специфические методы и приемы обучения детей с зпр в классах кро
Специфические методы и приемы обучения и воспитания учащихся
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Специфические методы и приемы обучения и воспитания учащихся с ЗПР
Термин «задержка психического развития» предложен Г.Е. Сухаревой. Исследуемый феномен характеризуется, прежде всего, замедленным темпом психического развития, личностной незрелостью, негрубыми нарушениями познавательной деятельности, по структуре и количественным показателям отличающимися от олигофрении, с тенденцией к компенсации и обратному развитию.
Понятие «задержка психического развития» является психолого-педагогическим и характеризует, прежде всего, отставание в развитии психической деятельности ребенка.
Быстрое изменение социальных стереотипов, трансформация материальных ценностей в совокупности с объективно ухудшающимися условиями жизни большинства семей ведут к росту психоэмоциональных перегрузок детей, стрессовых ситуаций, применению насилия со стороны родителей. В последнее время четко отмечается тенденция к ухудшению психического здоровья подростков. Основными формами психической патологии детей и подростков являются неврозы, психопатии, девиантное поведение. Число абсолютно здоровых в психическом отношении школьников снижается.
В исследованиях личностной сферы детей с задержкой психического развития отмечаются инфантильные черты характера, проявляющиеся в преобладании игровых интересов над учебными, повышенная внушаемость и уход от ответственности, неадекватная самооценка, слабо сформированная саморегуляция. Детям трудно управлять своим поведением, вести себя в соответствии с требованиями ситуации, намеренно регулировать различные психические процессы и состояния.
Причинами задержки психического развития могут быть тяжелые инфекционные заболевания матери во время беременности, токсикозы беременности, генетические факторы и т.д.
У детей с задержкой психического развития на фоне первично-сохранной познавательной деятельности отмечается недоразвитие наиболее сложных форм мышления, обусловленное повышенной отвлекаемостью, неумением обдумать и сосредоточиться над предложенным заданием. Все это приводит к неуспеваемости детей в массовой школе.
В педагогическом отношении именно эти дети представляют собой «группу риска». Учебные нагрузки, посильные для здоровых, развитых школьников для них оказываются непосильными или связанными с опасным перенапряжением умственных и физических сил. Многие из них уже с первых лет обучения становятся хронически отстающими, неуспевающими. Обычные среди педагогов объяснения причин школьной неуспеваемости и трудновоспитуемости – нерадивость, лень, нежелание учиться, отсутствие познавательных интересов в этих случаях оказываются несоответствующими действительной природе этих явлений.
Любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе школьного обучения определяются термином «школьная дезадаптация». Основные признаки: затруднения в учебе, различные нарушения школьных норм поведения. К категориям детей с нарушениями школьной адаптации относятся, прежде всего, дети с недостаточными способностями к обучению.
В школьном возрасте учебная деятельность является ведущей, ее формирование обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка.
У неуспевающего ребенка возникает немало проблем, порождаемых, прежде всего неадекватностью педагогических воздействий и формирующимся на их основе взаимным чувством неприязни. Основные факторы, способные стать причинами школьной неуспеваемости:
недостатки в подготовке ребенка к школе, социально – педагогическая запущенность;
длительная психическая деривация (ограничение, угнетение);
соматическая ослабленность ребенка;
нарушения формирования отдельных психических функций и познавательных процессов;
нарушения формирования школьных навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия);
нейродинамические нарушения (гипердинамический синдром, психомоторная заторможенность);
эмоциональные расстройства и т. д.
Таким образом, трудности, которые могут возникать, у ребенка в период обучения связаны с воздействием большого числа факторов, которые сочетаются друг с другом, образуя сложную структуру нарушения школьной адаптации.
Выделение слабоуспевающих учеников в классы коррекционно–развивающего обучения (КРО) полностью проблему не решает, так как каждый ученик имеет свои индивидуальные особенности и типологические различия. Поэтому важной задачей организации КРО является изучение и учет индивидуальных особенностей ученика.
Такие дети, в силу различных причин генетического, физиологического и социального свойства, приходят в школу психически и соматически ослабленными, социально запущенными, с риском школьной и социальной дезадаптации.
У таких детей плохо развито логическое мышление, хотя патологических изменений в памяти нет. Они не умеют использовать вспомогательные средства для запоминания учебного материала, у них отсутствуют навыки концентрации внимания. Уровень интуитивно – практического мышления выше словесно – логического. Они предпочитают показать, как надо сделать, чем объяснить. Им трудно перейти от отвлеченного к конкретному и наоборот. Для них характерно смещение понятий, трудности в формировании содержательных обобщений, формализм в усвоении знаний. Они проявляют склонность к выполнению действий по шаблону, стремятся копировать уже известные способы решения, избегая интеллектуального напряжения даже при решении доступных им задач. У них низкая работоспособность, незрелость эмоций и воли, ограниченный запас общих сведений и представлений, обедненный словарный запас. Прием и переработка информации требует более длительного периода, чем у обычных детей.
Все перечисленные особенности представляют собой результат снижения тонуса общей познавательной активности, которая неразрывно связана с мотивационной сферой таких учащихся. Содержание этих особенностей разное.
Особенности, относящиеся к психическому развитию:
отсутствие волевых усилий;
отсутствие навыков запоминания и концентрации внимания;
«Методы и приемы работы с детьми с ЗПР в условиях реализации ФГОС»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Учитель английского языка Башинская И.Г.
«Методы и приемы работы с детьми с ЗПР в условиях реализации ФГОС»
Чтобы правильно выстроить свою работу обучения английскому языку детей с задержкой психического развития, я решила сначала разобраться, что это за заболевание, какие это дети, что им интересно, как их можно привлечь к уроку, какие методы и приемы на уроке им будут более доступными и интересными.
Заде́ржка психи́ческого разви́тия (сокр. ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции ( память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера ) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Внимание у детей с задержкой психического развития неустойчиво, кратковременно, поверхностно. Любые посторонние стимулы отвлекают ребенка и переключают внимание.
Ситуации, связанные с концентрацией, сосредоточенностью на чем-либо, вызывают затруднения.
Память у детей с задержкой психического развития характеризуется мозаичностью запоминания материала, слабой избирательностью, преобладанием наглядно-образной памяти над вербальной, низкой мыслительной активностью при воспроизведении информации.
У детей с задержкой психического развития более сохранно наглядно-действенное мышление ; более нарушенным оказывается образное мышление ввиду неточности восприятия. Абстрактно-логическое мышление невозможно без помощи взрослого. Дети с ЗПР испытывают трудности с анализом и синтезом, сравнением, обобщением; не могут упорядочить события, построить умозаключение, сформулировать выводы.
Особенностью задержки психического развития является то, что компенсация и обратимость нарушений возможны только в условиях специального обучения и воспитания.
В настоящее время с введением ФГОС актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, представлять доказательства, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности.
В связи с этим определяют основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР:
1. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.
2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР.
3. Индивидуальный подход.
4. Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями.
5. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;
6. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
7. Использование многократных указаний, упражнений.
8. Проявление большого такта со стороны учителя
9. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
10. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;
11. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.
В случаях тяжелой задержки психического развития для таких детей должны быть созданы специальные условия обучения. Работоспособность у детей с ЗПР на уроке длится 15-20 минут.
Ведение уроков в интегрированных классах, где обучаются дети с ЗПР, требует от учителя большого внимания. В поле его зрения должны находиться все ученики класса. Учитель не может удовлетвориться правильным ответом одного-двух учеников; он обязан убедиться в том, что все ученики поняли материал, и только после этого переходить к новому. В случаях, когда по своему психическому состоянию ученик не в силах работать на данном уроке, материал объясняют ему на индивидуальных занятиях.
С целью адаптации объема и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся систему изучения того или иного раздела программы нужно значительно детализировать: учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий, такие как:
дополнительные наводящие вопросы;
наглядность – картинные планы, опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки», графические модели, карточки-помощницы, которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении учебного материала;
приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач;
помощь в выполнении определенных операций;
образцы решения задач;
поэтапная проверка задач, примеров, упражнений.
Значительное время необходимо отводить на обучение учащихся выполнять инструкцию с несколькими заданиями. У детей с ЗПР может иметь место утеря одного из звеньев инструкции, поэтому надо приучать их внимательно слушать инструкцию, пытаться представить ее себе и запомнить, что следует делать. Чтобы исключить утерю одного из звеньев, можно использовать на первоначальном этапе обучения следующий прием: около ученика выкладывают палочки в количестве, соответствующем количеству заданий. При выполнении одного задания одна палочка отодвигается в сторону.
Для самостоятельной работы необходима индивидуализация заданий. В этой связи психологи рекомендуют всем учителям разрабатывать дидактический материал различной степени трудности и с различным объемом помощи:
задания воспроизводящего характера при наличии образцов, алгоритмов выполнения;
задания тренировочного характера, аналогичные образцу;
задания контрольного характера и т.д.
Я бы хотела привести несколько специфических методов в работе с детьми с ЗПР:
3. Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».
Средства активизации необходимо использовать в системе, которая, объединив должным образом подобранные содержание, методы и формы организации обучения, позволит стимулировать различные компоненты учебной и коррекционно-развивающей деятельности у учащихся с ЗПР.
Что необходимо знать и выполнить учителю-предметнику для работы с детьми с ЗПР.
Учитель иностранного языка может составить собственную программу для обучения таких классов или внести изменения в общеобразовательную программу. ( Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития – fgosreestr . ru )
Учитель имеет право:
уменьшить объем изучаемой лексики;
выбрать легко запоминающиеся конструкции по грамматике;
подобрать упрощенные тексты;
снизить требования к изучению иностранного языка.
Статья Методы и приемы обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательного учреждения
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Методы и приемы обучения детей с задержкой психического развития в условиях общеобразовательного учреждения
Средняя школа № 73 им. Т. К. Кравцова
Проблема обучения и воспитания детей с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях интеграции данной группы обучающихся в среду интеллектуально достаточных сверстников рассматривается нами в тесной связи со степенью сформированности их познавательных процессов, определяющих успешность обучения в целом.
Например, объяснить задание или тему ещё раз, когда остальные дети уже приступили к выполнению упражнения и работают самостоятельно. Объяснять ему непонятный материал или новую тему несколько раз, другими словами, с большим количеством примеров, более подробно, с использованием наглядных материалов. Давать несколько другие задания, которые ему в данный момент под силу.
Например: На уроке по окружающему миру по теме «Если хочешь быть здоров» организовываю работу в группах по карточкам.
Здесь даны продукты растительного и животного происхождения. Вам надо распределить продукты на группы и заполнить самостоятельно таблицу (Работа в парах). 3 группа работает по картинкам.
Спрашивать на уроках, после ответов сильных учеников, чтобы у него была возможность увидеть и услышать образец ответа. Разрешать ему при ответе, при выполнении заданий пользоваться вспомогательными материалами: таблицами, памятками, алгоритмами, схемами, планами и пр. В общем, это означает для учителя большую предварительную, подготовительную работу, но только так возможно получение результата в обучении детей с подобными проблемами.
Коррекция индивидуальных недостатков развития осуществляется на индивидуально-групповых занятиях. Это могут быть общеразвивающие занятия по коррекции недостатков памяти, внимания, развитию мыслительной деятельности, закреплению в речи поставленных логопедом звуков.
Школьники с ЗПР отличаются недостаточно развитым произвольным вниманием.
Коррекционная задача : развитие внимания
– Упражнения, направленные на увеличение объема внимания. Занятие проводится коллективно и включает в себя элемент соревнования. Детям предлагается по знаку «Внимание» фиксировать взглядом середину экрана и постараться прочесть показанный на короткое время материал и записать его (в ходе урока данный материал может использоваться учителем в качестве основы для отработки навыка, например, по разбору слова по составу). Предложенный текст может содержать:
а) бессмысленные слова, содержащие от 3-х до 9 согласных букв, например:
Примечание: в ходе урока предложите детям, используя гласные буквы, составить новые слова.
Например: РБТ – работа; ПРЖК – пирожок.
– Упражнения, направленные на увеличение уровня распределения внимания.
Занятие может проводиться как коллективно, так и индивидуально. Прочитайте вслух небольшое предложение.
Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Дети должны запомнить текст и сосчитать число ударов. Во время урока такой прием может использоваться несколько раз. В процессе занятий количество предложений увеличивается.
– Упражнения, направленные на усиление концентрации и устойчивости внимания.
а) на доске написаны буквы в разном порядке.
Ребенок просматривает строчку и пытается найти среди случайных букв слова. Например: ПОВГРОЗА РАНУШТЫЛШЫМАШАТМОАШ-УЩЬРИСТМРН
б) школьникам предлагается без ошибок переписать следующие строчки:
АММАДАМА РЕБЕРВГВТ ПРАТВНИ ГЕСКАЛАЛЛЛА ЕСАРПХАЬВЛЙ ДЕТТАТВЛВРА
– Упражнения на тренировку распределения и избирательности внимания. Предложите учащимся грамматический анализ нескольких текстов.
В них надо подчеркнуть одной чертой имена существительные, двумя чертами – глаголы. По команде Внимание» – наоборот: существительные двумя чертами, глаголы одной чертой.
Анализ показал, что через некоторое время использования таких игр-упражнений призыв учителя «быть внимательным» способен вызвать у учащегося состояние концентрации.
С вниманием тесно связан такой психический процесс, как память. Если говорить об особенностях памяти у детей классов КРО, то здесь обнаружена одна закономерность: они значительно лучше запоминают наглядный (неречевой) материал, чем вербальный.
Коррекционная задача : развитие памяти
– Упражнения на осознание словесного материала (используется как для тренировки зрительной, так и слуховой памяти). Цель упражнения – заставить детей поразмышлять о словах. Учитель дает установку: «Сейчас я буду читать (показывать) слова, а вы, услышав (увидев) каждое, представьте себе внешний вид данного предмета, его вкус, запах, звуки, которые он может издавать, и т. п. Например: зубная паста на вид белая, блестящая, с мятным запахом… В качестве предварительной тренировки можно предложить детям сначала описывать вслух вызываемые образы.
– Упражнения, направленные на способность устанавливать связи между элементами. Детям дается несколько слов, их необходимо расформировать по группам по какому-либо признаку, чтобы облегчить запоминание, а потом придумать историю, которая свела бы их вместе. Например: ЗВЕРИ, МЕДВЕДЬ, ТЕЛЕЖКА, ПЧЕЛА, КОЛОКОЛЬЧИК, РОМАШКА. Примерный текст: Попросили как-то звери медведя ПОМОЧЬ ИМ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ ТЕРЕМКА. Взял медведь тележку и пошел. Идет мимо поляны. А цветов видимо-невидимо. Вот колокольчик, вот скромница ромашка. Радуется медведь: есть, где пчелам мед собирать.
– Упражнение на развитие кратковременной памяти и непроизвольного внимания. За одну минуту определить, сколько букв Я на листе (фрагменты газетных заметок) или листы с буквами алфавита, расположенные не по порядку.
Для успешного овладения устной и письменной речью мало быть только внимательным. Необходимо еще самостоятельно рассуждать, действовать логически. У учащихся классов КРО недостаточно развиты составляющие функции мышления – анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование, овладение которыми является главным условием успешного развития, усвоения
знаний в процессе школьного обучения.
Коррекционная задача : развитие мышления
– Упражнения, направленные на развитие словесно-логического мышления. Игра «Найди группу». Учитель дает установку: «Я буду читать слова, а вы, если услышите слово, обозначающее ягоду, – хлопните, фрукты – топните». В качестве основания для систематизации может быть любой
– Упражнение «Анаграмма». В основе этого лежат задачи комбинаторного типа.
Предложите ребенку составить слово из определенного набора букв.
– Упражнение «Формирование умения выделять существенные признаки для сохранения личности суждений при решении длинного ряда однотипных задач». Учитель дает установку: «Сейчас я буду читать слова, а вы должны выбрать только два, обозначающие признаки основного слова, т. е. то, без чего этот предмет не может существовать.
Например: сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище).
– Упражнение «Формирование способности оперировать смыслом». Учитель читает пословицу, дети должны подобрать к ней фразу, отражающую общий смысл пословицы. Например: семь раз
отмерь, один раз отрежь.
А) Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы.
Б) Прежде чем сделать, надо хорошо подумать.
В) Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал.
– Упражнение на развитие избирательности и логических операций мышления (анализ, синтез, обогащение словарного запаса учащихся). Выберите проверочные слова. Сож. ление – сажать, жалеть.
В ряду высших психических функций восприятие является базой для развития памяти, внимания, мышления и воображения. Все начинается именно с восприятия, которое осуществляется с помощью различных анализаторов: тактильного, слухового, зрительного.
Коррекционная задача : развитие восприятия и ориентировки в пространстве
Примерный коррекционно-развивающий материал:
– Выполнение упражнений на усвоение пространственных отношений (на, над, под, за и т. д.)
Цель: выработка навыка правильно пользоваться предлогами в устной и письменной речи. Дети выполняют устные указания учителя, отвечают на его вопросы и записывают соответствующие предложения. (Что расположено над доской? – Над доской висит картина.).
– Упражнение на развитие наблюдательности. Предложите учащимся внимательно осмотреть классную комнату и найти предметы, в которых есть, например, круг или в названии которых два слога и т. д. Дети записывают слова в тетрадь. Проведите эту игру в соревновательной форме.
Для развития зрительного внимания, мышления, памяти мы предлагаем упражнения на исключение лишнего, усложненные кодированием с использованием таблицы-ключа, в которой каждой цифре соответствует гласная буква, и задания на запоминание. Необходимо расшифровать, выделить лишнее слово в каждой группе, объяснить свое решение, записать слова в расшифрованном виде. Подобрать слова-признаки к каждому выделенному слову. При помощи данной таблицы-ключа зашифровываются только гласные буквы (согласные, твердый и мягкий знаки не шифруются):
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
А О У И Ы Э Е Ё Ю Я
Образец: 8ж, л4с1, к2р2в1, в2лк (ёж, лиса, корова, волк).
Примерный лексический материал.
п2м4д2р, 2г3р7ц, 0бл1к2, м2рк2вь;
гр3ш1, 0бл1к2, м2рк2вь;
т2рт, к2лб1с1, с5р, ч1йн4к.
Аналогичным образом могут быть зашифрованы предложения и небольшие тексты.
После того как учащиеся освоили это упражнение (3–5 предложений), им предлагается кодированный текст, ключ к нему. Необходимо ознакомиться с ключом и прочитать текст, не заглядывая в таблицу-ключ.
Одним из важнейших направлений в работе с детьми, имеющими ЗПР, является проблема их речевого развития.
Коррекционная задача : развитие речи
– Упражнение, направленное на развитие словарного запаса. Игра «Придумай новое слово».
Учитель называет слово, ученик должен заменить в нем одну букву, чтобы получилось новое. Например: дом-дым-дам и т. д.
– Упражнение «Слова-приятели», «Слова-неприятели». Какое слово лишнее и почему?
– Упражнения на развитие грамматических навыков. Они помогут ребенку научиться правильно составлять простые предложения, грамотно связывать грамматические конструкции, понимать по- следовательность событий в тексте.
А) «Кто? Что?». Составь предложения по разным моделям. Например по схеме КТО? ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО?
Б) «Закончи предложение». Задание: попробуй угадать конец фразы:
В) Слова в предложении перепутались. Попробуй расставить их на свои места: Дымок, идет, трубы, из.
Г) «Пропавшие слова». Догадайся, какие слова пропущены: Тишина царит в дремучем _____. Черные _____затянули солнце.
Д) «Найди ошибку». Прочитай предложения и скажи, все ли в них верно:
Зимой в саду расцвели яблони. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В ответ я киваю ему рукой. Самолет сюда, чтобы помочь людям.
Итак, актуальность и значимость названных коррекционно-развивающих мероприятий, связанных с повышением уровня результативности обучения детей с ЗПР в условиях общеобразовательной школы, на наш взгляд, несомненны.
В работе с детьми с задержкой психического развития эмоции играют едва ли не самую важную роль в развитии личности. Поэтому необходимым условием организации совместной деятельности с детьми считаю обеспечение психологической комфортности детей, обеспечивающей их эмоциональное благополучие. Атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха необходимы не только для познавательного развития детей, но и для их нормального психофизиологического состояния.
Литература
Екжанова Е.А., Резникова Е.В. Основы интегрированного обучения.- М.: Дрофа, 2008.
Ефименова Л. Н. Коррекция учебной и письменной речи учащихся начальных классов. М.: Гуманитарный издат. центр, 2002. 93 с.
Костенкова, Ю. А. Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения / Ю. А. Костенкова, Р. Д. Тригер, С. Г. Шевченко. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 64 с.
Нарзулаев С. Б., Шуклова Л. А. Проблемы обучения детей с задержкой психического развития// Вестник ТГПУ. 2011. Выпуск 2 (104).