справка по трудовому обучению

Справка по итогам посещения уроков технологии по вопросу «Развитие личности обучающегося, его интеллектуального и эстетического совершенствования на уроках технологии».

В январе была проведена проверка уроков технологии в 5 – 8 классах по вопросу «Развитие личности обучающегося, его интеллектуального и эстетического совершенствования на уроках технологии». С этой целью была проведена следующая работа:

1.Посещены уроки технологии в 5,6, 8 классах.

2. Проведена неделя искусства и технологии

3. Проверены рабочие программы учителей

Просмотр содержимого документа
«Справка по итогам посещения уроков технологии по вопросу «Развитие личности обучающегося, его интеллектуального и эстетического совершенствования на уроках технологии».»

по итогам посещения уроков технологии по вопросу «Развитие личности обучающегося, его интеллектуального и эстетического совершенствования на уроках технологии».

Сроки: январь 2018 г.

Форма контроля: посещение уроков технологии с последующим анализом.

В январе была проведена проверка уроков технологии в 5 – 8 классах по вопросу «Развитие личности обучающегося, его интеллектуального и эстетического совершенствования на уроках технологии». С этой целью была проведена следующая работа:

1.Посещены уроки технологии в 5,6, 8 классах.

2. Проведена неделя искусства и технологии

3. Проверены рабочие программы учителей.

Анализ посещённых уроков показал, что учитель Калюжный О.И. имеет рабочие программы по технологии. Структура программ соответствует принятому школой локальному акту. Поурочные планы подробные, технологические карты Олег Игоревич имеет к каждому уроку.

Уроки хорошо продуманы, начинаются организованно, четко поставлены цели и задачи. Изучаемый материал понятен, посилен, интересен детям, имеет практическую направленность. Рационально и эффективно используется время урока. Учащиеся хорошо владеют терминологией предмета, активны, инициативны. На уроках удачно организована самостоятельная работа по изготовлению изделий

Свою педагогическую деятельность Олег Игоревич планирует так, чтобы максимально развивать творческие способности учащихся средствами предмета.

— формирование политехнических знаний и экологической культуры

— развитие самостоятельности и способности решать творческие задачи

— обеспечение учащихся возможностями профессионального самоопределения

— воспитание трудолюбия и культуры труда

— развитие эстетического чувства и художественной инициативы.

На своих уроках Олег Игоревич формирует творчески активную личность.

Так, например, при изучении темы «Основы проектирования» учащиеся сами выбирают тему проекта и выполняют его, учащиеся находят область применения знаний и умений, полученных ранее, реализуют свои способности, проявляют инициативу. Учитель считает, что проектный метод позволяет не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития. Перед выбором темы проекта Олег Игоревич предлагает учащихся минимальное количество примерных тем. Упор делается на то, чтобы учащихся самостоятельно придумали тему, которая должна быть им интересна.

При выполнении проектов учащиеся выполняют практическую работу. Упор делается на то, чтобы учащиеся практически представили то, что придумали сами. Большое внимание Олег Игоревич уделяет оформлению проектов. На уроках использует различный уровень обучения, применяет дифференцированные задания.

При выполнении работ у учащихся формируются и совершенствуются практические знания и умения, необходимые при ведении домашнего хозяйства, воспитывается привычка к сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве. При объяснении теоретического материала учитель использует различные энциклопедические сведения, исторические факты. Часто дает задания учащимся подготовить сообщение по той или иной теме и заранее придумать вопросы по сообщению для учащихся класса, тем самым, ставя перед учеником проблему.

На занятиях использует проблемный метод. Суть его заключается в следующем: перед учеником ставится проблема и ученики самостоятельно исследуют пути решения.

Олег Игоревич практикует работу учеников в парах и группах. Учитель применят личностно ориентированные технологии, которые обеспечивают комфортные бесконфликтные условия обучения и здоровьясбережения. На уроках Олега Игоревича царит атмосфера сотрудничества, гуманно-личностный подход к каждой ученицы. Учитель на уроках использует современные педагогические технологии в образовательном процессе для активизации творческого потенциала учащихся. Каждый ученик имеет возможность работать в индивидуальном темпе. Повышается ответственность за результат коллективной работы; Совершенствуются навыки логического мышления, последовательного изложения материала.

Источник

Справка по итогам контроля состояния преподавания технологии

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

по состоянию преподавания технологии в 5-11 классах

Цель: контроль состояния организации урочной и внеурочной работы учителей технологии, с истемы работы учителей технологии: владение методикой преподавания предмета; используемые формы и методы работы с учащимися; внедрение в работу инновационных технологий; организация индивидуальной работы с учащимися; степень использование возможностей кабинета в организации и проведения занятий.

Методы контроля: посещение уроков, индивидуальные беседы, проверка классных журналов.

В рамках внутришкольного контроля в марте месяце 2014 года была произведена проверка состояния преподавания технологии в 5-11 классах

Социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, модернизация образования требуют поиска новых путей поддержки детей и молодежи в процессе жизненного, профессионального самоопределения. Главный акцент при этом делается на трудовое обучение и воспитание школьников, которое осуществляется в рамках предмета «Технология».
Главными задачами трудового обучения и воспитания являются развитие и подготовка добросовестного, ответственного и творческого отношения у обучающихся к разным видам трудовой деятельности, накопление профессионального опыта как условия выполнения важнейшей обязанности человека.
Освоение программы предметной области «Технология» школьниками базируется на полученных ими при изучении целого ряда учебных дисциплин знаниях. Поэтому задачей сегодняшнего школьного трудового обучения является формирование ключевых компетенций в курсе изучения практически всех основных школьных предметов.
Основной функцией учителя технологии является педагогическое сопровождение самостоятельной предметно-преобразующей деятельности обучающихся по удовлетворению конкретных потребностей (в том числе и в установлении межпредметных связей с основами наук для осуществления такой деятельности).

Технология кардинально отличается от других предметов школьной общеобразовательной программы тем, что имеет много положительных сторон:

Позволяет детям отдохнуть от других предметов, которые утомляют их умственно.

Способствует появлению определенных умений и навыков.

Объединяет детей и учит их работать в коллективе.

Развивает любовь к труду.

Развивает творческую натуру ребенка.

Преподавание технологии в школе осуществляют 3 учителей: _______.- учитель 1 категории, ____________.- учитель 1 категории, ______________ – учитель без категории. Все учителя своевременно повышают свою квалификацию, проходя курсы повышения квалификации.

Преподавание технологии ведётся по программам для общеобразовательных школ РК, с использованием учебников, рекомендованных Министерством образования и науки. У каждого учителя имеется календарно- тематическое и поурочное планирование по преподаваемому предмету.

Результаты проведенного анализа свидетельствуют о том, что есть определенные положительные моменты в преподавании предмета «Технология».
1) Считается, что метод проектов является универсальным, центральным и необходимым инструментом в преподавании технологии в школе. Он активно применяется как в урочной, так и во внеурочной деятельности обучающихся. Интересные проекты выполнены обучающимися 6-7 классов ____________________ и проектные макеты учащихся __________________ представлены на конкурсах и мероприятиях школьного, районного и городского уровней.

2) Эмоциональный язык декоративно-прикладного искусства позволяет развить эстетические чувства ребенка, эмоциональную, интеллектуальную, нравственно-волевую сферу личности. Так, на уроках ________________ девочки знакомятся с различными техниками: оригами, изонити, мягкой аппликации, мозаики, конструированием из бумаги. Учащиеся ___________________ работают в технике «пэчворк», девочки разрабатывают и выполняют различные изделия домашнего обихода – одеяла, диванные подушки, коврики, прихватки и т.д.. Оба учителя технологии для девочек занимаются с обучающимися изготовлением сувениров из бумаги, которые они дарят родителям и учителям школы.

3) _________________. учит ребят работе с древесиной. Различные изделия из фанеры и ДСП с элементами различных видов резьбы по дереву не раз выставлялись на различных конкурсах, учащиеся не раз презентовали свои изделия на тематических ярмарках города.
Большинство учащихся имеют рабочие тетради по технологии, в которых они конспектируют объясняемый материал, делают необходимые рисунки, чертежи. Однако учителям следует обратить внимание на аккуратность ведения отдельных тетрадей – такой факт имеет место у ребят с низкой самоорганизацией и мотивацией к учебной деятельности.
Много внимания учителя технологии уделяют формированию практических умений и навыков, осуществляют тесную связь теории с практикой. Каждый урок технологии призван закрепить знания по технике безопасности. На всех уроках учителя технологии привлекают учащихся к объяснению нового материала, опираясь на их жизненный опыт, формируют навыки конструкторской деятельности. Домашнее задание имеет практическую и теоретическую направленность – изготовление образцов, моделей или конспект теоретической части учебника.

Проведенная проверка классного журнала показала, что у большинства учителей-предметников хорошая накопляемость отметок, проводится регулярная проверка знаний, ими контролируется посещаемость учащимися уроков (пропуски, опоздания отмечаются в журнале).

На основании работы, проведенной в рамках контроля, можно сделать следующие выводы:

Учителя, преподающие в технологию, хорошо знают предмет, методику преподавания и учитывают возрастные учебные особенности обучающихся, методически правильно и целенаправленно решают задачи школьного образования по предмету.

Формируют представление о роли труда в жизнедеятельности человека и его социальной значимости, видах труда; первоначальных представлений о мире профессий.

Воспитывают трудолюбие, усидчивость, терпение, инициативность,
уважительное отношение к людям и результатам труда.

Развивают творческие способности, логическое и технологическое мышления, глазомер.

Проводят работу по формированию общеучебных и предметных умений и навыков, однако, при этом не все учащиеся одинаково адекватно осваивают предлагаемый материал.

Способствуют приобретению учащимися начальных общетрудовых и технологических знаний; основных специальных трудовых умений и навыков по преобразованию материалов в личностно и общественно значимые материальные продукты; основ графической деятельности, дизайна и конструирования;

Ф ормируют объективную оценку процесса и результатов собственной деятельности, безопасные приёмы труда при работе с различными инструментами и материалами

1) Продолжить работу по использованию новых технологий для активизации творческой и познавательной активность учащихся, воспитания трудолюбия, усидчивости, трудовой и творческой инициативности;

2) Для приобретения и эффективного развития у учащихся начальных общетрудовых и технологических знаний, основных специальных трудовых умений и навыков по преобразованию материалов в личностно и общественно значимые материальные продукты использовать в работе информационные технологии, эвристический и проблемный методы обучения.

3) Использовать на уроке здоровье сберегающие технологии.

Источник

О подготовке экзаменационного материала по трудовому обучению (8 вид)

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

О работе по подготовке

экзаменационных материалов по трудовому обучению

Итоговая (государственная) аттестация по трудовому обучению является обязательной для всех выпускников 9 класса образовательного учреждения, если учащийся обучался по специальной коррекционной программе 8 вида, после освоения им образовательных программ, независимо от формы получения образования. Необходимым условием допуска к итоговой аттестации является:

• Освоение содержания программ по общеобразовательным предметам;

• Добровольный выбор профиля трудового обучения выпускникам для итоговой аттестации;

• Изучение содержания курса «Трудовое обучение» не менее 2 лет до итоговой аттестации в количестве не менее 2 часов в неделю.

Цель итоговой аттестации по трудовому обучению ( «Швейное дело» ):

Определить уровень сформированности необходимого объема знаний учащихся

Определить уровень сформированности профессиональных умений учащихся.

Задачи итоговой аттестации:

1. Определить уровень сформированности доступных учащимися технических и технологических знаний.

2. Определить уровень развития у учащихся общетрудовых умений, т.е. умений ориентироваться в производственном задании.

3. Оценивать уровень обученности школьников профессиональным приемам труда по профилю швейное дело.

4. Определить уровень воспитанности у учащихся устойчивого положительного отношения к труду.

Учащиеся должны знать:

понятие о видах информации, ее значение в жизни человека;

понятие себестоимости продукции;

правила гигиены и безопасности труда;

требования, предъявляемые профессией к человеку, правила выбора профессии;

терминологию работ по профилю;

значение материалов в жизни человека;

классификацию материалов, их получение, свойства, применение;

правила организации рабочего места

технологические сведения об оборудовании и инструменте.

Учащиеся должны уметь:

использовать различные виды информации;

пользоваться основными правами и выполнять обязанности;

использовать технологии, не нарушающие экологическое равновесие;

обеспечивать безопасность своего труда;

адекватно оценивать профессиональные возможности;

владеть приемами работы ручным инструментом;

применять терминологию работ по профилю;

организовывать рабочее место;

анализировать, планировать деятельность, оценивать качество работ.

Учащиеся должны уметь:

осуществлять самооценку уровня своей подготовки в целях профессионального самоопределения;

строить свои отношения на основе уважения и признания уникальности каждого человека;

воспринимать индивидуальный и индивидуальный труд как ценность;

отвечать за результат труда;

осознавать значение информации в жизни человека

Учебный материал 5-8 классов знакомит учащихся с основами швейного дела для девушек и столярного дела для юношей. Для проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса, обучавшимся по программе 8 вида, ежегодно учителем трудового профиля, а в 2015 году – это «Швейное дело», разрабатывается пакет экзаменационных материалов. Пакет экзаменационных материалов по «Швейному делу», согласно приказу директора школы, проходит внутреннюю экспертизу, которую осуществляют члены ШМО учителей технологии и внешнюю экспертизу членами РМО учителей технологии. На основании результатов экспертиз издается приказ по школе об утверждении материалов для итоговой аттестации.

Экзаменационные билеты по трудовому обучению составлены согласно программе по трудовому обучению «Швейное дело» для 5-9 классов для учащихся, обучающихся 8 вида, допущенной Министерством образования РФ: Сб.1.-М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2000 – 224с., ;рекомендациям о порядке проведения экзаменов по трудовому обучению выпускников общеобразовательных учреждений, обучающихся по программам 8 вида, напечатанных в журнале «Вестник образования» № 11, 2001 года.

Экзамен по трудовому обучению выпускников 9 класса проводится в форме практической экзаменационной работы и устных ответов по билетам.

Содержание экзаменационных билетов по трудовому обучению включает в себя образовательный минимум, определяемый программой «Швейное дело» для выпускника 2015 года, учитывая требования к уровню подготовки выпускников. Билеты содержат три вопроса, два из которых теоретические, третий вопрос – практическая работа (с использованием технологической карты).

Содержание первого и второго вопросов каждого билета позволяет выявить уровень сформированности понятийного аппарата, а так же уровень сформированности предметных ЗУН учащихся и знаний техники безопасности. Третий вопрос в билетах выявляет уровень развития умений переносить теоретический материал в практическую деятельность.

Для выполнения практической работы каждый экзаменуемый получает технологическую карту, образец-эталон; готовый крой для выполнения данного задания, инструменты, приспособления, необходимые для выполнения практической экзаменационной работы учащийся выбирает самостоятельно.

На основе выполненной практической работы проводится собеседование. В ходе беседы членами комиссии выявляется умение выпускника рассказать о последовательности выполнения работы, назначении и устройстве инструментов, оборудования и приспособлений, о свойствах материалов, о трудовых операциях и приемах работы. На выполнение практической экзаменационной работы отводится 2-3 часа (с учетом особенностей психофизического развития обучающихся может быть допущен перерыв).

Критерии оценивания ответа выпускника на экзамене

Итоговая отметка выпускника на экзамене выводится как среднее арифметическое из отметок, определяемых отдельно по каждому из трех вопросов билета.

Ученик полностью излагает изученный материал в объеме программы по швейному делу:

умеет использовать таблицы, схемы;

понимает и объясняет терминологию предмета;

самостоятельно выстраивает ответ.

Ученик умеет ориентироваться в технологической карте, последовательно и аккуратно выполняет операции на швейной машине.

Умеет рассказать о последовательности выполнения данного практического задания;

Умеет сравнивать свою работу с образцом-эталоном;

Ученик воспроизводит учебный материал, но допускает 1-2 неточности в фактическом вопросе:

не может самостоятельно привести пример;

отвечает на наводящие вопрос.

Ученик последовательно выполняет практическую работу, соблюдает ПТБ, но допускает 1-2 неточности:

неаккуратно выполнена машинная строчка;

незначительно нарушена пооперационная последовательность.

Ученик обнаруживает знания и понимание учебного материала по данному вопросу, но эти знания излагает не полностью:

монологическая речь несвязная.

Ученик последовательно выполняет практическую работу, соблюдает ПТБ, но допускает 3-4 ошибки при выполнении, неточности при обработке:

грубо нарушена пооперационная последовательность;

нарушены правила ТБ;

не умеет пользоваться технологической картой.

Ответ выявляет грубые ошибки, непонимание и несоответствие содержанию программы швейного дела.

Практическая работа не выполнена.

Полное отсутствие знаний на все вопросы билета.

Источник

Информация об эффективности организации и проведения уроков трудового обучения в 2020/2021 учебном году на II и III ступенях общего среднего образования

Просмотр содержимого документа
«Информация об эффективности организации и проведения уроков трудового обучения в 2020/2021 учебном году на II и III ступенях общего среднего образования»

об эффективности организации и проведения уроков трудового обучения в 2020/2021 учебном году на II и III ступенях общего среднего образования

Предметно-обобщающий контроль состояния преподавания учебного предмета «Трудовое обучение» осуществлялся в апреле 2021 года с целью определения уровня учебных достижений учащихся по трудовому обучению, качества преподавания и степени усвоения учащимися содержания образования по учебному предмету. В ходе самоконтроля анализировались методическое и материально-техническое обеспечение, выполнение учебных программ по трудовому обучению, организация и проведение факультативных занятий, изучалась документация, посещались учебные занятия, состоялось собеседование с педагогами.

Образовательный процесс по учебному предмету «Трудовое обучение» в 5-9-х классах осуществляют три педагога (Табл. 1).

Фамилия, инициалы педагога

Стаж работы педагога

Повышение квалификации, год

Ветрукова Алла Михайловна

5Б, 7А, 7Б, 8А, 9А, 9Б, 9В

Дадычина Ирина Федосовна

5А, 5В, 6А, 6Б, 6В, 8Б, 8В

Лебедь Дмитрий Геннадьевич

Образовательный процесс по учебному предмету «Трудовое обучение» в 10-11-х классах осуществляют три педагога (Табл. 2).

Фамилия, инициалы педагога

Программа профессиональной подготовки рабочих (служащих)

Повышение квалификации, год

Купцов Дмитрий Николаевич

Оператор ЭВМ (теория, 2ч)

Бондарь Дмитрий Владимирович

Оператор ЭВМ (мастер ПО, 4ч)

Пастарнакова Вероника Александровна

Оператор ЭВМ (теория, мастер ПО)

Баранская Ольга Игоревна

Оператор ЭВМ (производственная практика)

Горелова Людмила Алексеевна

Швея (производственная практика)

У педагогов имеются в наличии нормативные правовые документы, регламентирующие организацию образовательного процесса по трудовому обучению:

— ИМП Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2020/2021 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования» (общая часть);

— Приложение 17 к ИМП Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2020/2021 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования»: «Особенности организации образовательного процесса при изучении учебного предмета «Трудовое обучение»;

— ИМП Министерства образования Республики Беларусь «Об организации профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего и специального образования на III ступени общего среднего образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение»;

— Учебные программы по учебному предмету «Трудовое обучение. Обслуживающий труд», по учебному предмету «Трудовое обучение. Технический труд» для V–IX классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания;

— Учебная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X–XI(XII) классов учреждений общего среднего и специального образования, реализуемая в рамках учебного предмета «Трудовое обучение». 8153-010 «Швея» 2-го разряда;

Учебная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X–XI(XII) классов учреждений общего среднего и специального образования, реализуемая в рамках учебного предмета «Трудовое обучение». 4132-003 «Оператор электронно-вычислительных машин (персональных электронно-вычислительных машин)» – 4-го разряда;

— Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам. Общие положения

— Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебным предметам «Трудовое обучение», «Черчение»

— Календарно-тематическое планирование по учебному предмету, разработанное педагогом и утвержденное руководителем учреждения образования.

Поурочное планирование учителей фиксируется на бумажных носителях, а также используются разработки уроков на печатной основе.

В учреждении имеется кабинет трудового обучения и мастерская. В кабинете трудового обучения проводятся занятия по обслуживающему труду для девочек, в мастерских – по техническому труду для мальчиков. Кабинет трудового обучения отремонтирован, эстетично оформлен.

Повышение методического уровня педагогов осуществляется на методических объединениях, педагогических советах. Учителя трудового обучения совершенствуют свой профессиональный уровень посредством самообразования и повышения квалификации. В методической копилке по учебному предмету «Трудовое обучение» у педагогов-предметников находятся разработки учебных занятий, олимпиадных заданий, внеклассных мероприятий.

Одним из показателей успешности педагога является результативность участия школьников в олимпиадном движении. Результативность участия учащихся 5-9 классов в республиканской олимпиаде по учебным предметам, в областной олимпиаде по учебным предметам учащихся IV-IX классов представлена в таблице 3.

Результативность участия во 2 этапе республиканской олимпиады

2018/2019 учебный год

2019/2020 учебный год

2020/2021 учебный год

2м. Лукьянов Евгений Александрович, 8Б (47%)

Результативность участия во 2 этапе областной олимпиады

2 этап не проводился

1м. Швед Владислав Александрович, 6А (34%)

Из таблицы видно, что на протяжении нескольких лет нет победителей второго этапа республиканской олимпиады и второго этапа областной олимпиады по учебному предмету «Трудовое обучение (обслуживающий труд)». По учебному предмету «Трудовое обучение (технический труд)» результаты не стабильны. Процент выполнения олимпиадных заданий учащимися 5-9 классов свидетельствует о низком уровне подготовки педагогами.

Одним из приоритетных направлений интеллектуального развития учащихся является организация и проведение исследовательской деятельности. В учреждении ежегодно проводится научно-практическая конференция «Юные дарования», победители которой принимают участие в районном конкурсе работ исследовательского характера учащихся учреждений общего среднего образования Ветковского района «Шаг в будущее». Следует отметить, что уже на протяжении нескольких лет нет победителей районного конкурса исследовательских работ.

Ежегодно учащиеся учреждения образования принимают участие в конкурсах творческого характера: «Спасатель – глазами детей», «Лед. Цветы. Фантазия», «Соблюдаем законы дорог!», «Калядная зорка».

В ходе самоконтроля проведен сравнительный анализ результатов учебной деятельности учащихся по трудовому обучению по итогам 2019/2020 учебного года и III четверти 2020/2021 учебного года. Результаты представлены на рисунке 1.

справка по трудовому обучению. Смотреть фото справка по трудовому обучению. Смотреть картинку справка по трудовому обучению. Картинка про справка по трудовому обучению. Фото справка по трудовому обучению

Рис. 1. Сравнительный анализ результатов учебной деятельности учащихся по трудовому обучению

Как видно из рисунка 1, в III четверти 2020/2021 учебного года наблюдается повышение результатов учебной деятельности по трудовому обучению учащихся 6Б, 9Б классов. У остальных классов наблюдаются незначительные колебания в результатах учебной деятельности в пределах уровня.

В 2020/2021 учебном году для учащихся 5-9 классов не были организованы факультативные занятия по трудовому обучению. Ветрукова А.М. для учащихся 11-х классов преподает факультативный курс «Введение в педагогическую профессию».

Анализ посещенных учебных занятий показал следующее:

Учителя трудового обучения проводят учебные занятия в соответствии с учебной программой и календарно-тематическим планированием. Главной целью преподавания трудового обучения является формирование технически, технологически образованной личности, подготовленной к жизни и активной трудовой деятельности в условиях современного высокотехнологического, информационного общества, жизненно необходимых знаний, умений и навыков ведения домашнего хозяйства и семейной экономики, обеспечение условий для профессионального самоопределения учащихся, выработки у них навыков творческой деятельности, воспитание культуры труда, осуществление допрофессиональной и профессиональной подготовки. На занятиях учителя используют разнообразные формы: групповую, индивидуальную; межпредметные связи: знания по физике, математике, химии.

Особое внимание учителя обращают на знание и точное соблюдение учащимися правил безопасной работы, учат их безопасным приемам работы, знакомят с мерами предупреждения травматизма.

Преподавание учебного предмета «Трудовое обучение» на III ступени общего среднего образования

Образовательный процесс по учебному предмету «Трудовое обучение» в 10-11-х классах осуществляют три педагога (Табл. 2).

Фамилия, инициалы педагога

Программа профессиональной подготовки рабочих (служащих)

Повышение квалификации, год

Купцов Дмитрий Николаевич

Оператор ЭВМ (теория, 2ч)

Бондарь Дмитрий Владимирович

Оператор ЭВМ (мастер ПО, 4ч)

Пастарнакова Вероника Александровна

Оператор ЭВМ (теория, мастер ПО)

Баранская Ольга Игоревна

Оператор ЭВМ (производственная практика)

Горелова Людмила Алексеевна

Швея (производственная практика)

У педагогов имеются в наличии нормативные правовые документы, регламентирующие организацию образовательного процесса по трудовому обучению:

— ИМП Министерства образования Республики Беларусь «Об организации в 2020/2021 учебном году образовательного процесса при изучении учебных предметов и проведении факультативных занятий при реализации образовательных программ общего среднего образования» (общая часть);

— ИМП Министерства образования Республики Беларусь «Об организации профессиональной подготовки учащихся учреждений общего среднего и специального образования на III ступени общего среднего образования в рамках учебного предмета «Трудовое обучение»;

— Учебная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X–XI(XII) классов учреждений общего среднего и специального образования, реализуемая в рамках учебного предмета «Трудовое обучение». 8153-010 «Швея» 2-го разряда;

Учебная программа профессиональной подготовки рабочих (служащих) для учащихся X–XI(XII) классов учреждений общего среднего и специального образования, реализуемая в рамках учебного предмета «Трудовое обучение». 4132-003 «Оператор электронно-вычислительных машин (персональных электронно-вычислительных машин)» – 4-го разряда;

— Календарно-тематическое планирование по учебному предмету, разработанное педагогом и утвержденное руководителем учреждения образования.

В соответствии с пунктом 3 замечаний к типовому учебному плану средней школы, школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, яслей-сада – средней школы, детского сада – средней школы, утвержденному постановлением 44, – на реализацию образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в 10 классе в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» из расчета 6 учебных часов в неделю на каждую группу (не более двух групп):

10 «А» класс – 1 группа по программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) «Оператор электронно-вычислительных машин» (юноши) – 8 учащихся;

10 «А» класс – 1 группа по программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) «Парикмахер» (девушки) – 6 учащихся;

11 «А» и 11 «Б» классы – 1 группа по программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) «Оператор электронно-вычислительных машин» (юноши) – 7 учащихся;

11 «А» и 11 «Б» классы – 1 группа по программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) «Швея» (девушки) – 7 учащихся.

Таким образом, профессиональной подготовкой охвачены 28 учащихся.

Учащиеся 10А класса (девочки) осваивают программу профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое облучение» по профессии «Парикмахер» на базе УО «Гомельский государственный профессионально-технический колледж бытового обслуживания» (3 модель), остальные учащиеся занимаются на базе учреждения образования (1 модель).

Занятия по профессии «Оператор электронно-вычислительных машин» проходят в кабинете информатики, по профессии «Швея» в кабинете трудового обучения.

При освоении образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» учащиеся Х-ХI (ХII) классов проходят текущую, промежуточную и итоговую аттестацию с выставлением отметок в баллах.

В ходе самоконтроля проведен сравнительный анализ результатов учебной деятельности учащихся по трудовому обучению по итогам 2019/2020 учебного года и III четверти 2020/2021 учебного года. Результаты представлены на рисунке 2.

справка по трудовому обучению. Смотреть фото справка по трудовому обучению. Смотреть картинку справка по трудовому обучению. Картинка про справка по трудовому обучению. Фото справка по трудовому обучению

Рис. 2. Сравнительный анализ результатов учебной деятельности учащихся

Как видно из рисунка 1, в III четверти 2020/2021 учебного года наблюдается повышение результатов учебной деятельности по трудовому обучению учащихся, осваивающих программу профессиональной подготовки по профессии «Швея». У учащихся, осваивающих программу по профессии «Оператор электронно-вычислительных машин», наоборот, произошло снижение результатов в пределах уровня. Снижение/повышение результатов учебной деятельности связано с тем, что учащиеся окончили прохождение теоретического обучения и приступили к производственной практике.

По завершении освоения образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих) в рамках учебного предмета «Трудовое обучение» учащиеся будут сдавать квалификационный экзамен с целью подтверждения учащимися результатов освоения данной образовательной программы. В 2019/2020 учебном году квалификационный экзамен по профессии «Оператор электронно-вычислительных машин» на базе учреждения образования сдавали 11 учащихся. Средний бал по итогам экзамена – 5,5. По профессии «Мастер по маникюру» на базе УО «Гомельский государственный профессионально-технический колледж бытового обслуживания» квалификационный экзамен сдавал 1 учащийся.

Таким образом, изучение вопроса состояния преподавания учебного предмета «Трудовое обучение» позволяет сделать выводы о достаточном уровне педагогического мастерства учителей Ветруковой А.М., Дадычиной И.Ф., Лебедя Д.Г. Однако по результатам изучения состояния преподавания трудового обучения предлагается:

— процесс обучения направить на воспитание активной жизненной позиции, адаптивности, готовности к непрерывному профессиональному образованию;

— при организации учебных занятий больше внимания уделять самостоятельной и творческой работе учащихся;

— обеспечить подготовку высокомотивированных учащихся к олимпиадам, исследовательской деятельности, используя при этом различные формы и методы работы;

— исключить случаи отказа от сдачи квалификационного экзамена по завершении освоения образовательной программы профессиональной подготовки рабочих (служащих).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *