список использованных источников для отчета по практике бухгалтера

Бухгалтерский учет и аудит : Отчет по практике: Бухгалтерский учет на примере ООО «Сатурн»

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Имени Г.Р. Державина

АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита

о прохождении преддипломной практики на предприятии ООО «Сатурн»

Рыжовой Юлии Игоревны

Руководитель практики Юрина Е.А.

Представитель предприятия Захарова Т.В.

1. Экономико-организационная характеристика предприятия

2. Учет и анализ долгосрочных инвестиций и источников их финансирования

3. Учет и особенности аудита нематериальных активов

4. Учет, анализ и аудит производственных запасов

5. Учет, анализ и аудит труда и его оплаты

6. Учет, анализ и аудит собственного капитала предприятия

7. Калькулирование и анализ себестоимости продукции

8. Учет и особенности аудита реализации продукции, работ и услуг

9. Учет и аудит денежных средств, расчетных и кредитных операций

10. Учет и аудит ценных бумаг и внешнеэкономической деятельности предприятия

11. Особенности учета, анализа и аудита фондов, резервов и финансовых результатов предприятия

12. Бухгалтерская отчетность предприятия

13. Анализ финансового состояния предприятия

Список использованной литературы

Введение

Основой существования и развития любого общества является материальное производство. Чтобы люди могли жить, из поколения в поколение необходимо удовлетворять их потребности в продуктах питания, одежде, жилище, а для этого нужны машины, оборудование, транспорт, производственный инвентарь, используя которые в процессе производственной и коммерческой деятельности создаются средства труда и предметы потребления, направленные на удовлетворение этих потребностей.

В процессе прохождения учебной практики передо мной были поставлены следующие задачи:

1. Ознакомиться с организацией предприятия, его структурой, технологией, основными функциями производственных и управленческих подразделений, учредительными документами, составить краткую экономико-организационную характеристику предприятия.

2. Ознакомиться с учетной политикой предприятия и внутренними нормативными документами, изучить организацию бухгалтерского учета: построение учетного аппарата; формы бухгалтерского учета; первичный учет и документооборот; взаимосвязь аналитического и синтетического учета.

3. Ознакомиться с формами контроля, существующими на предприятии, и оценить систему внутреннего контроля, с целью выявления достоверности бухгалтерской информации и бухгалтерской отчетности,

5. Участвовать в проведении инвентаризации материальных ценностей, денежных средств, расчетов на предприятии.

6. Ознакомиться с результатами предыдущих инвентаризаций, аудиторских проверок, ранее осуществлявшихся на предприятии, и работой внутренних аудиторов (при их наличии), с результатами проверок налоговых инспекций и внебюджетных фондов.

7. Изучить содержание, организацию и методы аналитического обоснования управленческих решений на предприятии, а также необходимые для этой работы источники экономической информации.

8. Изучить порядок составления бизнес-плана организации, а также опыт оперативного контроля и анализа его выполнения по основным показателям деятельности, проверить обоснованность и взаимосвязанность основных показателей деятельности предприятия.

9. По результатам работы предприятия за год составить краткое аналитическое заключение, характеризующее эффективность деятельности, и дать рекомендации по совершенствованию работы в будущем и на перспективу.

10. Подробно изучить одно из направлений анализа хозяйственной деятельности (желательно, соответствующее теме дипломной работы студента), по данному разделу проводится углубленный анализ с привлечением максимально возможной информации, имеющейся на предприятии.

11. Изучить степень автоматизации учетно-аналитической работы на предприятии и ее организацию.

1. Экономико-организационная характеристика предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Сатурн» располагается по адресу: Тамбовская область, г. Моршанск, 2-й городок. Оно было создано 8 мая 2002 года и является малым предприятием, занимается заготовлением и хранением табачного сырья, производством табачных изделий, хранением и реализацией готовой продукции.

За несколько лет работы Общество наладило поставку табачных изделий в торговые организации городов Моршанска, Тамбова, Рязань, Мурманска, Волгограда и других, с которыми заключены договора.

ООО «Сатурн» выпускает табачные изделия.

Технологический процесс переработки табака на фабрике начинается с составления партий (мешек) из табаков разных районов произрастания, ботанических и товарных сортов, чтобы получить партию по курительным свойствам соответствующую производственному сорту табачных изделий. Масса производственной мешки по фабрике 1000 кг. Рецептуру табачных мешек составляет табачный мастер исходя из наличия табачного сырья, учитывая постоянство курительных свойств (аромат, вкус, крепость), присущему классу сигарет, обеспечивая оптимальные технологические свойства (материальность, плотность, цвет, размер и влажность), поддерживая постоянно себестоимость. Согласно этих рецептур купажист даёт заявку сырьевому отделу для завоза листового табака в кладовую.

Контроль влажности осуществляют органолептически. Кроме того в барабане доувлажнения будет производится при необходимости соусирование и ароматизация табака за счёт установки дополнительной форсунки.

Готовый резаный табак поступает в промежуточный склад для хранения табака. Далее табак подаётся в питательную станцию, в состав которой входит бокс-дозатор и цилиндрическое распределительное устройство, с вращающимся конусом. Уровень резаного табака в бокс-дозаторе и его работа регулируется автоматически. Из бокс-дозатора резаный табак поступает в распределительное устройство, к которому непосредственно подключены трубопроводы от сигаретных машин. Автоматический контроль обеспечивает наличие постоянного запаса резаного табака в бункере распределителя сигаретной машины.

Производство сигарет предусматривает следующие основные технологические процессы:

изготовление сигарет с фильтром;

упаковку сигарет в пачки;

упаковку сигарет с фильтром в 3-х слойные пачки;

укладку готовой продукции в ящики.

список использованных источников для отчета по практике бухгалтера. Смотреть фото список использованных источников для отчета по практике бухгалтера. Смотреть картинку список использованных источников для отчета по практике бухгалтера. Картинка про список использованных источников для отчета по практике бухгалтера. Фото список использованных источников для отчета по практике бухгалтера

Структура организации:

список использованных источников для отчета по практике бухгалтера. Смотреть фото список использованных источников для отчета по практике бухгалтера. Смотреть картинку список использованных источников для отчета по практике бухгалтера. Картинка про список использованных источников для отчета по практике бухгалтера. Фото список использованных источников для отчета по практике бухгалтера

Человеческие ресурсы:

2. Учет и анализ долгосрочных инвестиций и источников их финансирования

Операциями по поступлению основных средств является ввод их в действие в результате осуществления капитальных вложений, безвозмездное поступление основных средств, аренда, лизинг, внутренне перемещение.

Поступающие основные средства в ООО «Сатурн» принимает комиссия, назначаемая руководителем предприятия. Для оформления приемки комиссия составляет в одном экземпляре акт о приемке-передаче основных средств. В нем указывается наименование объекта, год постройки, краткая характеристика объекта, первоначальная стоимость, присвоенный объекту инвентарный номер, место использования объекта и другие сведения. После оформления этот акт передают в бухгалтерию организации.

Бухгалтерия производит соответствующие записи в инвентарные карточки основных средств, после чего техническую документацию передают в технический отдел ООО «Сатурн».

Поступившее на склад оборудование для установки оформляют актом о приеме оборудования. В нем указывают наименование оборудования, тип, марку, количество единиц, стоимость, обнаруженные дефекты. Акт составляется в двух экземплярах и подписывается всеми членами комиссии.

На дефекты, выявленные в процессе монтажа, составляется акт о выявленных дефектах оборудования, в котором указывается выявленные дефекты и мероприятия по их устранению. Приемку законченных работ по ремонту, реконструкции и модернизации объекта оформляют актом о приемке-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств.

Внутреннее перемещение объектов основных средств из одного цеха в другой на предприятии оформляют накладной на внутреннее перемещение объектов основных средств. Она выписывается в трех экземплярах. Один передается в бухгалтерию для записи в инвентарной карточке, второй остается у сдатчика для отметки о выбытии соответствующего объекта в инвентарном списке основных средств, третий передается получателю.

Операции по списанию основных средств в ООО «Сатурн» оформляют актом о списании основных средств, который составляется комиссией в двух экземплярах (один передается в бухгалтерию, второй остается у сотрудника, ответственного за сохранность объекта). В актах на списание основных средств указывают техническое состояние и причину списания объекта, первоначальную стоимость, сумму амортизации, затраты на списание, стоимость материальных ценностей, результат списания.

Синтетический учет наличия и движения основных средств в организации осуществляют на счетах 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 91 «Прочие доходы и расходы».

В соответствии с ПБУ 6/01 стоимость основных средств погашается посредством начисления амортизации.

Амортизация объектов основных средств может производится одним из следующих способов начисления амортизационных отчислений:

способ уменьшаемого остатка;

способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;

способ списания стоимости пропорционально объему продукции.

В ООО «Сатурн» амортизация начисляется способом уменьшаемого остатка, исходя из остаточной стоимости объекта основных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной исходя из срока полезного использования этого объекта и коэффициента ускорения, установленного в соответствии с законодательством РФ.

Для учета амортизации на предприятии используется счет 02 «Амортизация основных средств».

Начисленную сумму амортизации по собственным основным средствам производственного назначения отражают по дебету счетов издержек производства и обращения (23,25,26 и др.) и кредиту счета 02.

При выбытии собственных основных средств сумму амортизации по ним списывают в дебет счета 02 с кредита счета 01.

В ООО «Сатурн» ежегодно проводится инвентаризация основных средств. При ней комиссия, назначаемая руководителем, производит осмотр объектов и заносит в описи их полное наименование, назначение, инвентарные номера и основные технические показатели. При инвентаризации зданий, сооружений и другой недвижимости комиссия проверяет документы, подтверждающие нахождение указанных объектов в собственности организации.

Вывяленные излишки основных средств приходуются по рыночной стоимости по дебету счета 01 «Основные средства» с кредита счета 91 «Прочие доходы и расходы».

Изучив учет основных средств в ООО «Сатурн», можно сделать вывод о том, что он соответствует ПБУ 6/01.

По объему и характеру производимых ремонтных работ ремонт основных средств может быть капитальным и текущим. Они различаются сложностью, объемам и сроками выполнения. Ремонты основных средств могут осуществляться хозяйственным способом, т.е. силами самой организации, или подрядным способом (силами сторонних организаций). В обоих случаях на каждый ремонтируемый объект составляют ведомость дефектов. В ней указывают работы, подлежащие выполнению, сроки начала и окончания ремонта, намечаемые к замене детали, нормы времени на работы и изготовление заменяемых деталей, сметную стоимость ремонта в постатейном разрезе.

Приемка отремонтированного объекта из ремонта на предприятии оформляется актом о приемке-сдаче отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств. После поступления акта в бухгалтерию, в инвентарной карточке делают отметку о произведенных работах. Кроме того, акт о приемке-сдаче служит основанием для списания фактической себестоимости капитального ремонта.

В ООО «Сатурн» фактические расходы, связанные с проведением и оплатой работ по ремонту основных средств, относятся прямо на счета издержек производства и обращения с кредита счета соответствующих материальных, денежных и расчетных счетов (счета 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» и др.). Оприходование строительных и других материалов, полученных при ремонте объектов основных средств, осуществляется по дебету соответствующих материальных счетов (10) и кредиту счета 23 «Вспомогательное производство».

Закономерностями развития производства являются постоянное расширение основных фондов, внедрение современных машин и оборудования, укрепление материально-технической базы. Все это приводит к увеличению выпуска и реализации продукции, улучшению их качества, снижению себестоимости и повышению прибыли и рентабельности.

Основным источником анализа основных средств является финансовая отчетность: форма №1 «Бухгалтерский баланс» и форма №5 «Приложения к бухгалтерскому балансу», раздел 3 «Амортизируемое имущество

Таблица 1. Состояние основных средств по ООО «Сатурн» за 2005 год

Сумма основных средства на начало года

А) Первоначальная стоимость

Б) Сумма амортизации

В) Остаточная стоимость

Показатели2004г.2005г.Отклонения
Сумма выбывших основных средств161149-12
Сумма приобретенных основных средств212175-37
Коэффициент износа15,7716,670.5
Коэффициент годности83.382.9-0.4
Коэффициент обновления5,314,15-1,16
Коэффициент выбытия3,623,730,11

Данные таблицы 1 показывают, что основные средства на конец года составили по первоначальной стоимости на сумму 3992,4 тыс. руб., что меньше по сравнению с началом года на 447,6 тыс. руб. или на 11,2%.

Остаточная стоимость на конец года составила 3327 тыс. руб., в течение года она снизилась на 373 тыс. руб. Это повлияло на увеличение коэффициента износа и снижение коэффициента их годности, т.е. на ухудшение состояния основных средств.

На это указывают и расчеты этих коэффициентов. Коэффициент износа основных средств на начало года составлял 15,77%, в течение года он возрос на 0,5% и составил 16,67%. Соответственно этому уменьшился коэффициент годности (на 0,4%).

Одним из путей уменьшения коэффициента износа, т.е. улучшения состояния основных средств, является своевременный ремонт и приобретение новых основных средств, их модернизация, а также списание морально и физически устаревших машин и оборудования.

В отчетном году ООО «Сатурн» списало основных средств на сумму 149 тыс. руб., а приобрело на сумму 175 тыс. руб. Таким образом, коэффициент выбытия составил 3,73%, т.е.3,73% основных средств было списано за отчетный период. Коэффициент обновления составил 4,15%, т.е.4,15% основных средств было обновлено.

ПоказателиНа начало годаНа конец годаОтклонения
СуммаУд. вес.СуммаУд. весСуммаУд. вес
Здания120032,4150045300-12,6
Сооружения
Передаточные устройства
Машины95525,885025,5-105-0,3
Транспорт88023,888026,52,7
Инструменты1200,4520,5160,1
Производственный инвентарь2306,2210,6-209-5,6
Прочие основные средства3158,5260,8-289-7,7
Всего37001003327100-373
В т. ч. производственные325087,8295888,9-2921,1
непроизводственные45012,236911,1-81-1,1

Данные таблицы 2 показывают, что в общей сумме основных средств наибольший удельный вес занимают здания. Их удельный вес на конец года составил 45%. Значительно преобладают транспортные средства (26,5%) и машины (25,5%).

В общей сумме основных средств доля производственных основных средств составляет 88,9%, в течение года она увеличилась на 1,1%. Доля непроизводственных основных средств снизилась на 1,1% и составила 11,1%.

Таблица 3. Оценка эффективности использования основных фондов ООО «Сатурн» за 2005 год по сравнению с прошлым годом

Показатели2004 год2005 годОтклонения
Выручка от реализации626073861126
Чистая прибыль441266-175
Среднегодовая сумма основных средств34503513,563,5
Фондоотдача, руб.1,82,10,3
Фондорентабельность12,87,6-5,2

Как показывают данные таблицы 3, фондоотдача основных средств увеличилась по сравнению с прошлым годом на 0,3 рублей и составила 2,1 руб., а фондорентабельность снизилась на 5,2% и составила 7,6%.

В результате увеличения эффективности использования основных средств ООО «Сатурн» увеличило объем производства и реализации продукции на 1054,05 тыс. руб. (3513,5*0,3).

На эффективность использования основных фондов влияют различные факторы. К ним относят:

объем выпущенной продукции;

среднегодовая сумма основных средств;

производительность труда производственных рабочих;

производительность основных фондов;

эффективность использования отдельных видов основных средств.

При анализе следует рассчитать влияние этих факторов, сравнить с данными производственной программы прошлого года и в динамике.

Таблица 4. Расчет влияния изменения выручки от реализации продукции и среднегодовой стоимости основных средств на фондоотдачу по ООО «Сатурн» за 2005 год по сравнению с прошлым годом

Показатели2004 г.2005 г.
Выручка6260738673861126
Среднегодовая сумма основных средств34503513,5345063,5
Фондоотдача1,82,102,140,30,34-0,04

Данные таблицы 4 показывают, что фондоотдача за отчетный период увеличилась на 30 копеек. На это отклонение оказали влияние следующие факторы:

рост выпуска и реализации продукции увеличил фондоотдачу на 34 коп.;

увеличение среднегодовой стоимости основных средств снизило фондоотдачу на 4 копейки.

3. Учет и особенности аудита нематериальных активов

В соответствии с ПБУ 14/2000 к нематериальным активам относят имущество, которое одновременно отвечает следующим условиям:

не имеет материально-вещественной структуры;

может быть отделено от другого имущества;

предназначено для использования в производстве продукции либо для управленческих нужд организации;

используется в течение длительного периода времени (свыше 12 месяцев);

не предполагается его последующая перепродажа;

способно приносить организации экономическую выгоду;

имеются надлежаще оформленные документы, подтверждающие существование самого актива и исключительные права организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства и т.д.).

В соответствии с перечисленными условиями к нематериальным активам относят следующие объекты интеллектуальной собственности:

исключительное право патентообладателя на изобретение;

исключительное авторское право на программы ЭВМ;

исключительное право владельца на товарный знак, наименование места происхождения товаров;

исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.

В составе нематериальных активов учитываются также деловая репутация предприятия и организационные расходы.

При классификации можно выделить следующие виды нематериальных активов:

объекты интеллектуальной собственности (к ним относятся изобретения, промышленный образец, полезная модель, товарный знак, наименование места происхождения товара, программа для ЭВМ, база данных);

Оценка нематериальных активов. В учете и отчетности нематериальные активы отражают по первоначальной и остаточной стоимости. Отдельно отражают амортизацию нематериальных активов. Первоначальная стоимость определяется для объектов:

Затраты по приобретению нематериальных активов включают суммы, выплаченные продавцу объекта, за информационные и консультативные услуги, регистрационные сборы и пошлины, и другие расходы, связанные с приобретением объектов.

Нематериальные активы, поступающие в организацию в порядке обмена на какое-либо имущество, оценивают исходя из стоимости оцениваемого имущества.

Оценка нематериальных активов, стоимость которых при приобретении определена в иностранной валюте, производится в рублях путем пересчета иностранной валюты по курсу Центрального банка РФ, действующему на дату приобретения объекта.

Стоимость нематериальных объектов, по которой они приняты к учету, на подлежат изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ.

В настоящее время отсутствуют какие-либо рекомендации по документальному оформлению движения нематериальных активов. Поэтому предприятия самостоятельно разрабатывают формы соответствующих документов, исходя из Положения о документах и документообороте в бухгалтерском учете и Федерального закона о бухгалтерском учете, определивших перечень обязательных реквизитов в документах, и особенностей учитываемых объектов.

В соответствии с ними в документах по поступлению и выбытию нематериальных активов должна быть дана их характеристика, указаны порядок и срок использования, первоначальная стоимость, норма амортизации, дата ввода и вывода из эксплуатации, документы о регистрации и некоторые другие реквизиты. С целью защиты некоторых нематериальных активов на предприятии разработаны особые внутренние правила охраны таких объектов, в которых предусмотрен список лиц, имеющих право на ознакомление с ними, обязательства этих лиц не разглашать соответствующие сведения и свои должностные инструкции, а также другие необходимые сведения.

Синтетический учет нематериальных активов ведется на счетах 04 «Нематериальные активы», 05 «Амортизация нематериальных активов»,19 «НДС», 91 «Прочие доходы и расходы».

Учет нематериальных активов на счете 04 осуществляют в первоначальной оценке. При наличии в организации нескольких видов нематериальных активов к счету 04 могут быть открыты следующие субсчета:

На счете 05 отражают начисление и списание амортизации по тем видам нематериальным активам, по которым погашение их стоимости производится с использованием данного счета.

Расходы по приобретению и созданию нематериальных активов относятся к долгосрочным инвестициям и отражаются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» с кредита материальных и расчетных счетов. После принятия на учет приобретенных и созданных нематериальных активов они отражаются по дебету счета 04 «Нематериальные активы» с кредита счета 08.

Безвозмездно полученные нематериальные активы приходуются по дебету счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» с кредита счета 98 «Доходы будущих периодов», субсчет 98/2 «Безвозмездные поступления». Стоимость безвозмездно полученных нематериальных активов в дальнейшем списывается ежемесячно в размере начисленных сумм амортизационных отчислений по объекту в кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы».

При выбытии нематериальных активов в результате их продажи, списания, безвозмездной передачи вся сумма накопленной амортизации списывается в дебет счета 05 «Амортизация нематериальных активов» с кредита счета 04 «Нематериальные активы». Остаточная стоимость нематериальных активов списывается со счета 04 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». В дебет счета 91 списываются также все расходы, связанные с выбытием нематериальных активов, и сумма НДС по проданным и безвозмездно переданным активам. По кредиту счета 91 отражается сумма выручки от продажи или другого дохода от выбытия нематериальных активов.

Финансовый результат от выбытия нематериальных активов формируется на счете 91 и затем списывается со счета 91 на счет 99 «Прибыли и убытки». При этом если сумма выручки от продажи нематериальных активов превышает их остаточную стоимость и расходы, связанные с выбытием, то разницу списывают в дебет счета 91 с кредита счета 99. Если же остаточная стоимость не возмещается выручкой от их реализации, то разницу между ними списывают с кредита счета 91 в дебет счета 99.

Нематериальные активы используются длительное время, и в течение этого времени их стоимость равномерно переносится на производимую продукцию путем начисления по ней амортизации. Их величина исчисляется исходя из первоначальной или остаточной стоимости нематериальных активов и срока их полезного использования.

Амортизация может начисляться одним из следующих способов:

По аналогии с основными средствами начисление амортизации по нематериальным активам целесообразно начинать с первого числа месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию, и прекращать с 1-ого числа месяца, следующего за месяцем выбытия из эксплуатации.

В бухгалтерском учете амортизационные отчисления по нематериальным активам отражают двумя способами:

Цель аудита учета операций с нематериальными активами состоит в обосновании мнения о достоверности и полноте информации о нематериальных активах, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности проверяемой организации.

Для того чтобы сформировать объективное мнение об этом необходимо решить ряд задач:

изучить состав и структуру нематериальных активов по данным регистров бухгалтерского учета;

подтвердить право собственности на объекты нематериальных активов;

установить правомерность отражения в учете операций с нематериальными активам;

подтвердить достоверность начисления и отражения в учете амортизации по нематериальным активам;

оценить качество инвентаризации нематериальных активов.

Источниками информации при проверке нематериальных активов являются: Положение об учетной политике предприятия; договоры, подтверждающие передачу прав собственности на объекты нематериальных активов; авторские договоры; акты приемки-передачи нематериальных активов; протоколы о внесении объектов нематериальных активов в уставный капитал; карточки учета нематериальных активов; разработочные таблицы по расчету амортизационных отчислений; учетные регистры по счетам 04, 05, 91, 60, 76; Главная книга, баланс (форма № 1); отчет о прибылях и убытках (форма № 2); приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), финансовая отчетность.

Если на предприятии бухгалтерский учет автоматизирован, то при проверке также необходимо выяснить:

децентрализована ли компьютерная среда;

существует ли географическая разбросанность компьютеров;

правильно ли составлены бухгалтерские программы;

осуществляется ли кодирование паролей;

обеспечен ли внутренний контроль за функционированием системы компьютерной обработки учетных данных;

является ли система автоматизации бухгалтерского учета лицензированной;

обновляется ли программное обеспечение;

осуществляется ли резервное хранение дискет.

В ходе проверки мы должны ознакомится с основными положениями учетной политики организации, раскрывающими методологию учета нематериальных активов:

способами начисления амортизационных отчислений (в целом или по каждому виду нематериальных активов);

перечнями объектов нематериальных активов, по которым не производится начисление амортизации;

утвержденными организацией формами первичных документов для учета нематериальных активов;

сроками проведения инвентаризации нематериальных активов;

документооборотом по учету НМА;

перечнем счетов и субсчетов, используемых для учета операций с нематериальными активами.

Также нам необходимо получить ответы на следующие вопросы:

правильна ли классификация нематериальных активов на соответствующие группы;

своевременно ли приходуются и принимаются к использованию объекты нематериальных активов;

обоснован ли порядок начисления амортизации по вновь поступившим объектам нематериальных активов;

соблюдается ли график документооборота по учету нематериальных активов.

проводится ли инвентаризация объектов нематериальных активов.

Для этого на предприятии проводится тестирование, по результатам которого определяется как относится администрация к организации учета и обеспечению сохранности и эффективной эксплуатации нематериальных активов на предприятии.

Изучая структуру нематериальных активов необходимо обратить внимание на возможное ошибочное отнесение к нематериальным активам, например лицензий. Для этого необходимо составить подробный список нематериальных активов, принятых на учет экономическим субъектом с указанием срока полезного использования каждого объекта, нормы амортизации и фактически начисленной амортизации. Эти данные подвергаются арифметической проверке, а состав нематериальных активов инвентаризации. Для осуществления внутреннего контроля за наличием и фактическим существованием нематериальных активов в организации проводиться инвентаризация нематериальных активов. Она проводится на основании приказа руководителя о проведении инвентаризации, инвентаризационной описи «Инвентарная опись нематериальных активов», регистров синтетического учета по счету 04 «Нематериальные активы», Главной книги. По данным инвентаризационной ведомости проверяется правильность оформления инвентаризационных описей, наличие указанных первичных документов, подтверждающих права организации на использование нематериального актива, правильность и соответствие отражения НМА в ведомости, регистрах синтетического учета и Главной книге. Используя процедуру прослеживания, необходимо провести проверку тождественности показателей отчетных форм по нематериальным активам; данных отчетности и Главной книги; показателей Главной

Методика отражения операций поступления нематериальных активов зависит от источника их поступления. При приобретении НМА за плату НДС отражается на счете 19/2 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным нематериальным активам» при условии, что налог выделен в первичных и расчетных документах и организацией получен счет-фактура.

Налоговые вычеты по НДС по приобретенным объектам нематериальных активов применяются при выполнении следующих условий:

имеются надлежащим образом оформленные счета-фактуры и в первичных документах НДС выделен отдельной строкой;

приобретенные объекты оплачены;

объект НМА принят к учету;

объект будет использоваться в производственных целях.

При выбытии объекта нематериальных активов проверяется порядок исчисления налога на добавленную стоимость. Также дается оценка достоверности документирования операций, корреспонденции счетов и начисленным налогам.

Затраты, связанные с приобретением и созданием нематериальных активов носят капитальный характер и до принятия этих объектов на учет отражаются на счете 08 «Капитальные вложения» как долгосрочные инвестиции. Приобретение существующего НМА возможно на основании: авторского договора об использовании произведения; лицензионного договора; договора о передаче «ноу-хау»; учредительного договора.

Особое внимание в ходе проверки уделяется правильности формирования первоначальной стоимости нематериальных активов с учетом способа их поступления на предприятие, так как от этого зависит правильность начисления амортизации.

Срок полезного использования нематериальных активов, т.е. период, в течение которого их использование призвано приносить доход организации и служить для выполнения целей деятельности организации, определяется организацией при принятии объекта к бухгалтерскому учету.

Проверяя правильность расчета срока полезного использования нематериальных активов следует исходить из:

срока действия патента, свидетельства и других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности согласно законодательству РФ;

ожидаемого срока использования этого объекта, в течение которого организация может получать экономические выгоды (доход).

Для отдельных групп нематериальных активов срок полезного использования определяется исходя из количества продукции или иного натурального показателя объема работ, ожидаемого к получению в результате использования этого объекта.

По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизационных отчислений устанавливаются в расчете на двадцать лет (но не более срока деятельности организации).

Проверка арифметических подсчетов амортизационных отчислений за отчетный период проводится на основе выборки с учетом правил аудиторской выборки.

По результатам выявленных отклонений проводится анализ по наиболее существенным отклонениям и оценивается их влияние на достоверность отчетности. Выявленные в ходе проверки ошибки фиксируется в рабочей документации, результаты проверки операций по учету нематериальных активов обобщаются в отчете аудитора. По каждому нарушению указываются: нормативный документ, требования которого нарушены; сумма ущерба; оценка существенности и значимости влияния выявленного нарушения на результаты деятельности организации и достоверность бухгалтерской отчетности.

4. Учет, анализ и аудит производственных запасов

В бухгалтерском учете в качестве материально-производственных запасов принимаются активы:

используемые при производстве продукции, предназначенной для продажи (сырье, основные материалы, полуфабрикаты);

предназначенные для продажи (готовая продукция и товары);

используемые для управленческих нужд организации (вспомогательные материалы, топливо, запчасти).

В зависимости от той роли, которую играют разнообразные производственные запасы в процессе производства, их подразделяют на следующие группы: сырье и основные материалы, покупные полуфабрикаты, отходы, топливо, тара, запасные части, инвентарь и хозяйственные принадлежности.

Вспомогательные материалы используют для воздействия на сырье и основные материалы, придания продукту определенных потребительских свойств или для обслуживания и ухода за орудиями труда и облегчения процесса производства.

Топливо подразделяется на технологическое (для технологических целей), двигательное (горючее) и хозяйственное (на отопление).

Для учета материально-производственных запасов в ООО «Сатурн» применяют следующие синтетические счета 10 «Материалы», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»,15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материальных ценностей», 41 «Товары», 43 «Готовая продукция».

Материально-производственные запасы на предприятии принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости (сумма фактических затрат организации на приобретение, за исключением НДС и иных налогов). Материально-производственные запасы, на которые текущая рыночная стоимость в течение года снизилась либо которые морально устарели, полностью или частично потеряли свое первоначальное качество, отражаются в бухгалтерском балансе на конец отчетного года за вычетом резерва под снижение стоимости материальных ценностей.

Материальные ценности отражают на синтетических счетах по фактической себестоимости их приобретения или учетным ценам. В качестве учетных цен на материалы применяются: договорные цены; фактическая себестоимость материалов по данным предыдущего периода; планово-расчетные цены; средняя цена группы материалов.

Определение фактической себестоимости материальных ресурсов, списываемых на производство, разрешается производить следующими методами оценки запасов:

по себестоимости каждой единицы;

по средней себестоимости;

по себестоимости первых по времени закупок (метод ФИФО);

по себестоимости последних по времени закупок (метод ЛИФО).

Поступающие в ООО «Сатурн» материалы оформляют бухгалтерскими документами в следующем порядке.

Отпуск материалов со склада производят в пределах установленного лимита.

Для учета движения материалов внутри предприятия применяют однострочные и многострочные требования-накладные. Их составляют материально-ответственные лица участка, отпускающего ценности, в двух экземплярах, один из которых остается на месте, а второй передается получателю ценностей.

Отпуск материалов сторонним организациям в ООО «Сатурн» оформляют накладными на отпуск материалов на сторону, которые выписывает отдел снабжения на основании нарядов, договоров и других документов. При перевозке материалов автотранспортом вместо накладной применяют товарно-транспортную накладную.

Списание материалов (вследствие их непригодности) оформляют актом на списание материалов, который составляется специально созданной комиссией с участием материально-ответственного лица.

На фактически израсходованные материалы подразделение-получатель материалов составляет акт расхода, в котором указывается наименование, количество, учетная цена и сумма по каждому наименованию, шифр заказа, на выполнение которого израсходованы материалы, нормативный и фактический расход материалов с указанием выявленных отклонений и их причин. Кроме того, подразделения организации ежемесячно составляют отчеты о наличии и движении материальных ценностей и передают их в бухгалтерию.

Товарно-материальные ценности, находящиеся в эксплуатации, инвентаризуются по местам их нахождения и материально-ответственным лицам, на хранении у которых они находятся.

Инвентаризацию в ООО «Сатурн» проводят путем осмотра каждого предмета. В описи товарно-материальные ценности заносят по наименованиям в соответствии с номенклатурой, принятой в бухгалтерском учете. Излишки материально-производственных запасов, выявленные в результате проведенной инвентаризации, отражаются в бухгалтерском учете как внереализационные доходы (дебетуют счет 10 «Материалы» кредитуют счет 91 «Прочие доходы и расходы»).

При выявлении фактов недостач, хищений или порчи материалов их фактическая стоимость или ее часть списывается с кредита счета 10 «Материалы» в дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Со счета 94 стоимость недостающих и испорченных материалов списывают на счета издержек производства и обращения в дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет «Расчеты по возмещению материального ущерба» (при установлении конкретных виновников), в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы» (при отсутствии конкретных виновников или если во взыскании недостающих или испорченных ценностей отказано судом).

Синтетический учет производственных запасов в ООО «Сатурн» ведут на счетах 10 «Материалы», 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей», 15 «Заготовление и приобретение материальных ценностей», 16 «Отклонение в стоимости материалов».

Учет производственных запасов может вестись по фактической себестоимости или по учетным ценам. В ООО «Сатурн» учет ведут по фактической стоимости. Поэтому в дебет материальных счетов относят все расходы по их приобретению.

При поступлении материалов дебетуют материальный счет 10 «Материалы» и кредитуют:

Материалы, полученные организацией безвозмездно, принимаются к учету по рыночной стоимости по дебету счета 10 с кредита счета 98 «Доходы будущих периодов». По мере списания безвозмездно полученных материалов на счета учета затрат и по другим причинам их выбытия (на счета 20,23,25,26,97 и др. с кредита счета 10) их стоимость списывается со счета 98 в кредит счета 91.

Проданные материалы списывают с кредита счета 10 в дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы». По дебету счета 91 отражают также расходы, связанные с продажей материалов, и сумму НДС по проданным материалам.

Существенное значение для сохранности производственных запасов имеет наличие технически оснащенных складских помещений с современными весоизмерительными приборами и устройствами, позволяющими механизировать и автоматизировать складские операции и складской учет.

К материально-производственным запасам относятся:

производственные запасы, т.е. сырье и материалы, предназначенные для использования в производственном процессе;

товары, предназначенные для реализации.

Анализируя материально-производственные запасы, необходимо определить и изучить показатели, характеризующие состояние, обеспеченность и эффективность использования средств, вложенных в материально-производственные запасы. К ним относятся:

сумма материально-производственных запасов в целом и по их видам;

структура материально-производственных запасов;

материально-производственные запасы в днях их использования;

доля материально-производственных запасов в общей сумме оборотных средств;

соотношение темпа роста отдельных видов материально-производственных запасов с темпами роста производства и реализации.

Содержание вопроса или объект исследованияСодержание ответа (результат проверки)СимвВыводы и решения аудитора
А. Внутренний контроль
1Определен ли круг лиц, ответственных за использование и сохранность НМА?Имеется приказПриказ отвечает установленным требованиям
2Созданы ли условия, обеспечивающие сохранность НМА?Применяются пароли. ключи доступа по используемому программному обеспечениюУзУточнить порядок использования патентов, товарных знаков и др.
3Проводятся ли инвентаризации объектов НМА?Проводятся только в конце года инвентаризационной комиссиейНеобходимо провести сплошную инвентаризацию
4Каков порядок санкционирования операций по движению НМА?Имеются факты несанкционированного выбытия отдельных объектов НМАОслаблен внутренний контроль. Риск контроля высокий
5Проводятся ли проверки полноты и своевременности оприходования и ввода в эксплуатацию НМА?Регулярно осуществляется сплошной контрольРиск контроля низкий
6Проверяется ли использование НМА по различным направлениям деятельности?Не проверяютсяНет фактического контроля. Следует провести сплошную проверку
Б. Система учета
7Отвечают ли принятые на учет НМА установленным требованиям?ДаОбоснованно отнесение объектов к НМА
8Произведена ли классификация НМА на соответствующие группы?НетВозможны ошибки при начислении амортизации НМА
9Обоснован ли порядок начисления амортизации по вновь поступившим объектам НМА?НетПроанализировать фактический порядок начисления амортизации
10Разработаны ли схемы отражения на счетах движения НМА?Определен только рабочий план счетов, схем нетВозможны ошибки в корреспонденции счетов
11Определены ли состав и порядок формирования инвентарной стоимости объектов НМА?Определен состав и порядокУзУточнить их соблюдение на практике
12Организован ли эффективный аналитический учет НМА, ведутся ли инвентарные карточки учета НМА?Аналитический учет ведется по объектам НМАУзНеобходимо проверить соответствие данных инвентарных карточек и инвентарной описи НМА
13Соблюдается ли график документооборота по учету движения НМА?Первичные документы по движению НМА оформляются своевременноУзУточнить правильность оформления первичных документов
14Выделяется ли НДС отдельной строкой во всех расчетно-платежных документах?В документах НДС выделяется и отражается на счете 19УзУчет НДС по приобретенным НМА достоверен
15С какой периодичностью сверяются данные аналитического и синтетического учета НМА? и т.д.Только в конце года
ПоказателиНа начало годаНа конец годаОтклонение
суммауд. вессуммауд. вессуммауд. вес.
Производственные запасы141148,2324772,1183623,9
Незавершенное производство391,33751,7360,37
Готовая продукция и товары для реализации147850,5118026,2-298-24,3
Итого292810045021001574

Данные таблицы 5 показывают, что в структуре материально-производственных запасов произошли изменения.

Значительно возросла сумма производственных запасов. На конец 2005 года они составили 3347 тыс. руб., их доля возросла на 23,9%. Также возросла сумма затрат в незавершенном производстве. На конец года они составили 75 тыс. руб., их доля в общей сумме материально-производственных запасов возросла на 0,37%.

Сумма готовой продукции снизилась на 298 тыс. руб. и составила 1180 тыс. руб., т.е. произошло ее снижение на 24,3%.

Показатели2004 год2005 годТемп изменения,%
Выпуск продукции в действующих ценах83829508113,4
Объем реализации продукции62607386118
Производственные запасы14113247230,1
Незавершенное производство3975192,3
Готовая продукция1478118079,8

Из приведенных данных в таблице видно, что темп роста готовой продукции значительно ниже роста объема реализации продукции. Это является причиной того, что готовая продукция ООО «Сатурн» пользовалась спросом у покупателей.

Таким образом, руководству предприятия особо не стоит беспокоиться о состоянии материально-производственных запасов. Ему необходимо продолжать меры по организации сбыта товаров и улучшению структуры материально-производственных запасов.

Одним из важным моментом определения эффективности использования средств в материально-производственных запасах является определение суммы средств высвободившихся (дополнительно вовлеченных) средств в производство в результате ускорения (замедления) оборачиваемости средств в материально-производственных запасах.

Показатели2004 год2005 годОтклонение
Среднегодовая сумма МПЗ2744,53715970,5
Чистая выручка от реализации626073861126
Оборачиваемость средств в МПЗ, дни160183,523,5
Однодневная выручка от реализации продукции17,320,53,2
Высвобождено (дополнительно вовлечено) средств в материально-производственные запасы481,75

На основании таблицы 7 мы видим, что оборачиваемость средств в материально-производственных запасах составляет:

в 2004 году 160 дней;

в 2005 году 183,5 дней;

Руководители предприятия должны принимать все меры для дальнейшего ускорения оборачиваемости материально-производственных запасов, что, в свою очередь, ускорит оборачиваемость оборотных средств в целом и высвободит из оборота средства, которые можно направить на другие хозяйственные нужды.

Для повышения эффективности использования средств в материально-производственных запасах необходимо:

увеличить объем производства и реализации продукции;

улучшить качество и ассортимент выпускаемой продукции;

улучшить структуру материально-производственных запасов;

снизить сверхнормативные производственные запасы готовой продукции и незавершенного производства;

улучшить работу маркетинга по изучению спроса и предложения выпускаемой продукции;

правильно организовать приемку, хранение и доставку материально-производственных запасов.

Улучшение состояния, обеспеченности и эффективности использования материально-производственных запасов, в свою очередь, окажет влияние на повышение эффективности работы предприятия в целом.

Целью аудиторской проверки учета операций с производственными запасами является изучение правильности организации учета поступления и использования материально-производственных запасов (МПЗ) на предприятии и формирование мнения относительно правильности классификации МПЗ, реальности их оценки и достоверности отражения в учете и отчетности.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

изучить положения учетной политики по направлениям данного участка проверки;

изучить состав МПЗ;

реальность наличия и существования МПЗ;

ознакомиться с условиями их хранения;

подтвердить правильность оценки МПЗ;

изучить порядок отражения в учете операций по поступлению, использованию и реализации МПЗ;

оценить качество проводимых инвентаризаций МПЗ.

Источниками информации при проведении аудита материально-производственных запасов являются: Положение об учетной политике предприятия; договоры поставки; номенклатура-ценник; книга покупок; книга продаж; договоры с материально-ответственными лицами; первичные документы по движению МПЗ (накладные, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, доверенности (ф. М-2, № М-2а); приходные ордера (ф. N» М-4), акты о приемке материалов (ф. № М-7), накладные-требования на отпуск (внутреннее перемещение) материалов (ф. № М-11), лимитно-заборные карты (ф. № М-8), накладные на отпуск материалов на сторону (ф. № М-15), карточки складского учета материалов (ф. № М-17), реестры карточек; акты об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (ф. № М-35), инвентаризационные описи товарно-материальных ценностей (ф. ИНВ-3), сличительные ведомости результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (ф. № ИНВ-19), ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией (ф. № ИНВ-26); учетные регистры по счетам 10,14,15,16, 19, 20,23,25,26,41,44,60,76,90,91 и др.; Главная книга, бухгалтерский баланс (форма № 1), приложение к бухгалтерскому балансу (ф. № 5).

Проверка сохранности и использования товарно-материальных ценностей на предприятии начинается с ознакомления с работой материального отдела бухгалтерии. Выясняется его состав, подчиненность и квалификация учетных кадров; перечень используемых нормативных документов; наличие графика документооборота; обоснованность выбора в учетной политике организационных, методических и технических аспектов по данному участку учета; наличие схем отражения на счетах бухгалтерского учета хозяйственных операций с МПЗ; используемые методы внутреннего контроля (инвентаризация, документирование, партионный раскрой и др.) для проверки отклонений фактического расхода материалов от норм; соблюдение сроков проведения инвентаризаций товарно-материальных ценностей и порядок оформления их результатов. Также нам необходимо убедиться в наличии оформленных договоров с материально-ответственными лицами, журналов регистрации приходно-расходных документов, приказов об утверждении состава инвентаризационных комиссий и порядке проведения инвентаризаций.

На следующем этапе необходимо провести проверку состояния складского хозяйства на предприятии, выяснить число и размещение складских помещений, их емкость, наличие условий для хранения ценностей, обеспеченность пожарно-охранной сигнализацией. На основе полученной информации заполняет заранее разработанные тесты (табл.1).

Тесты проверки состояния системы внутреннего контроля и системы

учета материально-производственных запасов (МПЗ)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *