) результаты опросов и анкетирования;

4) результаты стартовой диагностики обучающихся;

5) данные по созданию социокультурной среды с учетом специфики окружающего социума и его запросов на образовательные услуги.

Наиболее трудоемкой в проведении мониторинга является разработка алгоритмов измерений и технологий интерпретации полученных результатов. Для обучающихся с ОВЗ наиболее приемлемым является диагностический подход в оценке управления качеством образования

Примерная оценочная таблица показателей качественного уровня обучения обучающегося с ОВЗ по АООП

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *