среди перечисленных методов обучения укажите наименее предпочтительный метод учебной практики
Положение о конкурсе профессионального мастерства среди мастеров производственного обучения «Дело мастера боится»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Директор ГБПОУ РС (Я) «Сангарский многопрофильный лицей»
о Конкурсе профессионального мастерства
«Дело мастера боится»
Целью Конкурса является совершенствование и повышение квалификации мастера производственного обучения, поднятия престижа профессиональной деятельности мастера, как педагогического работника.
Основными задачами конкурса являются:
Выявление лучшего опыта работы среди мастеров производственного обучения
Обмен и распространение опыта работы мастера производственного обучения среди других мастеров;
Анализ уровня профессионализма мастера как воспитателя – наставника.
руководство ГБПОУ РС (Я) «Сангарский многопрофильный лицей»
мастера производственного обучения (инструктора по вождению).
I этап теоретический «Тестирование». Участникам предлагается ответить на теоретические вопросы и задания.
II этап практический «Мастер-класс». Мастерам предлагается провести открытое 4 или 6-ти часовое занятие по учебной практике.
III этап практический «Профориентационный классный час».
Началу Конкурса предшествует издание приказа с указанием сроков проведения.
Оценку этапов осуществляет Конкурсное жюри, состав которого утверждается приказом директора.
Участник Конкурса, набравший максимальное количество баллов по итогам всех этапов становится победителем Конкурса профессионального мастерства «Дело мастера боится».
После определения абсолютного победителя, из остального количества участников выбирается:
Победитель в номинации «Знание – сила!»
Победитель в номинации «За всякое дело берись умело!»
Победитель в номинации «Без творчества ни дня!»
Конкурсное жюри оставляет за собой право учреждения дополнительных номинаций, а также ликвидации ранее заявленных.
Победители Конкурса награждаются ценными призами и дипломами.
Политико-правовой акт, который гарантирует права граждан Российской Федерации на образование
А) Конституция Российской Федерации
Б) Закон Российской Федерации «Об образовании»
В) Трудовой кодекс Российской Федерации
Г) Гражданский кодекс Российской Федерации
Вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенций, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности)?
А) профессиональное образование
Б) Общее образование
В) Профессиональное обучение
Г) дополнительное образование
Лица, осваивающие образовательные программы среднего профессионального образования, программы специалитета, называются:
Охрана здоровья обучающихся, включает в себя:
А) организацию питания обучающихся;
Б) профилактику и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива и других одурманивающих средств;
Обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;
В какой форме проводится итоговая аттестации, завершающая профессиональное обучение:
А) государственный экзамен;
Б) единый государственный экзамен;
В) квалификационный экзамен;
Г) защита выпускной квалификационной работы.
6. Иванов И.И., выпускник 11 класса, обучается по программе профессионального образования квалифицированных рабочих и служащих СПО «Сварщик», на дневном бюджетном обучении, какой документ об образовании он получит, окончив параллельно вечерние курсы по профессии «Кондитер 3 разряда»:
А) диплом о среднем профессиональном образовании;
Б) диплом о профессиональной переподготовке;
В) свидетельство о профессиональной подготовке рабочего (служащего)
Г) свидетельство о повышении квалификации рабочего (служащего)
Д) свидетельство о профессиональной переподготовке рабочего (служащего)
7. Часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к заданным стандартом результатам образования и предназначенная для освоения профессиональных компетенций, обеспечивающих реализацию определенной профессиональной функции, называется:
Б) профессиональный модуль
Г) учебная программа
8. С учетом или на основании чего, в ФГОС формируется рекомендуемый перечень возможных сочетаний профессий рабочих, должностей служащих:
А) Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих
Б) Трудового и Гражданского кодексов РФ
В) Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих (ЕКТС)
Г) Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94)
9. Приведите в соответствие:
Вид учебной деятельности, целью которой является формирование практических умений (умений выполнять определенные действия, операции) или учебных (умений решать задачи по различным предметам), необходимых в последующей учебной деятельности по общепрофессиональным и специальным дисциплинам.
А) учебная практика
Вид учебной деятельности, целью которой является экспериментальное подтверждение и проверка существенных теоретических положений (законов, зависимостей и тд)
Б) практическая работа
Вид учебной деятельности, целью которой является формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенций в процессе выполнения определенных видов работ.
В) лабораторная работа
10. Форма организации учебно-производственной деятельности обучающихся, которая не относится к основным формам
11. Перечисленные методы обучения расположите в последовательности наиболее оптимального использования на занятиях учебной практики, поставив последним наименее предпочтительный метод.
А) алгоритмический метод;
Б) Тренировочный метод;
В) монологический метод;
Г) метод показа трудовых действий
12. Как называется практический метод учебной практики, характеризующийся многократным повторением определенных действий для их сознательного совершенствования?
13. Метод учебной практики, имеющий целью создание в сознании обучающихся точного и четкого зрительного образа, с которым они сравнивали свои действия в процессе упражнений по отработке совершенствующих приемов и способов работы
Б) практическая работа
В) лабораторная работа
Г) показ трудовых действий
14. Распределите элементы дидактической структуры занятия учебной практики между элементами организационной (внешней) структуры занятия:
Элементы дидактической структуры занятия
А) – подведение итогов; Б) Формирование (отработка) новых способов действий;
В) Актуализация знаний и опыта учащихся; Г) Применение (закрепление, развитие) освоенных способов действия; Д) Целевая установка; Е) Формирование ориентировочной основы действий учащихся.
Ответ: 1-Д, 2-В, 3-Е, 4- Б, 5 – Г, 6- А.
15. К внутренним критериям сформированности навыка относят:
А) повышение самостоятельности при выполнении задания;
Б) отсутствие направленности сознания на форму выполнения задания;
В) снижение числа ошибок при выполнении задания;
Г) повышение скорости выполнения задания;
16. К методам проведения социальных исследований относятся:
А) все нижеперечисленное
17. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении регламентируется:
(выбрать несколько правильных ответов)
А) календарным учебным графиком
Г) формой и порядком промежуточной аттестации обучающихся
Д) учебными программами
18. Локальные акты образовательного учреждения, которые в обязательном порядке должны содержать положения о правах и обязанностях мастера производственного обучения – это:
(выбрать несколько правильных ответов)
А) типовое положение об учреждении среднего профессионального образования;
В) правила внутреннего трудового распорядка;
Г) устав образовательного учреждения
19. Что НЕ относится к учебно-методической документации учебной практики:
А) программа учебной практики
Б) перечень учебно-производственных работ
В) норматив оснащения учебной мастерской
Г) инструкции для выполнения упражнений на тренажерах
Д) план производственной деятельности группы
20. Подготовка мастером материально – технической базы к уроку учебной практике включает подбор:
А) основного и вспомогательного инструмента
Б) измерительного и контрольного инструмента
В) технологической документации и наглядных пособий
Г) всего вышеперечисленного
21. Функция самосовершенствования мастера производственного обучения заключается в:
А) периодической проверке оборудования и инструмента на предмет соблюдения техники безопасности;
Б) постоянном использовании репродуктивных методов в учебном процессе;
В) систематическом повышении профессионального уровня, педагогического мастерства, квалификации;
Г) регулярном контроле и пополнении материально-технической базы мастерских;
А) учебно-материальной база;
Б) средства обучения;
В) технические средства обучения
Г) дидактический материал
23. Из предложенных групп форм, методов и приёмов обучения выберите ту группу, которая позволяет активизировать деятельность учащихся на уроке:
А) объяснение учителя, беседа, действия по образцу.
Б) рассказ, фронтальная работа, иллюстративно-объяснительный метод;
В) эвристическая беседа, «мозговой штурм», решение проблемных ситуаций, работа в группах и парах, организация исследовательской деятельности;
24. Сущность личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на:
А) федеральные государственные стандарты;
Б) развитие знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций;
В) выполнение государственного образовательного заказа;
Г) развитие личности в соответствии с природными способностями.
25. Обязательной предпосылкой индивидуализации обучения является:
А) составление особых (отличных от государственных) программ обучения;
Б) изучение психологических особенностей обучающихся;
В) особая подготовка педагога к этому виду деятельности;
26. В работе с родителями воспитанников мастер производственного обучения должен:
(исключите лишний вариант ответа)
А) проявлять доверие к воспитательным воздействиям родителей;
Б) вовремя предъявлять родителям претензии;
В) осуществлять деятельность и проводить мероприятия, направленные на развитие доверительных взаимоотношений родителей и детей, укрепление семейных отношений;
Г) соблюдать педагогический такт, избегать неосторожного вмешательства в жизнь семьи.
27. Что из нижеперечисленного характеризует технологический компонент современного занятия:
А) подведение итогов урока, анализ деятельности учащихся на уроке, анализ результатов собственной деятельности по организации урока;
Б) подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т.п.;
В) организация класса в течение всего урока, готовность учащихся к уроку, порядок и дисциплина;
Г) выбор форм, методов и приемов обучения, оптимальных для данного типа урока, для данной темы, для данного класса и т.п.;
28. Важным (основным) стимулом в подростковом возрасте к учению является:
А) желание получить хорошую оценку;
Б) похвала родителей;
В) притязание на признание среди подростков:
Г) желание понравиться учителю.
29. Утверждение о том, что необучаемых детей нет, соответствует принципу…
А) дифференцированного подхода
Б) ранней педагогической помощи
В) педагогического оптимизма
Г) индивидуального подхода
30. Для детей с задержкой психического развития характерны…
а) задержка речевого развития и нарушение коммуникативной функции речи;
б) двигательные расстройства;
в) предельное « экстремальное » одиночество и стереотипность в поведении;
г) незрелость эмоционально-волевой сферы и недоразвитие познавательной деятельности
Мастер производственного обучения проводит открытое занятие по учебной практике. Время проведения занятия 4-6 часов. Тема занятия определяется мастером самостоятельно, согласно планированию.
При анализе демонстрируемого занятия оцениваются:
Критерий 1 «Соблюдение внешней структуры занятия».
Оценка по данному критерию, представляет собой количественный показатель, полученный, следующим образом:
К общ. = (К 1 + К 2 + К 3) >* 10
К общ. – общая оценка по критерию.
К 1,2,3 – количественная оценка одной из трех частей критерия (вводный инструктаж, основная часть, заключительный инструктаж)
Х1, Х2, Х3 и т.д. – значение субкритериев в диапазоне от 1 до 3 каждый;
n для вводного инструктажа = 8 ;
n для основной части = 7;
n для заключительного инструктажа = 3
Диапазон оценивания субкритерия:
1- субкритерий не имеет четкого проявления, плохо определяем или не определяем совсем.
2 – субкритерий опознаваем в достаточной степени, в основном понятен и доступен для учащихся, соответствует значению «хорошо».
3 – субкритерий продемонстрирован и выражен в полной мере, имеет четкое, ясное проявление; понятен и доступен для восприятия, анализа и работы, соответствует значению «отлично».
1.1.1. доведения до сведения учащихся темы и цели урока, (+/-);
1.1.2. изложение нового учебного материала (ясность изложения, показ приемов, демонстрация эталонов работ), (+/-);
1.1.3. объяснение значения выполненных (выполняемых) работ для экономики страны, республики и для совершенствования квалификации, (+/-);
1.1.4. объяснение способов самоконтроля при выполнении задания, (+/-);
1.1.5. изложение требований к организации рабочего места и техники безопасности, (+/-);
1.1.6. привлечение учащихся к выполнению пробных упражнений, (+/-);
1.1.7. обсуждение с учащимися технологии выполнения работ и выбор наиболее рациональных вариантов, (+/-);
1.1.8. выдача заданий учащимся и сообщение норм времени, (+/-);
1.2.1. организация начала работы, (+/-);
1.2.2. выполнение требований техники безопасности, (+/-);
1.2.3. состояние оборудования, организация рабочих мест учащихся, (+/-);
1.2.4. проверка усвоения учащимися изложенного учебного материала, (+/-);
1.2.5. привлечение учащихся к взаимному контролю за выполнением заданий, (+/-);
1.2.6. владение учащихся навыками самоконтроля в процессе выполнения работ, способ, которым мастер прививает эти навыки, (+/-);
1.2.7. соблюдение общей структуры занятия, его методической последовательности, а также приемы, которыми пользовался мастер, (+/-).
1.3. заключительный инструктаж:
1.3.1. анализ мастером работ учащихся на уроке, (качество ответов), (+/-).
1.3.2. способы проверки и оценки знаний; объективность, убедительность оценок ), (+/-).
1.3.3. содержание и объем домашнего задания), (+/-).
Критерий 2 «Воспитательный компонент занятия»
Оценивается по принципу оценки Критерия 1,
где диапазон оценивания субкритериев имеет следующие значения:
1 – имеет слабое проявление (выражение), без конкретных общеразвивающих примеров с ориентировкой на получаемую профессию; носит случайный, поверхностный характер, в виде констатационных замечаний;
2 – субкритерий наблюдаем на протяжении всего учебного занятия, имеет общую трудовую направленность, без четкой ориентации на профессию; приводимые примеры и используемые приемы не находят особого эмоционального отклика у учащихся;
2.1. стиль взаимоотношения мастер и учащихся;
2.2. воспитание у учащихся культуры труда, бережного отношения к оборудованию и инструментам, ответственности за порученное дело;
2.3. воспитание самостоятельности у учащихся, уверенности в своих силах, настойчивости в достижении поставленной цели, умения преодолевать трудности;
2.4. стимулировалось творчества, развитие инициативы учащихся;
2.5. осознание полезности их работы для общества и понимание роли избранной профессии в народном хозяйстве;
2.6. воспитание у учащихся чувства чести и достоинства рабочего, гордости за свою профессию;
2.7. привитие чувства долга перед коллективом, стремление лучше и быстрее достичь общих трудовых целей коллектива, умения и навыки работы в коллективе, непримиримое отношение к лентяям.
1 – выставляется при наличии многократных или грубых нарушений
2 – имеются единичные случаи нарушения, допускаются ошибки, не полностью осознается смысл допускаемых нарушений и ошибок в работе
3 – имеются замечания, не всегда корректирующиеся мастером
4 – в целом критерий продемонстрирован, проявлен в полной мере, имеет отдельные единичные замечания, которые мастером осознаются и корректируются.
5 – отличная оценка предполагает максимальное проявление оцениваемого критерия
Критерий 3 «Общая готовность учащихся к занятию»
Описание: наличие необходимых учебных принадлежностей; спец.одежда; своевременность нахождения на рабочем месте; теоретическая подготовленность к данному занятию; психоэмоциональный настрой на работу.
Критерий 4 «Подготовка мастера (владение материалом)»
Описание: собранность мастера на рабочем месте; организация рабочего места мастера в соответствии с поставленными педагогическими задачами; владение теоретическим материалом, относящимся к теме занятия; использование дополнительной общеразвивающей информации; информация о передовых достижениях, новаторских изысканиях, научных открытиях; владение демонстрируемыми приемами, действиями, навыками.
Критерий 5 «Культура речи мастера»
Описание: Грамотность, последовательность изложения, доступность объяснения, использование и объяснение профессиональной терминологии; использование интонациональных приемов; чистота речи.
Критерий 6 «Взаимосвязь темы с другими темами, место темы в разделе, метапредметные связи»
Описание: объяснение, приведение примеров, актуализация метапредметных знаний, умений, навыков.
Критерий 7 «Уровень оснащенности урока (ТСО, учебно-наглядные пособия, раздаточный дидактический материал) и коэффициент полезности»
Описание: наличие; степень необходимости того или иного оснащения; достижение целей использования; практическая направленность выбора.
Критерий 8 «Внешние условия работы (состояние мастерской, кабинета)»
Описание: наличие необходимых средств оказания первой помощи; чистота на рабочих местах, общий порядок помещения.
Мастер проводит 30-минутный классный час профориентационной направленности.
Цель классного часа и задачи определяются мастером.
Формы и методы практического обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Содержание и методы обучения находятся в тесной взаимосвязи между собой. Мастерство мастера-преподавателя состоит в умении правильно оценивать эти взаимосвязи и находить рациональные варианты взаимодействия, обеспечивающие успешность подготовки специалистов. А для этого необходимо знать закономерности формирования содержания образования и обучения и дидактические возможности различных форм, методов и средств обучения. Использование комплексных методов значительно повышает степень усвоения студентами профессиональных знаний и навыков, так как профессиональное обучение готовит специалистов к труду в заранее избранной им сфере деятельности.
В данной методической разработке предоставлены методы производственного обучения и практическое применение приёмов при организации практики.
Введение
Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности преподавателя и студентов, направленные на овладение студентами знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обучения. Педагогическая наука и практика предполагают преподавателю богатый арсенал методов и приемов обучения. Творческая деятельность преподавателя состоит в том, чтобы рационально использовать в учебном процессе методы, обеспечивающие наилучшее достижение поставленной цели – усвоение знаний, формирование умений и навыков, развитие творческого мышления и познавательных интересов и способностей и способностей студентов, воспитание личности в процессе овладения знаниями и умениями.
Использование разнообразных методов и приёмов создает у студентов интерес к самой к самой учебно-познавательной деятельности, что чрезвычайно важно для выработки мотивированного отношения к учебным занятиям.
В период учебной практики применяются различные методы обучения. Для формирования творческой активности будущего специалиста, развития его профессионально-познавательных потребностей и интересов, выработки способности инициативно решать стоящие перед ним задачи, для воспитания у него умения жить и работать в коллективе велико значение активных форм и методов обучения.
В организационных формах обучения реализуется система взаимодействия учения и управления учебной деятельностью, осуществляемая по определенному, заранее установленному порядку и режиму.
В рамках различных организационных форм обучения мастер производственного обучения обеспечивает активную познавательную деятельность студентов, используя фронтальную, групповую и индивидуальную работу.
Формы организации производственного обучения
К организационным формам практического обучения принято относить способы организации студенческого коллектива для учебно-производственной деятельности, формы руководства этой деятельностью, а также структуру учебных занятий.
Урок производственного обучения проводится в учебных мастерских, на базовых предприятиях и т. п. в течение 6 академических часов с целью формирования у студентов системы практических профессиональных навыков и умений посредством включения их в учебно-производственную деятельность.
Уроки производственного обучения подразделяются — на типы и виды.
В зависимости от целей обучения выделяют следующие типы уроков производственного обучения:
— урок по изучению трудовых приемов и операций;
— урок по выполнению комплексных работ;
— совмещенный урок практического обучения
На уроке по изучению трудовых приемов и операций достигаются цели формирования у обучаемых системы производственно-технических знаний и достижения первоначального уровня сформированности навыков и умений по выполнению изучаемых трудовых приемов и операций.
На уроке по выполнению комплексных работ достигаются цели формирования у обучаемых высокоразвитых навыков и умений по выполнению ранее изученных трудовых операций; формирования первоначальных навыков и умений по выполнению их сочетаний, характерных для осваиваемой профессии; формирования скоростных навыков выполнения учебно-производственных работ.
Контрольно-проверочный урок производственного обучения проводится с целью выявления уровня сформированности практических умений и навыков у студентов.
Совмещенный урок производственного обучения характеризуется синтезом деятельности преподавателя теоретической специальной дисциплины и мастера производственного обучения, направленным на взаимосвязь теоретических знаний и практических действий с целью формирования целостной системы знаний, необходимой для осознанной операционно-практической деятельности. Такой урок возможен при наличии сопутствующих межпредметных связей.
В зависимости от степени самостоятельности выполнения учебно-производственной деятельности выделяют следующие виды уроков производственного обучения:
урок самостоятельного выполнения учебно-производственных работ,
Урок-упражнение используется на этапе первичного усвоения обучаемыми трудовых приемов и операций.
Урок самостоятельного выполнения учебно-производственных работ реализуется на этапе закрепления и совершенствования усвоенных ранее навыков и умений использования обучаемыми трудовых приемов и операций.
Комбинированный урок включает в себя структурные элементы, свойственные всем видам уроков производственного обучения.
Поскольку единой универсальной классификации форм практического обучения пока не существует, можно определить групповую и индивидуальную формы организации труда.
Групповая форма или бригадная характеризуется тем, что все студенты одновременно выполняют работу на определенном участке производства, применяя для этого одинаковое сырье, инвентарь, работая на одинаковом оборудовании, используя одинаковые технические средства и технологическую документацию. Такая форма организации практики создает благоприятные условия для коллективного инструктажа студентов, контроля над ходом занятия, взаимопомощи между студентами.
Современное производство требует не развитие одной личности, а коллектива в целом. Участвуя в коллективном труде человек, познает не только других, но и себя: кто он есть, что он представляет для окружающих, что он может. При выполнении заданий, используя групповую или бригадную форму организации производственного обучения, в процессе совместной работы происходит совершенствование практических навыков более «слабых» в этом отношении студентов.
Недостатками групповой формы практики являются необходимость больших площадей, большого количества однотипных рабочих мест, инвентаря, технических средств.
Индивидуальная форма способствует более рациональному и продуктивному использованию времени, отведенного на отработку упражнений; появляется возможность наилучшим образом учитывать личные качества каждого студента, определять его знания, постоянно следить за охраной труда и процессом приобретения умений и навыков. При индивидуальной работе каждый студент получает свое задание, которое он выполняет независимо от других. Также индивидуальная работа может применяться при работе с отстающими студентами.
Методы производственного обучения
Не довольствуйтесь достигнутым,
ищите новые пути и способы
обучения и воспитания – такова формула
Методы производственного обучения — способы совместной деятельности мастера производственного обучения и учащихся, в результате которой достигается усвоение уча щимися определенных знаний, профес сиональных умений и навыков и формируется мировоззре ние учащихся.
Методам обучения, от которых в немалой степени зависит результативность всего педагогического процесса, посвящены сотни исследований, как в общей теории педагогике. Всякий метод является системой осознания последовательных действий человека, приводящих к достижению результата, соответствующей намеченной цели.
В учебно – воспитательном процессе методы обучения выполняют следующие функции:
обучающую (реализуют на практике содержания и цели обучения)
развивающую (совершенствуют уровень развития студентов)
воспитывающую (влияют на результаты воспитания)
побуждающую (выступают, как средство побуждения к знаниям, служит стимулятором познавательной деятельности)
В дидактике не существует однозначного подхода к определению и классификации методов обучения.
В результате установившейся практики общие методы производственного обучения делятся на три основные группы: словесные, наглядные и практические. Фактически, методы обучения при практической подготовке не менее разнообразны, чем при теоретическом обучении, в частности, во внешних формах (рис. 1).
Словесные методы производственного обучения включают рассказ, объяснение, беседу, инструктаж, самостоятельную работу над технической литературой, письменное инструк тирование.
Рассказ предусматривает систематическое, логическое, последовательное, относительно длительное изложение учебного материала. Рассказ следует вести по продуманно му плану, обеспечив его тщательную подготовку. Рассказ иллюстрируется демонстрацией наглядных пособий, об разцов материалов, инструментов и приспособлений.
Объяснение — метод, при котором используются рас суждения, вопросы к студентам с выслушиванием их отве тов. Метод объяснения близок к рассказу. При рассказах и объяснениях следует выполнять общепринятые требова ния к устной речи: правильное построение фраз, отчетливое, выразительное произношение.
Беседа — вопросно-ответный метод обучения. Характер ной особенностью беседы следует считать непосредственное участие студентов в изложении учебного материала, осно ванное на их предыдущем опыте. Беседа позволяет видеть, как ребята усваивают излагаемый материал. К недостат кам беседы следует отнести то, что студентыя часто могут отвлекаться от основной темы изложения. Для изложения одного и того же материала беседа займет больше времени, чем рассказ. В процессе беседы мастер производственного обучения задает студентам- практикантам вопросы различного характера для повторения, для выявления их личного опыта и для оценки того или иного факта.
Инструктаж как словесный метод в производственном обучении проводится перед выполнением практических за даний и работ.
Самостоятельная работа студентов над технической ли тературой благоприятствует закреплению ранее приобретенных знаний и умений. Она применяется в порядке подготовки домашних заданий и в процессе про изводственного обучения при пользовании различными спра вочниками.
Наряду с устным инструктажем широко применяется, как метод обучения письменное инструктирование (использование на уроках различных инструктивных учебных документов, являющихся самостоятельным источником информации.
В практическом обучении наибольшее применение находят инструкционные, инструкционно-технологические карты.
Наглядно-демонстрационные методы предусматривают демонстрацию наглядных пособий и показ трудовых прие мов и операций.
С помощью демонстрации наглядных пособий у студентов формируется конкретный образ технических объектов, тех нологических процессов. Применение данного метода позволяет осуществить чувственное ознакомление с изучаемым предметом или процессом. Наряду с демонстрацией различных плакатов, моделей большое значение имеет демонстрация действующего обо рудования, инструментов, приспособлений, образцов изде лий. Большое обучающее значение имеет применение технических средств обучения. В отдельных случаях могут ограниченно демонстрироваться диапозитивы, кинофильмы, позволяющие наглядно показать различные сложные про цессы производства.
Демонстрация (показ) трудовых приемов способствует правильному их выполнению. Она должна носить обучаю щий характер. Мастера производственного обучения, преж де всего, рассказывают, что они собираются показать, соче тая показ с объяснением каждого своего движения и дейст вия. Показ может сопровождаться демонстрацией нагляд ных пособий, в том числе и плакатов. Большинство приемов при показе желательно выполнять в медленном темпе.
Процесс показа трудовых приемов можно представить в следующей последовательности:
1.Показ приемов слитно, в нормальном рабочем темпе.
2. Показ приемов в замедленном темпе, с остановками в характерных моментах; расчленение приема на элементы и показ отдельных трудовых движений.
3.Показ приемов слитно, в нормальном рабочем темпе.
Эффективность показа зависит от соблюдения ряда правил:
— создать положительную установку на качественное усвоение показываемого, убедить в практической значимости и важности изучаемых приемов;
— обеспечить хорошую видимость (место показа, освещенность, правильное расположение студента);
— демонстрацию приемов следует сочетать с демонстрацией наглядных пособий, на которых изображены соответствующие положения рук, ног, пальцев, корпуса, инструментов, с использованием инструкционных карт и ТСО;
— практиковать попутный контроль восприятия показываемого, повторный показ трудных для восприятия приемов;
— сопровождение показа пояснениями.
Практические методы состоят в выполнении студентами под руководством мастера различных упражнений.
Под упражнениями понимаются многократные повторения определенных действий для их сознательного совершенствования. Весь процесс практического обучения нужно рассматривать как процесс последовательно усложняющихся упражнений с целью формирования у студентов основ профессионального мастерства. В этой связи упражнение является основным методом практического обучения.
В начальном периоде обучения выполняются упражне ния по изучению трудовых приемов. Мастер показывает приемы, ребята наблюдают их, осмысливают и воспроизводят эти приемы. Мастер проверяет правильность выпол нения приемов и при необходимости дает дополнительные объяснения. Перед выполнением этих упражнений может появляться необходимость в выполнении подготовитель ных упражнений для выработки правильной рабочей позы, умения держать инструмент, координации движений. Мас тер, наблюдая за работойстудентов, своевременно оказы вает учащимся помощь. Упражнения выполняются с соб людением последовательности от простых приемов к более сложным.
Упражнения в выполнении трудовых операций необходи мы для освоения студентами определенной законченной час ти трудового процесса. В зависимости от особенностей вы полнения трудовых операций могут быть использованы разнообразные приемы. Технические требования к детали, свойства обрабатываемых материалов, конструкции стан ков и инструментов влияют на последовательность выпол нения этих упражнений. Упражнения выполняются в та ком темпе, который давал бы ребятам возможность посте пенно овладевать скоростными навыками. Устанавливаются определенные нормы времени для их выполнения.
Упражнения в выполнении учебно-производственных ра бот состоят в формировании сложных навыков, необходимых для выполнения работ по определенной профессии Мастера производственного обучения ориентируют студентов на умение сочетать различные операции при изготовле нии сложных изделий.
При выполнении таких упражнений усложняется ин структаж. Применяются вводные, текущие и заключитель ные инструктажи. Для выполнения подобных упражнений студенты могут распределяться по бригадам, с тем чтобы каждая бригада работала по определенному заданию. Непосредственно на рабочих местах изучая вопросы пуска, остановки оборудования и регулирования.
Одним из методов развития самостоятельности и актив ности студентов следует считать самостоятельные наблюде ния учащихся. Такие методы применяются в основном при обучении в цехах предприятий. В процессе наблюдения ребята находят ответы на поставленные мастером производ ственного обучения вопросы. После выполнения наблюде ний проводится итоговая беседа. Необходимо учесть огра ниченность применения такого метода и внедрять его только при острой необходимости.
Учебно-производственная экскурсия предпринимается как организованное наблюдение под руководством мастера в цехах завода, лаборатории, на рабочем месте новатора в естественных условиях. Такие экскурсии обычно вызывают интерес у студентов, в особенности в первый период производ ственного обучения. На экскурсиях они могут ознакомиться с организацией производства, вопросами техники безопасности.
Также в практическом обучении применяют:
К ним относятся (производственные деловые игры, решение производственно-технических задач и их анализ, выполнение заданий творческого характера.)
Деловые игры обеспечивают эффективную организацию взаимодействия мастера и студентов. Деловая игра развивается по такому сценарию: постановка задачи и введение студентов в игру; распределение заданий между студентами; процесс игры; подведение итогов игры и оценка деятельности студентов. Тему (ситуацию) игры мастер сообщает студентам предварительно, чтобы они могли приготовиться. Мастер в процессе игры является консультантом, инструктором, главным судьей и руководителем дискуссии. Для игры могут быть такие нестандартные условия, как определение дефектов сборки, работы машин, наладки, регулировки и т.п.
Решение производственно-технических задач – это неисправности и способы регулировки оборудования, всевозможные ситуации.
Практическое применение приёмов и методов при организации практики
Подготовка студента к выполнению профессиональной деятельности происходит в процессе практического обучения. В теории профессионального обучения часто наряду с поняти ем «метод обучения» применяется термин «инструктаж». Под ин структажем понимается формирование исполнительских действий, являющихся предметом инструктирования. Инструктаж неотделим от сферы профессиональной деятельности человека. Однако следует отличать инструктаж людей, имеющих опыт профессиональной деятельности, от инструктажа учащихся, не обладающих необходимым запасом знаний и умений.
Проинструктировать специалиста — значит дать указания, си стем ориентиров в решении профессиональной задачи; проинст руктировать учащихся значит научить их определенным дей ствиям.
Специфика содержания и особенности структуры уроков производственного обучения в наиболее общем виде складывается из следующих этапов:
Самостоятельная работа студентов и текущий инструктаж
Когда студенты рассредоточены по территории цеха, участка, т.п, мне как мастеру необходимо обходить рабочие места, на которых трудятся мои подопечные. Обойдя в начале смены все рабочие места студентов и проверив, насколько организованно и своевременно начата работа, я планирую, следующий обход так, чтобы в первую очередь были проинструктированы студенты, приступающие к выполнению новых работ или сложной части текущего задания. Последующие маршруты выбираются так, чтобы чаще проверять студентов, выполняющих наиболее сложные и ответственные работы, а также тех, в качестве работы и дисциплинированности которых я недостаточно уверена. Кроме того, я эпизодически подхожу к студентам, которым, по моему мнению, требуется срочная помощь в тот или иной момент выполнения работы.
Инструктирование в процессе работы студентов методически нужно строить так, чтобы учить их самостоятельно определять правильность хода работы, выявлять допущенные или намечающиеся ошибки или отклонения от нормы, определять их причины, намечать способы устранения и предупреждения.
Содержание и время текущего инструктирования студентов в процессе их работы диктуется ходом производственного процесса, характером их работы в тот или иной момент совместно с членами рабочей бригады, в которую он включен.
Особое внимание я как мастер должна уделять организации межоперационного и итогового контроля выполнения работы бригадой. Такой контроль должен быть многоступенчатый:
контроль со стороны бригадира-студента,
затем работу контролирую я, как мастер производственного обучения.
В целях обучения и воспитания широко использую такие формы как производственные совещания группы или бригадные совещания.
Общая направленность заключительного инструктажа здесь та же, что, и при обучении в учебных аудиториях. В беседе со студентами я разбираю особенности выполненных ими работ, обращаю внимание на то, к каким последствиям привели отступления от установленного технологического режима и технических требований. Беседу веду таким образом, чтобы как можно более полно использовать знания и накопленный студентами опыт, подвести их к самостоятельным выводам, научить анализировать результаты выполнения заданий и находить способы устранения возникающих в процессе работы неполадок. Также этапе заключительного инструктажа подвожу итоги занятия, выставляя оценку за качество выполненной работы, анализирую наиболее характерные недочеты и способы их устранения, рассказываю о успехах и недостатках каждого студента. Обучение на производстве, непосредственно на рабочем месте отличается своей практической направленностью, непосредственной связью с производственными функциями. Особое внимание должно уделяться ведению студентов дневников производственного обучения. Каждый учащийся ежедневно записывает в дневник, какие работы он выполнял, сколько времени затратил на каждую из них.
Если в учебных аудиториях студенты осваивают основы профессии и главная цель обучения — формирование и умение и навыков качественного выполнения основных приемов, операций и их сочетаний в работах комплексного характера, то цели обучения на этапах профессиональной подготовки более сложные и многогранные. Здесь уже формируется специалист-профессионал, способный выполнять работы, соответствующие характеристике. Только при обучении в условиях производства студенты имеют возможность изучить технику и технологию современного производства, систему организации труда, овладеть методами работ передовиков производства, осознать себя членами трудового коллектива.
На предприятиях студенты обучаются, участвуя в производственном процессе, реальные условия которого не всегда позволяют в полной мере рационально сочетать учебные и производственные задачи. Производственный темп, ритм, «производственная необходимость» объективно вносят коррективы в содержание, организацию и методику учебного процесса. Обучения на предприятиях дают возможность более успешно, чем в учебных аудиториях, решать ряд важнейших задач обучения и воспитания молодых квалифицированных специалистов. Общение с производственным коллективом, восприятие их лучших традиций, совместное участие в выполнении производственных заданий, в борьбе за повышение эффективности и качества производства являются важными факторами, как обучения, так и воспитания.
Как известно любовь к профессии начинается с любви к рабочему месту. Решающее значение при этом имеет первое впечатление новичка. Поэтому нужно сделать все возможное, чтобы день, когда студент вступит впервые на порог комбината, запомнился ему на всю жизнь как что-то значительное, праздничное, чтобы слова. моя профессия он произносил с гордостью.
1. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении. Книга для учителя.- М.: ВИТА –ПРЕСС, 2008.
2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требования к составлению плана урока по дидактической системе деятельного метода.- Москва, 2006г.