спирово волоколамский район храм
Святыни храма
Мозаичная икона Введения во храм Пресвятой Богородицы
Икона Введения во храм Пресвятой Богородицы
Икона Введения во храм Пресвятой Богородицы с расшитым бисером окладом.
Древний резной образ Святителя Николая
Древний резной образ Святителя Николая.
Сейчас Спирово славится своим торжественным крестным ходом, который совершается в шестое воскресенье после Пасхи. Из окрестных сел и деревень, из Волоколамска, Москвы и других городов сюда съезжаются почитатели Святителя Николая и преподобного Иосифа.
После Божественной литургии начинается торжественный крестный ход. Древний резной образ Святителя Николая Можайского, и икона преподобного Иосифа, с пением обносится вокруг церкви, а потом бесконечный поток верующих проходит под чтимой иконой Святителя Николая.
Крестный ход установлен в память избавления Волоколамска от чумы в XVIII веке по молитвам преподобного Иосифа и предстательству Божией Матери и Святителя Николая. Ранее он совершался из Волоколамска с чтимым образом Николы Можайского. Навстречу ему выходил крестный ход из Иосифо-Волоцкого монастыря с образом преподобного Иосифа. Впервые этот крестный ход при огромном стечении народа состоялся 20 октября 1771 года, а затем стал совершаться в шестое воскресенье после Пасхи.
После закрытия монастыря крестный ход стал совершаться в Спирово. В 1990 году эта традиция была возобновлена. 27 мая, в шестое воскресенье по Пасхе, после почти 70-летнего перерыва образ Святителя Николая был с крестным ходом перенесен в монастырь и обнесен вокруг Успенского собора.
Более подробно здесь: http://spirovo.ortox.ru/prazdnik-svt-nikolaya-mozhajskogo-v-s-spirovo/
В начале 2017 года в храм к чтимому древнему образу была передана частица Его святых мощей.
Прихожане прикладываются к Частице святых мощей Святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца.
Частица святых мощей Святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца.
Частица святых мощей Святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца.
Частица святых мощей Святителя Николая, Мир Ликийских Чудотворца.
Икона Преподобного Иосифа Волоцкого
Икона Преподобного Иосифа Волоцкого, ранее находившаяся в монастыре (до его закрытия)
Икона великомученика Пантелеймона со Святой Горы Афон с частицей мощей.
Икона великомученика Пантелеймона со Святой Горы Афон с частицей мощей. 1897г.
Обратная сторона иконы великомученика Пантелеймона.
Обратная сторона иконы великомученика Пантелеймона.
Великомученик Пантелеимон
Примечателен также образ святого целителя Пантелеимона, с частицей его святых мощей, созданный на Афоне в русском Пантелеимоновом монастыре, о чём сообщает пространная надпись, помещённая на оборотной стороне доски. «Икона сия писана и освящена на святой горе Афонской в Русском Святаго Великомученика и Целителя Пантелеимона Монастыре, от коего и послана в благословение Христолюбивым жителям, в благодатную помощь, покров и заступление всем с верою и усердием притекающим к святому Пантелеимону и умильно молящимся пред честным Его образом. – 1897 года – ». Обращает на себя внимание приведённая дата. Она совпадает с началом реконструкции спировского иконостаса, которая, очевидно, была заказана афонским изографам именно к этому событию.
В наше время была передана храму частица его мощей. ( из книги протоиерея Константина Попова «Введенский храм села Спирово» )
Икона Святителя Спиридона Тримифунтского с частицей башмачка.
Икона Святителя Спиридона Тримифунтского с частицей башмачка.
Икона преподобного Серафима Саровского, освящённая в 1903г. на его мощах.
Икона преподобного Серафима Саровского, освящённая в 1903г. на его мощах.
Преподобный Серафим Большая, «в рост», икона Саровского чудотворца была написана более века назад, в 1903 году, когда совершилось прославление преподобного Серафима в лике русских святых, и была освящена на его мощах.
Чудотворная икона пресвятой Богородицы, именуемая Неугасимая свеча.
Чудотворная икона пресвятой Богородицы, именуемая Неугасимая свеча.
Древняя плащаница Господа нашего Иисуса Христа.
Древняя плащаница Господа нашего Иисуса Христа дореволюционной эпохи.
У южных церковных врат помещается древняя плащаница с живописным изображением Спасителя на малиновом бархате с вызолоченною бахрамою.
Христос в темнице
Сегодня странно представить, но в Синодальный период подобные изображения часто считались «католическими скульптурами». Их запрещали, прятали, даже уничтожали… А между тем в таких произведениях русских изографов и резчиков таится неизреченная духовная мощь, не имеющая ничего общего с так называемым«натурализмом». Здесь главное – пластически выраженная идея Страдания и Жертвы Спасителя. Грешному человеку почти невозможно осознать смысл этой Жертвы. Но зрелище Бога, заключённого в тесную темницу, позволяет хоть немного почувствовать трагизм и величие предстоящего восхождения на Голгофу. Ныне эта икона находится в трапезной части храма. ( из книги протоиерея Константина Попова «Введенский храм села Спирово» )
Иконография «Христа в темнице» появилась на Руси в начале XVII в.
Особенное и повсеместное распространение получила в культовой деревянной скульптуре XVIII-XIX вв.
Христос изображается сидящим на престоле и защищающимся от побоев, его правая рука прижата к щеке.
О храме в селе Спирово
Село Спирово (названное в честь Святителя Спиридона Тримифунтского ) являлось родовым имением преподобного Иосифа Волоцкого, пожалованным его прадеду Александру – «Сане» святым благоверным князем Димитрием Донским.
После Саниных Спирово перешло в ведение Волоцких князей. Когда преподобный Иосиф с братией в 1479 году пришел на землю Волоцкого князя Бориса Васильевича. Первым пожертвованием Бориса Васильевича в октябре 1479 года было село Спирово. В жалованной грамоте говорится: «Се аз князь Борис Васильевич пожаловал есми игумена Иосифа или кто по нем иной будет, дал есми Пречистой в дом деревню Спировскою со всем с тем, что к оной деревни потягло из старины…» Деревня Спирово освобождается князем от податей, и «ведает и судит игумен Иосиф свои люди сам.»
По благословению настоятеля и соборных старцев в храме отпевали и хоронили скончавшихся от голода или несчастных случаев бездомных людей.
«Они не умели назвать поминаемых, но думали, что Бог слышит и знает, за кого воссылаются к Нему чистые, бескорыстные, истинно христианские молитвы»,
— писал Н. М. Карамзин о подобных монастырях.
Во Введенском монастыре был построен специальный храм под названием «Дом Божий», в котором была выкопана глубокая могила, где по благословению настоятеля монастыря и соборных старцев Бога ради отпевали и хоронили бездомных людей, скончавшихся от голода, от несчастных случаев. Здесь возносились молитвы за «души сирых и убогих и младенцев некрещенных, небрежением отца и матери умерших, и в скудельницах лежащих братий наших» (Синодик 1685 года). «Они не умели назвать поминаемых, но думали, что Бог слышит и знает, за кого воссылаются к Нему чистые, бескорыстные, истинно христианские молитвы», — писал Н.М.Карамзин о подобных монастырях. Во время голода 1570 года в монастыре из 12 иноков остался один (в Большом Успенском монастыре за три года умерло около 300 монахов). Некому было отпевать и хоронить. В это время, очевидно, монастырь перестал существовать, а Введенский храм стал приходским.
Каменная церковь в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы с приделами во имя Святителя Николая (северный) и святителя Димитрия Ростовского (южный) была построена на средства прихожан в 1825 году, колокольня — в 1849 году.
Интерьер церкви Введения Пресвятой Богородицы
Интерьер церкви Введения Пресвятой Богородицы
Северный придел во имя Святителя Николая
Южный придел во имя Святителя Димитрия Ростовского
Здание в стиле классицизма чрезвычайно своеобразно благодаря необычайной форме ярусной храмовой части. В ее основе лежит двусветный, поперечно ориентированный овальный зал с прямоугольными выступами по оси восток-запад, один из которых занят хорами. Массивный световой барабан над средокрестием опирается на систему ступенчатых подпружных арок. Деревянный резной 6-ярусный иконостас устроен в 1896-1899 годах.
На колокольне было шесть колоколов, из которых, как свидетельствует надпись, древнейший – весом в семь пудов был отлит в 1695 году, «вседневный» весом в 24 пуда – в 1776 году, большой колокол весом в 208 пудов – в 1850 году, остальные колокола без надписи.
Вкладчиками Введенской церкви были Пушкины, Воронцовы, Телегины. По данным 1877 года, при церкви существовала церковно-приходская школа, а по сведениям 1914 года – была уже и земская школа. Ежегодно в престольный праздник 21 ноября (по ст.ст.) /4 декабря в Спирово устраивалась ярмарка.
Крестный ход
Сейчас Спирово славится своим торжественным крестным ходом, который совершается в шестое воскресенье после Пасхи. Из окрестных сел и деревень, из Волоколамска, Москвы и других городов сюда съезжаются почитатели Святителя Николая и преподобного Иосифа.
После Божественной литургии начинается торжественный крестный ход. Древний резной образ Святителя Николая Можайского, находившийся прежде в Воскресенском соборе Волоколамска, и икона преподобного Иосифа, ранее бывшая в монастыре, а теперь пребывающая в спировском храме, с пением обносится вокруг церкви, а затем бесконечный поток верующих проходит под чтимой иконой Святителя Николая.
Крестный ход установлен в память избавления Волоколамска от чумы в XVIII веке по молитвам преподобного Иосифа и предстательству Божией Матери и Святителя Николая. Ранее он совершался из Волоколамска с чтимым образом Николы Можайского. Навстречу ему выходил крестный ход из Иосифо-Волоцкого монастыря с образом преподобного Иосифа. Впервые этот крестный ход при огромном стечении народа состоялся 20 октября 1771 года, а затем стал совершаться в шестое воскресенье после Пасхи. Но в 1813 году по просьбе горожан Волоколамска архиепископ Московский Августин (Виноградский) совершил его осенью – в память избавления города от войск Наполеона. Вот как описывает этот крестный ход Н.А.Рождественский: «За два дня шестого воскресенья по Святой Пасхе Волоколамск начинает оживляться. Отовсюду стекает народ и густыми массами обходит городской вал, где стоит собор. В народе есть какой-то древний обычай, обязывающий каждого богомольца до крестного хода обойти вал три раза, прочитав при этом разные молитвы, что свято и исполняется. С первым же звуком колокола к вечерне народ стремится в собор к Угоднику. На другой день, в субботу, после обедни, в 11-м часу, начинается благовест, возвещающий о начале крестного хода. Жители города в праздничных одеждах перемещаются с пришедшими из деревень богомольцами, покрывая собой всю соборную площадь. Затем выносят из собора образ Святителя Николая, хоругви и иконы; выходит духовенство в парадном облачении, и начинается крестный ход, предшествуемый хоругвями и образами из других городских церквей и сопровождаемый пением и колокольным звоном во всех церквах. На черте города духовенства переменяет облачение, и в то же время хоругви и образа приходских церквей возвращаются назад, а шествие крестного хода в чинном порядке продолжается далее. Тут увидите более десятка тысяч человек под влиянием одного благоговейного религиозного чувства, идущих вслед за образом Угодника Божия. Не доходя около двух верст до монастыря, близ рощи, духовенство вновь надевает праздничные ризы и ход в торжественном виде близится к монастырю. Вслед за этим колокол монастыря предупреждает о появлении крестного хода, и еще несколько минут взор каждого поражает величественная и умилительная картина. Перспективно открывается живописный вид монастыря, площадь пред которым на версту усеяна бесчисленным множеством народа. Архимандрит с братиею в полном облачении, предшествуемые иконою преподобного Иосифа и хоругвями, идут в сретение Чудотворца Николая. При этом городское духовенство поет хвалебные песни преподобному Иосифу, а монашествующие – Святителю Николаю. При сближении крестный ход останавливается: монахи служат молебен Угоднику Николаю, прикладываются к образу его, здороваются с городским духовенством и все вместе отправляются в обитель. Потом священно- и церковно- служитель городские расходятся по келлиям, заранее приготовленным для них, а богомольцы размещаются в монастырской гостинице м в домах при монастыре, самая же большая часть народа располагается на открытом воздухе близ ограды. Всенощную служат в верхней церкви собора монахи, а утреню и раннюю литургию совершают городское духовенство в нижней церкви, где почитают мощи преподобного Иосифа, и по окончании литургии служат с акафистом молебен святому Иосифу. После поздней обедни архимандрит с братиею сходят в нижнюю церковь, ставят на середину образ Святителя Николая и, отслужа также с акафистом молебен Угоднику, прикладываются к образу его, потом выносят образ из церкви и, проводив его за монастырские врата, служат еще краткий молебен и затем, приложившись к образу и простившись с городскими священниками, возвращаются в монастырь, а крестный ход при колокольном звоне отправляется по дороге в город и, пройдя за рощу, духовенство, как, прежде, сменив ризы.
В каждом селении, на каждом поле, лежащем на пути, служатся с водосвятием молебны Святителю Николаю.
Когда с соборной колокольни увидят приближение крестного хода, тотчас начинается благовест и оставшиеся в городе жители спешат навстречу Угоднику Божию, а в то же время выносят из приходских церквей хоругви и образа. На черте города духовенство облачается в праздничные ризы и при звоне всех городских колоколов крестный ход медленно, в строгом торжественном порядке входит в город, где против церкви Рождества Христова служится с акафистом молебен с коленопреклонением, потом вносят образ Святителя Николая в собор, и затем крестный ход заканчивается…» Храм никогда не закрывался. После закрытия монастыря крестный ход стал совершаться в Спирово. В 1990 году эта традиция была возобновлена. 27 мая, в шестое воскресенье по Пасхе, после почти 70-летнего перерыва образ Святителя Николая был с крестным ходом перенесен в монастырь и обнесен вокруг Успенского собора.
Древний резной образ Святителя Николая
Молебен с акафистом Свт. Николаю Чудотворцу
Свято-Введенский храм (Спирово)
Свято-Введенский храм в Спирово — православный храм Волоколамского благочиния Московской епархии Русской православной церкви. Памятник архитектуры федерального значения.
Содержание
История [ править ]
Село Спирово на реке Струге — родовое имение преподобного Иосифа Волоцкого, пожалованное его прадеду святым благоверным князем Димитрием Донским. Позднее оно перешло во владение Волоцких князей.
Князь Борис Васильевич в 1479 г. пожаловал село Иосифо-Волоцкому монастырю. В начале ХVI в. преподобным Иосифом здесь был устроен Богородичный монастырь с деревянной Введенской церковью и воздвигнут храм под названием «Дом Божий». В нем, по благословению настоятеля монастыря и соборных старцев, отпевали и хоронили безродных людей. После голода 1570 г. Божедомный монастырь прекратил свое существование, и храм стал приходским.
Ныне существующая каменная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы построена в 1825 г. В 1848 г. к ней были пристроены два придела — во имя святителя Николая Чудотворца и святителя Димитрия Ростовского, а годом позже, в 1849 г., пристроена колокольня. Благотворителями церкви являлись Пушкины, Воронцовы, Телегины.
Храм никогда не закрывался. Настоятель храма протоиерей Дмитрий Лебедев был репрессирован и расстрелян в 1937 г. Юбилейным архиерейским собором 2000 г. он прославлен как священномученик. В храме особенно почитается древний чудотворный резной образ святителя Николая, который ранее находился в Воскресенском соборе Волоколамска, а также большая икона преподобного Иосифа Волоцкого из Иосифо-Волоцкого монастыря. С 1990 г. в 6-е воскресенье после Пасхи совершается крестный ход с этими святынями из Спирово в монастырь.
Святыни [ править ]
Сейчас Спирово славится своим торжественным крестным ходом, который совершается в шестое воскресенье после Пасхи. Из окрестных сел и деревень, из Волоколамска, Москвы и других городов сюда съезжаются почитатели Святителя Николая и преподобного Иосифа.
После Божественной литургии начинается торжественный крестный ход. Древний резной образ Святителя Николая Можайского, и икона преподобного Иосифа, с пением обносится вокруг церкви, а потом бесконечный поток верующих проходит под чтимой иконой Святителя Николая.
Крестный ход установлен в память избавления Волоколамска от чумы в XVIII веке по молитвам преподобного Иосифа и предстательству Божией Матери и Святителя Николая. Ранее он совершался из Волоколамска с чтимым образом Николы Можайского. Навстречу ему выходил крестный ход из Иосифо-Волоцкого монастыря с образом преподобного Иосифа. Впервые этот крестный ход при огромном стечении народа состоялся 20 октября 1771 года, а затем стал совершаться в шестое воскресенье после Пасхи.
После закрытия монастыря крестный ход стал совершаться в Спирово. В 1990 году эта традиция была возобновлена. 27 мая, в шестое воскресенье по Пасхе, после почти 70-летнего перерыва образ Святителя Николая был с крестным ходом перенесен в монастырь и обнесен вокруг Успенского собора. Более подробно здесь.
В начале 2017 года в храм к чтимому древнему образу была передана частица Его святых мощей.
У южных церковных врат помещается древняя плащаница с живописным изображением Спасителя на малиновом бархате с вызолоченною бахрамою.
Примерно в двух километрах от монастыря, в селе Спирово находится Богородичный источник. В этом месте с несколькими сподвижниками первоначально и поселился преподобный Иосиф, и каждый день именно отсюда отправлялись они на строительство монастыря.
Престольные праздники [ править ]
Как добраться [ править ]
Адрес: Московская обл., Волоколамский р-н, с. Спирово.
Паломнику [ править ]
Храм открыт ежедневно.
Богослужения в храме совершаются в субботу, воскресенье и праздничные дни.
8-30 — Утреня, часы, исповедь.
9-30 — Божественная Литургия.
Всенощное бдение совершается накануне праздничных дней в 18-00.
Молебен с акафистом свт. Николаю Чудотворцу совершается в воскресенье в 8-00.
Крещения совершаются после огласительных бесед в субботу, в воскресенье и в другие дни по договоренности.
Исповедь совершается по окончании всенощного бдения и до начала Божественной литургии.
Венчания совершаются по договоренности.
Панихида совершается по окончании Божественной литургии в субботу и воскресенье.
Отпевание усопших по договоренности.
Освящение автомобилей, домов по договоренности.
Рубрика: Новости
Прямой эфир на православном телеканале «Спас». Тема передачи «СОБЛАЗН, ИСКУШЕНИЕ, ПРЕЛЕСТЬ. ЗАВЕТ. ЖИЗНЬ ХРИСТА»
Участие в прямом эфире на православном телеканале «Спас» историка Павла Балдина, ответственного за миссионерскую и катехизаторскую работу в приходе Введенского храма с.Спирово. …
Праздничное богослужение и крестный ход
В юбилей празднования 150-летия со дня рождения новомученика и исповедника Димитрия Лебедева состоялось праздничное богослужение и крестный ход. Воспитанница приходской группы Дарья …
Паломничество к святыням Санкт-Петербурга. К мощам св. Александра Невского, прав. Иоанна Кронштадского, блж. Ксении Петербуржской.
В рамках юбилея 800-летия рождения кн. Александра Невского было совершено паломничество к святыням Санкт-Петербурга. К мощам св. Александра Невского, прав. Иоанна Кронштадского, …
Встреча протоиерея Константина Попова с директором МОУ «Волоколамская СОШ №2» Проскурниковым Александром Сергеевичем.
Накануне Дня учителя прошла встреча протоиерея Константина Попова с директором МОУ «Волоколамская СОШ №2» Проскурниковым Александром Сергеевичем. Во время общения были …
Богослужение в приписном разрушенном Спасском храме
Богослужение в приписном разрушенном Спасском храме
Для храма и прихода создан instagram
Ответственный за просветительскую работу в приходе кандидат исторических наук Балдин П.П. в начале учебного года встретился с учащимися образовательного учебного заведения. Шестаковская …
Паломничество в Нило-Столобенскую пустынь на Селигере.
Накануне праздника Преображения Господня прихожане совершили паломничество в Нило-Столобенскую пустынь на Селигере.
Молебен у приписной колокольни с. Покровское
Молебен у приписной колокольни с. Покровское
Крестный ход в 2021г.
13 июня 2021г. в Введенском храме с. Спирово по древней традиции состоялся торжественный крестный ход с древним чтимым образом Свт. Николая и …
Икона дня
Православный календарь
Сщмч. Зиновия, еп. Егейского, и сестры его мц. Зиновии (285).
Апп. от 70-ти Тертия, Марка, Иуста и Артемы (I). Сщмч. Маркиана, еп. Сиракузского (II). Мц. Евтропии (ок. 250). Мц. Анастасии Солунской (III). Свв. Стефана Милютина, короля Сербского (1320), брата его Драгутина (1316) и матери их Елены (1306) (Серб.).
Сщмч. Матфея Казарина диакона (1942). Обре́тение мощей свт. Агафангела исп., митр. Ярославского (1998).
Озерянской иконы Божией Матери (XVI).
Кол., 253 зач., II, 1–7.Лк., 58 зач., XI, 23–26.