средства обучения в системе взаимодействия педагога и учащихся
Средства обучения: понятие, функции и классификация
Ни один из методов обучения не может обойтись без средств обучения. Благодаря им можно значительно повысить эффективность учебного процесса, на практике реализовать принцип наглядности, облегчают процесс познания и осмысления полученной информации.
Понятие о средствах обучения и их сущность
Прежде чем мы начнем разговор о том, что такое средства обучения, дадим определение этому понятию.
Средства обучения – это комплекс объектов, которые могут быть использованы для организации более эффективного учебного процесса педагогами и учениками.
К числу средств обучения можно отнести материалы и приспособления, которые можно использовать в ходе учебного процесса, которые могут повысить эффективность учебного процесса и сократить время на достижение поставленных перед участниками учебного процесса целей.
С точки зрения дидактики основным предназначением средств обучения является ускорение процесса освоения информации, представленной в курсе. В зависимости от целого ряда факторов различные виды средств могут быть включены в учебный процесс или наоборот отвергнуты на этапе отбора. К числу значимых факторов отбора можно отнести:
Функции средств обучения
К числу основных функций можно отнести:
В реальной жизни отделить одну функцию от другой не представляется возможным. Они находятся во взаимодействии.
Принципы использования средств обучения
Если говорить про использование средств обучения, то могут быть выделены следующие принципы:
Классификация средств обучения
Выделяют несколько значимых факторов, которые могут быть использованы для разделения средств обучения на отдельные группы:
Изучали средства обучения и предложили свою их классификацию А.Е. Дмитриева и Ю.А. Дмитриева. Они выделяли следующие группы средств обучения:
В использовании средств обучения важное значение имеет соблюдение меры и адекватного соотношения используемых материалов и пособий. Для этого можно обратиться к закону интериоризации.
Согласно этому закону, недостаточное количество наглядных средств снижает качество обучения, так как уменьшается познавательный интерес, затрудняется понимание и образное восприятие. Избыточное количество средств обучения снижает мотивацию к обучению, так как учащиеся начинают относиться к процессу обучения как к развлечению.
Подходы к использованию средств обучения
Интенсивность интеллектуального развития во многом определяется тем, используют ученики уже готовые средства обучения или же создают их совместно с учителем во время занятий. Конструирование, создание средств обучения обеспечивает более высокие свойства познания учащихся по сравнению с простым использованием готовых средств обучения.
Объясняется это тем, что исследование готовых средств обучения, улучшение освоенных, предполагает модификацию познавательных задач, внедрение новых форм тренировочных упражнений.
К числу основных подходов к исследованию, конструированию и использованию средств обучения:
Каждый из подходов имеет своих последователей. Наряду с теми, кто абсолютизирует средства обучения, есть те, кому для преподавания достаточно доски и мела. Преувеличение роли средств обучения является реакцией на полное отрицание их значимости.
Наиболее адекватным подходом можно считать третий, так как они рассматривают средства обучения лишь частью системы деятельности учителя и ученика.
Средства обучения в системе взаимодействия педагога и учащихся
государственное бю джетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа с.Новопавловка муниципального района Большеглушицкий Самарской области
Южное управление МОиН СО
Средства обучения и воспитания
Средства обучения и их содержание:
Средство обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного процесса благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигнуть поставленной цели обучения.
Под средством обучения понимают: материальный или идеальный объект, который используется учителем и учащимися для усвоения знаний (П. И. Пидкасистый).
Главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.
Выделяют 2 группы средств обучения:
а) средства, как источник информации;
б) средства, как инструмент усвоения учебного материала.
В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению.
Обучение становится эффективным в том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Исходные положения, которое являются основаниями при классификации средств обучения были предложены В. В. Краевским. Основным звеном в системе образования он считал содержание. Именно оно является тем ядром над которым строятся методы и формы организации учебной деятельности и весь процесс обучения, воспитания и развития ребенка. Содержание образования определяет способ усвоения знаний, которые требует взаимосвязи средств обучения.
Содержание образования формируется на 3 уровнях:
1 уровень – урок. Опираясь на предложенную тему и объем материала, педагог сам строит урок, он пытается наиболее полно отразить то содержание образования, которое входит в тему данного урока.
2 уровень – учебный предмет. Содержание учебного предмета формируется исходя из объема часов выделенных на предмет и значимости разделов учебного материала, которые выбраны в качестве изучения.
3 уровень – весь процесс обучения. (На протяжении всех методов обучения в общеобразовательных учреждениях, охватывающие все содержание, т.е. учебные предметы, их количество, количество часов выделенных на каждый из них)
Идеальные средства обучения
Материальные средства обучения
1 уровень – на уроке:
Произведения искусства, другие достижения культуры (живопись, музыка, литература), средства наглядности (чертежи, рисунки, схемы), учебные компьютерные программы по теме урока, системы знаков, формы организации учебной деятельности на уроке.
Отдельные тексты из учебника, задания, упражнения и задачи для решения учащимися тестовых материалов, лабораторное оборудование, ТСО.
2 уровень – учебный предмет:
Системы условных обозначений различных дисциплин, учебные компьютерные программы охватывающие весь курс обучения предмета, развивающая среда для накопления навыков по данному предмету.
Учебники и учебные пособия, дидактические материалы, методические разработки (рекомендации по предмету).
3 уровень – весь процесс обучения:
Система обучения, методы обучения, система общешкольных требований.
Кабинеты для обучения, библиотеки, столовые и буфеты, медицинский кабинет, помещение для администрации и педагогов, раздевалки, подсобные помещения.
Каждый элемент системы средств обучения представляет собой сложную и самостоятельную подсистему.
Характеристика методов обучения:
Методы обучения по Ю. К. Бабанскому:
1 группа – методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности.
Изложение учителя – это метод обучения, при котором учебный материал преподносится ученикам в связной форме посредством слов. Внешним признаком при этом является активная деятельность учителя. Изложение учителя может проходить в таких формах, как:
— сообщение или описание;
— рассказ или художественное описание;
Речь учителя должна быть ясной, четкой, понятной, эмоциональной, выразительной, логичной, хорошо структурированной.
Преимущество изложения учителя: за сравнительно короткое время можно преподнести большой объем знаний, познакомить с предметами, явлениями и событиями, отдаленными во времени и пространстве.
Недостаток: ограниченная обратная связь с учащимися и вероятность того, что усваиваемые знания не у всех могут оказаться достоверными и точными.
Применение учебных пособий дает учителю возможность сделать работу живой, интересной и во многих случаях более успешной.
Объяснение – это доказательное изложение какого-либо закона, правила, хода решения задачи, устройства прибора, а также анализ соответствующих явлений природы, исторических событий и дат, особенностей художественного произведения и т.п.
Использование метода объяснения требует логически точного и четкого формулирования задачи, сути проблемы, вопроса; последовательного раскрытия причинно-следственных связей, аргументации и доказательств; использования сравнения, сопоставления, аналогии, с привлечением ярких примеров.
Рассказ представляет собой монологическую, непродолжительную по времени (10-15 минут) форму изложения учебного материала педагогом или учащимся. В нем акцентируется внимание на конкретных фактах, их взаимосвязях и взаимообусловленности, что мобилизует слуховое восприятие, представления и воображение школьника. В процессе рассказа происходит не только усвоение детьми фактов, но и обучение их умению последовательно излагать материал.
С активным внедрением элементов проблемного обучения все чаще стали использоваться элементы проблемного изложения знаний в процессе рассказа.
Лекция – последовательное монологическое изложение системы идей в определенной области.
Она предполагает использование в разнообразных пропорциях и изложении фактов, объективных связей, опосредованный между явлениями, и краткий вспомогательный диалог, обеспечивающий диагностику, получение преподавателем обратной информации о качестве восприятия – усвоения материала слушателями. Лекции читаются по наиболее общим, фундаментальным вопросам и по тому учебному материалу, которого, как правило, нет в соответствующих пособиях. Лекция представляет собой органическое единство метода и формы обучения. Она вовлекает учащихся в процесс внимательного слушания, визуального наблюдения вспомогательных средств, конспектирования и одновременно организует целостное, законченное учебное занятие. Все требования, предъявляемые к лекции, те же, что и для рассказа. В зависимости от дидактических целей обучения лекция и рассказ могут быть вводными, обобщающими, обзорными и проблемными. Лекция используется для работы со старшими школьниками, готовыми в физиологическом, психическом и интеллектуальном отношениях к сравнительно длительному напряжению.
Беседа – это такой метод, внешним признаком которого является чередование вопросов учителя и ответов учащихся в процессе обучения.
С помощью беседы учащиеся должны развивать способность усваивать новые понятия и приобретать новые знания путем самостоятельного логического мышления. Помимо этого, данный метод служит цели повторения, закрепления и проверки знаний. Вопросы учителя, задаваемые учащимся в соответствии с определенным планом, побуждают учащихся во время беседы связывать уже имеющие у них знания с вновь приобретенными.
Работа с книгой. Более частные положения они должны уметь самостоятельно отыскать в учебной литературе, чему надо обучать на уроках. Это один из важнейших путей подготовки учащихся к самообразованию.
Для каждого учебного предмета существуют свои приемы работы с книгой, но имеются и общие. Все навыки самостоятельной работы с учебником и специальной литературой можно разделить на три группы, в зависимости от цели работы: самостоятельное приобретение новых знаний, закрепление знаний, сообщенных учителем; применение знаний в практической деятельности.
Начиная работу с книгой, прежде всего необходимо познакомить учеников со структурой учебника или книги: главами, их последовательностью, объяснить, почему они расположены в таком порядке, какова связь между разделами, в чем назначение методического аппарата. Это обычно делается в начале учебного года. Необходимо также использовать приемы объяснительного чтения (чем меньше возраст учащихся, тем чаще используется этот прием). Можно дать план, по которому учащимся следует работать с учебником, поставить вопросы, на которые они должны найти ответы, дети должны научиться самостоятельно составлять план прочитанного. Особое внимание необходимо обращать на обучение ведению различного рода записей.
Наблюдение как метод обучения представляет собой активную форму чувственного познания. Чаще этот метод используется при изучении учебных предметов естественного цикла. Наблюдения могут проводиться как под руководством учителя на уроках, экскурсиях, так и самостоятельно учащимися по заданию учителя.
Демонстрация – метод обучающего взаимодействия педагога с детьми на основе показа реальных событий жизни, явлений природы, научных и производственных процессов, действия приборов и аппаратов в целях обращения внимания учащихся на существенные характеристики изучаемых предметов, явлений и процессов. Она обеспечивает восприятие учащимися сложных явлений действительности в их динамике, во времени и в пространстве; с ее помощью расширяется кругозор ученика, психологически облегчается процесс усвоения знаний, создается чувственно-эмпирическая основа познания при изучении всех предметов учебного плана.
Главная функция демонстрации состоит в образном воссоздании формы, сущности явления, его структуры, связей, взаимодействия для подтверждения теоретических положений.
Технология демонстрации: беседа до восприятия объектов и явлений, показ, обязательное собеседование с учащимися по поводу воспринятого, что помогает учителю диагностировать процесс усвоения знаний школьниками
Упражнение – метод систематической и эффективной отработки умения или навыка путем повторяющихся умственных действий, манипуляций, практических операций в процессе обучающего взаимодействия учащихся с учителем или в специально организованной индивидуальной деятельности.
Функция метода упражнения заключается в том, чтобы трансформировать часть знаний учащегося в умения и навыки, обеспечить возможность умелого практического действия, воспроизводящей и творческой деятельности. Диагностическое значение упражнений заключается в том, что только глубокое понимание учеником приобретенных знаний обеспечивает возможность овладения прочными умениями и навыками. Их выполнению всегда предшествует прочное усвоение учащимися теоретического материала и тщательный инструктаж учителя. Учитель показывает образцы действий, после чего ученик включается в целостное выполнение упражнения. В заключительной стадии работы учитель и учащиеся обсуждают и анализируют результаты, корректируют свою деятельность, вносят поправки.
Упражнения делятся на воспроизводящие и творческие. Первые способствуют выработке и закреплению навыка или умения, вторые – совершенствованию способностей и дарований детей. Упражнения всегда должны побуждать детей к самодеятельности. Они осознают действия, которые при этом производят. Анализ этих действий поможет им подойти к поискам алгоритмов решения задач определенного рода, а затем и к алгоритмизации более сложных видов учебной деятельности.
Лабораторные работы. Учебный лабораторный эксперимент является методом обучающего взаимодействия учителя и учащихся на основе воспроизведения ими в условиях учебной лаборатории естественных процессов и результатов, полученных ранее наукой.
Таким путем обеспечивается прочное усвоение знаний, умений и навыков о процессах, происходящих в природе и на производстве, их результатах и формирование связанных с этим умений и навыков. Этот метод применяется прежде всего при изучении предметов естественного цикла биологии, физики, химии. Успех лабораторных и практических знаний, их воспитательно-образовательное значение зависят от правильного определения меры самостоятельности учащихся в их проведении.
Проведение лабораторного поиска-эксперимента предполагает тщательную подготовку приборов, инструктирование учащихся, показ отдельных элементов исполнения, деятельность учеников с контрольно-консультативной помощью учителя, коллективное обсуждение результатов, установление их связи с ранее изученными знаниями.
Методы стимулирования и мотивации учения – группа методов, направленная на формирование и закрепление положительного отношения к учению и стимулирование активной познавательной деятельности обучаемых. Эта группа состоит из 2 подгрупп: методы стимулирования и мотивации интереса к учению (познавательные игры, анализ жизненных ситуаций, ситуации успехов, ситуация нравственных переживаний занимательными и яркими) и методы стимулирования и мотивации долга и ответственности в обучении (разъяснение личной и общественной значимости учения, учебные требования, поощрение, наказание).
Методы воздействия на эмоциональную сферу предполагают формирование у человека необходимых навыков по управлению своими чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин, их порождающих. Игровая ситуация, содержащая изучаемые знания, умения и навыки, способствует вовлечению детей в условную, увлекательно-развлекательную деятельность, обладающую большим внушающим воздействием. Функции игры в учебном процессе состоят в обеспечении эмоционально-приподнятой обстановки воспроизведения знаний, облегчающей усвоение материала. Игровая ситуация порождает в детях различные эмоционально-психические переживания и возбуждения, активизирует внутренние положительные стимулы и мотивы, интерес к познавательной деятельности, снимает напряжение, усталость, ощущение перегрузок при изучении любых предметов учебного плана.
Стимулирование и формирование мотивации долга и ответственности осуществляется в первую очередь путем воздействия на волевую сферу учащихся: развитие инициативы, уверенность в своих силах, развитие настойчивости, умение преодолевать трудности для достижения намеченной цели, формирование умения владеть собой (выдержка, самообладание); совершенствование навыков самостоятельного поведения и т.д. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы могут оказать методы требование и упражнения.
Методы контроля и самоконтроля в обучение – методы получения информации учителем и обучающимися о результативности процесса обучения.
Уплотненный опрос – это способ устранить многие недостатки индивидуального опроса. Два-три ученика вызываются к доске и им даются задания, которые они могут выполнить за 10-15 минут, сделав краткие записи на доске. 4-6 человек вызываются за первые столы и получают заранее подготовленные карточки тестами, вопросами, заданиями, на которые отвечают письменно. Задания должны быть рассчитаны на одинаковый отрезок времени. К доске вызываются еще 2 ученика, один из которых будет выполнять функции опрашивающего учителя, второй – ученика. Учитель координирует, контролирует и направляет всю эту работу. Оставшейся части класса дается задание продумать дополнительные вопросы для всех отвечающих у доски, быть готовыми к комментированию любого ответа. В результате за 15-20 минут будет опрошена половина класса, на следующем уроке – другая половина.
Письменные методы контроля разнообразны и определяются спецификой учебного предмета, но существуют и общие методы. Так для реализации требования систематичности контроля можно достаточно часто в начале урока давать небольшую письменную самостоятельную работу не более чем на 10 минут. Она может содержать основные вопросы домашнего задания, данного по вариантам или по карточкам, или задания, аналогичные домашнему. Требования: подготовка вопросов, заданий, карточек заранее; быстрый темп организации и ее четкость, строгое соблюдение времени.
Письменная проверка эффективнее развивает логическое мышление, приучает к большей точности в ответах. Успех ее тесно связан с обязательным применением суммы полученных новых знаний, умений и навыков, глубина и прочность которых проверяется таким способом. Полученная обратная информация используется учителем в целях коррекции как совей педагогической, так и познавательной деятельности учащихся. В контрольно-проверочных целях применяются задания по решению нового типа задач, проверке знаний, фактов, событий, хронологии. Широко используются диктанты, изложения, сочинения, изготовление поделок, рисунков, схем, чертежей, подготовка докладов, рефератов.
Графические методы контроля заключаются в том, что учитель, исходя из специфики учебного предмета, использует различные таблицы, схемы и графики в процессе изложения материала. В качестве контролирующих эти материалы могут выступать следующим образом: предлагается составить какой-либо графический материал по изученному материалу или дается использованная при объяснении таблица, в которой допущены ошибки или сделаны пропуски. Ученикам предполагается найти и исправить ошибки или заполнить пропуски.
Программированные методы проверки многие учителя используют, которые используют в виде перфокарт или закладывают в компьютер, если имеется им хорошее оснащение. В настоящее время довольно часто используются компьютерные тесты проверки полученных знаний. Варианты проверочных заданий, которые можно разработать и предложить с помощью персонального компьютера, многообразны и рассматриваются на занятиях по ТСО и методике их использования.
Курсовая работа на тему: Средства обучения: характеристика и классификация
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОУ ВПО «ДОНЕЦКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»
Факультет педагогического образования
Кафедра дошкольного и начального образования
Средства обучения: характеристика и классификация
Морозовой Юлии Игоревны
студента 2 курса З-НО-17/1-А группы
направления подготовки: педагогическое образование
профиля: педагогика и методика начального образования
Научный руководитель: старший преподаватель
Республиканская шкала ________________
Количество баллов: __________Оценка: ECTS _____
Члены комиссии:________________ ___________________________
(подпись) (фамилия и инициалы)
(подпись) (фамилия и инициалы)
(подпись) (фамилия и инициалы)
Оглавление
Актуальность. Средства обучения — это материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
Средства обучения, равно как и содержание, методы, организационные формы, являются компонентом системы обучения (проектируемой модели) и учебно-воспитательного процесса, а также важнейшей составляющей учебно-материальной базы любого учебного заведения.
Будучи компонентом разнообразных системных образований в педагогической науке и практике, материальные средства обучения оказывают самое непосредственное влияние на все другие компоненты в полном соответствии с установившимися системообразующими связями функционирования, преобразования, взаимодействия, пр.
Так, например, достаточно широкое использование средств новых информационных технологий неизбежно приводит к более широкому применению в практике проектных, исследовательских, проблемных методов, предусматривающих различные формы самостоятельной деятельности учащихся (индивидуальные, групповые), не замыкающиеся рамками традиционного урока.
Неизбежно подвергаются тем или иным изменениям и цели, содержание обучения. Именно с возникновением новых средств и технических достижений стало возможным включать в программу те разделы науки, которые ранее были недоступны для понимания учащихся. Уже сегодня учащиеся получают реальные возможности для раскрытия своего творческого потенциала, развития природных задатков и способностей, овладевая новыми методами и технологиями обучения, которые стали возможны лишь с появлением новой техники.
Предмет исследования – использование средств обучения.
Объект исследования – классификация средств обучения.
Цель исследования – рассмотреть характеристику и классификацию средств обучения.
1.Рассмотреть средства обучения;
2. Раскрыть принципы, методы, приемы, формы организации средств обучения;
3.Охарактеризовать анализ исследования эффективности использования натуральных и изобразительных средств обучения;
4. Изучить методики использования натуральных и изобразительных средств обучения на различных этапах уроков естествознания.
Гипотеза. Роль средств обучения как инструмента учебно-воспитательной деятельности возрастает в связи с технологизацией всех сфер общественной жизни.
Методы исследования : анализ литературы научно-педагогического опыта ведущих специалистов, проведение тестирования, анализ результатов проведения эксперимента.
Курсовая работа состои т из введения, двух разделов (теоретического и практического), выводов и списка использованной литературы и приложений.
РАЗДЕЛ 1. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ. ИХ ВИДЫ И ЗНАЧЕНИЕ
1.1.Понятие средства обучения
Идея создания «инструментов социального обучения» состоит в том, чтобы сделать образование более удобным и широко распространенным. Это также позволяет взаимодействие между пользователями или программным обеспечением, которое может принести другой аспект обучения. Люди могут получать знания с помощью инструментов дистанционного обучения, например, Facebook, Twitter, Khan Academy и так далее. Средства обучения могут выступать в качестве посредника в формальной или неформальной учебной среде, помогая создавать связи между учащимися, преподавателями и информацией. Эти связи образуют динамические сети знаний. Средства обучения используются в школах для преподавания / обучения и на предприятиях для обучения. В школьной среде использование инструментов социального обучения может повлиять не только на пользователя (ученика), но и на его / ее опекуна, а также на его / ее преподавателя. Это приносит другой подход к традиционному способу обучения, который влияет на студента и его / ее круг поддержки. Компании также используют инструменты социального обучения. Они использовали их для улучшения передачи знаний внутри отделов и между командами. Предприятия используют различные эти инструменты для создания среды социального обучения [5]. Они также используются в настройках компании, чтобы помочь улучшить командную работу, решение проблем и производительность в стрессовых ситуациях [5]. Средства обучения используются для людей, которые хотят поделиться своими хорошими идеями / мыслями с кем-то еще. Идеи могут быть связаны либо с академическими занятиями, либо с другими повседневными навыками, которыми мы хотим поделиться с другими.
Цель народной дидактики:
1) дать умственную образование человеку, который является рычагом подъема общей культуры, средством формирования мировоззрения, обеспечение общего развития молодежи, подготовки ее к жизни и труда;
2) формировать настоящего человека, образованную, культурную, духовно богатую, доброжелательную, трудолюбивой, подготовленную к определенному виду трудовой деятельности [5].
Народная дидактика стремится научить каждого жить и работать. Содержание образования в народной дидактике:
· Усвоение знаний о живой и неживой природе, обществе, производство и самого человека;
· Усвоение родного языка, по которой ребенок входит в сферу человеческого общения, познает окружающий мир и другие языки ( «Сколько ты знаешь языков, столько раз ты человек»);
· Усвоение знаний, связанных с различными видами труда: кулинария, медицина, гигиена, зоология, ботаника, метеорология, рукоделие, строительное дело, ремесла и промыслы, труд мастеров-умельцев;
· Усвоение знаний, связанных с выдающимися событиями в истории народа, героями, именами борцов за светлую судьбу людей;
· Усвоение знаний, связанных с отдельными моментами обществоведения (госустройства, законодательство, общественные процессы, национальная самобытность народа)
· Усвоение географических знаний (сторона, часть мира, названия населенных пунктов, рек, гор, океанов, происхождение названий городов и сел).
· Усвоение физико-математических знаний.
Традиционными в народной педагогике являются народные знания по астрономии, метеорологии, математики, ботаники, зоологии, медицины, кулинарии, агрономии, ветеринарии, цветоводства, садоводства, пчеловодства, из различных, традиционных в Украине ремесел и промыслов, физики, географии, геологии, истории, философии, педагогики, психологии, этики, эстетики, разных видов народного искусства. Знание народ получал в работе путем многолетних наблюдений. Народные знания имели прикладной характер. Центральное место среди всех наук занимало изучение родного языка [1].
1.2. Принципы, методы, приемы, формы организации средств обучения
Народная дидактика отстаивает принцип доступности обучения (посильность для ребенка, грунтовки новых знаний на жизненном опыте, путь в обучении от легкого к трудному, от неизвестного к известному, от простого к сложному) [15;22].
Народная дидактика дошла справедливому выводу об обучении как основной фактор становления личности (формирование ума, мировоззрения, чувств, памяти, воображения, речи, мышления, внимания, наблюдательности, отношение к жизни, знаний, труда, познавательных и творческих способностей и интересов). Обучение, по народной дидактикой, побуждает человеческий разум впитывать идеологию и психологию народа, его убеждения, традиции, обычаи, нравственную, интеллектуальную и эстетическую культуру.
Надежным союзником в этом деле различные методы и приемы обучения. Методы и приемы народной дидактики простые, легкие, общедоступные. Народная дидактика рассматривает достаточно разнообразные методы обучения: беседы, рассказы, описания, объяснения, чтения, народные сказания (сказки, легенды, предания, воспоминания), народную песенную и народную поучительную творчество (пословицы, поговорки, притчи, заповеди, сентенции, запрета ) наблюдение за работой, изменениями в жизни растений, животных, в неживой природе, по делам людей, бытом; показ предметов, рисунков, образцов, способов действий; выполнение практических заданий по образцу или по указанию, дидактические, подвижные, драматизированные игры и игровые приемы. Достаточно эффективным методом в народной дидактике является эвристическая беседа. Народная дидактика обращает особое внимание на умение ее проводить: «Добрая голова не скажет пустые слова», «Не говори, как пустой мельница», «Не молчание бывает скучна, а пустая болтовня», «Надо знать, где что сказать», «Слушай тысячу раз, а говори один раз «,» говори мало, слушай много, а думай еще больше «,» или разумное говорить, или совсем молчат «,» Что должен говорить, то заранее обдумай «. Народная дидактика осуждает антипедагогические методы обучения: «Не учи ребенка плохим, а хорошими словечками», «Учи дети не Страшко, а лаской». В центре внимания народной дидактики есть такие мыслительные операции, как анализ, синтез, индукция, дедукция, абстрагирование, обобщение.
Если классифицировать методы обучения, рассматриваются народной дидактикой, то можно выделить следующие их группы [24]:
а) наглядные методы: наблюдение, показ предметов, рисунков, образцов, способов действий, ознакомление с продуктами народного творчества;
б) словесные методы: беседа, рассказ, описание, объяснение, чтение, народные рассказы (сказки, легенды, предания воспоминания, былины), народная песенное творчество, поучения и поучительная творчество (пословицы, заповеди, наставления, притчи, правила);
Без применения созданной народом языка для детей вряд ли можно было бы приобщить детей к словесного общения. Благодаря детской речи ребенок быстро и уверенно входит в русло материнского языка. Стимулирующим средством этого процесса является детский фольклор, который охватывает словесное творчество взрослых для детей (колыбельные песни, пестушки, потешки, потешки, небылицы, сказки, прибаутки, считалки, скороговорки, дразнилки). Большое педагогическое значение имеет вхождения ребенка в язык и окружающий мир через песню.
Она полностью созвучна с учебно-воспитательной деятельностью современной национальной школы. Народная дидактика способствует реализации принципа связи школы с жизнью народа, обеспечивает преемственность между домашним и школьным обучением, обогащает и улучшает работу учителя. Народная дидактика актуализирует положительные эмоции и переживания, украшает педагогическое действо учителя. В наше время учитель имеет широкую возможность привлекать в повседневный учебный процесс народную дидактику.
Высокую эффективность в обучении дошкольников и младших школьников дает применение в учебно-воспитательном процессе загадок, шарад, анограм, вопросов.
Например, в теме «Имя существительное»: Как написать в четырех клетках «сухая трава»? (Сен). Город называется из ста женских и одного мужского имени? (Севастополь). * Можно взять свеклу и сделать из него бурю? (Отбросить К) [8].
Обучение языку в школе проходит успешно, когда речевые упражнения построены на фольклорном материале. Народная дидактика создала и дала в руки школьному учителю такой мощное средство воздействия на личность, как народный юмор, который отражает мудрость и остроумие народа, сообразительность и острый ум. «Развивать у ребенка способность смеяться, утверждать чувство юмора означает вместе с тем укреплять его умственные силы и способности, учить тонко думать и мудро видеть мир» (В. Сухомлинский). Наши ученики приобщаются к такому сильному народного педагогического средства, как сказка, не только в аспекте ее перевода, слушания, но и созидания. Нужную и учебную информацию несут ученикам афоризмы, которые учат говорить мудро и лаконично, подчеркивают дидактическую действие урока, придают ему привлекательных тонов. Широким пространством для использования народной дидактики является внеклассная работа.