сравните традиционный и информационно коммуникационный подходы к обучению педкампус
Традиционный и информационно-коммуникационный подходы к обучению.
Надо отметить, что мультимедийные программные средства несут в себе широкие возможности, главное, чтобы это поняли обучаемые. Это понимание должно перерасти в заинтересованность не только учеников, но и учителя, что позволит ему по-новому взглянуть на методику построения уроков.
Просмотр содержимого документа
«Традиционный и информационно-коммуникационный подходы к обучению.»
Традиционный и информационно-коммуникационный подходы к обучению. Современные стратегии интеграции ИКТ в образовательном и воспитательном процессе.
Картополова К. Ю., учитель начальных классов, МБОУ «Лицей №15», г. Берёзовский, Кемеровская обл
Традиционное обучение ставит перед собой цель: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объема знаний. Педагог транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у учащихся.
Задача обучающихся – как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими.
Полученные в процессе такого обучения знания носят энциклопедичный характер, представляют собой определенный объем информации по различным учебным предметам, который в сознании учащегося существует в виде тематических блоков, не всегда имеющих смысловые связи.
Многие педагоги сталкиваются с проблемой невозможности связать содержание своего предмета со знаниями учащихся в других учебных дисциплинах. И тогда возникает сомнение в том, насколько глубоко произошло осознание обучаемыми учебного материала, присвоение его и использование в ситуациях, выходящих за рамки школы. Достаточно сложно развеять данное сомнение, прежде всего потому, что в качестве обратной связи от учащегося к педагогу также выступает процесс воспроизведения учебного материала.
В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире. Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности.
Методы, способы и приемы, используемые в традиционном обучении, позволяют достигать в образовательном процессе первых трех уровней целей. Рассмотрим в качестве примера задания, расположенные в конце любого параграфа учебника. В большинстве случаев для их выполнения достаточно простого воспроизведения его содержания. Задания, которые требуют от учащегося понимания и применения знаний (второй и третий уровень целей), как правило, отмечены каким-либо знаком и не всегда используются педагогом.
Методы интерактивного обучения также обеспечивают достижение целей первых трех уровней, причем более эффективно, чем это делают методы традиционной системы обучения. Хорошим подтверждением данному тезису может стать пирамида запоминания. И как следствие, педагоги, работающие в традиционной парадигме, часто используют методы интерактивного обучения для лучшего усвоения учащимися информации. В этом случае речь будет идти только об оптимизации традиционного образовательного процесса. Данная фиксация, является очень важной, потому что может позволить учителю определиться, в плоскости какой стратегии он работает.
Цифровая грамотность – набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Включает в себя: цифровое потребление; цифровые компетенции; цифровую безопасность.
Цифровое потребление – использование интернет услуг для работы и жизни. Включает в себя: фиксированный интернет, мобильный интернет, цифровые устройства, интернет-СМИ, новости, социальные сети, Госуслуги, телемедицину, облачные технологии.
Цифровые компетенции – навыки эффективного пользования технологиями. Включают в себя: поиск информации, использование цифровых устройств, использование функционала социальных сетей, финансовые операции, онлайн-покупки, критическое восприятие информации, производства мультимедийного контента, синхронизация устройств.
Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Так же, возможны ситуации, в которых будет иметь смысл сначала проводить обзор раздела или только демонстрировать нужную тему без углубления и накопления знаний или навыков, а углубление и совершенствование навыков использования нужной темы в дальнейшем можно осуществить за счёт самообразования. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.
Первый шаг – создание в школе медиатеки по математике. Все школы получили диски по различным предметам, их можно использовать в качестве самоучителя, справочника по данному предмету.
Вторым шагом – освоение учителем технологии создания презентации к уроку. Наиболее доступна и проста для создания таких уроков среда PowerPoint.
Третий шаг – освоение навыков работы с мультимедийными программными средствами учащимися. Одним из методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики является работа с книгой, а умение работать на компьютере является одной из самых востребованных видов деятельности.
Надо отметить, что мультимедийные программные средства несут в себе широкие возможности, главное, чтобы это поняли обучаемые. Это понимание должно перерасти в заинтересованность не только учеников, но и учителя, что позволит ему по-новому взглянуть на методику построения уроков.
Традиционный и информационно-коммуникационный подходы к обучению
Традиционное обучение ставит перед собой цель: передача учащимся и усвоение ими как можно большего объема знаний. Педагог транслирует уже осмысленную и дифференцированную им самим информацию, определяет навыки, которые необходимо, с его точки зрения, выработать у учащихся.
Задача обучающихся – как можно более полно и точно воспроизвести знания, созданные другими.
Полученные в процессе такого обучения знания носят энциклопедичный характер, представляют собой определенный объем информации по различным учебным предметам, который в сознании учащегося существует в виде тематических блоков, не всегда имеющих смысловые связи.
Многие педагоги сталкиваются с проблемой невозможности связать содержание своего предмета со знаниями учащихся в других учебных дисциплинах. И тогда возникает сомнение в том, насколько глубоко произошло осознание обучаемыми учебного материала, присвоение его и использование в ситуациях, выходящих за рамки школы. Достаточно сложно развеять данное сомнение, прежде всего потому, что в качестве обратной связи от учащегося к педагогу также выступает процесс воспроизведения учебного материала.
В контексте интерактивного обучения знания приобретают иные формы. С одной стороны, они представляют собой определенную информацию об окружающем мире.
Особенностью этой информации является то, что учащийся получает ее не в виде уже готовой системы от педагога, а в процессе собственной активности.
Методы, способы и приемы, используемые в традиционном обучении, позволяют достигать в образовательном процессе первых трех уровней целей. Рассмотрим в качестве примера задания, расположенные в конце любого параграфа учебника. В большинстве случаев для их выполнения достаточно простого воспроизведения его содержания. Задания, которые требуют от учащегося понимания и применения знаний (второй и третий уровень целей), как правило, отмечены каким-либо знаком и не всегда используются педагогом.
Методы интерактивного обучения также обеспечивают достижение целей первых трех уровней, причем более эффективно, чем это делают методы традиционной системы обучения. Хорошим подтверждением данному тезису может стать пирамида запоминания. И как следствие, педагоги, работающие в традиционной парадигме, часто используют методы интерактивного обучения для лучшего усвоения учащимися информации. В этом случае речь будет идти только об оптимизации традиционного образовательного процесса.
Данная фиксация, является очень важной, потому что может позволить учителю определиться, в плоскости какой стратегии он работает.
Цифровая грамотность – набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Включает в себя: цифровое потребление; цифровые компетенции; цифровую безопасность.
Цифровое потребление – использование интернет услуг для работы и жизни. Включает в себя: фиксированный интернет, мобильный интернет, цифровые устройства, интернет-СМИ, новости, социальные сети, Госуслуги, телемедицину, облачные технологии.
Цифровые компетенции – навыки эффективного пользования технологиями. Включают в себя: поиск информации, использование цифровых устройств, использование функционала социальных сетей, финансовые операции, онлайн-покупки, критическое восприятие информации, производства мультимедийного контента, синхронизация устройств.
Наглядность материала повышает его усвоение, т.к. задействованы все каналы восприятия учащихся – зрительный, механический, слуховой и эмоциональный. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе уроке. Так же, возможны ситуации, в которых будет иметь смысл сначала проводить обзор раздела или только демонстрировать нужную тему без углубления и накопления знаний или навыков, а углубление и совершенствование навыков использования нужной темы в дальнейшем можно осуществить за счёт самообразования. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, что позволяет облегчить запоминание и усвоение изучаемого материала. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Учеников привлекает новизна проведения таких моментов на уроке, вызывает интерес.
Первый шаг – создание в школе медиатеки по математике. Все школы получили диски по различным предметам, их можно использовать в качестве самоучителя, справочника по данному предмету.
Вторым шагом – освоение учителем технологии создания презентации к уроку. Наиболее доступна и проста для создания таких уроков среда PowerPoint.
Третий шаг – освоение навыков работы с мультимедийными программными средствами учащимися. Одним из методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках математики является работа с книгой, а умение работать на компьютере является одной из самых востребованных видов деятельности.
Надо отметить, что мультимедийные программные средства несут в себе широкие возможности, главное, чтобы это поняли обучаемые. Это понимание должно перерасти в заинтересованность не только учеников, но и учителя, что позволит ему по-новому взглянуть на методику построения уроков.
Сравните традиционный и информационно коммуникационный подходы к обучению педкампус
Учитесь дистанционно где и когда угодно
Ежедневная поддержка по телефону электронной почте
Рассрочка оплаты без процентов (на переподготовке)
Курсы по актуальным в 2019 г. ФГОСам
Программы составлены по профстандартам
Преподаватели – кандидаты и доктора наук, доценты, профессора ведущих вузов
Престижные московские дипломы и удостоверения
Документы признаются во всех регионах РФ и за рубежом
Выдается дополнительный сертификат
Начните обучение прямо сейчас (начало обучения в любой день)
Оформление документов за 1-3 рабочих дня
Разумные сроки обучения
Полный комплект учебных материалов – не нужно ничего дополнительно приобретать
Бесплатная доставка документов Почтой России (по России и за рубеж)
Оплата онлайн без комиссии
Возврат 13% от стоимости обучения (в виде налогового вычета)
Получите авторитетные московские документы
Диплом
Диплом о профессиональной переподготовке c присвоением квалификации выдается слушателям, имеющим среднее профессиональное или высшее образование, успешно завершившим обучение по прогамме проф. переподготовки
Приложение
Приложение к диплому о профессиональной переподготовке содержит перечень изученных дисциплин, полученные оценки и иную информацию о процессе обучения и его результатах
Обложка
Обложка к диплому – это приятный подарок выпускникам. Предоставляется новым выпускникам вместе с дипломом. Позволяет удобно хранить и защищает диплом.
Удостоверение
Удостоверение о повышении квалификации выдается слушателям, успешно завершившим обучение на программе повышения квалификации
Сертификат
Сертификат о развитии компетенций – это дополнительный документ, который выдается всем успешно закончившим обучение слушателям. Сертификат раскрывает приобретенные компетенции в соответствии с проф. стандартом
Бесплатная доставка
Первичная доставка документов об окончании обучения Почтой России осуществляется бесплатно. Документы можно также получить лично в Академии
Государственная лицензия
Нас выбрали лидеры образования! А Вы?
Благодаря качеству образовательных программ и высокому уровню сервиса нас выбирают не только отдельные педагоги (в частном порядке), но и авторитетные образовательные организации страны. Присоединяйтесь и Вы к нашему большому педагогическому сообществу!
Как организован процесс?
1. Выберите программу и зарегистрируйтесь на нее
Если Вы сомневаетесь в выборе, мы будем рады помочь. Когда Вы определитесь с программой, на ее странице необходимо заполнить простую форму заявки на обучение.
Ваш первый шаг на пути профессионального развития совершен!
2. Заполните электронную анкету слушателя
После подачи заявки на обучение для Вас на сайте Педкампуса будет создан Ваш личный кабинет (если его раньше не было). Ваши имя пользователя (логин) и пароль поступят на Вашу электронную почту.
В личном кабинете необходимо заполнить электронную анкету слушателя.
3. Направьте документы
После заполнения анкеты система сформирует заявление и договор об образовании. Их необходимо распечатать, подписать и направить в форме бумажных документов (по почте) или сканированных копий (загрузить в личном кабинете или отправить по электронной почте). Также необходимо предоставить документ о профессиональном образовании и иногда другие документы.
4. Оплатите обучение
Оплатить обучение можно по квитанции в банке (комиссию определяет банк) или с помощью банковской карты на сайте в личном кабинете без комиссии. Для программ повышения квалификации оплата производится одним платежом, для переподготовки частями в виде беспроцентной рассрочки (ежемесячно) или одним платежом (по выбору).
5. Пройдите обучение
В личном кабинете будут размещены учебные пособия, лекции, методические рекомендации, дополнительный видео-контент, интерактивные тестирования и практико-ориентированный материал для Вашей профессиональной деятельности (в зависимости от программы). Изучать материалы можно где удобно, в любое время.
Контроль знаний на проф. переподготовке осуществляется в форме тестирований по дисциплинам, итогового теста и итоговой письменной работы. На программах повышения квалификации сдается только итоговая письменная работа. Для сдачи тестирований предоставляется несколько попыток (минимум три).
6. Получите документы
В конце срока обучения необходимо загрузить или направить акт приема образовательных услуг (закрывающий документ). Он будет доступен в личном кабинете.
Если Все документы предоставлены, отсутствует академическая и финансовая задолженность, слушателю предоставляются документы об окончании обучения. Получить их можно лично в Академии или по Почте России заказным письмом (отправка бесплатно). С помощью трек-номера письма можно отслеживать его перемещение.
Также, согласно законодательству РФ, Вы можете получить налоговый вычет в размере 13% от стоимости обучения.
Традиционный и информационно-коммуникационный подходы к обучению. Цифровая грамотность и какие базовые компетенции она предполагает. Современные стратегии интеграции ИКТ в образовательный и воспитательный процесс.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Традиционный и информационно-коммуникационный подходы к обучению. Цифровая грамотность и какие базовые компетенции она предполагает. Современные стратегии интеграции ИКТ в образовательный и воспитательный процесс.
Воплощать эту задачу призваны образовательные учреждения, которые должны формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности обучающихся.
Традиционный способ передачи информации не отвечает современным требованиям и поэтому предлагается модернизация системы образования. Традиционное обучение предполагает получение информации, которой владеет педагог, причем получение этой информации пассивным путем. «Такая традиция удобна, поскольку определяет необходимость рассмотрения любого, в том числе и гуманитарного знания с позиции привычного естественно-научного подхода. Он способствует сохранению знаний в памяти, но препятствует открытому познанию, технократизирует сознание, «зауживая» его на тех участках, которые транслируются как наиболее «правильное» и «выгодное» знание. Знание-запоминание оценивается гораздо выше знания-открытия и знания-понимания»
Главная задача современного образования — решать проблемы самостоятельно; из обилия информации выбрать ту, которая является главной. Прием, методы и формы организации занятия, которые до сих пор существовали недостаточно. Важно сегодня организовать обучение так, чтобы обучающиеся научились самостоятельно добывать и обрабатывать полученную информацию и не просто запоминать и воспроизводить уже готовые знания, а применять их на практике. Но не менее важным остается и тот факт, что главными источниками информации являются, учебник и педагог, но и они не могут быть единственными.
В учебном процессе должны быть задействованы и такие источники, как Интернет и электронные издания (CD и DVD). Использование в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий позволяет активизировать познавательные способности учащихся. В свою очередь, развитие навыков осуществления познавательной деятельности через Интернет может стимулировать не только развитие познавательных действий в рамках традиционной деятельности, но и личностный рост, развивать как коммуникативно-социальные, так и аналитические способности; индивидуализировать процесс обучения; преодолеть стереотипы традиционного стиля взаимодействия между учителем и учеником; сделать акцент на самообразовании, а самостоятельное овладение знаниями, несомненно, ведет к развитию личности человека, созидательных способностей. Внедрение в учебную деятельность информационно-коммуникационных технологий способствует развитию исследовательских навыков учащихся. Умения сравнивать, сопоставлять, анализировать являются главными в исследовательской деятельности, поэтому задания, направленные на формирование таких умений, должны начинаться со слов «Сравните…», «Сопоставьте…», «Выявите…»
Работая в Интернете, можно использовать его и в качестве справочного материала: словаря или энциклопедии. Работа может быть усложнена тем, чтобы сравнить разные подходы к определению того или иного термина; выделить ключевые слова в определении. Работа со словарями, справочниками, энциклопедиями может быть организована с помощью игровых приемов. Одним из таких приемов является решение кроссворда.
При изучении большого объема материала, но при ограниченном количестве часов на изучение этого материала, можно использовать ресурсы сети Интернет как форму организации учебного процесса, позволяющую экономить время и развивать самостоятельную деятельность учащихся. Такая работа отвечает и личностно-ориентированным подходам в обучении, в центре которого должен находиться ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания. Таким образом, использование форм, методов и приемы организации учебной деятельности с помощью информационно-коммуникационных технологий, в частности, использование интернет-ресурсов способствует развитию аналитических способностей обучающихся на основе приобретения самостоятельно полученных знаний, активизирует личностную позицию обучающегося, и являются средством развития его интеллектуальных способностей.
Новый этап развития человечества с построением глобального цифрового пространства требует знания информационно-цифровой грамотности от каждого члена общества. Для развития информационного общества важнейшим направлением является цифровая грамотность. Понятие включает в себя не только умение пользоваться компьютерными технологиями, а также развитие навыков находить, получать, выбирать, использовать информацию в самообразовательных, исследовательских и коммуникативных целях. Базовые компетенции цифровой грамотности включают:
Успешность обучения определяется лёгким и быстрым доступом к информации по сравнению с бумажными источниками.
Умение управлять информацией в учебной деятельности и в жизненных ситуациях помогает учащимся коммуникации в информационных средах и работе в сетях.
Роль учителя оценивать и учить использовать нужную информацию, «отделять зёрна от плевел».
Наиболее важна цифровая грамотность для будущих пользователей ИКТ, профессионального электронного бизнеса и специалистов в области ИКТ. Соотношение общих компонентов цифровой грамотности с базовыми компетенциями:
— доступ к информации определяется как распознавание необходимого из множества предлагаемых источников материала, умение оценить и выбрать адекватную, актуальную, качественную и эффективную информацию требует особого умения и навыков, которые определяют цифровую грамотность, ориентирующуюся на другие виды грамотности;
а) навык обобщать, суммировать, сравнивать, выявлять противоречивость информационных источников,
б) навык решения технических задач при одновременной обработке разных источников и др.
в) умение сравнивать и сочетать между собой тексты, таблицы и иллюстрации, для чего необходима визуальная и вербальная грамотность.
г) преимущество различных учебных предметов с применением ИКТ, которое отражается на качестве обучения и направлены на межпредметный подход.
— создание новых знаний, информационных технологий путём формирования исследовательских, творческих навыков;
— коммуникации в цифровой среде предоставляют огромную возможность быстрой передачи информации для большей аудитории, поддерживая другие виды грамотности в различных социокультурных связях.
Цифровая грамотность педагога заключается не только в совершенных приёмах владения компьютерными технологиями, но и в умении эффективно использовать ИКТ в учебной деятельности, в дальнейшем профессиональном развитии. Не всегда получается у учителей, часто имеющих большой стаж работы, использовать ИТК для совершенствования передачи знаний ученикам. Мешает убеждённость, что традиционные методы обучения продуктивнее внедрения цифровых технологий в программу предмета. Пример в таких случаях могут продемонстрировать молодые учителя, которые выросли в цифровую эпоху.
Интеграция образовательных технологий и ИКТ предполагает создание интерактивного режима образовательного процесса, при котором ученик выступает в качестве самостоятельного субъекта деятельности, а учитель в роли консультанта, это и есть эффективное средство (метод) обучения. Именно интегративные формы технологий позволяют увеличить показатель качества знаний учащихся и скорость усвоения информации. ИКТ удачно интегрируется с технологией разноуровневого обучения: индивидуальная и парная работа на уроке по карточкам разного уровня сложности с использованием заданий с сюжетными аниматорами, интернет ресурсами, электронными картами. Использование карт- навигаторов на уроках обеспечивает максимальный уровень включённости учащихся в тему урока. Одним из популярных приёмов в начальной школе используется метод мозгового штурма, который обеспечивает выработку навыка передачи информации при зрительной фиксации общего результата. Такая работа ориентирует ребёнка на поиск вариантов решения. Это позволяет выработать навык построения алгоритма с заданной задачей. ИКТ удачно используется в работе по здоровьесбережению: создание видеороликов, физкультминуток и разминки, что подтверждает наличие высокого уровня включённости учащихся в контекст деятельности. Благодаря деятельностному подходу материал хорошо запоминается. Таким образом, использование в начальной школе интегративных форм работы с ИКТ позволяет обеспечить оптимальный уровень восприятия информации учащимися, что значительно влияет на повышение уровня качества знаний младших школьников.
Таким образом, использование ИКТ при интеграции образовательных предметов в начальной школе играет немаловажную роль. Оно приводит к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса, обеспечивая: повышение эффективности и качества процесса обучения за счёт реализации средств ИКТ; обеспечение побудительных мотивов (стимулов),обуславливающих активизацию познавательной деятельности; углубление межпредметных связей за счёт использования современных средств обработки информации, при решении задач из различных предметных областей. Компьютер в начальной школе может использоваться на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений и навыков. Все шире используется как средство предъявления обучающимся учебного материала технология презентаций. Это позволяет учителю самостоятельно планировать и создавать необходимые материалы, оптимизируя тем самым познавательную деятельность младших школьников. Как известно, у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление. А новые технические средства облачают в современную, увлекательную форму изучаемый материал, создают ситуацию успеха, становятся активным стимулятором познавательного процесса младших школьников. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя. Это способствует значительному повышению качества образования, что ведет к решению главной задачи образовательной политики.