средства обучения русскому языку в начальной школе
Средства обучения русскому языку
1. Средства обучения. Основные и неосновные средства обучения.
2. Учебно-методические комплексы по русскому языку.
3. Учебник как ведущее средство обучения.
4. Способы подачи нового материала в учебнике. Приемы работы с учебником на уроке.
1. Методика преподавания русского языка в школе /Под ред. М.Т. Баранова. – М.: Издательский центр « Академия», 2000.
2. Теория и практика обучения русскому язык /Под ред. Р.Б. Сабаткоева.- М.: Издательский центр « Академия», 2005.
3. Хрестоматия по методике русского языка: русский язык как предмет преподавания / Сост. А.В. Текучев. – М., 1982.
1. Средства обучения – это специально созданные пособия и материалы, которые помогают учителю управлять познавательно-практической деятельностью школьников, решать поставленные задачи: давать знания, формировать умения и навыки, воздействовать на детей и т.д.
Средства обучения делятся на основные и неосновные. К основным относятся: 1) школьный учебник; 2) учебные материалы, дополняющие учебник (сборники упражнений, справочники, словари); 3) наглядные пособия разных типов.Неосновными средствами обучения являются пособия, предназначенные не для всего учебного процесса, а только для отдельных его сторон (например, раздаточный материал, диапозитивы, транспаранты и т.д.).
К средствам обучения примыкают различные виды учебной техники и учебные принадлежности (классная доска, магнитофон, тетради и т.д.).
Итак, средства обучения, используемые на уроках русского языка, способствуют решению поставленных учебных задач.
2. Совокупность учебных материалов, обеспечивающих процесс изучения предмета, составляет учебно-методический комплекс (УМК).
УМК включает в себя:
— основные материалы: программу, учебники;
— дополнительные материалы для учащихся (рабочие тетради, словари, справочники и т.д.);
— вспомогательные материалы для учителя (поурочные разработки, сборники упражнений, тесты, изложения и т.д.).
К 2000 году создано три основных учебно-методических комплекса, включенных в Федеральный комплект учебников:
— под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской и др.;
— под редакцией В.В. Бабайцевой;
— под редакцией М.М. Разумовской, П.А. Леканта.
Итак, рассмотренные учебно-методические комплексы созданы на основе образовательного стандарта, включают дидактические единицы, представленные в стандарте, определяют логически связанный и педагогически обоснованный порядок изучения учебного материала.
3. Основным средством обучения является учебник. Школьный учебник – это специальная книга, излагающая основы научных знаний по русскому языку и предусматривающая формирование и совершенствование навыков учащихся по изучаемому предмету. В учебнике реализуется содержание обучения, определенное программой, раскрываются последовательность и способы подачи теоретического и тренировочного материала, определяется система упражнений.
Учебник выполняет ряд функций:
— информативную (является источником знаний о системе языка);
— обучающее-тренировочную (система упражнений в учебнике способствует
отработке речевых умений и навыков);
— систематизирующую (знания в учебнике представлены в определенной системе);
— контролирующую (учебник содержит материал по контролю за знаниями
— воспитательную (задания и упражнения способствуют развитию навыков
самостоятельной работы, содержание текстов упражнений несут воспитательную направленность);
— мотивационную (содержание и оформление учебника призваны вызывать
интерес к изучению русского языка).
Итак, учебник является ведущим средством обучения и выполняет ряд функций.
4. Авторы учебников используют различные способы подачи теоретических сведений в зависимости от возрастных особенностей учащихся, а также от характера языковых фактов и особенностей учебной задачи в каждом конкретном случае.
В школьных учебниках по русскому языку используются индуктивный, дедуктивный и индуктивно-дедуктивный способы подачи языкового материала.
Индукция – способ презентации языкового материала, в основе которого лежит путь от частного, конкретного факта языка к общему выводу, правилу. Индукция используется в ходе беседы учителя и учеников на лингвистическую тему, в процессе наблюдения над языковым материалом. Индукция уместна при работе над несложным материалом, доступным для самостоятельного анализа и обобщений. Индуктивный способ подачи материала преобладает в учебниках по русскому языку для 5 класса.
Дедуктивный способ подачи нового материала довольно последовательно используется в учебниках для 6 и 7 классов. Дедукция – способ подачи языкового материала на основании общих закономерностей; это путь от общих положений к выводу частного правила. Языковые явления, изучаемые в 6 – 7 классах, как правило, являются совершенно новыми для учащихся, разобраться самостоятельно в их сути довольно сложно, поэтому авторы учебников используют дедуктивное изложение новых знаний.
В учебниках для 8 и 9 классов используется индуктивно-дедуктивный способ введения новых знаний: сначала выполняется ряд упражнений и заданий для первоначального ознакомления с изучаемым явлением (индукция); затем следует дедуктивное изложение, в процессе которого обобщаются сделанные школьниками наблюдения и вводятся новые факты, характеризующие изучаемую единицу. Выбор этого способа подачи материала обусловлен сложностью и многоаспектностью изучаемых единиц. Итак, школьные учебники по русскому языку, являясь основным средством обучения, выполняют ряд функций, реализуют основные цели обучения русскому языку; в них используются индуктивный, дедуктивный и индуктивно-дедуктивный способы подачи теоретического материала.
Статья по русскому языку на тему»Средства и формы обучения на уроках русского языка в начальных классах»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
МБОУ Индустриальная СОШ
«Средства и формы обучения
на уроках русского языка в начальных классах»
Резникова Наталья Викторовна
Быстро развивающиеся изменения в обществе требуют сегодня от педагога умения приспосабливаться к новым условиям, находить различные способы решения сложных вопросов, демонстрировать гибкость и творчество, не теряться в неизвестной ситуации, находить эффективную связь с разными людьми, постоянно самосовершенствоваться. Главная задача современной школы — открытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школа должна подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и навыков, помогающих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни
Средства обучения – обязательный элемент оснащения образовательного процесса. Наряду с целями, содержанием, формами и методами обучения средства обучения являются одним из главных компонентов дидактической системы. Главная задача учителя заключается в том, чтобы сделать предмет интересным для ребенка. Использование современных обучающих мультимедийных технологий требует использования в школах современных технических средств обучения, которые позволяют: обогатить педагогический, технологический инструментарий учителей;
Поэтому современные средства обучения должны включать в себя традиционные и инновационные технологии. Традиционные представляют собой использование печатных и непечатных носителей информации, оборудования, приборов и инструментов для проведения опытов, экспериментов и практических занятий. Инновационные средства – это вся техника, функционирующая на основе цифровых технологий.
В ходе современного процесса обучения применяются такие мультимедийные средства компакт-диски, интерактивные доски. Активное использование современных средств обучения – неотъемлемая часть учебного процесса в тех образовательных учреждениях, где работают творческие личности, влюбленные в свою профессию учителя. Ведь грамотное и систематическое применение мультимедийных средств способствует повышению качества и эффективности образования.
Современные средства обучения на уроках русского языка в начальной школе являются средством воспитания умственной активности учащегося, они активизируют психические процессы, вызывают живой интерес к процессу познания, сопровождаются эмоциями радости, удивления, а иногда и непосредственного, веселого смеха.
Помочь учащимся проявить свои способности, самостоятельность, развивать творческий потенциал, инициативу – одна из основных задач современной школы, а успешная реализация этой задачи во многом зависит от сформированности у учащихся познавательного интереса. Использование информационных технологий на уроках русского языка, например, интерактивной доски, позволяет активизировать мышление, воображение, память, внимание, развивать познавательные интересы, речь, творческие способности. Опыт практической работы показывает, что урок, проведенный с использованием мультимедиа, дает более качественные знания, чем электронные.
Таким образом, применение средств обучения на уроке позволяет решить следующие задачи:
— более полно и глубоко раскрыть сущность изучаемых объектов, явлений и процессов;
— лучше организовать учебно-познавательную деятельность учащихся на этапах урока по усвоению знаний, умений и навыков;
— установить внешнюю и внутреннюю обратные связи, на основании которых можно осуществлять корректировку процесса обучения.
Современный учитель понимает: невозможно интересно, результативно провести урок с опорой лишь на мел и доску. Сегодня педагог просто обязан овладеть интерактивными средствами обучения, чтобы обеспечить одно из главнейших прав ребёнка – право на качественное образование.
Классно-урочная система предусматривает различные формы организации учебно-воспитательного процесс а: домашняя учебная работа (самоподготовка), экскурсии, практические занятия, внеклассная учебная работа, факультативные занятия, консультации. Но основной формой организации обучения в школе является урок.
Урок как форма организации учебной работы существует с семнадцатого века, то есть уже более 350 лет.
современный урок – это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ
К средствам обучения относятся разнообразные материалы и инструменты, используемые во время учебного процесса. Благодаря их удачному подбору, с большим успехом за непродолжительный период времени можно достигнуть поставленных образовательных целей. Учителя и ученики используют средства обучения во время процесса усвоения полученных знаний.
К обучающим средствам принадлежат различные объекты и происходящие процессы, которые являются источником учебной информации и инструментом для восприятия, усвоения и запоминания материала, предложенного в качестве изучения. На средства обучения возложено главное дидактическое задание: они призваны ускорить усвоение необходимого объема материала и одновременно способствовать развитию и воспитанию детей.
— разноуровневые творческие задания;
Нестандартный урок — эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся. Такой урок тренирует память, стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету.
Предлагаю нестандартные формы работы, которые практикую уже несколько лет.
В классе должна быть атмосфера сотрудничества, доверия, дружбы и взаимного уважения, которая поддерживает интерес и радость познания нового
Эффективный урок – это урок вопросов и сомнений, озарений и открытий.
Я в своей работе остановилась подробно только на отдельных путях, делающих урок эффективным. «О, урок! – ты солнце!» – сказал педагог-новатор Ш. Амонашвили. Мы стремимся на своих уроках нести детям свет и тепло не только знаний, но и общения, успеха, веры в себя, радости.
Применение нового подхода к изучению языкового материала на уроке дает в сочетании с традиционными средствами и методами обучения, как показывает опыт, весьма обнадеживающие результаты.
курс русского языка должен включать в себя все знания, умения и навыки, которые необходимы для того, чтобы правильно и хорошо говорить, слушать, читать и писать на русском языке. Этому способствует правильно подобранный дидактический материал как одно из средств обучения на уроках русского языка.
Дидактический материал способствует реализации следующих общедидактических (или общепредметных) целей:
развитию логического мышления;
обучению школьников самостоятельному пополнению знаний о русском языке.
Хотелось бы подробнее рассказать о работе с такими видами дидактического материала, как различные виды карточек, тестов, перфокарт, перфоконвертов, раздаточного иллюстративного материала, занимательной грамматики.
1. Дидактический материал возможно применять на любом этапе урока
Важное значение имеет работа по индивидуальным заданиям, специально составленным карточкам
Грязный как (свинья) хитрый как (лиса)
Надутый как (индюк) упрямый как (осёл)
Здоров как (бык) неуклюжий как (медведь)
Голоден как (волк) болтливый как (сорока)
Колючий как (ёж) Нем как (рыба)
Также используются игры «Одним словом», «Кто быстрее», «Различай слова», «Подумай и ответь»,
Таким образом, наряду с учебником в качестве средств обучения используются различные виды дидактического материала, который представляет собой систему учебных карточек, тестов, перфокарт, перфоконвертов и т.д., предназначенных для индивидуальной и индивиду-ально-групповой работы с учащимися. Все карточки служат для формирования и закрепления умений и навыков учащихся, а также способствуют идейному воспитанию школьников.
Не менее важной формой учебной деятельности считаю консультации, индивидуальные занятия. Их назначение заключается в том, чтобы одним учащимся помочь преодолеть трудности и препятствия в освоении отдельных тем, а другим – оказать поддержку в углубленном изучении предмета. Это и есть использование в практике моей работы технологии дифференцированного обучения. А также различные виды контрольных работ, диктантов, тестовых и проверочных в зависимости от индивидуальных особенностей учащихся.
Использую в своей работе программы – тренажеры, которые контролируют правильность ответа и время, затраченное учеником, выставляют оценку учащимся.
Говорят, что у детей ослаблена мотивация к учебе. Думаю, что это не совсем верно. Мотивация не понизилась, а изменилась.
Ребенок не станет учиться, если ему непонятно, зачем это нужно, или неинтересно. Поэтому стараюсь изгнать с уроков скуку, используя различные формы обучения.
Желаю Вам, чтоб дети в Вашем классе
Современные средства обучения русскому языку и развитие речи обучающихся начальных классов в свете требований ФГОС
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Соловьёва Алёна Александровна,
учитель начальных классов,
высшей квалификационной категории,
Современные средства обучения русскому языку
и развитие речи обучающихся начальных классов
в свете требований ФГОС
Что в современном мире может быть важнее хорошо развитой речи? Без неё нет подлинных успехов в учении, нет и настоящего общения. Современная программа предъявляет высокие требования к обучению русскому языку и речевому развитию школьников.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций ребенка, без увлечённости. Недостаточно обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности и разнообразия речи. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Развитие речи имеет свой арсенал методов, собственные виды упражнений, свою программу умений, которые обеспечиваются соответствующей методикой.
Основы речевого навыка закладываются в начальной школе: именно здесь дети впервые сталкиваются с литературным языком, с письменным вариантом речи, с необходимостью совершенствовать речь. Современная школа ставит своей целью повышение уровня нравственного воспитания учащихся, подготовки их к активному участию в общественной и трудовой деятельности. Формирование духовно богатой активной личности помогает и предусматривает в качестве одной из задач владение языком, как средством общения в различных сферах жизнедеятельности. Указанную задачу нельзя решить без своевременного и адекватного возрастным особенностям школьников формирования различных речевых умений, позволяющих детям осуществить доступную своему возрасту учебную, общественно-полезную, трудовую и иную деятельность. Неисчерпаемыми возможностями в формировании личности обладают уроки развития речи.
В развитии речи выделяются три линии:
работа над словосочетанием и предложением;
работа над связной речью.
Слово – основная значащая единица языка. Богатство словаря – признак высокого развития каждого человека. Поэтому работе над словарём учащихся придаётся очень большое значение. Особенность словарной работы в начальной школе состоит в том, что она проводится в процессе всей учебно-воспитательной деятельности.
Словарная работа включает в себя четыре направления:
обогащение словаря, т.е. усвоение тех новых слов, которые учащиеся ранее не знали вовсе, новых значений слов;
уточнение словаря, т.е. углубление понимания уже известных слов, выяснение их оттенков, различий между синонимами, подбор антонимов, анализ многозначности, иносказательных значений;
активизация словаря, т.е. включение как можно более широкого круга слов в речь каждого учащегося, введение слов в предложения, усвоение сочетаемости слов с другими словами, уместность их употребления в том или ином тексте;
устранение нелитературных слов, употребляемых иногда младшими школьниками, исправление ошибочных ударений, произношений.
Все эти направления работы тесно связаны между собой.
Основными синтаксическими единицами языка являются словосочетание и предложение. Работа над словосочетанием ведёт учащихся к более высоким ступеням речевых упражнений – к составлению предложений, к связной речи. Умение строить разнообразные типы предложений является основой развития связной речи учащихся. Предложение передаёт мысль ученика, в нём реализуется умение выбрать точное слово, образовать нужную форму, составить словосочетание.
Упражнения с предложениями можно разделить на три группы:
Упражнения на основе образца или подражательные, предполагают усвоение правильно построенных конструкций.
Конструктивные упражнения – это построение предложений на основе усвоенных закономерностей. С помощью этих упражнений школьники учатся строить предложения без образцов, в соответствии с изученными теоретическими сведениями. Обучающиеся учатся перестраивать предложения, расширять их, объединять.
Творческие упражнения не предполагают ни образца, ни частных конструктивных задач. Строя предложения, школьники опираются на чувство языка, на усвоенные ранее закономерности.
Все указанные упражнения идут параллельно на всех этапах обучения в школе. Важнейшее требование, предъявляемое к речевым упражнениям – это систематичность, последовательность, перспективность, взаимосвязь разнообразных упражнений, умение подчинить их единой цели. Важно предусмотреть определённую, конкретную цель каждого речевого упражнения. Это значит определить, какое новое умение, по сравнению с уже усвоенным, сформирует это упражнение. Словарная работа, и составление предложений имеют целью подготовку учащихся к связной речи. Развивать связную речь школьников – это значит прививать им ряд конкретных умений, учить их.
Основные умения, которые относятся к связной речи учащихся:
Умение понять, осмыслить тему, подчинить теме и замыслу её раскрытия сбор материала, его отбор и расположение, языковые средства; умение писать на тему, не выходя за её рамки, достаточно полно раскрывать тему, выражая при этом и собственное отношение к изображаемому.
Умение собирать материал, отбирать то, что наиболее важно, что относится к теме и наилучшим образом реализует замысел, и отбрасывать второстепенное.
Умение спланировать работу – сначала в общих чертах, затем составить план, записать его, расположить накопленный и отобранный материал в соответствии с планом, построить свой рассказ, своё изложение или сочинение.
Подготовить языковые средства – лексику, словосочетания, отдельные предложения и фрагменты текста, выверить правописание трудных слов.
Составить весь текст – правильно распределить время для сочинения, сосредоточиться и не пропустить чего-то существенного, постепенно и последовательно развёртывать свою мысль, строить предложения и связывать их между собой, следить за орфографией и пунктуацией, записывать текст с соблюдением полей и красной строки, требований каллиграфии.
Умение совершенствовать написанное, исправлять допущенные ошибки, дополнять текст, заменять слова более точными, устранять повторения, убирать лишнее.
Выделим общие задачи учителя в развитии речи учащихся:
Обеспечить хорошую речевую (языковую) среду для учащихся: восприятие речи взрослых, чтение книг, слушание разнообразных программ.
Обеспечить создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи учащихся, развивать их интересы, потребности и возможности самостоятельной речи, в общем, обеспечить речевую практику для учащихся.
Обеспечить правильное усвоение учащимися достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций, логических связей, активизировать употребление слов, образование форм, построение конструкций, обеспечить формирование конкретных умений в области развития речи.
Вести постоянную специальную работу по развитию речи (уровни: произносительный, словарный, морфологический, синтаксический и уровень связной речи, текста), связывая её с уроками русского языка, литературного чтения, с изучаемым материалом.
Создать в классе атмосферу заинтересованности в высокой культуре речи, за выполнение требований к хорошей речи.
Главные требования к речи учащихся:
Оценивая выполнение речевых упражнений учащимися, следует учитывать все перечисленные требования как критерии овладения речью.
Речь тесно связана с процессом мышления.
Современная школа уделяет много внимания развитию мышления в процессе обучения. Мышление не может успешно развиваться без языкового материала. Знание слова, обозначающего понятие, помогает человеку оперировать этим понятием, т.е. мыслить. Понятийное мышление формируется в начальных классах и развивается, совершенствуется в течение всей жизни человека. Таким образом, овладение языком, запасом слов и грамматических форм создаёт предпосылки для развития мышления. Психолог Н.И.Жилкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания».
Основная задача работы по развитию связной речи в начальной школе состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Решение этой задачи осуществляется путём формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать своё собственное. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при передаче содержания, и при создании своего высказывания действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление. Таким образом, в комплекс умений, формируемых у учащихся при обучении связной речи, входят умения, обеспечивающие владение следующими сторонами текста:
1. Информационно-содержательные, включающие умения получить информацию для высказывания, раскрыть тему и главную мысль в изложении и сочинении.
2. Структурно-композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал, умение формулировать вводную и заключительную части текста.
3. Умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующих целям высказывания, его типу и стилю.
4. Умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.
Все речевые умения тесно связаны между собой. Особенность данного обучения состоит в том, что оно строится с учётом связей между формируемыми умениями. Усвоение этих связей учащимися рассматривается как одно из важнейших условий осознанного овладения ими, и, следовательно, овладения текстом и речью в целом. В процессе формирования умений предметом рассмотрения становятся данные связи:
связь содержательной и операционной сторон формируемого умения;
связи соподчинения между умениями, выделение ведущих среди них;
связи между умениями воспринимать, излагать и создавать текст.
Установление связи между содержательной и операционной сторонами умения выражается в том, что выполнение тех или иных действий (операционная сторона) опирается на теоретические знания, лежащие в основе умения (на содержательную сторону). Содержательную сторону речевых умений составляют знания о тексте и требованиях к его созданию и воспроизведению. В связи с этим в каждом классе обучение начинается с работы над текстом как речевой единицей, с выделения его основных признаков (идейно-тематического единства, наличия заголовка, структурных частей, связей между частями и предложениями). Таким образом, учащиеся постепенно овладевают признаками текста, углубляют знания о тексте от класса к классу. Знания о признаках текста носят практический характер и выступают основой для определения тех операций, которые необходимо выполнить при работе над изложением или сочинением.
Осознанному овладению речевыми умениями способствует усвоение соподчинённости между ними, выделение ведущих умений. В качестве ведущих в комплексе речевых умений выступают умения раскрывать тему и главную мысль текста (в изложении и сочинении) и умение определять тему и идею при восприятии текста. С целью осознания учащимися данных умений как ведущих в методике работы с текстом предусматриваются специальные приёмы:
подбор заголовка, отражающего главную мысль текста;
установление зависимости содержания, построения и речевого оформления текста от его идеи при подготовке к изложениям и сочинениям и в процессе их совершенствования, а также при анализе авторских текстов;
определение роли и значения каждого формируемого умения для овладения ведущими.
В качестве приёма, обеспечивающего осознание цели, условий высказывания, возможного адресата, применяется создание искусственной речевой ситуации. Ориентировка в речевой ситуации способствует возникновению мотива, побуждающего к высказыванию, и конкретизирует задачи построения текста. Определённая связь существует между умениями воспринимать, излагать и создавать текст, то есть между изложениями и сочинениями, а также между различными видами изложений и сочинений. Овладение данными умениями строится на основе усвоения учащимися последовательности действий над текстом: определения темы и главной мысли, выделения слов и предложений, важных для их раскрытия, деления текста на части, составления плана. Связь между умениями осознаётся путём сравнения выполняемых операций и выделения среди них сходных и специфических для того или иного вида работы с текстом. Приёмом, способствующим усвоению названных связей, служит составление памяток работы над пробным изложением, над кратким изложением, над сочинением.
Важное место в системе работы по развитию связной речи отводится урокам редактирования текста. Обучение совершенствованию текста предусматривается с 1 класса, и предполагает обучение редактированию всех сторон текста: содержания, структуры и речевого оформления. Уроки редактирования являются логическим продолжением уроков обучения изложениям и сочинениям и ставят задачу совершенствования формируемых на них умений.
Все уроки обучения связной речи входят как составная часть в изучение грамматико-орфографических тем. В то же время формирование речевых умений в каждом классе строится по этапам. Содержание этапов определяется целью и задачами обучения, направленными на формирование речевых умений, исходя из которых, выбираются виды упражнений в связной речи.
Роль сочинений в развитии речи учащихся.
Деятельность учителя на уроке должна быть чётко направлена на развитие самостоятельности, творчества школьников, широкое вовлечение их в живой процесс тесного сотрудничества с учителем, друг с другом. Творческая деятельность должна взволновать ученика. Вызвать потребность самовыражения. Важную роль в этом играют сочинения.
Сочинение – творческая работа. Оно требует самостоятельности школьника, активности, увлечённости, внесения чего-то своего, личного в текст. Оно способствует становлению личности учащегося. В сочинении для ученика обретает смысл орфография, все изучаемые грамматические правила. Готовясь к устному рассказу или письменному сочинению, школьники учатся:
Понимать заданную тему или находить свою собственную, определять её содержание и объём, её границы, придерживаться темы на всех этапах подготовки и оформления своего рассказа, сочинения.
Подходить оценочно к материалу, к теме в целом, выражать своё отношение к изображаемому, передавать в тексте сочинения, рассказа собственную позицию.
Накапливать материал: наблюдать, выделять из своего опыта главное – то, что относится к избранной теме; осмысливать факты, описывать, передавать свои знания, чувства, намерения.
Располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его в конструировании связного текста, а в случае необходимости изменять последовательность.
Отбирать нужные слова и другие средства языка, строить синтаксические конструкции и связный текст.
Орфографически и каллиграфически правильно записывать текст, расставлять знаки препинания, делить текст на абзацы, соблюдать красную строку, поля и другие требования.
Обнаруживать недочёты и ошибки в своём сочинении, а также в речи других учащихся, исправлять свои и чужие ошибки, совершенствовать написанное.
Школьное сочинение представляет собой результат продуктивной деятельности и является, с одной стороны, предметом обучения, с другой – средством достижения конечной цели – формирование коммуникативно-речевых умений учащихся.
Сочинения различаются по источникам материала, по степени самостоятельности, по способам подготовки, по жанру и по языку.
Сочинения могут классифицироваться и по тематическим группам. Предлагаю следующие тематические группы и темы сочинений:
— Хочу всё знать. А зачем?
— Меня особенно волнует…
— Где бы я хотел побывать? Почему?
— Самая дорогая вещь в нашем доме.
— Чтобы я рассказал африканским детям о зиме.
— Три чудесных цвета.
— Путешествие осеннего листочка.
— Широка страна моя родная.
— Что я знаю о белке.
— Любимое математическое действие.
— Наша дружная семья.
— Что было бы, если бы – я увидел, что книга плачет?
— дорога поднялась в небо?
— всегда побеждало зло?
— я был добрым волшебником?
— Почему осенью с деревьев опадают листья?
— Почему я люблю книги?
— Почему меня так назвали?
— Моя любимая игрушка.
— Наша классная комната.
— Дом, в котором я живу.
Речевые упражнения окажутся эффективными лишь тогда, когда их система как бы накладывается на ряд других условий, составляющих фон для речевого развития. Такой фон составляет атмосфера постоянного внимания к языку и речи, интереса к нему, здоровая речевая среда. Речевые упражнения, как правило, не дают заметного эффекта в короткий срок. Систематическая работа по развитию речи обязательно приведёт к успеху. Речевые умения и навыки развиваются, так сказать, по законам геометрической прогрессии: малый успех приводит к большему, речь совершенствуется и обогащается.