способ достижения образовательных целей в процессе обучения в вузе
Глава 1.5 Задачи студента при обучении в вузе
Основные цели и задачи обучения в вузе. Требования к обучению. Выбор дополнительных занятий. Дневник саморазвития. Учебная и производственная практика. Стажировка в иностранных вузах. Стипендиальные программы. Гранты. Юридические конкурсы.
Усвоение римских норм происходило и происходит
не потому, что нормы эти римские, a потому,
что они представляют собою результат многовекового
опыта целого ряда поколений.
А. М. Гуляев
В результате изучения гл. 1.5 студент должен:
знать свои цели и задачи при обучении в вузе, систему дополнительных возможностей, предоставляемых вузом и статусом студента;
меть раскрывать сущность обучения в вузе;
владеть навыками выбора и реализации дополнительных занятий, получения дополнительных стипендий и грантов.
Вуз – это не только следование порядку обучения, предложенному высшим учебным заведением, но и выбор дисциплин вариативной части программы, множество дополнительных шансов и возможностей, получение которых зависит от самого студента, от его понимания своих жизненных целей и задач. Перечислим в данной главе основные аспекты, на которые следует обратить внимание.
Как правило, основной целью студента является получение знаний, умений и навыков, достаточных для дальнейшего устройства на высокооплачиваемую работу юристом той или иной специализации. При этом ориентиром являются конкретно те знания, умения и навыки, которые перечислены в Стандарте образования бакалавра.
Следующим шагом будет определение задач, которые необходимо решить для достижения цели: получать только высшие баллы по специальности, брать дополнительные курсы, выбирать определенного преподавателя, тему диплома, учебную практику в определенных организациях.
Обучение. В вузе никто не будет тянуть студента и заботиться о нем, как в школе. При неудовлетворительных результатах учебы студента отчисляют. Как бы ни банально звучала мысль о необходимости добросовестно учиться, но это самая главная задача учащегося. Поэтому главный приоритет – посещать все лекции и семинары, готовиться и успешно сдавать зачеты и экзамены, а также полностью выполнять ту учебную программу, которая предложена вузом.
Есть ошибочная позиция, что теория – это что-то далекое и ненужное, а вот практика – она совсем другая. И якобы поэтому учиться не обязательно – практика все расставит по местам. Но возьмем на себя смелость утверждать, что для юриста успешность практической деятельности напрямую зависит от его знания теории права. В том же интервью А. А. Гольцблат отметил, что ему для успешного выполнения работы «помогло знание теории права. Фундаментальных его основ и, конечно, опыт работы в парламенте. Понимать и знать институты права крайне важно. Без этого не получится стать профессионалом». Поэтому теория нужна.
Именно теория позволяет понять базовые принципы функционирования всей системы права и его отраслей, а также сформировать мировоззрение, ценностные установки, то профессиональное правосознание и мышление, которые отличают юриста от неюриста. Любое локальное практическое действие юриста имеет место в общей теории права, и если знать ее систему и структуру, то гораздо легче ориентироваться в текущих вопросах и принимать по ним решения. Юрист для решения даже самых узкоспециальных задач должен обладать достаточно широким кругозором и знать всю систему права, ведь правовой вопрос не существует обособленно, он подчиняется общим доктринам, законам и правилам.
Случается, что в группе, где учится студент, складывается неправильное отношение к учебе: пассивность обсуждения на семинарах, неприятие посещения лекций, невыполнение заданий на дом. Но вспомните: для чего вы находитесь в вузе? Какой смысл в получении диплома, если не иметь при этом знаний?
Студент при таком подходе окружающих должен проявить принципиальность, умение мыслить самостоятельно и пойти против течения, то есть продолжить добросовестно учиться. А может быть, постараться перевестись в другую группу или в другой вуз. Не следует ориентироваться на тех, кто тянет группу вниз, напротив, следует искать примеры для подражания среди активных, способных студентов. Пишите лекции, готовьтесь к семинарам, проявляйте активность, какие бы обстоятельства этому ни мешали.
Отдельно стоит выделить списывание и использование шпаргалок. Конечно, писать их полезно, но ведь современные студенты их уже не пишут, а распечатывают. Но спросите себя: кто вам даст списать на настоящей работе? Как вы будете пользоваться шпаргалкой на собеседовании? К экзаменам и зачетам следует готовиться планомерно и плодотворно, ведь, зная список вопросов, довольно легко разделить их на количество дней перед экзаменом и к моменту Х быть во всеоружии.
Аналогично следует относиться к сдаче экзаменов по блату и к «покупке» экзаменов. К сожалению, такая практика имеет место быть, но опять же – для чего студенту купленные экзамены? Очевидно, что важны не зачетная книжка и диплом сами по себе, а уровень полученных знаний и навыков. Мы встречали выпускников, сдававших экзамены каким-то «иным способом», – после окончания вуза они долго не могли устроиться на работу и в конце концов уходили из профессии юриста. Не просите никого и сдавайте экзамены сами. Запрещайте кому-либо помогать вам в сдаче экзаменов. Да, учиться, может быть, тяжело, но далеко не так, как работать, поскольку рядом есть учебники и преподаватели, которые помогают разобраться в материале. Когда вы столкнетесь с реальным юридическим вопросом, то вам уже никто не поможет и ответ за деньги вы купить не сможете.
Наконец, помните принцип: вначале ты работаешь на зачетку, потом – она на тебя. Хорошо это или нет, но преподаватель, видя в зачетной книжке низкие оценки, начинает относиться к студенту предвзято и вряд ли поставит хорошую оценку. А хорошие оценки нужны – на некоторых местах работы спрашивают средний балл. Если сразу зарекомендовать себя хорошо, то впоследствии учиться чуть легче.
Дополнительные занятия (курсы, семинары, научные кружки, секции). Помимо основного образовательного процесса есть возможность получить дополнительные знания и умения, а порой и проявить себя, реализовать в других сферах.
Особое внимание, конечно, следует уделить дополнительным занятиям, посвященным выбранной специальности (например, в кружке гражданского права) и английскому языку (поскольку знание языка существенно повышает возможности устройства в международные компании и юридические фирмы).
Среди дополнительных занятий выделим:
– курсы и научные кружки, связанные с юридической профессией и основной программой обучения (включая научную деятельность и публикацию статей);
– разовые лекции приглашенных известных деятелей;
– конференции/форумы по различным вопросам права (на таких конференциях, особенно с участием практикующих юристов, студент получает полезные знания и опыт, становится осведомленным в актуальных вопросах теории и практики, осознает планку / уровень компетенций высококлассных юристов и ученых);
– творческие кружки (музыкальные, театральные, художественные, литературные и пр.);
Информация о таких занятиях может находиться на досках объявлений, на сайте вуза, в союзе студентов, клубе молодых ученых, профкоме, у методистов соответствующих кафедр (в зависимости от развитости общественной жизни вуза). Не стоит стесняться: если есть желание (и даже если его пока нет), то следует попробовать, чтобы определить – интересно это или нет. Найти что-то новое, выйти за границы собственных привычек и ограничений – это важное качество, которое необходимо для развития и которое пригодится в дальнейшей юридической деятельности.
Вуз является наиболее значимым социальным лифтом для достижения успеха, а указанные выше дополнительные занятия помогают войти в наиболее активный класс студентов, которые по своему мировоззрению, амбициям, стремлениям, идеям, знаниям и мышлению могут дать много полезного. Иногда даже можно сходить в другой вуз, чтобы послушать лекцию или выступление известного человека. Интересуйтесь всем, пока вы обучаетесь в вузе. Читайте, впитывайте знания. Потом на многие вещи уже не будет времени.
Дневник саморазвития. Обучение представляет собой движение из точки А в точку Б для получения новых знаний, навыков и умений. Вначале их нет. Потом они должны быть. Это и есть формула развития. Экзамены и зачеты – это лишь одна из форм контроля знаний, которая нужна в первую очередь самому студенту. Но никто не мешает студенту и самостоятельно оценивать себя. Это пригодится для формирования такой компетенции, как стремление к саморазвитию, установленной Стандартом образования бакалавра. Существует много методик личностного роста, с которыми можно ознакомиться в Интернете. Приведем лишь одну, под названием «Тренинг планирования».
Поставьте перед собой одну или несколько развивающих задач или целей («не опаздывать», «не поддаваться эмоциям», «каждый день прочитывать пятьдесят страниц учебника», «подготовить работу в определенный срок»). Срок осуществления поставьте неделю или месяц.
Далее в течение выбранного срока необходимо каждый день записывать в «дневник саморазвития», выполняется ли задача и каков уровень ее выполнения (если он поддается оценке). Таким образом, вы будете приучать свой мозг отслеживать выполнение вами поставленных целей, напоминать о необходимости что-то сделать, осознанно развиваться в заданном направлении.
Учебная/производственная/преддипломная практика (далее – учебная практика). Как говорил А. В. Суворов, «теория без практики мертва, практика без теории слепа». Только столкнувшись с реальным правовым вопросом, студент поймет, как применять знания, каких знаний и навыков ему не хватает. Ведь обучение не осуществляется само для себя, цель обучения – применять знания.
Раздел основной образовательной программы бакалавриата «Учебная и производственная практики» является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Учебная практика может включать в себя несколько этапов: практика по получению первичных профессиональных умений, ознакомительная и др. Производственная практика включает в себя, как правило, следующие этапы: практика по профилю подготовки (технологическая, исполнительская, лаборантская и т. п.), научно-исследовательская, научно-педагогическая и преддипломная. Преддипломная практика как часть основной образовательной программы является завершающим этапом обучения и проводится после освоения студентами программы теоретического и практического обучения.
Виды и программы практик утверждаются вузом. К примеру, в МГУ учебная практика проводится после окончания 2-го курса и длится четыре недели, а на 4-м курсе студент проходит производственную/преддипломную практику, тоже четыре недели.
Учебная и производственная/преддипломная практики, согласно Стандарту образования бакалавра, ставят задачи по закреплению общекультурных и общепрофессиональных компетенций.
Практики проводятся в организациях и учреждениях по профилю подготовки, а также в студенческих правовых консультациях (юридических клиниках), лабораториях вуза, а учебная практика – и на кафедрах вуза, обладающих необходимым кадровым и научным потенциалом.
Студенты, обучающиеся по целевому набору, проходят практику у заказчика обучения. Остальные обычно самостоятельно выбирают место прохождения практики. Рекомендуем узнать список организаций, с которыми вуз сотрудничает, и выбрать наиболее соответствующую профилю деятельности или будущей работе. Вариантом получения практики можно назвать и работу в юридической клинике при вузе, которая бесплатно оказывает помощь гражданам.
Однако активный студент может и сам найти компанию и договориться с ее руководителем/руководителем юридической службы о прохождении там практики. Для направления в эту организацию студента, как правило, достаточно подтверждающего письма такой организации. Поскольку платить за практиканта не надо, а ценные кадры нужны каждому коллективу, то есть вероятность успеха.
При этом на практике следует так или иначе узнавать нюансы профессиональной юридической деятельности, поскольку часто работодатели доверяют студенту лишь переноску бумаг, комплектацию дел и работу с архивом. Но надо понимать, что реальную работу доверить практиканту действительно не всегда возможно, но попросить об этом можно. Поэтому смотрите и слушайте, спрашивайте и анализируйте.
Аттестация по итогам практики предусматривает: наличие плана практики; характеристику с места практики; отзыв руководителя практики; устный (или письменный) отчет обучающегося. По результатам аттестации обучающемуся выставляется дифференцированная оценка.
Польза учебной практики – в получении бесценного опыта работы юристом, который поможет сразу после окончания вуза устроиться на хорошую работу. А в идеале студент может сразу устроиться на практику по месту своей будущей работы (некоторые юридические фирмы только так и заполняют вакансии начального уровня), но для этого необходимо добросовестно выполнять поручения «работодателя» и относиться к практике как к настоящей работе. В общем-то при выборе места для прохождения практики можно воспользоваться рекомендациями, данными в разделе об устройстве на первую работу.
Стажировка в иностранных вузах. Кругозора не каждого зрелого человека хватает, чтобы использовать все имеющиеся возможности, а что говорить о студенте… Поэтому многие и не знают обо всех возможностях обучения в вузе, не ищут их либо ждут, что вуз и родители сами о них позаботятся, как это было в школе. Но эта уже та ступень, когда человеку необходимо позаботиться о себе самостоятельно, научиться искать новое, принимать решения без чьей-либо помощи, основываясь на своих целях и интересах.
Ведущие вузы предлагают студентам программы стажировок/обмена в иностранных вузах, достаточно изучить сайт вуза. Более того, студент и сам в состоянии найти различные программы стажировок, не связанные с конкретным вузом, но которые предоставляются студентам. Польза от такой стажировки огромна, поскольку существенно расширяется кругозор, улучшается уровень владения иностранным языком, появляются новые знания и знакомства с такими же активными учащимися.
Стипендиальные программы/гранты. Студенты – это особая категория граждан, которой уделяется пристальное внимание государства. Поэтому статус студента дает определенные льготы, преимущества, возможности, которыми можно воспользоваться.
Так, существует достаточно большое количество программ поддержки и поощрения талантливых студентов, которые предоставляются вузами, государственными органами, общественными и коммерческими организациями. Иногда в вузе назначается сотрудник для выявления и обеспечения таких программ, в результате объявления и рекламные буклеты появляются на стендах, на сайтах вузов. Также такие объявления можно найти на различных конференциях, форумах, даже в других ведущих вузах, то есть там, где организаторы грантов выискивают свою целевую аудиторию. Но студент может и сам найти такую программу и принять в ней участие.
Стипендия – это регулярное денежное поощрение. Грант – это денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами, в том числе иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами, а также международными организациями, получившими право на предоставление грантов на территории Российской Федерации в установленном Правительством Российской Федерации порядке, на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями. К примеру, получение гранта позволяет студенту-юристу за счет организаторов съездить на стажировку в иностранный вуз и получать там стипендию.
Отметим, что для получения стипендии обычно устанавливаются серьезные требования. К примеру, для получения стипендии имени В. А. Туманова 29 студент должен отвечать следующим требованиям:
– наличие по результатам промежуточной аттестации за предыдущий учебный год оценки «хорошо» и «отлично» при наличии не менее 50 % оценок «отлично»;
– признание победителем или призером международной, всероссийской, ведомственной или региональной олимпиады или олимпиады, проводимой образовательной организацией, научной организацией, общественной и иной организацией, конкурса, соревнования, состязания и иного мероприятия, направленного на выявление учебных достижений студентов, проведенных в течение 2 лет, предшествующих назначению стипендии;
– активное участие в научно-исследовательской деятельности, осуществляемой образовательной организацией в течение 1 года, предшествующего назначению стипендии (получение награды (приза) за результаты научно-исследовательской работы, либо документа, удостоверяющего исключительное право на достигнутый научный (научно-методический, научно-технический и научно-творческий) результат интеллектуальной деятельности (патент, свидетельство), либо гранта на выполнение научно-исследовательской работы и (или) наличие публикации в научном (учебно-научном, учебно-методическом) международном, всероссийском, ведомственном или региональном издании, в издании образовательной организации или иной организации и (или) осуществление иного публичного представления результатов научно-исследовательской работы, в том числе путем выступления с докладом (сообщением) на конференции, семинаре или ином мероприятии (международном, всероссийском, ведомственном или региональном), проводимом организацией высшего образования, общественной или иной организацией).
Перечислим ряд стипендиальных программ:
– персональные стипендии имени А. А. Собчака для студентов юридических факультетов;
– именные стипендии Ассоциации юридических вузов;
– персональные стипендии имени В. А. Туманова.
Из организаторов грантов можно выделить Российский гуманитарный научный фонд, целями которого являются государственная поддержка развития гуманитарных наук, распространение гуманитарных знаний в обществе, возрождение традиций отечественной гуманитарной науки.
Участие в конкурсах. Перечисление в резюме списка из побед на правовых конкурсах усилит шансы выпускника вуза устроиться на хорошую работу, поскольку свидетельствует об определенном уровне знаний и качеств соискателя, чего нет в других резюме.
К слову, в резюме студента вообще мало полезной для работодателя информации; помимо вуза это может быть как раз информация о победах в конкурсах и прочая, свидетельствующая о качествах студента.
Конкурс, как правило, это выполнение определенного задания (например, подготовка статьи на определенную тему), которое оценивается авторитетным жюри. Затем из всего списка работ выбираются лучшие и определяются победители. Победить в конкурсе само по себе престижно, а нередко победа сопровождается и получением стипендии, гранта, денежной премии, поощрения от вуза.
Такие конкурсы организуются самим вузом, государственными и частными организациями (юридическими компаниями), Министерством образования и науки.
Перечислим ряд таких конкурсов:
– «Правовая Россия» справочно-правовой системы ГАРАНТ;
– «Международное право в XXI веке» Фонда поддержки правовых исследований и правового образования;
– Всероссийская студенческая юридическая олимпиада Молодежного союза юристов России;
– Конкурс по конституционному правосудию «Хрустальная Фемида» Международного фонда поддержки правовых инициатив;
– Российский национальный чемпионат Конкурса им. Джессопа Международной ассоциации студентов-юристов (ILSA), совместно с юридическими фирмами White & Case и Threefold Legal Advisors;
– «Юридический потенциал России» Ассоциации юридических вузов;
– открытый конкурс юристов «Понтифик» Первого дома консалтинга «Что делать консалт»;
– Конкурс на лучшую законотворческую инициативу в сфере интеллектуальных прав Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА).
Чтобы найти такие конкурсы, достаточно задать в Интернете соответствующий поиск.
Контрольные вопросы
1. Опишите цель обучения в вузе.
2. Перечислите задачи, которые необходимо поставить перед собой при обучении в вузе.
3. Перечислите дополнительные занятия, которые предоставляются вузом.
4. Лично для себя какие дополнительные занятия вы бы выбрали?
5. Для чего необходима учебная/производственная практика?
6. Назовите стипендиальные программы для юристов.
7. Назовите не меньше трех конкурсов для юристов.
8. Какие еще цели и задачи вы бы поставили перед студентом вуза?
9. На какие дополнительные занятия вы планируете записаться?
10. Каковы ценности вашей группы по отношению к обучению, активности на занятиях, сдаче экзаменов?
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Цели и пути повышения эффективности образовательного процесса в вузе
Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы
Дата публикации: 08.03.2018
Статья просмотрена: 1533 раза
Библиографическое описание:
Солощенко, В. В. Цели и пути повышения эффективности образовательного процесса в вузе / В. В. Солощенко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 116-120. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/13971/ (дата обращения: 12.11.2021).
Цели ипути повышения эффективности образовательного процесса ввузе
Солощенко Виктор Васильевич, преподаватель
Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (г. Санкт-Петербург)
Сущность иосновные направления интенсификации обучения
Термин «интенсификация» в педагогической литературе появился в середине семидесятых годов прошлого века. Это было отражением необходимости поиска новых, более эффективных путей разрешения противоречий между резким возрастанием объема информации, необходимой специалистам, и объективной невозможностью увеличивать продолжительность их подготовки в учебных заведениях.
Под интенсификацией обучения некоторые исследователи-педагоги понимают простое совершенствование образовательного процесса. Другие — ускоренное обучение с использованием технических средств. Третьи исходят из того, что понятие «интенсификация» характеризует не только усвоение значительного количества материала в минимальные сроки, но, прежде всего, внутреннее развитие личности обучающегося, развитие его творческих начал, формирование увлеченности, компетентности, культуры общения.
Проанализировав различные толкования интенсификации обучения в вузе мы остановимся на следующем.
Интенсификация обучения— это усиление, увеличение его интеллектуальной напряженности, ведущее к повышению действенности в достижении образовательных целей за счет внедрения новых прогрессивных средств и методов, повышения квалификации преподавательского состава, совершенствования учебно-материальной базы вуза.
Из определения следует, что интенсификация обучения должна способствовать формированию профессиональных качеств, упреждающих потребности практики. В этом её основная цель.
Исходя из сущности интенсификации обучения, рассмотрим значение термина «интенсивное обучение».
Во-первых, интенсивный — это развивающийся или достигший в результате интенсификации более высокого уровня развития процесс, относительно того, который интенсификации не подвергался. Например, если традиционный метод беседы интенсифицировать путем её построения на противоречиях, возражениях, возникает интенсивная беседа, т. е. дискуссия. Внесение в нее такого элемента игры, как действия в ролях, превращает этот метод в еще более интенсивный — в ролевую дискуссию. Здесь «интенсивный» обозначает обновленный и обязательно усовершенствованный, ставший более напряженным интеллектуально и от этого более действенным процесс.
Во-вторых, «интенсивным» можно считать обучение рационально обновляемое, интеллектуально напряженное, но без перегрузок памяти обучающегося. При этом действенность преподавания и учения должна возрастать от периода к периоду за счет вскрытия и решения проблем с использованием новейших достижений научно-технического прогресса.
Очевидно, что интенсификация обучения ведет к подготовке думающих специалистов, профессиональные качества которых постоянно упреждают современную потребность практики. Это и является основной задачей интенсификации обучения, равно как и основной задачей, стоящей перед профессиональным образованием. При этом в рамках общей задачи решаются, за счет интенсификации обучения, ряд частных задач, которые стоят перед профессиональным образованием:
– всестороннее развитие личности;
– развитие творческого мышления обучающихся;
– интеграция обучения, производства и науки;
– сокращение временных затрат для повышения уровня подготовки;
– рациональное использование ресурсов, выделяемых на обучение;
– рациональное использование резервов психики обучающихся и расширенное воспроизводство профессионального опыта.
Строго говоря, всякий образовательный процесс — это определенная модель реальной действительности, обеспечивающая возможность познания последней в аудиторных условиях.
При традиционно пассивном обучении процесс обучения осуществляется по схеме:
– подготовка обучающихся к восприятию нового учебного материала сообщением (передачей) им недостающих знаний;
– предъявление им основной учебной информации;
– заучивание нового и образование связей с ранее изученным;
– ответы при контроле усвоения (воспроизведение учебного материала);
– применение знаний в ходе практических занятий.
При этом материал предъявляется в «готовом виде». Основным способом учения выступают запоминание и воспроизведение. Они не требуют творческих усилий интеллекта, вырабатывают умственную пассивность, стремление избегать умственных нагрузок, действовать по шаблону, приводят к растерянности обучающихся при решении нестандартных задач.
Конечно, и при этой схеме обучения вырабатывается ряд ценных профессиональных качеств. Без развитой памяти и развитого репродуктивного мышления не может работать специалист. А главное, она обеспечивает усвоение предшествующего опыта. Существенным преимуществом данного подхода является простота методики обучения. Но, несмотря на важность информационного обучения, этого сейчас недостаточно т. к. необходимо всестороннее развитие личности обучающегося.
Следовательно, интенсификация обучения является важнейшей задачей, стоящей перед вузами и очевидно, что она должна осуществляться только на основе системного подхода. То есть, должна строиться система интенсивного обучения, которая обеспечивает его рациональное обновление, повышение интеллектуальной напряженности, прогрессивности и действенности преподавания и учения, достижения поставленных целей с использованием все более совершенных методов и материально-технических средств.
К компонентам системы интенсивного обучения принято относить: цели, содержание обучения, обучающихся, преподавателей, материально-технические средства, методы и организационные формы обучения, дидактические процессы и условия их интенсификации.
Можно ли построить систему интенсивного обучения и обеспечить ее успешную работу на практике? Вероятно, можно, но для этого необходимо создание определенных условий, т. к. обучение протекает в конкретных, системно сочетаемых формах, с использованием определенных методов и средств. Условия определяют результаты их применения: повышение действенности в достижении учебных целей означает, что достигается интенсификация, а если нет, то это, скорее всего экстенсивный путь совершенствования обучения.
Только осознание данной комплексной проблемы само по себе не интенсифицирует обучение. Эффект достигается путем осуществления интеллектуально активной деятельности участников образовательного процесса и всех, создающих условия для него, в соответствии с той ролью и местом, которые для них установлены в системе интенсивного обучения.
Интенсификации подвергаются в первую очередь преподавание и учение как взаимосвязанная деятельность обучающих и обучающихся по освоению содержания обучения, которая осуществляется в рамках принятых форм, с использованием соответствующих методов обучения и материально-технических средств. Это и определяет направления интенсификации высшего образования.
Рассмотрим наиболее общие и характерные для высшей школы направления интенсификации, ккоторым относятся:
– переход от пассивного обучения к активному;
– формирование технологического подхода к обучению;
– творческое развитие и саморазвитие личности;
– сохранение и углубление единства фундаментальности и профессионализации содержания обучения;
– развитие индивидуализации обучения;
– интеграция обучения, деятельности науки;
– подготовка современного преподавателя.
Рассмотрим сущность каждого из направлений.
Переход от пассивного обучения к активному. Сущностью этого направления является не увеличение объема передаваемой информации, её «спрессовывание» или ускорение считывания. В основе его лежит создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него обучающегося на уровне не только интеллектуальной, но и личностной и социальной активности. Без определенного уровня активности человека, выражающейся хотя бы в элементарных актах внимания, не может состояться даже простейший факт познания.
Для активизации творческого мышления обучающегося ряд педагогов применяет проблемные методы обучения, которые дают неплохой эффект, но требуют больших затрат учебного времени и высокого методического мастерства, учета способностей обучающихся. О сущности проблемного метода уже шла речь, остановимся лишь на его схеме:
– подготовка обучающихся к решению учебных проблем;
– постановка проблемного задания, мотивация поиска решения;
– поиск, формулирование и принятие проблемы обучающимися;
– анализ проблемы, определение круга недостающих знаний и их поиск;
– выдвижение гипотез решения учебной проблемы, их проверка;
– выбор приемлемого решения;
– осмысление выбранного способа выхода из проблемной ситуации, включение открытого «для себя» знания, умения, способа действия в ранее накопленный опыт.
При этом методическую основу проблемного обучения составляет совокупность учебных или реальных проблем и задач, и набор проблемных ситуаций обеспечивающих их творческое решение. Проблемное обучение развивает познавательную активность обучающихся, их творческую самостоятельность стимулирует интеллектуальную деятельность, формирует профессионально важные качеств. Однако необходимо отметить, что сущностный элемент проблемного обучения носит несколько искусственный характер. Обучающийся открывает, то, что запланировал преподаватель.
Кроме проблемного метода обучения существуют и другие пути активного обучения. К ним относятся деловые игры, анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей, семинары — дискуссии, различные формы и методы приобщения к профессиональной деятельности: практики, стажировки и т. п. К числу этих методов можно отнести и имитационное моделирование реальных процессов с помощью ЭВТ и другие. Все они характеризуются следующими признаками:
– вынужденная интеллектуальная творческая активность обучающихся;
– самостоятельность в выработке и принятии решений, проявление «себя» в этом каждым обучающимся;
– тесное взаимодействие обучающихся с преподавателем и между собой;
– высокая направленность на приобретение профессиональных, социальных навыков;
– высокая степень мотивации и эмоциональность учебной деятельности;
– технологичность оценки и самооценки действий обучающихся.
Принципиальное отличие активных методов обучения заключается в том, что при их применении обучающиеся ставятся в такие условия, что они не могут оставаться пассивными и, кроме того, имеют реальные возможности для активного обмена знаниями и опытом работы с преподавателем и между собой.
В зарубежной высшей школе особое внимание обращается на комплексное использование педагогических воздействий посредством постоянной связи обучения с исследованием, практикой и самостоятельными занятиями при доминирующей роли проблемных, игровых методов, применение совершенных технических средств обучения. Анализ деятельности ведущих вузов России показывает, что многие из них расширяют внедрение активных методов обучения.
Формирование технологического подхода к обучению. Технологичность подхода к обучению заключается в подчинении всех элементов системы обучения целям обучения по определенной схеме, через призму интенсификации. Содержание должно строго соответствовать целям.
Творческое развитие и саморазвитие личности, как механизмов расширенного духовного воспроизводства общества. Это вызвано необходимостью наращивания его интеллектуального и духовного богатства. Творчество — это пересмотр устоявшихся образцов стандартов, привычных способов действий, их замена новыми, расширяющими возможности как личности, так и общества. Оно предполагает постоянный прирост этих возможностей, их совершенствование. Ставится вопрос о переходе от передачи знаний к их творческому порождению самим обучающимся, но при помощи преподавателя. Обучение должно давать простор творческой активности личности. Педагог должен научить обучаемого учиться, то есть, сделать его обучающимся. Таким образом, в интенсивной системе обучения у обучающихся должна вырабатываться потребность и умение самостоятельного приобретения знаний, методов их пополнения с использованием передовых технологий.
Сохранение и углубление единства фундаментальности и профессионализации содержания обучения. Известно, что образование, если оно дает фундаментальные знания, обеспечивает возможность впоследствии учиться самостоятельно. Интеллектуальный фундамент позволяет человеку приобретать прикладные знания, диктуемые новыми технологиями, осуществлять повышение квалификации и переподготовку к новому виду профессиональной деятельности. Решение данной проблемы находится в поиске оптимальной грани между фундаментальностью и профессионализацией обучения для каждого конкретного вуза и конкретной специальности.
Развитие индивидуализации обучения. Под индивидуализацией обучения будем понимать такую организацию образовательного процесса, при которой выбор приемов, способов, темпа обучения учитывает индивидуальные различи; обучающихся, уровень их способностей. Понятно, что полная индивидуализация нецелесообразна, а может быть и вредна, но известно, что массовое обучение неизбежно нивелирует индивидуальные качества обучающегося. Зачастую в вузах основное внимание уделяется отстающим, а развитию талантов внимания уделяется недостаточно.
Исходя из этого, задача вузов заключается в создании творческой педагогической среды, ориентированной на одаренную личность. Пока неясны полностью формы и методы индивидуальной подготовки, но опыт такой есть и он должен наращиваться. (Как вариант, может рассматриваться выход на индивидуальный план, освоение второй специальности с получением второго диплома или сокращение сроков подготовки).
Интенсивная система обучения должна обладать многообразием и гибкостью используемых средств, способов и организационных форм образовательных процессов.
Интеграция обучения и науки. Усиление интеграции высшей школы и практики, должно «поднять роль» потребителя в оценке уровня подготовки кадров. Необходимо повысить представительство заказывающих управлений в итоговой государственной аттестации. Потребитель должен стать настоящим заказчиком специалистов, но при этом должен «платить»: материальной базой, информацией, участием в обучении.
Интеграция обучения и науки может достигаться двумя способами: непосредственным участием обучающихся в научных исследованиях и опосредованно, через участие преподавательского состава в решении научных проблем. При этом обучающиеся получают доступ к науке, а наука, как и практика, получит подготовленные кадры.
Технизация. Технические средства расширяют дидактические возможности преподавателя и обучающегося. Они существенно изменяют процесс обучения. В отдельное направление выделяется компьютеризация. Применение компьютеров в обучении существенно увеличивает возможности обучающегося в получении образования. В ряде вузов России в обучении широко используются аудио, видео и телевизионные средства, с помощью которых можно, во-первых, демонстрировать уникальные явления, процессы, а во-вторых, обеспечивать дистанционное обучение.
Огромное значение для подготовки профессионалов имеют также тренажеры, макеты и автоматизированные рабочие места должностных лиц органов управления. Эти средства позволяют вырабатывать профессиональные навыки у обучающихся. Немаловажное значение имеют и средства «малой механизации» образовательного процесса: стенды, планшеты и т. п. Всё перечисленное выше напрямую связано с интенсификацией обучения.
Одним из наиболее значимых процессов мирового технического прогресса является информатизация. Поэтому одним из направлений интенсификации обучения должна быть информатизация образования.
Информатизация образования представляет собой процесс создания, широкомасштабного внедрения и использования методов, систем и средств получения, передачи, сбора, хранения информации.
Информатизация образования освобождает обучающегося от тех действий по хранению, переработке, прохождению информации, рутинной вычислительной работы, которую могут выполнить технические средства. Для человека остается интеллектуально-творческая деятельность.
Подготовка современного преподавателя. Общество сталкивается с серьезным противоречием: носители накопленных обществом знаний, одновременно несущие на себе груз инерции прошлого должны сформировать поколение, кардинально отличающееся образом мыслей и социального поведения, а главное, обеспечить не передачу опыта прошлого, а обучение его развитию.
Преподаватель должен быть развитой, творческой личностью, глубоко владеющей знаниями о человеке, новыми педагогическими технологиями, искусством компьютерного обучения. Кроме того, педагог не должен отставать от развития науки и практики. Более того, он должен видеть перспективы их развития и это видение передавать обучающимся.
Педагогический труд относится к самостоятельному виду деятельности и является важнейшей профессией.
К претендентам на преподавательские должности, в качестве главных условий выдвигались:
– знание своего предмета;
– умение донести до обучающихся свои знания.
В данной системе отбора особого внимания заслуживает организация проведения пробной лекции, которая в значительной степени препятствовала стать преподавателями людям с низкими педагогическими способностями.
Особый порядок отбора профессорско-преподавательского состава существовал в России в высшие учебные заведения.
Данная проблема (комплектования) может быть решена только при условии персонального отбора и «выращивания» каждого преподавателя как личности, что требует создания специальной системы воспитания и обучения преподавателей.
Похожие статьи
Проблема интенсификации процесса обучения в современной.
интенсификация обучения, обучающийся, образовательный процесс, обучение, средство, интенсивное обучение, интеграция обучения, пассивное обучение, проблемное обучение, знание. Феномен интенсивного обучения в контексте теории деятельности.
Интеграция теоретических и практических. | «Молодой
В. К. Бондаренко. Технические средства обучения. М.: 1975.
Основные термины (генерируются автоматически): знание, профессиональная подготовка будущих инженеров-педагогов, процесс интеграции, дисциплина, проблема интеграции, интеграция.
Обучающие технологии в учебном процессе | Статья в журнале.
проблемное обучение, развивающее обучение, учебная проблема, знание, учебный процесс, проблемная ситуация, принцип проблемности, процесс обучения, проблемно-развивающее обучение, учащийся.
Ключевые вопросы и проблемы интеграции технологий.
Ключевые слова: интеграция технологии, информационно-коммуникационные технологии, подготовка учителей, революционные методы обучения. Проблема интеграции технологий в процесс преподавания и обучения актуальна уже много лет.
Электронные средства и методы обучения для повышения.
Процесс обучения — это педагогически обоснованная, последовательная, непрерывная смена актов обучения, в ходе которой решаются задачи развития и воспитания личности.
Роль и место средств обучения в учебном процессе
учебный процесс, интенсивное обучение, учебная деятельность, подход, обучение, учебная мотивация, учебная задача, проблемное обучение, образовательный процесс, учебно-познавательная деятельность. Активизация познавательной деятельности учащихся.
Традиционное обучение в целостном педагогическом процессе
активный метод обучения, учебный процесс, активное обучение, форма обучения, Метод обучения, знание, профессиональная деятельность, учебно-познавательная деятельность, задача, навык. Особенности развивающего обучения на уроках русского языка.
Вопросы интеграции в среднем профессиональном образовании
профессиональное обучение, профессиональное образование, учебный процесс, средство обучения, профессиональная деятельность, производственное обучение, педагогическая задача, техническое творчество.
Интенсивное обучение и учебно-познавательная деятельность
Интенсивное обучение и учебно-познавательная деятельность. Автор: Мишин Александр Николаевич.
Интенсификация обучения, выстроенного на основе коммуникативно-деятельностного подхода, возможна при условии