способы организации детей во время обучения движениям
Способы организации детей во время обучения движениям
В процессе обучения детей основным движениям возможно использовать различные способы их организации.
Наиболее популярным способом является фронтальный способ обучения, при котором все дети одновременно выполняют одно и то же движение (упражнение) под руководством логопеда. Его использование обеспечивает высокую моторную плотность занятия, повышение физической нагрузки, способствует закреплению двигательных навыков и коллективному выполнению упражнения. Однако, при таком способе обучения затруднителен индивидуальный подход к детям, поэтому наилучшим этапом для использования этого способа является этап первоначального разучивания.
Групповой способ используется на всех этапах формирования двигательного навыка и состоит в том, что логопед распределяет всех детей на подгруппы (2-4), каждая из которых выполняет отдельное задание. При этом подгруппы могут меняться местами по мере формирования двигательного навыка. Этот способ позволяет сохранить высокую моторную плотность занятия, повысить двигательную активность детей, предоставляет возможность упражняться в нескольких видах движений и проводить индивидуальную работу с детьми. Недостатками использования этого способа являются затруднения при контроле за качеством выполнения движения, при оказании помощи детям. Используется на 2 и 3 этапе формирования движений.
Индивидуальный способ формирования двигательных навыков позволяет каждому ребенку выполнять движение индивидуально при условии наблюдения за качеством его выполнения со стороны логопеда. При этом развивается точность и самостоятельность выполнения двигательного действия, но снижается моторная плотность занятия. Этот способ используется в тех случаях, когда необходимо совершенствовать технику выполнения движения и закрепить полученный двигательный навык (на 3 этапе).
Отработка качества движений происходит и при выполнении движений посменным способом. В этом случае дети выполняют упражнение сменами по нескольку человек одновременно, остальные при этом наблюдают и оценивают качество выполнения движений. Такой способ эффективно использовать на этапе углубленного разучивания движения (2 этап).
Поточный способ позволяет активизировать основные физические качества при выполнении основных движений: быстроту, ловкость, силу, выносливость, ориентировку в пространстве и коллективе. Такая организация детей позволяет всем детям выполнять одно и то же движение (упражнение) по очереди, друг за другом, непрерывно. Затруднительным в этом случае является исправление неточностей двигательного действия. Данный способ используется при достаточном уровне сформированности двигательного навыка (на 2 и 3 этапах).
При формировании двигательных навыков выполнения основных движений необходимо соблюдение следующих методических требований:
1. соблюдению этапов формирования движения;
2. использованию различных методов формировании двигательного навыка;
3. способам организации детей во время формирования двигательного навыка;
4. соблюдению правил и требований к технике выполнения различных видов основных движений (к которым относится пространственная характеристика движения (исходное положение, траектория выполнения движения, в т.ч. используемые построения и перестроения);
5. учет временных, ритмических и динамических характеристик движения (выполнение движения в заданном темпе, в соответствии с темпом, ритмом и характером заданной музыки).
При формировании основных движений у детей с нарушениями речи могут отмечаться следующие недостатки:
• широко расставляют ноги (от средней линии траектории движений);
• не соблюдают расстояние между идущими/бегущими, отмечается замедленный или ускоренный темп выполнения движений, нарушение одновременности их выполнения (ввиду нарушения темпо-ритмической организации движений);
• раскачиваются и отклоняются от средней линии траектории движений, ввиду нарушений равновесия, демонстрируют неустойчивость в ходьбе и беге;
• отмечается нарушение координации в работе нижних и верхних конечностей;
• затрудняются в пространственной (предметной, коллективной) ориентировке движения;
• не владеют навыками переключения с одного движения на другое;
• не владеют навыком выполнения движения.
Вопросы для собеседования
1. Этапы формирования двигательных умений и навыков.
2. Стадии формирования двигательных навыков.
3. Способы организации детей на логоритмических занятиях.
4. Методы формирования двигательных умений и навыков.
Организация и методика проведения различных видов двигательной деятельности ребенка
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Организация и методика проведения различных видов двигательной деятельности ребенка
Двигательный режим. Требования к организации рационального двигательного режима в ДОУ. Формы организации физического воспитания в ДОУ. Организация и методика проведения различных видов двигательной деятельности. *
Двигательная активность способствует: * РОСТУ ФИЗИЧЕСКОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПОВЫШЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ ОРГАНИЗМА К РАЗЛИЧНЫМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ НОРМАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ И ФУНКЦИОНАЛЬН-ЫХ СИСТЕМ ПОЯВЛЕНИЮ «+» ЭМОЦИЙ, СПОСОБСТВУЮЩ-ИХ УКРЕПЛЕНИЮ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ
* Виды двигательной активности Регламентированная Нерегламентированная Частично регламентирован-ная
Требования к организации двигательной деятельности дошкольников *
Формы организации физического воспитания- это воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности ребенка, основу которой составляет двигательная активность. *
* ФОРМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Массаж,ин-дивид.сеан-сы Физкультур-ные занятия Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня Утренняя гимнастика Физкульт-минутки Закаливающие процедуры Работа по физическому воспитанию детей в повседневной жизни Подвижные игры Прогулки и экскурсии Индивид.работа с отдельными детьми Праздники, досуги, Дни здоровья Самостоятель-ные занятия детей
Структура физкультурного занятия * Вводная создание у детей интереса и эмоциональной настроенности к занятию, проверка степени готовности внимания, уточнение некоторых двигательных навыков к постепенной подготовке организма ребенка к более интенсивной работе в основной части занятия. Основная обучение и совершенствование двигательных навыков, развитие физических качеств. Проводится подвижная игра с правилами, включающая всех детей в интенсивное движение. Заключительная включает ходьбу интенсивного темпа с постепенным замедлением, что способствует снижению общей возбужденности и приведению пульса к норме.
3.Методика проведения физкультурных занятий 1. Подбор физических упражнений на занятии. Принципы подбора упражнений: функциональный – выделяется ведущее движение, выполняющее функцию разучивания и уточнения техники осуществления. Все остальные движения могут находится на стадии закрепления; анатомический – общеразвивающие упражнения и основные движения должны сочетаться по преимущественному воздействию на разные части тела; физиологический – учет меры воздействия на органы и системы. 2. Способ организации детей на занятии: фронтальный – все дети одновременно выполняют одно движение; групповой ; поточный; индивидуальный. *
Утренняя гимнастика. Повышение жизнедеятельности всего организма. Начинается с ходьбы, включается ходьба разными способами, затем бег в умеренном темпе, прыжки на месте и быстрый бег. В конце утренней гимнастики можно использовать специальные дыхательные упражнения. Утренняя гимнастика может быть проведена в виде игр и игровых упражнений. Для пика физической нагрузки используется игра высокой интенсивности, а в конце – малоподвижной игрой. Физкультминутка. Можно использовать упражнения для кисти рук и различные жесты руками с шарами, массажными мячами и пр., включаются подскоки и ходьба. Закаливающие мероприятия в сочетании с физическими упражнениями. Воздушные и солнечные ванны, водные процедуры (обтирание, обливание, душ, купание). Подвижные игры и физические упражнения на прогулке. При составлении календарного плана проведения подвижных, спортивных игр и физических упражнений следует принимать во внимание время года, состояние погоды, необходимость разнообразия движений и двигательных действий. *
В методике физического воспитания определена методика проведения игр. Сбор детей на игру. Прежде всего, нужно сделать разметку игровой площадки. Сбор детей должен проходить быстро и интересно: при помощи зазывалочек, считалочек, использования нестандартных звуковых сигналов, сюрпризных моментов. Организация малышей требует от воспитателя большой находчивости потому, что их нужно еще учить играть. Объяснение игры должно быть кратким и понятным, интересным и эмоциональным. В младшей группе объяснение может быть в форме двигательного рассказа. Последовательность объяснения: назвать игру, ее замысел, предельно кратко изложить содержание, подчеркнуть правила, напомнить движение, распределить роли, раздать атрибуты, разместить играющих на площадке, начинать игровые действия. *
способы организации детей в зависимости от задач занятия, размеров помещения, наличия оборудования. При фронтальном способе все дети выполняют упражнения одновременно. Этот способ обеспечивает высокую моторную плотность занятия. Воспитатель имеет возможность индивидуализировать нагрузку для отдельных детей, оказывать помощь. Посменный способ заключается в том, что дети выполняют упражнения сменами по несколько человек одновременно, остальные в это время наблюдают. В начале обучения, когда воспитатель должен контролировать действия каждого, упражнения выполняются сменами по 2-3 человека. Групповой способ. Воспитатель распределяет детей на 3-4 подгруппы. Одна под наблюдением воспитателя разучивает новое упражнение, например, лазание, остальные самостоятельно выполняют знакомые упражнения. Затем дети меняются местами. Групповой способ дает возможность разучивать новые упражнения с небольшим количеством детей, индивидуально работать с отдельными детьми, способствует развитию самостоятельности. Поточный способ. Все дети выполняют движения «потоком», когда один ребенок еще не закончил выполнять задание, а другой уже приступил к нему. Этим способом пользуются, когда у детей имеются достаточные двигательные умения. *
Предусматривая определенный способ организации детей, воспитатель продумывает также ритмическое сопровождение: бубен, магнитофон, видеозапись, использование музыкального сопровождения. При проведении физических упражнений необходимо обеспечить страховку, чтобы не допустить детского травматизма. Особого внимания требуют такие упражнения, как лазание, прыжки с разбега, упражнения на равновесие и с элементами акробатики. *
Развитие у детей основных видов движения. Мастер-класс по взаимодействию инструктора по физкультуре и воспитателей
Светлана Шкурко
Развитие у детей основных видов движения. Мастер-класс по взаимодействию инструктора по физкультуре и воспитателей
Совершенствование знаний педагогов о постоянном взаимодействии инструктора по физкультуре и воспитателей ДОО по развитию у дошкольников основных видов движения.
— Совершенствовать знания педагогов по подготовке детей и проведению занятий по физкультуре;
— Знакомить педагогов с требованиями к воспитателю в совместной работе по вопросам физического воспитания;
— Вызывать желание постоянного сотрудничества педагогов с инструктором по физкультуре в ДОО.
Оборудование: мячи разноцветные, игрушки, гимнастическая скамейка, мешочки с песком.
Ход мастер-класса.
Инструктор:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Цель физического воспитания в детском саду – своевременное формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств. Физическое воспитание неразрывно связано со здоровьем.
Тему сегодняшнего мастер- класса вы узнаете, разгадав кроссворд.
1. Способность человека быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с меняющейся обстановкой (ловкость).
2. Способность определять расстояние с помощью зрения и мышечных ощущений (глазомер).
3. Способность сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений на повышенной, пониженной и ограниченной площади опоры (равновесие).
4. Степень напряжения мышц при сокращении (сила).
5. Стадия прыжка, следующая за стадией полета (приземление).
6. Способность человека выполнять физические упражнения максимально долго (выносливость).
7. Одно из первичных свойств нервной системы, заключающееся в способности быстро реагировать на изменения во внешней среде (подвижность).
8. Хищное млекопитающее семейства кошачьих, талисман Олимпиады в Сочи (леопард).
9. Предмет, который забивают в ворота при игре в хоккей (шайба).
10. Страна, в которой состоялись зимние Олимпийские игры в 2014 году (Россия).
11. Способность человека выполнять движения за кратчайшее время (быстрота).
12. Расстояние между занимающимися (интервал).
13. Способность достигать наибольшей величины амплитуды движений отдельных частей тела в определенном направлении (гибкость).
14. Изменение строя или размещение занимающихся (перестроение).
Итак, у нас получилось – взаимодействие.
Слаженность в работе – залог хорошего результата. Данное правило действует в любом коллективе, в том числе педагогическом, ведь деятельность всех педагогов и специалистов ДОО направлена на достижение единых целей развития, воспитания и обучения детей. Эффективность физкультурной работы в ДОО обеспечивается в результате сотрудничества инструктора по физкультуре и воспитателя.
Физкультурные занятия – основная форма организации физического воспитания в детском саду. Чтобы физкультурное занятие прошло эффективно, необходимы слаженные действия инструктора по физкультуре и воспитателя.
Хочу напомнить функции инструктора по физкультуре и воспитателя в процессе организации физкультурной работы в ДОО.
Функции и обязанности инструктора по физкультуре:
1. Проводить диагностическое обследование детей, что позволяет определить уровень развития каждого ребенка и построить план работы.
2. Проводить занятия в старших возрастных группах два раза в неделю в зале и один раз на улице, в младшей и средней группах три раза в неделю в зале.
3. Составлять сценарии спортивных праздников и развлечений и проводить их.
4. Проводить индивидуальные консультации с воспитателями для ознакомления с планом работы, обращая внимание на умения, знания, навыки, которыми должен овладеть каждый ребенок.
5. Давать рекомендации по развитию ОВД, обсуждать затруднения детей, которым нужна индивидуальная помощь в дополнительном закреплении и отработке ОВД.
Функции воспитателя в развитии ОВД.
1. Перед физкультурным занятием следить за правильностью спортивной одежды и обуви.
2. Активно участвовать в процессе обучения детей на физкультурных занятиях. В младших и средних группах выполнять вместе с детьми ОРУ, если необходимо корректировать и исправлять допущенные ошибки, активно участвовать в подвижных играх. В старших группах помогать в выполнении ОРУ, различных ОВД (дополнительный индивидуальный показ, пояснение).
3. На занятиях физкультурой помогать инструктору контролировать правильность выполнения детьми, движений, дыхания.
4. Способствовать организации самостоятельной физкультурной деятельности на прогулке.
5. Контролировать вместе с инструктором выполнение влажной уборки спортивного зала перед занятием.
6. Проводить работу с родителями, привлекать их к спортивным праздникам.
Воспитатель – активный участник воспитательно-образовательного процесса на физкультурном занятии, поэтому ему необходимо знать методику обучения движениям, общеразвивающим упражнениям, особенности выполнения движений, технику выполнения, педагогические требования при обучении.
Давайте вспомним, что же такое ОВД? (ответы педагогов)
ОВД (основные виды движения) – жизненно необходимые движения, которые ребенок использует в своей деятельности.
Это ходьба, бег, прыжки, метание, ползание и все их разновидности.
Основные виды движения подразделяются на циклические и ациклические.
Для циклических движений характерно постоянное выполнение однообразных циклов, когда все его отдельные части возвращаются в исходное положение. К ним относятся ходьба, бег, ползание и лазанье. Эти движения быстро осваиваются и автоматизируются. Этому способствуют регулярное повторение циклов, которые закрепляют последовательность двигательных элементов цикла в систему.
В ациклических движениях повторных циклов нет. Каждое движение состоит из двигательных фаз, следующих в определенной последовательности. Движения этого типа дольше осваиваются, имеют более сложную координацию. К ним относятся метание и прыжки.
Обучение ОВД строится с учетом дидактических принципов.
— Сознательности и активности.
Принцип сознательности предусматривает воспитание у детей инициативы, самостоятельности, умения творчески решать поставленные задачи. Он связан с принципом активности, заключающимся в том, чтобы дети большую часть занятия выполняли различные виды движений и заинтересованно воспринимали двигательные задания.
— Доступности и индивидуализации.
Этот принцип предусматривает обучение детей с учетом их возрастных особенностей и индивидуальных различий. Принцип доступности предполагает включение таких трудностей, которые могут быть успешно преодолены при выполнении ОВД, но без нарушения оздоровительного эффекта, т. е. при переходе к более трудным вариантам ОВД нужно соблюдать постепенность.
У дошкольников мышление конкретное, а двигательный опыт еще мал. Поэтому при развитииОВД нужно привлекать все анализаторы ребенка и применять разнообразные приемы: в младшем дошкольном возрасте – имитацию, зрительные и звуковые ориентиры, показ упражнений; для старших дошкольников – зрительные и слуховые ориентиры, наглядные пособия, показ упражнений с одновременным объяснением.
При соблюдении данного принципа нужно совершенствовать ОВД через такой промежуток времени, чтобы эффект последующего его совершенствования наслаивался, закрепляя и развивая вызванные усложнения в ОВД.
Принцип предполагает возрастающий уровень сложности ОВД.
Существуют разные способы организации детей во время развития и обучения ОВД.
Какие способы организации детей во время обучения и развития ОВД вам известны? (участники отвечают).
Верно! Фронтальный, поточный, индивидуальный и групповой. Используя фронтальный способ, детям предлагают одинаковые для всех упражнения, которые выполняются одновременно.
Поточный способ выполнения упражнений, когда все дети делают одно и то же упражнение по очереди, друг за другом, непрерывно – поточно.
Групповой способ используется в старшей и подготовительной группах. При этом одна группа детей обучается какому –либо двигательному действию под руководством воспитателя, другая в это время под руководством инструктора.
Таким образом, при организации детей во время обучения и развития ОВД, вне зависимости от выбранного способа, важно, чтобы воспитатель знал свою роль в каждом виде деятельности.
Сейчас мы на практике рассмотрим особенности взаимодействия инструктора и воспитателя при выполнении ОВД – катании, ходьбе и развитии равновесия.
Младший дошкольный возраст.
Проводится фрагмент занятия с воспитателями, которые работают с детьми младшего дошкольного возраста. Один из участников выполняет роль воспитателя, остальные – детей. Участники прокатывают мяч друг другу из положения сидя ноги врозь на расстоянии 1,5м.
Старший дошкольный возраст.
Проводится фрагмент занятия с воспитателями, которые работают с детьми старшего дошкольного возраста. Участники прокатывают набивные мячи друг другу стоя на коленях на расстоянии 2,5м.
Ходьба и равновесие.
Младший дошкольный возраст.
Воспитатели, работающие с детьми младшего дошкольного возраста, ходят по гимнастической скамейке, за руку их придерживает один из участников. Подняться и сойти со скамейки помогает воспитатель.
Старший дошкольный возраст.
Воспитатели, работающие с детьми старшего дошкольного возраста, ходят по гимнастической скамейке приставным шагом с мешочком на голове.
Какие еще два вида ОВД мы не рассмотрели?
Воспитатели: ползание и прыжки.
Давайте вспомним, как усложняется каждый вид движения в каждой возрастной группе?
Воспитатели отвечают.
С детьми младшего дошкольного возраста проводится подлезание, ползание (на полу, на гимнастической скамейке).
А уже с детьми старшего дошкольного возраста – перелезание, лазанье по гимнастической стенке, по веревочной лестнице, по прямой с опорой на ладони и стопы, на спине.
Воспитателю какой группы принадлежит самая активная роль на занятии?
Воспитатели отвечают.
Наиболее активная роль принадлежит воспитателю младшей группы. Он помогает детям во всем, начиная со входа в зал и построения их в шеренгу и заканчивая выходом из зала. В средней, старшей и подготовительной к школе группах воспитатель помогает инструктору в перестроении детей, раздаче и сборе спортивного инвентаря. Во время выполнений ОРУ и ОВД воспитатель следит за исходным положением детей и качеством выполнения движений, делает по необходимости замечания или поощряет тех, кто лучше справился с заданием. Но все замечания и поощрения во время занятий не должны мешать инструктору и отвлекать детей.
Совершенствуются и закрепляются ОВД и во время проведения подвижных игр. Подвижные игры разучиваются на физкультурном занятии, воспитатели могут разучить игру во время прогулки детей.
Я предлагаю вспомнить подвижные игры и ОВД, которые в них присутствуют. Я Вам называю игру, Вы мне называете возрастную группу, в которой проводится эта игра, и ОВД.
— «Бегите ко мне» (младшая группа; бег по сигналу);
— «Наседка и цыплята» (младшая группа; пролезание, ходьба);
— «Лошадки» (средняя группа; ходьба с высоким подниманием колена);
— «Охотники и зайцы» (старшая группа; метание);
— «Медведь и пчелы» (старшая группа; влезание на гимнастическую стенку);
— «Лягушка и цапля» (подготовительная группа; прыжки – лягушка; ходьба с высоким подниманием колена и перешагивание – цапля);
— «Ловишка с мячом» (подготовительная группа; бросание и ловля мяча).
Во время подвижных игр воспитатель следит, чтобы дети правильно передавали игровой образ, не нарушали установленные правила.
Умения, знания и навыки, полученные детьми на физкультурных занятиях, воспитатель должен применять на утренней гимнастике и в повседневной жизни детей.
Постоянная совместная работа инструктора по физкультуре и воспитателя группы скорее приведет к желаемым результатам в решении задач общего физического воспитания дошкольников.
Нужно стремиться, чтобы работа по физическому воспитанию не сводилась к набору неких показателей физического развития детей, а привила дошкольникам любовь к спорту и движению на всю жизнь, чтобы занятия физкультурой остались полезной и приятной привычкой, а здоровый образ жизни был насущной потребностью.
Диагностика патологий мышления. Диагностические критерии основных видов нарушений когнитивной сферы дошкольников Диагностика патологий мышления. Диагностические критерии основных видов нарушений когнитивной сферы дошкольников. Познавательное развитие.
Консультация для воспитателей «Влияние продуктивных видов деятельности на сенсомоторное развитие дошкольников» Сенсомоторика (от лат. sensus – чувство, ощущение и motor – двигатель) – взаимокоординация сенсорных и моторных компонентов деятельности.
Мастер-класс для воспитателей «Развитие памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники» Мастер класс для воспитателей «Развитие памяти детей дошкольного возраста средствами мнемотехники» Цель мастер- класса: ознакомление педагогов.
Мастер-класс для воспитателей «Развитие речи посредством использования нетрадиционных пальчиковых игр» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №3 с. Перелюб Перелюбского района Саратовскрй области» О проведении.
Мастер-класс «Вместе весело шагать» (по взаимодействию ДОУ с семьей). Человек рождается не для того, чтобы бесследно исчезнуть никому неизвестной пылинкой…Человек оставляет себя прежде всего в человеке. В этом.
Мастер-класс «Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателей» Данное мероприятие предназначено для воспитателей детей всех возрастных групп. Цель: совершенствование знаний педагогов о постоянном взаимодействие.
Мастер-класс «Взаимодействие инструктора по физической культуре и воспитателей» Данное мероприятие предназначено для воспитателей детей всех возрастных групп. Цель: совершенствование знаний педагогов о постоянном взаимодействие.
Перспективный план работы инструктора по физкультуре Перспективный план работы инструктора по физической культуре Лазарченковой Ларисы Викторовны Месяц Название мероприятия 2 младшая группа.
Мастер-класс для воспитателей ДОУ на тему «Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста через математические игры» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.