справочник православного человека часть 1 православный храм

Справочник православного человека часть 1 православный храм

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть фото справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть картинку справочник православного человека часть 1 православный храм. Картинка про справочник православного человека часть 1 православный храм. Фото справочник православного человека часть 1 православный храм

Энциклопедический справочник «Новая скрижаль», составленный в XIX веке архиепископом Нижегородским и Арзамасским Вениамином, выдержал, несмотря на присущий эпохе материализм и скептицизм, 17 изданий. Причиной такой невероятной популярности сборника явился тот факт, что в нем был собран огромный справочный материал о храмовых зданиях, их внешнем и внутреннем устройстве, утвари, священных предметах и изображениях, чинах общественных и частных богослужений, совершаемых в Православной Церкви.

К сожалению, архаичность языка «Новой скрижали», перенасыщенность сборника объяснением символических значений описываемых предметов делает эту уникальную книгу очень сложной для восприятия современного христианина. А необходимость в тех сведениях, которые она давала, в данный момент даже выше, чем в позапрошлом веке. Поэтому нашим Издательством предпринимается попытка продолжить традицию, начатую «Новой скрижалью».

В «Справочнике православного человека» мы собрали наиболее полные сведения справочного характера по вышеназванным темам, адаптировав га для понимания современных христиан. Нами подготовлена первая часть книги– «Православный храм» – которую отличает полнота данного в ней справочного материала. Здесь собраны сведения о внешнем и внутреннем устройстве православных храмов и о всем, что является их неотъемлемой принадлежностью. Еще одной особенностью книги является обилие иллюстраций, наглядно представляющих те священные предметы, описание которых в ней дано.

Внутренняя структура справочника характеризуется тем, что начало статьи, посвященной тому или иному священному предмету, выделяется полужирным шрифтом, что позволяет без труда найти ее в тексте.

При этом текст не дробится на отдельные части, а составляет неделимое целое, объединенное в пределах больших разделов внутренней логикой повествования.

Книга также содержит в себе подробный предметный указатель, позволяющий читателю легко найти интересующий их термин.

Для составления первой части использовались несколько источников, но за основу взята «Настольная книга священнослужителя», точность описаний которой не подвергается никакому сомнению. Опыт показывает, что даже давно воцерковленные прихожане православных храмов имеют о некоторых священных предметах искаженное представление или не имеют его вообще. Книга призвана восполнить эти пробелы. Кроме того, она сможет стать справочником для тех, кто только пришел в православный храм и не знает о нем ничего.

В планах Издательства – работа над следующими частями справочника:

1. Священное Писание и Священное Предание.

2. Иконопись (без специальных и прикладных сведений).

3. Богослужение Православной Церкви.

4. Таинства Православной Церкви.

5. Годовой круг праздников и православные посты.

6. Общие сведения по догматическому и нравственному богословию и другие темы.

Задача сборника – собрать в нем справочный материал о Православной Церкви общедоступного характера. Книга поможет верующим восполнить тот недостаток знаний о важнейших составляющих жизни православного человека, который существует сейчас.

Храм, его возникновение и символика

справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть фото справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть картинку справочник православного человека часть 1 православный храм. Картинка про справочник православного человека часть 1 православный храм. Фото справочник православного человека часть 1 православный храм

Одно из основных свойств Божьих – Его вездесущие, поэтому молиться православному христианину можно везде, в любом месте. Но есть места исключительного присутствия Божия, где Господь находится особенным, благодатным образом. Такие места называются храмами Божиими или церквами. Храм есть освященное здание, в котором верующие славословят Бога, благодарят Его за полученные благодеяния и молятся Ему о своих нуждах. Центральные, чаще всего наиболее величественные храмы, в которых собирается духовенство из других ближайших церквей по поводу общих торжественных богослужений, называются соборными, или просто соборами.

справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть фото справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть картинку справочник православного человека часть 1 православный храм. Картинка про справочник православного человека часть 1 православный храм. Фото справочник православного человека часть 1 православный храм

Храм Спаса-на-Крови. Санкт-Петербург

По подчиненности и местоположению храмы делятся на:

Ставропигиальные – храмы, находящиеся в непосредственном управлении Святейшего Патриарха и Синода.

Кафедральные – являются главными храмами для правящих архиереев той или иной епархии.

Приходские – храмы, в которых совершаются богослужения местных приходов[1].

Кладбищенские – находящиеся либо на территории кладбищ, либо в непосредственной близости от них. Особенностью кладбищенских храмов является то, что здесь постоянно совершаются заупокойные службы. Обязанность местных священнослужителей – совершение по требованию родственников литий и панихид о тех, кто похоронен на кладбище.

Храмовое здание имеет свой, устоявшийся в течение веков, архитектурный облик со своей глубокой символикой. Главное, усвояемое православному храму символическое значение, – это Царство Божие в единстве трех его областей: Божественной, небесной и земной. Этим определяется наиболее распространенное трехчастное деление храма: алтарь, собственно храм и притвор («или трапеза). Эти три части православного храма знаменуют собой разные области бытия: алтарь – область бытия Божия, собственно храм – область ангельского мира и притвор – область земного бытия. Все три части храма в своей совокупности являют собой образ всего мироздания во главе с Богом, его Творцом и Создателем.

История возникновения православных храмов

Первым православным храмом, по свидетельству Евангелия, была Сионская горница. Перед Своим распятием Господь заповедал ученикам отыскать горницу большую, устланную, готовую (Мк. 14; 15) и приготовить все, что нужно для празднования иудейской Пасхи. В этой горнице и состоялась Тайная Вечеря Господа Иисуса Христа со Своими учениками. Здесь Христос омыл ученикам ноги и Сам совершил первую Евхари́стию – Таинство претворения хлеба и вина в Свои Тело и Кровь. При этом Господь заповедал апостолам, а в их лице и всем христианам, совершать то же и так же в Его воспоминание.

Сио́нская го́рница – прообраз христианского храма, как особо устроенного помещения для молитвенных собраний, богообщения, совершения таинств и всего христианского богослужения. В Сионской горнице в день Пятидесятницы апостолы, собравшиеся для молитвы, удостоились обещанного им Сошествия Святого Духа. Это великое событие положило начало устройству земной Христовой Церкви. Первые христиане продолжали почитать Ветхозаветный иудейский храм, куда ходили для молитвы и проповеди Евангелия еще не уверовавшим иудеям, но новозаветное Таинство Евхаристии совершали в других помещениях, какими в то время были обычные жилые дома. В них для молитвы отводилась комната, наиболее удаленная от внешнего входа и уличного шума, называвшаяся у греков «и́косом», а у римлян «э́кусом». По внешнему виду икосы представляли собой продолговатые (изредка двухэтажные) комнаты, с колоннами по длине, делившими иногда икос на три части; причем среднее пространство икоса могло быть выше и шире боковых.

Источник

Справочник православного человека часть 1 православный храм

Цензор архимандрит Лука (Пинаев)

Справочник православного человека. Часть первая: Православный храм

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Энциклопедический справочник «Новая скрижаль», составленный в XIX веке архиепископом Нижегородским и Арзамасским Вениамином, выдержал, несмотря на присущий эпохе материализм и скептицизм, 17 изданий. Причиной такой невероятной популярности сборника явился тот факт, что в нем был собран огромный справочный материал о храмовых зданиях, их внешнем и внутреннем устройстве, утвари, священных предметах и изображениях, чинах общественных и частных богослужений, совершаемых в Православной Церкви.

К сожалению, архаичность языка «Новой скрижали», перенасыщенность сборника объяснением символических значений описываемых предметов делает эту уникальную книгу очень сложной для восприятия современного христианина. А необходимость в тех сведениях, которые она давала, в данный момент даже выше, чем в позапрошлом веке. Поэтому нашим Издательством предпринимается попытка продолжить традицию, начатую «Новой скрижалью».

В «Справочнике православного человека» мы собрали наиболее полные сведения справочного характера по вышеназванным темам, адаптировав га для понимания современных христиан. Нами подготовлена первая часть книги– «Православный храм» – которую отличает полнота данного в ней справочного материала. Здесь собраны сведения о внешнем и внутреннем устройстве православных храмов и о всем, что является их неотъемлемой принадлежностью. Еще одной особенностью книги является обилие иллюстраций, наглядно представляющих те священные предметы, описание которых в ней дано.

Внутренняя структура справочника характеризуется тем, что начало статьи, посвященной тому или иному священному предмету, выделяется полужирным шрифтом, что позволяет без труда найти ее в тексте.

При этом текст не дробится на отдельные части, а составляет неделимое целое, объединенное в пределах больших разделов внутренней логикой повествования.

Книга также содержит в себе подробный предметный указатель, позволяющий читателю легко найти интересующий их термин.

Для составления первой части использовались несколько источников, но за основу взята «Настольная книга священнослужителя», точность описаний которой не подвергается никакому сомнению. Опыт показывает, что даже давно воцерковленные прихожане православных храмов имеют о некоторых священных предметах искаженное представление или не имеют его вообще. Книга призвана восполнить эти пробелы. Кроме того, она сможет стать справочником для тех, кто только пришел в православный храм и не знает о нем ничего.

В планах Издательства – работа над следующими частями справочника:

1. Священное Писание и Священное Предание.

2. Иконопись (без специальных и прикладных сведений).

3. Богослужение Православной Церкви.

4. Таинства Православной Церкви.

5. Годовой круг праздников и православные посты.

6. Общие сведения по догматическому и нравственному богословию и другие темы.

Задача сборника – собрать в нем справочный материал о Православной Церкви общедоступного характера. Книга поможет верующим восполнить тот недостаток знаний о важнейших составляющих жизни православного человека, который существует сейчас.

Храм, его возникновение и символика

Одно из основных свойств Божьих – Его вездесущие, поэтому молиться православному христианину можно везде, в любом месте. Но есть места исключительного присутствия Божия, где Господь находится особенным, благодатным образом. Такие места называются храмами Божиими или церквами. Храм есть освященное здание, в котором верующие славословят Бога, благодарят Его за полученные благодеяния и молятся Ему о своих нуждах. Центральные, чаще всего наиболее величественные храмы, в которых собирается духовенство из других ближайших церквей по поводу общих торжественных богослужений, называются соборными, или просто соборами.

Храм Спаса-на-Крови. Санкт-Петербург

По подчиненности и местоположению храмы делятся на:

Ставропигиальные – храмы, находящиеся в непосредственном управлении Святейшего Патриарха и Синода.

Источник

Справочник православного человека часть 1 православный храм

Цензор архимандрит Лука (Пинаев)

Справочник православного человека

Часть вторая: Таинства Православной Церкви

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть фото справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть картинку справочник православного человека часть 1 православный храм. Картинка про справочник православного человека часть 1 православный храм. Фото справочник православного человека часть 1 православный храм

Таинство (греч. мистерион – тайна, таинство) – священные действия, в которых под видимым образом сообщается верующим невидимая благодать Божья.

Слово «Таинство» имеет в Священном Писании несколько значений.

1. Глубокая, сокровенная мысль, вещь или действие.

2. Божественное домостроительство спасения рода человеческого, которое изображается тайной, непостижимой ни для кого, даже для Ангелов.

3. Особое действие Промысла Божьего по отношению к верующим, в силу которого невидимая благодать Божья непостижимым образом сообщается им в видимом.

В приложении к церковным священнодействиям слово Таинство обнимает и первое, и второе, и третье понятие.

В широком смысле слова все совершаемое в Церкви является Таинством: «Все в Церкви есть святое таинство. Всякое священнодействие есть святое таинство. – И даже самое незначительное? – Да, каждое из них глубоко и спасительно, как и сама тайна Церкви, ибо и самое “незначительное” священнодействие в Богочеловеческом организме Церкви находится в органической, живой связи со всей тайной Церкви и самим Богочеловеком Господом Иисусом Христом» (архим. Иустин (Попович)).

Как отмечал прот. Иоанн Мейендорф: «В патристическую эпоху не существовало даже специального термина для обозначения “таинств” как особенной категории церковных деяний: термин misterion использовался вначале в более широком и общем смысле “тайны спасения”, и только во втором вспомогательном смысле он употреблялся для обозначения частных действий, дарующих спасение», то есть собственно Таинств. Таким образом, под словом таинство святые Отцы понимали все, что относится и к Божественному домостроительству нашего спасения.

Но традиция, которая стала складываться в православных богословских школах начиная с XV в., выделяет из многочисленных благодатных священнодействий семь собственно Таинств. Святой Симеон, архиепископ Солунский († 1429), сопоставляет их количество с другим известным из пророческих книг Библии числом: «Семь даров Святого Духа, – говорит Исаия; семь и Таинств церковных, совершаемых Духом Святым; Таинства сии суть: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Священство, Брак, Елеосвящение». Кроме того, многие толкователи находят обоснование седмеричного числа Таинств в следующих словах Священного Писания: Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь (Притч. 9; 1). Еще один вехозаветный прообраз Таинств – семь ветвей светильника, пророчески поставленного Моисеем в скинии Завета и Соломоном в Иерусалимском храме.

Более категорично вопрос о числе Таинств решается в Послании Восточных Патриархов: «Веруем, что в Церкви есть евангельские Таинства и что их семь. Меньшего или большего числа Таинств в Церкви не имеем, так как число Таинств сверх семи есть порождение еретического неразумия. Седмеричное же число Таинств законополагается и принимается Священным Писанием, как и прочие догматы кафолической веры».

Все стороны жизни Православия являются результатом религиозно-исторического развития живого Тела Церкви. Этот процесс часто сравнивают с тем, как из малого семени вырастает могучее дерево. Не сразу в Церкви оформились и семь Таинств, такое их количество установилось лишь к XV–XVI в. Первая попытка систематизации Таинств связана с именем св. Дионисия Ареопагита[1]. В книге «О церковной иерархии» им выделены шесть Таинств. Первые же упоминания в православных источниках формулы седмеричного числа Таинств без всякого отличия их состава от нынешнего встречаются в грамотах Иоанна Векка[2] (1277 г.) и в так называемом «Исповедании веры» византийского императора Михаила Палеолога и сына его Андроника.

Всем семи Таинствам присущи следующие необходимые признаки:

2) невидимая благодать, преподаваемая в Таинстве;

3) видимый образ (последование) его совершения.

Внешние действия («видимый образ») в Таинствах имеют значение не сами по себе. Они предназначены для человека, приступающего к Таинству, поскольку по своей природе он нуждается в видимых средствах для восприятия невидимой силы Божьей.

Непосредственно в Евангелии упоминаются три Таинства (Крещение, Причащение и Покаяние). Указания о божественном происхождении других Таинств можно найти в книге Деяний, в апостольских Посланиях, а также в творениях мужей апостольских[3] и учителей Церкви первых веков христианства (св. Иустин Мученик, св. Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, св. Киприан и др.).

В каждом Таинстве верующему христианину сообщается определенный благодатный дар.

1. В Таинстве Крещения человеку дается благодать, освобождающая от его прежних грехов и освящающая его.

2. В Таинстве Миропомазания верующему, при помазании святым Миром частей тела, дается благодать, ставящая его на путь духовной жизни.

3. В Таинстве Покаяния исповедующий свои грехи, при видимом изъявлении прощения от священника, получает благодать, освобождающую его от грехов.

4. В Таинстве Причащения (Евхаристии) верующий получает благодать обожения через единение со Христом.

5. В Таинстве Елеосвящения при помазании тела елеем (маслом) больному даруется благодать Божья, исцеляющая немощи душевные и телесные.

6. В Таинстве Брака супругам дается благодать, освящающая их союз (во образ духовного союза Христа с Церковью), а также рождение и христианское воспитание детей.

7. В Таинстве Священства чрез святительское рукоположение (хиротонию) правильно избранному из числа верующих дается благодать совершать Таинства и пасти стадо Христово.

Необходимым условием для совершения и действенности Таинства является присутствие:

1) объективной стороны Таинства, которая состоит в его совершении правильно поставленным священнослужителем, соблюдающим определенную внешнюю форму и словесную формулу Таинства. При соблюдении объективной стороны совершенное Таинство будет действительным;

2) субъективной стороны Таинства, которая заключается во внутреннем настроении и расположении человека, прибегающего к нему. Для человека, имеющего твердую веру и благоговение, совершенное Таинство будет действенным. Впрочем, смиренно сознаваемая нетвердость веры, – это далеко не то, что упорное неверие. Ведь, по большому счету, только такое неверие и может являться средостением между Богом и человеком.

Не является условием для действительности Таинства наличие заслуг или достоинств лиц, совершающих и приемлющих Таинства. Грешный человек должен сознавать великое значение и важность Таинства и иметь искреннее желание и готовность принять его. При отсутствии такого внутреннего настроя обращение человека к Таинству послужит ему лишь к осуждению (См.: 1 Кор. 11; 26–30).

Правильно совершенные и воспринятые Таинства сообщают благодать всей психофизической природе человека и производят глубокое воздействие на его внутреннюю, духовную жизнь.

Св. Дионисий Ареопагит был обращен в христианство апостолом Павлом во время его миссионерского путешествия в Афины.

Иоанн XI Векк – константинопольский патриарх во времена императора Михаила Палеолога.

Мужи апостольские – современники апостолов и их непосредственные ученики; раннехристианские писатели I–II вв., представлявшие христианскую традицию в ее самой ранней послеапостольской форме (св. Варнава, св. Климент Римский, св. Игнатий, св. Поликарп, Папий Иеропольский и др.).

Источник

Справочник православного человека. Часть 1. Православный храм

Скачать книгу в формате:

Аннотация

Цензор архимандрит Лука (Пинаев)

Справочник православного человека. Часть первая: Православный храм

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Энциклопедический справочник «Новая скрижаль», составленный в XIX веке архиепископом Нижегородским и Арзамасским Вениамином, выдержал, несмотря на присущий эпохе материализм и скептицизм, 17 изданий. Причиной такой невероятной популярности сборника явился тот факт, что в нем был собран огромный справочный материал о храмовых зданиях, их внешнем и внутреннем устройстве, утвари, священных предметах и изображениях, чинах общественных и частных богослужений, совершаемых в Православной Церкви.

К сожалению, архаичность языка «Новой скрижали», перенасыщенность сборника объяснением символических значений описываемых предметов делает эту уникальную книгу очень сложной для восприятия современного христианина. А необходимость в тех сведениях, которые она давала.

Отзывы

Популярные книги

справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть фото справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть картинку справочник православного человека часть 1 православный храм. Картинка про справочник православного человека часть 1 православный храм. Фото справочник православного человека часть 1 православный храм

Шесть галактических цивилизаций. Пять погибших планет. Четверо учёных из разных миров. Три.

Порог

справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть фото справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть картинку справочник православного человека часть 1 православный храм. Картинка про справочник православного человека часть 1 православный храм. Фото справочник православного человека часть 1 православный храм

О смертельных схватках и их победителях

справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть фото справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть картинку справочник православного человека часть 1 православный храм. Картинка про справочник православного человека часть 1 православный храм. Фото справочник православного человека часть 1 православный храм

Глория уже полностью забыла свое прошлое. Она готова к переменам и к новой жизни. Она даже слышит.

50 дней после моего самоубийства

справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть фото справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть картинку справочник православного человека часть 1 православный храм. Картинка про справочник православного человека часть 1 православный храм. Фото справочник православного человека часть 1 православный храм

Барон Максимильян, чрезвычайный и полномочный посол его величества Нумеда III к Подгорному престол.

Мастер клинков. Клинок выкован

справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть фото справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть картинку справочник православного человека часть 1 православный храм. Картинка про справочник православного человека часть 1 православный храм. Фото справочник православного человека часть 1 православный храм

Максим Батырев 45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя © М. Батырев, 2014 © Из.

45 татуировок менеджера. Правила российского руководителя

справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть фото справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть картинку справочник православного человека часть 1 православный храм. Картинка про справочник православного человека часть 1 православный храм. Фото справочник православного человека часть 1 православный храм

Изучаем Python, 4-е издание.

Дорогой читатель. Книгу «Справочник православного человека. Часть 1. Православный храм» Пономарев Вячеслав вероятно стоит иметь в своей домашней библиотеке. Один из немногих примеров того, как умело подобранное место украшает, дополняет и насыщает цветами и красками все произведение. На протяжении всего романа нет ни одного лишнего образа, ни одной лишней детали, ни одной лишней мелочи, ни одного лишнего слова. Чувствуется определенная особенность, попытка выйти за рамки основной идеи и внести ту неповторимость, благодаря которой появляется желание вернуться к прочитанному. Обращает на себя внимание то, насколько текст легко рифмуется с современностью и не имеет оттенков прошлого или будущего, ведь он актуален во все времена. Мягкая ирония наряду с комическими ситуациями настолько гармонично вплетены в сюжет, что становятся неразрывной его частью. Просматривается актуальная во все времена идея превосходства добра над злом, света над тьмой с очевидной победой первого и поражением второго. Интрига настолько запутанна, что несмотря на встречающиеся подсказки невероятно сложно угадать дорогу, по которой пойдет сюжет. Произведение, благодаря мастерскому перу автора, наполнено тонкими и живыми психологическими портретами. Динамичный и живой язык повествования с невероятной скоростью приводит финалу и удивляет непредсказуемой развязкой. Запутанный сюжет, динамически развивающиеся события и неожиданная развязка, оставят гамму положительных впечатлений от прочитанной книги. «Справочник православного человека. Часть 1. Православный храм» Пономарев Вячеслав читать бесплатно онлайн невозможно без переживания чувства любви, признательности и благодарности.

справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть фото справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть картинку справочник православного человека часть 1 православный храм. Картинка про справочник православного человека часть 1 православный храм. Фото справочник православного человека часть 1 православный храм

Новинки

справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть фото справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть картинку справочник православного человека часть 1 православный храм. Картинка про справочник православного человека часть 1 православный храм. Фото справочник православного человека часть 1 православный храм

Кто-то теряет ногу, кто-то — руку, а я потерял всё тело и свой мир в придачу. Однажды, тестируя па.

Источник

Текст книги «Справочник православного человека. Часть 1. Православный храм»

Автор книги: Вячеслав Пономарев

Жанры:

Прочая религиозная литература

Справочники

Текущая страница: 1 (всего у книги 5 страниц) [доступный отрывок для чтения: 2 страниц]

Цензор архимандрит Лука (Пинаев)
Справочник православного человека. Часть первая: Православный храм

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

От издательства

справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть фото справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть картинку справочник православного человека часть 1 православный храм. Картинка про справочник православного человека часть 1 православный храм. Фото справочник православного человека часть 1 православный храм

Энциклопедический справочник «Новая скрижаль», составленный в XIX веке архиепископом Нижегородским и Арзамасским Вениамином, выдержал, несмотря на присущий эпохе материализм и скептицизм, 17 изданий. Причиной такой невероятной популярности сборника явился тот факт, что в нем был собран огромный справочный материал о храмовых зданиях, их внешнем и внутреннем устройстве, утвари, священных предметах и изображениях, чинах общественных и частных богослужений, совершаемых в Православной Церкви.

К сожалению, архаичность языка «Новой скрижали», перенасыщенность сборника объяснением символических значений описываемых предметов делает эту уникальную книгу очень сложной для восприятия современного христианина. А необходимость в тех сведениях, которые она давала, в данный момент даже выше, чем в позапрошлом веке. Поэтому нашим Издательством предпринимается попытка продолжить традицию, начатую «Новой скрижалью».

В «Справочнике православного человека » мы собрали наиболее полные сведения справочного характера по вышеназванным темам, адаптировав га для понимания современных христиан. Нами подготовлена первая часть книги– «Православный храм» – которую отличает полнота данного в ней справочного материала. Здесь собраны сведения о внешнем и внутреннем устройстве православных храмов и о всем, что является их неотъемлемой принадлежностью. Еще одной особенностью книги является обилие иллюстраций, наглядно представляющих те священные предметы, описание которых в ней дано.

Внутренняя структура справочника характеризуется тем, что начало статьи, посвященной тому или иному священному предмету, выделяется полужирным шрифтом, что позволяет без труда найти ее в тексте.

При этом текст не дробится на отдельные части, а составляет неделимое целое, объединенное в пределах больших разделов внутренней логикой повествования.

Книга также содержит в себе подробный предметный указатель, позволяющий читателю легко найти интересующий их термин.

Для составления первой части использовались несколько источников, но за основу взята «Настольная книга священнослужителя», точность описаний которой не подвергается никакому сомнению. Опыт показывает, что даже давно воцерковленные прихожане православных храмов имеют о некоторых священных предметах искаженное представление или не имеют его вообще. Книга призвана восполнить эти пробелы. Кроме того, она сможет стать справочником для тех, кто только пришел в православный храм и не знает о нем ничего.

В планах Издательства – работа над следующими частями справочника:

1. Священное Писание и Священное Предание.

2. Иконопись (без специальных и прикладных сведений).

3. Богослужение Православной Церкви.

4. Таинства Православной Церкви.

5. Годовой круг праздников и православные посты.

6. Общие сведения по догматическому и нравственному богословию и другие темы.

Задача сборника – собрать в нем справочный материал о Православной Церкви общедоступного характера. Книга поможет верующим восполнить тот недостаток знаний о важнейших составляющих жизни православного человека, который существует сейчас.

Храм, его возникновение и символика

справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть фото справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть картинку справочник православного человека часть 1 православный храм. Картинка про справочник православного человека часть 1 православный храм. Фото справочник православного человека часть 1 православный храм

Одно из основных свойств Божьих – Его вездесущие, поэтому молиться православному христианину можно везде, в любом месте. Но есть места исключительного присутствия Божия, где Господь находится особенным, благодатным образом. Такие места называются храмами Божиими или церквами. Храместь освященное здание, в котором верующие славословят Бога, благодарят Его за полученные благодеяния и молятся Ему о своих нуждах. Центральные, чаще всего наиболее величественные храмы, в которых собирается духовенство из других ближайших церквейпо поводу общих торжественных богослужений, называются соборными, или просто соборами.

справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть фото справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть картинку справочник православного человека часть 1 православный храм. Картинка про справочник православного человека часть 1 православный храм. Фото справочник православного человека часть 1 православный храм

Храм Спаса-на-Крови. Санкт-Петербург

По подчиненности и местоположению храмы делятся на:

Ставропигиальные – храмы, находящиеся в непосредственном управлении Святейшего Патриарха и Синода.

Кафедральные – являются главными храмами для правящих архиереев той или иной епархии.

Приходские – храмы, в которых совершаются богослужения местных приходов [1] 1
Приходом называется община православных христиан, состоящая из священнослужителей и мирян, объединенных при храме.

Кладбищенские – находящиеся либо на территории кладбищ, либо в непосредственной близости от них. Особенностью кладбищенских храмов является то, что здесь постоянно совершаются заупокойные службы. Обязанность местных священнослужителей – совершение по требованию родственников литий и панихид о тех, кто похоронен на кладбище.

Храмовое зданиеимеет свой, устоявшийся в течение веков, архитектурный обликсо своей глубокой символикой. Главное, усвояемое православному храму символическое значение, – это Царство Божиев единстве трех его областей: Божественной, небесной и земной.Этим определяется наиболее распространенное трехчастное деление храма: алтарь, собственно храми притвор(«или трапеза).Эти три части православного храма знаменуют собой разные области бытия: алтарь –область бытия Божия,собственно храм –область ангельского мираи притвор –область земного бытия.Все три части храма в своей совокупности являют собой образ всего мироздания во главе с Богом, его Творцом и Создателем.

История возникновения православных храмов

Первым православным храмом, по свидетельству Евангелия, была Сионская горница.Перед Своим распятием Господь заповедал ученикам отыскать горницу большую, устланную, готовую(Мк. 14; 15) и приготовить все, что нужно для празднования иудейской Пасхи. В этой горнице и состоялась Тайная Вечеря Господа Иисуса Христа со Своими учениками. Здесь Христос омыл ученикам ноги и Сам совершил первую Евхари́стию – Таинство претворения хлеба и вина в Свои Тело и Кровь. При этом Господь заповедал апостолам, а в их лице и всем христианам, совершать то же и так же в Его воспоминание.

Сио́нская го́рница – прообраз христианского храма,как особо устроенного помещения для молитвенных собраний, богообщения, совершения таинств и всего христианского богослужения. В Сионской горницев день Пятидесятницы апостолы, собравшиеся для молитвы, удостоились обещанного им Сошествия Святого Духа.Это великое событие положило начало устройству земной Христовой Церкви. Первые христиане продолжали почитать Ветхозаветный иудейский храм, куда ходили для молитвы и проповеди Евангелия еще не уверовавшим иудеям, но новозаветное Таинство Евхаристии совершали в других помещениях, какими в то время были обычные жилые дома. В них для молитвы отводилась комната, наиболее удаленная от внешнего входа и уличного шума, называвшаяся у греков «и́косом»,а у римлян «э́кусом».По внешнему виду икосыпредставляли собой продолговатые (изредка двухэтажные) комнаты, с колоннами по длине, делившими иногда икосна три части; причем среднее пространство икосамогло быть выше и шире боковых.

Гонения на христиан со стороны иудеев полностью прервали связь апостолов и их учеников с Ветхозаветным храмом, который был разрушен римлянами в 70 году н. э.

До Миланского Эди́кта Константина Великого, изданного в 325 году, христианство в Римской империи было гонимо. Это не позволяло открыто строить храмовые здания. Но в связи с быстрым распространением христианства в Греции, Малой Азии и Италии такие попытки делались. В основном же для молитвенных собраний служили дома богатых верующих римлян и особые постройки в их имениях – базилики.

справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть фото справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть картинку справочник православного человека часть 1 православный храм. Картинка про справочник православного человека часть 1 православный храм. Фото справочник православного человека часть 1 православный храм

Базили́капрямоугольное вытянутое здание с плоским потолком и двускатной крышей. Снаружи и изнутри по всему периметру здания рядами шли колонны, несущие кровлю, а также выполнявшие функцию архитектурного украшения. Напротив входа в противоположном конце здания имелась абсида, отделенная от остальной части помещения колоннами, которая и служила, по всей видимости, алтарем.

Но гонения на христиан заставляли их искать иных мест для собраний и богослужений.

Катако́мбыобширные подземелья в древнем Риме – стали выполнять функцию храмовых зданий в первые века христианства. Они служили для христиан убежищем от преследований, местом богослужений и погребений. В зернистом туфе верующими были вырезаны сотни помещений и лабиринты многоэтажных коридоров. В стенах этих коридоров одна над другой делались могилы, закрываемые каменными плитами с надписями и символическими изображениями. Существовало три основных категории катакомбных помещений: куби́кулы, кри́птыи капе́ллы.

Символичекие изображения в катакомбах:

справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть фото справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть картинку справочник православного человека часть 1 православный храм. Картинка про справочник православного человека часть 1 православный храм. Фото справочник православного человека часть 1 православный храм

Рыба – «ИХТИС», символ Спасителя

справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть фото справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть картинку справочник православного человека часть 1 православный храм. Картинка про справочник православного человека часть 1 православный храм. Фото справочник православного человека часть 1 православный храм

Рыбы, как символ христиан, возродившихся в купели Крещения

Куби́кулы– помещения ограниченной площади, имеющие ниши в стенах, используемые для захоронений. Выполняли функции близкие тем, что имеют современные часовни.

Кри́пты– использовались не только для захоронений, но и служили для оправления общественных богослужений. Площадь этих помещений позволяла большему количеству христиан приходить в них и устраивать молитвенные собрания. Вмещали в себя до 80 человек. Криптысостояли чаще всего из одного помещения (комнаты), в них не было отдельных алтарей, а женщины и мужчины молились вместе.

Капе́ллы– храмовые помещения самой значительной площади, вмещавшие наибольшее число молящихся во время общественных богослужений. Как и все катакомбные храмы использовались для многочисленных захоронений в стенах и в алтарной части. В них могли одновременно молиться до 150 человек. Капеллыотличались от крипт не только большею величиной, но и внутренним устройством, поскольку имели несколько помещений. Кроме того, в капеллахбыли отдельные алтари и устраивалось особое помещение для женщин.

Характерной архитектурной особенностью подземных храмов являлись арки и сводчатые потолки, нашедшие широкое употребление в храмоздательстве Византийского времени. Деталь, присущая только катакомбным храмам – это так называемые люмина́рии.Они представляли собой вырезанные в средней части храма колодцы, выходящие на поверхность земли и позволяющие дневному свету проникать внутрь помещения.

Катакомбные храмысохранили для нас разнообразные надписи, сделанные первыми христианами, символические изображения, настенные росписи, главными персонажами которых является Воплотившийся Господь, Его Пречистая, Преблагословенная Матерь, мученики и исповедники раннехристианской эпохи.

справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть фото справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть картинку справочник православного человека часть 1 православный храм. Картинка про справочник православного человека часть 1 православный храм. Фото справочник православного человека часть 1 православный храм

Рыба и корзина с хлебом, как символ Христа и Причащения

справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть фото справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть картинку справочник православного человека часть 1 православный храм. Картинка про справочник православного человека часть 1 православный храм. Фото справочник православного человека часть 1 православный храм

Корабль – символ христианской Церкви

справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть фото справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть картинку справочник православного человека часть 1 православный храм. Картинка про справочник православного человека часть 1 православный храм. Фото справочник православного человека часть 1 православный храм

Якорь – символ христианской надежды

Основные символические изображения, существовавшие в катакомбах, следующие: якорь– знак или образ христианской надежды, дающей душе опору в житейском плавании; голубь– символ Святого Духа и невинности очищенной покаянием христианской души; феникс– мифическая неумирающая птица, ставшая в катакомбных росписях символом воскресения; павлин– символ бессмертия, так как, согласно современным той эпохе верованиям, тело его не подвергается разложению; петух– также стал символом воскресения, так как его крик пробуждает от сна, многими христианскими писателями сравниваемого со смертью; агнец– символизирует Иисуса Христа, которому в евангельском повествовании усваивается это Имя; лев –символ силы, могущества, власти; оливковая ветвь– символ мира, возрождающейся жизни; лилия– символ чистоты; рыба– глубокий символ, связанный с греческим написанием слова «рыба» – «ИХТИС», заключающего в себе начальные буквы греческих слов Иисус Христос, Божий Сын, Спаситель; виноградная лозаи корзина с хлебом– символизируют Таинство Причащения. Языческий поэт Орфейс лирой в руках, согласно легенде, укротил своей лирой диких зверей – так и Спаситель Своим учением привлек к Себе одичавших язычников.

Кроме символических, в катакомбах встречаются изображения персонажей известных притч Спасителя: сеятеля, десяти деви Доброго Пастыря;библейских сюжетов: Ной в ковчеге; Нойс голубем, занимающийся построением ковчега,который имеет форму небольшого ящика с откинутой назад крышкой; пророк Ионав отдельные моменты своей истории; пророк Даниил между львами; получение скрижалей пророком Моисеем; истечение воды из камня в пустыне; поклонение волхвов; воскресение Лазаряи другие.

Изображения Христа в катакомбах были трех типов:

1. Символический:Добрый Пастырь, Агнец, Орфей.

справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть фото справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть картинку справочник православного человека часть 1 православный храм. Картинка про справочник православного человека часть 1 православный храм. Фото справочник православного человека часть 1 православный храм

Пастух – символ Доброго Пастыря Христа

2. Античный:Спаситель в молодых летах, стройного телосложения, с мягкими чертами лица и без бороды, с короткими или длинными волосами, в плаще, с жезлом или со свитком в руке.

справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть фото справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть картинку справочник православного человека часть 1 православный храм. Картинка про справочник православного человека часть 1 православный храм. Фото справочник православного человека часть 1 православный храм

Агнец – ветхозаветный прообраз жертвы Христа

3. Византийский:лик Спасителя принимает строгий и выразительный характер, волосы непременно длинные с пробором посредине головы, борода, разделенная иногда на две части. Крещатый нимб (золотое полукружие со вписанным в него Крестом) увенчивает голову Спасителя.

Изображения Божией Матери делались на стенах и сводах катакомбных храмов, а также на стеклянных сосудах. Эти изображения делились на два типа:

1. Античный:Матерь Божия представлена сидящей, с покрытой головой в обычной одежде римской женщины; выражение Ее лика кроткое, черты правильные, взгляд несколько задумчивый, сосредоточенный, на Ее руках – Младенец. Иногда Матерь Божия изображалась с покрывалом на голове, с ожерельем на шее и в красивой мантии.

2. Византийский:Правильные черты лица Божией Матери, большие глаза, прямой нос, довольно большой подбородок и тонкое очертание губ создают в совокупности впечатление строгой величественной красоты. На голове Богоматери обычный покров с изображением креста и трех звезд.

Надземных храмовых зданий первых трех столетий христианской эры не осталось, поскольку в годы жесточайших гонений сменяющих одно другое, они безжалостно уничтожались. В связи с этим особую значимость приобретают сохранившиеся до нашего времени катакомбные храмовые постройки. Их изучение показывает, что архитектура подземного христианского храма предопределила развитие принципов храмостроительства в определенном русле вплоть до нашего времени. Это относится, прежде всего, к такому основополагающему принципу, как трехчастное деление храма(хотя существуют храмы и с двухчастным делением).

Заключался он в следующем. Прямоугольное, вытянутое помещение храма в восточной его части завершалось обширной абси́дой (полукруглой нишей),отделенной небольшой решеткой от остального пространства храма. Эта нишавыполняла функции современного алтаря , а решеткав процессе дальнейшего развития была заменена иконоста́сом.В центре ниши помещалась гробница мученика, служившая Престо́лом.В капеллах, площадь которых была достаточно значительной, за Престолом находилась кафедра, или по-другому седалище епископа, перед решеткой – солея , представляющая собой возвышенную, узкую на всю длину западной части алтаря площадку, затем следовала средняя часть храма, далее – его третья часть для оглашенных и кающихся, соответствующая притво́ру.В центре солеи устраивался полукруглый амво́н , с которого обычно произносились проповеди. Таким образом, архитектура катакомбных храмов представляет собой законченный корабельный типцеркви, разделенной на три части: алтарь, средняя частьи притвор.

Период, начавшийся после принятия христианства в Римской империи как государственной религии, положил начало новой эпохе в истории храмоздательства. Причем разница в господствующих архитектурных направлениях Западной (Римской) и Восточной (Византийской) части империи с годами становилась все ощутимее. Основой храмовой архитектуры в Западной Церквиосталась базили́ка, в то время как в Восточной Церквив V–VIII вв. оформляется так называемый византийский стиль.Храмы Православной Церкви своими архитектурными особенностями символически выражают канонику церковного вероучения. Существует несколько общеизвестных типов храмовой архитектуры.

справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть фото справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть картинку справочник православного человека часть 1 православный храм. Картинка про справочник православного человека часть 1 православный храм. Фото справочник православного человека часть 1 православный храм

Схема храма в форме креста

Храмы в форме крестастроились в знак того, что Крест Христов – основа Церкви, Крестом человечество избавлено от власти диавола, Крестом открыт вход в потерянный прародителями Рай.

справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть фото справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть картинку справочник православного человека часть 1 православный храм. Картинка про справочник православного человека часть 1 православный храм. Фото справочник православного человека часть 1 православный храм

Одноглавый храм Петра и Павла на Бую, XIV–XVI вв. Псков

Храмы в форме круга(круг, не имеющий ни начала, ни конца, символизирует вечность) говорят о бесконечности существования Церкви, ее нерушимости в мире по слову Христа: Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее(Мф. 16; 18).

Храмы в форме восьмиконечной звездысимволизируют Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к месту, где родился Христос. Таким образом, Церковь Божия свидетельствует о своей роли путеводительницы к жизни Будущего Века.

справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть фото справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть картинку справочник православного человека часть 1 православный храм. Картинка про справочник православного человека часть 1 православный храм. Фото справочник православного человека часть 1 православный храм

Пятиглавый храм Христа Спасителя. Москва

Храмы в форме корабля– самый древний тип храмов, образно выражающий ту мысль, что Церковь, подобно кораблю, спасает верующих от гибельных волн житейского плавания и ведет их к Царствию Божию.

справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть фото справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть картинку справочник православного человека часть 1 православный храм. Картинка про справочник православного человека часть 1 православный храм. Фото справочник православного человека часть 1 православный храм

Девятиглавый храм Покрова Божьей Матери (собор Василия Блаженного), середина XVI в. Москва

справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть фото справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть картинку справочник православного человека часть 1 православный храм. Картинка про справочник православного человека часть 1 православный храм. Фото справочник православного человека часть 1 православный храм

Шлемовидная форма купола Спасского собора Андроникова монастыря, XV в. Москва

Существовали и смешанные типыхрамов, соединяющие вышеназванные формы. К примеру, характерно смешение крестообразной формы храма снаружи с круглой формой внутри. Или прямоугольной формы снаружи и круглой внутри. Все эти формы храмостроительства Церковь сохранила до наших дней.

справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть фото справочник православного человека часть 1 православный храм. Смотреть картинку справочник православного человека часть 1 православный храм. Картинка про справочник православного человека часть 1 православный храм. Фото справочник православного человека часть 1 православный храм

Купол в форме луковицы у Воскресенского храма, XVII в. Каргополь

Здания всех православных храмов всегда завершаются куполами, которые символизируют духовное небо. Куполаже, в свою очередь, непременно увенчиваются крестами, как знамением искупительной победы Христа. Православный крест, воздвигаемый над храмом, имеет восьмиконечную форму, иногда в его основании находится полумесяц, имеющий очень много присваиваемых ему символических значений, одно из которых – якорь христианской надежды на спасениепо вере в крестные заслуги Христа. Восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой – это жизнь Будущего Века.

Разное количество глав у храмового здания обуславливается тем, кому они посвящены.

Одноглавый храм:купол знаменует собой единство Бога, совершенство творения.

Двуглавый храм:два купола символизируют два естества Богочеловека Иисуса Христа, две области творения (ангельскую и человеческую).

Трехглавый храм:три купола символизируют Пресвятую Троицу.

Четырехглавый храм:четыре купола символизируют Четвероевангелие, четыре стороны света.

Пятиглавый храм:пять куполов, один из которых возвышается над остальными, символизируют Христа, как Главу Церкви, и четырех евангелистов.

Семиглавый храм:семь куполов символизируют семь Таинств Церкви, семь Вселенских Соборов, семь добродетелей.

Девятиглавый храм:девять куполов символизируют девять чинов ангельских.

Тринадцатиглавый храм:тринадцать куполов символизируют Иисуса Христа и двенадцать апостолов.

Формаи цвет куполатакже имеют символический смысл. Например, шлемовидная формасимволизирует ту духовную брань, которую Церковь с момента своего основания ведет с силами зла. Форма луковицысимволизирует пламень свечи, о которой свидетельствует Евангелие: И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного(Мф. 5; 15, 16). Необычная форма и яркая раскраскакуполов, как, например, у храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге,говорит о красоте Небесного Иерусалима.

По цвету куполатакже можно определить, кому посвящен храм. Поскольку золотосимволизирует Небесную Славу,то купола золотятсяу храмов, посвященных Христу и двунадеся́тым праздникам (двенадцать главных праздников церковного года, исключая Праздников Праздник – Пасху). Купола синие со звездамиявляются свидетельством того, что храм над которым они воздвигнуты посвящен Богородице , потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Храмы с зелеными куполамипосвящались Пресвятой Троице , потому что зеленый – цвет Святого Духа. Храмы, посвященные святым , увенчивались как зелеными,так и серебряными куполами.

Поскольку каждый храм посвящается Богу в память того или другого священного события или угодника Божия, то и название он получает соответствующее, например: Троицкий, Преображенский, Вознесенский, Благовещенский, Покровский, храм святителя Николая, Преподобного Сергия Радонежского, храм Святых Отцов Семи Вселенских Соборов и т. д.

Кроме того, городские и некоторые другие храмы имеют географическую «привязку»: Покрова, что на Рву; Николы на Болвановке; вмч. Георгия в Ендове.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *