список используемых источников для отчета по практике
Список использованной литературы в отчете по практике
Отчет по практике представляет собой не только грамотную формулировку полученных знаний во время ее прохождения, но и умение совмещать теоретический и практический материалы. Таким образом, без списка использованной литературы в отчете по практике не обойтись.
Как оформить список используемой литературы в отчете по практике?
Оформление списка литературы отчета по практике ничем не отличатся от оформления списка используемых источников в любой другой студенческой работе.
Каждый источник оформляется согласно ГОСТу. Перечисление используемых книг, монографий, статей и электронных ресурсов происходит в алфавитном порядке с указанием авторства, полного названия, года и города выпуска, количества страниц.
Несмотря на это, есть некоторые нюансы. Например, при написании отчета по практике допускается деление источников на группы:
Стоит отметить, что названия используемых источников пишутся полностью без аббревиатур или сокращений, если иного не разрешается на самом предприятии.
Особое внимание стоит уделить подбору литературы. Предпочтение отдается недавно изданным источникам. Литература должна быть в первую очередь актуальной. Это объяснимо, ведь на основании устаревшей литературы нецелесообразно давать рекомендации по модернизации предприятия. Использование новой литературы представит вас перед преподавателем интересующимся студентом. Вы покажете, что следите за нововведениями в профессии. Именно это ценно для молодого специалиста.
Также список литературы должен быть составлен преимущественно по специфике практики. Так, при написании отчета по практике по бухгалтерскому учету не стоит включать учебники по экономике в целом. Литература должна быть узкая, позволяющая раскрыть конкретную тему.
Преимуществом будет использование оригинальных источников на иностранном языке. Сразу отметим, что не стоит включать более 2-3 иностранных источников, иначе преподаватель не поверит, что вы все изучили в оригинале.
Что касается количества используемых источников, то их не должно быть мало или, наоборот, много. Например, 3-5 источников недостаточно для написания хорошего отчета по практике. Написание большого количества используемой литературы также не является залогом успеха. Использование 30 и более источников подойдет скорее для диплома, нежели для отчета по практике. Таким образом, оптимальное количество – от 10 до 30 различных источников.
Оформляем список использованных источников в отчете по практике: практические советы и рекомендации
Список использованных источников — обязательный элемент отчета по практике. Может показаться, что написать и оформить его легко. На деле же выходит, что именно с ним у практикантов возникает больше всего сложностей.
Как правильно составить перечень? На что обратить внимание при составлении? Что обязательно включать? В этой статье мы найдем ответы на эти и другие популярные вопросы.
Общие требования по оформлению
Литературу для отчета по практике оформляют на новом листе после заключения. Заглавие размещается вверху страницы посередине. После него последовательно перечисляют все, что цитировалась или упоминалась в тексте.
Последовательность перечисления вы определяете самостоятельно: либо в алфавитном порядке, либо с учетом значимости. Последний вариант актуален для отчетов по юридической практике. Здесь первыми перечисляют конституционные нормы, президентские указы и законодательные акты. Если источников много и они разные, разделите их на тематические группы.
Какими документами регламентируются правила составления
Основные документы — стандарты, действующие на все без исключения государственные учебные заведения. В частности:
В большинстве вузов к общим ГОСТовским требованиям добавляются методические рекомендации. Каждое учебное заведение разрабатывает их самостоятельно.
ГОСТ рекомендует писать «список использованных источников».
Виды используемых источников
Вся литература делится на группы:
Какую информацию должен содержать каждый пункт
Сокращаются только те слова, которые разрешены правилами документооборота.
Порядок оформления списка литературы для отчета по практике
Перечень нумеруется по порядку. Точку после номера ставить нельзя. Каждый пункт начинают описывать с новой строки, отделяя его от другого 1,5 интервалом. Для нумерации используют арабские цифры.
При оформлении перечня ориентируйтесь на первую букву фамилии автора, а если их несколько — на заглавие. Если фамилии авторов совпадают, учитываются инициалы.
Особенности оформления литературы
Монография. В этом случае автор указывает фамилию, инициалы, название работы, место и время написания. Не забывайте прописывать информацию об авторском праве, приблизительном объеме монографии.
Статьи, журналы. Обязательными элементами являются название, год, номер издания, а также страница, где находится оригинал цитируемого текста.
Художественная работа. Необходимо указать сведения о составителе, название труда, количество изданий (какое по счету), дату и место публикации. Рекомендуется указать приблизительный объем в страницах.
Интернет-ресурсы. Адрес сайта указывается обязательно. Рядом с каждым — напоминание об авторском праве.
Значение перечня литературы в отчете по практике
Преподаватель оценивает уровень работы в том числе и по перечню литературы. В грамотно написанном отчете библиографический список состоит из 10-30 пунктов.
Литература должна быть новой и качественной. Иногда преподаватели сразу смотрят не на работу, а на список. Это дает понять, насколько правильно и грамотно составлен документ. Поэтому всегда используйте актуальную информацию, соответствующую специализации.
Оформление списка литературы при написании отчета по практике
Современная система образования предъявляет определенные требования к написанию отчета по практике. Этот документ принято составлять на листах формата А4; которые нумеруются по порядку. В любом отчете должно быть введение, основная часть и заключение. Обязательно указывается содержание, а также список используемой при написании отчета литературы.
Принципы оформления списка литературы
К списку литературы в отчете также есть особые требования. Важные правила его написания:
При наличии большого количества информационных источников можно использовать вариант распределения на темы. Отдельно перечисляют художественные произведения, отдельно указывают правовую литературу, а также в отдельные разделы выносят законодательные акты, периодические издания и электронные источники.
Существуют правила оформления литературы, которая была использована для написания отчета по практике. Сначала указывают название книги или закона. После этого пишут автора, год издания и место издания. Если студент воспользовался только одним томом из многотомного издания, целесообразно указать номер тома и даже страницу, на которой была найдена необходимая информация.
Роль списка литературы в отчете по практике
Благодаря списку литературы руководитель практики, который проверяет отчет, может оценить уровень работы. Положительные отзывы получают отчеты в том случае, если в списке литературы прослеживаются такие тенденции:
Некоторые преподаватели проверку отчета по практике начинают с изучения списка литературы. Благодаря этому они сразу могут оценить, насколько грамотно и качественно написана работа студента. Если литература соответствует специальности и актуальна для времени, отчет обычно оценивают высоким балом. Вот почему грамотное составление списка используемой литературы при написании отчета после прохождения производственной практики имеет столь большое значение.
Нюансы оформления списка литературы для отчёта по практике
Многие студенты считают, что в отчёте о практике список используемой литературы – вещь второстепенная, а может и вообще ненужная. На деле это далеко не так. Большинство преподавателей при проверке уделяют этому разделу особое внимание, поскольку именно по списку источников опытный специалист может сразу оценить уровень всей работы. Так что отнестись к составлению списка использованной литературы надо со всей ответственностью.
Что надо знать?
Помимо оформления списка литературы (о чём будет рассказано ниже) проверяющие смотрят ещё и на такие параметры, как количество и качество источников.
Считается, что оптимальный список должен содержать от 10 до 30 источников. Меньшее число говорит о несерьёзном подходе к выполнению студентом своей работы. Слишком же большое количество зачастую убеждает проверяющего в том, что студент вообще плохо разбирается в теме.
Что касается качества источников, то все они должны быть достаточно новы, актуальны и соответствовать специализации учащегося.
Структура списка
Определённых требований к содержанию списка литературы в ГОСТе не предусмотрено. В качестве источников могут быть указаны любые книги, методические пособия, научные статьи и законодательные акты. Однако хаотично в список их вставлять не следует. Данный раздел требует чёткого структурирования:
Последовательность расположения источников в списке литературы для отчёта по практике может быть разной. ГОСТ позволяет располагать информацию, как в алфавитном порядке, так и по важности. При этом расположение желательно делать согласно вышеуказанной структуре, однако догмой это не является.
Внутри списка источники также должны располагаться в определённом порядке:
Помимо этого стандарты предполагают определённое оформление информации о каждом из этих источников.
Запись информации об источнике
Требования к записи информации об источнике на первый взгляд кажутся запутанными. Однако вне зависимости от формы источника в их оформлении присутствует определённая логика: фамилия и первые буквы имени и отчества автора, название, форма источника, информация о дополнительных авторах, место издания, дополнительная информация, выходные данные.
При этом форма записи различается в зависимости от вида источника. Но чтобы не запутаться в большом объёме описаний, проще рассмотреть основные типы оформления на примерах.
Один автор
Ивановский П.С. Статья на общую тему: учебное пособие / П.С. Ивановский – Тверь: Тверское издательство, 2016. – 347 с.
Несколько авторов
Ивановский П.С. Статья на общую тему: учебное пособие / П.С. Ивановский, С.И. Петровский – М: Издательство Москва, 2016. – 347 с.
Автор не указан на титульном листе
Статья на общую тему: учебное пособие / П.С. Ивановский [и др.]; отв. ред. И.П. Сидоренко – СПб: Издательство, 2016. – 347 с.
Справочные издания и словари
Технический словарь / под ред. П.С. Ивановского – Тверь: Тверское издательство, 2016. – 347 с.
Интернет-издания
Статья на общую тему [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://статьи.рф (дата обращения: 01.01.2016).
Периодика
Статья на общую тему [Текст] / П.С. Ивановский // – Газета «Наука». – 2016. — №36 (350) – С. 6-7.
Электронный ресурс
Статья на общую тему [Электронный ресурс]. – Методические материалы. – М. Малая энциклопедия, 2016. – 2 электрон. опт. диска (DVD-ROM): цв.; 12 см. – Системные требования: ПК с процессором ***; *** Мб ОЗУ, Microsoft Windows ***; прочие сведения. – Название с этикетки диска.
Приведённые выше записи являются несколько сокращённым вариантом, указанным в ГОСТах, однако для студенческих отчётов по практике подобная форма считается допустимой. Но прежде чем приступить к оформлению списка литературы, каждый студент должен обратиться за консультацией к своему куратору. Это необходимо сделать, потому что в методичках ВУЗов могут быть рекомендованы другие формы записей информации об источниках использованной литературы.
Отчет по практике на предприятии
Отчет по практике на предприятии
По окончании учебного модуля в любом направлении проходит практика студента на предприятии. Отчет – это результат такого вида обучения, документ, который учащийся должен подготовить самостоятельно. У отчетности по практике есть строгая структура и правила оформления. О них будет идти речь далее в статье.
Откуда брать данные для отчета по практике на предприятии
Отчетность по результатам практики содержит в себе большое количество материалов, которые необходимо откуда-то переписывать и заимствовать, в рамках рабочего цитирования. Для того, чтобы такое копирование могло считаться именно цитированием, а не плагиатом, ссылки на все источники оформляются в список литературы в конце отчета.
Получить необходимую литературу можно:
Содержание и структура отчета по практике на предприятии
Для прохождения практики и правильного составления отчетности студент должен соблюдать строгие структуру и правила оформления. Эти нормы устанавливаются Министерством образования РФ и могут дополняться учебным заведением. Стандартная структура выглядит следующим образом:
Университеты чаще всего вносят свои корректировки в четвертый блок – Основная часть. Некоторые ВУЗы требуют использовать утвержденный научным собранием образец, другие позволяют студенту самостоятельно описывать раздел. При любых обстоятельствах перед прохождением учебной, производственной или преддипломной практики структуру стоит уточнить у руководителя.
Титульный лист отчета
Первый блок любого отчета – это титульный лист. Чаще всего его можно запросить у методиста кафедры, который направляет студента проходить практику. Если же шаблон выдавать отказываются, то придется написать эту часть самостоятельно.
Некоторые университеты требуют также указывать на титульном листе (после информации о студенте):
Содержание отчета о прохождении практики
Содержание – это перечень глав и разделов, из которых состоит работа. Сделать его можно как вручную, так и с использованием инструментов текстового редактора. Приоритетнее использовать автособираемое оглавление – утилиту, встроенную в Microsoft Word и аналоговые программы. Это приложение поможет:
Для того, чтобы утилита сработала правильно, нужно отмечать все заголовки в с помощью встроенных в программу модулей. Такой способ создать содержание правильный и допустимый по нормам МОН.
Введение отчета
Введение – это одна из основных частей отчетности. В ней указываются все фактические данные касаемо практики, которые внимательно изучаются руководителем. Здесь студент пишет о:
Основная часть отчета о прохождении практики
Основную часть необходимо оформлять в соответствии с учебным планом и рекомендациями руководителя практики. Содержание этого блока может отличаться в зависимости от курса, специализации и других особенностей. По общему правилу здесь необходимо указать:
Заключение отчета
Заключение – это результат всей деятельности учащегося на предприятии, финальная часть его отчета. В заключении пишется про:
Список литературы
Список литературы – это перечень информационных источников, которые студент использовал для подготовки отчета. В этом блоке необходимо упомянуть о:
Приложения отчета о прохождении практики
Приложения – это факультативная часть отчетности, которая представляет собой собрание материалов, полученных во время обучения, а также графических изображений, схем. В этот блок студент может вложить:
Дневник прохождения практики на предприятии
Дневник практики – это документ, который является ключевым ядром всей работы. Его студент должен полностью написать самостоятельно. Оформляется дневник в виде таблицы, которая содержит данные о каждом дне учащегося, проведенном на практике. Здесь необходимо писать про:
Характеристика с места прохождения практики
Характеристика студента – это документ, который должен описать учащегося, его профессиональные и личные характеристики, которые в будущем помогут ему стать специалистом в выбранной сфере. По правилам руководитель обязан писать эту бумагу самостоятельно, чтобы составить индивидуальное описание своему подчиненному, но на практике часто студент сам пишет характеристику на себя. В тексте этой части пишется о:
Правила оформления отчета по практике на предприятии
Кроме требований к содержанию готовый документ должен быть правильно оформлен. Министерство образования выдвигают несколько требований к форматированию текста:
Отчет необходимо прошить в типографии. Можно использовать пластиковый переплет, либо сшить страницы самостоятельно канцелярским методом. Главное – сохранить неизменность документа, предотвратить потерю страниц и сделать его удобным для чтения и проверки.
Образец отчета по практике на предприятии
Создавать что-то новое с нуля весьма сложно, и отчет по практике – не исключение. На написание документа и его форматирование могут уйти дни, если студент хочет получить высший балл за свою работу. Правилами написания отчетов не запрещается использовать готовый пример, если впоследствие автор будет дополнять его актуальными данными о своем обучении, выполнит индивидуальное задание и составит дневник.
В отчете по практике рекомендуется написать про:
Отчет – это решение большинства вопросов, которые могут возникнуть у руководителя практики от университета. В нем детально излагается то, что студент делал во время обучения, какие знания получил, как он воспринял происходящее.