способы обучения монологу и диалогу
Обучение монологу и диалогу на уроках английского языка
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Обучение монологу. Его разновидности и характеристики. Пути обучения монологу .
Целенаправленность/соответствие речевой задаче;
Пути обучения монологу
В отечественной методике обучения И.Я. выделяют 2 основных пути формирования умений говорения:
Первый путь предполагает развитие монологических навыков на основе прочитанного текста. Второй путь связан с развитием этих навыков без опоры на текст, отталкиваясь лишь от тематики, и проблематики обсуждаемых вопросов.
Для формирования монологических умений на основе различных этапов работы с текстом (путь « сверху вниз ») я использую следующие задания:
Ответить на вопросы на понимание содержания и смысла прочитанного текста;
Согласиться с утверждениями или опровергнуть их;
Выбрать глаголы, прилагательные идиоматические выражения, тропы, с помощью которых автор описывает /выражает своё отношение к людям, событиям, природе и т.д.
Определить основную идею текста.
Кратко изложить содержание текста.
Рассказать текст от лица главного героя.
Придумай другой конец; и т.д.
Для формирования монологических умений без опоры на конкретный текст (путь « снизу вверх »), на среднем и старшем этапах обучения, я предлагаю строить монологи на основе многих текстов, прочитанных или прослушанных на родном и иностранных языках.
Хочу предложить некоторые задания и проследить логику развития монологической речи на начальном и продвинутом этапах.
Назвать слово, глядя на картинку.
Выбрать слово, которое не подходит к данной группе слов.
Составить словосочетания из предложенных слов.
Отгадать слово по его дефиниции.
2.Отработка слов на уровне предложения
Ответить на вопросы, предполагающие использование новой лексики.
Сформулировать вопросы к имеющимся ответам.
Заполнить пропуски/закончить предложения.
3. Работа на уровне сверх фразового единства
Использование различных языковых и речевых игр (на отгадывание, описание; командные соревнования).
Средний и старший этапы
Фронтальное обсуждение темы/беседы.
Ответить на вопросы.
Составить план-схему темы.
Подбор/повторение лексики по теме.
2. Ознакомление с новым языковым материалом и его первичная обработка
Лексические упражнения на уровне слова и словосочетания.
Языковые споры/игры на отгадывания, языковое лото.)
3. Речевые упражнения
Высказать своё мнение по вопросу/утверждению/цитате и т.д.
Подготовить доклад/сочинение на тему и т.д.
Обучение диалогу. Его разновидности и характеристики. Пути обучения.
В основе специфики формулирования именно диалога лежат трудности, обусловленные его характеристиками.
a ) Реакция партнёра по общению может быть совершенно непредсказуема.
b ) Нередки случаи, когда у учащихся нет необходимых социальных навыков диалогического общения.
c ) В отличии от монолога, где автор сам определяет не только логику высказывания, но и выбор языковых и речевых средств, в диалоге мы всегда зависим от партнёра.
Ситуативность как одна из характерных черт диалога предполагает, что успешность диалогического общения на уроке во многом зависит от заданной ситуации и понимания учащимися речевой задачи общения. В противном случае никакие опоры не помогут успешно выполнить задание.
Ситуативность составляет суть и предопределяет логику данной формы общения.
— Свободные (беседы, дискуссии, интервью, т.е. те формы речевого взаимодействия, где изначально границы общения каждого из партнёров, а значит и общая логика развития разговора жёстко не фиксируется)
Пути обучения диалогу и используемые в их рамках опоры.
При обучении диалогу выделяются те же пути, что и при обучении монологу.
Опорами для оставления собственных диалогов путём «сверху вниз» я использую:
Сами текстов диалогов-моделей;
Содержание речевой установки учителя на составление видоизменённых диалогов;
Описание ролей, получаемых каждым из участников диалога;
Картинки или видеосюжет, проигрываемый без звука.
Обучение диалогу путём « снизу вверх ».
Что же необходимо совершенствовать в таком случае?
Умение задавать вопросы разных типов;
Логично, последовательно и понятно отвечать на поставленные вопросы.
Использовать различные реплики реагировать в процессе общения.
Употреблять различные вводные структуры и клишированные выражения.
Контроль и оценка изменений говорения
Я использую 3 вида контроля:
При первых 2х категориях контроль имеет комплексный характер, охватывает различные языковые и речевые умений и навыки.
Оценки при контроле навыков устной речи я обычно выставляю за:
— подготовленные дома диалоги и монологи
— неподготовленные монологи и диалоги, которые учитель предлагает выполнить в классе.
Что касается итогового контроля, я придерживаюсь основных положений итогового контроля в области умений говорения.
Итоговый контроль подразумевает контроль монологических и диалогических умений. Потому, как правило, экзаменуются двое экзаменуемых, которые по очереди выполняют задания монологического характера, а затем вместе решают одну (проблему) речевую задачу на И.Я.
Обучение данному виду речевой деятельности должно строиться с учётом требований итогового контроля, а тренировочные упражнения и задания должны моделировать аналогичные задания итогового контроля.
Некоторые приемы, которые я использую на уроках английского языка для развития навыков говорения.
Работая в парах, задавайте друг другу самые разные вопросы. Задача состоит в том, чтобы не использовать в ответах слово «да» ил «нет». Побеждает тот, кто заставит партнёра произнести эти слова;
Составьте верное, ложное и спорные утверждения на основе прочитанного текста. Обсудите их в парах и группах.
Я зачитываю различные реплики, утверждения, вопросы и т.д. Задача учеников заключается в том, чтобы быстро и не раздумываясь отреагировать на них. Я могу адресовать одну и ту же реплику разным людям, в таком случае дети должны стараться избегать повторов. Примеры реплик: «Как дела?», «Вы ведь уже читали эту книгу, не так ли?» и т.д.
Вспомните различные способы выражения согласия, несогласия, неудовольствия и т.д. Составьте линии диалога с их использованием. Разыграйте их в классе.
Составьте диалог на тему «Моё отношении к современным проблемам экологии» на основе данной схемы-опоры.
Повторное предложение с убеждением.
Методы и приемы обучения монологической и диалогической речи
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методы и приемы обучения монологической и диалогической речи.
Ведущей целью в преподавании иностранных языков в общеобразовательной школе является коммуникативная цель, которая и определяет весь процесс.
Несмотря на то что диалогическая речь сложнее монологической с точки зрения разнообразия и количества используемых речевых образцов, и по ряду других причин, тем не менее с точки зрения последовательности в обучении устной речи все же предпочтение следует отдать диалогической речи. Ведь именно через диалог отрабатываются и запоминаются отдельные речевые образцы, целые структуры, которые затем используются в монологической речи.
При обучении школьников диалогической речи решаются следующие основные задачи:
Учителю необходимо научить обучаемых самостоятельно управлять диалогическим общением. В процессе общения собеседники осуществляют регуляцию поведению партнера по общению подсознательно, не акцентрируя на этом особого внимания в плане языкового и содержательного оформления своих речевых высказываний. Отсутствие же коммуникативной общности между носителями разных языков, недостаточный лингвистический опыт усугубляют и затрудняют общение между ними особенно в случае уклонения коммуниканта от ответа или нежелания говорить. Учащиеся хотят уклониться от естественной беседы не потому что не хотят использовать конкретные факты, а по причине слабого владения языковым материалом. Они боятся включиться в естественную беседу и, чтобы поскорее отделаться, ограничиваются ответами-репликами типа Да, Нет. Задача учителя – предупреждать такую реакцию и формировать коммуникативные способности управления общением, что включает в себя умения:
а) регулировать понимание воспринимаемого на слух речевого сообщения в языковом и содержательно-информативном плане,
б) управлять выдачей информации
Для учителя одной из самых трудных задач является развитие у учащихся умения самостоятельно развивать нить беседы, изменять и варьировать текст составленного диалога.
В естественном групповом диалоге на равных правах участвуют учитель и определенное количество учащихся (3-4 и более); каждый говорящий высказывается по нескольку раз; учащиеся обращаются к друг другу и к учителю непринужденно, без предварительной регламентации, в зависимости от содержания беседы.
Особое значение ролевая игра приобретает в обучении иноязычной диалогической речи именно на среднем этапе обучения, то есть у школьников подросткового возраста. Известно, что учащихся переходного возраста характеризует «чувство взрослости»: подростки стремятся быть похожими на взрослых, представлять себя взрослыми и совершать соответствующие речевые поступки. Ролевая игра как раз и обеспечивает общение на взрослом уровне, позволяет детям проявлять инициативу и самостоятельность, реализует их стремление к самоутверждению. Ее применение на данном этапе способствует усилению мотивации к изучению иностранного языка и тем самым поддержанию ее на старшей ступени обучения.
Разумеется, на средней ступени обучения, невозможно научить учащихся всем особенностям диалогической речи. Однако беседа учащихся по возможности должна быть более жизненной и сохранять основные, присущие ей качества. Так, учащиеся должны уметь правильно начать беседу, употребив одно из наиболее употребительных приветствий. Они должны уметь задать вопрос и ответить на него как в краткой форме, так и в виде небольшого монологического высказывания. Ученики на данном этапе обучения должны уметь поддержать разговор, развить мысль собеседника и довести диалог до его логического конца.
Различные приемы формирования диалогической речи имеют положительное значение в плане подготовки учащихся умению вести свободную беседу по пройденной теме в пределах программного материала. В итоге значительно повышается эффективность урока немецкого языка, где все большее количество учащихся вовлекается в активную речевую деятельность на уроке и вне его, способствует развитию инициативности обучаемых, а также развитию и совершенствованию их умений. Как показывает практика, данные методы способствуют положительным изменениям в речи учащихся как в качественном отношении (разнообразие диалогических единиц, инициативность речевых партнеров, эмоциональность высказывания), так и в количественном (правильность речи, объем высказывания, темп речи), что свидетельствует об эффективности предлагаемой методики. Но самое главное, что надо учитывать при организации диалогического общения – это создание положительного эмоционального настроя к выполняемой учащимися деятельности.
Монологическая речь представляет собой связное непрерывное изложение мыслей одним лицом, обращенное к одному или нескольким лицам. Цель этой направленности, обращенности – достигнуть необходимого воздействия на слушателей.
Важной психологической особенностью монологического высказывания в отличие от диалогической речи является его непрерывность, которая позволяет говорящему связно и полно высказывать свои мысли.
В силу контекстности монологической речи к ней предъявляются особые требования: она должна быть понятной «из самой себя», т.е. без помощи неязыковых средств, которые часто играют большую роль в ситуативной диалогической речи. Последовательность и логичность, полнота и связность изложения мысли являются важнейшими качествами монологической речи, вытекающими из ее контекстной природы.
Как известно, монологическая речь имеет следующие коммуникативные функции:
В психологической литературе отмечается, что по сравнению с диалогической речью монологическая речь является более сложной и трудной. Она требует от говорящего умения связно и последовательно излагать свои мысли, выражать их в ясной и отчетливой форме. При овладении монологической речью на иностранном языке эти трудности значительно осложняются в связи с тем, что обучаемые не владеют свободно языковыми средствами, которые необходимы говорящему для выражения мысли.
Методика обучения монологической речи
Учащиеся должны уметь:
— рассказывать о себе, своей семье, друзьях, своих интересах и планах на будущее, сообщать краткие сведения о своем городе / селе, о своей стране и стране изучаемого языка;
— делать краткие сообщения, описывать события / явления (в рамках пройденных тем), передавать основное содержание, основную мысль прочитанного или услышанного, выражать свое отношение к прочитанному / услышанному, давать краткую характеристику персонажей;
— использовать перифраз, синонимические средства в процессе устного общения.
Для формирования умений монологической речи следует четко спланировать и методически правильно организовать процесс обучения этому виду речевой деятельности.
Выделяют 2 пути обучения монологической речи – дедуктивный и индуктивный.
При обучении монологической речи по индуктивному пути предлагаются следующие этапы работы.
На данном этапе возможно использование следующих упражнений:
Система условно-речевых упражнений:
— Имитативные упражнения: учитель дает образец каждого речевого действия, выступающего для ученика в качестве ориентира, и затем с помощью побудительной реплики побуждает ученика к аналогичному действию. Например : Lehrer: Das ist eine Stadt. Stimmt das? Schuler: Ja, das ist eine Stadt.
— Упражнения на подстановку грамматических структур: с помощью реплик: Stimmt das? Frage ob…, Wiedersprich! Frage, wer (wo, was…). Lass j-n an die Tafel gehenoder Bitte j-n dir das Buch zu geben. (Учитель осуществляет пошаговое управление действиями учащихся.)
— Трансформация. ( Видоизменение форм. К примеру «Полезно есть овощи.» «Я знаю, но я не ем овощи.»)
Логико-синтаксическая схема: даются начала фраз, которые обеспечивают целостность высказывания, его логичность и синтаксическую связанность.
Например :Ich möchte…, aber leider… Und ich musste… (Ich möchte ans Meer fahren, aber leider bin ich krank. Und ich musste zu Hause bleiben.)
3. Речевой этап, уровень развернутого монологического высказывания. Цель-развитие умения монологической речи на основе темы, ситуации.
Собственно-речевые упражнения: сообщи, расскажи, убеди.
Например : Dein Freund kommt aus Deutschland. Erzahl ihm uber deine Stadt.
При обучении монологической речи по дедуктивному пути предлагаются следующие этапы работы над текстом:
Упражнения на прогнозирование содержания текста по заголовку, иллюстрациям, с опорой на предшествующий опыт и знания. При чтении с пониманием основного содержания: выделение главной мысли текста, получение общего представления о содержании текста, определение своего отношения к тексту. При чтении с полным пониманием содержания: принятие к сведению извлеченной информации, запоминание ее для расширения знаний и возможного дальнейшего использования. При чтении с выборочным пониманием читаемого: определение нужной, интересующей ученика информации в тексте, понимание именно этой инфомации.
Предтекстовые задания должны быть направлены в первую очередь на моделирование фоновых знаний, необходимых и достаточных для рецепции конкретного текста, на устранение смысловых, лексических и грамматических трудностей его понимания и одновременно на формирование навыков и умений чтения, выработку «стратегии понимания». В них указываются лексико-грамматические структурно-смысловые, лингвостилистические и лингвострановедческие особенности подлежащего чтению текста.
Учитель предлагает задание: а теперь прочитайте текст и скажите, о чем идет речь. (Таким образом, происходит проверка правильности сделанных прогнозов и уточнение их.)
Z.B. Lest den Text und sagt «Worum geht es? ”
В старших классах тексты, содержащие интересную информацию, могут послужить материалом для обсуждения. Учащиеся старших классов уже располагают определенным индивидуально-речевым опытом, который позволяет им творчески использовать этот источник информации в монологической речи. При этом возможны различные трансформации исходного текста: частичная трансформация языковых средств (пересказ близко к тексту), частичная трансформация содержания (пересказ своими словами), комментарий, интерпретация текста при его обсуждении.
Работа с (прочитанным) текстом приобретает на этом этапе особое значение. Проводятся такие творческие упражнения, как связное высказывание об основных идеях отрывка (текста), поступках героев, изложение (возможно, критическое) содержания отдельных эпизодов и сцен. Эти упражнения способствуют развитию творческой монологической речи.
Одну из важных опор для монологических высказываний представляет собой тема, потому что обучение устной иностранной речи и языку в школе в конечном итоге строится по тематическому принципу.
Отмечая тематическую связность монологической речи учащихся как одну из ее особенностей, следует указать на нерациональность заучивания наизусть готовых текстов по темам как основы для развития тематически связной монологической речи. Такая речь часто оказывается механически заученной, лишенной элементов творчества. Самое трудное при обучении иноязычной речи, в том числе монологической речи, добиваться того, чтобы ученик научился экономно и творчески использовать активный языковой материал и умел выражать свои мысли правильно и просто (но не примитивно). Этому необходимо систематически обучать.
Таким образом, можно выделить следующие основные положения :
2. Основными коммуникативными функциями речи являются информативная, воздейственная, эмоционально-оценочная.
3. Основные свойства монологических речевых умений: логичность и связность изложения мыслей; коммуникативно-мотивированное и творческое пользование языковыми средствами, правильность речи на коммуникативно-достаточном уровне.
4. Упражнения в развитии монологических умений можно классифицировать по видам опор (по наглядности, по речевой ситуации, по теме, по мотивам темы, по прочитанному или воспринятому на слух тексту) и по объему высказывания (отдельные предложения, краткие связные высказывания, полные тематические связные высказывания).
Обучение монологу и диалогу на уроках английского языка
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Обучение монологу. Его разновидности и характеристики. Пути обучения монологу .
Целенаправленность/соответствие речевой задаче;
Пути обучения монологу
В отечественной методике обучения И.Я. выделяют 2 основных пути формирования умений говорения:
Первый путь предполагает развитие монологических навыков на основе прочитанного текста. Второй путь связан с развитием этих навыков без опоры на текст, отталкиваясь лишь от тематики, и проблематики обсуждаемых вопросов.
Для формирования монологических умений на основе различных этапов работы с текстом (путь « сверху вниз ») я использую следующие задания:
Ответить на вопросы на понимание содержания и смысла прочитанного текста;
Согласиться с утверждениями или опровергнуть их;
Выбрать глаголы, прилагательные идиоматические выражения, тропы, с помощью которых автор описывает /выражает своё отношение к людям, событиям, природе и т.д.
Определить основную идею текста.
Кратко изложить содержание текста.
Рассказать текст от лица главного героя.
Придумай другой конец; и т.д.
Для формирования монологических умений без опоры на конкретный текст (путь « снизу вверх »), на среднем и старшем этапах обучения, я предлагаю строить монологи на основе многих текстов, прочитанных или прослушанных на родном и иностранных языках.
Хочу предложить некоторые задания и проследить логику развития монологической речи на начальном и продвинутом этапах.
Назвать слово, глядя на картинку.
Выбрать слово, которое не подходит к данной группе слов.
Составить словосочетания из предложенных слов.
Отгадать слово по его дефиниции.
2.Отработка слов на уровне предложения
Ответить на вопросы, предполагающие использование новой лексики.
Сформулировать вопросы к имеющимся ответам.
Заполнить пропуски/закончить предложения.
3. Работа на уровне сверх фразового единства
Использование различных языковых и речевых игр (на отгадывание, описание; командные соревнования).
Средний и старший этапы
Фронтальное обсуждение темы/беседы.
Ответить на вопросы.
Составить план-схему темы.
Подбор/повторение лексики по теме.
2. Ознакомление с новым языковым материалом и его первичная обработка
Лексические упражнения на уровне слова и словосочетания.
Языковые споры/игры на отгадывания, языковое лото.)
3. Речевые упражнения
Высказать своё мнение по вопросу/утверждению/цитате и т.д.
Подготовить доклад/сочинение на тему и т.д.
Обучение диалогу. Его разновидности и характеристики. Пути обучения.
В основе специфики формулирования именно диалога лежат трудности, обусловленные его характеристиками.
a ) Реакция партнёра по общению может быть совершенно непредсказуема.
b ) Нередки случаи, когда у учащихся нет необходимых социальных навыков диалогического общения.
c ) В отличии от монолога, где автор сам определяет не только логику высказывания, но и выбор языковых и речевых средств, в диалоге мы всегда зависим от партнёра.
Ситуативность как одна из характерных черт диалога предполагает, что успешность диалогического общения на уроке во многом зависит от заданной ситуации и понимания учащимися речевой задачи общения. В противном случае никакие опоры не помогут успешно выполнить задание.
Ситуативность составляет суть и предопределяет логику данной формы общения.
— Свободные (беседы, дискуссии, интервью, т.е. те формы речевого взаимодействия, где изначально границы общения каждого из партнёров, а значит и общая логика развития разговора жёстко не фиксируется)
Пути обучения диалогу и используемые в их рамках опоры.
При обучении диалогу выделяются те же пути, что и при обучении монологу.
Опорами для оставления собственных диалогов путём «сверху вниз» я использую:
Сами текстов диалогов-моделей;
Содержание речевой установки учителя на составление видоизменённых диалогов;
Описание ролей, получаемых каждым из участников диалога;
Картинки или видеосюжет, проигрываемый без звука.
Обучение диалогу путём « снизу вверх ».
Что же необходимо совершенствовать в таком случае?
Умение задавать вопросы разных типов;
Логично, последовательно и понятно отвечать на поставленные вопросы.
Использовать различные реплики реагировать в процессе общения.
Употреблять различные вводные структуры и клишированные выражения.
Контроль и оценка изменений говорения
Я использую 3 вида контроля:
При первых 2х категориях контроль имеет комплексный характер, охватывает различные языковые и речевые умений и навыки.
Оценки при контроле навыков устной речи я обычно выставляю за:
— подготовленные дома диалоги и монологи
— неподготовленные монологи и диалоги, которые учитель предлагает выполнить в классе.
Что касается итогового контроля, я придерживаюсь основных положений итогового контроля в области умений говорения.
Итоговый контроль подразумевает контроль монологических и диалогических умений. Потому, как правило, экзаменуются двое экзаменуемых, которые по очереди выполняют задания монологического характера, а затем вместе решают одну (проблему) речевую задачу на И.Я.
Обучение данному виду речевой деятельности должно строиться с учётом требований итогового контроля, а тренировочные упражнения и задания должны моделировать аналогичные задания итогового контроля.
Некоторые приемы, которые я использую на уроках английского языка для развития навыков говорения.
Работая в парах, задавайте друг другу самые разные вопросы. Задача состоит в том, чтобы не использовать в ответах слово «да» ил «нет». Побеждает тот, кто заставит партнёра произнести эти слова;
Составьте верное, ложное и спорные утверждения на основе прочитанного текста. Обсудите их в парах и группах.
Я зачитываю различные реплики, утверждения, вопросы и т.д. Задача учеников заключается в том, чтобы быстро и не раздумываясь отреагировать на них. Я могу адресовать одну и ту же реплику разным людям, в таком случае дети должны стараться избегать повторов. Примеры реплик: «Как дела?», «Вы ведь уже читали эту книгу, не так ли?» и т.д.
Вспомните различные способы выражения согласия, несогласия, неудовольствия и т.д. Составьте линии диалога с их использованием. Разыграйте их в классе.
Составьте диалог на тему «Моё отношении к современным проблемам экологии» на основе данной схемы-опоры.
Повторное предложение с убеждением.