средовой подход в обучении

Средовой подход к организации образовательного процесса (1-11 классы)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение «Средняя школа № 37»

города Ульяновска Ульяновской области

Средовой подход к организации

учитель начальных классов

Неткасова Ирина Анатольевна

Создает человека природа, но развивает и образует его общество.

Современное общество – общество, наделенное мощным потенциалом промышленного, научно-технического и иного прогресса, возможно, ценой дегуманизации и утраты духовных ценностей. Это индустриальное или постиндустриальное (информационное) общество, в котором большую роль играют наука, знания, техника, образование [3].

Современному обществу требуются люди, наделённые определёнными качествами личности. Требование к подрастающему поколению формулируется в Федеральном Законе № 273 «Об образовании»:

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»):

любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;

креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества;

владеющий основами научных методов познания окружающего мира;

мотивированный на творчество и инновационную деятельность;

готовый к сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно-познавательную деятельность;

осознающий себя личностью, социально активный, уважающий закон и правопорядок, осознающий ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством;

уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать;

осознанно выполняющий и пропагандирующий правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;

подготовленный к осознанному выбору профессии, понимающий значение профессиональной деятельности для человека и общества;

мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни [8].

Достижение этих целей становится возможным благодаря чёткой организации образовательного процесса на всех его ступенях.

Что же такое образовательный процесс?

Образовательный процесс – это целенаправленная деятельность по обучению, воспитанию и развитию личности путем организованных учебно-воспитательных и учебно-познавательных процессов в единстве с самообразованием этой личности, обеспечивающая усвоение знаний, умений и навыков на уровне не ниже государственного образовательного стандарта [5, с. 292].

Процесс образования протекает одновременно с процессом социализации. Только в процессе социализации, т.е. взаимодействия с другими людьми, человек становится личностью. Вне человеческого общества духовное, социальное, психическое развитие происходить не может.

На становление личности влияют наследственность и среда.

Наследственность является основанием для личностно-ориентированного подхода в организации образовательного процесса.

Личностно-ориентированный подход – «последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия».

Личностный подход – это важнейший принцип психолого-педагогической науки, предусматривающий создание активной образовательно-воспитательной среды и учет своеобразия индивидуальности в развитии и саморазвитии.

Именно этот принцип определяет положение ребенка в воспитательном процессе, означает признание его активным субъектом деятельности, а следовательно, становление субъект-субъектных отношений. Теоретиком личностного подхода был признан известный психолог С. Л. Рубинштейн. Другой известный психолог К. К. Платонов считал, что личностный подход – это индивидуальный подход к человеку как к личности с пониманием ее как системы, определяющей все другие психические явления.

Исследователь проблемы личностного подхода к подростку Н. Г. Савина пришла к выводу, что личностный подход, в отличие от индивидуального, требует знания структуры личности, ее элементов, их взаимосвязи как между собой, так и с целостной личностью. Индивидуальный подход она рассматривает как организацию педагогического воздействия с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка [5, с. 134].

Из личностно-ориентированного подхода вытекает средовой подход к организации образовательного процесса, который заключается в необходимости создания определённой среды, благоприятной для образования и воспитания подрастающего поколения.

Среда – реальная действительность, в условиях которой происходит развитие.

Выделяют внешние условия:

— географические (касаются всех детей данного региона, особенности среды обитания (город или деревня));

— социальные (связаны с социальными группами, общим благополучием народа);

— школьные (связаны с учащимися конкретной школы);

— семейные (условия в конкретной семье).

По интенсивности контактов выделяется ближняя и дальняя среда. Когда педагоги говорят о влиянии среды, то имеют в виду прежде всего среду социальную и домашнюю. Первую относят к отдаленному окружению, вторую – к ближайшему: семья, родственники, друзья [6].

В образовательных учреждениях создаётся образовательная среда.

Н.Б. Крылова рассматривает образовательную среду как часть социокультурного пространства, где взаимодействуют различные образовательные системы, процессы и явления, субъекты и предметы с целью развития и создания условий для саморазвития личности. Среда имеет несколько макро- и микроуровней – от федерального, регионального до образовательной среды конкретного учебного заведения, класса, группы. Образовательная среда создаётся и индивидом, поскольку каждый развивается сообразно своим индивидуальным задаткам, интересам, жизненному опыту и строит уникальное собственное пространство вхождения в культуру, свое видение ценностей, приоритетов познания и способов саморазвития [ 4 ].

По определению В. А. Сластенина и Г. И. Чижаковой, «структурными единицами воспитательной среды являются: пространственно-предметное окружение; субъектное окружение (социальные общности, субкультура, половозрастные группы и т.д.); психологические факторы (особенности взаимодействия субъектов, характер и направленность деятельности, стиль преподавания, стиль общения и т.д.)» [7, с. 83].

Структура современной образовательной среды состоит из взаимодействующих инновационных образовательных комплексов и традиционных моделей, систем стандартов образования, учебных программ и планов, образовательных средств и образовательного материала, нового подхода во взаимоотношениях, основанных на гуманистических ценностях между субъектами образования: детьми, их родителями и педагогами [2].

Среда рассматривается и как условие развития образовательной системы. Образовательная система, согласно позиции В.П. Беспалько, определяется как устойчивая и прочная взаимосвязанная совокупность вариативных элементов: учащихся, целей воспитания, содержания воспитания, процессов воспитания и обучения, учителей (или технических средств обучения), организованных форм воспитательной работы [1].

Таким образом, мы можем сделать следующие выводы:

современному обществу нужны люди, которые будут способны улучшать, совершенствовать его;

запрос общества выражается в ФЗ № 273 «Об образовании»;

для достижения целей образования разрабатываются подходы к организации образовательного процесса; одним из ведущих подходов является средовой подход;

одна и та же среда может по-разному влиять на разные типы личности, однако соблюдение структуры, принципов, методов и приёмов данного подхода способствуют достижению требуемых результатов.

Список использованной литературы

Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). / В. П. Беспалько. – М.: Изд-во Моск. психолого-педагогического ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002.

Иванов А.В. Культурная педагогическая среда общеобразовательного учреждения как условие развития личности ребенка: Монография. М.: АПК и ППРО, 2005.

Крылова Н.Б. Культурология образования. / Н. Б. Крылова. – М.: Народное образование, 2000.

Педагогический энциклопедический словарь. М., 2003.

Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений: В 2 кн. / И. П. Подласый. – М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2008. – Педагогика начальной школы. – 474 с.

Сластенин В. А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие. / В. А. Сластенин, Г. И. Чижакова. – М., 2003.

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // http://минобрнауки.рф/документы/2365 (дата обращения: 01.11.2017)

Яйлаханов С.В. Организация учебной деятельности студентов (курсантов) в информационной образовательной среде: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Ставрополь, 2006.

Источник

Средовый подход в образовании: безопасная образовательная среда современной школы

средовой подход в обучении. Смотреть фото средовой подход в обучении. Смотреть картинку средовой подход в обучении. Картинка про средовой подход в обучении. Фото средовой подход в обучении

Дата публикации: 07.11.2014 2014-11-07

Статья просмотрена: 6274 раза

Библиографическое описание:

Костецкая, Г. А. Средовый подход в образовании: безопасная образовательная среда современной школы / Г. А. Костецкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 18.1 (77.1). — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/archive/77/13245/ (дата обращения: 13.11.2021).

В методологии современной педагогической науки особое место занимает средовый подход. Средовый подход к образованию – дошкольному, школьному, профессиональному зафиксирован как перспективный на уровне ЮНЕСКО (Доклад Международной комиссии по образованию для XXI века «Образование: сокрытое сокровище», 1996).

Методологический статус средовый подход получил в последние десятилетия прошлого века, когда начала активно развиваться психолого-педагогическая концепция средо-ориентированного обучения. В соответствии с данной концепцией на каждом историческом этапе существует имманентная взаимозависимость между образовательной культурой и образовательным пространством, в котором эта культура функционирует, испытывая на себе при этом постоянное воздействие образовательной среды, и влияет на эволюцию образовательного пространства.

С.В. Алексеев отмечает, что средовый подход позволяет определять влияние факторов среды на функционирование и развитие рассматриваемых системных образований и наоборот: влияние системных образований на состояние и качество окружающей среды (в образовательном учреждении – среды образовательной). Применительно к школе автор предлагает уточнить смысловое наполнение средового подхода и обозначает его как эколого-средовый, подчеркивая тем самым, что в школе ключевыми объектами («системными образованиями») являются участники образовательного процесса – учащиеся, педагоги [2].

Образовательная среда целостная качественная характеристика внутренней жизни школы, представляющая собой совокупность всех возможностей обучения, воспитания и развития личности, причем, возможностей как позитивных, так и негативных. Следует отметить, что смысловая идея образовательной среды не является абсолютно новой. Так, еще в XV веке Лоренцо Валла, выдающийся итальянский гуманист, выделил пять важнейших условий для ученых занятий: «общение с образованными людьми», «изобилие книг», «удобное место», «свободное время», «душевный покой».

Психологи осмысливают образовательную среду через систему влияний на личности учащихся и педагогов. Например, В.А. Ясвин определяет образовательную среду как систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственном окружении. Автор подчеркивает детерминирующую роль образовательной среды в формировании личности. При этом, по мнению автора, и сама личность обладает возможностями воздействия на образовательную среду [9].

В.И. Слободчиков рассматривает образовательную среду, как предмет, и как ресурс совместной деятельности и выделяет два основных ее показателя: насыщенность (ресурсный потенциал) и структурированность (способ организации) [6].

Ряд исследователей (В.И. Слободчиков, В.А. Ясвин и др.) выделяют следующие компоненты образовательной среды: пространственно-семантический, содержательно-методический, коммуникативно-организационный [6, 9].

Чрезвычайную актуальность приобретают вопросы безопасности образовательной среды. Полагаем, что безопасность образовательной среды следует рассматривать как интегральный показатель ее качества. От чего зависит безопасность образовательной среды современной школы? Какие факторы могут содействовать ее становлению?

Важнейшим условием формирования безопасной образовательной среды, по нашему мнению, является осмысление администрацией и учителями школы сущности и структуры такой среды, учет педагогами в процессе профессиональной деятельности взаимосвязей между ее компонентами. Именно педагогический коллектив выступает как ключевой ресурс становления и развития в школе безопасной образовательной среды.

В.П. Соломин, рассматривая проблемы и подходы к подготовке педагогических кадров в новых социокультурных условиях, отмечает, что современной школе нужны эффективные педагоги и управленцы. Школе «…нужен учитель эффективный, компетентный, творческий, обладающий критическим мышлением, способный создавать и осваивать педагогические инновации» [7, С.20].

При конструировании в школе безопасной образовательной среды важно учитывать, как решение вопросов обеспечения безопасности образовательного учреждения, так и реализацию задач образования в области безопасности жизнедеятельности. Причем оба эти направления, безусловно, коррелируют. Иными словами, безопасная образовательная среда учреждения предполагает, что все участники образовательного процесса находятся в безопасности и что образовательные задачи в области безопасности жизнедеятельности решаются на должном уровне.

Идеи подготовки педагога безопасности жизнедеятельности нового типа, способного к системному профессиональному видению, обладающего стратегическим мышлением, нашли отражение в работах В.Ю. Абрамовой, Р.И. Поповой, Т.А. Спицыной и др. [1, 5, 8].

На современном этапе актуальной является проблема сохранения здоровья участников образовательного процесса. На значимость безопасности образовательной среды в сохранении здоровья школьников и педагогов указывают многие авторы, в т.ч. С.В. Алексеев, И.А. Баева, Э.М. Киселева [2, 3, 4].

Таким образом, безопасная образовательная среда школы – это результат системного взаимодействия ее компонентов с учетом их функциональных взаимосвязей и субъектов образовательного процесса. Безопасная образовательная среда школы предполагает, что каждому участнику образовательного процесса гарантируется соблюдение их прав и норм психолого-физической безопасности, что создаются условия для индивидуального развития каждого ребёнка (подростка). При выстраивании такой образовательной среды необходимо учитывать особенности взаимодействия участников образовательного процесса, стратегии и технологии обучения и воспитания учащихся, технологии сопровождения участников образовательного процесса, систему оценивания достижений учащихся и педагогов. Важной составляющей этой деятельности должна стать система мониторинга качества образовательной среды, гарантирующей безопасность индивидуального развития ребёнка (мониторинги достижений учащихся, их здоровья, удовлетворенности участников образовательного процесса и т.д.). При этом должны быть задействованы все ресурсы школы: управленческие, кадровые, методические, информационные, материально-технические.

Безопасную образовательную среду школы, полагаем, следует рассматривать в трех ипостасях: как критерий качества образовательной среды, как рациональный способ обеспечения безопасности образовательного учреждения, как педагогическое условие образования школьников в области безопасности жизнедеятельности. В этой связи значимость формирования безопасной образовательной среды в современной школе переоценить невозможно.

2. Алексеев, С.В. Перспективные направления педагогических исследований в области методики обучения экологии, физической культуре, основам безопасности жизнедеятельности /Формирование экологической культуры в Федеральных образовательных стандартах нового поколения: Материалы VIII Всероссийского научно-практического семинара 6-10 ноября 2012 года, Санкт-Петербург. – СПб.: «Крисмас+», 2012. – С.8-13.

6. Слободчиков, В.И. Очерки психологии образования. – 2-е издание. – Биробиджан: Биробиджанский государственный педагогический институт, 2005. – 272 с.

7. Соломин, В.П. Актуальные проблемы модернизации педагогического образования /Проблемы развития методики обучения биологии и экологии в условиях социокультурной модернизации образования: Сборник материалов Международной научно-практической конференции (19-20 ноября 2013г.). Выпуск 12. Санкт-Петербург /Под ред. проф. Н.Д.Андреевой. – СПб.: Изд-во «ТЕССА», 2013. – С.11-22.

9. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. – М.: Смысл, 2001. — 365с.

Источник

Сущность средового подхода в образовании

Вы будете перенаправлены на Автор24

Средовой подход в образовании – это способ организации образовательной деятельности, при котором обучение и воспитание реализуются посредством создания специальной среды, продуктивной для развития основных личностных качеств и предоставляющей возможности для самореализации и саморазвития личности.

Данный подход возник на основании связи социокультурного пространства с образовательным пространством и образовательной культурой. Он означает, что культура тесно связана с образованием. Она воздействует на его особенности реализации, способствует его развитию и испытывает воздействие образовательного пространства на собственное развитие.

Рисунок 1. Средовой подход. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основные положения средового подхода

В основе средового подхода лежат следующие положения:

Готовые работы на аналогичную тему

Все эти параметры отражают принадлежность средового подхода к концепции и технологии управления образовательным процессом через образовательное пространство, ориентированной на всестороннее развитие учащегося и его активную позицию в образовательном процессе.

Образовательная среда: уровни ее функционирования и компоненты

Образовательная среда – это реальные условия реализации педагогической деятельности, основанные на сочетании социальных условий исторического развития и специально разработанных педагогических условий, в которых осуществляется развитие учащегося.

Образовательная среда отражает условия развития учащихся по конкретному алгоритму. В ней создаются возможности для личностного развития, которые содержатся в социальной сфере.

Образовательная среда способна оказывать решающее воздействие на развитие личности. в то же время, личность может влиять и на развитие образовательной среды, определяя ее функционирование, исходя из необходимости удовлетворения собственных потребностей и интересов.

Образовательная среда включает в себя несколько уровней реализации:

Показателями функционирования образовательной среды являются ее ресурсный состав, т.е. инструменты для реализации образовательной деятельности и возможности, а также устройство среды т.е. способ ее организации и компоненты.

К компонентам образовательной среды относятся:

Рисунок 2. Образовательная среда. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Таким образом, сущность средового подхода определяется способами построения образовательной среды и законами ее функционирования. Данный подход связан с построением безопасного образовательного пространства, отвечающего интересам и потребностям учащихся, целям и задач образовательной деятельности и, ориентированной на всестороннее развитие личности учащегося.

Условия построения безопасного образовательного пространства

Чтобы создать безопасную образовательную среду в учебном заведении требуется соблюдать ряд важных условий. К ним относятся:

Источник

Средовой подход к организации образовательного процесса в центре игровой поддержки ребенка

В организации образовательного процесса применяются различные походы, одним из которых является средовой подход.

Средовой подход представляет собой способ организации среды и оптимизации её влияния на личность ребенка. Среда, окружающая ребенка бывает образовательная, предметная, воспитательная или развивающая. Средовой подход, в свою очередь, включает различные варианты взаимодействия со средой.

Цент игровой поддержки ребенка ГБОУ детский сад №781 открылся 1 октября 2012 года. В настоящее время ЦИПР посещают 24 ребенка.

Предметно-развивающая среда центра игровой поддержки ребенка включает в себя: игровые комнаты: зону сенсорного развития, набор мягких модулей, зону для продуктивной деятельности, физкультурный зал, музыкальный зал и методический кабинет.

Индивидуальные и групповые сеансы,проводимые в ЦИПР направлены на всестороннее развитие детей:

• Приобщение детей к художественно-эстетической деятельности

• Развитие предметной деятельности и познавательных способностей

• Развитие общения детей со сверстниками

• Развитие игровой деятельности

Структура игрового сеанса позволяет максимально эффективно использовать предметно-развивающую среду. Большая часть игрового сеанса проходит в игровых комнатах, поочередно используются различные зоны, однако физическое развитие, включающее подвижные игры, проводится в физкультурном зале, а театрализованная деятельность и музыкальное развитие проходят в музыкальном зле. В раздевальной комнате проходят выставки детских работ, стенгазет, фотоколлажей. В методическом кабинете организованна библиотека для родителей.

Присутствие родителей на игровых сеансах позволяет чувствовать детям надежную защиту, а значит, возможность свободно адаптироваться в пространстве, учиться и воспринимать окружающий мир.

Игровыесеансы в ЦИПР посещают дети в сопровождении:

Так как для детей раннего возраста не посещающих массовую группу детского сада основной образовательной средой является семья, педагоги ЦИПР уделяют особое внимание взаимодействию с семьей.

На современном этапе, семейное воспитание признано ведущим, что отражено в ст. 18 Закона РФ «Об образовании». В соответствии с законом «Об образовании» РФ, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного, интеллектуального, личностного развития ребенка. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи.

В основе взаимодействия ЦИПР и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Педагоги центра игровой поддержки ГБОУ детского сада №781 используют следующие формы взаимодействия с родителями:

• Индивидуальные и групповые консультации по различным вопросам воспитания детей

• Буклеты, памятки, брошюры и т. д.

• Родительские собрания

• Библиотека для родителей

• Экскурсии, выездные мероприятия (посещение выставок)

Одна и та же среда воздействует на каждую семью по-разному. Поэтому, регулярно проводя анкетирование родителей, уточняя их запросы, выявляя трудности воспитания детей специалисты ЦИПР постоянно совершенствуют формы взаимодействия с семьей. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны.

Таким образом, специалисты ЦИПР эффективно используют предметно-развивающую среду, тесно взаимодействуют с семьями воспитанников реализуют средовый подход в образовательном процессе.

средовой подход в обучении. Смотреть фото средовой подход в обучении. Смотреть картинку средовой подход в обучении. Картинка про средовой подход в обучении. Фото средовой подход в обучении«Создание предметно-развивающей среды в группах ДОУ в соответствии с ФГТ к условиям реализации ООП ДОУ» В настоящее время, при организации педагогического процесса в ДОУ, особое внимание уделяется созданию благоприятной предметно-развивающей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *