средства обучения и тренировки в плавании
Средства обучения плаванию
К средствам обучения и совершенствования в плавании относят: физические упражнения, естественные природные факторы (вода, солнце, воздух), тренажеры, специальные приспособления (лопатки, доски и т. д.), визуальные средства контроля, наглядные пособия и др.
К основным средствам обучения плаванию относятся общеразвивающие, подготовительные и специальные физические упражнения.
Общеразвивающие упражнения выполняются на суше, специальные – в воде, подготовительные — как на суше, так и в воде.
Общеразвивающие упражнения способствуют развитию и воспитанию основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости. Они являются прекрасным средством лечебной физической культуры, способным корригировать развитие позвоночника, грудной клетки, конечностей, исправлять осанку, воздействовать на развитие отдельных мышечных групп и т. д. Кроме этого, общеразвивающие упражнения совершенствуют функциональные возможности, расширяют круг умений и двигательных навыков учащихся и таким образом подготавливают их к наиболее эффективному освоению плавательных движений. Как правило, общеразвивающие упражнения выполняются в форме гимнастических упражнений: ходьба, бег, прыжки, упражнения без предметов и с предметами, упражнения на снарядах, на местности, элементы художественной гимнастики (для девушек) и др.
Подготовительные упражнения способствуют развитию тех физических качеств, которые необходимы для изучения навыка плавания и овладения отдельными элементами техники.
Существует две группы подготовительных упражнений:
а) имитационные упражнения;
б) упражнения для освоения с водой.
Особой формой подготовительных упражнений являются игры в воде, которые скорее можно было бы отнести к упражнениям для освоения с водой, однако игры используются на всех этапах обучения и совершенствования, выполняя различные задачи учебно-тренировочного процесса.
Имитационные упражнения используются для ознакомления занимающихся с общей формой движений при плавании. Они выполняются на суше и не создают тех ощущений, которые испытывает занимающийся в воде, поэтому выполнять эти движения многократно не рекомендуется: они могут сформироваться как навык и тормозить освоение движений в воде.
Однако на начальном этапе обучения плаванию такие упражнения просто необходимы.
К таким упражнениям относят:
— упражнения для имитации дыхания (глубокие вдохи, выдохи, задержка дыхания, вдохи-выдохи с поворотом головы при имитационных движениях рук или ног и т. д.);
— имитационные упражнения для рук (круговые попеременные и одновременные движения руками вперед и назад в положении стоя и в положении согнувшись, движения на счет, с чередованием направления);
— имитационные упражнения для ног (стоя попеременные и одновременные сгибания в коленных суставах, махи ногами, приседания с развернутыми в стороны стопами, махи ногами лежа на мате в положении на груди и на спине и т. д.).
Подготовительные упражнения для освоения с водой помогают преодолеть чувство страха перед водой, научиться принимать в воде горизонтальное положение и выполнять простейшие движения, правильно дышать. Как правило, все подготовительные упражнения по освоению с водой проводятся на мелководье с учетом роста занимающихся (уровень воды – примерно по пояс, по грудь). К подготовительным упражнениям по освоению с водой относят:
— упражнения для первоначального ознакомления со свойствами воды;
— упражнения для обучения дыханию;
— погружение, всплывание и лежание;
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Средства, методы и условия спортивной подготовки пловцов
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методическое объединение спортивного клуба
Средства, методы и условия спортивной подготовки пловцов.
Процесс обучения плаванию органически взаимосвязан с тренировкой, т.е. совершенствованием технической, физической и других видов подготовки. При обучении технике спортивного плавания занятия с детьми в первую очередь должны быть направлены на всестороннее физическое развитие и носить оздоровительный характер. В связи с этим учебно-тренировочная работа в бассейне должна сочетаться с занятиями общеразвивающими и специальными упражнениями, а также другими видами спорта.
К основным средствам обучения плаванию относятся, следующие группы физических упражнений:
общеразвивающие и специальные физические упражнения;
подготовительные упражнения для освоения с водой;
учебные прыжки в воду;
игры и развлечения на воде;
упражнения для изучения техники спортивных способов плавания.
Каждая группа упражнений различается по направленности воздействия и применяется для решения конкретных задач процесса обучения. Успешное обучение во многом зависит от оптимального сочетания упражнений каждой группы (как на разных этапах обучения, так и в отдельно взятом занятии). Соотношение упражнений каждой группы между собой зависит от условий для обучения, возраста и подготовленности обучающихся.
Общеразвивающие и специальные физические упражнения.
Комплекс упражнений на суше подготавливает занимающихся к предстоящей нагрузке. Для более быстрого и качественного освоения упражнений рекомендуется включать комплекс из 10-12 упражнений, каждое из которых по мере необходимости может заменяться другими.
Упражнения, выполняемые на суше перед занятием в воде, способствуют:
Общему физическому развитию детей и подростков;
Воспитанию необходимых для успешного обучения плаванию качеств: координации движений, силы мышц и подвижности в суставах;
Более быстрому и успешному освоению техники плавания в непривычных условиях водной среды.
Подготовительные упражнения для освоения с водой
Подготовительные упражнения для освоения с водой помогают освоиться с новой, непривычной, средой и подготовиться к овладению техникой спортивного плавания. Эти упражнения обязательны для занимающихся любого возраста и любого уровня подготовленности.
Упражнения для ознакомления со специфическими
свойствами воды способствуют:
Появлению уверенности в непривычных условиях водной среды;
Ознакомлению с плотностью, вязкостью, темпе6ратурой воды;
Воспитанию чувства опоры о воду.
Погружения в воду с головой и открывание глаз помогает:
Устранить инстинктивный страх перед водой;
Почувствовать выталкивающую подъемную силу воды;
Научить открывать глаза в воде, улучшая тем самым ориентировку в ней.
Всплывание и лежание на воде помогают:
Знакомятся с непривычным для них состоянием невесомости;
Осваивают навык лежания на воде в горизонтальном положению.
Дыхание в воде, занимающиеся осваивают:
Навык задерживать дыхание на вдохе;
Умение выполнять выдох-вдох и затем задержку дыхания на вдохе;
Выполнение скольжений помогает освоить:
Равновесие, обтекаемое положение тела в условиях, наиболее приближенных к плаванию
Прыжки в воду делают занятие значительно эмоциональнее, интереснее.
Дети любят прыгать в воду не меньше, чем играть.
Выполнение простейших прыжков помогает:
Быстрее освоиться с водой, чему способствуют длительные погружения с головой;
Успешному освоению стартового прыжка, так как прыжки в воду служат подводящими упражнениями для этого;
Последующему освоению техники прикладного плавания.
Иры и развлечения на воде.
Широкое применение игр на занятиях с детьми является обязательным требованием физического воспитания.
При помощи игр решаются следующие задачи:
Повторение и закрепление разученных ранее упражнений и движений;
Повышение эмоциональности на занятиях;
Укрепление контактов в коллективе;
Воспитание самостоятельности, инициативы, решительности.
Упражнения для изучения техники спортивных способов плавания
Многообразие упражнений, выполняемых в специфических условиях водной среды, способствует постановке компонентов спортивной технике: положение тела, движений, руками, дыхания и согласования этих движений. В основу упражнений для изучения элементов техники спортивного плавания лежат скольжения, которые выполняются на груди и на спине с различными положениями рук, с гребковыми движениями в различных направлениях и с различной скоростью. Подбор упражнений с первых шагов обучения обеспечивает комплексное освоение техники спортивных способов плавания.
Итак, для достижения мастерства в плавании необходимо овладеть многообразием силовых, скоростных и др.навыков. Спортивный результат зависит от эффективности общей взаимосвязи и согласованности между этими навыками. Поднять спортивное мастерство можно только путём непрерывного включения в тренировку новых упражнений, новых методов работы, непрерывно увеличивающих диапазон умений и навыков спортсмена.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Номер материала: ДВ-341908
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП
Время чтения: 1 минута
СК предложил обучать педагогов выявлять деструктивное поведение учащихся
Время чтения: 1 минута
Пензенские родители смогут попасть в школы и детсады только по QR-коду
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Путин попросил привлекать родителей к капремонту школ на всех этапах
Время чтения: 1 минута
Систему ЕГЭ сделают независимой от Microsoft
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Средства обучения плаванию
Содержание
Средства обучения плаванию [ править | править код ]
В качестве основных средств при обучении плаванию используются физические упражнения.
Физические упражнения — двигательные действия, с помощью которых решаются образовательные, воспитательные задачи и задачи физического развития.
Существует несколько классификаций средств обучения плаванию, но наиболее распространенной является следующая:
Общеразвивающие и специальные упражнения [ править | править код ]
Группа упражнений выполняется на суше (в зале) и содействует общему развитию занимающихся, развитию необходимых для успешного обучения плаванию физических качеств, более быстрому освоению техники плавания и др. Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений выполняется в подготовительной части урока по плаванию и его содержание зависит от задач занятия. Комплекс упражнений готовит занимающихся к освоению учебного материала в непривычных условиях водной среды и включает в себя:
Применение этих упражнений способствует созданию необходимых условий для более быстрого и качественного овладения отдельными элементами техники плавания, а затем соединения этих элементов в целостное движение.
Подготовительные упражнения по освоению с водой [ править | править код ]
Эта группа упражнений применяется в целях формирования основных ощущений! соответствующих свойствам и условиям водной среды; устранения страха перед водой и психологической подготовки к обучению; освоения рабочих поз пловца и навыка дыхания в воде. В занятиях используются следующие подгруппы упражнений:
Контрастные упражнения используются для ознакомления занимающихся с непривычными для них свойствами воды, а именно: вязкостью, плотностью, сопротивлением и температурой.
Упражнения на передвижение решают следующие задачи:
Для изучения упражнений на погружение тела под воду необходимо решить частные задачи:
Погружение под воду, как правило, с трудом осваивается людьми, страдающими водобоязнью, поэтому при работе с ними нельзя спешить.
Упражнения на дыхание в воду является наиболее важным элементом процесса обучения технике способов плавания. От того, насколько успешно идет освоение дыхания, зависит качество выполнения движений ног, рук и их согласование в любом способе плавания. К изучению дыхания необходимо приступать сразу после освоения погружений и продолжать его, чередуя с другими упражнениями.
При обучении дыханию необходимо решать такие задачи:
Трудности при изучении дыхания в воду прежде всего связаны с тем, что при выдохе, когда голова находится в воде, в нос и в рот может попадать вода.
При изучении упражнений на всплывание решаются такие задачи:
Наиболее распространенными упражнениями являются «поплавок» и «медуза». Необходимо помнить, что у некоторых людей при полном вдохе тело не приобретает положительной плавучести и не всплывает — им не следует выполнять это упражнение.
Упражнения на лежание изучаются в положении на спине и на груди («стрелочка» и «звездочка» на максимальном вдохе). При обучении этой подгруппы упражнений решаются следующие задачи:
Упражнения на скольжение создают у занимающихся ощущение движения тела в воде, формируют чувство встречного давления воды, поддерживающего тело у поверхности. Вначале изучают скольжение на груди. Наиболее простым упражнением является скольжение толчком от дна с предварительно наклоненным туловищем и вытянутыми вверх руками. Такое же движение выполняется и на спине, но из положения прогнувшись. При скольжении на груди необходимо, чтобы голова находилась между рук или ниже рук (на спине — между рук или выше рук).
В результате обучения должны быть решены следующие задачи:
Обычно при освоении подготовительных упражнений дается задание выполнять различные упражнения на дыхание.
Характеристика упражнений для изучения техники плавания, стартов и поворотов [ править | править код ]
Упражнения для изучения техники плавания, стартов и поворотов являются основой овладения техникой плавания. Изучение этих упражнений проводится в строгой последовательности:
Техника изучается в такой последовательности: положение тела; движение ногами в сочетании с дыханием; движения руками в сочетании с дыханием, согласование движений рук, ног и дыхания. При обучении используются различные варианты дыхания — с произвольным дыханием, на задержке дыхания на вдохе, в согласовании с дыханием.
Каждый элемент изучается вначале на суше, а затем — в воде. На суше изучаемые элементы имитируются в положении стоя, затем — в положении сидя (кроме движений рук) и в положении лежа со зрительным и без зрительного контроля. При этом в положении лежа имитируются позы, которые затем будут выполняться в воде. Все движения изучаются вначале с произвольным дыханием, затем — на задержанном вдохе и только после этого — в согласовании с дыханием.
Обучение движениям ногами начинается на суше с имитаций по фазам рабочих и подготовительных движений. Упражнения выполняют из положений: стоя, сидя и лежа.
Обучение движению ногами на воде начинается у неподвижной опоры (поручень, край сливного бортика бассейна, дно водоема, партнер и др.). Затем движение ногами изучают с подвижной опорой (плавательная доска, круг, нудл и другие поддерживающие средства). В безопорном положении движения ногами выполняются с расположенными впереди руками (вдох вперед), то же на задержанном вдохе (5 — 10 с), с вытянутой вперед одной рукой и прижатой к телу другой. Если у занимающегося ноги тонут или нет существенного продвижения вперед, а иногда даже возникает продвижение назад, то в этом случае необходимо использовать поддерживающие или протяжные приспособления.
Обучение движению рук на суше начинается в положении полунаклона — одна рука опирается на согнутое колено одноименной ноги, другая вытянута вперед, выполняется имитация гребка и подготовительного движения.
Освоив раздельное движение рук на суше, переходят к изучению их движения в воде. Обучение всегда начинается с упражнений из исходного положения стоя на дне. В воде повторяются все имитационные упражнения, которые выполнялись на суше. Сначала выполняют упражнения с произвольным дыханием, затем на задержанном вдохе и в согласовании с дыханием.
Согласование движений рук, ног и дыхания изучается также сначала на суше, затем в воде.
В воде изучать согласование целесообразно в безопорном положении.
Методика обучения плаванию: базовые принципы и советы
При обучении плаванию очень важен комплексный и плановый подход – тренер должен понимать, кого, для чего и каким образом он учит.
В этой статье приведены базовые принципы и методология обучения плаванию.
Основные принципы
Что учитывать?
Выбор конкретной методики и программы обучения индивидуален и зависит от следующих факторов:
Это не полный список моментов, которые должны учитываться при выборе подхода и организационных моментов.
Возраст
Начинать обучение можно практически в любом возрасте – как в самом раннем, так и в зрелом. Однако необходимо учитывать, что дети до 5 лет – наиболее сложный для обучения возраст, поскольку многие из них еще не готовы осознанно выполнять все задания тренера.
Период с 6 и до 10 лет считается оптимальным – человек в этом возрасте очень быстро приобретает новые качества и умения. Кроме того, еще не сформирована неправильная двигательная память.
Методы и средства обучения
Методы, рекомендуемые и применяемые при обучении плаванию, обоснованы теорией и многократно проверены на практике.
Методы делятся на три вида:
К средствам, которые применяются для учебы, относятся:
Виды упражнений
При обучении плаванию выделяют следующие виды упражнений:
Для повышения уровня телесного развития общеразвивающие упражнения необходимы. Попутно, вместе с подготовкой организма к освоению плавания, оптимизируется состояние позвоночника, грудной клетки, развиваются мышечные группы, улучшается осанка. Ходьба, бег, прыжки, элементы гимнастики помогают организму скорее адаптироваться к нагрузкам в водной среде.
Подготовительные упражнения несколько более специализированы – постепенно акцентируется внимание на качествах и способностях тела, которые нужны для плавания.
Имитация движений на суше
Однако упражнениями по имитации движений на берегу не следует слишком увлекаться – переходить в воду нужно не затягивая – для привыкания к водной среде.
С чего начать освоение
Существует общая схема, которая применима для любого возраста обучающихся.
Она включает в себя следующие начальные шаги:
Не стоит торопиться, следуя представленной схеме, кроме этого важно подходить к изучению комплексно – ведь освоение работы ног, например, не означает, что о правильном дыхании можно на время позабыть, или позволить рукам полностью бездействовать.
Торопливое пробегание всех пунктов схемы может привести к формированию изначально неправильного стереотипа.
Далее по цепочке неверно будут работать при плавании ноги – ведь они в первую очередь координируются с дыханием и если эта связь не отработана должным образом, скорее всего, при плавании ноги будут почти бездействовать, либо их движение будет малоэффективным. Кроме того, по правилам равновесия при поднятой голове ноги будут далеко от поверхности воды и будут работать менее эффективно.
Если человек не научился комфортно дышать при плавании, выдыхать в воду, не привык спокойно держать лицо в воде, он будет инстинктивно уворачиваться от брызг, что увеличит не только физическую, но и психологическую нагрузку при плавании, особенно при длительных заплывах.
Физическая нагрузка при плавании является большой – при плавании работают практически все мышцы человека, поэтому потребность в кислороде будет только возрастать, и отсутствие выработанной привычки ритмично вдыхать и выдыхать может превратить заплыв в самоистязание.
Поэтому с самого начала следует осваивать все без спешки и не стремиться поплыть как можно быстрее.
Правильно поставленное ритмичное дыхание в конечном итоге сделает человека пловцом, способным чувствовать себя «как рыба в воде», даже если поначалу он будет двигаться не слишком скоординированно.
Этапы
Подачу элементов учащимся можно разделить на четыре этапа, при этом они применимы как к процессу в целом, так и к освоению отдельных движений.
Первый этап – общее представление
Требуется дать ученику общее представление о плавании – это осуществляется с помощью наглядных материалов (рисунков, видеороликов, фотографий).
Второй этап – разучивание элементов и их соединение
Как было указано выше, сначала рекомендуется освоить дыхание, затем – работу ног и согласовать ее с дыханием, затем – руки и в конце полная координация всех частей тела.
Третий этап – закрепление материала, исправление ошибок
Работа теперь имеет цель – достичь слаженного общего действия тела в реальных условиях с нагрузкой.
При этом должна проводиться постоянная работа над неверно воспроизводимыми движениями – это необходимо, чтобы не закрепились неверные навыки.
Задачи этого этапа:
Четвертый этап – углубление в изученное, совершенствование
Цель этого этапа – движение к совершенству, насколько это возможно.
Большое значение имеют скоростные упражнения, короткие и интенсивные. Проводятся такие тренировки по отдельным элементам и по движению в целом.
Применяемые высокие нагрузки служат отличным средством для совершенствования техники уже на инстинктивным уровне.
Кроль на груди
Про обучение кролю у нас есть отдельная статья – рекомендуем в первую очередь ознакомиться с ней, а также со статьей про упражнения для кроля, здесь же приведем базовые принципы освоения этого стиля.
В первую очередь, стоит отметить, что этот стиль осваивается быстро. С учетом моментов, перечисленных выше, а также уровня физического развития обучаемого длительность учебного процесса варьируется.
Овладение техникой происходит комплексно, параллельно с общеразвивающим и подготовительным тренингом.
На суше
В воде
Соединение дыхательной техники с двигательной:
Точно так же, по принятой схеме следует заниматься остальными элементами стиля и движениями:
Все комплексы варьируются в соответствии конкретными показателями организма обучаемого, с акцентом на ошибках и слабых сторонах.
Рекомендуем также посмотреть данное видео про обучение кролю:
Брасс
Аналогично, в первую очередь рекомендуем изучить наши отдельные статьи про технику брасса и про обучение этому стилю, ниже приведем основные моменты.
Главная сложность при обучении стилю брасс – освоение алгоритма работы ногами.
Алгоритм движений ногами в брассе
Это достаточно сложно, следует контролировать сложную последовательность движений (поворот стоп, сгибание и разгибание), общую слаженность и симметричность работы ног.
На суше
В воде
Тренировка рук
Важно поставить правильную технику гребка:
Гребок в брассе
Тело наклонено, гребки руками:
Повторить все на тренажере с амортизатором.
На глубине по пояс подбородком коснуться воды – руки движутся в заданном стиле, при этом можно оставаться на месте или идти по дну.
Скольжение с движением рук, повторять по 2-3 цикла, в сочетании с ритмичным дыханием.
Координация отработанных элементов на суше
Повторение выученного и попутно развитие равновесия – изображать брасс, стоя на одной ноге.
Совершенствование
Кроль на спине
Разновидность кроля на груди – предварительная работа состоит из тех же элементов и упражнений.
Если первый стиль уже отработан, кроль на спине не составит проблемы.
Плавание с доской осуществляется с вытянутыми руками, край доски при этом у затылка.
По достижении определенного уровня в плавании на короткие дистанции обязательно заняться нивелированием ошибок, постепенно доводя правильный стереотип стиля до автоматизма.
Особенности обучения детей дошкольного возраста
В целом, при обучении дошкольников применяются те же методы, что и для детей старшего возраста, но, вместе с этим, есть и особенности:
Особое значение имеют наглядные материалы. У детей высока способность к подражанию, поэтому подробный показ движения помогает быстрому пониманию и освоению.
Упражнения, повторяемые многократно, особенно акцентирующие разучивание по частям, начиная с простейших движений, особенно важны – это практическая часть.
Достижения и успехи в освоении простых элементах придают уверенность в своих силах и избавляют от страха.
Игры в воде: Для детей следует наполнять выполнение упражнений игровым содержанием. Это не только развивает соревновательный дух, но и открывает возможность вариативного подхода к движению, адаптации к меняющимся внешним условиям.
Состязание также важно – это приучение ребенка к управлению собой, воспитанию в нем силы воли, умения мобилизовать свои силы для победы.
Если речь идет об обучении детей возрастом 4 лет и даже младше – очень хорошие советы для этого приведены в данном видео: