спиральная программа обучения это

Ходьба по кругу: как мы вернулись к образованию прошлых тысячелетий

В вечной борьбе между традициями и переменами побеждает здравый смысл. О том, как мы то и дело хватаемся за новые инструменты, а потом неизбежно возвращаемся к истокам, рассуждает школа интерактивных коммуникаций IKRA.

Если бы мы постарались описать процесс обучения с помощью максимально простой структуры, то оказалось бы, что в ней всего три элемента: учитель — материал (или знание) — ученик. Именно на основе взаимодействия этих трёх простых элементов на протяжении многих веков разворачиваются нешуточные эксперименты с различными подходами к обучению: как нужно переставить исходные данные, чтобы получить наиболее эффективный результат?

спиральная программа обучения это. Смотреть фото спиральная программа обучения это. Смотреть картинку спиральная программа обучения это. Картинка про спиральная программа обучения это. Фото спиральная программа обучения это

Три кита образовательного процесса. Иллюстрации: ikraikra

Академия Платона: учитель и ученик

Наиболее древняя известная нам модель обучения зародилась в Древней Греции и один из трёх элементов исключала. Академия Платона была построена на диалоге ученика и учителя, которые в ходе своих рассуждений открывали новые границы знания. Такая форма позволяла в индивидуальном формате обучать ученика мышлению, упражняться в диалектике и познавать собственный духовный мир. Центром такой системы был учитель и его знания — материала вне учителя не существовало.

Самым ценным преимуществом такой Академии было всестороннее индивидуализированное и творческое развитие личности. В небольших группах будущие философы и политические деятели учились, в первую очередь, мыслить и искать ответы на сложные, порою риторические, вопросы.

спиральная программа обучения это. Смотреть фото спиральная программа обучения это. Смотреть картинку спиральная программа обучения это. Картинка про спиральная программа обучения это. Фото спиральная программа обучения это

Тёплое ламповое взаимодействие между учителем и учеником в Древней Греции. Иллюстрации: ikraikra

Средневековье: учебный материал

С течением времени (а также распространением письменности, которое позволяло это знание фиксировать) диалоги трансформировались в индуктивное обучение (от учителя к ученику передавался накопленный материал), и наиболее яркое отражение такого подхода мы видим в Средние века.

Центральное место в системе обучения занимают церковные школы, где учат письменности, церковному пению, математике. Учитель по-прежнему остаётся центром этой системы, но впервые здесь появляется «материал» как объект системы. Им служит накопленное поколениями знание, в первую очередь богословское.

Классно-урочная система

Наиболее известная нам модель обучения, классно-лекционная, появляется чуть позже, в XVIII веке в Пруссии. В этой системе, преследовавшей определённые политические цели, учитель теряет своё значимое, центральное место, потому что обучение базируется уже не на его опыте и мудрости, а на шаблонном материале. Этот материал, зафиксированный и апробированный со всех сторон, становится центром модели взаимодействия учитель – ученик. С одной стороны, это приносит свои плоды: массовое обучение приводит к созданию среднего класса, росту образованности и, как следствие, промышленной революциии. С другой стороны, система подавляет творческое и интеллектуальное развитие личности, то есть «куёт» стандартно мыслящих рабочих.

В начале XIX века прусская модель распространяется по миру и, спустя почти два столетия, предстаёт перед нами такой, какой мы привыкли её видеть: 11 (или 12) классов обязательного школьного образования, в рамках которых учителя исполняют роль «передатчика» материала, завизированного десятками департаментов в учебнике.

спиральная программа обучения это. Смотреть фото спиральная программа обучения это. Смотреть картинку спиральная программа обучения это. Картинка про спиральная программа обучения это. Фото спиральная программа обучения это

Массовое образование требует шаблонных, стандартных, готовых решений. Иллюстрации: ikraikra

XX век: открытие эпохи экспериментов

Приблизительно в это же время, в середине XX века, начинается научно-техническая революция, которая модернизирует рабочий процесс, автоматизируя примитивные задачи и заменяя множество ручных функций на электронные. Начинается новая эпоха постиндустриального общества, в котором самыми ценными становятся интеллектуальные кадры, то есть именно те, кого классно-лекционная модель обучения неспособна вырастить.

В связи с этим многие учебные заведения начинают пересматривать модель взаимодействия учитель — материал — ученик и экспериментировать с образовательными подходами. Одними из первых, подвергших сомнению ход вещей, стал американский философ и социолог Джон Дьюи, который на рубеже XX века сформулировал тезисы инструментальной педагогики. По его мнению, каждое действие ребёнка становится инструментом его познания, собственного его открытия, способом постижения истины.

Проблемно-ориентированный подход

Чуть позднее коллеги Дьюи, педагоги из McMaster University, адаптировали инструментальную педагогику, предположив, что материал (который всё ещё занимал центральное место в нашей системе) — это не данность, а неизвестная переменная. Таким образом сформировался подход, позднее названный Problem Based Learning (проблемно-ориентированное обучение).

спиральная программа обучения это. Смотреть фото спиральная программа обучения это. Смотреть картинку спиральная программа обучения это. Картинка про спиральная программа обучения это. Фото спиральная программа обучения это

Решаем задачи, готовим к проблемам реального мира с детства. Иллюстрации: ikraikra

В этой модели ученики решают поставленную задачу с помощью имеющихся знаний и инструментов, а учителя выступают скорее как наставники (и в каком-то смысле возвращаются к своему первоначальному статусу — носителям знания). Главной задачей такой системы является имитация жизненных условий, то есть подготовка учеников к вызовам реальной среды. Помимо прочего, проектный подход решения задач предполагает командное взаимодействие: как и в настоящей работе, решить поставленную задачу в одиночку зачастую невозможно.

Новый виток обучения, положенный медицинским колледжем в Канаде переориентировал подход с «потребления» знания, как это было в прусской модели, к поиску решения, то есть развитию мышления. Позднее такой подход будет назван индуктивным, то есть предполагающем постановку задачи до умения учеником её решить.

Спиральное обучение

Обучение, которое предполагает решение определенной задачи, стало толчком к развитию множества ответвлений и переосмыслению классического, классно-лекционного подхода. Наиболее модернизированной формой проблемно-ориентированного стало Spiral Learning (спиральное обучение) — подход, в рамках которого решение задачи стало лишь одним из элементов обучения.

Фундаментально подход остается неизменным: перед учениками ставится задача, которую им необходимо решить. В свою очередь, Spiral Learning учитывает опыт каждого индивида и в процессе решения задачи моделирует объём необходимой информации (знания), чтобы достичь результата, постепенно «догружая» ученика нужным материалом.

В такой системе мы возвращаемся к индивидуализации обучения, неоправданно забытой ещё в Средние века. Центром системы наконец становится реципиент, то есть ученик.

спиральная программа обучения это. Смотреть фото спиральная программа обучения это. Смотреть картинку спиральная программа обучения это. Картинка про спиральная программа обучения это. Фото спиральная программа обучения это

Атмосфера, доброжелательная к каждому. Иллюстрации: ikraikra

Важным аспектом Spiral Learning становится атмосфера. Как и в Академии Платона, где философские диспуты велись на лужайке под тенью деревьев, в новом образовательном подходе важно создать условия для раскрытия опыта каждого ученика, то есть сформировать атмосферу доверия и взаимоуважения. Современными адептами Spiral Learning является шведская школа Hyper Island, которая успешно применяет эту систему обучения последние 20 лет.

Если вернуться к началу статьи, мы заметим интересную тенденцию: от кастомизированного обучения, учитывающего особенности отдельно взятого ученика, система переходит к массовому, шаблонному обучению, а потом снова, как это свойственно истории, возвращается к индивидуализации. Встаёт закономерный вопрос, куда мы движемся в ближайшие десятилетия? И здесь ответом на вопрос становится технологическое развитие и набирающее обороты онлайн-обучение.

спиральная программа обучения это. Смотреть фото спиральная программа обучения это. Смотреть картинку спиральная программа обучения это. Картинка про спиральная программа обучения это. Фото спиральная программа обучения это

Материал уходит в онлайн. Иллюстрации: ikraikra

Сегодня: очередной виток экспериментов

Во многих школах уже сейчас практикуется интеграция онлайн-образования в привычные классные комнаты — то, что называется смешанным обучением. Такой подход подразумевает, что теоретический материал ученик получает дома или в любом другом удобном ему месте, а в школе применяет полученные знания на практике, работая в команде с другими учениками.

Самая главная ошибка, которую зачастую допускают образовательные учреждения — это предположение, что онлайн-обучение и есть решение, хотя это всего лишь инструмент. Инструмент, который позволяет исключить материал (как это было тысячи лет назад) и постигать его в необходимом для ученика темпе за пределами учебного пространства.

Сегодня на школу ложится большая ответственность — теперь она становится пространством для решения задач, в рамках которого разные ученики с разным опытом учатся творчески мыслить и находить ответы на вопросы, используя свои знания и опираясь на опыт и поддержку учителя.

В новой системе, которая смешивает онлайн-технологии и офлайн-взаимодействие, становится возможным интеллектуальное развитие учеников и, возможно, это самая перспективная модель обучения в ближайшем будущем.

Источник

Учебная программа по спирали: что это такое и как она используется в образовании

Описание характеристик спирального резюме. Когда преподавательский состав образовательного центра пытается спланировать, что будет изучаться в ходе курса, обычно говорят о таких аспектах, как цели, к

Содержание

Описание характеристик спирального резюме.

Тем не менее, обычно оставляют в стороне или игнорируют, как организовать знания, которые будут представлены в течение года, ограничиваясь преподаванием их одного за другим и с единственной целью дождаться, когда ученики смогут запомнить их. и продемонстрируйте это на экзамене.

В последние годы была предпринята попытка изменить этот способ обучения, пытаясь способствовать осмысленному обучению, убедившись, что не только то, что дается в классе, запоминается, но и что оно понимается и связано с другими знаниями. В этом контексте особое значение приобретает концепция спиральной учебной программы, способ организации знаний академического курса что мы увидим более подробно в этой статье.

Что такое спиральное резюме?

Не следует ошибаться, полагая, что этот тип учебной программы подразумевает простое повторение знаний, даваемых снова и снова поверхностным образом, в надежде, что ученики запомнят то, что им объяснили, точка за точкой с запятой. В спиральном резюме они предназначены установить знания, углубляя их, приглашая к размышлениям и исследованиям.

Первым, кто описал эту идею, был Джером Брунер. в 1960 году. Этот нью-йоркский психолог заметил, что учителя, которые преподавали математику, историю и естественные науки и сумели передать свои знания, успешно в большей или меньшей степени разделяли следующую методику обучения.

Во-первых, они интуитивно представили серию основных идей или операций. После усвоения этих основных понятий они постепенно переформулировались, усложняя их, в дополнение к тому, что они были связаны с другими ранее полученными знаниями. В результате этого процесса вышеупомянутые предметы были успешно изучены, независимо от того, насколько они содержали и насколько сложными они казались.

Используя этот метод организации знаний, Брунер отстаивал идею о том, что курсы должны строиться вокруг изучения социально значимых вопросов, принципов и ценностей. Конец этого был дать возможность студентам получить полезные знания, которые они умеют применять в повседневной жизни и им будет легче функционировать как социально адаптированные взрослые.

Ключевая особенность

Основные характеристики этого типа образовательной программы описаны ниже.

1. Обзор содержания

На протяжении всего курса студенты несколько раз сталкиваются с одной и той же темой или идеей.

На протяжении всего курса студенты пересматривает, несколько раз, темы, уже указанные ранее.

Таким образом, повторяя объяснение знаний, можно увидеть, в какой степени учащиеся усвоили их, и выявить возможные сомнения, которые могут существовать.

2. Прогрессирующая сложность.

Вначале тема представлена ​​простым и базовым способом., чтобы студенты получили общее представление о данном понятии.

Позже, когда предмет снова будет рассмотрен, это будет сделано так, чтобы было больше сложности, вводя больше деталей и увеличивая сложность.

Таким образом, по мере того, как сложность программы постепенно увеличивается, обучение происходит более плавно, без риска обжечься из-за непонимания того, что нового объясняется в классе.

3. Новое связано со старым.

Вводятся новая информация и навыки, связанные со знаниями, полученными на предыдущих этапах спирали.

То, что выучили в начале курса, то есть в первых петлях спирали, напрямую связано с тем, что мы узнаем позже.

Если первые знания вводятся правильно, ученик не будет чувствовать себя перенасыщенным, когда в будущем это будет объяснено еще раз в более сложной форме.

4. Повышайте квалификацию студентов.

Каждый раз, когда знания пересматриваются, компетентность студента увеличивается.до достижения цели, согласованной в учебной программе.

Преимущества спиральных резюме

Как было замечено, дизайн спиральных учебных программ предполагает ряд хорошо дифференцированных характеристик по сравнению с подходом к обучению с традиционной точки зрения и его линейной формой при организации знаний. Эти отличия от спирального метода, в свою очередь, предлагают следующие преимущества:

1. Укрепление того, что было изучено

Многие учителя часто жалуются, что, несмотря на то, что они задают тему, которая должна была рассматриваться ранее в других курсах, студенты часто говорят что-то вроде «Я знаю, что дал ее, но я не помню, о чем она была».

В спиральном резюме, как мы уже обсуждали, есть контролируемое повторение данных знаний.

Хотя стратегия состоит не в том, чтобы до тошноты повторять то, что дается в классе, правда, что чем больше повторений, тем меньше вероятность того, что данное содержание будет забыто.

2. От простого к сложному

Темы, которые будут рассматриваться в течение остальной части курса, представлены достаточно просто, чтобы студенты не были перегружены или обожжены, как только они начнут.

Одним из факторов, влияющих на неуспеваемость в школе, является: ощущение, что то, что преподается в классе, недоступно для человека, чувство сочетания отрицательных эмоций, таких как беспокойство и раздражительность, из-за чего не проявляет интереса к исследованиям или рассматриваемой теме.

Начиная с основ и легко доступный, уровень сложности увеличивается, что дает два больших преимущества.

Во-первых, что ученик чувствует, что он контролирует ситуацию и что ему не так сложно усвоить новое знание, потому что он уже усвоил предыдущее.

Во-вторых, что обратите внимание, что вы постепенно узнаете все больше и больше, являясь аспектом, который способствует развитию положительных эмоций и, кроме того, стимулирует мотивацию и интерес к большему обучению.

3. Интеграция

Традиционно обучение велось таким образом, чтобы содержание предметов показывалось совершенно независимо друг от друга. Даже в рамках одного и того же предмета контент, просмотренный в течение одного года, радикально отличался или вообще не был связан с контентом последующих лет.

Например, Часто в институте предметы химии и биологии объясняются полностью раздельно., без использования, например, таких тем, как органическая химия и жидкости пищеварительной системы, в качестве интересных ссылок.

Метод спиральной учебной программы призван не только связать знания, полученные на курсах одного и того же предмета, но и он предназначен для связи с другими предметами.

Эта интеграция является большим преимуществом, поскольку знания, применяемые в реальной жизни, не делают различий между предметами или дисциплинами. Изо дня в день то, что было изучено, применяется в различных контекстах и ​​без границ.

4. Логическая последовательность

Хотя это преимущество может показаться идентичным преимуществу традиционного линейного образования, есть нюанс, который следует учитывать.

В линейном образовании используется последовательность, в которой знания идут одно за другим в соответствии с предпочтениями учителей.

Здесь, в спиральной учебной программе, эта последовательность может также означать, что знания следуют одно за другим, но через некоторое время прохождение занятий на эти знания будет повторяться, а уровень повышаться. Существует иерархия и прогрессивное увеличение сложности, и эта сложность основана на том, что ученики, как видно, узнали.

5. Цели более высокого уровня

В традиционном образовании от учащихся стремятся запомнить то, что им дается в классе, и раскрыть это на экзамене или в работе.

По спирали резюме студенты приглашаются к участию в их обучении, показывая ему, что вещи, увиденные в классе, всегда будут иметь более высокую степень сложности, что побуждает его исследовать это самостоятельно.

Например, в связи с предыдущим примером по биологии, дыхательная система может быть объяснена вам в начале курса. На будущих занятиях им можно будет объяснить, что есть определенные заболевания, которые влияют на эту систему, предложив им самостоятельно искать медицинские проблемы, связанные с дыханием, и какие методы лечения существуют для каждого из них.

6. Гибкость

Этот тип учебной программы является гибким, поскольку учитывает то, что усваивается учениками., имея возможность изменять уровень сложности следующих фаз спирали, в дополнение к изменению связанного содержания.

Таким образом, никто не останется в стороне, и гарантируется, что каждый обладает хорошо обоснованными знаниями в дополнение к конструктивному обучению.

Источник

Содержание

Таким образом, этот метод имеет прямое отношение к спиральной учебной программе, открытой Джеромом Брунером, психологом, внесшим важный вклад в сферу преподавания и обучения. Среди них это методологическое предложение, которое вам предстоит открыть.

Учебная программа по спирали

Учебная программа по спирали направлена ​​на обучение таким образом, чтобы студенты могли перейти от общих знаний к специализированным. Он добивается этого путем непрерывного обучения, так как это предотвращает легкое предание концепций забвению..

Для этого спиральная учебная программа начинается с очень простых концепций, которые будут усложняться по мере того, как учащиеся будут продвигаться в своем обучении. Они могут это сделать, поскольку учебная программа адаптируется к возможностям учащихся. Таким образом, каждый может двигаться вперед и лучше понимать концепции предмета.

Однако для того, чтобы эта учебная программа работала, важно то, что учащиеся периодически возвращаются к одним и тем же общим темам; к широкому принципу. Что они должны этим сделать? Что ж, когда они вернутся к более глубокой части предмета, они смогут провести различные анализы и представления того, что они проанализировали ранее.

Ошибки и тупики

Джером Брунер не беспокоился об ошибках. Фактически, он считал их хорошим способом обучения студентов. Поэтому в спиральной учебной программе приветствуются как ошибки, так и тупики.

Неважно, что нужно для изучения концепции. Для Брунера преобладают интерес и удовлетворение от стимулирования гипотезы каждого студента.

Пример спиральной учебной программы

Теперь, когда вы знаете больше о спиральной учебной программе, вот краткий пример того, как с ее помощью происходит обучение. Вы начнете с очень простой задачи для маленьких детей, например, с распознавания и классификации животных.

Это очень просто. По мере продвижения среды обитания они будут обращаться к уже изученным концепциям, чтобы учащиеся могли связать то, что они раньше знали, с тем, что они только что узнали.. Таким образом, они действительно понимают, что изучают, и им становится более интересно узнать об этом больше.

Источник

Спиральный принцип успеха. Аттестация учащихся по математике

Разделы: Математика

Спиральные структуры признаны самой удачной моделью окружающих человека явлений, и являются синтезом циклического и поступательного движения, переводящего с каждым новым витком на новый уровень. То, что всё в мире развивается по спирали, уже не вызывает сомнения.

Во второй половине 20-го века появилось множество теорий, описывающих индивидуальную эволюцию сознания.

Идеи применения спирального принципа для достижения успеха получили широкое распространение, и на данный момент активно применяются в бизнесе.

Исходя из этого, мы выдвинули гипотезу:

Если спроецировать теории спирального принципа успеха и развития личности на методику подготовки учащихся к аттестации, это приведет к повышению результатов обучения математике и достижению максимального успеха на экзаменах для каждого выпускника.

Итак, следующей задачей является определение этапов достижения успеха.

Для ее решения мы спроецировали уровни спиральной динамики Грейвса (http://spiraldynamics.ru/kak-rabotaet/obzor-
spiralnoj-dinamiki) на этапы преодоления трудностей учащихся.

Основная суть разработанной модели заключается в том, что зная уровень восприятия ученика, можно удовлетворить его потребности и ликвидировать трудности, обеспечив переход на новый более высокий уровень восприятия.

спиральная программа обучения это. Смотреть фото спиральная программа обучения это. Смотреть картинку спиральная программа обучения это. Картинка про спиральная программа обучения это. Фото спиральная программа обучения это

Трудности, возникающие у учащихся на экзаменах, разделены психологами на несколько типов в зависимости от особенностей личности учащегося. Для определения трудностей используются рекомендации по оказанию помощи детям при подготовке к ЕГЭ. (Приложение 1)

В центре спирального подхода к обучению стоит ученик, поэтому мы разработали модель, соединяющую основные этапы обучения и спиральную схему преодоления трудностей учащимися. Разработанная модель обучения состоит из 4-х этапов, на каждом из которых достигается определяющее универсальное учебное действие (в соответствии с задачами федеральных государственных образовательных стандартов).

спиральная программа обучения это. Смотреть фото спиральная программа обучения это. Смотреть картинку спиральная программа обучения это. Картинка про спиральная программа обучения это. Фото спиральная программа обучения это

Переход на новый уровень происходит после анализа обучения, диагностики, тренировки и индивидуальной коррекции личностных проблем учащихся.

Разработанная модель является универсальной и может быть применена для решения любой образовательной задачи, не зависимо от содержания обучения.

Для систематизации дидактических материалов по математике в соответствии с уровнем психологической готовности учащихся к аттестации, мы разработали схему организации учебного процесса по спиральному принципу.

Основываясь на цветовых уровнях спиральной динамики (http://www.pstke.ru/dinamic.html), мы выделили основные характеристики миропонимания и видения проблем учащимися, а так же соответствующие уровню качества личности и рекомендации по использованию дидактических материалов, способствующих преодолению проблем учащихся и переходу на новый уровень.

ЦветУровеньДевизКачествоИспользуемые дидактические материалы
Бежевыйуровень выживанияне буду делать то, без чего можно обойтисьопределяются резервы учащихся в процессе обученияУМК по предмету.

Опросы, упражнения, наблюдениеФиоле-
товыйуровень защиты от непонятногоне могу сделать то, что не умеюдиагностика знаний и навыков учащихсяmioo.ru – система Ткуб для подготовки к ГИА и ЕГЭ по различным предметам.

dist156.ru – система дистанционного обучения moodle в рамках школыКрасныйуровень утвержденияхочу научиться делатьстепень мотивацииДистанционные тренировочные работы позволяют организовать тематическое повторение в индивидуальном темпе и по индивидуальному плану.

Автоматизированные формы контроляСинийуровень познания правилобъясните, как мне это сделатьинд-й подходИндивидуальные карточки, игровые уроки.

Работа со слабо мотивированными детьмиОран-
жевыйуровень жажды успехапопытаюсь сделать правильносамостоя-
тельностьРазработанная система устных упражнений предполагает не только восприятие на слух, но и восприятие зрительных образов и письменную запись, т.к. даже китайская мудрость гласит:

“Я слышу – я забываю,
я вижу – я запоминаю,
я делаю – я усваиваю”.

А воздействие сразу на три органа чувств (слух, зрение, осязание) дает максимальный результат обучения.

Это позволяет слабым учащимся отработать элементарные навыки, а сильным ученикам позволяет самостоятельно провести самодиагностикуЗеленыйуровень правильностимогу делать то, чему научилисамо-
контрольРабота с бумажными бланками.

Использование демонстрационных вариантов fipi.ru

Генератор вариантов ЕГЭ http://alexlarin.netЖелтыйуровень гибкостиделаю сам и учу другихактивизация мышленияИндивидуальная работа по карточкам на основе выявленных пробелов.

Выборка заданий на официальном информационном портале Единого Государственного Экзамена http://www.ege.edu.ru.

Организация работы в группахБирю-
зовыйуровень глобальностиуверен в себеуспешностьРешению коммуникативных проблем помогает и проведение учениками уроков по разработанным вместе с учителем планам.

Такие уроки часто проводятся на этапе повторения.

Проектная деятельность и внеклассные мероприятия по предмету тоже помогает повысить самооценку, уверенность в собственных силах.

Нами разработан персональный сайт Трофимовой Л.А., на котором находятся методические разработки в разделе Публикации(http://umatla.ru/portfolio/pub) и в разделе Спиральный принцип успеха (http://umatla.ru/teachers/got-g-e/spus);

на сайте конкурса «Открытый урок» издательского дома «Первое сентября» (https://urok.1sept.ru/authors/102-519-731);

на сайте дистанционной поддержки школы (http://dist156.ru).

Наши коллеги по школе успешно проводят апробацию разработанной системы.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *