список всех философских учений

Основные направления и течения философии, их представители. Основные философские школы

Потребность в теоретическом определении системы отношения «универсум — человек» появилась с той самой минуты, как возникло осознание себя цивилизованным человечеством. Поэтому история философии представляет базовые направления: материализм, идеализм, их школы и течения

Материализм

Представителями материализма были Гераклит, Демокрит, Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Д. Дидро, Л. Фейербах, Ф. Энгельс. В основу универсума положено материальное начало. Под материальным началом понимается воздух, огонь, вода, атом, материал, алейрон и природа в целом.

Человек является порождением закономерно развивающейся материи. Он характеризуется субстанциальностью и атрибутивностью, наличием сознания. Основу сущего представляют материальные, а не духовные явления. Сознание человека определяет его бытие, а его мышление развивается под влиянием образа жизни.

Идеализм

Школа идеализма представлена такими философами и мыслителями как Платон, Д. Юм, Дж. Беркли, И. Фихте, И. Кант, Г. Гегель, А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Вл. Соловьёв, Н. Бердяев, П. Флоренский.

Дуализм

К представителям дуализма относятся Р. Декарт, Т. Рибо, В. Вундт, X. Липпс.

Дуализм является устойчивым философским течением. Основу универсума составляют два самостоятельных начала: духовное и материальное, сознание и материя.

Их существование характеризуется одновременностью, параллельностью и независимостью друг от друга. Тело независимо от духа, а дух, соответственно, от тела. Нервные процессы мозга и психика существуют параллельно, как мозг и субстрат сознания.

Диалектизм

В ряд тех, кто придерживался диалектизма входили такие философы как Платон, Гераклит, Г. Гегель, К. Маркс.

Основным принципом диалектики являлось утверждение того, что в универсуме и в человеке все проходит развитие по законам, где взаимодействуют противоположности, а количественные изменения переходят в качественные, с поступательным движением от низшего к высшему.

Диалектика также делится на два философских подхода: материалистический (Гераклит, К. Маркс и др.) и идеалистический (Платон, Г. Гегель и др.).

Метафизика

К представителям течения метафизики относятся П. Гольбах, Л. Фейербах, Т. Гоббс.

Сторонники данного подхода утверждали, что универсум и человек статичны, устойчивы и постоянны (догматизм), в тоже время, они изменчивы, и нет ничего постоянного (релятивизм).

Эклектизм

Течение эклектизма представлено такими мыслителями как Потамон, У. Джеймс.

Согласно эклектизму, универсум и человек постоянны и изменчивы, в них есть относительное и абсолютное, поэтому ничего конкретного о состоянии объекта, системы сказать нельзя.

Гностицизм

Гностиками являлись те философы, которые признавали возможность познания объективного мира, способность человеческого сознания адекватно отражать реальный мир.

Этими представителями были Платон, Демокрит, Ф. Бэкон, Д. Дидро, Г. Гегель, К. Маркс.

Агностицизм

Агностиками являлись Д. Юм, И. Кант, Э. Мах.

Ими отрицалась возможность человека познать мир. Они сомневались в том, что человеческое сознание может адекватно отразить мир. Мир, по их мнению, в целом непознаваем, или он непознаваем в его причинах, или мир непознаваем в его сущности.

Скептицизм

Скептиками Секстом Эмпириком и Д. Юмом утверждалось то, что нет однозначного ответа на вопрос «о познаваемости мира». Существование ответа на данный вопрос отрицалось потому, что есть явления, которые были уже познаны, и существуют те, которые еще не познали, есть явления загадочные, таинственные, есть «мировые загадки».

Поэтому мир может быть познаваем и непознаваем одновременно. Эта группа философов постоянно сомневаются и в том и другом.

Монизм

Монистами являлись такие знаменитые философы как Платон, Г. Гегель, К. Маркс, Л. Фейербах.

По их мнению, единый принцип мог объяснить мир, универсум и человека. Этот принцип составлял основу из материального или идеального. Вся система философии должна иметь структуру из общего основания.

Позитивизм

К течению позитивистов относились О. Конт, Э. Мах, Р. Авенариус, М. Шлик, Г. Рейхенбах, Р. Карнап, Л. Витгенштейн, Дж. Мур, Б. Рассел.

Позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм составляют целую сциентистскую эпоху. Она отражала идеи, которые означали, что все подлинное, позитивное знание можно получить в процессе синтетического объединения результатов частных наук.

Философия в данном случае выступает как особая наука, которая претендует на самостоятельное исследование действительности. Она может существовать только как некая положительная философия, без собственного научного выражения.

Феноменологизм

К течению феноменологизм относятся такие ее сторонники как Э. Гуссерль, Л. Ландгребе, Э. Финк, М. Шеллер, М. Мерло-Понти.

Они придерживались субъективно-идеалистической позиции в системе «универсум — человек»: «нет объекта без субъекта». Основой философской системы являет интенциональность» сознания. Важное значение имеет направленность сознания на объект. В противопоставление философии, как науке о «чистых сущностях» (эйдетика), выступает познание реальных фактов.

Экзистенциализм

Философами-экзистенциалистами являлись К. Ясперс, Г. Марсель, М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр, А. Камю, Н. Бердяев.

В экзистенциализме существует двойственная оценка системы «универсум — человек»: религиозная и атеистическая. Их сходство заключается в постижении бытия. Для этих систем бытие является нерасчлененная целостность субъекта и объекта.

Герменевтика

Представителями этого течения были В. Дильтей, Ф. Шлегель, Ф. Шлейермахер, М. Хайдеггер, Г. Гадамер.

Сторонники герменевтики видели особое отношение между универсумом и человеком. Немецкий историк культуры, В. Дильтей считал герменевтику основой всех наук о духе, философский аспект природы, исторического познания и историчности самого человека.

Те, кто посвятил себя изучению герменевтики, могут описать ситуацию, если он избегает произвола и ограниченности, вытекающих из неосознанных ментальных привычек. Тот, кто ищет понимания другого, а не самоутверждения, готов к признанию собственных ошибок, вытекающих из неподтвержденных ожиданий и предположений.

Персонализм

Среди представителей персоналистов были русские, немецкие, французские, американские мыслители и философы.

Через приоритет человека в философском осмыслении действительности ведущее место занимала система «универсум — человек». Главное место занимала личность в ее определенных проявлениях — суждениях и действиях.

Базовой онтологической категорией являлась личность, персона. Она выступала как основное проявление бытия, где волевая активность, деятельность соединялись вместе с непрерывностью существования. Истоки личности зачинались не в ней самой, а в бесконечно едином Божественном начале.

Идеи персонализма развивали Л. Шестов, Н. Бердяев, А. Козлов, Д. де Ружмон, М. Шелер, Э. Мунье, Ф. Якоби, П. Лендсберг.

Структурализм

В группу структуралистов входили такие ученые как К. Леви-Стросс, М. Фуко, Л. Альтюссер, Ж. Лакан, Ф. де Соссюр, Р. Барт, Л. Гольдман.

Универсум и человека воспринимаются ими по-своему. Выявление структуры предполагает особенности их мировосприятия. В этом случае структура выступает как совокупность отношений между элементами целого. При любых изменениях целое сохраняет свою устойчивость.

По их мнению, структуралистов, науку о человеке невозможно представить без абстрагирования от сознания. Не субъект и его способности к творчеству, стремление к свободе, а безличные структуры, глубоко подсознательные и всеопределяющие, находятся в центре внимания представителей этого философского направления.

Источник

Классификация философских учений

список всех философских учений. Смотреть фото список всех философских учений. Смотреть картинку список всех философских учений. Картинка про список всех философских учений. Фото список всех философских учений

ГЛАВА 4. КЛАССИФИКАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ УЧЕНИЙ

4.1. Основания типологии философских учений

На протяжении культурной истории человечества было создано огромное количество философских учений и систем. Каждая историческая эпоха предлагала свои уникальные ответы на вечные вопросы. Однако, несмотря на плюрализм идей и мнений, в филосо­фии четко просматривается преемственность, которая позволяет объединить различные философские учения в относительно однородные направления.

Преемственность выражается прежде всего в повторяемости проблематики. Философская мысль устойчива, она возвращается к сходным темам, предлагая новую интер­претацию старых проблем. Преемственность в философии осуществляется также в силу диалогического характера этого типа знания. Каждый мыслитель явно или неявно отталкивается от идей своих предшественников, вступая с ними во вневременной диалог. Таким образом, целостность философской традиции позволяет осуществить классификацию (типологизацию) философских учений, упорядочить многообразие идей 1.

Существуют различные основания типологии философских учений. Эти основания выделяются в зависимости от тех задач, которые стоят перед исследователем. Так, класси-фикацию философских учений можно составить на историческом основании. В таком слу-чае мы имеем дело с исторической типологией, а все многообразие учений, например, в западно-европейской философии, упорядочивается в следующие группы: античная фило-софия, философия Средних веков, философия эпохи Возрождения, философия Нового времени, постклассическая философия и современная философия.

Если рассматривается регионально-цивилизационный критерий, то все философс-кие доктрины сводятся в две группы: западная философия и восточная философия.

Классификация по национальному признаку определяет немецкую, французскую, английскую, американскую, русскую, китайскую и др. разновидности философских учений.

Очевидно, что перечисленные выше способы типологизации философских учений во многом имеют описательный характер. Более приемлемой и теоретически оправданной является классификация философских учений в зависимости от выбора исходных позиций философов в решении так называемого «основного вопроса философии».

4.2. Основной вопрос философии

В традиционной трактовке основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления (сознания) к бытию (материи). Он является основным, потому что определяет характер мировоззрения человека и от его решения в конечном итоге зависит решение остальных философских проблем. Основной вопрос философии имеет два аспекта, две стороны: онтологическую и гносеологическую.

В зависимости от решения первой стороны основного вопроса философии все философские учения делятся на два основных направления: материализм и идеализм.

Здесь нужно подчеркнуть важное обстоятельство. Было бы неправильным полагать, что эти философские направления отличаются тем, что они считают «возникшим» сначала, а что затем. Дело в том, что идеалисты не ставят вопроса о возникновении сознания, духа, а материалисты – о возникновении материи. О первичности говорится не в том смысле, что «возникло» сначала (из чего?), а в смысле первичности одного по отношению к другому.

____________________________________________________________________________________________________________________

1 Под субъектом (лат.subjectum лежащее внизу, находящееся в основе) в философии чаще всего понимают человеческого индивида, наделенного сознанием, волей и чувствами и способного к познавательной и практической деятельности. Под объектом (лат. objectum предмет) понимается нечто (предмет, явление или процесс), существующее вне и независимо от сознания субъекта, на которое направлена познавательная и практическая деятельность субъекта.

Уточняющим дополнением к данной классификации является классификация философских учений по критерию единственности или множественности основ бытия. В зависимости от того, одно, два или более начал рассматриваются в качестве исходных, выделяют монизм (монистические учения), дуализм (дуалистические учения) и плюрализм (плюралистические учения).

· Вторая (гносеологическая) сторона основного вопроса философии рассматривает отношение нашего сознания к окружающему миру выступает как проблема познаваемости мира. В зависимости от ее решения все философские учения распадаются на два типа: гносеологический пессимизм (агностицизм) и гносеологический оптимизм.

Здесь следует отметить, что линии разделения философских учений на идеализм и материализм, монизм и плюрализм, а также на агностицизм и гносеологический оптимизм не совпадают. Философ может быть идеалистом и гносеологическим оптимистом (Г. Ге­гель), идеалистом и агностиком (И. Кант), материалистом и познавательным оптимистом (диалектический материализм), материалистом и агностиком (Дж. Локк) и т. д.

4.3. Иные подходы к типологии философских учений

Помимо классификации философских учений на основе решения основного вопроса философии возможны и иные подходы к решению этой проблемы.

Так, в рамках онтологической проблематики возможно выделение таких философских учений как:

Ø диалектические учения и метафизические учения. Основанием для разграничения данных учений является их отношение к проблеме развития мира. Для диалектичских учений характерно утверждение, что что мир находится в постоянном изменении, развтии, а все его элементы, компоненты, процессы и явления взаимосвязаны между собою. Для метафизических учений характерно утверждение, что что мир статичен, а его фрагменты изолированы друг от друга.

В рамках гносеологической проблематики возможно выделение таких философских учений как:

Ø сенсуалистические учения (сенсуализм) и рационалистические учения (рационализм). Основанием для разграничения данных учений является их отношение к проблеме источников содержания человеческого сознания и роли этих источников в познавательной деятельности человека.

Здесь следует отметить, что взаимная критика, которой подвергали друг друга сторонники эмпиризма и рационализма, выявила ограниченность и того и другого. В XIX-XX вв. эмпиризм и рационализм стали объединяться под именем рационализма в широком смысле, рассматривающего познание как, сочетающий чувственное познанием с логико-теоретическим мышлением.

Ø рационалистические учения и иррационалистические учения (гносеологический аспект). Основанием для разграничения данных учений также является их отношение к проблеме источников содержания человеческого сознания и роли этих источников в познавательной деятельности человека.

Подводя итог, следует сказать, что перечисленные выше типологии философских учений далеко не исчерпывают все возможные варианты типологий. Предложенные выше типологии основывались на особенностях онтологии и гносеологии тех или иных философских учений. То же самое можно сделать и на иных основаниях, например, антропологических, социологических и т. п.

список всех философских учений. Смотреть фото список всех философских учений. Смотреть картинку список всех философских учений. Картинка про список всех философских учений. Фото список всех философских ученийКонтрольные вопросы к Главе 4

На чем основывается возможность классификации (типологии) философских учений?

Какие можно выделить основания для типологии философских учений?

Каково содержание основного вопроса философии?

Какие две стороны различают в основном вопросе философии и каково содержание каждой из них?

Какой критерий лежит в основе разделения философских учений на материализм и идеализм?

Какие выделяют разновидности идеализма и в чем состоит их различие?

Что означает понятие «гилозоизм»?

Что означает понятие «пантеизм»?

Что лежит в основе разделения философских учений на монизм, дуализм и плюрализм?

Какая проблема лежит в основе разделения философских учений на агностицизм и гносеологический оптимизм?

Какой критерий лежит в основе разделения философских учений на диалектические и метафизические учения?

Какой критерий лежит в основе разделения философских учений на рационалистические и иррационалистические учения, если рассматривать это разделение в онтологическом аспекте?

Какой критерий лежит в основе разделения философских учений на сенсуализм (эмпиризм) и рационализм?

Что означает выражение «tabula rasa» и как оно связано с понятием «врожденное знание»?

Какой критерий лежит в основе разделения философских учений на рационалистические и иррационалистические учения, если рассматривать это разделение в гносеологическом аспекте?

Источник

Все философы мира их взгляды идеи школы кратко (Таблица)

Таблица содержит список всех основных философов античного древнего мира, эпохи возрождения, нового и современного времени. О каждом философе кратко и информативно написаны основные труды, взгляды и идеи, сходства и различия с другими мудрецами, к какой школе принадлежали иил основали.

список всех философских учений. Смотреть фото список всех философских учений. Смотреть картинку список всех философских учений. Картинка про список всех философских учений. Фото список всех философских учений

Таблица основные философы их взгляды, идеи, труды и школы

Сходства и различия взглядов, учений и идей

Античная философия. Милетская школа

Фалес

“О началах”, “О солнцестоянии”, “О равноденствиии”, “Морская астрология” или “Астрономия”.

Работал над открытиями в областях знаний как Астрономия, Геометрия, Устройство космоса, Физика.

По Фалесу, природа, как живая, так и неживая, обладает движущим началом, которое называется такими именами, как душа и Бог.

Родоначальник философской школы Фалеса.

Анаксимандр

Первоначалом называл – апейрон (В переводе с греческого apeiros — “беспредельный”). Это нечто, не относящееся ни к одной из стихий. Во-первых, начало не может быть какой-то одной стихией, ибо в этом случае все остальные стихии, в конце концов, будут этой стихией поглощены. Поэтому не будет и многообразия вещей. Во-вторых, поскольку многообразие всех вещей и явлений бесчисленное, то и начало, лежащее в основе всех вещей и явлений, также должно быть бесконечно. В-третьих, всякая вещь есть или начало, или происходит из начала, но у бесконечного нет начала, как нет и конца. Поэтому-то оно и есть божество. Весь мир находится в непрестанном движении, значит это начало должно быть вечно и никогда не иссякать.

Выдвинул идею о паритетности материальных состояний.

Анаксимен

Он, так же как и Фалес, считал, что все полно богов, и что бог есть душа мира. А что такое душа? Душа — это дыхание. Первоначало.

Гераклит

“О природе”. Эта работа состоит из трех частей, в которых говорится, соответственно, о вселенной, государстве и богословии.

Он враждебно относился к демократической власти. Ничто в мире не повторяется, все преходяще и одноразово. В этом отношении Гераклит противостоит пифагорейцам, в мировоззрении которых присутствовала идея вечного повторения.

Учение о всеобщем изменении, о противоположностях, о логосе, о природе и о человеке. Вопрос о первоначале. Вопрос о душе.

Философы Пифагорейцы

Гиппон

Полагал, что в теле человека существует влага, благодаря которой он ощущает и живет

Пифагор

(ок.570 – ок. 500гг. до н.э.)

Фрагменты высказываний у различных античных авторов и последующих философов

Ему приписывают авторство следующих книг: «О воспитании», «О государстве», «О душе», «О мире», «О природе» и другие

Он, как и Фалес, постиг древние учения восточных мудрецов. Так же создатель своей философской школы.

Но в отличие от школы Фалеса, Пифагорейская проповедовала, не только научный, но и религиозно-мистический образ жизни.

Музыка сфер, пифагорейский строй, теорема пифагора

Алкмеон

Автор первого древнегреческого медицинского трактата

Помещал источник познания не в сердце, а в мозг, считая его органом мышления.

Филолай

Первым предположил возможность движения Земли, утверждая, что смена дня и ночи вызвана движением планеты вокруг воображаемого центра Космоса.

Философы Элеаты

Ксенофан

«Силл» (Сатир) в 5 книгах

Отдавал предпочтение «мудрости», свободной прежде всего от чувственных образов.

Парменид из Элеи

“О природе” (состоит из двух частей: “Путь истины” и “Путь мнения”)

В “Пути истины” выделяются два положения Парменида. Первое: “То, что есть — есть, то, чего нет, — нет”. Второе положение гласит: “Мыслить — то же, что быть”. Все, что вы будете мыслить, будете мыслить только на основе существующего. Логические аргументы относятся не просто к области разума, но и к области бытия, что похоже на взгляда Фалеса и Пифагора.

Зенон из Элеи

(ок. 490 – ок. 430гг. до н.э.)

«апории» (логические парадоксы), дошедшие не в оригинале. Апории делятся на две группы. Первая группа — апории против множественности, и вторая — против движения.

«Споры», «Толкование Эмпедокла», «Против философов», «О природе».

Пытался доказать невозможность движения, пространства и множества.

Истина выявляется посредством спора или истолкования противоположных мнений.

В любом случае частей у сущего нет, т.е. нет множественности вещей, поскольку получается, что всякая величина или бесконечно велика, или бесконечно мала. Конечной вещи быть не может. Апория относительно пространства: если вещь существует, то она существует в пространстве. Это пространство существует, соответственно, в другом пространстве. Это пространство, в свою очередь, существует и в третьем пространстве и т.д. до бесконечности. Но принимать бесконечное количество пространств невозможно. Поэтому нельзя сказать, что вещь существует в пространстве. Апории против движения говорят следующее: движение никогда не сможет начаться. Допустим, телу нужно пройти какой-то путь. Для того, чтобы ему дойти до конца, ему нужно сначала дойти до половины, а для этого нужно дойти до четверти. Чтобы дойти до четверти, нужно дойти до восьмой части пути и т.д. Деля все время до бесконечности, мы получаем, что тело не сможет дойти ни до конца, ни даже начаться. Ведь за конечное время невозможно пройти бесконечный участок пути, т.е. участок, состоящий из бесконечного числа точек. Отсюда вывод: не вовсем следует доверять своим чувствам.

Меллис

«О природе, или О сущем»

Известен учением о том, что бытие бесконечно во времени (времени не существует). Первым предположил бесконечность Вселенной.

Философы Атомисты

Левкипп

Выдвинул идею множественности элементов сущего. Считает движение внутренне присущим атомам.

Демокрит

(ок. 460 – 370 гг. до н.э.), 90 лет!

“Большой и малый мирострой”, “Об уме”, “О природе”, “О чувствах”, «О душевном расположении мудреца», «О добродетели», «О планетах», «О разнице форм», «О вкусах»,«О цветах» и много других

Был оппозиционером Элеат, но соглашался с ними в том, что истинно сущее бытие не может ни возникать, ни исчезать. Чувства не всегда дают правильное и достоверное знание. Бытие целокупно, оно не делится на части. Небытие существует. поскольку движение и множественность вещей существуют, то, следовательно, существует небытие.

Один из основателей атомистики. Составил один из первых древнегреческих календарей.

Философы Софисты

Протагор

«Наука спора», «О первоначальном порядке вещей», «О государстве», «О добродетелях», «О сущем», «Контроверсии», «О богах», «О бытии» и др.

Приобрел известность благодаря преподавательской деятельности. Был последовательным сенсуалистом и считал, что мир таков, каким он представлен в чувствах человека.

Бытие постоянно изменяется. Изменчивость является главным свойством материального мира. Постоянно изменяется не только материальный мир, не только объект познания, но и субъект, т.е. изменяется абсолютно все. Каждая вещь хранит в себе противоположности. Исходя из этого Протагор доказывает, что все истинно. Он говорит, что это вытекает из того, что поскольку вещи изменяются, переходят в свою противоположность и хранят противоположности в себе, следует, что об одной и той же вещи можно высказать противоположные суждения — и оба суждения будут истинными. Поэтому истины как таковой, объективной истины, не существует.

Горгий

«О несуществующем, или о природе», «Похвала Елене» и «Оправдание Паламеда»

Крупнейший теоретик и учитель красноречия V века до н.э.

Так же как и Сократ познавал истину, но считал что, каждый человек имеет свою особую истину.

«вообще ничто не существует», в том числе и сама природа. Бытие не существует, и даже если предположить бытие существующим, то оно все же не может быть познано, и даже если признать бытие существующим и познаваемым, то все же невозможно сообщить о познанном другим людям.

Гиппий

Составил список победителейОлимпийских игр, имевший огромное значение.

Продик

«Геракл на распутье»

Он представил теорию происхождениярелигии. Стал известен как оратор и учитель.

Антифонт

Критий

Критий не раз упоминается древними, но его сочинения до нас не дошли.

Платон вывел его действующим лицом в диалогах «Тимей» и «Критий».

Киренаики

Аристипп

Согласно ему, познание основывается на одних только восприятиях, причины которых, однако, непознаваемы. Восприятия других людей для нас также недоступны, мы можем основываться только на их высказываниях.

Гегесий

«Смерть посредством голодания»

Доказывал бедственность жизни и утешительность смерти.

Афинская школа. Платонизм. Перипатетики

Сократ

“Диалоги” Платона, “Апология Сократа” Платона. Книги Диогена Лаэртского.

Древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека и к собственно философской теории. Его деятельность открыла новое русло в развитии античной философии.

Используя метод диалектических споров, Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной.

Платон

«Апология Сократа», 25 достоверно идентифицированных диалогов, недиалогические «Законы», и 13 авторских писем.

Как и Аристотель делил все доступное сознанию на позноваемое умом и ощущениями. Бытие разграничивается на несколько сфер, родов бытия, между которыми имеются довольно сложные отношения; это — мир идей, вечный и подлинный; мир материи, столь же вечный и самостоятельный, как и первый мир; мир вещественных, чувственно воспринимаемых предметов — это мир возникающих и смертных погибаюших вещей, мир временных явлений (а потому он и «ненастоящий» в сравнении с идеями); наконец, существует Бог, космической Разум (Ум-Демиург). Идеи, в отличие от чувственных вещей, бестелесны и умопостигаемы. Если чувственные вещи бренны, преходящи, то идеи постоянны (в этом смысле вечны) и обладают более истинным существованием. Социальная справедливость, как он полагал, будет в обществе тогда, когда она будет внутри души каждого человека, каждого сословия. В идеальном государстве управлять должны философы.

Ксенократ

Единство и двойственность признавал началом всех вещей, душу определял как самодвижущееся число, много занимался демоническими и божественными существами, находя их и в стихиях.

Кратет Афинский

Строго придержался платоновых преданий.

Карнеад

Развивал крайний скепсис и отрицал знание и возможность окончательного доказательства. Как первый теоретик понятия вероятности.

Аркесилай

Проповедовал «воздержание от суждения» (epoche); только вероятное, считал он, находится в пределах достижимого, и его достаточно для жизни.

Аристотель

(«История животных», «Описание государственных устройств», «Политика», «Органон»,

«Метафизика», «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении», «О душе», «Поэтика» и «Риторика» и др.

Во многом был похож на Пиррона. Общей целью наук, в том числе философии, является установление истин, объективного знания о сущем и вещах природы. Материя вечна, как и форма, между ними нет отношения «первичное — вторичное»; обнаружение активности формы в момент ее соединения с материей есть движение. Бог – это «причина причин», «форма форм».Он не материален, это духовный Абсолют. Это чистая энергия, чистая деятельность. Человек есть политическое животное. Условиями счастья каждого являются справедливость, благоразумие, мужество и рассудительность. Справедливым должно быть и государство. Монархия, аристократия и полития (республика) — это «правильные» формы правления — и тирания, олигархия и демократия — «неправильные».

Душа — это энтелехия тела.

Эвдем

Известен своей обработкой аристотелевской этики. Евдем составил самые первые сочинения по истории геометрии и истории астрономии.

Теофраст

«История растений», «Причины растений», «Этические характеры», «О музыке»,«О слоге»

Разносторонний учёный; является наряду с Аристотелем основателем ботаники и географии растений. Благодаря исторической части своего учения о природе выступает как родоначальник истории философии (особенно психологии и теории познания).

Дикеарх

«О душе», «Спуск в святилище Трофония», «Жизнеописания», «Жизнь Греции», «Триполития».

Его интересы лежали преимущественно в области психологии, истории культуры, филологии, политической теории и географии. Доказывает шарообразность Земли.

Аристоксен Тарентский

Писал о музыке и философии, истории, педагогике — упоминается как автор в общей сложности ок. 450 книг

Аристоксен оказал огромное влияние на развитие позднейшей античной науки о музыке. Сознательно отказался от математического истолкования интервалов, полагая их очевидными для музыканта и ни в каком дополнительном обосновании не нуждающимися.

Стратон

Считал, что природа — сила, неотделимая отматерии, отрицая Бога и Душу как самостоятельно действующих агентов. По своим взглядам он был близок к атеизму. Главной силой в природе Стратон считал тяжесть.Стратон полагал существование и других сил, к которым он относил, в частности, теплоту и холод.

Эпикур

«О природе», «Об атомах и пустоте», «Об образе жизни».

Эпикур целью философии считал указать путь человеку к счастью. Чтобы узнать, что такое счастье, нужны физика и логика. Логику Эпикур называл каноникой, т.е. теорией познания. В теории познания Эпикур был сенсуалистом, считая, что критерием истины является ощущение, а разум полностью зависит от ощущения. Ощущения дают нам истинную картину мира, они ошибаться не могут. Ошибается судящий о них разум. Из повторяющихся ощущений возникают понятия. Эти понятия тоже истинны. Мысли о понятиях могут быть ошибочными.

Душа смертна и загробной жизни не существует. Смысл жизни – избегать страданий, получать наслаждение.

Философы Стоики. Стоицизм

Зенон Китийский

(ок. 334 — ок. 262 до н.э.)

основоположник стоической школы

Учение 3енона характеризуется в основном вниманием к обоснованию внутренней независимости личности. Этика строится на основе учения о природе (физика). Согласно Зенону, миром управляет некая сила — фатум, однако сам мир есть живое целое, пронизанное пневмой — космическим дыханием. В человеческом поведении первичным является движение души, определяющее причины отдельных человеческих действий. Зенон вслед за Гераклитом основой сущего провозглашает огонь, который он отождествляет с Логосом. В учении об обществе развивал космополитическое воззрение.

Клеанф

Клеанф известен главным образом тем, что обвинил в безбожии и потребовал изгнания автора гелиоцентрической системы Аристарха Самосского за то, что тот «сдвинул с места Очаг Вселенной», под которым Клеанф подразумевал, очевидно, Землю.

Хрисипп

Хрисипп написал огромное количество сочинений (705 книг)

Создал учение о периодическом сожжении и возрождении мира божеством. В этике Хрисипп утверждал единство души и, в отличие от Зенона Китийского, видел в страстях не следствия ошибочных суждений, а сами ошибочные суждения.

Панетий

«О надлежащем»,«О промысле»,«О школах»,«О Сократе», «О благодушии», «Послание к Туберону».

Первый крупный реформатор стоицизма, существенно изменивший некоторые положения школьной доктрины, источником обогащения которой он считал Платонизм. Философские интересы Панетия — по преимуществу психологические и этические.

Посидоний

«О критерии», «Об общих основах исследования против Гермагора», «Против Зенона Сидонского», «Физика», «О мире», «О богах» и т.д.

Известен своей попыткой определить размеры земного шара. Посидоний различал логические (рациональные) и алогические способности души.

Сенека

«Нравственные письма к Луцилию», «О милосердии», «О благодеяниях», «О блаженной жизни», «О скоротечности жизни».

Похож в воззрениях на Аристотеля, изучая похожие области бытия. Философия состоит из логики, физики и этики,все наши познания происходят посредством органов чувств. Человек, будучи ребенком, имеет душу, подобную чистому папирусу, на котором впоследствии посредством ощущений записывается знание. На основе ощущений формируются представления, среди них выделяются те, которые повторяются, таким образом образуются понятия. Мир познаваем, и возможно истинное познание.

Эпиктет

Выдержки из его учения, известные под названиями «Беседы» и «Руководство»

Проповедовал идеи стоицизма :Основная задача философии— научить различать то, что сделать в наших силах и что нет. Нам неподвластно все находящееся вне нас, телесное, внешний мир.

Марк Аврелий

«Рассуждения о самом себе»

В центре его антиматериалистического учения стоит частичное обладание человеком своим телом, душой и духом, носителем которых является благочестивая, мужественная и руководимая разумом личность— владычица (правда, только над духом), воспитатель чувства долга и обитель испытующей совести. Посредством духа все люди принимают участие в божественном и этим создают идейную общность, преодолевающую все ограничения.

Неоплатоники

Дамаский

«Жизнь Исидора», «О числе, месте и времени».

Философия Дамаския разрабатываетпроблему первоединствас вытекающими из него бесконечно разнообразными триадами.Важным является у Дамаския учение о двух типах эманации, гомогенном (или гомомерном) и негомогенном.

Аммоний Саккас

Аммоний сообщил неоплатонизму синтез идейплатонизма о нематериальной душе и арестотелизмао чистом космическомуме-перводвигателе и его самосозерцании.Создав философскую систему, целью которой было синтезировать известные религии утвердив единый универсальный принцип и общую системуэтики, Аммоний Саккас и его ученики были первыми, кто стал употреблять термин «теософия».

Плотин

Пытался синтезировать античный политеизм с идеями Единого. Признавал доктрину метемпсихоза, на которой основывал нравственное учение жизни. Разработал сотериологию неоплатонизма. Учение об очищении, спасении души впервые разработано Плотином как неотдельная, полагающая часть философской системы. Возвращение души к Божеству совершается в обратном возвышении её до Него.

Порфирий

«Введение», «Восхождение души», «О философии из оракулов».

Критик христианства. Порфирий придавал большое значение практическоймистике, которую во многих сочинениях защищал и оправдывал. Пытался толковать изречения греческих и египетских богов в духе платоновской философии; также ввёл в обиход платоников собрание анонимных гексаметров Халдейские оракулы, в котором отождествил верховное божество халдеев с платоновским Единым.

Прокл

«Платоновская теология», «О десяти сомнениях касательно промысла», «Начала физики» и т.д

Рассмотрению высших начал всего сущего и утверждению платонизма в качестве богословского учения. Для обозрения философии Прокла целесообразно обратиться к его «Первоосновам теологии.

Ямвлих

«О египетских мистериях», «О душе», «Платонова теология», «Жизнь Пифагора», «Протреприк»

Скептики

Пиррон

Высказывания в книгах Диогена Лаэртского.

«Пирроновы положения» Секста Эмпирика.

Он придерживался того мнения, что ничто в действительности не является ни прекрасным, ни безобразным, ни справедливым, ни несправедливым, так как в себе все одинаково, и поэтому оно не в большей степени одно, чем другое. В качестве же практически-нравственного идеального метода отсюда выводится «невозмутимость», «безмятежность»

Секст Эмпирик

«Пирроновы положения»,«Против учёных»

Представитель классического античного скептицизма

Средневековая философия. Патристика

Григорий Нисский

«Послание о жизни святой Макрины», «О девстве или о совершенстве», «Об устроении человека», «О жизни Моисея Законодателя», «Большой Катехизис».

Осмысление христианства. Обоснование догмата Святой Троицы, суть которого можно передать формулой: «общая сущность (усия), природа и воля, но три разных божественных лица (ипостаси).

Отделение интеллигибельного мира от чувственного и телесного. Недостаточно полагать, что человек это микрокосм. Человек — это значительно больше. Христианская версия неоплатонической идеи восхождения к Богу через удаление от всего того, что разделяет: «Божественность — это чистота, удаление от страстей и избавление от всякого зла: ежели все это есть в вас, Бог доподлинно с вами».

Августин Блаженный

«О граде Божием», «Об истинной религии», «Исповедь», «О Троице», «О бессмертии души», «О ересях», «О свободной воле» и др.

Все, что ни делается – все по воле Бога. Идея судьбы, фатальности бытия. Атрибуты Бога – вечность, бестелесность, невещественность, бесконечность в пространстве; Бог есть воля, высшее благо. Бесспорно, вещи находятся во времени; они изменяются, и время есть мера их изменений. Бог же в отличие от предметов природы существует вне времени; в нем нет никакого «раньше» и «позже», а только вечное настоящее. Августин выдвигал положение: познай Бога и собственную душу; Бога — через душу, душу — через Бога. Углубление в себя есть путь к Богу.

Основа духовной жизни – воля, а не разум.

Схоласты

Абеляр

«История моих бедствий», «Баллада о дамах былых времён», «O quanta qualia».

Был всеми признанный глава диалектиков. доказывал что одна и та же сущность подходит к каждому отдельному лицу не во всём её существенном (бесконечном) объёме. Абеляр утверждал, что единственными источниками истины являются диалектика и Священное писание.

Гильберт Порретанский

«О шести началах», Комментарии :к «Малым теологическим трактатам», «О Троице», «О субстанциях», «О седьмицах благ», «Против Евтихия и Нестория».

Все субсистенции индивида составляют его индивидуальное свойство, благодаря которому он и явлется индивидом. Перенос любого имени или системы именования с природной вещи на природу, и тем более, с вещей на Бога проппорциональных поправок.

Пётр Дамиани

Петру Дамиани принадлежат 7 агиографических произведений, 53 проповеди, около 240 поэтических сочинений (гимнов, молитв и пр.), 180 писем.

Был горячим сторонником реформ в Церкви, и, особенно, в монашестве, направленных на строгое соблюдение бенедиктинского устава в монастырях и независимости монастырей от светской власти. Дамиани принадлежит известное утверждение о том, что философия служит Священному Писанию подобно тому, как служанка прислуживает своей госпоже.

Бонавентура

«Breviloquium» и «Centiloquim», «Biblia pauperum»

Фома Аквинский

«Сумма против язычников», «Дискуссионные вопросы» и «Вопросы на различные темы», «Книга о причинах», «Этика», несколько трактатов об алхимии, ряд небольших сочинений на философские и религиозные темы.

Признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение с философией Аристотеля. У Фомы Аквинского мудрость становится независимой от других ступеней высшим знанием о Боге. Она основывается на божественных откровениях. Выдвинул принцип: истины науки и истины веры не могут противоречить друг другу. Лишь благодаря форме вещь является вещью определенного рода и вида. Сила разумения души (то есть степень познания ею Бога) определяет красоту человеческого тела. Придерживался позиции умеренного реализма

Дунс Скот

Трактаты Дунса Скота издавались в XVI веке в Венеции под редакцией Francesco De Franceschi.

Был чистым идетерминистом и признавал первенство воли над умом как у человека, так и у Бога; придавал громадное значение индивидуальности, индивидуальной свободе.Первый из философов христианского мира стал в космологии на точку зрения генетическую. Один из немногих мыслителей, который вполне решительно и отчетливо признавал свободу воли.

Витело

Рассматривает эстетическое значение отдельных цветов и качеств наблюдаемого предмета. Весьма существенно у Витело указание на значение привычки в эстетическом восприятии, различия в нравах людей и в психологии народов.

Роджер Бэкон

«Большое сочинение», «Малое сочинение», «Компендий философии».

Он считал, что только математика, как наука, наиболее достоверна и несомненна. С её помощью можно проверять данные всех остальных наук. Кроме того он утверждал, что математика, самая легкая из наук и доступна каждому.

Роберт Гроссетест

«О свете или о начале форм», «О сфере», «О линиях, углах и фигурах», «О радуге»

Изучение явлений начинается с опыта, посредством их анализа устанавливается некоторое общее положение, рассматриваемое как гипотеза. Отправляясь от неё, дедуктивно выводятся следствия, опытная проверка которых устанавливает их истинность или ложность.

Александр Гэльсский

Приобрёл известность как профессор теологии и составитель примечаний к Библии.

Альберт Саксонский

«Вопросы к четырем книгам Аристотеля о небе и мире»

Пытался обсуждать, каким образом идёт нарастание скорости при равноускоренном движении, но так и не сделал окончательного выбора между двумя гипотезами, согласно которым скорость растёт пропорционально пройденному пути либо прошедшему с начала движения времени.

Жан Буридан

Размышляя о том, как ему следует относиться к авторитету Аристотеля, пришёл к следующему выводу: «На доводы от авторитета не знаю как отвечать, иначе как отрицая авторитеты».Буридан также известен посещением горы Мон-Ванту.

Уильям Оккам

Считается одним из отцов современной эпистемологии и современной философии в целом, а также одним из величайших логиков всех времен.В номинализме Оккама отрицается основная предпосылка схоластической философии — убеждение в рациональности мира, наличие некоего рода изначальной гармонии слова и бытия.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *