сравните характеристики традиционного и инновационного развивающего обучения
Сравнительный анализ традиционной и инновационной систем обучения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Сравнительный анализ традиционной и инновационной систем обучения
Работу выполнила Сон Н.В.
В отличие от «поддерживающего», по сути, воспроизводящего, традиционного обучения, инновационное обучение (образование) предполагает внесение радикальных изменений в существующую культуру и социальную среду, мобильность педагогического отклика на проблемы, возникающие перед учащимися, перед обществом. Инновационный тип обучения связан с творческим поиском на основе жизненного опыта школьников. Инновационность как характеристика обучения относится не только к дидактике, но, прежде всего, к социально значимым образовательным результатам (L.W. Anderson, D.W. Ryan, B.J. Shapiro, 1989; Т. ван дер Меер, Р. Сельцер, 1994; М. Кларин, 1997 и др.). В отличие от традиционного обучения, которое занимается трансляцией принятых норм мышления и поведения, данное обучение направлено на формирование у человека таких качеств и умений, которые позволят ему как создавать новые продукты, нормы, правила, так и неагрессивно воспринимать подобные разработки других людей. Впервые эта идея(инновационное обучение-авт.) прозвучала в 1979 г. в Докладе Римскому клубу «Нет пределов обучению» (Botkin J., Elmandra M., Malitza M., 1979). Тогда же появился и новый термин «инновационное обучение» — обучение, стимулирующее инновационные изменения в культуре и социальной среде, реакция на проблемные ситуации, возникающие в жизни человека и общества в эпоху инноваций. Этот Доклад явился реакцией на состояние кризиса, в котором оказалась система образования, не определяющая в качестве своей главной цели подготовку человека к участию в инновационных преобразованиях. Следствием этого явились реформы образования, которые были проведены в передовых странах мира: США, Великобритании, ФРГ, Японии».
Инновационное обучение, о котором сейчас так много говорят, на современном этапе, думаю, должно определяться тем кругом задач, которые оно способно решать в рамках уже имеющегося традиционного и развивающего курсов. Возникает вопрос – можно ли организовать инновационное обучение, используя имеющиеся инструменты? Если да, то как это сделать? Думаю, и многие со мной согласятся, что организовать такое преподавание можно при изучении любого учебного материала, но нужно использовать методику, опирающуюся на инновационные технологии. Здесь можно отметить два основных момента, аналогично развивающему обучению:
Нацеленность на формирование у учащихся обобщенных интеллектуальных умений (интегрирование научных дисциплин; умение обобщить и анализировать сложившуюся ситуацию, делать выводы, видеть разные функции одного и того же
объекта, устанавливать связи одного объекта с другим, сравнивать физические явления и тела, классифицировать и обобщать наблюдаемые объекты;
Непременная ориентация на вовлечение школьников в познавательную и творческую деятельность в качестве основного пути овладения предметом
Для использования методики инновационного обучения в традиционном учебном курсе имеются значительные возможности.
Вопрос о том, насколько оправданно инновационное обучение в традиционной школе
Современные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, продиктованные введением Единого Государственного Экзамена, требуют по-новому взглянуть на уже имеющиеся инструменты. Кроме того, глобальное внедрение Интернета диктует новые подходы к личностно-ориентированному обучению. Учитель уже не может охватить круг интеллектуальных интересов каждого учащегося, но и не может отпустить развитие учащегося на самотек. Следовательно, необходимы такие инновационные технологии, которые бы помогали учителю направлять и заинтересовывать обучаемых тем предметам, которые он ведет, чтобы обучение в школе не становилось нудным и скучным. Для этого, я думаю, в школе есть несколько путей:
Использование интерактивных досок и их программного обеспечения для разработки уроков в младшем и среднем звене;
Использование сетевых обучающих технологий; использование электронных библиотек для подготовки к уроку.
Наиболее слабое место имеют сетевые обучающие технологии. Есть множество социальных сетей, где дети «гуляют» с утра до вечера, но найдется один-два ресурса, где они могут развиваться, обучаться и так же «гулять», при этом одновременно участвовать в конкурсах, форумах, телеконференциях.
Можно дать разное толкование, что такое инновационное обучение. Термин «инновационное обучение»,как обучение, стимулирующее инновационные изменения в культуре и социальной среде, реакция на проблемные ситуации, возникающие в жизни человека и общества в эпоху инноваций, впервые прозвучал в 1979 г. в Докладе Римскому клубу «Нет пределов обучению» (Botkin J., Elmandra M., Malitza M., 1979). Можно сказать, сущность инновационного обучения заключается в создании условий, с использованием инновационных обучающих технологий, при которых в процессе обучения ученик становится субъектом, ощущает потребность и способность к положительному самоизучению, приобретает мотив к саморазвитию. В этом случае учеба становится осмысленным делом, имеющим важное для жизни значение: ученик уже не выполняет учебные задания по принуждению, а сам стремится к развитию и освоению новых знаний, приобретению новых навыков и умений и знает, как эти знания навыки и умения он будет использовать в будущем. Осмелюсь, аналогично развивающей школе мышления, которая ориентируется на развитие личности обучающегося назвать инновационную школу школой поиска, поиска места личности в общественной жизни, осознания целостности как личности в то же время единства с целым, единства с обществом. Именно инновационное обучение с использованием ИКТ дает возможность учителю раскрыть для своего ученика целостную картину мира, целостность всех наук, а, следовательно, и дает мотивацию к комплексному обучению. Ученик уже понимает, что изучает не абстрактную науку, получает не абстрактные навыки и умения, а то, с чем он столкнется в будущем, покидая стены родной школы. Для того чтобы сравнить инновационное обучение с системой традиционного и развивающего обучения, рассмотрим таблицу.
Психология открытия, поиска, успеха
Средство обучения (личность педагога)
Цель обучения (личность ученика)
Цель обучения (педагога и ученика)
Ориентация педагогических и методических средств
На усвоение знаний
На формирование личных качеств, умений, способностей ученика
На формирование личности социума
Анализ таблицы показывает, что у рассматриваемых педагогических систем есть общие (развивающее и инновационное) и различные черты (традиционное и инновационное обучение). Можно даже отметить, что развивающее обучение и инновационное часто перекликаются между собой, но это лишь подчеркивает то, что инновационное обучение – это логическое развитие развивающей системы обучения.
Ряд ученных (Л.С.Выгодский, В.В.Давыдов, Л.В. Занков А.П.Кушнир и др.) сформулировали принципы, следуя которым обучение можно сделать инновационным. Отметим некоторые из них:
Учебный процесс должен вызывать личную заинтересованность ученика в усвоении материала и данного вида деятельности;
Разрабатывая содержание занятий, нужно планировать актуальные задачи и проблемы к переходу учащихся в область потенциальных возможностей, перспектив.
Задачи должны вызывать затруднения, побуждать к размышлению, коллективному обсуждению, выдвижению гипотез и их проверке, обращению к Интернет-ресурсам, телеконференциям, научным форумам;
Для развития учеников необходимо применять технологию успеха, то есть предлагать такие задачи, с которыми ученик наверняка справиться и поставит сам перед собой новые.
Необходимо научить «не изобретать велосипед»,а используя имеющиеся ресурсы, строить свои проекты;
При оценивании работ оценки ставятся не за конечный результат, а за процесс его получения, причем знания, умения и навыки ученика сравниваются с его же знаниями, умениями и навыками, ставится акцент на то, какие знания, умения и навыки приобрел ученик и посредством чего и какие цели перед собой поставил
Важно перевести знания из разрозненных в целое, общее, подчеркнуть целостность и единство путем коллективных диспутов, сопоставления результатов, анализа, освещения различных взглядов в том числе и в общеобразовательных сетях;
Важно, одним из первых принципов, научить учителя использовать инновационное обучение в учебном процессе. Для этого необходимо создать условия:
Мультимедийные классы в каждой общеобразовательной школе со свободным доступом в Интернет;
Методическая поддержка учителя общеобразовательной школы;
ЦОР, сетевые общеобразовательные ресурсы.
Учебный процесс с использованием инновационного обучения может быть организован следующим образом:
В старшем и среднем звене:
Урок в мультимедийном классе с использованием Интернет- ресурса, анализ какой-либо динамической величины, обсуждение, диспут;
Изучение нового материала с использованием ЦОР, которое обеспечивает наглядность, оперативность, охватывает большой объем;
Закрепление навыков – тестовые задания с использованием ПК;
Повторение, решение задач с помощью ЦОР, «Репетитор», образцов ЕГЭ;
Домашнее задание с использованием Интернет- ресурсов;
В младшем и среднем звене:
Урок в мультимедийном классе с использованием интерактивных досок, с подготовленным учителем уроком с имеющимся ПО;
Интегрированные уроки – урок закрепления( математики + информатики)
Уроки-тесты с использованием компьютерных тестов и другие формы.
Сравнительная характеристика традиционной системы обучения и развивающего обучения
В таблице прсматривается сравнительная характеристика традиционной системы обучения и развивающего обучения
Просмотр содержимого документа
«Сравнительная характеристика традиционной системы обучения и развивающего обучения»
(название педагогической технологии)
(название педагогической технологии)
Базируется на принципе доступности
Создание условий, когда ребенок учится способам самостоятельного постижения.
Формируется личность, способная к самостоятельной творческой деятельности
Тип отношений, складывающийся в учебно-воспитательном
процессе
Стиль педагогического
взаимодействия
Монолог со стороны учителя
В центре внимания педагога поиск приемов эффективной учебно-познавательной деятельности
Побуждает ученика анализировать свои собственные мыслительные действия
Позиция и деятельность ребенка в образовательном процессе
Выступает как объект обучения
Выступает как субъект обучения.
Специфика контроля и оценивания результатов обучения
Используется внешний контроль учителя над деятельностью учеников.
Учитель оценивает деятельность школьников по индивидуальным технологиям. Вводится содержание самооценки
Потенциал полезности при применении
Решая конкретно практические задачи, учащиеся осваивают частные способы
Учащиеся усваивают общие способы умственной деятельности
Сравнение традиционных и инновационных методов обучения на учащихся школы
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Сравнение традиционных и инновационных методов обучения на учащихся школы
Традиционные и инновационные методы обучения.
Формирование знаний, умений, навыков
Развитие способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых нестандартных проблем
Проблемные, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский
Ведущий тип деятельности
Продуктивный, творческий, проблемный.
Заучивание, деятельность по алгоритму
Поисковая деятельность, рефлексия
Носитель информации, хранитель норм и традиций.
Организатор сотрудничества. Консультант
Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту
Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.
Традиционные методы обучения
Исследование было проведено среди учащихся параллельных классов 6 «А» и 6 «Б». В 6 «А» проводились уроки традиционными методами обучения, а в 6 «Б» инновационными методами обучения. Исследование проводилось в течение двух лет, и в ноябре 2018 года были подведены результаты.
Список детей 6 «А» и 6 «Б» классов
Проведены одинаковые темы уроков в классах, но только разными методами.
План – конспект урока: «Биология как наука»
продолжить формирование представлений о царствах живой природы;
сформировать первоначальные представления о многообразии растительного мира;
познакомить учащихся с основными компонентами учебника и правилами техники безопасности (https://kartaslov.ru).
развивать общеучебные умения и навыки, а также интеллектуальные способности учащихся (Загашев И.О., 2003);
развивать интерес к биологическим знаниям;
формировать умение применять знания в решении учебных и жизненных задач.
формировать естественнонаучное мировоззрение и понимание необходимости бережного отношения к природе, на примере значения растений, бактерий и грибов в природе и жизни человека (Загашев И.О., 2003);
создание комфортной образовательной среды по сохранению здоровья учащихся и формирование у них ценности здоровья, здорового образа жизни.
Форма организации учебной деятельности: коллективно-индивидуальная.
Тип урока: вводный урок.
Методы обучения: словесные, наглядные и практические.
Оформление и оборудование : материалы к уроку размещены на стенде, гербарии растений, таблицы с изображением царств живой природы.
Актуализация опорных знаний.
Даются основные рекомендации работы с учебником, ведением тетрадей ( http://gigabaza.ru/doc/91910.html).
Проводится инструктаж по правилам техники безопасности в кабинете биологии и при выполнении лабораторных и практических работ ( http://works.doklad.ru/view/RJyB-9eWZ50.html).
Изучение нового материала.
Целью урока будет знакомство с предметом биологии. Обобщим всё сказанное вами: мы должны будем узнать, что изучает биология ( https://infourok.ru).
Итак, биология как наука о живой природе зародилась еще в античные времена, то есть до начала нашей эры. Биология изучает строение, химический состав, процессы жизнедеятельности живых организмов, их сообщества, связи с окружающей средой, то есть исследует различные проявления жизни ( https://infourok.ru).
Цитология – строение клеток.
Анатомия – строение организмов.
Физиология – жизненные функции организмов.
Экология – взаимосвязи организмов между собой и окружающей средой.
В наше время перед человечеством особенно остро встают такие общие проблемы, как охрана здоровья, обеспечение продовольствием и сохранение разнообразия организмов на нашей планете. Биология, исследования которой направлены на решение этих и других вопросов, тесно взаимодействует с медициной, сельским хозяйством, промышленностью, в частности пищевой и легкой ( http://gigabaza.ru/doc/91910.html):
Вы все знаете, что, заболев, человек использует лекарства. Большинство лекарственных веществ получают из растений или продуктов жизнедеятельности микроорганизмов. Например, жизнь сотен миллионов людей сохранило применение антибиотиков. Их вырабатывают определенные виды грибов и бактерий. Антибиотики убивают возбудителей многих опасных заболеваний человека и животных (http://biologymoscow.ucoz.ru).
Биология играет важную роль и в обеспечении человечества продовольствием. Ученые создают новые высокоурожайные сорта растений и породы животных, что позволяет получать больше продуктов питания. Исследования биологов направлены на сохранение и повышение плодородия почв, что обеспечивает высокие урожаи. Живые организмы широко используются и в промышленности. Например, простоквашу, кефир, сыры человек получает благодаря деятельности определенных видов бактерий и грибов (http://biologymoscow.ucoz.ru).
Однако активная и часто непродуманная хозяйственная деятельность человека привела к значительному загрязнению окружающей среды веществами, вредными для всего живого, к уничтожению лесов, целинных степей, водоемов. За последние столетия исчезли тысячи видов животных, растений, грибов, а десятки тысяч находятся на грани вымирания. А ведь исчезновение даже одного какого-нибудь вида организмов означает безвозвратную потерю для биологического разнообразия нашей планеты. Поэтому ученые создают списки видов растений, животных и грибов, нуждающихся в охране (так называемые Красные книги), а также выделяют территории, где эти виды взяты под охрану (заповедники, национальные природные парки) ( http://gigabaza.ru/doc/91910.html).
Таким образом, биология – наука, призванная своими исследованиями убедить людей в необходимости бережного отношения к природе, соблюдения ее законов. Поэтому ее считают наукой будущего (http://pedsovet.org/forum/index.php?showtopic).
Закрепление изученного материала.
Что такое биология?
С какими биологическими науками мы с вами сегодня познакомились? Что они изучают?
Какова роль биологии в жизни человека?
Какую роль играет биология в охране окружающей среды?
Параграф 1, выучить термины. Найти по одному представителю животного и растения, занесенного в Красную книгу Оренбургской области.
Тема урока «Царство растений»
Урок обобщения и систематизации знаний
Цель: систематизировать знания учащихся об основных отделах царства растений, особенностях их строения, распространения, размножения и роли в природе и в жизни человека ( http://works.doklad.ru/view/RJyB-9eWZ50.html).
Образовательная – обобщить знания о многообразии растительного мира; закрепить знания об отделах растений, их характерных признаках, о значении растений в природе и жизни человека;
Развивающая – развитие познавательного интереса, формирование умений использования знаний в измененной ситуации за определенное время;
Воспитательная – воспитывать бережное отношение к природе, формирование представления о единстве живой природы.
Оборудование: материалы к уроку размещены на стенде «Значение растений», таблицы с изображением царств живой природы, тетрадные листочки, маркер.
1. Организационный момент (3 минуты)
Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами обобщающий урок на тему «Царство Растений». Открыли тетради и записали число и тему урока ( http://biologymoscow.ucoz.ru).
На уроке мы с вами обобщим знания о многообразии растительного мира, закрепим знания об отделах растений, их характерных признаках, о значении растений в природе и жизни человека (http://biologymoscow.ucoz.ru).
Мы продолжаем знакомство с удивительным и прекрасным миром растений, который изучает наука – ботаника. Начало изучению растений заложил древнегреческий ученый Теофраст, которого в истории науки называют «отцом ботаники». В своей книге «Естественная история растений» он упоминает о 450 растениях, которые делит на 4 класса: деревья, кустарники, полукустарники и травы. Он сближал отдельные группы растений, описывая их как дикие и культурные, вечнозеленые и листопадные, растения суши и вод ( http://gigabaza.ru/doc/91910.html).
2. Повторение (5 минут)
Какая область биологической науки помогает разобраться в многообразии растений? (систематика)
Что делает систематика?
Верно, систематика делит растения на группы и вводит такие систематические единицы разделения как отдел, класс, порядок, семейство, род и вид. Вспомните, пожалуйста, какие отделы растений вам известны? (перечисляют)
А теперь давайте объединим эти отделы в группы.
Ребята, почему Водоросли и Лишайники относят к группе низших растений?
А какие признаки объединяют отделы Мхов, Плаунов, Хвощей, Папоротников, Голосеменные и Покрытосеменные к высшим растениям?
Таким образом, мы с вами видим, что царство Растений делится на определенные отделы, которые можно условно объединить в группы низшие и высшие. Отделы низших растений объединяет отсутствие тканей и органов, а так же есть и одноклеточные организмы. Так же тело образует слоевище. Что касается отделов высших растений, то тело их разделено на ткани и органы, размножаются спорами и семенами ( https://infourok.ru).
А теперь я предлагаю следующий вид работы – графический диктант, при выполнении которого мы с вами повторим основные характеристики каждого отдела. Для этого мы чертим линию и разделяем ее на 10 равных отрезков. Я читаю утверждение. Если вы с ним согласны, то рисуете горизонтальную линию, если нет – домик или крышу (https://kartaslov.ru).
1. Водоросли относятся к низшим растениям, так как они не имеют корней, стеблей и листьев. (да)
2. Ризоиды являются корнями. (нет)
3. Мхи – это низшие растения (нет).
4. Тело лишайника – слоевище состоит из водоросли и гриба (да).
5. Плауны, хвощи, папоротники отмирая, образовали залежи каменного угля (да).
6. Коробочка кукушкина льна содержит семена (нет).
7. Голосеменные – это высшие растения, они имеют стебель, корень, листья и образуют семена (да).
8. Морковь – двулетнее растение (да).
9. Сосна сибирская и кедр – это одно и тоже растений (нет).
10. После цветения покрытосеменные образуют плод (да).
Теперь давайте проверим, какой график у нас получился (если есть ошибки, обсуждаем).
Таким образом, мы повторили с вами основные понятия, характеризующие представителей отделов растений
3. Систематизация и углубление знаний.
А теперь, с целью расширения знаний по каждому из отделов растений, предлагаю заполнить таблицу. Чертим таблицу в тетрадь. На выполнение задания у вас три минуты. А теперь проверяем
Таким образом, можно сделать вывод: водоросли обитают в водной среде, есть одноклеточные зеленые водоросли, цвет пигмента зависит от глубины обитания водорослей (http://biologymoscow.ucoz.ru).
Следующим отделом, к которому мы переходим – это Лишайники. Давайте посмотрим на доску.
Из чего состоит тело лишайников?
Можно сделать вывод, что тело лишайника представлено слоевищем и состоит из гифа гриба и одноклеточных зеленых водорослей водорослей.
Что такое лишайники? (симбиоз)
Давайте вспомним, на какие типы делят лишайники?
Какие вы видели лишайники в нашей местности?
Все верно, чаще всего нам встречаются накипные лишайники
– ксантория. Реже – листовые, – пармелия. Часто встречаются в парках и зеленых зонах города. И совсем редкие и в нашей полосе не встречаются – это кустистые, – ягель или «олений мох» (http://biologymoscow.ucoz.ru).
Как вы думаете, с чем связано такое распределение лишайников и преобладание накипных в городской среде? Все верно, лишайники – индикаторы чистоты воздуха (http://www.glaz.tv).
Водоросли и Лишайники – низшие растения.
Давайте еще раз вспомним, какие признаки характеризуют высшие растения?
Какие отделы относят к высшим споровым растениям?
Ребята, а сейчас я вам предлагаю сравнить строение мхов и плаунов и доказать, почему мхи относят к высшим споровым растениям?
А каких вы еще знаете представителей самых древних растений на земле?
Что интересного в строении папоротника?
Таким образом, мы с вами доказали, что мхи, плауны, хвощи и папоротники – высшие споровые растения (http://www.glaz.tv).
По степени усложнения в строении растений мы переходим к высшим семенным (http://works.doklad.ru/view/RJyB-9eWZ50.html).
Какие отделы семенных вам известны?
Для того, чтобы охарактеризовать каждый из этих отделов я предлагаю вам интересное задание (слайд). На доске вы видите рассказ-загадку. По данному описанию вам нужно определить отдел растений (читаю, ребята отвечают) (http://works.doklad.ru/view/RJyB-9eWZ50.html).
Это древние, наземные, вечнозеленые, реже листопадные деревья, кустарники и лианы. Имеют стебель, корень, лист. Размножаются и распространяются семенами, которые лежат открыто на поверхности чешуи. Древесину таких растений используют как ценный строительный материал (Голосеменные) (http://www.glaz.tv).
Самая многочисленная и молодая группа Царства Растений. Растут в воде, от ледяных пустынь Арктики до экваториальных лесов Амазонии. Имеют органы семенного размножения. Семена развиваются внутри плода (Покрытосеменные) ( https://infourok.ru).
Вот именно по таким признакам можно разделить растения на голосеменные и покрытосеменные ( https://infourok.ru).
А теперь с целью закрепления знаний по основным признакам отделов Голосеменные и Покрытосеменные предлагаю написать мини-самостоятельную работу ( https://infourok.ru).
Светолюбивое вечнозеленое растение со стройным стволом (сосна).
Хвоинки этого растения светло-зеленые, мягкие, сидят пучками, опадают на зиму …(лиственница)
Травянистое растение, которое так любят обезьяны…(банан)
После цветения растения образуется …(плод)
Семена из шишек высыпаются через…года. (2)
Растение, которое служит сырьем для изготовления тканей. (хлопок, лен)
Сколько лет растет морковь? (2 года)
Таким образом мы с вами повторили и закрепили знания по отделам Голосеменные и Покрытосеменные ( https://infourok.ru).
4. Подведение итогов.
Мы посмотрели подробно каждый отдел царства Растений. С целью закрепления материала предлагаю отгадать кроссворд.
4. Растение, имеющее цветок (покрытосеменное)
5. Группа низших, обычно водных, растений (водоросли)
8. Одноклеточная водоросль (хлорелла)
10. Крупная пластида у водорослей (хроматофор)
11. Растения, заканчивающие жизненный цикл (от прорастания семени до образования семян) в течение одного сезона (однолетние)
12. Органы, в которых образуются споры (спорангии)
13. Орган растения, развивающийся из цветка и заключающий семена (плод)
14. Высшее споровое растение (папоротник)
15. Высшее споровое растение с ползучим стеблем (плаун)
1. Высшее семенное растение, не имеющее цветков (голосеменное)
2. Орган размножения и расселения у высших растений (семя)
3. Высшее споровое растение, не имеющее корней (мох)
6. Нитевидная клетка, выполняющая функции корня у некоторых водорослей и мхов (ризоид)
7. Одноклеточная зеленая водоросль (хламидомонада)
9. Организм, тело которого состоит из гриба и водоросли (лишайник)
10. Высшее споровое растение (хвощ)
12. Специализированная клетка бактерий, грибов, растений, служащая для размножения, расселения и переживания неблагоприятных условий (спора)
Теперь мы с вами закрепили знания об основных отделах растений и их характеристики.
Ребята, сегодня на уроке мы с вами систематизировали знания об основных отделах царства Растений, особенностях их строения, распространения, размножения и роли в природе ( https://infourok.ru).
5. Домашнее задание.
Исходя из целей и задач нашего урока я предлагаю вам выполнить творческую домашнюю работу. Выставление оценок за урок (комментирую) ( https://infourok.ru).
Тема урока: «Внешнее строение листа».
I. Организационный момент, психологический настрой класса.
Дети, я рада вас видеть, сядьте красиво, улыбнитесь друг другу, чтобы сегодня на уроке царило взаимопонимание, любовь к тому, кто рядом, подарите во время общения тепло своей души, пожелайте добра и успехов. (Учитель приветствует и проверяет готовность детей к уроку.) (https://kartaslov.ru).
Ученики приветствуют учителя и желают друг другу хорошего настроения и успеха (https://kartaslov.ru).
II. Вводно-мотивационный этап: мотивация, актуализация, целеполагание.
Мы продолжаем изучать побег. Ответьте на вопросы:
-Какую часть побега вы изучили на прошлом уроке?
-Что такое почка растения?
-Какую функцию выполняет почка побега растения?
-Чем вегетативная почка отличается от генеративной?
Сегодня на уроке вы будете изучать другую часть побега. Давайте вы сами определите, какую. Для этого я загадаю вам загадку:
Первый на ветке, глянь, зеленеет,
Осенью жёлтый цвет он имеет,
В книжке, в тетрадке второй ты найдёшь,
Эту загадку на нём ты прочтёшь.
Третий же крышу собой покрывает,
Крыша такая уж течи не знает.
А вот четвёртый в Венгрии жил
И пианистом известным он был.
(Учитель читает эпиграф урока.)
Из предыдущих уроков вы уже знаете кое-что о листьях. Проверьте себя.
(Предлагает ученикам, используя карточку с вопросами для самоконтроля (прил.1), поставить карандашом знак «+» рядом с теми вопросами, на которые они уже сейчас знают ответ.)
По результатам проделанной работы сформулируйте тему и цели урока (https://kartaslov.ru).
Ученики фронтально дают ответы на поставленные вопросы по прошедшей теме урока. Это активизирует внимание учащихся, делает их участниками учебного занятия (https://kartaslov.ru).
Дети отгадывают загадку и определяют, что сегодня они будут изучать ЛИСТ (https://kartaslov.ru).
Закрепление полученных знаний:
В конце параграфа есть вопросы, ответьте на них письменно в тетради.
Задание домашнего задания.
Инновационные методы обучения
Конспект урока биологии. Тема: Биология – наука о живом мире.
Цель: Познакомить учащихся с задачами и содержанием школьного курса «Введение в общую биологию»; сформировать у учащихся четкое представление о современных проблемах общей биологии и понимание актуальности биологических исследований для человека и общества; сформировать знания об основных методах биологического исследования (http://biologymoscow.ucoz.ru).
Развивающая – развивать логическое мышление и память.
Образовательная– показать актуальность биологических знаний. Выявить значение общей биологии в системе биологических знаний (http://biologymoscow.ucoz.ru).
Воспитательная – воспитывать уважение к собственной учебной деятельности.
Оборудование: учебник, презентация.
Актуализация ранее изученного.
— Вспомните, что вы изучали в 5 классе.
Мотивация учебной деятельности.
Сегодня мы начинаем с вами изучать новый раздел в курсе биология, а именно введение в общую биологию.
Многие думают, что биология – это простая наука, суть которой состоит в том, чтобы рассматривать в микроскоп цветки растений или смотреть сквозь лупу на перья птиц или шерсть животных (http://biologymoscow.ucoz.ru).
Это не совсем так. На самом деле биология – наука очень сложная, но и очень интересная. В целом она изучает живую природу. А отдельные ее дисциплины изучают определенные группы организмов (http://biologymoscow.ucoz.ru).
Как вы думаете, в чем заключается задача биологии? (Основная задача биологии состоит в том, чтобы истолковать все явления живой природы, выявить законы, по которым развивается жизнь, и приблизиться таким образом к пониманию жизни как удивительного феномена, возникшего на нашей планете) (http://biologymoscow.ucoz.ru).
История биологии очень древняя. Фактически биология стала первой наукой, к изучению которой наших предков подтолкнула сама природа. Знание биологии на заре человечества было едва ли не основным условием выживания (http://biologymoscow.ucoz.ru).
Как вы думаете почему?( выслушать варианты ответов детей).
Изучение новой темы
Прочитаем в учебнике, что такое биология (первые два абзаца).
(В переводе с греческого «биос»означает жизнь, «логос» – учение (запись в тетрадь). – Итак, какое же определение можно дать термину биология?
Биология- наука о жизни, ее закономерностях и формах проявления, о существовании и распространении е во времени и пространстве. Она исследует происхождение жизни и ее сущность, развитие, взаимосвязи и многообразие. Биология относится к естественным наукам.(запись в тетрадь) (http://biologymoscow.ucoz.ru).
Для чего необходимо изучать биологию, почему это важно для человечества?
Найдите в учебнике на стр.4, когда возник термин «биология» и кто этому способствовал. Запишем в тетрадь.
Первичная проверка полученных знаний.
Методы исследований в биологии.
— Мы обычно говорим «научное знание», «научный факт», «научная картина мира». А в чем отличие научного знания от ненаучного? Какой факт можно считать научным? И что же такое наука?
Наука — один из способов изучения и познания окружающего мира. Биология помогает понять мир живой природы (http://biologymoscow.ucoz.ru).
Каждая наука имеет свои методы исследования.
Однако независимо от того, какие методы используются, для каждого ученого важнейшим должен оставаться принцип «Ничего не принимай на веру». Как вы его понимаете? (Это принцип отказа от слепого доверия к авторитету) (http://biologymoscow.ucoz.ru).
Научный метод — это совокупность приемов и операций, используемых при построении системы научных знаний. В биологии применяются различные методы (http://biologymoscow.ucoz.ru).
Для биологической науки характерны следующие методы исследования (запись в тетрадь):
Метод, область применения
Наблюдение. Преднамеренное, целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств
Эксперимент. Целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющее воспроизводить и наблюдать эти явления (http://biologymoscow.ucoz.ru).
Сравнительный. Сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различий (http://biologymoscow.ucoz.ru).
Описательный. Заключается в описании объектов и явлений.
Исторический. Сопоставление результатов наблюдений с ранее полученными результатами (http://biologymoscow.ucoz.ru).
Моделирование. Изучение процесса или явления через воспроизведение его в виде модели.
Что вы можете сказать о современной биологии? Давайте прочитаем об этом в учебнике.
Закрепление полученных знаний.
На стр.5 найдите №1 и №2. Первый вариант отвечает на вопрос №1, второй вариант – на вопрос №2.
Подведение итогов урока.
Какой вывод урока мы можем сделать?
Составьте 3 вопроса по данной теме и задайте по желанию своим одноклассникам.
Учебник: стр.3-5 (читать), знать определения в тетради, принести тетради для лабораторных работ.
Урок по биологии тема «Внешнее строение листа».
Цель : Способствовать формированию представлений о многообразии листьев, создать условия для формирования умения распознавать простые и сложные листья, их жилкование (http://gigabaza.ru/doc/91910.htm).
Образовательные: познакомить с многообразием листьев, особенностями их внешнего строения, типами жилкования; учить различать простые и сложные листья (http://gigabaza.ru/doc/91910.htm).
Развивающие: продолжить формирование умений работать с гербарным материалом, учебником и тетрадью; продолжить формирование личностных качеств обучающихся: наблюдательности, тренировка памяти, аккуратности при выполнении заданий, биологической речи, приёмов мыслительной деятельности; осуществлять анализ, синтез сравнивать, обобщать; формулировать выводы (http://gigabaza.ru/doc/91910.htm).
Воспитательные: воспитывать интерес к природе, эстетическое чувство (http://gigabaza.ru/doc/91910.htm).
Планируемые результаты учебного занятия :
— знать внешнее листа, его роль в жизни растения;
— уметь различать простые и сложные листья, особенности сетчатого, дугового и параллельного жилкования
— регулятивные: самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели; участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое (http://gigabaza.ru/doc/91910.htm);
— коммуникативные: сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре); слушать товарища и обосновывать свое мнение; выражать свои мысли и идеи (http://gigabaza.ru/doc/91910.htm);
— познавательные: сформировать умение анализировать и оценивать информацию; владеют умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сформировать умение строить логическое рассуждение (http://gigabaza.ru/doc/91910.htm);
— имеют познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; проявляют готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию (http://gigabaza.ru/doc/91910.htm).
Тип урока : изучение нового материала.
Что называют побегом?
Каково значение побега в жизни растений?
Какое строение имеет почка?
Чем отличается вегетативные (листовые) почки от генеративных (цветочных) почек?
За счет чего происходит развитие побега?
1. Из почки на побеге появляется:
А) корень; Б) лист; В) новый побег
2. Промежутки между листьями на побеге называют:
А) узлами; Б) междоузлиями
3. Почки, из которых образуются побеги с цветами, называют:
А) вегетативными; Б) генеративными
A) зачаточный побег
Б) зачаточные листья
B) видоизмененный побег
Г) видоизмененные листья
5. Место прикрепления листьев к побегу называют:
А) узлами; Б) междоузлиями
3. Мотивация учебной деятельности.
(Слайд 2) Отгадайте загадку:
Из почек появляются,
Осенью – летят (щелчок 1,2,3)
Ребята, о чем же мы сегодня будем с вами говорить? (ответы учащихся).
Правильно. Познакомимся со строением листа
(Слайд 3) Тема урока. Внешнее строение листа.
Глядя на тему урока, давайте определим, что вы сегодня на уроке должны будете узнать.
Изучение новой темы.
Листья бывают разные…
Желтые, зеленые, красные,
Перистые, округлые, овальные.
С зубчиками и цельнокрайние.
А могут быть простыми и сложными,
Сидячими и черешковыми.
А в прочем не важно какими…
Ведь растения питается ими.
В листьях фотосинтез идет,
А он органические вещества для жизни дает!
Ты понапрасну, дружок, лист не рви!
А лучше внешнее строение его учи!
Самый большой лист у виктории амазонской до 1 м. Лист виктории так велик, что на нем, как на плоту, может сидеть трехлетний ребенок (http://gigabaza.ru/doc/91910.htm).
Самый маленький лист у ряски диаметр листа достигает 3мм.
(Слайд 5) листья имеют различную форму, все они выполняют три основных функции (http://gigabaza.ru/doc/91910.htm).
(слайд 6) (щелчок 1,2,3) листья испаряют воду, (щелчок 4,5,6,7,8) поглощают углекислый газ и выделяют кислород в процессе фотосинтеза, (щелчок 9,10,11,12,13) осуществляют газообмен, при этом поглощают кислород и выделяют кислород (http://gigabaza.ru/doc/91910.htm).
(слайд 7) Внешнее строение листа
Хотя листья разных растений сильно отличаются по внешнему виду, между ними есть и общие признаки:
большинство листьев зелёного цвета,
(Слайд 8) У основания черешка у некоторых растений может быть прилистники.
(щелчок 1) с прилистниками (щелчок 2) без прилистников
(слайд 9) Прикрепление листьев к стеблю
(щелчок 1) Черешковые (щелчок 2) Сидячие
(щелчок 3,4,5,6) примеры
Зарисуйте внешнее строение листа. Подпишите основные части.
(Слайд 10) Что общего в строении простых листьев? Дайте определение, какой лист называется простым? Простые листья состоят из одной листовой пластинки (http://gigabaza.ru/doc/91910.htm).
(слайд 11) Что общего в строении сложных листьев? Дайте определение, какой лист называется сложным? Сложные листья состоят из нескольких листовых пластин и одного черешка
Из – за парт мы выйдем дружно
Но шуметь совсем не нужно,
Встали прямо, ноги вместе,
Поворот кругом на месте.
Хлопнем пару раз в ладошки.
И потопаем немножко.
А теперь представим, детки,
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный
Ветер стих. Вздохнули дружно
Нам урок продолжить нужно.
Подравнялись, тихо сели
И на доску посмотрели.
(слайд 12) простые и сложные листья имеют разную форму края листовой пластинки.
(слайд 13) (щелчок 1,2,3) листовые пластинки в разных направлениях пронизаны проводящими пучками, которые называют жилками.
Жилки проводят питательные вещества и воду и придают листу прочность (http://gigabaza.ru/doc/91910.htm).
(щелчок 4,5) параллельное – жилки расположены параллельно друг другу
(щелчок 6,7) сетчатое – жилки ветвятся, образуя сплошную сеть
(щелчок 8,9) дуговое – жилки расположены в виде дуги
(слайд 14) среди листьев с сетчатым жилкованием выделяют (щелчок 1,2) перистое и пальчатое (щелчок 3,4) примеры
(слайд 15) Лабораторная работа
«Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение»
Оборудование: гербарный материал или слайд 16
Ход работы по инструкции в учебнике на стр. 35-36.
Первичное закрепление знаний.
(слайд 17) Денису и Ане необходимо собрать гербарий. Ане необходимо собрать растения только с простыми листьями, а Денису – со сложными листьями? Помогите ребятам правильно собрать гербарий (http://gigabaza.ru/doc/91910.htm).
(слайд 18) Чтобы добраться до института, исследователю необходимо сфотографировать несколько растений с определенными видами листьев. Исходя из характеристик этих листьев, определите, какие растения и в какой последовательности сфотографирует исследователь
Лист с прилистником.
(слайд 19,20,21,22) В предложенном наборе листьев найдите одно лишнее. Аргументируйте свой выбор.
§ 6. вопросы на странице 36
Рефлексия. Подведение итогов.
Там в зарослях лесных
Где все для сердца мило…
Загадками природа нас одарила.
Обучающие : познакомить с многообразием, распространением и значением растений, местами их обитания, значением в природе и жизни человека, сформировать понятие о высших и низших растениях и науке ботаника (http://gigabaza.ru/doc/91910.htm).
Развивающие : продолжить развивать умение выделять главное, работать с источниками информации, делать выводы, развитие творческих способностей (http://gigabaza.ru/doc/91910.htm).
Воспитательные : умение слушать и выступать перед аудиторией, экологическое воспитание (http://gigabaza.ru/doc/91910.htm).
Проблемный вопрос: возможна ли жизнь на планете без растений.
Личностная значимость изучаемого для учащегося: растения красивы каждое по своему, растения важны, поэтому их нужно беречь (http://gigabaza.ru/doc/91910.htm).
Тип урока: урок изучения нового материала.
Организационное начало. Тема и цель урока.
Зачем изучать растения.
Многообразие растений и их значение.
Творческое задание (работа по группам).
Наука ботаника. Низшие и высшие растения.
Закрепление изученного материала – мини-тест.
Домашнее задание. Рефлексия.
Методы обучения: проблемный, частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.
Тема блока «Царство растений. Что узнаем, чему научимся?
Эпиграф: «В них спрятана солнечная энергия, красота и сила природы».
Мы получили инопланетное письмо. Текст письма следующий:
Наша планета в опасности! Она на грани гибели, и только вы, земляне, можете нам помочь! Только вы владеете космической тайной! Мы – космические путешественники, много лет назад покинули прекрасную планету Гринетту. Вернулись мы на гибнущую планету, где задыхаются жители, которая их зеленой превратилась в серую (http://gigabaza.ru/doc/91910.htm).
Спасти нас может только раскрытие тайны. Нам стало известно, что на Земле этой тайной владеет каждый шестиклассник. С вашей помощью мы хотим понять, что произошло с нашей планетой. Подозреваем, что без БКВ здесь не обошлось (http://gigabaza.ru/doc/91910.htm).
Ждем шифрованной информации о том, как нам восстановит свою планету. Что вы нам посоветуете (http://gigabaza.ru/doc/91910.htm).
Вопрос: чего не хватает жителям планеты Гринетты.
Проблемный вопрос: можно ли жить без растений?
Зачем нам изучать растения.
Особенно мальчики считают, что заниматься цветочками должны женщины. А между тем, раньше изучением растений занимались только мужчины, причем настоящие мужчины. Эти растения помогали им в жизни, а некоторые сыграли важную роль в истории (http://gigabaza.ru/doc/91910.htm).
Итак, времена прекрасных дам и мушкетеров. Право носить шпагу, как знак отличия, имели только дворяне и садоводы (http://gigabaza.ru/doc/91910.htm).
Троянская война. По легенде причиной её стало яблоко. На свадьбу царя Пелея были приглашены все кроме богини раздора Эриды. Обиженная Эрида в разгар подбросила яблоко с надписью «Прекраснейшей». Три богини Гера, Афродита и Афина стали спорить. Тогда пастух Парис отдал яблоко Афродите, в результате возникла вражда и война (http://gigabaza.ru/doc/91910.htm).
Война алой и белой розы в Англии. В 1455 году в дворцовом парке Тампль избирали короля. Произошла ссора между претендентами на английский престол. Ричард (представитель дома Йорков) сорвал с куста белую розу и предложил сделать тоже, кто хочет видеть его королем. Сторонники семейства Ланкастеров сорвали красные розы. Много лет спустя был выведен сорт с белыми и алыми лепестками, который назвали Ланкастер-Йоркский (http://gigabaza.ru/doc/91910.htm).
Множество мужчин погибло из-за растений, которые они шли добывать для своих дам: эдельвейс растет высоко в горах, он является символом красоты и молодости, орхидея – в джунглях (http://gigabaza.ru/doc/91910.htm).
Растения изображались на рыцарских доспехах и гербах, на флагах государств (http://gigabaza.ru/doc/91910.htm).
Флаг Канады – кленовый лист, герб Японии – хризантема. Символ России – лиственница. (гербарий)
Но растения являются не только символами красоты, вдохновляют поэтов на создание произведений. Вспомните стихи о растениях.
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они глядят на нас с тобою
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.
Приведите примеры из литературы или истории.
Многообразие растений на Земле, самое-самое.
Растений на Земле более 350 тыс. видов, от одноклеточных (под микроскопом), имеющие самое простое строение, до гигантских деревьев, занимающие огромные площади, имеющие сложное строение. Растения встречаются везде, в океанах и морях, озерах и прудах, пустынях и болотах, в горах и даже во льдах Арктики и Антарктиды (http://gigabaza.ru/doc/91910.htm).
Самое большое растение – секвойя вечнозеленая (в Калифорнии 110,33 м)
Самое маленькое дерево – бонсай, его высота может быть всего12 мм.
Самый большой цветок раффлезия на о.Суматра (1 м – 13 кг). Если кто-либо захотел
подарить его своей маме, то она мало бы обрадовалась, так как он имеет запах гниющего мяса.
Самый маленький цветок – ряска, имеют в диаметре всего 1 мм.
Самое старое растение – сосна остистая (Невада) 4900 лет.
Самое толстое дерево – баобаб, 15.9 м в диаметре.
Физминутка. Упражнение «Цветы»
Дети складывают ладони вместе, изображая цветок, затем раздвигают центральные части ладошек, формируя «бутон». И, наконец, раскрывают пальцы веером: цветок распускается (http://gigabaza.ru/doc/91910.htm).
Подержать раскрытый цветок, ощутить напряжение в пальцах рук, затем потрясти кистями и расслабить руки, выполнить 3-4 раза. Дышать глубоко, плечи расправить, медленно качать головой из стороны в сторону, пока не уйдет напряжение. Подбородок «вычерчивает» на груди слегка изогнутую линию. Качание головой улучшает мыслительную деятельность (http://gigabaza.ru/doc/91910.htm).
Наши нежные цветки
Ветерок чуть дышит,
Мозговой штурм «Какое значение растения имеют для человека и в природе».
(информация из учебника стр. 52)
Для человека – значение.
Какое главное значение растений?
Работа в группах: Оформить письмо-плакат для инопланетян. Время 7 мин.
Почему жители Грюнландии стали задыхаться?
Что им нужно взять на Земле?
Какое растение вы бы им посоветовали взять?
Решение проблемного вопроса: можно ли жить без растений.
Учащиеся при ответе на вопрос поднимают руку соответствующую правильному ответу. А – левая рука, Б – правая рука, С – обе руки.
Наука изучающая растения
Органы и ткани есть у
Главное значение растений
Являются пищей человеку
На земле существует растений
Около миллиона видов
Какое растение является символом России
§11, стр. 53 творческое задание.
Сравнительный анализ результатов исследования
В настоящее время меняются цели и задачи, стоящие перед современным образованием, урок был и остается главной составной частью учебного процесса. Качество подготовки учащихся определяется содержанием образования, технологиями проведения урока, его организационной и практической направленностью, его атмосферой, поэтому необходимо применение новых педагогических технологий в образовательном процессе (Канке В. А., 2003).
Оценочный результат проведённых уроков.
Традиционные методы обучения
Инновационные методы обучения
Как видно из таблицы 3., проводилось исследование двумя разными методами обучения. Учащиеся 6 «А» класса получали на уроках информацию традиционными методами обучения, а 6 «Б» инновационными методами обучения. В рамках исследования в каждом классе проведено три урока одинаковых тем, но только с разными методами обучения.
Первый урок проведен по теме «Биология – наука о живом мире», как видно в диаграмме 1. Результат у каждого класса разный.
По результату первого урока видно, что инновационный метод обучения в 6 «Б» классе превосходит, чем в 6 «А» проведённый традиционном методом.
Тема второго урока была, «Внешнее строение листа».
По результату проведенного урока на диаграммах показано, что преобладает инновационный метод обучения, а не традиционный.
Третий урок проведен по теме: «Царство растений, общая характеристика».
По результату проведенного исследования, видно, что преобладает инновационный метод обучения. Учащиеся лучше воспринимают и понимают новые темы с использованием современных технологий. Информационные технологии позволяют изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление; рационально организовать познавательную деятельность школьников в ходе учебно-воспитательного процесса; изучать явления и процессы в микро- и макромире, внутри сложных технических и биологических систем на основе использования средств компьютерной графики и моделирования; представлять в удобном для изучения масштабе различные физические, химические, биологические процессы, реально протекающие с очень большой или малой скоростью ( Обухов, А.С., 2001).
В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации ( Обухов, А.С., 2001).
Применение ИКТ на уроках является одной из новых форм преподавания в современном образовании, способствующих не только развитию личности, но и повышению мотивации учащихся к изучению предмета. Поэтому необходимо как можно глубже внедрять информационные технологии в преподавание своих предметов. Продвижение учащихся в развитии, положительные результаты, улучшение успеваемости, качество знаний учеников убеждают в правильности выбора и способствуют более глубокому изучению методики и применению на уроках новых информационных технологий ( Обухов, А.С., 2001).
Самостоятельность учащихся на уроке способствует развитию таких личностных качеств как самоопределение и формирует адекватную самооценку. При подготовке и проведении уроков биологии на различных ступенях обучения необходимо использовать различные формы ИКТ (Нащочина М.М., 2008).
Информационные технологии позволяют построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому школьнику собственную траекторию обучения. Коренным образом изменить организацию процесса обучения учащихся, формируя у них системное мышление ( Волкова, Ю.Л., 2005).
Волкова, Ю.Л. Исследовательская деятельность средство формирования ценностного отношения к природе у школьников / Ю.Л. Волкова // Исследовательская работа школьников. – 2005.
Нащочина М.М. Методика использования цифровых образовательных технологий на уроках и внеклассных занятиях по биологии в средней школе. – Хабаровск, 2008.
Обухов, А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры / А.С. Обухов // Школьные технологии. – 2001.