сравнительная характеристика деятельности учения и преподавания

Сравнительная характеристика деятельности учения и преподавания

ЛЕКЦИЯ № 10. Преподавание и учение – две стороны образовательного процесса

1. Понятия обучении и преподавании

Обучение – это процесс целенаправленный, управляемый, в ходе которого педагог преподносит знания, дает задания, обучает методам и приемам осмысленного приобретения, закрепления и применения знаний на практике, проверяет качество знаний, умений и навыков. При этом он регулярно заботится о развитии познавательных способностей школьников.

Процесс обучения – это достаточно сложное явление. Его можно определить как взаимодействие учителя и учащихся, в котором учащиеся с помощью и под руководством учителя осознают мотивы своей познавательной деятельности, овладевают системой научных знаний об окружающем их мире.

Педагогические категории «обучение» и «процесс обучения» – не тождественные понятия. Категория «обучения» определяет явление, тогда как понятие «процесс обучения» – это развитие обучения во времени и пространстве, последовательная смена этапов обучения.

Процесс обучения – это комплекс двух узловых категорий: деятельность ученика (учение) и деятельность учителя (преподавание).

Преподавание – это целенаправленная деятельность учителя по развитию у школьников положительных мотивов учения, организации восприятия, осмысления излагаемых фактов и явлений, обеспечению умениями пользоваться полученными знаниями и умениями приобретать знания самостоятельно.

Учение – это целенаправленная, осознанная активная познавательная деятельность ученика, заключающаяся в восприятии и овладении научными знаниями, в обобщении воспринятых фактов, в закреплении и применении полученных знаний в практической деятельности по заданиям учителя или на основе собственных познавательных потребностей.

Процесс обучения на сегодняшний день характеризуется, как известно, огромным разнообразием «образовательных маршрутов», широким спектром программ и учебников. Для его эффективной организации от учителя требуется способность к самостоятельному конструированию системы предметного обучения (в своей школе), гибкой дифференцированной разработке методики преподавания (в каждом отдельно взятом классе) в соответствии с познавательными возможностями своих учеников. Поэтому необходим совершенно другой уровень методической подготовки педагога, ориентированный на овладение им общими подходами к самостоятельному проектированию и осуществлению процесса обучения, в частности, технологическим подходом.

В недалеком прошлом преподаватель в своей деятельности ориентировался на нормативные требования программ по предмету и возрастные познавательные возможности «среднего» ученика. Учитель подстраивался к предложенной ему единой схеме обучения, одинаковой во всех школах, и его творчество начиналось лишь на уровне разработки тематического планирования, а то и при создании отдельных уроков.

Теперь творчество педагога начинается с построения модели предметного образования в своей школе. Отправной точкой в реализации процесса обучения в рамках технологического подхода является диагностика уровня образовательного потенциала конкретных учащихся конкретного класса и разработка процесса обучения с учетом этого фактора. В этом проявляется направленность на учет индивидуальных потребностей и способностей личности ученика в условиях коллективного обучения.

Разумеется, задачи сохранения единого образовательного пространства в российских школах ориентируют на соблюдение государственных нормативных требований, изложенных во временных стандартах, базовых государственных учебных программах. Поэтому применительно к условиям отечественного обучения исходным моментом в разработке процесса преподавания является соотнесение требований, определяемых в стандартах и учебных программах, с познавательными возможностями и уровнем подготовки учащихся.

Особо ценным в технологическом подходе является требование системной организации образовательного процесса. Проблема эта давно решается в отечественной педагогике (примером тому могут служить труды В. В. Краевского, В. С. Леднева, И. Я. Лерне-ра, П. И. Пидкасистого и др.).

Данная концепция предполагает системное конструирование преподавания учебных дисциплин с учетом межпредметных, межкурсовых и внутрикурсовых связей в обучении, воспитании и развитии для обеспечения целостности и преемственности всего образовательного процесса в данном учебном учреждении.

Это требует от учителя дедуктивной логики (от общего к частному) в проектировании своей деятельности: построение системы учебных курсов предмета (выбор и коррекция программ и учебников, базирующихся на единых методологических и методических основах), разработка тематического планирования курса, разработка уроков.

2. Общепедагогические и дидактические характеристики целостного учебно-воспитательного процесса

Системы типа школа, ссуз, вуз, лицей, гимназия и т. д., в которых организационно протекает процесс взаимодействия воспитателя и воспитуемых, учителя и учащихся, т. е. объектов и субъектов, называют педагогическими системами. Процесс, реализующий цели воспитания и обучения в условиях таких систем, называют педагогическим процессом. Синонимом педагогического процесса является учебно-воспитательный процесс. Актуальность педагогического процесса возросла. Целостный подход в практике учителей проявляется в том, что они стремятся обеспечить комплексное решение задач образования и воспитания на каждом уроке и внеклассном занятии.

Динамика развития педагогического процесса, его движение зависят от отношений между воспитателем и воспитуемым. Особенности организации педагогического процесса обусловлены тем, что объект воспитания – ученик и ученический коллектив – является одновременно и субъектом воспитания. Взаимная активность сотрудничества в процессе общения в школе отражается термином «педагогическая деятельность». В школах возникают разнообразные связи взаимодействия между субъектами и объектами воспитания, к ним относятся:

1) информационные связи – обмен информацией между воспитателями и воспитуемыми;

2) организационно-деятельная связь – совместная деятельность ученика и учителя;

3) коммуникативная связь – взаимодействие управления и самоуправления.

Педагогическое взаимодействие протекает в определенных условиях: социальных, географических, учебно-материальных, морально-психологических и т. д. Средствами педагогического процесса являются содержание, формы и методы. Компонентами педагогической деятельности являются цель обучения, содержание, формы и методы обучения и образования. Педагогический процесс характеризуется целостными свойствами:

1) цель педагогического процесса – создание условий для всестороннего развития личности;

2) педагогический процесс усиливается, если рост образованности способствует росту воспитанности;

3) педагогический процесс ведет к слиянию педагогического и ученического коллективов в целостный школьный коллектив;

4) педагогический процесс создает возможности для взаимного проникновения друг в друга методов обучения и воспитания;

5) педагогический процесс позволяет реализовать программно-целевой подход на конечный результат;

6) педагогический процесс имеет свои закономерности, принципы, отражающие его целостность.

3. Принципы целостного учебно-воспитательного процесса

Принципы целостного учебно-воспитательного процесса:

1) целенаправленность педагогического процесса;

2) научность в обучении и воспитании;

3) связь школы с жизнью;

5) систематичность и последовательность;

6) сознательность, активность, самостоятельность и творчество учащихся; преемственность;

7) связь обучения и воспитания с полезным производственным трудом; наглядность;

8) коллективный характер воспитания и обучения;

9) уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему;

10) выбор оптимальных методов, средств и форм обучения и воспитания;

11) прочность и действительность результатов формирования в воспитании и развитии;

12) комплексный подход к воспитанию и обучению.

Главными элементами обучения являются деятельность преподавания, деятельность учения и содержание образования, без которых нет обучения. Взаимодействие между ними и составляет обучение. Учитель, осуществляя преподавание, передает какой-то учебный материал, т. е. часть содержания образования или содержания социального опыта. При этом он пользуется содержанием как средством взаимодействия с учащимися. Ученик, восприняв сигнал от учителя, оперирует этим содержанием, взаимодействует с ним, т. е. усваивает его.

Учитель воздействует на ученика педагогически обработанным учебным материалом (содержанием образования) и другими средствами и способами. Тем самым он вызывает взаимодействие ученика с содержанием учебного материала. В ходе и результате усвоения учитель проверяет, а ученик сигнализирует учителю о результатах своей деятельности. После этого учитель использует очередную порцию учебного материала или повторяет старый, в зависимости от качества усвоения.

Акт обучения представляет собой замкнутый цикл, начало которого характеризуется некоторым состоянием или уровнем подготовки ученика к восприятию деятельности учителя и учебного материала, а конец – новым состоянием этой подготовки.

Охарактеризовав главные элементы обучения и их связь, следует сделать некоторые выводы, важные для понимания процесса обучения.

Так, деятельность преподавателя предполагает наличие средств обучения – предметных (учебник, приборы, наглядность), моторных (построение опытов, показ практической деятельности), интеллектуальных (логические, конструктивные и др.). Такие же виды средств имеются и у учащихся.

Все виды средств используются определенными, вместе с тем разнообразными способами, составляющими методы обучения. Таким образом, в смене актов обучения участвуют учитель и ученик, содержание образования, средства и методы обучения. В процессе обучения они все изменяются, т. е. в каждый момент обучения учитель иной, чем был раньше, изменяется ученик, усваивается иное или по-иному содержание учебного материала, применяются иные средства обучения, видоизменяются методы обучения.

Но главное, что характеризует процесс обучения, – это изменение качеств ученика, его личностных свойств. Изменение происходит независимо от успеха обучения, от достижения цели учителем. Поэтому важно учитывать все влияющие на учащихся факторы, чтобы избежать нежелательных последствий. Обучение формирует либо положительные качества – знание, умение, добросовестность и т. д., либо отрицательные.

Все перечисленные факторы, влияющие на обучение, придают его течению в каждом классе свой индивидуальный облик. Но вместе с тем во всех классах в основном достигается необходимый результат обучения.

Сочетание сходных результатов при специфических чертах разных коллективов учащихся вызвано различием между явлениями, которые следует и обозначать по-разному. Целесообразно отличать два понятия – «процесс обучения» и «ход обучения». Ход обучения характеризует течение обучения в каждом классе, его индивидуальную характеристику в данных конкретных условиях.

Источник

Преподавание и учение как две стороны обучения

Основные категории дидактики:

Понятия преподавания и учения

Обучение представляет собой способ организации учебно-воспитательного процесса.

Процесс обучения взаимосвязан с преподаванием и учением. Для формулировки “процесса обучения” применяется также термин “учебный процесс”.

Учебный процесс является совместной деятельностью педагога с учениками.

Во время такой деятельности учитель определяет цели, предоставляет информацию, занимается организацией и стимулированием работы обучаемых. Одновременно с этим педагог корректирует и проверяет знания воспитанников. В задачу ученика входит овладение содержанием, видами деятельности, а также умениями и навыками.

Обучение – двусторонний процесс, который включает в свою структуру 2 элемента (рисунок 1 ):

сравнительная характеристика деятельности учения и преподавания. Смотреть фото сравнительная характеристика деятельности учения и преподавания. Смотреть картинку сравнительная характеристика деятельности учения и преподавания. Картинка про сравнительная характеристика деятельности учения и преподавания. Фото сравнительная характеристика деятельности учения и преподавания

Преподавание подразумевает под собой работу учителя, в которую входит передача ученикам информации, организация учебно-познавательного процесса, стимулирование интереса к знаниям, самостоятельность, а также оценку учебных достижений.

Учение представляет собой деятельность, которая состоит из освоения, закрепления и применения освоенных знаний, умений и навыков (ЗУН).

Во время учения личность осознает смысл, социальное значение культурных ценностей и общественного опыта.

Обучение является целенаправленным, социальным и индивидуальным, педагогически организованным процессом развития личности. Обучение базируется на овладении системой научных знаний, методами деятельности, культурой общества.

Что такое преподавание

Процесс обучения проходит под четким руководством педагога. Он управляет активной и сознательной познавательной деятельностью учеников. Воспитатель определяет перед учениками цели и задачи, постепенно усложняя их и обеспечивая тем самым движение мысли воспитанников в познании. Педагог создает необходимые условия для успешного протекания обучения:

В структуре педагогического процесса выделяют следующие этапы управления процессом обучения:

Планирование заканчивается составлением различных планов. Организация подразумевает формулировку учебных задач и создание оптимальных условий для их осуществления, при этом используют такие приемы, как инструктаж, распределение обязанностей, создание алгоритма.

Современная дидактика определяет правила формулировки задач познавательной деятельности:

Преподавание предусматривает регулирование и получение данных о ходе учения воспитанников, уровне эффективности приемов и методов обучения. Регулирование и корригирование учебного процесса с применением средств стимулирования обеспечивается с помощью подбадривания, воодушевления, использования балльной системы.

Завершающий этап обучения – это анализ достигнутых результатов в решении педагогической задачи. Анализ дает возможность выяснить причины недостатков обучения и основания успехов, планировать дальнейшее педагогическое взаимодействие процесса обучения.

Учение

Учение также обладает своей структурой, закономерностями развития и функционированием. Реализация учения обуславливается возможностями человека координировать свои действия в зависимости от поставленных целей.

Цель учения в педагогике – это познание, сбор и переработка информации об окружающей среде, что выражается в ЗУН, а также системе отношений и общем развитии.

Важный компонент учения и обучения – это мотивы.

Мотивы учения представляют собой побуждения, которыми ученик пользуется при осуществлении учебных действий или учебной деятельности в целом. Мотивы побуждают ученика овладеть определенными знаниями и умениями.

Все мотивы объединяются в 3 группы:

Следующим компонентом учения являются учебные действия, выполняющиеся согласно целям. Они бывают внешние и внутренние.

Внешние учебные действия:

Внутренние учебные действия:

Важными структурными компонентами учения является контроль, оценка и анализ достигнутых результатов. Самоконтроль, самооценка и самоанализ в процессе обучения формируются при наблюдении педагога. При формировании этих способностей необходимо мотивировать учащихся наблюдать за деятельностью окружающих, организовывать самоконтроль, взаимную оценку и взаимный анализ результатов деятельности по определенным критериям.

Источник

Сравнительная характеристика деятельностей преподавания и учения

ПараметрыПреподаваниеУчение
Субъект Роль ХарактерУчитель Вспомогательная Организаторский, управленческийУченик Смыслообразующая Познавательный, исследовательский

Итак, преподавание — это организация педагогом активной познавательной деятельности учащихся, направленной на реше­ние ими все новых и новых познавательных задач. При этом реше­ние данных задач не является самоцелью обучения, а выступает средством реализации его основных образовательных функций. Ведущей целью преподавательской деятельности является обес­печение уровня подготовки обучающихся, соответствующего тре­бованиям государственного образовательного стандарта, предус­матривающего формирование компетентности школьников в преподаваемой педагогом предметной области и одновременно их личностное развитие и становление.

Например, образовательный стандарт среднего общего обра­зования по иностранному языку содержит следующие требования к задачам и результатам преподавательской деятельности учителя иностранного языка:

· формирование у выпускника школы иноязычной компетент­ности в совокупности всех ее составляющих (речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной компетентностей);

· развитие эмоционально-оценочного отношения к миру;

· формирование способности к самонаблюдению, самооценке;

· развитие таких личностных качеств, как целеустремленность, умение работать в сотрудничестве, толерантность, ответственность, самостоятельность, творческая активность;

· развитие интеллектуальных и познавательных способностей старшеклассников, в частности способности и готовности к самостоятельному и непрерывному изучению иностранного языка и к дальнейшему самообразованию с его помощью;

· обеспечение личностного самоопределения учащихся, их со­циальной адаптации;

· совершенствование опыта продуктивной творческой деятель­ности с использованием изучаемого языка.

Воспитательная деятельность, или воспитательная работа, — вид педагогической деятельности, включающей в себя два направ­ления: организацию воспитательной среды и управление разно­образными внеурочными видами деятельности школьников. Учи­тель школы обычно выполняет помимо функции преподавателя и функцию классного руководителя, основными задачами которого являются: педагогическая помощь и поддержка индивидуального развития личности, а также создание детского коллектива как среды, в которой растет и развивается ребенок, как «инструмента прикосновения к личности» (А. С. Макаренко).

Успешное решение данных задач связано во многом с постро­ением системы межличностных и деловых отношений в школь­ном классе, обеспечивающих создание благоприятного психоло­гического климата и гармоничное развитие личности каждого ученика посредством организации общения и различных видов деятельности детей: интеллектуально-развивающей, спортивной, художественной, ценностно-ориентирующей, общественно полез­ной и т.д.

Социально-педагогическая деятельностьучителя направлена на социализацию ребенка и его социальную защиту. Она осуществ­ляется как в условиях школы, так и через взаимодействие педаго­га с родителями учащихся и общественными организациями, за­нимающимися социальным воспитанием детей и подростков. Воспитание — многофакторный процесс, результаты которого оп­ределяются не только целенаправленным педагогическим взаи­модействием воспитателей (педагогов, родителей, специальных институтов социального воспитания) и ребенка, но и факторами стихийными, непредсказуемыми: средствами массовой коммуни­кации, социальной средой, микросредой каждой личности. Гар­монизация и координация разнообразных воспитательных воздей­ствий, создание максимально благоприятных условий для развития ребенка не только в школе, но и вне ее — ведущая задача учителя как социального педагога. Для решения этой задачи ему необхо­димо глубокое понимание социальных проблем в целом и про­блем каждого ученика, четкое представление о существующих факторах социализации, осознание смысла и назначения, основ­ных функций взаимодействия с ведущими социальными институ­тами воспитания, готовность к сотрудничеству с ними и разреше­нию встречающихся между ними противоречий, готовность к коррекции негативных воздействий социальной среды.

Культурно-просветительская деятельностьпедагога заключа­ется в приобщении учащихся к культуре: в ознакомлении их с достижениями в различных сферах культуры общества, в разви­тии их культурных интересов и потребностей. Она непосредствен­но включена в преподавательскую и воспитательную деятельность учителя. При этом он должен хорошо понимать специфику меха­низмов приобщения личности к культуре, логика и «продукты» которой отличны от логики и продуктов «наукоучения».

Усваиваемые знания и способы деятельности являются элемен­тами культуры в той степени, в какой несут в себе воплощенный в них человеческий дух и его творческую сущность. Если эта сущ­ность не осознается и не принимается как значимая тем, кто ус­ваивает данные знания и способы деятельности, освоения куль­туры не происходит. Результатом освоения культуры выступают не столько знания и умения, сколько ценности, личностные смыс­лы, поскольку логика культуры — понимание, принятие, любовь. Продуктом «наукоучения» становятся зачастую знания и умения, лишенные ценности и смысла для обучающегося, так как его ло­гика — переработка посредством умственных и практических дей­ствий, закрепление и воспроизведение фактов, понятий, спосо­бов деятельности. В результате ученик становится не столько носителем культуры, сколько обладателем определенной суммы знаний и умений.

Вряд ли педагог, являющийся представителем определенной культуры, носителем заключенной в ней системы ценностей, в состоянии транслировать ее ученикам. Он может лишь создать ус­ловия для того, чтобы «ввести» учащегося в культуру и помочь ему самоопределиться в ней, обрести свои ценности и смыслы. Вхождение в культуру — это всегда акт творчества, собственного прочтения ее произведений, в основе которого лежит ориентация не столько на познание и обладание, сколько на понимание, ди­алог. В этих условиях педагог становится не столько транслятором культуры (что в принципе невозможно), сколько связующим зве­ном, посредником между культурой и учеником, помогает ему войти в мир культуры и самоопределиться в нем, т. е. совершить те акты выбора и обретения личностного смысла, которые обес­печивают его духовное развитие и становление как носителя куль­туры.

Это ни в коей мере не означает, что педагог должен быть бес­страстным посредником: его ценности и смыслы вовлечены в ди­алог, он не может их навязывать учащимся, но в состоянии со­здать то культурно-образовательное пространство, в котором происходит обретение личностных смыслов и осознание сущно­сти культуры.

Как отдельный вид педагогической деятельности культурно-просветительская деятельность учителя направлена на приобщение к культуре не только учеников, но и взрослых людей — роди­телей, жителей микрорайона, города, села. Будучи специалистом в определенной сфере культуры, науки и носителем педагогиче­ской культуры общества, учитель всегда воспринимался окружа­ющими людьми как просветитель, сеятель разумного, доброго, вечного. К сожалению, с утверждением в обществе преимуще­ственно материальных отношений современные педагоги нередко забывают об этой важной социальной миссии их профессии. Ее возрождение, безусловно, зависит не только от педагога, оно свя­зано с поддержкой государством и местными органами управле­ния системы педагогического просвещения, клубов иуниверси­тетов культуры.

Коррещионно-развивающая деятельность педагога состоит в выявлении и исправлении недостатков в развитии личности уче­ника, помощи ему в успешном освоении школьной программы и адекватной интеграции в социуме. Учитель имеет дело с детьми, отличающимися друг от друга разным уровнем умственных спо­собностей, социального развития, готовности к обучению и адап­тации к школьной жизни. Он «получает» человека, уже имеющего собственную историю жизни и воспитания, подчас с уже сфор­мировавшимися негативными ценностными ориентациями, при­вычками, качествами личности, пережившего уже в раннем воз­расте депривацию (лат. deprivatio — лишение), испытывающего в силу этого школьную дезадаптацию (фр. des — нарушение; лат. adapto — приспособление) и отличающегося девиантным (лат. deviatio — отклонение) поведением. Поэтому содержанием коррекционно-развивающей деятельности является дифференциация обучения и воспитания детей с недостатками в развитии и откло­нениями в поведении на основе использования наиболее резуль­тативных путей, способов и средств своевременного выявления, предупреждения и преодоления отклонений в развитии и поведе­нии детей и подростков.

Неотъемлемой составляющей педагогической деятельности яв­ляется научно-методическая деятельность, обеспечивающая орга­низацию всех других ее видов и реализацию ведущих профессио­нальных функций педагога. Ее содержание составляют освоение учителем современных теорий и технологий воспитания и обуче­ния, разработка на их основе своих собственных подходов, содер­жания, способов организации учебно-воспитательного процесса и оформление их в учебно-методической документации и науч­но-методических работах: авторских программах, тематических планах и методических разработках занятий, методических реко­мендациях и пособиях, докладах на научно-практических кон­ференциях, научных статьях. Стремление к осуществлению иссле­довательской работы, свойственное многим современным педагогам, порождено самим характером педагогической деятельности, которая не может осуществляться полноценно без изуче­ния и анализа исходного уровня и результатов интеллектуального и личностного развития учащихся, выявления эффективности ис­пользуемых методов, приемов и форм организации обучающей, воспитательной, коррекционно-развивающей и других видов де­ятельности. Педагогическая деятельность по сути своей является экспериментальной и инновационной (инновация — внесение нового), требующей постоянного научного поиска и совершен­ствования учителем способов организации учебно-воспитатель­ного процесса.

Любая деятельность, в основе которой лежит взаимодействие с другими людьми, направленное на организацию их собствен­ных действий, является управленческой деятельностью. Педагог должен не только осознавать это, но и быть готовым к организа­ции различных видов деятельности школьников. Основное содер­жание управленческой деятельности педагога заключаются в со­здании мотивации учащихся к их деятельности, включении их в процесс постановки целей и планирования, реализации планов, самоконтроля, самоанализа и самооценки ее результатов. Но для того чтобы управлять деятельностью других, он должен научиться управлять собственной деятельностью, т.е. предварительно пост­роить систему собственных действий, направленных на организа­цию деятельности школьников.

Особый вид управленческой деятельности представляет собой руководство школой, которое выступает как деятельность по уп­равлению образовательной системой. При этом любой вид педаго­гической деятельности обладает общей структурой, включает ком­поненты, взаимосвязь и взаимодействие которых позволяет осуществлять ее целостно и последовательно. Вот почему педагогу важно иметь четкое представление о системном построении педа­гогической деятельности, управлении педагогическим процессом и педагогической системой в целом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *