спецификой организации образовательного процесса в дошкольном учреждении является то что обучение и

Структура образовательного процесса

Структура образовательного процесса в ДОУ

Учебный день делится на три блока:

1. Утренний образовательный блок :

2. Развивающий блок: представляет собой организационное обучение в форме ООД;

Педагогам предоставляется право варьировать место деятельности в педагогическом процессе, интегрируя (объединяя) содержание различных видов и форм в зависимости от поставленных целей и задач обучения и воспитания. Воспитатели и узкие специалисты координируют содержание проводимых занятий, осуществляя совместное планирование, обсуждая достижения и проблемы отдельных детей и группы в целом.

Объём нагрузки в течение недели соответствует санитарно- эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений (СанПиН 2.4.1.3049-13).

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет органично вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения. Одной теме в среднем уделяется 1-2 недели.

Организованная образовательная деятельность может осуществляться в первую и вторую половину дня.

При построении образовательного процесса, учебную нагрузку следует устанавливать,

руководствуясь следующими ориентирами:

— в середине занятий необходимо проводить физкультминутку;

— перерывы между занятиями должны быть не менее 10 минут;

Домашние задания воспитанникам ДОУ не задают. С целью переключения детей на творческую активность, для снятия физического и умственного напряжения, повышения эмоционального тонуса организма в режим всех возрастных групп введено проведение ежедневных игровых пауз между организованной образовательной деятельностью длительностью не более 10 минут. Проведение физкультминуток является обязательным при организации и проведении образовательной деятельности статического характера, содержание их определяется педагогом индивидуально.

Для профилактики утомления организованная образовательная деятельность познавательной направленности чередуются с организованной образовательной деятельностью художественно-эстетического направления.

Модель образовательного процесса на день ссылка

Модель образовательного процесса на неделю ссылка

Источник

Особенности организации педагогического процесса в ДОУ

спецификой организации образовательного процесса в дошкольном учреждении является то что обучение и. Смотреть фото спецификой организации образовательного процесса в дошкольном учреждении является то что обучение и. Смотреть картинку спецификой организации образовательного процесса в дошкольном учреждении является то что обучение и. Картинка про спецификой организации образовательного процесса в дошкольном учреждении является то что обучение и. Фото спецификой организации образовательного процесса в дошкольном учреждении является то что обучение и Елена Чеснокова
Особенности организации педагогического процесса в ДОУ

Высокие темпы общего развития детей дошкольного возраста, в том числе и умственного, требуют дифференциации обучения в разных возрастных группах. При этом своеобразие обучения проявляется в основных компонентах учебного процесса: его содержании, структуре, методах и формах организации.

Непосредственная образовательная деятельность в первой младшей группе детского сада, организуется с подгруппами (в течение дня проводятся два занятия) и имеет игровой характер. Деление детей на две подгруппы связано с необходимостью непосредственного общения воспитателя на занятии с каждым ребенком.

Структура занятий предусматривает чередование показа способов действий с исполнением их детьми, сочетание слушания речи воспитателя с активной речевой деятельностью детей. Такое чередование на протяжении занятия, как правило, повторяется многократно.

Содержание каждого занятия, объём осваиваемых представлений и действий невелики. При ознакомлении детей с предметами или действиями включаются два – три признака, два – три этапа действия (например, обмакнуть кисточку в краску, провести волнистую линию). Для полного освоения знаний, умений и навыков они повторяются на ряде занятий и включаются в содержание деятельности детей вне занятия.

К концу третьего года жизни у ребенка формируется умение соотносить указание, вопрос воспитателя, адресованный всей группе, к себе. Формирование этого умения достигается путем дополнения общих указаний индивидуальными («Все дети будут рисовать, Коля тоже будет рисовать»).

Это умение, сформированное у большинства детей, дает возможность во второй младшей группе и средней перейти к проведению занятий одновременно со своей группой, а возросшая устойчивость внимания детей – увеличить продолжительность занятий с 10-15 мин до 15-20 мин. Во второй младшей и средней группах проводятся два занятия в день.

Увеличивается объем содержания занятий. Так, при наблюдении у детей 4летнего возраста формируются достаточно отчетливые и конкретные представления о предметах и явлениях, включающие основные физические характеристики, изменения движения или развития, взаимодействия с другими объектами. При этом занятия начинают играть ведущую роль в освоении содержания.

Задачи обучения детей младшего и среднего дошкольного возраста заключается в дальнейшем формировании навыков и умений учебно-познавательной деятельности: закрепляется умение принимать задание и достигать результата, овладевать умением действовать по указанию воспитателя, слушать и слышать не только воспитателя, но и товарищей, формируются первоначальные умения оценки и самооценки результатов деятельности.

Методы и приемы обучения направлены как на формирование знаний умений и навыков, так и на развитие основных компонентов учебной деятельности.

В обучении детей второй младшей и средней групп используются наглядные и практические методы : наблюдение, рассматривание картин и демонстрация диафильмов, игровой метод, разнообразные упражнения, так же в качестве одного из методов учебной деятельности в группах среднего возраста используются опыты. Впервые начинают проводиться беседы.

Во второй младшей группе начинается проведение небольших целевых прогулок в природу и экскурсии внутри помещения детского сада (для ознакомления с трудом персонала). В средней группе экскурсии как один из видов занятий используется педагогом систематически.

У детей старшего дошкольного возраста значительно возрастает произвольность познавательных процессов (памяти внимания, складываются основные умственные умения и умственные операции (сравнение, анализ, обобщение, классификация и др.). Все это позволяет значительно совершенствовать процесс обучения, расширить его задачи. По-прежнему одной из основных задач обучения остается дальнейшая ориентировка детей в окружающем мире, накопление представлений о предметах и явлениях окружающей жизни (природе, труде людей, общественных явлениях). Решается задача дальнейшего совершенствования познавательных процессов: целенаправленность анализа, сравнение, более широкое обобщение. Важнейшей задачей обучения детей старшего дошкольного возраста является воспитание познавательного интереса как мотива учебной деятельности.

Обучение на занятиях в старших группах детского сада становится основным средством образовательной работы. Продолжительность занятий увеличивается до 25-30 мин. Широко используются целевые прогулки в природу. Систематически проводятся экскурсии для ознакомления с общественными явлениями, с природой.

Содержание детей в старших группах усложняется. Знания о предметах и явлениях окружающей жизни формируются как элементарные системы разного объёма и разной степени обобщенности.

Усложняется содержание математических представлений детей. В единстве с процессом формирования знаний идет обучение речи. Развивается связная речь, осваиваются фонематические восприятия как предпосылка для овладения грамотой, дети осваивают выразительные средства родного языка.

Разносторонность содержания обучения требует использования системы методов: наглядных, практических и словесных. Наблюдение как основной наглядный метод сохраняет свое ведущее значение.

Освоение связей требует использование моделирования и элементарных опытов. Эти методы наиболее полно представлены в обучении именно старших детей.

С помощью указанных методов, наряду с накоплением представлений и освоением связей, осуществляется систематизация знаний.

Своеобразие содержания обучения детей старших групп детского сада требует использования системы занятий, где каждое занятие занимает определенное место в формировании знаний и умений.

Итак, обучение в детском саду, обеспечивая освоение детьми знаний, умений, навыков, развитие умственных сил и способностей, оказывает влияние на развитие всех видов деятельности ребенка, на становление личности в целом. Обучение является решающим фактором подготовки ребенка к школе.

Консультация «Применение технологических карт при организации образовательного процесса в ДОУ» Очень непросто правильно организовать образовательный процесс обучения детей. Необходимо строить свою работу таким образом, чтобы обучение.

Доклад к конференции «Новые подходы к содержанию и организации образовательного процесса в современном ДОУ» Здравствуйте уважаемые коллеги! Тема моего выступления «Новые подходы к содержанию и организации образовательного процесса в современном.

Современные технологии организации образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС Доклад на тему: «Современные технологии организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДОУ» Наш педагогический коллектив детского.

Методические рекомендации по организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в первой половине дня Введение Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации.

Об организации изучения, обобщения лучшего педагогического опыта педагогов ДОУ МБДОУ Детского сада №39 «Ромашка» Попова Надежда Васильевна – старший воспитатель Изучение, обобщение, распространение и внедрение лучшего.

Основные особенности воспитательно-образовательного процесса полиэтнического ДОУ На протяжении многих лет наш детский сад «Ласточка» в инновационном режиме ведет работу по приобщению всех участников образовательного процесса.

спецификой организации образовательного процесса в дошкольном учреждении является то что обучение и. Смотреть фото спецификой организации образовательного процесса в дошкольном учреждении является то что обучение и. Смотреть картинку спецификой организации образовательного процесса в дошкольном учреждении является то что обучение и. Картинка про спецификой организации образовательного процесса в дошкольном учреждении является то что обучение и. Фото спецификой организации образовательного процесса в дошкольном учреждении является то что обучение иОтчет об организации педагогического процесса с детьми, уровень развития которых отличается от нормативного За последние годы увеличилось количество детей, уровень развития которых отличается от нормативного. От воспитателя это требует.

Памятка по организации педагогического процесса в период адаптации В период адаптации устанавливается индивидуальный режим для каждого вновь поступающего малыша с учетом рекомендаций врача, педагога-психолога,.

Семинар-практикум «Проектирование педагогического процесса в ДОУ» Семинар-практикум Тема: «Проектирование педагогического процесса в ДОУ» Цель семинара – повышение уровня компетентности педагогов ДОУ в.

Источник

Требования ФГОС дошкольного образования к организации образовательной деятельности дошкольников

спецификой организации образовательного процесса в дошкольном учреждении является то что обучение и. Смотреть фото спецификой организации образовательного процесса в дошкольном учреждении является то что обучение и. Смотреть картинку спецификой организации образовательного процесса в дошкольном учреждении является то что обучение и. Картинка про спецификой организации образовательного процесса в дошкольном учреждении является то что обучение и. Фото спецификой организации образовательного процесса в дошкольном учреждении является то что обучение и Александра Кузнецова
Требования ФГОС дошкольного образования к организации образовательной деятельности дошкольников

Требования ФГОС дошкольного образования к организации

образовательной деятельности дошкольников

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Основополагающими документами нормативной правовой базы системы дошкольного образования, обязательными для исполнения во всех типах и видах образовательных организаций, ориентиром развития системы дошкольного образования являются:

• Конвенция ООН о правах ребенка

• Конституция Российской Федерации

• Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

• Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

• «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности»»(утвержден приказом № 1014 от 30 августа, регистрация в Минюсте 26 сентября 2013);

• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы в дошкольных организациях.

Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

Специфика дошкольного возраста такова, что достижения детей дошкольного возраста определяется не суммой конкретных знаний, умений и навыков, а совокупностью личностных качеств, в том числе обеспечивающих психологическую готовность ребенка к школе. Необходимо отметить, что наиболее значимое отличие дошкольного образования от общего образования заключается в том, что в детском саду отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования еще и тем, что к дошкольному образованию не предъявляются жесткие требования к результатам освоения программы.

ФГОС ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника. Ведущими видами детской деятельности станут: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др.

Необходимо отметить, что образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в дошкольной организации.Это:

Совместная (партнерская) деятельность педагога с детьми:

Образовательная деятельность в режимных моментах;

Организованная образовательная деятельность;

Самостоятельная деятельность детей.

Образовательная деятельность осуществляется в различных видах деятельности и охватывает структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (образовательные области):

Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности:

В раннем возрасте (1год – 3 года) – предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и др., общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр., восприятие смысла музыки, сказок, стихов. Рассматривание картинок, двигательная активность;

Для детей дошкольного возраста (3 года – 8 лет) – ряд видов деятельности, таких как игровая, включая сюжетно-ролевую игру. Игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками, познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними, а также восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице, конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация, музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) и двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Организованная образовательная деятельность представляет собой организацию совместной деятельности педагога с детьми:

с подгруппой детей;

с целой группой детей.

Выбор количества детей зависит от:

— возрастных и индивидуальных особенностей детей;

— их интереса к данному занятию;

Но необходимо помнить, что каждый ребенок должен получить одинаковые стартовые возможности для обучения в школе.

Таким образом, «занятие» как специально организованная форма учебной деятельности в детском саду отменяется. Занятием должна стать интересная для детей, специально организованная воспитателем специфическая детская деятельность, подразумевающая их активность, деловое взаимодействие и общение, накопление детьми определенной информации об окружающем мире, формирование определенных знаний, умений и навыков. Но процесс обучения остается. Педагоги продолжают «заниматься» с детьми. Между тем необходимо понимать разницу между «старым» обучением и «новым».

Организованная образовательная деятельность

в виде учебной деятельности

через организацию детских видов деятельности

1. Ребенок – объект формирующих педагогических воздействий взрослого человека. Взрослый – главный. Он руководит и управляет ребенком.

1. Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия. Они равны по значимости. Каждый в равной степени ценен. Хотя взрослый, конечно, и старше, и опытнее.

2. Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый «много» говорит)

2. Активность ребенка по крайней мере не меньше, чем активность взрослого

3. Основная деятельность – учебная. Главный результат учебной деятельности – решение какой-либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель – знания, умения и навыки детей. Активность детей нужна для достижения этой цели.

3. Основная деятельность – это так называемые детские виды деятельности.

Цель- подлинная активность (деятельность) детей, а освоение знаний, умений и навыков – побочный эффект этой активности.

4. Основная модель организации образовательного процесса – учебная.

4. Основная модель организации образовательного процесса – совместная деятельность взрослого и ребенка

5. Основные формы работы с детьми – рассматривание, наблюдения, беседы, разговоры, экспериментирование исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская и т. д

6. Применяются в основном так называемые прямые методы обучения (при частом использовании опосредованных)

6. Применяются в основном так называемые опосредованные методы обучения (при частичном использовании прямых)

7. Мотивы обучения на занятии, как правило, не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. «Удерживает» детей на занятии авторитет взрослого. Именно поэтому педагогам зачастую приходится «Украшать» занятие наглядностью, игровыми приемами, персонажами, чтобы облечь учебный процесс в привлекательную для дошкольников форму. Но ведь «подлинная цель взрослого вовсе не поиграть, а использовать игрушку для мотивации освоения непривлекательных для детей предметных знаний».

7. Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности

8. Все дети обязательно должны присутствовать на занятии

8. Допускаются так называемые свободные «вход» и «выход» детей, что вовсе не предполагает провозглашения анархии в детском саду. Уважая ребенка, его состояние, настроение, предпочтение и интересы, взрослый обязан предоставить ему возможность выбора – участвовать или не участвовать вместе с другими детьми в совместном деле, но при этом вправе потребовать такого же уважения и к участникам этого совместного дела.

9. Образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого – двигаться по заранее намеченному плану, программе. Педагог часто опирается на подготовленный конспект занятия, в котором расписаны реплики и вопросы взрослого, ответы детей

9. Образовательный процесс предполагает внесение изменений (корректив) в планы, программы с учетом потребностей и интересов детей, конспекты могут использоваться частично, для заимствования фактического материала (например, интересных сведений о композиторах, писателях, художниках и их произведениях, отдельных методов и приемов и др., но не как «готовый образец» образовательного процесса.

Основные тезисы организации партнерской деятельности взрослого с детьми, на которые указывает Н. А.Короткова:

• включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

• добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

• свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

• открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).

Образовательная деятельность детей в режиме дня.

Помимо организованной образовательной деятельности воспитателем должны быть запланирована и образовательная деятельность в режиме дня:

В утренние и вечерние часы

При проведении режимных моментов.

Цели образовательной деятельности в режиме дня:

Охрана здоровья и формирование основы культуры здоровья;

Формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира)

Освоение первоначальных представлений социального характера и включение детей в систему социальных отношений

Формирование у детей положительного отношения к труду.

Формы проведения образовательной деятельности в режиме дня:

Подвижные игры с правилами (в том числе народные, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, физкультурные минутки;

Оздоровительные и закаливающие процедуры, здоровьесберегающие мероприятия, тематические беседы и рассказы, компьютерные презентации, творческие и исследовательские проекты, упражнения по освоению культурно-гигиенических навыков;

Анализ проблемных ситуаций, игровые ситуации по формированию культуры безопасности, беседы, рассказы, практические упражнения, прогулки по экологической тропе;

Игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, творческие сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные;

Опыты и эксперименты, дежурства, труд (в рамках практико-ориетированных проектов, коллекционирование, моделирование, игры- драматизации,

Беседы, речевые ситуации, составление рассказывание сказок, пересказы, отгадывание загадок, разучивание потешек, стихов, песенок, ситуативные разговоры;

Слушание исполнение музыкальных произведений, музыкально-ритмические движения, музыкальные игры и импровизации,

Вернисажи детского творчества, выставки изобразительного искусства, мастерские детского творчества и др.

Самостоятельная деятельность детей.

По санитарно-эпидемиологическим требованиям к содержанию и организации работы в дошкольных организациях на самостоятельную деятельность детей 3-7 лет (игры, подготовка к образовательной деятельности, личная гигиена) в режиме дня должно отводиться не менее 3-4 часов.

Но это не значит, что ребенок должен быть предоставлен самому себе. Для организации самостоятельной деятельности детей необходимо создать развивающую предметно- пространственную среду и присмотр и уход за каждым ребенком.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке)должны обеспечивать:

игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3)Полифункциональность материалов предполагает:

возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д. ;

наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4)Вариативность среды предполагает:

наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр., а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5)Доступность среды предполагает:

доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;

исправность и сохранность материалов и оборудования.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

Презентация «ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования: проблемы преемственности» Тема работы: ФГОС ДО и ФГОС НОО, проблемы преемственности. 1 слайд. Как сказал Лев Семенович Выготский: «Школьное обучение никогда не.

ФГОС дошкольного образования: изменения в профессиональной деятельности Дошкольное образование — первая и, пожалуй, одна из важнейших ступеней образовательной системы. Сложно переоценить её значение, ведь основная.

Особенности организации речевого центра в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования [b]Автор: Картавых Е. А. Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Жемчужинка» г. Тамбова[/b] Особенности организации речевого центра в соответствии.

Требования к портфолио педагога дошкольной образовательной организации Никогда не занималась созданием своего портфолио и вот получила задание его сделать. Пришлось познакомиться с методической литературой по.

Программа деятельности ресурсного центра по формированию системы оценки качества дошкольного образования ФГОС ДО Главной задачей государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации системы образования выступает обеспечение.

«Развитие игровой деятельности дошкольника в условиях реализации ФГОС дошкольного образования» (ФГОС ДО) В ноябре 2013г. вышел Приказ об утверждении ФГОС ДО, который вступил в силу с 1 января 2014г. Стандарт был разработан на основе Конституции.

спецификой организации образовательного процесса в дошкольном учреждении является то что обучение и. Смотреть фото спецификой организации образовательного процесса в дошкольном учреждении является то что обучение и. Смотреть картинку спецификой организации образовательного процесса в дошкольном учреждении является то что обучение и. Картинка про спецификой организации образовательного процесса в дошкольном учреждении является то что обучение и. Фото спецификой организации образовательного процесса в дошкольном учреждении является то что обучение иСоциализация старших дошкольников путем организации детской трудовой деятельности в условиях реализации ФГОС Ввести ребенка в мир человеческих отношений- одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста» В. А. Сухомлинский.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *